Что дает пение в любительском хоре. Н. Кутузов О работе с русским народным хором (в помощь руководителям самодеятельных хоров). · работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять сво

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Обучение и познание
  • Хоровой класс
  • Роль хормейстера
  • Заключение

Введение

Самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования является хоровое пение. Нет более верного пути для приобщения людей к западноевропейским и русским сокровищам духовной, классической музыки, к гениальным сочинениям великих композиторов прошлого и современного.

Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Однако в каждом времени этому виду искусства отводилась то большая, то меньшая значимость. В современной жизни, хоровое искусство в общеобразовательной школе, постигают лишь те дети, которым это интересно.

Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Например, в своих высказываниях, научный деятель XIX века Д.И. Писарев говорил: "что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появиться только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость".

Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение.

Обучение и познание

В своей книге "Школьный хор" Г.А. Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности.

Ученик, не испытывающий интереса к определенному предмету, усваивает лишь 10-15%всей информации. Особенно важно вызвать интерес у подростков, так как в переходный возраст общий интерес к учебе у них падает. Руководителю хора важно открыть в детях те или иные способности, особенно если они пришли впервые на хоровые занятия, не погасить у них ранее приобретенный интерес к хоровому пению и развивать его дальше.

Способности детей развиваются только в деятельности, и наиболее плодотворное их развитие происходит в деятельности интересной, поглощающей все мысли, чувства и волю, в деятельности любимой, желанной, наполненной радостью глубоких раздумий, поисков, дерзновенных замыслов и завершенной успешным результатом.

Интерес - это не только стимул деятельности, учебной, творческой, физической, в том числе и приобщение к музыке, это и стимул развития личности, так как ищущий человек всю свою жизнь совершенствуется и обогащает себя как личность.

Интерес - способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей школьника. Поэтому в ряду острых проблем современной школьной "музыкальной педагогики" проблема формирования и развития интереса к музыке в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков является, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных.

Сегодня, когда общество придает наибольшее значение передачам увеселительной формы, когда наши дети по теле и радио передачам слышат лишь эстрадную, часто упрощенную музыку, всестороннее музыкальное воспитание на примерах классической музыки приобретает все большую значимость. Потребность в гармонически развитой личности, в современном обществе усиливается. Именно учитель может пробудить у школьников постоянную потребность в общении с высокохудожественной музыкой. Развитию интереса к хоровому пению у детей - как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.

Хоровой класс

Хоровое пение - основа музыкальной культуры многих народов. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Певческий голос - природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового школьника. Есть основание считать пение первичным из всех видов музыкального исполнения, одним из первых проявлений музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального образования. Известный пианист и педагог К .Н. Игумнов называл хоровое пение "жизненной основой музыки". Современный методист В .Л. Михелис рекомендует в начальный период обучения игре на фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по его мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем

Мысли о хоровом пении как основе музыкального воспитания высказывались и в дореволюционных пособиях, рассматривающих вопросы приобщения детей к музыке. Так, например, Г . Рукавишников писал:". по многочисленным наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились".

Исключительно важное место хоровому пению придавал Р . Шуман в своих "Жизненных правилах для музыкантов", где указывал на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения.

Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.

Именно на эту, сторону хорового пения как формы музыкальной деятельности обращал внимание известный дореволюционный методист А . Карасев : " Пению, по моему мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие.".

Как коллективная форма музыкального исполнительства, хоровое пение имеет перед сольным несколько важных преимуществ музыкально-эстетического и воспитательного порядка. В исследовании методиста С .Д. Кулиева особо подчеркивается активизирующая роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств. "Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников".

Хор - такой вид исполнительского коллектива, которому подвластно исполнение многоголосных произведений полифонического и гармонического склада. Вот почему можно утверждать, что хор дает возможность в полной мере развивать опорную музыкальную способность - гармонический слух, выступающий средством целостного познания произведений музыкальной классики и сочинений с современным стилем музыкального письма.

В процессе хорового пения все музыкальные проявления ребят обнаруживаются более отчетливо и ясно, нежели при восприятии музыки. В ходе работы над произведением нечеткость музыкально-слуховых представлений тотчас же передается исполнению, влияя на точность воспроизведения звуковысотного и ритмического рисунка. То же можно сказать и о выразительности исполнения. Если понимание учащимися характера музыкального образа, средств выразительности исполняемого произведения еще недостаточно, если произведение не освоено эмоционально и технически, то и исполнение будет поверхностным, неглубоким. И наоборот - четкость, ясность представления исполнительской "сверхзадачи", общая музыкальная культура коллектива немедленно передается и исполнению. Оно становится осмысленным, ярким, художественно выразительным, подлинно музыкальным.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. Из практики известно, что индивидуальное обучение музыке, когда преподаватель занимается с учеником "один на один", в какой-то мере сковывает учащегося, который отлично понимает, что все его музыкальные и человеческие проявления являются предметом наблюдения педагога в каждую минуту выполнения музыкального задания. Это осознание подчас весьма отрицательно сказывается на внешних проявлениях музыкального чувства ученика, которое ему как бы "неудобно" проявлять в присутствии взрослого человека - учителя. А в хоровом коллективе ребенок, подросток, юноша чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Коллективная форма хорового исполнения, как мы уже имели возможность убедиться, делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог - К .Д. Ушинский . Хочется остановиться на некоторых его высказываниях о воспитательном значении хорового пения. К сожалению, большинству из нас хорошо известен лишь лозунг, который якобы принадлежит Ушинскому: "Запоет школа - запоет народ!" Однако историкам педагогики хорошо известно, что ничего подобного Ушинский не говорил. По отношению к хоровому пению он высказывался гораздо тоньше и содержательнее. Он говорил о хоровом пении как о могучем средстве, оживляющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу.

Высоко оценивал значение хорового пения как средства музыкального развития школьников академик Б . Асафьев . В статье "Хоровое пение в школе" он отмечал, что". школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными". Он считал, что "принципиально все учащиеся составляют хор", но всегда есть более и менее поющие. И потому "центральная хоровая организация будет в основе своей поддерживаться природное музыкально способными людьми, и эта "обязательная служба" для них будет являться более длительной и более интенсивной. Это неизбежно. Но, вместе с тем, такого рода "ставка" на даровитость никоим образом не должна сводить на нет принципа общеобязательной хоровой повинности. Наоборот, она должна сугубо поддерживаться потому, что твердая база не исключает, а обусловливает возможности прикрепления к ней и вокруг нее учащихся менее сильных в музыкальном отношении".

Ратовал за школьное хоровое пение и Д .Б. Кабалевский , утверждавший, что". постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. "Каждый класс - хор! - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление".Д.Б. Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой - способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности.

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

· в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

· участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

· работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

· хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

· в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

· в хоровом, коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с "верхушкой" группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение "верховодов" и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;

· в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был, достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

хоровое пение общеобразовательная школа

Итак, хоровое пение детей - одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах способствуют гармоничному развитию личности школьника.

Детские хоры организуются в школах, дворцах детского творчества в детских клубах при домовых комитетах. Большое распространение получила форма хоровой работы с детьми - хоровая студия, где учащиеся, кроме занятий хоровым пением, овладевают игрой на музыкальных инструментах, занимаются сольфеджио, музлитературой.

Хоровое пение как наиболее действенный вид массового музицирования на протяжении столетий является основной формой музыкального воспитания и просвещения народа. Большое внимание в русской хоровой культуре прошлого уделялось хоровому образованию с детских лет. Передовые русские музыканты и педагоги: В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, Н.А. Римский - Корсаков, П.И. Чайковский, К.Д. Ушинский придавали огромное значение хоровому пению в общеобразовательных школах, учитывая его роль в формировании эстетических и моральных качеств учащихся. В настоящее время, когда в обществе происходит переосмысление нравственных и культурных ценностей, традиций, проблема формирования гармонически развитого подрастающего поколения становится особенно актуально.

В последнее время появляются все новые концептуальные идеи реформирования школьного образования, в котором значительное место отводится задачам повышения роли культуры, искусства как духовного источника и способа развития целостного мышления ребенка. Осознание социальных, эстетических и нравственных функций хорового искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного хорового воспитания в разные периоды в стране и за рубежом, помогают рассматривать сегодня этот вид искусства во взаимосвязи с другими его видами, как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими, культурными ценностями.

Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения. Хоровые занятия в общеобразовательной школе влияют на формирование гармонически развитой личности школьника.

Формируются такие качества как :

· эмоциональность

· коммуникабельность

· инициативность

· ответственность

· организованность

· коллективизм

· трудолюбие

· креативность

Развиваются познавательные процессы :

· ощущение, восприятие

· внимание, память

· воображение, мышление

Развиваются специальные умения и навыки :

· сценическая культура

· эстетический вкус

· творческие способности

· певческие навыки

· музыкальная грамотность

· ораторское искусство.

Хор интегрирует с другими школьными предметами :

· русский язык

· литература

· анатомия

· история

· психология

· мировая художественная культура (мхк)

Хоровые занятия развивают психические способности школьника :

· эмоции, чувства - восприятия, ощущения

· память (эмоциональная, образная, слуховая, механическая, логическая, двигательная)

· сознание

· внимание

· сосредоточенность

· воображение

· мышление

Занятия хоровым пением предполагают развитие психологических процессов и их автоматизацию. Работая над вокальной техники нельзя ни оценить фактор сознания. На первых этапах обучения дирижер пользуется методом копирования "Пой, как я", но постепенно нужно добиваться осознанного отношения к выполнению вокально-хоровых упражнений.

Начальный период организации навыков. Память, как и все др. психические процессы тренируется во время занятий хоровым пением. Все виды памяти имеют большое значение в развитии вокально-технических навыков, но особую роль играют слуховая и двигательная.

Двигательная память - хорошо развивает на технических упражнениях, что способствует выработке механической памяти.

Смысловая память необходима и в распевании, и при освоении технических приемов пения. Хоровое пение - лучший способ развития памяти во всех ее видах. Словесно - логическая память проявляется при работе с поэтическими текстами. В вопросе воспитания памяти важную роль играет внимание и сосредоточенность, а сосредоточенное внимание стимулирует память.

Поэтому получасовая работа в хоровом классе с максимальной концентрацией внимания может принести больше пользы, чем несколько часов полупассивных, невнимательных занятий. Во время занятий пением активно развивается сосредоточенное внимание, без которого невозможен творческий процесс. Сосредоточенное внимание закрепляется в систематических занятиях.

Развитие внимания неразрывно связанно с волей. На фоне сосредоточенного внимания развивается воображение, особенность которого состоит в том, что оно соединяет различные впечатления в образы и картины, преобразовывая действительность.

Вдохновение, по определению психологов, это особое состояние, выражающееся в полном сосредоточении всех умственных сил, способностей и чувств на предмете творчества. Важная сторона в певческом процессе - мышление. Во время пения мыслительный процесс развивается интенсивно через освоение логики литературных текстов. Поэтому - хоровое пение - это соединение мысли и чувства, рассудка и вдохновения, сознания и творческой интуиции.

Наиболее непосредственно хоровое пение влияет на те сферы психики, которые связаны с образной и эмоциональной восприимчивостью. Поэтому, занятия хоровым пением - являются школой восприятия, воображения и чувств.

Речь и пение - две удивительные функции голосового аппарата человека, которыми его наградила природа.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов. Хоровое пение - единственный предмет в учебном плане, содержащий в себе такое количество межпредметных связей.

Пение - психофизиологический процесс, а потому управлять своим голосом дети учатся на основе осознанных мышечных ощущений. Эффективность звукообразования в хоре напрямую зависит от знаний анатомического строения дыхательной системы, голосового аппарата человека и пр. при пении необходимо учитывать акустические законы звуковой волны для нахождения лучшего звучания певческого голоса. При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период, в котором оно было написано. Эпоха, стиль - важно для интерпретации хорового произведения. Все это, вместе взятое, ведет к формированию художественно - эстетического вкуса.

Проследив межпредметные связи хора, следует сказать, что подобная интеграция должна сказываться благотворно только на качественных сторонах личности учащихся, но и непременно влиять на успеваемость в целом.

Выявления отношения детей к хоровым занятиям, через применения различных форм тестирования, анкетирования, особо важно для руководителя школьным хоровым коллективом, для дальнейшей перспективы работы хора.

Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое " я", открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников.

Роль хормейстера

"Воспитатель не должен забывать, то учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения. убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет. Учение - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным".

К .Д. Ушинский . Как быстро пролетело занятие ! Не правда ли как приятно услышать эту фразу учителю после репетиции. Значит, хоровое занятие прошло интересно и плодотворно. Каждый хормейстер хотел бы проводить уроки интересно, чтобы ребята хотели приходить на занятия вновь. Конечно, не каждому удается проводить репетиции на должном уровне. У одних хормейстеров на хоре царит скука и уныние либо безобразная дисциплина, а у других учителей и дисциплина в порядке, и лица у детей вдохновенные и процесс обучения идет бойко.

Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога, понимания коммуникативных явлений, осуществляющихся в процессе музыкально-коллективного исполнительства.

Профессиональные навыки хормейстера, требуют от него наличия индивидуальных качеств, пригодных для управления и дирижирования хором. Профессия дирижера включает в себя целый ряд важнейших компонентов, среди которых наиболее характерны следующие:

· дирижер-художник мастерство и дарование которого способны объединить и увлечь коллектив на создание подлинно художественной интерпретации произведения;

· дирижер-учитель и воспитатель своего коллектива, способный организовать его репетиционную работу и всю деятельность таким образом, чтобы усилия всех детей, их способности и индивидуальное мастерство были направлены на создание целостной исполнительской концепции;

· дирижер-пропагандист всего лучшего, что создано великими композиторами прошлого и настоящего, своей музыкально-исполнительской деятельностью способствующий появлению новых талантливых сочинений современных авторов, возрождению на концертной эстраде незаслуженно забытых произведений.

Дирижер А . Пазовский , формулируя многогранный комплекс интеллектуальных, художественно-творческих, профессиональных и чисто человеческих качеств дирижера, отмечает его врожденные задатки, то, что принято называть талантом: музыкальный слух, память, темперамент, воображение, чувство музыкальной формы и ансамбля, интонационную чуткость, природную эластичность рук и лица - основных выразительных средств, с помощью которых дирижер передает свои требования певцам.

Дирижер постоянно выступает в роли педагога, наставника, старшего и более мудрого советника, занимается просветительным музыкальным воспитанием своих подопечных. И эта функция обязательна, она входит в перечень необходимых качеств дирижера.

Коммуникативные условия коллективного исполнительства складываются из многих факторов (психологического, педагогического и др.), постоянно встречающихся в активном процессе как репетиционной, так и концертной вокально-хоровой работы. Дирижер воздействует на творческую волю детей, вызывает в них художественную самоотдачу, выстраивает при этом стратегическую линию исполнительского процесса вообще. К примеру, аналогичные функции управления находятся в руках театрального режиссера. Но в отличие от дирижера режиссер, осуществляя постановку спектакля в соответствии с собственной "актерско-сценической партитурой", не в силах вмешиваться в игру актера в ходе спектакля. Тогда как дирижер - и "режиссирует" музыкальное произведение, определяя важные драматургические и формообразующие моменты, и является активным соисполнителем во время звучания этого произведения. В этом смысле дирижерская и режиссерская (педагогическая) функции одновременно и единообразны (схожи) и различны. При этом надо отметить, что в каждом большом мастере - дирижере, хормейстере - эти функции присутствуют.

Готовясь к занятиям, хормейстер всегда думает, используя театральную лексику, о его сценарии, разрабатывает "мизансцены", планирует кульминацию занятия и другие компоненты, чтобы занятие прошло интересно.

Близость труда хормейстера, работающего с детьми, и актера как бы очевидна. Этот тезис практически не нуждается в доказательстве. И потому представляется более существенным выяснить, что же в ходе создания хорового занятия сближает, а что различает работу хормейстера-художника и актера.

Труд и актера, и преподавателя художественных дисциплин подвижен, изменчив, тот и другой работают с людьми, имеют общую задачу: посредством занятий художественным творчеством разбудить чувства и мысли других людей (в нашем случае - учеников). Работа того и другого - творческий акт, искусство.

Сопоставление этих профессий высокого искусства показывает, однако, что труд хормейстера сложнее актерского и режиссерского. Режиссер - в не сцены, он не властен, что-либо изменить в ходе спектакля. Актер - лишь часть спектакля. Как любой хороший актер, владеющий отличной, понятной дикцией, хормейстер должен проводить свои занятия на доступном, понятном языке. Замысловатые фразы никчему, ведь интересно, значит все понятно. Хормейстер же "един Бог в трех лицах": он, по словам прекрасного педагога Ю. Львовой сам создает сценарий репетиции, и режиссер (а каждое занятие это в чем-то премьера), и исполнитель главной роли, и при этом он сам себя одевает, причесывает на свой вкус. Он же - главный блюститель порядка.

Обобщив научные доводы музыкальных психологов, педагогов и физиологов нашего времени, можно сказать: профессиональный хормейстер - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание прекрасного у детей. В современном обществе хормейстер является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди любых педагогов оказывались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми разного возраста, особенно подростков.

К личности хормейстера предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным хормейстером, и второстепенные, соответствие которых не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и заинтересовать к творчеству другую личность.

Главным требованием является любовь к детям, к профессии, наличие знаний в хоровом искусстве, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и др. Например, в процессе разучивания много разных ситуаций, когда нужно ребенка раскрепостить. Значит, придется, и посмешить его и подурачиться, передразнить, т.е. надеть маску клоуна. Или наоборот придать строгость хоровому произведению. Это и есть искусство. Все перечисленные качества в совокупности составляют индивидуальность педагога и своеобразность личности.

Немаловажным моментом в работе с детским хоровым коллективом играет стиль методы руководства и самоуправления.

Практически организуя или продолжая работу хоровых коллективов, хормейстер должен преследовать следующие цели:

· научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности. Например, староста хора, трудовой сектор, ответственный за партию в хоре и т.д.

· научить детей быть руководителями в групповой деятельности. Напри мер, президент хора, министр культуры, труда и т.д.

· научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями. Например, подчиняться уставу хора.

· научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.

· научить детей создавать в хоре эмоционально благоприятные личные взаимоотношения. (Дружба, доверительные отношения между хористами.)

· научить каждого ребенка быть независимым в хоровом коллективе, т.е. уметь исполнять хоровую партию сольно.

· научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

· научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций. Это происходит тогда, коллектив не доминирует над личностью, не ущемляет ее интересов и не подавляет ее. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в хоре.

Подростковый возраст можно рассматривать как время окончательного оформления коммуникативных умений и навыков. В эти годы перед детьми необходимо ставить настоящие деловые задачи. Руководить хоровым коллективом в старшем школьном возрасте, должны наиболее опытные, психологически компетентные учителя, хорошо владеющие методикой общения с подростками.

Как совместить общие требования к музыкально - педагогической деятельности и педагогических способностей, которыми должен обладать каждый хормейстер? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

· в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

· в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

· в выборе методов обучения;

· в подборе средств воспитания;

· в стиле педагогического общения;

· в реагировании на действия и поступки детей;

· в манере поведения;

· в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

· в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности.

Хормейстеры, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и музыкальных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

Любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, хормейстер должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т.е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения подростков хоровому искусству, на основе заимствования передового педагогического опыта. Интересный, творческий хормейстер это всегда индивидуальность.

Чтобы удовлетворить потребность ребенка в проявлении его личности, качеств лидера, хормейстер может использовать в своей работе метод Г. Струве хоровая студия "Пионерия". Он разрешает каждому ребенку, в день своего рождения, провести распевку вместо дирижера, что вызывает огромный интерес у поющих.

Немаловажную роль в развитии интереса к хоровым занятиям играет эстетический вид аудитории. Красиво оформленные наглядные пособия: исторические фотографии, стенды, современная техническая оснащенность (аудио и видео техника), красочные плакаты о правилах пения, голосообразования, плакаты композиторов, цветы, картины, веселые шторы, хорошо настроенный инструмент, подборка ударных инструментов красиво расставленных в шкафу, правильно построенный амфитеатром класс, в который хочется приходить вновь и вновь. Все это, вызывает желание у подростков ходить на хоровые занятия. В подростковом возрасте, привлечь внимание к творчеству очень трудно и поэтому, хормейстер может создать атмосферу "теплого класса", в котором будет уютно, интересно и заманчиво.

Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, хоровой коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. Например, кроме хоровых репетиций в хор. классе, проводить творческие встречи с интересными людьми, выпускниками, устраивать совместные праздники с чаепитием, участвовать в районных и городских школьных конкурсах и концертах, выезжать на гастроли.

Важным и интересным для детей оказывается понимание дирижером методологии репетиционного процесса как последовательного изучения музыкально-хорового произведения и раскрытия в нем сущности художественного образа.

Работа над текущим репертуаром наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть хорового занятия. Руководитель должен держать хор в состоянии активности, волевого напряжения и в тоже время в любой момент переключиться на шутку, юмор.

Большое значение имеет тонус репетиции. В начале необходимо собрать внимание детей, и направить на разучивание хорового произведения.

Показ, нового хорового произведения, должен быть эмоциональным и образным. Между показом и его воплощением, не должно быть большой паузы. Жест и тон дирижера - требовательный, доброжелательный.

"Атмосфера концертного исполнения создается постепенно, на репетиции", - говорил известный дирижер Игорь Маркевич, вкладывая в этот афоризм главное, что входит в единство двух процессов - репетиционного и собственно концертного, показательного.

Музыка как вид искусства отличается от других видов, наверное, прежде всего тем, что живет в строго ограниченном ("отмеренным" автором) времени и вне этого времени существовать просто не может. Репетиционное, "режиссерское" (по словам А. Свешникова), становление музыкально звучащего образа - долгий процесс, наполненный поисками в уравновешенности различных компонентов, составляющих единое интерпретационное целое (21, с.17). Раскрытие музыкального звучащего образа в условиях коллективного творчества - сущность процесса дирижерского исполнительства, самая трудная его задача. Формирование навыков управления этой задачей - проблема, которая не решается в одночасье. Хормейстеру, выходящему на репетицию с детским хором, приходится учитывать невероятное количество сопутствующих музыкальному исполнительству моментов психологического и педагогического, этико-нравственного порядка, для проведения интересного хорового занятия.

Подбор хорового репертуара, очень важный и сложный процесс, для хормейстера.

Приведем основные принципы подбора репертуара:

· доступность восприятия в исполнении;

· направлен на формирование нравственных качеств личности, учет возрастных особенностей;

· направлен на формирование вокально-хоровых навыков;

· разнообразен по тематике, жанрам, стилистическим особенностям, средствам музыкального языка;

· от простого к сложному;

Известно, что в подростковом возрасте наблюдается тяга к песням лирического жанра, особенно таким, где яркость, красочность мелодии сочетается с высокохудожественным текстом, повествующим о сильных человеческих чувствах, о любви. Каждая сколько-нибудь заметная песня, предназначенная для взрослых, немедленно подхватывается подростками. Этот интерес к "музыке взрослых" учитывается в большинстве программ, в них представлен ряд песен, рекомендованных для исполнения молодежью. Хорошо воспринимаются подростками, например, такие песни, как "Ты погоди" П. Адоницкого на слова И. Шаферана, "А будет это так" Ю. Визбора, и др. С интересом разучивают они произведения, в которых поднимаются темы любви, мужества, отношения к важным событиям современности.

Квалифицированный хормейстер, владеющий своей профессией не только с музыкальной стороны, но и знающий различные науки, способствующие общению с детьми, конечно же, имеет в своей профессиональной "копилке" несколько интересных и эффективных методик для работы с хористами. Интересный репертуар это не только понятный текст, красивая мелодия и сопровождение. Подросткам очень нравятся эффектные приемы в песне, это и игра на ударных инструментах (бубен, маракасы, металлофон, треугольник), сонорные эффекты (хлопки, щелчки, возгласы). Хоровое произведение зазвучит более колоритно и насыщенно, если подключить ударные музыкальные инструмент. Например, хоровое произведение Хромушина "Зачем остывать костру". Для создания атмосферы сказочного леса, хормейстеры используют ударные музыкальные инструменты: треугольники, металлофон, водяные свистульки, свирель. Задействовав несколько человек, песня звучит красиво и красочно, а хормейстер вызвал огромный интерес у ребенка, к хоровому искусству.

Переключение внимания детей на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. Приведем несколько интересных методик в работе над песней.

В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты. При этом процесс разучивания ни в коем случае не должен походить на "натаскивание". Только сознательное пение может быть действительно художественным и выразительным. Вспомним высказывание руководителя детского хора "Бодра смяна" народного артиста Болгарии Бончо Бо-чева: "При музыкальной работе с детьми эмоциональное и сознательное начало является основным решающим фактором".

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара. Идет отработка общего звучания. В какой-то момент можно соединить все голоса в единый хор, а далее снова возвратиться к разучиванию и пропеванию по партиям. В это время особенно полезно проводить индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого. Обычно после прослушивания одного певца следует краткий разбор звучания его голоса, замеченных достоинств и недостатков исполнения. В разговоре активное участие призваны принимать и сами учащиеся. Можно записать на магнитофон индивидуальное звучание, какого - либо голоса певца и дать ему эту запись на "саморецензию". Замечено, что данный прием заметно оживляет занятие, активизирует вокальный слух учащихся.

Если ведется работа сразу над несколькими и довольно сложными произведениями, то в плане занятий мы предусматриваем некоторую "разрядку", каковой может быть прослушивание записи хорошо звучащего детского хора, просмотр интересных фрагментов хоровых занятий ведущих современных хоровых коллективов, иле же провести не сложные музыкальные игры. Например, хормейстер может предложить ребятам поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Дирижер, под собственный аккомпанемент импровизирует мелодические попевки различного настроения, лада и метроритма. При этом мелодия импровизируется так, чтобы после одного-двух тактов, пропетых хормейстером, его мелодию сразу же, как эхо, смогли бы повторить ученики. Игра в эхо происходит так: хормейстер поет два такта, затем, не прекращяя аккомпанемента, замолкает, давая учащимся, возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует следующие два такта, которые следом повторяют ребята, и т.д. вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо-импровизации.

Еще одна игра: хормейстер (сам или поручив сделать это ученику) отхлопывает ритм одной из песен, разученных в хоровом классе. По ритму дети пытаются определить, какая песня задумана.

Работа над ритмом сопровождения, над интонированием, активизирует внимание. Ритмические сложности, вызывают огромный интерес. Например, хор делится на две группы. Одна из них исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определенную ритмическую фигуру. Такой "аккомпанемент" улучшает выполнение поющими ритмического рисунка песни, а ее общее исполнение обогащается новой "краской". Особенно хорошо удается исполнять хоровые песни маршевого и плясового характера.

На одном из семинаров в хоровой студии "Пионерия" (руководитель студии - народный артист России Г.А. Струве) слушатели были очарованы игровым приемом, значительно улучшающим певческое интонирование. Его предложил известный педагог-вокалист В.В. Емельянов. Суть этого игрового приема заключается в том, что в процессе хорового пения руководитель хора командует: "Уши - назад!" По этой команде участники хора прикладывают к ушам спереди плотно сжатые ладошки. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. И удивительное дело - общее звучание и интонация хорового коллектива при этом значительно улучшаются.

Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Учитывая эту особенность современного музицирования, наш прием заключается в следующем. На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска. Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.

Детей любого возраста надо обучать слушать, слышать и исполнять многоголосие. Необходимо ставить перед ними задачи и всячески стимулировать у них собственно полифоническое восприятие музыки.

В нашей стране проблема полифонического воспитания остается по прежнему актуальной, так как пока не разработаны и не внедрены общие положения, методы и приемы современной музыкальной педагогики по использованию полифонических элементов в курсе сольфеджио в детских музыкальных школах, ни тем более в курсе хорового занятия в общеобразовательных школах.

Одной из главных форм музыкального образования в нашей стране является хоровое пение. Полифоническая хоровая музыка всегда оказывала большое влияние на рост исполнительской культуры учащихся.

Заключение

В данной работе рассмотрено значение интереса как главный стимул успешной деятельности обучающихся на хоровых занятиях в общеобразовательной школе.

Интерес-это главный фактор учебного роста детей, без которого все виды творческой деятельности для учащихся протекают однообразно.

Любая активная деятельность человека проявляется через интерес. Без этого своеобразного сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, вдохновения и творческой активности быть не может. Удержать детское внимание можно лишь через активное, познавательное отношение к предмету. Понятие "интереса" как научной категории, рассматривается в общественной научной сфере, поэтому изучение интереса не может проходить без таких наук, как соционика, психология, обществознание, психофизиология, педагогика. Знание человеческой натуры, характеров, социальной и общественной жизни подростков поможет любому хормейстеру понять сущность интереса у учащихся и механизмы их поддержания.

Задача хормейстера вовремя учесть психологические настроения и физическое состояние детей. Одного надо подбодрить, сгладить не очень удачные моменты выступления, что-то не заметить, другого не тревожить, оставить в покое на время. Лишь интересный во всех планах хормейстер способен привлечь внимание подростка. Игровая форма на хоровом занятии, в подростковом возрасте, как и в младшем, не теряет своей актуальности, только ее доля уменьшается. Например, использование ударных инструментов на занятиях соло, использование сонорных эффектов, интересного ритмического сопровождения, создают условия к более полному самовыражению. Концертная деятельность, встречи с хоровыми коллективами, с интересными творческими личностями повышает познавательную и творческую активность детей. Диффиринцированное отношение к учебе и к предметам в этом возрасте у подростков составляет определенную трудность в обучении. Хоровые занятия - это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, ИЗО и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.

Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами.

Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Как известно, основой музыкальной культуры русского народа, было хоровое пение. Задача взрослых людей, приобщить подростков к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека, особенно подростку, жаждущему проявить качества лидера. Ребенку можно предоставить возможность быть солистом, сыграть сложный ритм на ударном инструменте или быть ведущим концерта, дать продирижировать хором.

Постепенное развитие детского хорового воспитания не раз приводило к трансформации методов обучения. Многие дирижеры детских хоров, способствовали возникновению общешкольных хоровых коллективов. Ведь межпредметные связи, существующие в хоровом творчестве, целенаправленно воспитывают гармонически развитую личность. Учеными XX го века доказано, что хоровое пение приобщает детей к основам разных гуманитарных наук: искусствоведения, филологии, социологии, психологии и т.д. Кроме того, специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства способствует развитию хороших человеческих качеств: уверенность в себе, раскованность, коммуникабельность, ответственность, справедливость, дружелюбие. Хоровое творчество - это тот идеальный фактор развития, к которому должно быть направленно внимание подростков со стороны взрослых.

Приобщить к хоровому искусству любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный специалист. Его мастерство способно на многое. Хормейстер должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность. Профессиональные качества хормейстера помогают не только заинтересовать подростков в посещении хоровых занятий, но и развить в них творческие способности, воспитать личность. Умение жить дружно и сплоченно в хоровом коллективе, быть организованным и ответственным, поможет в дальнейшей жизни подростка, его адаптации в трудовом коллективе.

Список использованной литературы

1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 416 с.

2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: метод. пособ. для учит. общеобр. шк. - М.: Просвещение, 1978. - 175 с, нот.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с: ноты.

5. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

7. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики. М., Музгиз 1956.

8. Безруков B. C. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

9. Большой энциклопедический словарь по философии. М., 2000.

10. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. A. M. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, в 2-х т., т.2, т.12, 1991. - 768 с.

11. П. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН 1997.

12. Брайнин В.О. О музыкальном языке и музыкальном образовании. Ис-во в школе. 1996.

13. Брунин Дж. Психология познания. М., 1977.

14. Бурая Л. В содружестве искусств // Музыка в школе, №3, 1988. - 32-34 с.

15. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора "Аврора". Екатеринбург 2000 г. - 29 с.

16. Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе, №3.1994. - 19-21 с.

17. Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! // Музыка в школе, № 3, 1988. - 22-28 с.

18. Соловейчик С.Л. От интересов к способностям. - М.: Знамя, 1968. - 94 с.

19. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. - М: Просвещение, 1993. - 240 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Значение хорового пения на уроках музыки. История развития хорового пения и вокально-хоровые навыки у школьников. Методика разучивания песни на уроке. Опыт практической деятельности учителя по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2011

    Виды хоров и особенности хорового пения. Этапы разучивания песни. Система формирования вокально-хоровых навыков в начальной школе. Содержание и последовательность обучения нотной грамоте в начальной школе. Методы абсолютной и относительной сольмизации.

    презентация , добавлен 13.10.2013

    Хоровое пение с этнокультурным элементом. Разработка творческой системы музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира. Формирование гармонически просвещенной, общественно деятельной, богатой духовной личности.

    реферат , добавлен 31.01.2015

    Философско-эстетические, психолого-педагогические основы вокально-хорового искусства России. Особенности становления вокально-хоровой музыки до XVII в. Развитие хорового пения на Руси. Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Формирование у ребенка нравственно-эстетического отношения к жизни через музыку. Компоненты урока хорового пения. Доступность хорового произведения для исполнения как фактор развития голоса. Вокально-технические требования при разучивании произведений.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Концепция музыкального образования. Содержание учебного предмета "Музыка". Задачи, закономерности, дидактические принципы и методы музыкального образования и воспитания на уроках музыки в школе. Приемы музыкального образования младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Пение как вид детского исполнительского музыкального творчества. Характеристика певческой деятельности ребенка, ее основные виды. Возрастные особенности слуха и голоса. Воспитательное значение пения в детском саду. Методы и приемы обучения дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    История хорового пения как вида музыкальной деятельности. Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков. Планирование, организация результаты исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2010

    Проблема музыкального мышления как психологического феномена. Зарождение музыкального мышления в онтогенезе. Постижение музыкального произведения личностью в процессе музыкального мышления. Понятийный компонент в структуре музыкального мышления.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Роль и место музыкального искусства в жизни человека. Восприятие компонентов музыкального языка школьниками с нарушениями слуха. Разработка педагогической программы развития музыкального восприятия слабослышащих школьников во внеклассной деятельности.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства

К числу самых ранних известных памятников художественного и музыкального творчества относятся поэтические тексты хоровых гимнов-заклинаний из «Самоведы» (Индия. 2000 лет до н.э.).

Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция

Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель

Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

«Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению... Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень - за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень».

«Путешественники единодушно рассказывали не только о том, как много, но и как замечательно пели русские. Страна, казалось, была наполнена мелодиями. В России пели, когда ехали на лошадях, гребли на лодках, продавали товары на улицах, работали в поле или просто отдыхали».

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор

Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

«Идите в хоры и обретёте гармонию!»

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

«Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки».

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.

Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Казалось бы, 2014 год только начался, а урожайность результатов разнообразных исследование впечатляет. Ученым из Швеции удалось собрать большое количество доказательств в пользу хорового пения. Исследователи проводили не один эксперимент в области пользы здоровью человека от пения песен хором. Оказалось, что упорядоченное и спокойное дыхание на протяжении всего исполнения композиции способствует нормализации сердечного ритма.

Опытным путем идут ученые

Сотрудники из оксфордского университета пошли еще дальше в своих исследованиях и установили, что хоровое пение чрезвычайно полезно для психического здоровья людей. В их эксперименте принимало участие 375 добровольцев, среди которых 178 были мужчинами, а 197 – женщинами.

Все добровольцы участвовали в хоровом пении, выступали сольно или же принимали участие в разных командных видах спорта. Каждое из занятий было связано с высоким уровнем психологического благополучия, но участники хора получали самую большую выгоду. Результаты, которые были получены в ходе эксперимента, могут оказать существенное влияние и помощь в организации и разработке метода лечения по улучшению человеческого самочувствия без больших денежных затрат.

Автором работы является Ник Стюарт и он говорит о том, что пение в хоре может стать эффективным и экономически выгодным способом, который способен значительно улучшить здоровье человека. Положительный эффект хорового пения еще мало изучен, поэтому понадобятся дополнительные исследования, но то, что эффект такой есть и он оказывает благотворное влияние – на лицо.

Положительное влияние пения в хоре может стать началом большой компании по его пропаганде, декларирующей его пользу. Кто-то даже делает смелые и робкие предположения о том, что в ближайшем будущем его будут выписывать как рецепт здоровья.

Старые традиции на новый лад

Немногим ранее экспериментов шведских и оксфордских ученых, была доказана польза пения в хоре для тех людей, которые страдают болезнью Паркинсона, заболеваний легких и депрессиями. Пение в хоре в систематическом порядке значительно повышает уровень кислорода в крови, а также вызывает высвобождение гормона, который называется окситоцином. В народе он называется гормоном счастья. Во время хорового пения снижается кровяное давление, а также сходит на «нет» стресс.

Иностранным ученым нужно исследовать русских женщин, поющих в хорах, которым за 60, а то и 70 лет. Евровидение покорилось зажигательному коллективу поющих бабушек. Застольные песни все реже можно услышать под Новый год или в городских дворах. Но в сельской местности эта традиция еще жива и есть надежда на то, что правительство РФ обратит внимание и поможет в разработке проекта о введении хорового пения в школах страны.

Нажмиддин Мавлянов

Именно так считает солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов. Мы разговариваем с ним накануне первого в юбилейном сезоне театра спектакля «Пиковая дама», где Нажмиддин исполняет партию Германа.

И.Г. Нажмиддин, я не раз слышала, как перед спектаклем вы распеваетесь совсем не фрагментами из опер или вокализами, а песнями, аккомпанируя себе на фортепиано. «Дым» Керна, к примеру. Почему?

Н.М. Не только песнями. Например, раньше я любил играть знаменитый Седьмой вальс Шопена. Я так разогреваюсь, причем не только вокально, но и эмоционально. Так я настраиваю мозг на быстрые воспоминания, такой эмоциональный «энергетик» получается. У меня после этого на сцене быстрее и активнее работают эмоции. Только песни, которые я пою, мне обязательно должны нравиться. Это – единственное условие. Никакая конкретная песня не привязана к конкретному спектаклю. Одно время моим «допингом» был Второй концерт Рахманинова, там есть у меня любимые гармонии. Я, конечно, совсем не пианист, и не смог бы сыграть этот концерт, но какие-то особенно трогающие меня И.Г. гармонии иногда играл перед выходом на сцену. А песни, о которых вы говорите, я пел еще в юности.

И.Г. О юности. Вы всегда пели? Какой была ваша дорога к опере?

Н.М. Голос у меня был всегда, и в детстве, и в юности, но я как-то не обращал на это внимания. У меня мама была очень музыкальным человеком. Она замечательно пела разные песни: русские, узбекские. Я ей подпевал. Еще быстро запоминал и пел песни, услышанные в кино. Например, в индийских фильмах, которых у нас шло великое множество. Мог петь почти басом, а мог пищать высоченные ноты. Пел, когда собирались гости. Все получилось само собой. Но теперь я понимаю, что все было не зря, все пошло в копилку будущей профессии. Играл на гитаре и пел в эстрадных группах. Так, кстати, я, во-первых, развил себе диапазон, во-вторых, стал учить иностранные языки. Песни мы, конечно, учили с пластинок, я ведь не ходил в музыкальную школу. Но мне всегда интересно было работать не механически, а осознанно. Пели мы песни на русском, узбекском, таджикском, английском, французском, итальянском, турецком, португальском… Я переписывал себе тексты в тетрадь и обязательно должен был знать перевод, старался правильно произносить эти иностранные слова. Пел я очень много. В моей тетради переписано, пожалуй, больше тысячи песен. И почти все они исполнены.

И.Г, Вы ведь пришли в музыкальное училище уже взрослым человеком, получив другое образование?

Н.М. Когда умер мой отец, мне было шесть лет. Мама поднимала нашу семью, сестер, братьев одна. Я был младшим. Мы жили непросто и, конечно, нам нужна была профессия надежная, как считала мама. Так я попал в строительный колледж. И мне там нравилось. Это была творческая и очень интересная профессия.

(Нажмиддин посмотрел на лепнину потолка театрального фойе: «Я ведь все это могу делать. Все эти украшения… Я и сейчас бы смог это сделать»).

Учился я быстро, и скоро уже многое умел. Я же мужчина, должен был помогать семье, поэтому и строительными работами зарабатывал, и дынями на рынке мы с братом и сестрой торговали, и пением тоже зарабатывал, когда меня пригласили в ресторане петь, и на свадьбах пел. Сначала научился играть на гитаре, но мечтал о пианино. На пианино я скопил денег, откладывая со своих заработков, когда уже учился в училище. С друзьями по училищу мы привезли его домой. Это был мой себе подарок на день рождения. Я жадно и бесконечно мог заниматься. Конечно, настоящие занятия начались именно тогда, когда я поступил в музыкальное училище в Самарканде.

Хосе. Кармен. Фото – Олег Черноус

И.Г. Но это еще не предвещало ваше оперное будущее?

Н.М. Нет! Я поступал в училище с намерением стать эстрадным певцом. Определили меня сначала, как баса, я даже спел басовую арию. Но единственный в училище тенор заканчивал уже 4-й курс, больше тенором петь было некому. Вот так я стал тенором. Потом уже я показывался, наверное, пяти фониатрам, все сказали, что у меня толстые басовые связки. А вот пою тенором. В училище я стал заниматься просто как одержимый. Иногда спал только по 2-3 часа. День был расписан по часам. Я хотел все-все успевать.

У меня был друг – талантливый лингвист. Он и сейчас мой друг. Я с ним занимался английским. Он же просил меня научить его основам тайбоксинга. Я ведь довольно серьезно занимался спортом, показывал хорошие результаты. Сейчас я думаю, что спорт тоже пополнил мою вокальную «копилку»: без правильного дыхания и выносливости в тайбоксинге невозможно, да и в любом виде спорта.

Я в детстве любил восточные сказки: там герои не боятся никакой работы – «и сорок профессий мало» – и всегда побеждают.

Я приходил в училище в пять утра, чтобы занять класс и заниматься фортепиано: музыкальной школы за плечами ведь не было. Как все мы – вокалисты – пел в хоре. И очень мне это нравилось. Во-первых, я узнал много музыки, во-вторых, пение в хоре способствует развитию чистого интонирования. Читал книги, что называется, «запоем». Тогда моей любимой книгой стал «Мартин Иден» Джека Лондона. Я очень понимал главного героя. Когда я говорю, что «день был расписан по часам» – это не «фигура речи». У меня на самом деле были листы, на которых я писал: что надо читать, что слушать, когда я занимаюсь языком, когда спортом, плюс подготовка к училищным занятиям. Режим был очень жесткий. Спасибо моим педагогам в училище, а потом и в Ташкентской консерватории. Они не просто занимались со мной, они меня учили и развивали.

Первые записи оперных теноров принесла мне Алла Васильевна Щетинина. Я услышал Джильи, Собинова, Лемешева, Козловского… Потом уже современных тогда теноров – Атлантова, Доминго. Мы с педагогами обсуждали их пение: я начал анализировать особенности тембра, манеру, интерпретацию. Мощнейшее впечатление на меня произвел Марио дель Монако. И вот так опера окончательно и бесповоротно вытеснила из моей жизни все другие увлечения. Нет, я не бросил ни занятия языками, ни спорт, но все это теперь было подчинено новой профессии. Не карьере – об этом я тогда не думал, а именно постоянному росту в профессии. Я как-то внутренне понимал, что стал заниматься свои делом, и я обязательно должен был делать его как можно лучше!

На третьем курсе училища, я сказал себе: если выиграю грант на бесплатное обучение в консерватории – буду учиться, если не выиграю, – уйду. И я выиграл!

Уже студентом Ташкентской консерватории я был принят в оперный театр имени Навои. Но это совсем не означало, что я перестал учиться. Режим мой оставался все таким же жестким, я продолжал много читать – не только художественную литературу, но книги об опере, композиторах, о театре. Я уже знал, кто такой Станиславский, что есть театр Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, знал, в чем суть системы Станиславского, и очень это понимал. Я продолжал неуемно впитывать в себя знания. Я ведь пришел в музыку совсем из другого мира, но твердо понимал, что, если я этим занимаюсь, должен делать все на 100 процентов.

Гофман. Фото – Елена Семенова

И.Г. А с какой партии в театре вы начали?

Н.М. Сейчас это может показаться странным, но еще в оперном классе в консерватории я спел Альмавиву в «Севильском цирюльнике», а в театре дебютировал в «Паяцах» в партии Арлекина. Я пел все, что давали, естественно, если понимал, что могу это спеть. Я очень благодарен моему педагогу Ольге Алексеевне Александровой за помощь и поддержку. Я и сейчас с ней советуюсь. Маленькие партии, большие. Здесь спел Хосе, Ленского, Неморино… Однажды к нам в театр приехал Вячеслав Николаевич Осипов, и хотя тогда ему было 69 лет, он пел Германа в «Пиковой даме». И как пел! Я был просто потрясен: такой голос! Пел он свободно, покрывал оркестр и, конечно, его невероятный темперамент просто сводил с ума и зал, и партнеров. Я пел с ним в спектакле маленькую роль Распорядителя. Но Вячеслав Николаевич обратил на меня внимание, сказал, что у меня красивый голос, и что я обязательно должен расти, петь, что у меня должно быть отличное будущее. Я жадно его расспрашивал: как поет, что поет… Он дал мне много дельных советов, которые я помню и по сей день. Объяснял, что можно петь сейчас, а что только после тридцати, от какой партии каких «подводных камней» ждать… Разве мог я тогда предположить, что всего через год с небольшим окажусь солистом театра Станиславского и Немировича-Данченко, где блистал Осипов! Увы, когда я пришел в труппу, Вячеслава Николаевича уже не было в живых…

И.Г. То есть, встреча с Вячеславом Осиповым – это был знак судьбы?..

Н.М. А я верю «знакам судьбы», иногда понимаю, что меня сопровождают не случайные совпадения.

Ни в Самарканде, ни в Ташкенте я не думал о каком-то конкретном театре, я просто много занимался и много пел. Мама всегда говорила: пой везде, куда тебя приглашают. Я очень долго мог работать, как «вечный двигатель».

И.Г. И как же вас судьба привела в театр Станиславского и Немировича-Данченко?

Н.М. У нас в Ташкенте была афиша конкурса вокалистов имени Глинки. Подготовил программу и, не думая ни о чем, кроме того, чтоб спеть, как можно лучше, отправился в Москву. И конкурс Глинки остался бы для меня просто попыткой показаться в Москве, если бы снова не случай: на меня обратили внимание члены жюри Джузеппе Пасторелло, который стал звать меня в Италию, и главный дирижер театра Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Павлович Коробов. Он почувствовал во мне возможную перспективу и пригласил в театр на прослушивание. Думал я вот как: ну, прослушаюсь, потом мне скажут: «Спасибо, мы вам позвоним», и… не позвонят… Но все оказалось по-другому: я прослушался, и меня пригласили в этот театр! Готовилась постановка «Силы судьбы» Верди, я должен был петь Альваро!

Альваро. Сила судьбы. Фото) – Олег Черноус

И.Г. И это был блестящий дебют!

Н.М. Шел я к нему очень сложно. Я осторожно впевал партию, пока не пришло ощущение, что это мое, что мне удобно. Когда поддались самые сложные места, я подумал – ура-ура, все должно получиться. Я справлюсь. Не все в меня верили, кто-то считал, что целиком спектакль я не вытяну. Но самым большим ударом для меня была смерть мамы. Это случилось как раз, когда шли постановочные репетиции. Она снилась мне ночами, на репетициях частенько глаза были «на мокром месте»… Я часто просыпался от того, что плакал во сне, а когда просыпался, осознавал, что мамы больше нет. Это очень тяжело. И я не смог ей сказать: «Мама, я спел, у меня все получилось»… И хотя меня приняли зрители, и писали о дебюте хорошо, я все равно не был уверен, что уже в труппе, в театре. А потом следующая премьера – «Сказки Гофмана». Я спел заглавную партию. Очень трудную! Мы с Александром Борисовичем Тителем очень-очень много над ней работали. Это трудная и актерски, и вокально партия. Конечно, я прочитал всего Гофмана, много прочел того, что о нем написано. Я так всегда готовлюсь к новым работам.

Приглашения в другие театры и за границу последовали очень быстро. А еще я участвовал в постановке вердиевской «Травиаты» Георгием Георгиевичем Исаакяном (с которым уже встречался до этого на «Силе судьбы»). Пел я этого Альфреда в Ирландии. И вот все вместе выступления привели, наверное, к тому, что меня заметили и стали приглашать. Но первые три сезона я сидел в театре, никуда не выезжая, кроме театральных гастролей. Я работал, работал, накапливал репертуар, учился выдерживать много работы, петь большие трудные спектакли. И сейчас считаю, что делал абсолютно правильно! Был год, когда я спел здесь 45 спектаклей!

И.Г. Что для вас выступления на других сценах: в Большом, Мариинском, в Европе и Америке?

Н.М. Мне хотелось, да и сейчас хочется, больше и больше петь. Работать с разными партнерами, дирижерами, режиссерами, узнавать новые города и страны. Мне в принципе интересно все время что-то для себя открывать, что-то узнавать, в общем – «учиться, учиться, и учиться». Даже, если я еду 10 минут в метро, я еду с книгой. Я учу партии. Постоянно. Учу те, которые мне интересны, даже если у меня нет на них приглашения. Но, если приглашение будет, я должен быть готов. В прошлом сезоне я выучил восемь новых партий сам, две из них я спел. Подготовил концертную программу из русских народных песен. Плюс к тем, на которые меня зовут постоянно: Каварадосси в «Тоске», Пинкертон в «Мадам Баттерфляй», Манрико в «Трубадуре». В этом году я спел партию, о которой очень мечтал – Андре Шенье. Спел в Новой Опере, где было концертное исполнение оперы Джордано. Мне нравится петь и в Большом, и в Мариинском, в этом году дебютировал в Метрополитен (заменял Марсело Альвареса) – незабываемые впечатления! . До Мет я спел за месяц 10 спектаклей в разных странах, у меня все было спланировано. Но мы нашли «окна», ведь Мет – это важная в жизни каждого певца сцена. Потрясающий театр, потрясающие партнеры: Нетребко, Лючич! Анна оказалась очень доброжелательной, открытой. И принимали спектакль отлично!

Я довольно быстро учу партии. На Радамеса в «Аиде», например, потребовалось десять дней спокойной подготовки.

Сейчас я могу выбирать, где петь, что, с кем и сколько. У меня есть свои установки, в чем я участвую, в чем нет. Вместе с режиссером мы строим партию, но важно, как ты сам ее чувствуешь. Ты вкладываешь свои эмоции, свой опыт, все пропускаешь через себя. Сперва все, что говорит режиссер, я стараюсь выполнить, но потом – это же взаимный процесс – я что-то могу делать по-своему. Работа с дирижерами – рост, энергетика. Я обычно хорошо понимаю дирижеров, я сам брал уроки дирижирования, и дома партии учу не только с инструментом, но и «с рукой».

Я же понимаю, перед какой партией нужно отдохнуть, какие можно петь подряд, какие нет. Многие великие певцы писали в своих мемуарах, как лучше строить работу с партиями. Здесь не надо «изобретать велосипед». Есть однотипные партии, есть те, что требуют перестройки голоса. Все это певец должен знать. И все советы пропускать через собственный опыт.

Герман, «Пиковая дама». Фото – Сергей Родионов

И.Г. А почему вы захотели спеть Пьера в «Войне и мире»? Не так часто вокалисты мечтают об этой партии, честно говоря.

Н.М. Я очень хотел спеть Пьера в «Войне и мире», когда еще опера только ставилась в нашем театре первый раз. Но тогда понимал, что не время. Приглядывался к партии Курагина, но тогда меня назначили на Барклая де Толли. А теперь решился попросить, и мне наши постановщики – Александр Борисович Титель и Феликс Павлович Коробов дали такой шанс. И хотя я мог бы вместо Пьера спеть 14 спектаклей по приглашениям, я отказался от любой другой работы. Выучил партию в Японии, где пел Радамеса, а летом продолжал впевать ее и учил мизансцены. Конечно же, перечитал «Войну и мир». Мне кажется, что, когда «Войну и мир» проходят в школе, то невозможно по-настоящему понять этот роман. Сейчас я перечитал – это совсем другое восприятие. И конечно – гениальная музыка Прокофьева! Я понимал, что внешне не похож на Пьера, но мне сделали накладной живот из поролона, я долго работал над походкой, пластикой. Я в принципе хочу петь больше русских опер, чем сейчас это получается. Есть некоторые приглашения. Хочу сделать Самозванца в «Борисе Годунове» и Андрея в «Мазепе».

И.Г. Но вы спели главную теноровую партию русского репертуара – Германа в «Пиковой даме». И 3 октября первый в этом сезоне Герман на вашей родной сцене.

Н.М. Германа я спел через десять лет после того, как впервые появилась мысль об этой партии. Сперва об этом речь шла в Ташкенте, я посоветовался с педагогом, и мы вместе решили, что рано. Потом здесь, в театре Станиславского и Немировича-Данченко, еще в постановке Михайлова, – тогда мы подумали-подумали с Александром Борисовичем, но тоже решили, что рано. В Ташкенте, когда я думал о Германе, мне было 27 лет, а спел я его в результате – в 37. Дело не в том, можешь ты спеть ту или иную партию, в смысле – спеть ноты. Спеть я могу много чего. Дело в том, чтобы донести стиль, мысль композитора. И, конечно, быть уверенным, что не будет вредно для голоса. Постараться исполнить так, как написано. Я убрал некоторые партии из своего репертуара, чтобы не совмещать то, что не совмещается. Но некоторые из отставленных партий я может быть и спою снова.

Герман для меня – больной человек, что-то не так в его голове. Больной прямо в медицинском смысле. Он любит Лизу, но он хочет войти в другое общество, то, в которое не вхож. Его собственная жизнь кажется ему мрачной, скучной, словно не имеет смысла. Не азарт для меня в Германе. Скорее болезнь. Там много всего наслоено в этой партии. После дебюта в «Пиковой» в Москве мне много раз предлагали петь Германа в других театрах, но я всегда говорил нет. Исполнил только с Валерием Абисаловичем Гергиевым в концертном варианте в Зале имени Чайковского и на Дальневосточном фестивале Мариинского театра с Павлом Смелковым. На эту партию нельзя «сесть». И не только потому, что она сложная для пения. Она во всем сложная.

Герман, «Пиковая дама». Лиза – Елена Гусева. Фото – Сергей Родионов

И.Г. Значит, если кто-то хочет услышать вашего Германа, пусть приходят или приезжают в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Отлично! Но ведь у вас много партий, которые позволяют вам откликаться на приглашения разных театров.

Н.М. Я сейчас в таком возрасте, что хочу петь больше и больше, хотя понимаю, что надо ставить какие-то ограничения. Это уже опыт. Но я готов, как и двадцать лет назад, открывать, познавать, снова учиться. Много-много работать. И не только потому, что пение – моя профессия. Мне это нравится, приносит удовлетворение. Я люблю, когда прочитанная книга, или фильм, или спетая партия не отпускают, когда ты думаешь об этом еще долго потом. И для меня важно, что зрители получают удовольствие от моей работы, это так окрыляет. Очень кропотливая, большая работа, но обязательно приносящая радость, удовлетворение. Это и есть основа моей формулы пути к вершинам профессии.

Все права защищены. Копирование запрещено.

«Художественный руководитель Государственного академического Московского областного хора имени А.Д. Кожевникова Николай Азаров возглавит хор аппарата Госдумы РФ… Первая встреча Азарова с участниками хора, в который уже записались 35 человек, пройдет 10 ноября» http://www.interfax.ru/russia/405795

Ну почему сразу вспоминаются бессмертные строки Булгакова:

«– И ведет под руку какого-то сукина сына, – рассказывала девица, – неизвестно откуда взявшегося, в клетчатых брючонках, в треснутом пенсне и... рожа совершенно невозможная!

Лица будущих альпинистов помрачнели, но заведующий тут же призвал всех к бодрости, а специалист и пошутил, и поострил, и клятвенно заверил, что времени пение берет самую малость, а пользы от этого пения, между прочим, целый вагон.

Ну, конечно, как сообщила девица, первыми выскочили Фанов и Косарчук, известнейшие филиальские подхалимы, и объявили, что записываются. Тут остальные служащие убедились, что пения не миновать, пришлось записываться и им в кружок. Петь решили в обеденном перерыве, так как все остальное время было занято Лермонтовым и шашками. Заведующий, чтобы подать пример, объявил, что у него тенор, и далее все пошло, как в скверном сне. Клетчатый специалист-хормейстер проорал:

– До-ми-соль-до! – вытащил наиболее застенчивых из-за шкафов, где они пытались спастись от пения, Косарчуку сказал, что у него абсолютный слух, заныл, заскулил, просил уважить старого регента-певуна, стучал камертоном по пальцам, умоляя грянуть «Славное море».

Грянули. И славно грянули. Клетчатый, действительно, понимал свое дело. Допели первый куплет. Тут регент извинился, сказал: «Я на минутку» – и... изчез. Думали, что он действительно вернется через минутку. Но прошло и десять минут, а его нету. Радость охватила филиальцев – сбежал.

И вдруг как-то сами собой запели второй куплет, всех повел за собой Косарчук, у которого, может быть, и не было абсолютного слуха, но был довольно приятный высокий тенор. Спели. Регента нету! Двинулись по своим местам, но не успели сесть, как, против своего желания, запели. Остановить, – но не тут-то было. Помолчат минуты три и опять грянут. Помолчат – грянут! Тут сообразили, что беда. Заведующий заперся у себя в кабинете от сраму.

Тут девицын рассказ прервался. Ничего валерианка не помогла.

Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий. Так и поехали. Прохожие, бегущие по своим делам, бросали на грузовики лишь беглый взгляд, ничуть не удивляясь и полагая, что это экскурсия едет за город. Ехали, действительно, за город, но только не на экскурсию, а в клинику профессора Стравинского» (М.Булгаков. Мастер и Маргарита. Глава 17).



В продолжение темы:
Аксессуары

21 июля 2011 года американский космический корабль Atlantis совершил свою последнюю посадку, поставившую точку в длительной и интереснейшей программе Space Transportation...

Новые статьи
/
Популярные