Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»? Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина Онегин и столичное дворянское общество сообщение
Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.
Цели урока:
1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;
2. определить, как Пушкин относится к дворянству;
3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;
4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;
Межпредметные связи: история, искусство.
Ход урока
Оргмомент
2.Повторение ранее изученного материала.
Прежде, чем мы начнем работать по теме урока, давайте разделимся на 2 группы. Пропускным билетом для учащихся на урок является правильный ответ на блиц-опрос.
Узнайте, кому из героев принадлежат слова автора: Онегину или Ленскому?
«Дожив без цели, без трудов до 26 годов…»
«Он сердцем милый был невежда…»
«Глупо мне мешать его минутному блаженству…»
«Он из Германии туманной привез учености плоды…»
«В любви считаясь инвалидом…»
«Поклонник Канта и поэт…
«Короче, русская хандра им овладела понемногу…»
«И кудри черные до плеч…»
«Но труд упорный ему был тошен…»
«Он разделял ее забавы…»
3. Подготовка к восприятию темы урока
Слово учителя:
Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века.Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».
Сообщение учащегося «История дворянского класса»
Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.
3. Работа по теме урока (анализ романа)
Слово учителя:
Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.
Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями.
На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, совершались сделки, устраивались карьеры.
Задание классу.
1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?
(добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни;
характерно убожество духовных интересов; Ларин был
« добрый малый» , он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина « с ключницей бранился, мух давил »)
Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной.
Чем отличаются герои от Онегина?
4.Слово учителя.
Подтемой нашего урока является « Один день из жизни Онегина».
Давайте поставим перед нами такие цели:
Мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;
Определить место главы в композиции романа;
Будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;
Будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:
« Но был ли счастлив мой Евгений?»
(Эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к умирающему дяде)
Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?
(необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).
4.- По мере работы с текстом составим ментальную карту :
День Онегина
Прогулки по бульварам (недремлющий брегет)
Бал (шум,гам)
Обед в ресторане (блюда заграничной кухни)
Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)
5.Работа по группам (Класс делится на 3 группы,каждый получает задание для поиска информации в тексте)
Бесцельные прогулки по бульварам
.
Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До
14.00 –это было место для утренней прогулки людей
ветского общества.
Обед в ресторане.
Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь
нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские
названия-пристрастия ко всему заграничному
Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни
петербургской светской молодежи.
3.Посещение театра.
Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в
период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток
и ценитель игры актеров).
Что говорит поэт о театре и актерах? (дает
характеристику театральному репертуару)
Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).
Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).
Вывод:
Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).
VII. Комментированное чтение дальше I главы.
1. Возвращение домой.
- Прочитаем описание кабинета Онегина?
Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)
Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.
2. Онегин едет на бал.
Когда Онегин возвращается домой? («Уж...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах)
- Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.
- « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
- Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?»
А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,
скука, однообразие разочаровывает).
Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,
но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)
Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?
VIII. Итоги урока
.
- Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
- Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
- Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.
IХ. Домашнее задание.
1. Выразительное чтение II главы.
2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Примерный текст сочинения
В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище…
Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:
Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…
В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…
В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков…
Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами «о вине, о псарне, о своей родне». Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.
Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.
Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"
Примерный текст сочинения
В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.
В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.
Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:
Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...
В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.
Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...
В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод...
Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...
Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.
Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.
Изображение жизни поместного и столичного дворянства . Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый русский реалистический роман, правдиво и широко показывающий русскую жизнь в 20-е годы XIX века. Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.
Пушкин, передовой человек своей эпохи, не мог пройти мимо самых насущных злободневных тогда вопросов и откликнулся на них романом «Евгений Онегин», справедливо названным критиком Белинским «энциклопедией русской жизни».
Одним из вопросов, поднятых на страницах романа, был вопрос о русском дворянстве, провинциальном и столичном. В своем романе Пушкин правдиво показал быт, жизнь, интересы дворянства и дал меткую характеристику представителям этого общест- ия. За добродушием автора часто стоит весьма ироническое описание того или иного героя. Например, когда речь заходит о дядюшке Онегина, который живет в своем имении, поэт пишет:
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
С такой же иронией поэт говорит и о «жизни мирной» семьи Лариных, но ему нравятся их «привычки милой старины». И за эту близость к народным обычаям Пушкин с симпатией относится к семейству Лариных. К ним еще не дошли веяния света, и все так же лихо у них отплясывают мазурку, пекут на масленицу блины, «два раза в год говеют» и «носят блюда по чинам». Сам Ларин Дмитрий «…был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый». Он не читал книг, не вникал в хозяйство, в воспитание детей, «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».
Очень образно показал нам поэт гостей Лариных, съехавшихся на именины Татьяны. Здесь и «толстый Пустяков», и «Гвоз- дин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и «уездный франтик Петушков», и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». «Скотинины - чета седая» - как бы из «Недоросля» перекочевали в роман Пушкина. Таково провинциальное дворянство XIX века, недалеко ушедшее по своим взглядам и образу жизни от дворянства XVIII столетия.
Помещики жили по старинке, ничем не утруждали себя, вели пустой образ жизни. Они заботились только о своем благополучии, имели «наливок целый строй» и, собравшись вместе, говорили «…о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» и осуждали друг друга. Дальше этих разговоров интересы их не шли. Разве что разговор о новых людях, появлявшихся в их обществе, о которых сочиняли массу небылиц. Помещицы же мечтали выгодно отдать замуж дочек и буквально ловили для них женихов. Так было с Ленским: «Все дочек прочили своих за полурусского соседа».
Культурные запросы провинциальных дворян тоже были очень низки. Пушкин всего в нескольких словах дает меткую и полную характеристику жестокости помещиков. Так, Ларина «брила лбы» провинившимся крестьянам, «служанок била осердясь».
Жестокая и жадная крепостница, она заставляла девушек петь при сборе ягод, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
Когда Евгений, приехав в деревню, «ярем… барщины старинной оброком легким заменил», то «…в углу своем надулся, увидя в этом страшный вред, его расчетливый сосед», наверное, такой, как Скотинины или тот же Гвоздин. Все, о чем рассказывает поэт, - правда; это и его личное наблюдение за жизнью провинциального дворянства, в ссылке в Михайловском он видел это все своими глазами.
В романе изображается и жизнь столичного аристократического общества. Жизнь дворян - сплошной праздник. Именно система самодержавно-крепостнического строя позволяла им вести такой образ жизни. Театры, балы, рестораны - это основное занятие столичного дворянства. Трудиться они не хотели, так как «труд упорный им был тошен». Пустую, бездеятельную жизнь в светском обществе считали нормальным явлением. Автор романа подробно познакомил нас с «занятиями Евгения Онегина и на примере одного дня, проведенного им, показал, что жизнь общества была очень «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера». Пушкин же, критически относящийся к такой жизни, сатирически рисует типичных представителей высшего света. Цвет столицы - это «необходимые глупцы», «на все сердитые господа», «диктаторы», «с виду злые дамы» и «не улыбающиеся девицы». Без цели, без движения вперед - вот какими мы увидели дворян-аристократов, наполнивших светские гостиные Петербурга и Москвы:
Все в них так бледно, равнодушно:
Они клевещут даже скучно,
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки.
Хоть невзначай, хоть наобум.
Как поместное дворянство, так и столичное преклонялось перед всем иностранным. В каждом доме дворянина были заграничные предметы роскоши, которые Париж и «Лондон щепетильный… за лес и сало возят нам». Везде носили одежду на заграничный манер и говорили по-французски:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.
Татьяна, «русская душою», попав в петербургское общество, выучила науку «властвовать собою», о которой говорил ей Онегин. Высший свет может любого перевоспитать в светского человека, каким он должен быть в понимании «судей решительных и строгих», чтоб о нем «твердили целый век: какой прекрасный человек».
С раннего детства дворянам прививали черты человека- кирьериста, который должен быть хватом или франтом, чтоб «жизни холод с летами вытерпеть умел», чтоб «черни светской не чуждался» и в тридцать лет «был выгодно женат».
Характеристика дворян, данная поэтом, показывает, что они имели перед собой одну цель - добиться славы и чинов. Пушкин верен своим принципам и всегда в произведениях осуждающе относится к такого рода людям. В романе «Евгений Онегин» он сатирически обличает образ жизни поместного и столичного дворянства. При этом поэт точно указывает на главного врага, позволяющего дворянству вести такой образ жизни, - самодержавно-крепостнический строй.