Что составляет нравственную основу жизни казаков. Презентация " традиционная культура кубанского казачества". дорогие братья и сестры

Музыкальное творчество казаков своими корнями уходит вглубь исторически сложившейся народной и духовной культуры, преемственность которой сохраняется и в настоящее время. Касаясь данного аспекта, следует затронуть тему духовно-религиозных основ музыкального творчества как неотъемлемой части русской и мировой культуры. Духовное музыкальное искусство, имеющее многовековую античную традицию, преобразовалось в христианскую эпоху в тот духовно-нравственный базис, который предопределил вектор развития и содержание творчества многих церковных и светских деятелей, существенно повлиял он и на становление казачьей музыкальной культуры.

История античной культуры свидетельствует о том, что в древнем мире музыка считалась таинственной, разрушительной стихией в силу своего возбуждающего и соблазняющего влияния на психику человека.

В рассуждениях о роли музыкального искусства поэт О.Э. Мандельштам (1891 - 1938) упоминает о том, что недоверчивое отношение к музыке как некой магической, завораживающей силе было настолько велико, что государство подчинило ее своему контролю, объявив собственной монополией и избрав музыкальный лад в качестве средства и образца для поддержания политического порядка и гражданской гармонии - эвномии («благозаконию»). Но даже в таком качестве «эллины не решились предоставить музыке самостоятельность: слово казалось им необходимым, верным стражем, постоянным спутником музыки. Собственно чистой музыки эллины не знали - она всецело принадлежит христианству» |3|.

Позднее, благодаря христианизации Древней Руси, духовное музыкальное искусство, соединенное со словом, его нравственно-смысловым содержанием, сыграло значительную роль в становлении песенной хоровой культуры, в формировании личности и творчества многих церковных и светских деятелей. Кроме того, оно явилось морально-этическим, художественно-эстетическим основанием классической музыки новейшего времени. Православное русское хоровое искусство также создавалось на основе церковного пения. Здесь, как и в храмовом зодчестве, и в иконописи, проявились талантливые творцы. Формы русского церковного песнопения складывались постепенно до XVIII века включительно. Так, в «Повести временных лет» Нестора Летописиа упоминается факт, согласно которому еще при Киевской Десятинной церкви - первой церкви на Руси - уже были созданы хор и певческая школа |2; 6|. Воздействуя на психологию человека наряду с другими составляющими религиозного искусства, церковное песнопение возвышало, облагораживало душу, настраивало личность на глубокие духовные переживания и формировало высокие нравственные чувства. Известно, что один из образованнейших представителей «золотого века» русской святости преподобный Иосиф Волоцкий. благодаря развитию своего певческого таланта, внес немалый вклад в русскую культуру, развивая церковное хоровое искусство. Как повествуется в жизнеописании святого, его голос «подобно ласточке вился» под сводами храма во время церковной службы, а дошедшие до нас напевы Иосифо-Во- лоцкого монастыря, записанные крюковой нотацией преподобного Иосифа, в настоящее время являются объектом научного исследования специалистов в области духовной и церковной музыки Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа.

Или то же, словами известного современного священника: «Мужчина, женщина и дитя - это три ипостаси единого человеческого существа. И только обретая семью, живя, развиваясь в ней, человек становится человеком». Добавим, что стать просто человеком - это верхняя планка для ветхозаветного человека. Поэтому ветхозаветная семья это лишь прообраз христианской семьи - малой Церкви. И нам, братия, только прообраза уже должно быть мало.

Вочеловечившийся Христос дал нам путь ко стяжанию подобия Божьего - Он создал Церковь. Своею Благодатью, через Церковное таинство брака, преобразил ветхозаветную семью в малую Церковь. В свою очередь, из этих малых Церквей состоят приходские общины - строго говоря: первичные структуры Церкви. Конечно, не каждый человек призван к семье, но каждый призван к жизни в общине. Христианин не сам по себе, а именно через христианскую общину, через литургию (греч. λειτουργία - «служение», «общее дело») становится причастным к мистическому телу Христову - созданной Им Церкви.

Именно через христианские общины народ Божий участвовал и в решении Церковных вопросов - лучшие выборные от общин участвовали в Поместных Соборах. До Петра I именно приходские общины выбирали себе священство.

По тому же принципу в нашем Отечестве строились и все иные отношения. Примером тому: Земства - выборные органы местного самоуправления, представленные выборными от самоуправляемых же общин (крестьянских, ремесленных, торговых и пр.). Именно через общины, через самых уважаемых выборных людей, каждый русский человек участвовал и в местном самоуправлении, и был причастен к управлению государством через Земские Соборы. В казачьих общинах принципы соборности и самоуправления были развиты в еще большей степени.

Именно эта соборность, общинность и традиция самоорганизации, стали главными условиями непобедимости в веках нашего народа. Именно это позволило казакам взять Сибирь и дойти даже до Калифорнии. Именно эти соборность, общинность и самоорганизация позволили нам не единожды ополчаться против татар, поляков, вести партизанскую войну против Наполеона и Гитлера. Именно эти врожденные, но изрядно забытые качества, должны и теперь помочь нам очнутся от коматоза очарования западным индивидуализмом, космополитизмом и, простите, потреблядством.

Мы должны вспомнить о жизни братством. Должны, по слову замечательного атамана К.Лизунова - вспомнить о своем главном русском оружии массового созидания и самобытном генераторе доверия - общине. Должны начать строить свою жизненную среду, уклад - бытие. Опровергая сатаниста Маркса: наше сознание должно определить наше бытие.

2.В поисках духовно-нравственных основ современного казачества .

Ни для кого не секрет, что к настоящему времени, в силу разных исторических событий, многие важные и главные смыслы нашего бытия утрачены. Так, установленная Христом Богом Церковная Соборность - основание и Дух соборности, общинности и самоорганизации нашего народа - была упразднена в результате петровских реформ. В результате столыпинской реформы по выражению самого же П.А. Столыпина был «вбит клин» в крестьянскую общину - становой хребет государства. Остатки общинной и артельной жизни были добиты Хрущевым. Казачество, как «единственную часть русской нации, способную к самоорганизации» практически уничтожили во время геноцида расказачивания. Тысячелетняя традиция семьи разрушена и семья из малой Церкви - опять стала ветхозаветной. При этом все - давно и без зазрения совести - именуют её традиционной. В последние годы пытаются разрушить институт и такой семьи - гражданской, т.е. зарегистрированной по гражданским законам. Совершенно так же, безсовестно, то, что закон считает сожительством, а Церковь - блудом - теперь именуют «гражданским браком». Обманутое общество, мало по малу, но уже оправдало не только эти т.н. «гражданские браки», но и вообще всякие свободные (от Бога) отношения, а в последние годы поднялись в рост ювенальщики и ЛГБТ.

К сожалению, мы живем во времена глобальных подмен главных смыслов...

В этом году мы отмечаем начало Поместного Собора 1017-1918 г. Два века до него Соборы на Руси не собирались. Вообще никакие. И вот, огромными трудами, с Высочайшего разрешения он состоялся. Учитывая, на какое страшное время пришлось его начало, неудивительно, что этот Собор пытались «приватизировать» различные политические проходимцы. Но Господь не попустил. И Собор восстановил выборность священства при участии мирян, что позволило по всем канонам избрать св. патриарха Тихона. Но теперь Соборность нашей Церкви опять попрана. Поместные Соборы - бутафория, хотя бы потому, что присутствующие там миряне не полномочны кого-либо представлять. Выборность священства - фикция, т.к. ни кто, - на самом деле и если быть честным - у прихода, на который священник рукополагается, не спрашивает мнения. Поэтому не знаю, что чувствует священник, когда читает «Известие учительное», где условием к совершению литургии является «Священник должен быть человеком избранным...».

Даже и то, что в нашей Церкви сейчас называют приходскими общинами, по факту общинами не является. Как правило, это малознакомые люди, годами встречающиеся раз в неделю и остающиеся при этом малознакомыми. Впрочем, в Церкви сейчас, всё ровно то же, что и в наших семьях: в брак вступают безчестно, браки часто не венчаны. Главы семейств не хотят брать на себя всю полноту ответственности по обеспечению и уПРАВЛЕНИЮ семьи. Вместо этого, переложили часть своей ответственности на жен и вместе с ними, всецело заняты зарабатыванием денег на улучшение жилищных условий, отдых заграницей, новую машину и пр. и пр. При этом, тех детей, которым всё же позволили родиться, оставляют на попечение улицы и школы. И без доверия Богу эту ситуацию не исправить.

Ну и что теперь со всем этим делать? Да, многие понимают, что что-то не так, а что и как исправить не знают. Даже если где и читают, как должно быть - всё равно не понимают. Живого примера нет - ни вокруг, ни у родителей. Да и у дедушек с бабушками уже не было. Но все мы регулярно и читаем, и слышим в храме о том, как мы должны строить свою жизнь и жизнь тех, кого Господь дал нам в управление, но «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут » (Рим 2:13). И то, что вокруг примеров нет (или их мало), нас ни как не извиняет: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много ; (Лк.12:47). Это значит, что если не из доверия Богу, то хотя бы из страха наказания, необходимо начинать менять свою жизнь. Наказание, кстати, будет не только потом - если каждый честно посмотрит на свою теперешнюю жизнь, то увидит, что несет его уже сейчас. И наоборот: приглядитесь к семьям, которые встали на путь исполнения Божьего закона.

Давайте начнем опять с начала: человек - дух, душа, тело... Что у нас с вами стоит на первом месте? Душа ли важнее тела? Те, кто живет не в блуде, а в семье - как свои семьи строит как ячейки толерантного общества или всё же, как малые Церкви? Мужья обращаются ли с жёнами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1Пет.3:7). Наставляют ли детей в учении Господнем (Еф. 6, 1)? Жены пребывают ли в вере, любви святости с целомудрием? Спасаются ли чадородием (1Тим.2:15)? Дети повинуются ли своим родителям и почтительны ли к ним (Еф. 6, 1)?

Чтобы еще более раскрыть суть вопроса о строительстве семьи - малой Церкви приведу цитату апостола из чина венчания:

«Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он - Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна.

Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа ». Еф 5:20-33

И так вопрос спасения души главный? Долг главы семьи понимается в соответствии с тем, как устами апостола, заповедал Бог? По результатам ответов делаем промежуточный вывод: только тот, кто сможет СЕБЕ ответить утвердительно на эти вопросы, и может считать, что он живет хотя бы в части традиции наших благочестивых предков. И это лишь небольшой штрих к вопросу о том, кто настоящий казак, а кто ряженый.

Идем дальше. Казачья община. Конечно, не претендую на абсолютную объективность, но практически все известные мне казачьи общества сейчас созданы по принципу: зарегистрировавший юр.лицо - он же атаман, объявляет набор в «казаки». Смешно? К сожалению, уже не до смеха. Это еще один штрих, к вопросу о ряженых.

Ну да не о них сейчас. Есть всё же казачьи общества, в которых есть и казаки. Они вполне искренне верстаются, присягая на Кресте и Евангелии «служить Вере Православной, Отечеству и Казачеству». Вроде бы всё и хорошо. Но вот проблема - текучка большая. Послужил-послужил - увидел, как всё устроено - и служить этому «казачеству», расхотелось.

Так почему же текучка? Что не так?

Недавно, в 133 ответах «Народного Собора» прочел следующее: «казачество... без узаконенной службы и «казачьих территорий», на которых действует соответствующий уклад, - это не более чем фольклорный клуб , дополненный специфическими формами самоуправления (атаман, круг и т.п.)».

- Разве «фольклорному клубу» мы клялись служить, целуя Крест?

Да собрались, да общаемся, да единомышленники, но дальше общения не идет. Забыл - есть еще «мероприятия» по поддержанию правопорядка, архиерейские службы, крестные ходы... А служба Отечеству? А уклад?

Какой еще уклад, без совместного проживания на казачьей территории ? Без общины? А община, это не просто встречи пообщаться - это жизнь во всей полноте . Это само по себе уже служение: ограничивать свои частные «хотелки» ради общей цели, прощать немощи братьев, и испытывать благодарность, когда прощают тебе.

«Дрýгъ дрýга тяготы́ носите, и тáко испóлните закóнъ Христóвъ ». (Гал.6:2)

В среде казачества давно и много говорится об объединении. О некоем абстрактном объединении «вообще», без наполнения реальным смыслом этого понятия - что-то вроде: объединиться «за все хорошее, против всего плохого». Но про то, что это объединение должно происходить через казачье братство - суть общину - не говорит почти никто.

Именно жизнь в общине, в братстве учит и практическому казачеству и практическому христианству. И нас, и наших детей. Служение братьям - есть служение и Богу, и казачеству. Служение Богу и казачеству - есть служение Отечеству.

Кто-то скажет, что сейчас время не то, урбанизация, не возможно всем жить на земле в станицах - честно говоря, было бы желание, а далее опять - вопрос доверия Богу. Наша община тому живой пример. Не смогли получить положенную землю бесплатно - Господь помог купить. И далее - на каждом следующем шаге - будь то перевод части земель с\х назначения под строительство станицы, или вопросы коммуникаций, или вопросы обработки.

Убежден, что именно жизнь в общине (станичной или хуторской), на земле и от земли, с детства напитывает казака казачьим духом. Дает ему возможность обеспечивать свою многодетную семью - малую Церковь, а в свое отсутствие, в военное время - быть спокойным за её пропитание. Собственно - это и есть уклад, обеспечивающий главную традицию - воинскую.

Впрочем, если кто то считает иначе, наверное, можно заняться каким-либо иным серьезным совместным делом (пример см. ниже в «специальной части» ), которое бы продолжительно и регулярно собирало всех вместе, с той же целью - тяготы друг друга носить и навыкать практическому христианству - строить братство - строить Церковь.

3.Выводы.

Вернемся к поставленной задаче: поиску духовно-нравственных основ современного казачества.

Да, мы живем в эпоху глобального разрушения духовных и нравственных основ, в первую очередь путем подмены главных понятий и смыслов.

Чтобы не попасться в эти сети, не погибнуть самому и сделать свои семьи счастливыми (а заодно и между прочим - сохранить за нашими детьми Отчизну предков) - очевидно, начинать нужно каждому с себя. Попросить благодатной помощи у Бога и решительно стать на путь стяжания Его образа. Это дело не сдвинуть без хорошего батюшки и таинств Церкви. Параллельно с этим, начать (очень аккуратно, чтобы ничего не сломать - ровно так, как учит апостол) строить, вверенную тебе Богом в управление, свою малую Церковь (семью). И в это же время, вместе с братьями, начинать строить нашу Церковь, как мистическое тело Христово - общину. Давайте строить наши братства и объединять усилия наших братских общин в деле защиты Родины. Это трудно. По опыту: особенно трудно по-братски довериться друг другу и по-христиански служить друг другу. Но повторюсь: именно это и есть не просто красивые и правильные слова, но по-настоящему - ТРУД и ИСПОЛНЕНИЕ однажды данной Богу присяги: «Служить Вере Православной, Отечеству и Казачеству».

Специальная часть.

В качестве объединяющего совместного дела, мы предлагаем включиться в работу по созданию казачьего батальона территориальной обороны, из уже существующих на территории области казачьих обществ иррегулярных подразделений территориальной обороны. Эти казачьи подразделения, дислоцированные по месту жительства на территории области, должны структурно входить в создаваемый КБТО.

Вместе нам необходимо подготовить предложения по внесению изменений в закон ЯО, включающие план по созданию казачьего батальона территориальной обороны. Дееспособного иррегулярного воинского подразделения с конкретной боевой задачей, отраженной в действующем мобилизационном плане Ярославской области. Мобилизационный план должен определить перечень объектов защиты (мосты, дороги, школы, детские сады, водоканал, и.т.д.) и лечь в основу мероприятий по боевой подготовке казаков ярославского отдельского казачьего общества. В первую очередь: тренировок по отработке плана мобилизационного развертывания с привязкой к конкретным задачам и объектам.

Еще раз: постоянные тренировки с привязкой к конкретным объектам по месту дислокации - У СЕБЯ ДОМА. А это уже само по себе серьёзное мужское дело. Одновременно и интересное, и творческое, и рутинное, и тяжелое - НАСТОЯЩЕЕ мужское дело. А не всякие там фото/видео отчеты о «мероприятиях».

Кроме того, поддержание казачьего батальона территориальной обороны в боевой готовности могло бы стать постоянной практической задачей для руководства отдельского казачьего общества. А широкая реализация этой задачи в комплексе с созданием православно-мотивированных традиционно-общинных казачьих поселений - вообще могла бы стать главным смыслом самого существования современного казачества.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Большая часть современных казачьих поселений Кубани была основана в конце XVIII и в течение XIX века в процессе заселения края. Дом казака среднего достатка устраивался, обыкновенно, в две комнаты. Крыша делается из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой - он обязательно обмазывался глиной и белился

3 слайд

Описание слайда:

Вот как строились турлучные дома «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы

4 слайд

Описание слайда:

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Специальные обряды при закладке дома.

5 слайд

Описание слайда:

Внутреннее устройство убранство кубанского жилища. В первой комнате - "малой хате", или "теплушке" - находилась, печь, длинные деревянные лавки ("лавы"), небольшой круглый стол ("сырно"). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался "святой угол", деревянная кровать.

6 слайд

Описание слайда:

Святой угол: 2-3 иконы разных размеров устанавлмвались одна над другой. Сверху они укрывались длинными полотенцами, края которых свисали. Накануне и в праздничные дни зажигали лампадку, висевшую перед иконами. Зайдя в хату, любой гость глазами находил Святой угол с иконами, здоровался и крестился.

7 слайд

Описание слайда:

Пол – земляной, деревянный – большая редкость. Мебель: стол, лавки из дерева, табуретки, этажерка, кровати деревянные или железные, сундук = «скрыня» - хранили нарядную одежду, на крышке с помощью скалки и рубеля гладили одежду. Их передавали по наследству. Прялка, чугунные утюги, макитры, глэчики, зеркало – все в постоянном использовании

8 слайд

Описание слайда:

Во второй комнате, "великой хате", в интерьере пре­обладала добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды - "горка", или "угольник", комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. На стенах висели обрамленные вышитыми полотенцами ("рушниками") семейные фотографии, цветные литографии с изображением православных святых мест; картины местных художников с изображением казачьих военных действий, в основном, относящихся к периоду l-й мировой войны; зеркала в деревянных резных рамах. Семейные фотографии имели определенное место в интерьер. Они были традиционными семейными реликвиями. Традиционным элементом украшения кубанского казачьего жилища были "рушники". Их делали из тканей домашнего производства, которые изготовлялись в основном из конопли или фабричной ткани - "миткаля". Часто рушники богато орна­ментировались, обшивались с двух поперечных концов круже­вом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью.

9 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАЗАКА В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна. Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; Рукава делали с широким отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключалась в том, чтобы в нем было больше серебра.

10 слайд

Описание слайда:

Бешмет, архалук, черкеска. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

13 слайд

Описание слайда:

Кубанские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит - там порядок, а слева черт крутит - вот казак и выходит!

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки, а в XIX веке – “файшонки” . ФАЙШОНКА - головной убор замужних женщин, представлявший собой ажурную косынку, плетенную из черных шелковых или хлопчатобумажных нитей. Носили они в полном соответствии с семейным положениемзамужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

17 слайд

Описание слайда:

Повседневная одежда казачек состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка приссбореным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую и одну или больше из ситца, а то и шелка.

18 слайд

Описание слайда:

В праздники поверх рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Праздничные кофты (“кирасы”) шили короткие, до пояса. Застегивались они сбоку или сзади большим количеством мелких пуговиц. Длинные рукава, иногда со сборками на плечах, сужались к кисти.

19 слайд

Описание слайда:

Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками.

20 слайд

Описание слайда:

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Казачьи заповеди «Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца».

23 слайд

Описание слайда:

Лет с трёх-пяти казачок приучался к верховой езде. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти. Рукопашному бою учили с трёх лет. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе либо воинскому искусству.

24 слайд

Описание слайда:

Обряды и обычаи, которыми была окружена жизнь девочки, - домашние, семейные, девочке внушалось, что самое главное - спокойная душа и чистое сердце, а счастье - крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака. Все «женские» обычаи были шутливыми, не жестокими, а веселыми. Так, «смывали с дочушки заботы» - тетки, мамки, няньки, крестная первый раз с песнями и добрыми пожеланиями купали девочку. В это время отец - единственный мужчина, допускавшийся на этот праздник, ел «отцовскую кашу»,- горелую, пересоленную, наперченную, политую горчицей. Он должен был съесть ее, не поморщившись, «чтобы девочке меньше горького в жизни досталось». Трудиться девочки начинали с очень раннего возраста. Участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Особенная девичья работа - нянчить младших!

25 слайд

Описание слайда:

Свадьба у казаков была отнюдь не развлекательным зрелищем, а имела воспитательное значение. Причем нравственный урок преподносился не в поздравлениях и напутствиях, а разыгрывался в обрядовых действах. По обычаю свадебный стол накрывали в двух домах - у жениха и невесты и сидели за ним только женатые люди. В доме жениха на столе молодых ждало гильцэ - вставленное в хлеб деревце, украшенное бумажными цветами, лентами, конфетами, веточки его могли обвить тестом и запечь. Оно символизировало создание семьи - вьется новое гнездо. Потом шли к невесте, но неженатые хлопцы не пускали суженого в дом, требуя выкуп. А ребенок из числа родственников жены держал в руках палку с налепленными репьями, которую вполне мог запустить новобрачному в чуб. От него тоже надо было откупаться.

26 слайд

Описание слайда:

Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом. В молодых семьях ребенка ожидали с нетерпением. Наиболее желательным был мальчик. Казак. На его «прокормление» давался земельный участок - пай, а на девочку такого пая не полагалось. Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

27 слайд

Описание слайда:

Родины устраивались вскоре после разрешения женщины от бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно, и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.

28 слайд

Описание слайда:

Воспитание казаков начиналось, чуть ли не с младенческого возраста. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Ловкость и сноровку развивали и детские игры, большей частью подвижные. Не боясь синяков, не жалея носов, казачата рубились деревянными шашками, кололись камышовыми пиками, захватывали «знамена», «пленных» и т. п. С 10–11-летнего возраста казачат приучали владеть холодным и огнестрельным оружием. Основой семейного воспитания были положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников.

29 слайд

Описание слайда:

Джигитовка – езда верхом на лошади, во время которой казак выполняет различные гимнастические и акробатические трюки. Это было военное искусство. Если перевести слово джигитовка с тюркского – это означает лихой или храбрый человек. Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

30 слайд

Описание слайда:

Фольклор (Песни, танцы, поговорки, былины, игры) Особенно богат и разнообразен песенно-музыкальный фольклор. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Основные жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани.

31 слайд

Описание слайда:

Танцевальная культура казаков включала в себя старинные русские и украинские танцы, ряд горских танцев (лезгинка). Казаки знали и исполняли «Круговую», «Казачка», «Журавля», «Метелицу» и др. Из европейских танцев – «кадриль», «полька», однако, они были не особо распространены в казацкой среде.

32 слайд

Описание слайда:

Очи бояться, а руки роблять. (Глаза боятся, а руки делают.) Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы. (Не будет скуки, если заняты руки.) Живэ, як мыша в крупах. (Живет, как кот в сметане.) Що посеешь, то и пожнешь. (Что посеешь, то и пожнешь.) Казак без седла - что черкес без кинжала. Куда казака доля не закинет - все будет казак. Казак голоден, а конь его сыт. Человек без родины - что соловей без песни. Береги землю родимую, как мать любимую. В устном творчестве казаков нашли отражение и былинные сюжеты. В конце 19 века были записаны первые былины, которые сами казаки называли «старинными», такие, как: «Богатыри на часах», «Про Александрушку Македонского», «Илья Муромец на червленом корабле» и др. В среде казаков бытовали и многочисленны сказки, пословицы, поговорки. Они были неотъемлемой частью разговорной речи казаков. Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре). Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

33 слайд

Описание слайда:

Большое внимание казаки уделяли военизированным играм, которые готовили юношей к службе. Особое внимание уделялось умению хорошо ездить на коне, владению в совершенстве холодным и огнестрельным оружием, умению метко стрелять на скаку, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы. Живя в окружении горских народов, казаки не могли не перенять у них некоторые игры, в то же время, передавая им свои. Например, у осетин они восприняли такие игры, как «Перетягивание каната», «Кюри», «Борьба на поясах», «Борьба всадников», «Наездники и кони». Ряд игр казаки переняли у кабардинцев.

34 слайд

Описание слайда:

Праздники В календарном круге праздников и обрядов кубанского казачества можно выделить три блока. Первый - это православные праздники и входящие в них обряды годового круга. Ко второму блоку относятся обряды, связанные с основными видами земледельческой и скотоводческой деятельности казаков, прежде всего с началами и окончаниями наиболее важных работ, имеющих сезонную приуроченность (пахота, сев, первый выгон скота в стадо т.п). Третий составляли войсковые, воинские праздники и обряды, которые были связаны или сознательно приурочивались к конкретным датам православного календаря

35 слайд

Описание слайда:

Все заметные события жизни кубанских казаков связаны с православной верой. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Описание слайда:

Традиционные виды народного промысла и ремесла. Лозоплетение - один из древнейших народных промыслов. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Домашнюю утварь, от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц, делали из лозы. . Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Народные мастера плели свои изделия не только из лозы, но и из соломы (шляпы – «Брыль», игрушки, обереги), различных трав, талаша (корзины, игрушки, циновки.)

38 слайд

Описание слайда:

Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

39 слайд

Описание слайда:

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

Описание слайда:

Ткачество. Очень нужным предметом в каждой кубанской хате был ткацкий станок. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству. Нитки для изготовления ткани делали из конопли и овечьей шерсти. Когда была подготовлена пряжа, в дом вносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось волшебство: нити на глазах превращались в полотно! Из сотканного полотна изготавливали одежду, рушники, скатерти и др. Все эти предметы были просто необходимы в каждой казачьей хате. На вид орнамент неприметен, Но он столетия живёт. Не зря его на белом свете Народ издревне бережет. Быть может, нитками зигзаги. В узоре вытканы не зря.

42 слайд

Описание слайда:

Вышивание – самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки. С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам. Особенно щедро украшались вышивкой рушники. Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье были рушники и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его как святыню клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях.

43 слайд

Описание слайда:

Использование определенных цветов не случайно, оно символично. Красный цвет- символ солнца, огня, крови. Это любовь, красота, смелость, великодушие, победа. Чёрный- цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зеленый цвет- цвет растительного мира, цвет природного богатства. Жёлтый цвет, цвет разлуки, использовали очень редко. Синий- цвет воды и неба. Обереговые знаки: Каждая линия каждый знак были полны смыслом. Прямой линией обозначали поверхность земли. Волнистой горизонтальной – воду. Волнистой вертикальной – дождь. Скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну. Женская фигура символизировала образ матери-земли. Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие, богатства и радости.Птица – символ счастья. Конь- верный друг казака. Он делит с хозяином холод, голод, выносит своего раненого хозяина с поля боя.

44 слайд

Описание слайда:

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков. Ф.А.Щербина

Доклад Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством на
Третьем Всероссийском информационно-обучающем семинаре «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области».

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского. И обращаемся к примеру жизни преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: «Любовью и единением спасемся». Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия Пудавов В.В. так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством Христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были - «За веру…». Служению Вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма - с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными».

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке.

Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры - не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака, Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».

Разрабатывая «Программу традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» мы определили, что «современный казачий воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Казак - воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души. Казак способен легко преодолевать страх, уныние, жизненные и ратные трудности, жажду наживы и власти. Он честен, умен, смел, трудолюбив, целеустремлен, самоотвержен. Смысл его жизни - в служении. И нет для казака, по слову Христову, «больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

Доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака - православная вера, а шашка - сестра».

Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество».

Призываю всех, кто не знаком с программой, изучить документ, (размещен на сайте СКВК в разделе методические материалы) и продолжить работу по реализации концепции и программы традиционного духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах.

Отрадно, что сегодня на семинаре присутствует много казачьих духовников. На Вас, отцы, ложится большая пастырская работа. Так как зачастую приходится принимать непростые решения по преодолению расколов в казачьей среде, вразумлению той части казачества, которая оторвалась от своих православных корней. Священнослужители, поддерживая и укрепляя в казачьей среде основы православной веры, способствуют сохранению и воспроизводству лучших качеств казачества, таких как, преданность Отечеству, готовность и умение защищать его рубежи, верность долгу, трудолюбие, укрепление семейных устоев. Для того чтобы эффективно осуществлять свое служение в казачьей среде, священник должен знать и понимать традиции и обычаи казачества, ориентироваться в особой ментальности казаков, быть в курсе казачьих дел. А значит необходимо учиться.

Хочу обратиться к присутствующим в зале казачьим атаманам. Необходимо обратить особое внимание на религиозное образование командного состава казачьих формированиий. К сожалению, среди атаманов и казачьих командиров уровень знаний в области православного вероучения, а также степень их личного участия в литургической жизни Церкви далеки от идеала. А ведь атаман всегда был примером для войска.

Без религиозного просвещения на всех уровнях — возрождение подлинного казачества невозможно. Именно от выстроенной и наполненной православным содержанием системы образования зависит возрождение казачьей культуры и казачьих традиций, да и самого казачества, как такового.

Еще один злободневный вопрос - полноценной подготовки специалистов по преподаванию Основ православной культуры и вероучительных дисциплин в казачьих образовательных организациях нужно решать целенаправленно, при поддержке со стороны епархий и органов государственной и муниципальной власти. Важно с большим вниманием отнестись к проблемам профессиональной подготовки педагогов к работе с молодыми казаками и, в частности, проблемам православного образования педагогов.

Необходимо все эти проблемы решать сообща. Чтобы опираясь на историческое наследие, духовно-нравственные традиции, современное казачество сумело подготовить достойную смену, сохранить единство и доблесть, выраженные в патриотическом служении Отечеству и Церкви. Чтобы казаки всегда были способны защищать рубежи Отечества, а также внутреннюю жизнь нашего государства, сохраняя единство народа и целостность страны, служа подлинному суверенитету исторической Руси.

Храни вас всех Господь и укрепляй в вере Православной!



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные