Чем современна комедия "Горе от ума"? Чем современна комедия “Горе от ума”? Современное звучание комедии горе от ума

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.
В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь».
Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!»
Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология.
Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.
В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема “отцов и детей”. Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько

Веков тому назад.

Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины.

Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой “Дверь в чужую жизнь”.
Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах.

В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе “тот славился, чья чаще гнулась шея”, Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: “Сюда я больше не ездок!”
Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты “времен Очаковских и покоренья Крыма”, так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология.
Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны “учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”, надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию “Горе от ума”, мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день. Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть […]...
  2. Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но оно поистине гениально. Комедия “Горе от ума” разлетелась на крылатые фразы, четверостишья, выражения, еще не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: “А судьи кто?”, “Чуть свет уж на […]...
  3. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” стала в русской литературе принципиально новой пьесой, отступившей от классицистических законов и построенной по законам новой драмы. Прежде всего, драматургическое новаторство автора проявилось здесь в отказе от некоторых жанровых канонов классицистической “высокой” комедии. Александрийский стих, которым написаны “эталонные” комедии классицистов, заменен в “Горе от ума” вольным ямбом – […]...
  4. Комедия “Горе от ума” – одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, […]...
  5. Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец. И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более существенном: Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп. Напрасно героиня романа “вслушаться желает в беседы, в общий разговор”: Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. […]...
  6. А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. ГрибоедовУ была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества. Люди, входившие в эти общества, впоследствии стали называться декабриста- […]...
  7. А. С. Грибоедов принадлежал, по словам критика В. Г. Белинского, “к самым могучим проявлениям русского духа”. А своей бессмертной комедией “Горе от ума” он положил начало расцвету реалистической драматургии, внес новую струю в русскую национальную литературу. Указывая на своеобразие его произведения, П. А. Вяземский писал: “Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее […]...
  8. Отечественная война 1812 года и восстание декабристов оказали большое влияние на русскую литературу. Победа России в Отечественной войне не заслонила, а обострила в сознании передовых дворян противоречия русской жизни. Позднее декабристы назовут себя детьми двенадцатого года. Самодержавие, крепостничество и аракчеевщина вызывали у них протест, стремление к активной борьбе. В это время начинается тайное объединение революционных […]...
  9. Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане Воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, […]...
  10. Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и это вызывает недоумение: концовка “Горя от ума” совсем не смешная и не счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, “Горе […]...
  11. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и нет счастливой развязки, но и в том, что в “Горе от ума” несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта. “Горе от ума” – комедия с двумя сюжетными линиями, и […]...
  12. Именем А. С. Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По словам В. Г. Белинского, Александр Сергеевич принадлежит к числу “самых сильных проявлений русского духа”. Его комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания людей. Это произведение широко и реалистически отразило жизнь Москвы двадцатых годов XIX века, […]...
  13. Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, […]...
  14. Но “по отцу и сыну честь”. Эти слова в комедии произносит сам Фамусов, а между тем его поиски счас­тья характеризуются словами, вложенными автором в уста служанки Лизы: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”. Многие крылатые выражения сложно понять без контекста, зато их можно употребить во множестве случаев. Помним ли мы, […]...
  15. А. С. ГРИБОЕДОВА – ПЕРВОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ Давайте задумаемся, что отличает классическое литературное произведение от других, так и не став­ших классикой. Вот, казалось бы, самый простой от­вет: классика – это литература, которую люди помнят веками. Однако почему же одни произведения оказа­лись забыты после смерти автора (а то и при его жиз­ни), а другие […]...
  16. Основа конфликта пьесы – во взаимодействии двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма осложняется безответным и пылким чувством к Софье – дочери Фамусова. Чацкий: честный, прогрессивно мыслящий, свободолюбивый. Остер на язык. Еще до появления его на сцене мы узнаем, что он “чувствителен, и весел, и остер” (слова Лизы). Чацкий […]...
  17. Разве Пушкин не восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!” А Чаадаев, написавший самую умную книгу в тогдашней литературе, разве не был провозглашен безумцем? Все высшее общество – высокопоставленные “престарелые Несторы”, выжившие из ума старухи – всем стадом твердило об этом безумии”. Просветительские идеи, романтическое воодушевление и вольнолюбивые поэтические мечтания столкнулись […]...
  18. …Будущее оценит достойно сию Комедию и поставит ее в число первых Творений народных. А. Бестужев Комедия “Горе от ума” есть И картинка нравов, и галерея живых Типов, и вечно острая, жгучая сатира, И вместе с тем комедия… И. А. Гончаров Почти через полвека после создания А. С. Грибоедовым его великой комедии “Горе от ума”, в […]...
  19. Успех комедии “Горе от ума”, появившейся накануне восстания декабристов, был чрезвычайно велик. “Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет” – так охарактеризовал сам Грибоедов создавшуюся атмосферу. По словам Пушкина, комедия произвела неописанное действие и поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая ее как злободневное произведение […]...
  20. Комедия А. С. Горибоедова ” Горе от ума ” является одним из великих произведений русской литературы. И у меня появился один волнующий вопрос: ” Горе от ума” – это комедия или драма? Чацкий – главный герой этого произведения, который возвращается из путешествия в родную Москву. Цель его пребывания – Софья, которую он очень любит. […]...
  21. Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то справедливое в отношении творчества В. Маяковского? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. У каждого времени своя правда. Какое оно, время Владимира Маяковского? Удивительное время. Время трагедий, разъединивших отцов и детей, время фантастических […]...
  22. 27 ноября 1831 года в московском Большом театре шла впервые полностью комедия “Горе от ума”. Фамусова играл Щепкин, Чацкого – любимец московской молодежи Мочалов. Мочалов давал очень реалистическую трактовку образа Чацкого. В его исполнении это был живой, пылкий юноша. Исполнение, как это часто случалось с Мочало-вым, было! не совсем ровно, но даже самые строгие критики […]...
  23. План 1) Жанр “Горя от ума” (общественно-политическая комедия, комедия нравов). 2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения. 3) Характеристика фамусовского общества: – чинопочитание (Молчалин, Максим Петрович); – власть авторитетов (Фамусов, Молчалин); – карьеризм (Скалозуб, Молчалин); – преклонение перед иностранным; – невежество; – “кумовство”; – власть женщин. 4) Заключение. Комедия Грибоедова “Горе от […]...
  24. При всем своем ошеломительном успехе пьеса “Горе от ума” настолько не вписывалась в привычные представления о комедии, что даже опытные сочинители недопоняли оригинальности ее замысла, приняв художественные открытия Грибоедова за недостатки мастерства. Талантливый литератор и близкий друг драматурга П. А. Катенин заметил, что в “Горе от ума” драматург проявил “дарования более, нежели искусства”. Грибоедов на […]...
  25. Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия “Фамусов” проис­ходит от латинского слова “фама”, что значит “молва”: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова “Фамусов” есть корень латинского слова “фамосус” – знаменитый, известный Алексей Степанович Молчалин Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: “И золотой мешок, и метит […]...
  26. Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и зачастую не да- вая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то определенное в отношении творчества Мая- конского? Трудно разобраться в своем време- ни, а что говорить о прошлом. Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно, время Маяковского? Удиви- тельное время. Время трагедий, […]...
  27. Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать “известный, пользующийся славой”. Фамусов живет в имении, но судя по его многочисленным друзьям, он очень известный человек в своем кругу. Любит хвастаться, что принадлежит к знатным дворянам. Фамусов гостеприимный, общительный, любитель жить на широкую ногу. Он […]...
  28. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” считается образцом общественной комедии. Созданное в начале 19 века, это произведение до сих пор волнует умы и души, заставляет размышлять, делать выводы, волноваться. Эта комедия затрагивает как острые, актуальные проблемы в России 1820-х годов, так и вечные темы, волнующие людей во все времена. К таким общечеловеческим проблемам относится […]...
  29. Одним из главных персонажей великого творения Грибоедова “Горе от ума” является Фамусов. Это очень яркий и запоминающийся герой, поэтому не могу не описать его образ и характер. Полное имя – Павел Афанасьевич Фамусов. Это очень богатый человек, который является управляющим в государственном учреждении. Он все время пользуется своим высоким положением как в обществе, так и […]...
  30. Комедия Грибоедова “Горе от ума” была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства. Он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны, расколотой на два лагеря: консерваторов и людей прогрессивных взглядов. “Горе от ума”, по сути, является первым русским реалистическим произведением. […]...
  31. Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов. Перед нами – важный московский барин. Мы видим Фамусова в разные часы дня, в разной обстановке, видим его взаимоотношения с различными людьми, и характер его раскрывается перед нами со всей полнотой. Фамусов – вдовец, отец взрослой дочери. Он по-своему […]...
  32. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится И в чтеньи прок-от не велик: Ей […]...
  33. Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее – социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает. Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов. Фамусов – типичный московский барин […]...
  34. Грибоедов, Горе от ума. Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Какой конфликт зарождается во втором дей­ствии? Когда и как это происходит? Во втором действии зарождается и на­чинает развиваться социально-нравствен­ный конфликт между Чацким и фамусов­ским обществом, “веком нынешним” и “веком минувшим”. Если в первом дей­ствии он намечается и выражается в на­смешках Чацкого над посетителями дома Фамусова, […]...
  35. “В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва…” И. А. Гончаров Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа […]...
  36. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание между поколениями. Конфликт отцов и детей стоит в этой комедии на переднем плане. На стороне “детей” мы видим А. А. Чацкого, который не приемлет устоев былых времен и старается образумить […]...
  37. Хоть есть охотники поподличить везде, Да нынче смех страшит И держит стыд в узде. А. Грибоедов Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение Чацкого с […]...
  38. “Гоу” Г-дова – социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия “Гоу” была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен некий парадокс. Но Г-дов прав – умному человеку всегда сложнее […]...
  39. В 1824 году А. С. Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит […]...
  40. Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине. В этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы Россия […]...

Бекетова Марина

В помощь при написании исследовательских работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Утянская средняя общеобразовательная школа

ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» В НАШЕ ВРЕМЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ

Научно-исследовательская работа

Выполнила: Бекетова Марина Александровна,
ученица 9 класса

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы

Уточка, 2011 год

Введение…………………………………………………………………3 - 4

Глава I. Значение творчества Грибоедова

§1. Биография писателя………………………………………....5 - 7

§2. О комедии «Горе от ума»……………………………………7 - 9

Глава II. Характеристика главных героев комедии

§1. Фамусовская Москва. Человеческие типы………………….9 - 13

§2. О главном герое………………………………………………14-16

Глава III. Злободневность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время

§1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19

§2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21

Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23

Список используемой литературы……………………………………...24
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Комедия Грибоедова «Горе от ума» органически вошла в историю русской литературы . «Вечно живой, жгучей сатирой» назвал И.А.Гончаров «Горе от ума», а ее героев – «вечно живыми образами». Это «неразгаданная до конца», по мнению А.Блока, пьеса стала и школой становления русской критики, и школой мастерства русских писателей 19 века. В ряде критических статей не раз отмечалось, что на уровне отдельных ситуаций и образов в русской классической литературе «постоянно просвечиваются грибоедовские силуэты». Поэтому вопросы интерпретации комедии Грибоедова, без сомнения, вызывают глубокий интерес. Актуальность работы заключается в исследовании злободневности звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитого произведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Цель: исследование злободневности звучания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», выявление сущности человеческих типов в комедии, их широкий обобщающий смысл.

Задачи:

- проанализировать данное произведение

- выполнить сравнительно-сопоставительный анализ актуальности комедии в литературе 19 века и в современности.

Обобщить результаты работы

Объект исследования: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Предмет исследования: актуальность звучания комедии в наши дни. Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, интерпретация текста, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.

ГЛАВА I . ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ГРИБОЕДОВА

§1. Биография писателя

Грибоедов Александр Сергеевич - знаменитый русский драматург. Происходит из древнего дворянского рода. Материальное положение родителей Грибоедова было стеснено и запутано. Однако мать его, женщина незаурядного ума и характера, тянулась к родственной ей московской знати, старалась из последних сил держать свой дом на уровне высшего московского общества. Мечтая о блестящей карьере для своего сына, она дала ему прекрасное образование, сначала под руководством гувернеров-иностранцев, затем в Московском благородном пансионе, наконец, в Московском университете. Последовательно окончив два факультета - словесный и юридический, Грибоедов продолжал оставаться в университете (изучая естественные науки и математику и готовясь к ученой степени доктора) вплоть до закрытия его в 1812 в связи с занятием Москвы Наполеоном. Превосходное знание главных европейских языков (французского, немецкого, английского и итальянского), к которым позднее прибавились восточные - арабский и персидский, довершалось музыкальным образованием. Все это делало писателя, по свидетельству Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи. В 1812 Грибоедов поступил волонтером в один из сформированных полков, откуда вскоре благодаря большим связям перешел адъютантом к формировавшему кавалерийские резервы генералу Кологривову. К пребыванию писателя на военной службе относится первое выступление его в печати - корреспонденция в прозе и в стихах (напечатана в августовском номере «Вестника Европы» за 1814). Около этого же времени Грибоедов познакомился с театральным деятелем и известным драматургом А. А. Шаховским и под его воздействием обратился к драматическому творчеству, склонность к которому испытывал еще на студенческой скамье. В конце 1815 вышел в отставку и поселился в Петербурге, в 1817 поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, при которой числился и Пушкин. В 1818 участие в нашумевшей светской дуэли и все более запутывавшиеся материальные дела матери, доведшей непосильными поборами своих костромских крестьян до бунта, подавленного военной силой, вынудили Грибоедова покинуть Петербург и отправиться секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Проездом туда он дрался на дуэли в Тифлисе с будущим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку. В Персии усиленно занимался изучением восточных языков и древностей, финансовых и политических наук. Там же сложились твердые очертания «Горя от ума», первоначальные замыслы которого, по свидетельству современников, возникали уже с 1812. Пребывание в персидском «дипломатическом монастыре» тяготило Грибоедова и в 1822 ему удалось перевестись в Тифлис секретарем по иностранной части при знаменитом «проконсуле Кавказа», генерале Ермолове. В Тифлисе Г. тесно сошелся с поэтом и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером, которому читал сцену за сценой из создаваемого «Горя от ума». В центре всего стояла работа над «Горем от ума». Несмотря на большие связи, все усилия писателя провести пьесу не только на сцену, но и в печать оказались тщетными. Пьеса появилась на сцене только после смерти автора (отдельными явлениями с 1829, полностью в 1831). Опубликование отрывков из «Горя от ума» сопровождалось шумной журнальной полемикой. Выразители мнения старой дворянско-чиновной Москвы яростно нападали на комедию, отказывая автору не только в правильности нарисованной им картины московского быта, но и в каких-либо художественных достоинствах его пьесы. Высказывания Чацкого близки декабристам. Он был арестован и с фельдъегерем привезен в Петербург. На следствии Грибоедов держался смело, категорически отрицал принадлежность к тайному обществу. Он был вскоре освобожден с денежным вознаграждением и повышением по службе. Ему открылась, наконец, возможность той блестящей служебной карьеры, которой всю жизнь добивалась для него мать. С текстом Туркманчайского трактата Грибоедов был отправлен к царю, в Петербург, получил крупную денежную награду и блестящее назначение полномочным послом в Персию. До тех пор, по его собственным словам, - «нищий, слуга государю из хлеба», «вмиг сделался и знатен и богат» . В Персии завязывался один из самых трудных узлов мировой политики. Грибоедов выдвинул грандиозный проект создания «Российской закавказской компании». Тем не менее, проект, опережавший русскую действительность, по меньшей мере, на полвека, не встретил сочувствия в русских правительственных кругах. Однако англичане сразу почувствовали в нем опаснейшего противника, заменявшего в Персии, по отзыву современника, «единым своим лицом двадцатитысячную армию». Грибоедов прибыл в Персию, по пути женившись в Тифлисе, в октябре 1828 и через четыре месяца погиб вместе со всем составом русской миссии (за исключением случайно спасшегося секретаря) во время нападения на нее толпы, фанатизированной муллами, видимо, действовавшими в свою очередь по указке англичан.

§2. О комедии «Горе от ума»

§ 2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума»

«Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...».

(А.С.Грибоедов)

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них. Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? ...

Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г .

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий - добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени. Неисчерпаемость "Горя от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове... Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший... Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!» «Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось. Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры. Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", да "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате: Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве... Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией "Горе от ума". Он возвращается к нам, как свет счастья.

Гончаров И.А « Мильон терзаний» (Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В драматургических замыслах после «Горя от ума» все было связано с развитием и углублением демократических, антикрепостнических тенденций этой пьесы. Смерть Грибоедова в 1829 году помешала созданию новых произведений, которые обещали составить значительную страницу в истории русской литературы. Но и то, что он сделал, дает основание поставить Грибоедова в когорту художников мирового значения. Для современников Грибоедова его пьеса явилась знамением времени. Она помогла лучшим людям России определить свое место в общественно-политической борьбе. Не случайно декабристы говорили о том, что комедия была для них одним из источников свободомыслия. По словам великого критика-демократа В.Г.Белинского «Горе от ума» наряду с романом «Евгений Онегин» явилось «первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь» . Значение любого писателя прошлого дня нашей современности проверяется, прежде всего, тем, насколько близок нам его духовный облик, насколько творчество его служит нашему историческому делу. Грибоедов в полной мере выдерживает такую проверку. Он близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Грибоедов и его великая комедия окружены у нас в стране поистине всенародной любовью. Сейчас более чем когда-либо громко и убедительно звучат слова, начертанные на могильном памятнике Грибоедову: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…” Успех произведения, занявшего прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в нем острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума. Одновременно «Горе от ума» - пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма, Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии. Полемика вокруг «Горя от ума» в 20-е годы XIX века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия «переживет много эпох» и останется своеобразным, неповторимым произ ведением и для потомков. Нет ни одного другого произведения в нашей литературе, которое так по-разному оценивалось бы критиками и так не похоже трактовалось бы режиссёрами и актёрами. Возможно, в этом и секрет постоянной современности грибоедовской комедии: Чацкий лишь меняется в зависимости от времени, но каждый раз органично ему (времени) соответствует. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают»). Произведение получилось злободневным, отвечающим насущным потребностям своего времени и современного. «Грибоедов сделал свое, - сказал Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели поэта, - он уже написал «Горе от ума».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Н.В. «Великие писатели России». Москва, «Мысль», 1988г.
  2. Володин П.М. «История русской литературы XIX века». Москва, 1962г.
  3. Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г.
  4. Медведева И. «”Горе от ума” А.С.Грибоедова». Москва, «Художественная литература», 1974г.
  5. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…». Москва, «Дрофа», 2003г.
  6. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947г.
  7. Пиксанов Н.К. «Творческая история “Горе от ума”». Ленинград, 1983г.

    Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени.
    В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь».
    Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!»
    Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология.
    Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.

Политическая комедия «Горе от ума», крылатые фразы которой сегодня часто используют в своей речи люди, была актуальной во времена Грибоедова и осталась такой и в 21-м веке. Автор с помощью ярких высказываний, которые вложил в уста главных героев, передает описание приспособленцев, карьеристов, беспринципных людей, которые составляли большинство в российском обществе, и тех, кто им противостоит.

Образ Чацкого

Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени - Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» - это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.

В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое - кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.

Для Чацкого свобода личности - это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.

Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.

Образ приспособленцев

В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.

Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «...он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», - так описывает Молчалина Грибоедов.

Приспособленчество, угождение высшим чинам - ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», - так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.

Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.

Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» - так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.

Фамусовское общество

Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.

Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.

В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь

Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.

Герой времени

В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.

Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.

«А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.

Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.

Современные герои

К сожалению, в материальном мире, где большое влияние на людей оказывают деньги, в любом обществе будут появляться те, кто стремится «взобраться» к верхам власти любой ценой, и те, кто им противостоит.

Именно количественный перевес прогрессивных членов общества его развивает. Без «чацких» не было бы изменений в социальной, культурной и личностной сфере общественности. Они толкают других людей сделать шаг в сторону изменений жизни к лучшему.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные