Что делать, если ребёнка травят в школе. Настоящая травля. Всё о том, что такое буллинг и как с ним справиться

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Дезинфекция, дезинсекция и дератизация (борьба с грызунами)

Дезинфекция (обеззараживание) животноводческих помещений и иных мест пребывания животных, связанных с ними предметов и объектов является в совокупности с другими мерами профилактики могучим- средством в борьбе с заразными болезнями.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную. Профилактическую дезинфекцию производят для предупреждения возникновения заразных болезней в местах

наибольшего скопления животных (базары, пункты заготовки зерна, выставки, мельницы и др.). Текущая дезинфекция проводится в неблагополучных пунктах с целью предупреждения разноса инфекции. Заключительные дезинфекции проводят с целью очистки неблагополучного пункта от возбудителей болезни после выздоровления больных животных.

Прежде чем произвести дезинфекцию, все объекты тщательно очищают от навоза, грязи, старой подстилки, а стенки и перегородки станков, предметы ухода и кормушки тщательно моют щеткой и просушивают. Затем выбирают способ дезинфекции в зависимости от наличия в распоряжении владельца животных инвентаря и приспособлений. Дезинфекцию проводят способом орошения объектов дезрастворами, аэрозольным методом с помощью превращения растворов в мельчайшие капельки размером 15-20 микрон. Газовый метод дезинфекции применяют чаще всего в птицеводстве путем использования формальдегида, бромистого метила и других средств.

Дезинфекцию проводят различными химическими веществами, действие которых в основном сводится к свертыванию, окислению и расщеплению белков микроорганизмов. Для дезинфекции методом орошения используют горячие (70-80°) растворы - едкого натра, формалина, хлорной извести, негашеной извести, кальцинированной соды, зольного щелока и многих других средств. При заражении помещений спорообразующими микробами применяют 10%-ный раствор едкого натра, 4%-ный раствор формальдегида и 5%-ный раствор хлорной извести (по активному хлору). Помещения, зараженные неспорообразующей патогенной микрофлорой, обычно дезинфицируют 2-4%-ным раствором едкого натра, 2-3%-ным раствором хлорной извести, 3%-ной эмульсией креолина, 5%-ным раствором кальцинированной соды, 20%-ным раствором зольного щелока, 10-20%-ным раствором негашеной извести, 1%-ным раствором формальдегида и т. д.

Обеззараживающее действие тех или других растворов дезинфицирующих веществ может быть достигнуто при соблюдении двух условий: если во время дезинфекции не будет пропущено ни одного квадратного сантиметра площади и если действие дезинфектора будет достаточно продолжительным. Но 1 кв. м строганых досок или деревянных брусков необходимо затратить не менее 0,35-0,45 л, бревен - 0,5-0,7, кирпичной кладки - 0,7-0,8, штукатурки или бетонной поверхности - 0,4-0,8, саманной кладки - 0,9-1,0, земляного пола и выгульных двориков - 1,0-3,0 литра. Время воздействия дезинфектора с учетом вида микроба, вида дезинфектора, вида дезинфицируемой поверхности, температуры воздуха и других особенностей колеблется от 3 до 12 часов.

Проводят дезинфекцию различными техническими средствами: ветеринарной дезинфекционной машиной ВДМ-2, дезинфекционной установкой ЛСД, опрыскивателем, гидропультом большим ручным КЗ и другими машинами. Если таких аппаратов нет, то дезинфекцию можно провести малярными кистями, щетками, с помощью лейки и даже пожарными машинами. Шланги во всех случаях должны быть резиновыми, а после дезинфекции машины несколько раз промывают чистой водой.

Если в хозяйстве есть условия и прежде всего имеются генераторы для получения аэрозолей (АГ-Л6, ПВАН, ТАИ, АГ-УД-2 и др.), то следует применять аэрозольный метод дезинфекции, который наиболее практичен, так как дает возможность в два раза экономнее расходовать дезосредства и в 5 раз сокращать время обработки помещения. Для аэрозольной дезинфекции используют 20 и 40%-ный раствор формальдегида, формалин-креолиновую смесь (3 части 40%-ного формальдегида и 1 часть креолина), однохлористый йод с формальдегидом (в соотношении 1:3). Время воздействия - от 12 до 24 часов, при этом расходуется 20 мл раствора на 1 куб. м. Кроме того, разработан безаппаратный метод получения аэрозоля за счет взаимодействия самих дезинфекторов. Берут 20%-ный формалин и смешивают его с хлорной известью, содержащей не менее 25% активного хлора. На 20 мл формалина берут 20 г хлорной извести и тщательно и очень быстро смешивают в эмалированной или деревянной посуде. Смесь ставят посредине помещения, которое герметически закрывают. Из одной точки можно обработать 1000 куб. м. помещения. Температура в помещении не должна быть ниже 15°.

Для одновременной дезинфекции и дезинсекции Обычно используют аэрозоли формальдегида или формалин-креолиновую смесь, в которые добавляют 5% хлорофоса. Иногда используют аэрозоль 40%-ного формальдегида с добавкой 0,6% трихлорметафоса-3 или 0,2% ДДВФ (диметилдихлорвинилфосфат) при расходе 20 мл/м3 и 6-часовой экспозиции. Через 6 часов помещение открывают и хорошо проветривают, а если после проветривания остается формальдегид, то его нейтрализуют 25%-ной аммиачной водой из расчета 10 мл/м3.

Газовую дезинфекцию проводят формальдегидом, хлором (иногда хлорпикрином - особенно в пунктах заготовки зерна и др.), бромистым метилом, смесью бромистого метила с окисью этилена (ОКЭБМ) и другими веществами. Во всех случаях после тщательной очистки помещения надежно герметизируют, а после дезинфекции хорошенько проветривают.

Дезинсекцию обычно проводят в тех помещениях, где много мух, клопов, клещей, комаров, вшей, блох и других насекомых. Для борьбы против взрослых насекомых и их зародышей применяют 0,5-1%-ный водный раствор хлорофоса, 0,5%-ную водную эмульсию трихлорметафоса-3 из расчета 50-150 мл/м2, 0,2%-ную эмульсию ДДВФ, 1%-ную эмульсию карбофоса, 0,5%-ную эмульсию метилметафоса из расчета 100 мл/м2. Продолжительность остаточного действия от 5-7 до 22 суток, правда, ДДВФ в 10-30 раз сильнее действует на мух, чем хлорофос, но его действие короче.

Основным местом расплода насекомых являются навозохранилища, поэтому поверхность навозных штабелей обрабатывают 5%-ным раствором креолина, 10%-ным раствором нафтализола, порошком хлорной извести, содержащей не менее 25% активного хлора, 0,1%-ным раствором трихлорметафоса-3 из расчета 4-5 литров на 1 кв. м.

Микробы иногда переносятся с навозом и мочой, поэтому уборке и утилизации навоза, полученного от больных животных, нужно придавать особое внимание. Обычно навоз обеззараживают компостированием или биотермической обработкой. Так как при компостировании навоза высота бурта должна быть не более 2 м, а навоз должен перемежаться слоем земли или торфа, при биотермическом способе обеззараживания бурт укладывают из одного навоза высотой не более 1,5 м, а шириной - 2,5 м.

При биотермическом обеззараживании навоза вниз укладывают слой незараженного навоза или соломы толщиной 20-25 см, затем укладывают зараженный навоз конусом на высоту до 125 см. Сверху зараженный навоз укрывают слоем соломы толщиной 15 см, а поверх соломы укладывают слой земли в 15-20 см. Сложенный в бурты навоз постепенно нагревается до 70-75°.

Бактериологическими исследованиями НИИ ветеринарной санитарии было установлено, что при таких условиях вирусы ящура и болезни Ауески погибали на 5-9-е сутки, возбудители бруцеллеза, паратифа и рожи свиней - через 22 суток, микобактерии туберкулеза - через 29-30 суток. Навоз, полученный от животных, больных сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, инфекционной анемией, бешенствам, бродзотом, паратуберкулезным энтеритом и чумой крупного рогатого скота, предварительно увлажняют дезинфицирующим раствором и сжигают.

Дератизация (борьба с грызунами) в настоящее время приобретает особое значенйе, потому что в животноводческих, помещениях расплодилось большое количество мышей и крыс. Борьба с грызунами слагается из профилактических и истребительных мероприятий.

В число профилактических мероприятий входят: правильное хранение концентрированных кормов, корнеплодов, исключение попадания грызунов в животноводческие помещения путем заделки отверстий в фундаментах и полах, обивки нижних деревянных частей помещений жестью или металлической сеткой. Истребительные мероприятия проводят различными методами: биологическим (за счет содержания кошек, ежей и хорьков), механическим (за счет отлова грызунов капканами, бочками, плашками-давилками и др.), опылением нор и мест концентрации грызунов сильнодействующими ядами, газированием ядовитыми газами, с помощью отравляющих приманок.

Из многих химических веществ для борьбы с мышами и крысами применяют зоокумарин, натриевую соль зоокумарина, дифенацин, фентолацин, фосфид цинка, монофторин и другие соединения. Зоокумарин - порошкообразная смесь яда с наполнителем (тальк, коалин, костяная мука), представляет собой серый порошок, содержащий 1% зоокумарина. Применяют приманки (хлеб, комбикорм, и др.), в которые вносят 2% препарата. Приманки сдабривают подсолнечным маслом. Натриевая соль зоокумарина хо рошо растворяется в воде. Готовят впрок 1%-ный раствор натриевой соли зоокумарина. На 1 кг приманки добавляют 15 мл рабочего раствора. Так же используют средство «Зоосорбцид», готовое к применению. Все приманки и средство «Зоосорбцид» раскладывают в местах, недоступных для домашних животных (под пол, за лари, в свободные помещения) порциями по 200-300 граммов.

Монофторин применяют в смеси с приманками (зерно, мясной и рыбный фарш, крошки хлеба, комбикорм и др.) с содержанием 1% монофторина в. приманке. Приманки часто сдабривают 1-2% растительного масла и сахара и раскладывают в течение 1-2 суток порциями по 10-30 г в местах, недоступных для домашних животных. Через 2 суток не съеденные грызунами приманки собирают и сжигают.

Дифенацин применяют в виде 5%-ной смеси этого вещества с крахмалом. Называется такая смесь ратинданом. В пищевую приманку добавляют 3% ратиндана.

Меры предосторожности при работе с дератизационными средствами. Все средства, применяемые для борьбы с грызунами, являются сильнейшими ядами, поэтому обращаться с ними необходимо с большой осторожностью. При составлении приманок обязательно нужно работать в респираторе (марля, сложенная в 3-4 слоя, или заводской респиратор), в защитных очках и в перчатках. Дозируют препараты так, как указано на этикетках упаковок.

Убирать отравленных грызунов нужно лопатой или щипцами. Собранные трупы грызунов подлежат сожжению. В случае подозрения на отравление людей необходимо срочно обратиться к врачу. После работы с ядами все предметы, на которых работали и которыми дозировали и смешивали, тщательно очищают и промывают горячей водой несколько раз. При отравлении домашних животных проводят курс лечения по указанию ветеринарного врача.

И. Петрухин «Домашний ветеринар»

См. охота... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. травля гон, гоньба; гонение, охота; погоня, преследование; тошнота, рвота, изведение, охота за ведьмами, охота на ведьм,… … Словарь синонимов

травля - ТРАВЛЯ, гон, гоньба … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (иноск.) намѣренно злобное преслѣдованіе кого (многими), съ намекомъ на травлю звѣрей. Ср. Травить преслѣдовать. Ср. Заранѣе васъ предупреждаю, что положу ваши векселя подъ спудъ и травить васъ оными не стану. А. А. Соколовъ. Тайна. 10. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ТРАВИТЬ 1, травлю, травишь; травленный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

травля - ТРАВЛЯ, и, ж. Тошнота, рвота … Словарь русского арго

У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Применение своры собак на охоте для травли оленей. Травля преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей. Травля… … Википедия

травля - настоящая травля … Словарь русской идиоматики

травля - началась травля действие, субъект, начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён

- (иноск.) намеренно злобное преследование кого (многими), с намеком на травлю зверей Ср. Травит преследовать. Ср. Заранее вас предупреждаю, что положу ваши векселя под спуд и травить вас оными не стану. А.А. Соколов. Тайна. 10. Ср. Веская угроза… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ж. 1. Охота с борзыми собаками или ловчими птицами. 2. Специальное натравливание собак на пойманного медведя, волка и т.п. 3. перен. Настраивание кого либо против кого либо. 4. перен. Уничтожение кого либо нападками, придирками, преследованиями.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Травля , Филипенко, Саша. Новая книга Саши Филипенко «Травля» - о столкновении двух миров. Один мир принадлежит сильным и влиятельным людям, за другой приходится бороться тем, кто стоит на стороне справедливости. Одни…
  • Травля , Филипенко Саша. Саша Филипенко, как всегда (читай "Бывший сын" и"Замыслы"), актуален, наблюдателен, остроумен и - лаконичен. Ему снова удалось упаковать в небольшую книжку полноформатный остросюжетный…

Р аньше это называлось «козёл отпущения», а сейчас психологи придумали красивое научное название: «моббинг», или эмоциональное насилие на рабочем месте..

Впервые этот феномен исследовал в начале 1980-х годов шведский психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман. Именно он придумал название «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Почему это происходит

Слово «моббинг» произошло от английского mob- толпа, сборище людей.

Всё начинается с обычного конфликта, которые перерастает в непримиримую вражду. Вместо проявления терпимости и понимания, начинается выяснение отношений «кто прав – кто виноват?». В споре выигрывает тот, у кого крепче нервы, если это вообще можно назвать выигрышем.

Руководство в подавляющем большинстве не вмешивается в подобные ситуации, если само в них не участвует, и жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами. Собственно, само по себе это явление в компаниях часто провоцируется руководством, имеющим неправильные представления об управленческих механизмах.

В случае с коллективной травлей срабатывает психология группы, но, несмотря на это, у жертв моббинга находятся заступники – люди добрые и милосердные, которые в скором времени сдают позиции, понимая, что завтра объектом издевательств могут стать сами. Кстати, первопричиной моббинга являются далеко не лучшие человеческие качества: злоба, зависть, жажда власти над другими людьми, комплексы, в конце концов.

Обычно жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами.


Ситуации, в которых становятся жертвами моббинга, известны:

1) если сотрудник чем-то отличается от остальных. Чем – неважно, это может быть даже необыкновенное хобби.

2) если в компании недавно произошли ощутимые кадровые перестановки. В этой ситуации жертвой может стать сотрудник, неожиданно получивший повышение, или наоборот – пониженный в должности.

3) моббинг по отношению к новеньким – очень распространённое явление, и по сути является «проверкой на вшивость». Особенной жестокостью этот вид не отличается и довольно быстро и бескровно заканчивается.

4) часто моббинг начинают люди, неуверенные в стабильности своего рабочего места и боящиеся его потерять. Таким образом они пытаются устранить конкурентов, коими считают удачливых сослуживцев, молодое руководство или напарников по обязанностям.

Классификация унижения
Психологи выделили следующие виды моббинга:
горизонтальный – травля исходит от сослуживцев;
вертикальный – начальство унижает подчинённого, либо наоборот – коллектив решил выжить руководителя;
сэндвич-моббинг – самый тяжёлый вид, когда нападки «по всем фронтам», участвуют и коллеги, и руководство.

Но что делать, если появились подозрения, что именно вас выбрали мишенью для травли? Главное, как говорил один персонаж, спокойствие и только спокойствие!

Первый совет: постарайтесь контролировать ситуацию, не делать резких движений и не прибегать к открытой ругани, ведь это только раззодорит мобберов.

Второе: заведите себе дневник и записывайте всё произошедшее в офисе за день. Такой дневник даст вам полную картину происходящего, возможность объективно оценить ситуацию, а главное, позволит определить «заводилу», что очень важно в ведении войны.

Третье: определившись с лидерами, займитесь выявлением сочувствующих вам коллег, а ещё лучше – найдите людей, питающих антипатию к мобберам и к лидеру лично, постарайтесь создать свою группировку. Таким образом, вы заручитесь поддержкой и защитой, что вполне может остановить травлю.

Четвёртое: если лидер вашей травли не социопат с медицинским заключением, то попытайтесь договориться с ним по-хорошему, пообщаться «по-душам», либо пойти на хитрость и попросить о помощи. О да, человек слаб и любит покровительствовать ещё более слабым, на чём вполне можно построить свою оборону.

Пятое: вам придётся стать не только великим стратегом в межличностных отношениях, но и подтянуться в профессиональном смысле, выполняя свою работу с блеском, дабы исключить придирки на этом фронте. Ведь главная цель вашего нахождения на рабочем месте – это всё-таки работа.

Есть золотое правило, которое нужно всегда помнить: моббинг в компании существует ровно столько, сколько ему позволяют существовать. И если вы не в силах изменить ситуацию, то самый лучший выход – сменить место работы, пока есть силы и вера в себя, ведь в этой войне нет побеждённых и победителей.

Последствия

Психологи признали, что моббинг – это эмоциональное насилие в чистом виде. Как и любое насилие, оно имеет последствия для физического здоровья и психики жертвы. Тяжесть этих последствий зависит от эмоциональной устойчивости человека, от степени жестокости и продолжительности преследований. Нервные срывы, нарушение сна, депрессии, инфаркты, систематические больничные, банальное нежелание ходить на работу, низкая производительность, сомнения в собственной компетенции – вот далеко не весь перечень. Более того, результаты моббинга можно наблюдать и вне офиса: люди, которые каждый рабочий день приходят на работу с ощущением, что никому не могут доверять, в конце концов становятся крайне подозрительными с близкими, проецируя на них свои неприятности на работе.

Текст: Толкачёва Ольга

Big bullies teasing small kid; Shutterstock ID 132104969

Попалась на глаза одна статья про травлю в школе (или, как модно сейчас говорить, школьный буллинг , от анг. bullying), из-за которой в комментариях пошли мудовые рыдания, общения с терапевтом и рассуждения про сферического коня в вакууме. Решил и я, как известный диванный аналитик, вбросить свои 5 копеек.

Травля в школе — почему и как травят ребёнка

  1. Любая школа — модель социальных отношений без примеси цивилизационной этики . Неважны побудительные причины травли ребёнка.
  2. Любой, кто попадает в подобную среду, сталкивается с тем, что среда проверяет тебя на вшивость . Это происходит в школе, летнем лагере, в армии, на работе, в команде профессионалов и это правильно.
  3. Истории человечества более нескольких сот тысяч лет и эта история развития единственного навыка — выживания . Все остальные навыки возникли недавно и более 99% из них прямо или косвенно связаны с выживанием.
  4. Шансы на выживание , поэтому все должны соответствовать стандартам. Любой новичок должен быть проверен на соответствие стандарту.
  5. Стандарт не означает «быть как все» . Стандарт означает способность защищать свою идентичность. Если способен, значит все признают и уважают. Если не способен — терпило.
  6. Сам процесс приема на работу и первые 100 дней имеют ту же ролевую модель, только там это называется адаптационный период , но будем реалистично смотреть на вещи. Корпорация создает для вас условия не за, а ДЛЯ — чтобы отжать вас по полной. Не соответствуете? Никто травить не будет — просто выкинут на улицу. Поэтому пусть детишки привыкают.
  7. Родителям это может не нравится , но реальности наплевать на то, что нравится родителям. Поэтому когда ребенок сталкивается с травлей в школе, то сначала это начинается с провокаций, и все смотрят реакцию. Травля ребёнка нарастет, если есть реакция страха, обиды, т.е. человек превращается в жертву, потому, что травля — это шоу .
  8. Шоу не будет продолжаться в двух вариантах — если объект игнорирует, т.е. нет ожидаемой реакции жертвы либо если травля становится очень дорогой, к примеру разбитая об голову табуретка или сломанный нос, или, к примеру, сломанный палец. Также неплохо работает перелом лицевой кости после нескольких ударов означенным лицом об стену.
  9. Таким образом, поход к терапевту — худшее, что могу сделать родители . Лучшее, что они могут сделать — объяснить ребенку, то и научить преодолевать свой страх/ чувство неполноценности.
  10. Как можно преодолеть чувство страха , неполноценности, беспомощности, комплекс самозванца? На этот простой вопрос вам легко даст ответ любой тренер, особенно по контактному виду спорта. Ответ просто — глаза боятся, а руки делают.

Обычно происходит так. Ребенок ничего не делает, изменений нет. Но, если ребенок начинает делать, то через малые победы забитая личность превращается в лидера. Примеров — море. Психологический трюк здесь — комитмент, когда у ребенка появляется причина делать что-то, несмотря на страх. Кстати, страх бо льший — работает очень хорошо.

Почему это важно? Потому что в 99% критических ситуаций в жизни мотивом их преодоления является перспектива получить что-то ужасное. Как говорится — свечка под задницей работает лучше факела на голове.

Хороший тренер обладает единственным качеством, которого не имеют родители — хладнокровие, которое проистекает из прагматизма. Тренер заинтересован, чтобы данный ребенок показал хорошие результаты, потому что это влияет на его благополучие. Ребенок это в некоторой степени — инструмент роста для тренера.

Поэтому тренер действует хладнокровно. Кроме того, у тренера большой опыт переводить учеников в ресурсное состояние, чего нет у родителей. Ну и, наконец, нет пророка в своем отечестве. Тренер — это не тот, кому принято жаловаться.

Самое эффективное — занять ребенка двумя видами деятельности — творческая и физическая. Из физической однозначно единоборства и обязательно с соревнованиями — идеально совмещать дзю-до и контактное карате.

Хотите, чтобы ваш ребенок научился жить с волками? Поместите его .

Проблема в том, что мы стремимся избегать причинять боль своим детям, подсознательно уберегать их от ситуаций, которые, как нам кажется, будут их травмировать. К детям это отношения не имеет. Это наш страх и тупость, потому что мы не даем себе труда подумать — что будет дальше.

Я приведу пример. Когда я учился в советской школе в 80-х, то понятия «травля в школе» не было, была жестокая школа выживания. У нас в классе был Эдик Ткач, умный еврейский мальчик. Эдик был миниатюрный и самый маленький, но все попытки травить его прекратились уже после второго класса, потому что он просто начинал драться. Его одноклассники все были в два раза больше него, т.е. он физически не мог победить, его били, но все потом бежали.

Представьте маленькую бестию, всю в крови, с горящими глазами убийцы, которая неуклонно стремится к вам, к вашему горлу. Вы ее бьете, бросаете об батарею, но она как зомби встает, и снова бросается на вас. О, ненависть — лучшая энергия для уставших мускулов, и через 5-6 попыток вам становится не смешно, а через 9 вы начинаете искать, где спрятаться, но это не помогает, и весь класс пытается удержать Эдика, пока вы отсиживаетесь в классе.

И тут приходи учитель, всех успокаивает, Эдик кивает, утирает нос от крови, и как только учитель отворачивается — швыряет в вас стул и снова бросается к вам. И все заканчивается только, когда Эдика запирают в кабинете директора, вызывают его родителей, а на следующий день вы не очень хотите иди в школу, но деваться некуда.

Вы приходите в класс, все садятся, проходит 5 минут, и входит Эдик, весь в пластыре с разбитым лицом. Повисает пауза и все видят, что Эдик смотрит на вас, а потом он делает шаг… Учитель беспомощно бросается, но…

Продолжение в следующей серии =)



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные