Значение имени медина на таджикском языке. Современные таджикские имена

Имена таджиков. Таджики населяют юго-восточную часть Средней Азии, Северный Афганистан; в незначительном количестве таджикское население есть в Иране (Хорасан), а также в Западном Пакистане. Численность таджиков - 40-45 млн. человек. Таджикский язык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Таджикская антропонимия складывалась под влиянием сложных политических, культурно-исторических и социальных факторов. Завоевание арабами территорий, населенных предками таджиков, и принятие средневековыми таджиками новой религии - ислама сказались на местной антропонимии. В первые века ислама антропонимическая модель (АМ) была довольно проста. У мусульман было основное имя (ОИ), т.е. имя, данное при рождении, обычно либо древнее арабское (Кутайба, Асад, Сахл), либо библейско-мусульманское (Ибрахим, Якуб, Ильяс), либо имя, данное в честь пророка ислама (Ахмад, Мухаммад, Махмуд) или члена его семьи (Али, Хасан, Фатима), и патроним. Оба имени, ОИ и патроним, соединялись арабским словом ибн или бин "сын", например Ахмад ибн Асад, что означало "Ахмад сын Асада". В последующие века с развитием феодального общества АМ постепенно усложняется. Представители привилегированных сословий получали особые почетные прозвища - кунья, употребление которых регламентировалось указами правительства. Кунья стояла впереди ОИ и часто в обиходе заменяла его. Так, знаменитый Ибн-Сина (в европейской передаче Авиценна) известен больше по кунья Абуали (араб. абу "отец" + Али), а не по ОИ - ал-Хусайн. Кроме кунья знать могла носить и лакаб, изначально выполнявший функцию официального титула. Лакабы были разнообразны по структуре, но в Средней Азии среди таджиков распространение получили титулы с конечным элементом -дин "вера", например: Нуруддин "свет веры", Салахуддин "благо веры", Фахруддин "гордость веры". В АМ лакаб предшествовал всем остальным компонентам, пока не получили распространение титулы по роду деятельности, которые заняли позицию между лакабом и именем. Например, поэт Джами полностью именовался Нуруддин Мавлоно Абдуррахман ибн Ахмад Джами, где Мавлоно (араб. "господин наш") было почетным званием мусульманских ученых, а Джами - наименованием по месту рождения (нисба). Со временем слово мавлоно превратилось в мулло и стало обозначать главным образом мусульманских священно-служителей. Но титул мулло в препозиции к имени служил еще и отличительным признаком образованного или просто грамотного человека. Вплоть до утверждения советской власти в Средней Азии почетным прозвищам придавалось большое значение. Присоединение к имени какого-либо титула диктовалось сословным расслоением общества, социальным этикетом. Особой "табели о рангах" для людей, не состоящих на правительственной службе, не было, но каждое сословие имело свою титулатуру. Так, имена писцов, секретарей начинались обычно с титула мирзо "сын амира", "царевич"; присоединение его к имени писцов - служащих канцелярии говорило об их особом положении в мусульманском обществе. Были титулы, которые меняли свое значение в зависимости от позиции в полном имени и состава последнего. Например, титул ходжа перед именем указывал на то, что носитель имени - купец, суфий или чиновник канцелярии правительства, а тот же титул в конце имени обозначал потомка "праведных халифов". Какой-либо титул мог оказаться в составе имени человека, не имеющего по своему общественному положению или роду деятельности ничего общего с этим званием. Так, в средние века среди профессиональных воинов, например, часто встречались имена вроде Бобоали, Пирмуххамад, Шайхусман, а бобо, пир, шайх как звания могли принадлежать только служителям религии или ученым, но никак не наемным солдатам. Объясняется такое несоответствие тем, что ребенка могли назвать в честь почитаемого лица, взяв его имя и сочетающееся с ним звание. Точно так же наличие в составе имени титулов наподобие малик, султан, шо "царь", "правитель" не могло служить основанием для причисления их носителей к царскому роду. При обращении имя употребляли редко, а называли человека по должности, профессии или титулу: например, ремесленника именовали усто "мастер", богослова, служителя мусульманской церкви - шейх "старец", учителя - мударрис "преподающий урок". Обратиться к старшему по имени считалось бестактностью. В период после установления в Средней Азии советской власти постепенно изменялась система таджикской антропонимии, что было связано как с ликвидацией сословных ограничений, так и с русским влиянием на таджикскую культуру и язык, и в частности на антропонимическую систему. Исчезли титулы и почетные прозвища, а вместо них появились фамилии, образованные по русской модели; такие наследственные имена до революции были редкостью. Вместе с тем среди новой таджикской интеллигенции стали распространяться фамильные имена с окончанием на -и и -зода "сын", "отпрыск". Фамилии этого типа встречаются и теперь, главным образом среди деятелей культуры (Каххори, Осими, Рахимзода, Турсунзода). В настоящее время в документах отчества с окончанием на -евич, -ович, т.е. созданные по образцу русских, есть почти у всех таджиков, но употребление таких отчеств еще не получило распространения среди таджиков в сфере повседневно-бытового общения. Вместо этого используются другие формы обращения. Так, сверстники называют друг друга обычно по ОИ с приставками, придающими имени оттенок ласкательности, уважения. Наиболее часто употребляются компоненты -бой, -джон, -хон, -шо для мужских имен и гул, джон, мо, нисо - для женских, которые, как правило, следуют за именем, например: Рахимбой, Мухаммадджон, Темурхон, Давлатшо, Сайлигул, Сороджон, Низорамо. К старшим младшие обращаются соответственно разнице в возрасте собеседников при помощи следующих терминов родства и слов: ако, акоджон "старший брат", амак, амакджон или таго, тагоджон "дядя", ота, отаджон "отец", бобо, бободжон "девушка", апа, ападжон "старшая сестра", хола, холаджон "тетя", оча, очаджон "мать", биби, бибджон "бабушка". Если разница в возрасте не очень велика и отношения достаточно близкие, то допускается именование по сочетанию термина родства и имени, например: Рахимджонако, Кумриапа. В горных районах Таджикистана слово ако в изафетной (соединительной) форме акаи предшествует имени: акаи Рахим, акаи Сафар. В тех же местностях женщины называют друг друга по именам их детей, например: очаи Али "мать Али", очаи Рустам "мать Рустама". В обращении к старшему по должности, по служебному положению имя, как правило, не употребляется. Так, например, председателя колхоза обычно называют раисака или акаи раис "председатель". Ученики и студенты называют преподавателей словом маллим "учитель". Эта почтительная форма обращения употребительна и в отношениях младшего к старшему в сфере науки, культуры, образования. Среди представителей интеллигенции старшего поколения принято называть друг друга домулло (этимология слова не совсем ясна, приблизительно означает "почтенный"). До сих пор еще бОльшую часть таджикского именослова составляют арабо-мусульманские имена. В сельских районах встречается множество сложносоставных имен, данных в честь пророка Мухаммада (обычно в стяженной форме - Махмадали, Махмадрахим, Махмадшариф, Холмат, Нурмат), святого Али (Алишер, Раджабали, Курбонали). Немало имен общемусульманских, таких, как Ибрахим, Юсуф, Якуб, соответствующие библейским Авраам, Иосиф, Яков. Нередки еще имена, связанные с Аллахом и его эпитетами: Абдулло "раб Аллаха", Абдуджаббор "раб Могучего", Абдулахад "раб Единственного", Абдулкарим "раб Щедрого" и т.п. Но часто компонент абду "раб" отбрасывается, и детей зовут просто Джаббор, Ахал, Карим. Особенно много имен, восходящих к званиям, титулам, например: Амир "повелитель", Имом "предстоятель", "ведущий молитву", Малик "царь", Мирзо "князь", Шо "царь". Такие имена часто присоединяют к другим распространенным именам: Амир + Али = Амирали, Имом + Али = Имомали, Малик + Шер = Маликшер, Мирзо + Мурод = Мирзомурод, Бек + Мухаммад = Бекмухаммад, Шо + Мансур = Шомансур. В таджикском именослове нет четкого деления имен на мужские и женские. Окончание женского рода -а свойственно только некоторым именам арабского происхождения, образованным от мужских, например: Карим - Карима, Нодир - Нодира, Саид - Саида и т.п. Многие имена могут быть и мужскими, и женскими: Истад, Монад, Мукаддас, Нусрат, Саодат, Султон. С целью обозначения пола носителя такого имени и добавляют компоненты -бек, -бой, -хон, -шо и др., например: Истадбек, Монадбой, Мукаддасхон, Нусратшо, Саодатшо, Султонбек - мужские имена и Истадой, Монадгул, Мукаддасой, Нусрато, Саодатнисо, Султонгул - женские. У таджиков часто принято называть ребенка по названию месяца рождения. Особенно употребительны в качестве имен названия трех лунных арабских месяцев: ашур, раджаб, сафар. Взятые отдельно, они могут быть только мужскими именами, а в сочетании с "женскими" компонентами становятся и женскими, например: мужское Ашур и женские Ашургул, Ашурмо, мужское Раджаб и женские Раджаббиби, Раджабгул, Раджабмо, мужское Сафар и женские Сафарбиби, Сафаргул, Сафармо. В разных районах Таджикистана существуют свои особенности употребления имяобразующих элементов. Так, в Северном Таджикистане "мужской" элемент -хон служит отличительным признаком женских имен; жители верховьев Пянджа дают девочкам имена с окончанием -султон, в то же время Султон- вначале имени встречается, как правило, в мужских именах, поэтому Бахтсултон считается женским именем, а Султонбахт - мужским. Различные факторы влияют на выбор имени для ребенка. Очень часто детям дают имена, созвучные имени отца или старшего брата, например, мальчика нарекают Искандар, если имя отца Самандар или имя брата Каландар. Существуют традиционные имена для близнецов. Двух мальчиков-близнецов обычно называли Хасан и Хусейн (эти имена носили сыновья халифа Али), а девочек Фатима и Зухра (Фатима - имя дочери Мухаммада, а Зухра - ее прозвище). Мальчик и девочка - близнецы именовались, как правило, Тохир и Зухра. В последнее время эта традиция, восходящая к почитанию семьи пророка, постепенно отмирает. Большинство имен таджиков имеет прозрачную этимологию, так как в их основе лежат апеллятивы. В таких случаях чаще всего ясен мотив наречения. Так, например, называя сына Санг "камень" или Табар "топор", родители при помощи имени выражают свои пожелания ему приобрести долговечность камня или силу топора. Точно так же имена, обладающие уничижительным значением, например Партов "отброс", Хошок "прошлогодняя трава", даются с умыслом: по представлениям таджиков, такие имена должны были обмануть злых духов. Значение большинства арабских имен остается неясным для самих нарекающих. В настоящее время имена, похожие на прозвища, постепенно исчезают; одновременно уменьшается число чисто мусульманских, вроде Набикул "раб пророка", Мухаммадъер "друг Мухаммада". В городах родители называют детей чаще всего в честь героев национального эпоса "Шахнаме", а также именами персонажей народных сказок, например: Рустам, Сухроб, Тоджбону, Зебопари. Намечается тенденция к уменьшению общего числа имен. Растет частотность имен Фируз, Парвиз, Гулнор, Фаррух, Алишер. В современном именнике таджиков нередко встречаются русские имена, например: Владимир, Игорь, Сергей, Галина, Елена, Светлана. Их носят обычно дети, родившиеся от смешанных браков. Иностранные имена, такие, как Эрнст, Клара, Роза, дают детям в честь деятелей международного рабочего движения Эрнста Тельмана, Клары Цеткин, Розы Люксембург. В формуле письменного обращения в дореволюционное время избегали употреблять имя адресата, заменяя его соответствующим титулом, званием. Сейчас этих ограничений нет. Но и в наше время еще при обращении к старшему предпочтительно пользоваться не именем, а формами вежливого именования "уважаемый", "дорогой", "домулло", "милостивый домулло" или "дорогой муаллим (учитель)". Люди одного поколения строят обращение друг к другу при помощи формулы "дорогой брат + имя", "дорогой друг + имя". Употребление имени без компонента, придающего оттенок уважительности или ласкательности, считается фамильярным.

Таджики населяют юго-восточную часть Средней Азии, Северный Афганистан; в незначительном количестве таджикское население есть в Иране (Хорасан), а также в Западном Пакистане. Численность таджиков - 40-45 млн. человек. Таджикский язык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Таджикская антропонимия складывалась под влиянием сложных политических, культурно-исторических и социальных факторов.

Завоевание арабами территорий, населенных предками таджиков, и принятие средневековыми таджиками новой религии - ислама сказались на местной антропонимии. В первые века ислама антропонимическая модель (АМ) была довольно проста. У мусульман было основное имя (ОИ), т.е. имя, данное при рождении, обычно либо древнее арабское (Кутайба , Асад , Сахл ), либо библейско-мусульманское (Ибрахим , Якуб , Ильяс ), либо имя, данное в честь пророка ислама (Ахмад , Мухаммад , Махмуд ) или члена его семьи (Али , Хасан , Фатима ), и патроним. Оба имени, ОИ и патроним, соединялись арабским словом ибн или бин "сын", например Ахмад ибн Асад , что означало "Ахмад сын Асада".

В последующие века с развитием феодального общества АМ постепенно усложняется. Представители привилегированных сословий получали особые почетные прозвища - кунья , употребление которых регламентировалось указами правительства. Кунья стояла впереди ОИ и часто в обиходе заменяла его. Так, знаменитый Ибн-Сина (в европейской передаче Авиценна ) известен больше по кунья Абуали (араб. абу "отец" + Али ), а не по ОИ - ал-Хусайн .

Кроме кунья знать могла носить и лакаб , изначально выполнявший функцию официального титула. Лакабы были разнообразны по структуре, но в Средней Азии среди таджиков распространение получили титулы с конечным элементом -дин "вера", например: Нуруддин "свет веры", Салахуддин "благо веры", Фахруддин "гордость веры". В АМ лакаб предшествовал всем остальным компонентам, пока не получили распространение титулы по роду деятельности, которые заняли позицию между лакабом и именем. Например, поэт Джами полностью именовался Нуруддин Мавлоно Абдуррахман ибн Ахмад Джами , где Мавлоно (араб. "господин наш") было почетным званием мусульманских ученых, а Джами - наименованием по месту рождения (нисба ). Со временем слово мавлоно превратилось в мулло и стало обозначать главным образом мусульманских священно-служителей. Но титул мулло в препозиции к имени служил еще и отличительным признаком образованного или просто грамотного человека.

Вплоть до утверждения советской власти в Средней Азии почетным прозвищам придавалось большое значение. Присоединение к имени какого-либо титула диктовалось сословным расслоением общества, социальным этикетом. Особой "табели о рангах" для людей, не состоящих на правительственной службе, не было, но каждое сословие имело свою титулатуру. Так, имена писцов, секретарей начинались обычно с титула мирзо "сын амира", "царевич"; присоединение его к имени писцов - служащих канцелярии говорило об их особом положении в мусульманском обществе. Были титулы, которые меняли свое значение в зависимости от позиции в полном имени и состава последнего. Например, титул ходжа перед именем указывал на то, что носитель имени - купец, суфий или чиновник канцелярии правительства, а тот же титул в конце имени обозначал потомка "праведных халифов". Какой-либо титул мог оказаться в составе имени человека, не имеющего по своему общественному положению или роду деятельности ничего общего с этим званием.

Так, в средние века среди профессиональных воинов, например, часто встречались имена вроде Бобоали , Пирмуххамад , Шайхусман , а бобо , пир , шайх как звания могли принадлежать только служителям религии или ученым, но никак не наемным солдатам.

Объясняется такое несоответствие тем, что ребенка могли назвать в честь почитаемого лица, взяв его имя и сочетающееся с ним звание. Точно так же наличие в составе имени титулов наподобие малик , султан , шо "царь", "правитель" не могло служить основанием для причисления их носителей к царскому роду.

При обращении имя употребляли редко, а называли человека по должности, профессии или титулу: например, ремесленника именовали усто "мастер", богослова, служителя мусульманской церкви - шейх "старец", учителя - мударрис "преподающий урок". Обратиться к старшему по имени считалось бестактностью.

В период после установления в Средней Азии советской власти постепенно изменялась система таджикской антропонимии, что было связано как с ликвидацией сословных ограничений, так и с русским влиянием на таджикскую культуру и язык, и в частности на антропонимическую систему. Исчезли титулы и почетные прозвища, а вместо них появились фамилии, образованные по русской модели; такие наследственные имена до революции были редкостью. Вместе с тем среди новой таджикской интеллигенции стали распространяться фамильные имена с окончанием на и -зода "сын", "отпрыск". Фамилии этого типа встречаются и теперь, главным образом среди деятелей культуры (Каххори , Осими , Рахимзода , Турсунзода ).

В настоящее время в документах отчества с окончанием на -евич, -ович , т.е. созданные по образцу русских, есть почти у всех таджиков, но употребление таких отчеств еще не получило распространения среди таджиков в сфере повседневно-бытового общения. Вместо этого используются другие формы обращения. Так, сверстники называют друг друга обычно по ОИ с приставками, придающими имени оттенок ласкательности, уважения. Наиболее часто употребляются компоненты -бой , -джон , -хон , -шо для мужских имен и гул , джон , мо , нисо - для женских, которые, как правило, следуют за именем, например: Рахимбой , Мухаммадджон , Темурхон , Давлатшо , Сайлигул , Сороджон , Низорамо .

К старшим младшие обращаются соответственно разнице в возрасте собеседников при помощи следующих терминов родства и слов: ако , акоджон "старший брат", амак , амакджон или таго , тагоджон "дядя", ота , отаджон "отец", бобо , бободжон "девушка", апа , ападжон "старшая сестра", хола , холаджон "тетя", оча , очаджон "мать", биби , бибджон "бабушка". Если разница в возрасте не очень велика и отношения достаточно близкие, то допускается именование по сочетанию термина родства и имени, например: Рахимджонако , Кумриапа . В горных районах Таджикистана слово ако в изафетной (соединительной) форме акаи предшествует имени: акаи Рахим , акаи Сафар . В тех же местностях женщины называют друг друга по именам их детей, например: очаи Али "мать Али", очаи Рустам "мать Рустама".

В обращении к старшему по должности, по служебному положению имя, как правило, не употребляется. Так, например, председателя колхоза обычно называют раисака или акаи раис "председатель". Ученики и студенты называют преподавателей словом маллим "учитель". Эта почтительная форма обращения употребительна и в отношениях младшего к старшему в сфере науки, культуры, образования. Среди представителей интеллигенции старшего поколения принято называть друг друга домулло (этимология слова не совсем ясна, приблизительно означает "почтенный").

До сих пор еще бОльшую часть таджикского именослова составляют арабо-мусульманские имена. В сельских районах встречается множество сложносоставных имен, данных в честь пророка Мухаммада (обычно в стяженной форме - Махмадали , Махмадрахим , Махмадшариф , Холмат , Нурмат ), святого Али (Алишер , Раджабали , Курбонали ). Немало имен общемусульманских, таких, как Ибрахим , Юсуф , Якуб , соответствующие библейским Авраам , Иосиф , Яков . Нередки еще имена, связанные с Аллахом и его эпитетами: Абдулло "раб Аллаха", Абдуджаббор "раб Могучего", Абдулахад "раб Единственного", Абдулкарим "раб Щедрого" и т.п. Но часто компонент абду "раб" отбрасывается, и детей зовут просто Джаббор , Ахал , Карим . Особенно много имен, восходящих к званиям, титулам, например: Амир "повелитель", Имом "предстоятель", "ведущий молитву", Малик "царь", Мирзо "князь", Шо "царь". Такие имена часто присоединяют к другим распространенным именам: Амир + Али = Амирали , Имом + Али = Имомали , Малик + Шер = Маликшер , Мирзо + Мурод = Мирзомурод , Бек + Мухаммад = Бекмухаммад , Шо + Мансур = Шомансур .

В таджикском именослове нет четкого деления имен на мужские и женские. Окончание женского рода свойственно только некоторым именам арабского происхождения, образованным от мужских, например: Карим - Карима , Нодир - Нодира , Саид - Саида и т.п. Многие имена могут быть и мужскими, и женскими: Истад , Монад , Мукаддас , Нусрат , Саодат , Султон . С целью обозначения пола носителя такого имени и добавляют компоненты -бек, -бой, -хон, -шо и др., например: Истадбек , Монадбой , Мукаддасхон , Нусратшо , Саодатшо , Султонбек - мужские имена и Истадой , Монадгул , Мукаддасой , Нусрато , Саодатнисо , Султонгул - женские.

У таджиков часто принято называть ребенка по названию месяца рождения. Особенно употребительны в качестве имен названия трех лунных арабских месяцев: ашур , раджаб , сафар . Взятые отдельно, они могут быть только мужскими именами, а в сочетании с "женскими" компонентами становятся и женскими, например: мужское Ашур и женские Ашургул , Ашурмо , мужское Раджаб и женские Раджаббиби , Раджабгул , Раджабмо , мужское Сафар и женские Сафарбиби , Сафаргул , Сафармо .

В разных районах Таджикистана существуют свои особенности употребления имяобразующих элементов. Так, в Северном Таджикистане "мужской" элемент -хон служит отличительным признаком женских имен; жители верховьев Пянджа дают девочкам имена с окончанием -султон , в то же время Султон- вначале имени встречается, как правило, в мужских именах, поэтому Бахтсултон считается женским именем, а Султонбахт - мужским.

Различные факторы влияют на выбор имени для ребенка. Очень часто детям дают имена, созвучные имени отца или старшего брата, например, мальчика нарекают Искандар , если имя отца Самандар или имя брата Каландар . Существуют традиционные имена для близнецов. Двух мальчиков-близнецов обычно называли Хасан и Хусейн (эти имена носили сыновья халифа Али), а девочек Фатима и Зухра (Фатима - имя дочери Мухаммада, а Зухра - ее прозвище). Мальчик и девочка - близнецы именовались, как правило, Тохир и Зухра . В последнее время эта традиция, восходящая к почитанию семьи пророка, постепенно отмирает.

Большинство имен таджиков имеет прозрачную этимологию, так как в их основе лежат апеллятивы. В таких случаях чаще всего ясен мотив наречения. Так, например, называя сына Санг "камень" или Табар "топор", родители при помощи имени выражают свои пожелания ему приобрести долговечность камня или силу топора. Точно так же имена, обладающие уничижительным значением, например Партов "отброс", Хошок "прошлогодняя трава", даются с умыслом: по представлениям таджиков, такие имена должны были обмануть злых духов. Значение большинства арабских имен остается неясным для самих нарекающих.

В настоящее время имена, похожие на прозвища, постепенно исчезают; одновременно уменьшается число чисто мусульманских, вроде Набикул "раб пророка", Мухаммадъер "друг Мухаммада". В городах родители называют детей чаще всего в честь героев национального эпоса "Шахнаме", а также именами персонажей народных сказок, например: Рустам , Сухроб , Тоджбону , Зебопари . Намечается тенденция к уменьшению общего числа имен. Растет частотность имен Фируз , Парвиз , Гулнор , Фаррух , Алишер .

В современном именнике таджиков нередко встречаются русские имена, например: Владимир , Игорь , Сергей , Галина , Елена , Светлана . Их носят обычно дети, родившиеся от смешанных браков. Иностранные имена, такие, как Эрнст , Клара , Роза , дают детям в честь деятелей международного рабочего движения Эрнста Тельмана, Клары Цеткин, Розы Люксембург.

В формуле письменного обращения в дореволюционное время избегали употреблять имя адресата, заменяя его соответствующим титулом, званием. Сейчас этих ограничений нет. Но и в наше время еще при обращении к старшему предпочтительно пользоваться не именем, а формами вежливого именования "уважаемый", "дорогой", "домулло", "милостивый домулло" или "дорогой муаллим (учитель)". Люди одного поколения строят обращение друг к другу при помощи формулы "дорогой брат + имя", "дорогой друг + имя". Употребление имени без компонента, придающего оттенок уважительности или ласкательности, считается фамильярным.

Таджикские имена имеют долгую историю своего формирования и развития. За это время нация множество раз подвергалась давлению со стороны других культур и религий. Значительное воздействие оказала арабская народность как наиболее близко расположенная. В целом же таджикская антропонимия сложилась под воздействием разнообразных культурно-исторических, политических и общественно-социальных факторов. Огромное влияние оказал ислам. Эта религия получила широкую известность в результате войн и противостояний с арабами, которые заставляли плененных таджиков менять свою веру. В связи со сменой традиций имянаречения трансформировались и сами таджикские имена. Это привело к заимствованию антропонимической модели, в которой присутствовало как основное прозвище, так и патроним, то есть короткая привязка к роду и предкам.

В дальнейшем структура имени стала усложняться: добавились титулы и почетные прозвища, которые указывали на принадлежность человека к знатным сословиям. Подобное расслоение общества обуславливалось социальным этикетом и выделяло каждую должность на правительственной службе.

Кроме того, таджикские имена показывали положение индивида в обществе не только по имеющимся приставкам, но и по их расположению в структуре. Например, звание ходжа, которое располагалось непосредственно перед основным именем, указывало на то, что его обладатель принадлежит к сословию купцов или чиновников канцелярии, в то время как нахождение титула в конце имени означало, что носитель является потомком "праведных халифов". Благодаря своим прославленным предкам человек мог обладать тем или иным титулом, даже если он не состоял на данной службе.

После установления советской власти на территории исчезли сословные различия и ограничения, у также установилась новая антропонимическая система. На данном этапе значительно повлияла культура России как на имянаречение, так и на языковые традиции страны. Исчезли почетные прозвища и титулы, вместо них в именах появились фамилии и отчества, которые также образовались под воздействием русской антропонимической модели.

В настоящее время молодые родители выбирают таджикские имена по их произношению и толкованию, а также могут назвать своего ребенка в честь уважаемого родственника или известных исторических личностей. Сохранились только приставки к основным именам, которые используются среди сверстников и показывают уважительное и дружественное отношение в повседневно-бытовой среде. Таким образом, таджикские имена (мужские) дополняются окончаниями "-джон", "-шо", "-хон", а также "-бой". Примерами таких прозвищ могут стать Муххамад-джон, Рахимбой, Давлатшо и другие. Наиболее распространенными мужскими именами считаются следующие: Ораш, Абир, Файзуллох, Зайлобуддин, Исуф, Камар, Камуриддин и др.

Женские таджикские имена дополняются компонентами "-нисо", "-мо" и "-гул". Распространенными считаются Нодира, Барбигул, Бони, Барфимна, Дилхох.

Несколько веков назад у таджиков была традиция присваивать детям названия географических объектов. Времена прошли, а привычка осталась. Даже почти столетнее правление русских над территориями нынешнего Таджикистана не повлияло на формирование наименований. Таджикские имена девочек и мальчиков звучат очень красиво. Их выбирают для новорождённых не только в родной стране, но и по всему миру.

Список имён для девушек

Для хронистов интересны коренные женские таджикские имена, список представлен с переводом и указанием значения:

  • Абира (благоухание, аромат).Символизирует непрерывное движение. Активная, целеустремлённая как в детстве, так и в зрелом возрасте, постоянно ищет возможность реализовать свои разнообразные способности. Аввалмо (начало месяца, луна) - всегда придёт на помощь, пожертвует своим благополучием ради счастья окружающих, ставит семейные ценности превыше всего, имеет чувство собственного достоинства и обладает тягой к прекрасному. Анзурат (необыкновенная) - надёжная, авторитетная, свободолюбивая, на неё можно положиться, она знает, что нужно делать именно здесь и сейчас. Анко (сказочная птица) - доминирующая, лидер, не боится трудностей, с лёгкостью преодолевает препятствия, не любит идти на поводу и прислушиваться к советам. Афшона (рассыпающая цветы) - влюбчивая, но требовательная идеалистка, не разменивается по мелочам, быстро привязывается к людям, тяжело переносит расставания.
  • Баргигул (лепесток) - обаятельная, романтичная, живёт чувствами, а не мыслями, готова потратить десятилетия на поиск настоящей любви. Барно (молодая) - творческая, одарённая, талантливая, яркая. Барфина (снежная) - общительная, жизнерадостная, легко заводит новые знакомства, но предпочтение отдаёт только прочным и длительным отношениям. Бахор (весна) - компетентная, внимательная, серьёзная, активная. Бони (охрана, уход) - счастливая и романтичная, мудрая и оригинальная, осторожная и расчётливая, всегда добивается намеченной цели.
  • Гамза (кокетливая) - обладает сильным характером, умеет произвести впечатление и повлиять на мнение близкого человека. Гулнамо (подобная цветку) - неординарный тип личности, двойственная натура, все устремления направлены на то, чтобы сохранить мир и гармонию вокруг себя. Гулоб (розовая вода) - стремление к независимости, твёрдость в намерениях, провокационные решения. Гулча (цветок) - своевольная, любознательная, решительная, ответственная, находчивая. Гулянда (грациозная) - не терпит критики и давления со стороны, отрицает грубость и вульгарность.
  • Дилсуз (сострадательная) - горделивая, высокомерная, любит быть в центре внимания. Дилхох (любимая) - верящая в себя, любящая свой народ, умеющая найти выход из трудной ситуации. Дона (женщина) - изящная, восхитительная, любит обратить на себя внимание.
  • Ела (склон холма) - гостеприимная хозяйка, верная подруга, утончённая, гармоничная. Есмин (цветок жасмина) - благородная, терпеливая, дисциплинированная, любит во всём порядок, умеет создавать уют. Ёкут (рубиновая) - магическая, благоприятная, обаятельная, сопереживающая.
  • Зеби (красавица) - способная на всепоглощающую любовь. Зевар (украшение) - требовательная, уважающая, значимая, незаурядная. Зулмат (темнота, ночь) - великодушная.
  • Малола (ангельский тюльпан) - держит всё под контролем, успешная, обеспеченная, искренняя. Мехр (солнце) - обращающая внимание на мелочи, малоэмоциональная, сосредоточенная. Мохтоб (свет луны) - любовь, красота, одобрение.
  • Назира (предвещающая, наблюдательная). Низора (красота, блеск). Нисо (госпожа).
  • Олам (вселенная). Омина (знак, примета). Охиста (неторопливая).
  • Пайса (маленькая) - надёжная, быстродействующая, основательная. Парвона (мотылёк) - нежная, светлая, изящная. Пахта (белая) - сильная, независимая, активная, самоуверенная.
  • Резета (цветок) - размеренная, неторопливая, не любит суеты, имеет слишком возвышенные идеалы, предназначена для семейной жизни. Рузи (счастливая) - обидчивая, особенная, снисходительная. Рухсор (щёки) - умная, смелая, отзывчивая.
  • Сайёра (планета) - очаровательная, привлекательная, притягивающая взгляды. Ситора (звезда) - существует ради удовлетворения собственных амбиций, талантлива, красноречива, несдержанна. Суман (белый цветок) - остроумная, добросердечная, одухотворённая.
  • Шахло (голубоглазая красавица) - нелюбознательная, малообщительная, очаровательная, воспитанная, добрая. Шахноза (дочь шаха) - сильная, смелая, независимая, властная, уверенная в себе, полагающаяся только на собственные силы. Шукрона (благодарение, признательность) - своевольная, любознательная, быстрая, находчивая.

Каждый таджик всем сердцем желает только счастья своему ребёнку и первое, что ему дарит, - красивое имя, наполненное глубоким смыслом .

Девочки обязательно должны иметь звучные имена, которые впоследствии будут нравиться и их мужьям, подчёркивать необычайную чуткость и женственность.

Прозвища для мужчин

Имена у таджиков в основном заимствованы из персидского и арабского языков. Культура и история развития этих народов схожи, но разошлись они так давно, что считавшиеся когда-то чужими именования уже стали коренными:

Особым колоритом наполнены таджикские мужские имена, список воплощает в себе множество интересных значений, вобравших в себя тепло климата и пикантность традиций.

Таджикские фамилии

Антропонимисты (учёные, изучающие имя и отчество как информационный носитель) по полной расшифровке инициалов могут сказать, где родился человек, к какой национальности, классу или сословию относится, даже какой род деятельности им выбран. Таджикские фамилии мужские как раз указывали на место проживания, распространены не были и получили популярность лишь с приходом советской власти:

Современные родители стараются подарить своему чаду самое оригинальное и необыкновенное имя . В погоне за нестандартными вариантами приходится обращаться к иностранным языкам.

Но прежде чем составлять из таджикских имён и фамилий список, тщательно изучите историю возникновения и значение выбранных позиций. Ребёнку с ними ещё долго по жизни шагать.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Таджикская антропонимия складывалась под влиянием сложных политических, культурно-исторических и социальных факторов.

Завоевание арабами территорий, населенных предками таджиков, и принятие средневековыми таджиками новой религии - ислама сказались на местной антропонимии. В первые века ислама антропонимическая модель (AM) была довольно проста. У мусульман было основное имя (ОИ), то есть имя, данное при рождении, обычно либо древнее арабское (Кутайба, Асад, Сахл), либо библейско-мусульманское (Ибрахим, Якуб, Ильяс), либо имя, данное в честь пророка ислама (Ахмад, Мухаммад, Махмуд) или члена его семьи (Али, Хасан, Фатима), и патроним. Оба имени, ОИ и патроним, соединялись арабским словом ибн или бин «сын», например Ахмад ибн Асад, что означало «Ахмад сын Асада».

В последующие века с развитием феодального общества AM постепенно усложняется.

Представители привилегированных сословий получали особые почетные прозвища - кунья, употребление которых регламентировалось указами правительства. Кунья стояла впереди ОИ и часто в обиходе заменяла его. Так, знаменитый Ибн-Сина (в европейской передаче Авиценна) известен больше по кунья Абуали (араб, абу «отец»-f Али), а не по ОИ - ал-Хусайн.
Кроме кунья знать могла носить и лакаб, изначально выполнявший функцию официального титула. Лакабы были разнообразны по структуре, но в Средней Азии среди таджиков распространение получили титулы с конечным элементом -дин «вера», например: Нуруддин «свет веры», Салахуддин «благо веры», Фахруддин «гордость веры». В AM лакаб предшествовал всем остальным компонентам, пока не получили распространение титулы по роду деятельности, которые заняли позицию между лакабом и именем. Например, поэт Джами полностью именовался Нуруддин Мавлоно Абдуррахман ибн Ахмад Джами, где Мавлоно (арабское «господин наш») было почетным званием мусульманских ученых, а Джами - наименованием по месту рождения (нисба). Со временем слово мавлоно превратилось в мулло и стало обозначать главным образом мусульманских священнослужителей. Но титул мулло в препозиции к имени служил еще и отличительным признаком образованного или просто грамотного человека.

Вплоть до утверждения советской власти в Средней Азии почетным прозвищам придавалось большое значение. Присоединение к имени какого-либо титула диктовалось сословным расслоением общества, социальным этикетом. Особой «табели о рангах» для людей, не состоящих на правительственной службе, не было, но каждое сословие имело свою титулатуру. Так, имена писцов, секретарей начинались обычно с титула мирзо «сын амира», «царевич»; присоединение его к имени писцов - служащих канцелярии говорило об их особом положении в мусульманском обществе. Были титулы, которые меняли свое значение в зависимости от позиции в полном имени и состава последнего. Например, титул ходжа перед именем указывал на то, что носитель имени - купец, суфий или чиновник канцелярии правительства, а тот же титул в конце имени обозначал потомка «праведных халифов». Какой-либо титул мог оказаться в составе имени человека, не имеющего по своему общественному положению или роду деятельности ничего общего с этим званием.

Объясняется такое несоответствие тем, что ребенка могли назвать в честь почитаемого лица, взяв его имя и сочетающееся с ним звание. Точно так же наличие в составе имени титулов наподобие малик, султан, шо «царь», «правитель» не могло-служить основанием для причисления их носителей к царскому роду.

При обращении имя употребляли редко, а называли человека по должности, профессии или титулу: например, ремесленника именовали усто «мастер», богослова, служителя мусульманской церкви - шейх «старец», учителя - мударрис «преподающий урок». Обратиться к старшему по имени считалось бестактностью.

В период после установления в Средней Азии советской власти постепенно изменялась система таджикской антропонимии, что было связано как с ликвидацией сословных ограничений, так и с русским влиянием на таджикскую культуру и язык, и в частности на антропонимическую систему. Исчезли титулы и почетные прозвища, а вместо них появились фамилии, образованные по русской модели; такие наследственные имена до революции были редкостью. Вместе с тем среди новой таджикской интеллигенции стали распространяться фамильные имена с окончанием на -и и -зода «сын», «отпрыск». Фамилии этого типа встречаются и теперь, главным образом среди деятелей культуры (Каххори, Осими, Рахимзода, Турсунзода). В настоящее время в документах отчества с окончанием на -евич, -ович, то есть созданные по образцу русских, есть почти у всех таджиков, проживающих на территории Советского Союза, но употребление таких отчеств еще не получило распространения среди таджиков в сфере повседневно-бытового общения. Вместо этого используются другие формы обращения. Так, сверстники называют друг друга обычно по ОИ с приставками, придающими имени оттенок ласкательности, уважения. Наиболее часто употребляются компоненты -бой, -джон, -хон, -шо для мужских имен и гул, джон, мо, нисо - для женских, которые, как правило, следуют за именем, например: Рахимбой, Мухаммад-джон, Темурхон, Давлатшо, Сайлигул, Сороджон, Низорамо.

К старшим младшие обращаются соответственно разнице в возрасте собеседников при помощи следующих терминов родства и слов: ако, акоджон «старший брат», амак, амакджон или гаго, тагоджон «дядя», ота, отаджон готец», бобо, бободжон «девушка», ana, ападжон «старшая сестра», хола, холаджон «тетя», она, очаджон «мать», биби, бибиджон «бабушка». Если разница в возрасте не очень велика и отношения достаточно близкие, то допускается именование по сочетанию термина родства и имени, например: Рахимджонако, Кумриапа. В горных районах Таджикистана слово ако в изафетной (соединительной) форме акай предшествует имени: акай Рахим, акай Сафар. В тех же местностях женщины называют друг друга по именам их детей, например: очаи Али «мать Али», очаи Рустам «мать Рустама».

В обращении к старшему по должности, по служебному положению имя, как правило, не употребляется. Так, например, председателя колхоза обычно называют раисака или акай раис председатель». Ученики и студенты называют преподавателей словом маллим «учитель». Эта почтительная форма обращения употребительна и в отношениях младшего к старшему в сфере науки, культуры, образования. Среди представителей интеллигенции старшего поколения принято называть друг друга домулло (этимология слова не совсем ясна, приблизительно означает «почтенный»).

До сих пор еще большую часть таджикского именослова составляют арабо-мусульманские имена. В сельских районах встречается множество сложносоставных имен, данных в честь пророка Мухаммада (обычно в стяженной форме - Махмадали, Махмадрахим, Махмадшариф, Холмат, Нурмат), святого Али (Алишер, Раджабали, Курбонали). Немало имен общемусульманских, таких, как Ибрахим, Юсуф, Якуб,



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные