Что такое атлас новых профессий. Атлас новых профессий (профессии будущего)

Предисловие................................................

Атлас новых профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Биотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Энергогенерация и накопление энергии. . . . . . . . . . . . . . . .

Энергосети и управление энергопотреблением. . . . . . . . . . . .

Наземный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Водный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Авиация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Космос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ИТ-сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . .

Строительство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовый сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Экология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Менеджмент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Социальная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Индустрия детских товаров и сервисов. . . . . . . . . . . . . . . . .

Профессии-пенсионеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . .

Устаревающие рабочие профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Участники форсайт-сессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ

Предисловие

ЧТО зА КАРТы ВНУТРИ, еСлИ ЭТО «АТлАС»?

«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие

в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия

в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.

«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.

Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим,

чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected] .

КАК РОДИлСя «АТлАС»?

Впервые в России Московская школа управления «СКОлКОВО» и Агентство

стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» .

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство)

и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.

ФОРСАйТ - ПОДзОРНАя ТРУБА В БУДУщее?

Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

ОСНОВНые ПРИНцИПы ФОРСАйТА:

Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;

Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;

есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подгото-

виться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.

Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.

Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.

ХАРАКТеРИСТИКИ ПРОФеССИй

Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.).

гОРИзОНТ ВОзНИКНОВеНИя:

НАВИгАцИя ПО «АТлАСУ»

До 2020 года – профессии, которые

«Атлас новых профессий» состоит из двух

востребованы «завтра». В развитых

странах многие из этих профессий

появились уже сегодня (например,

Первая часть посвящена новым про-

энергоаудиторы, сетевые врачи,

гМО-агрономы и др.). Это профес-

сии, которые будут востребованы

Вторая часть посвящена «професси-

в России в ближайшее десятилетие.»

ям-пенсионерам».

Первая часть посвящена профессиям,

которые будут возникать в ближайшие

После 2020 года – профессии, ко-

годы в наиболее перспективных, высоко-

технологичных и быстрорастущих отраслях

торые потребуются «послезавтра»

российской экономики.

и при благоприятном технологиче-

ском развитии страны и мира. Эти

АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ

профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран.

ТИП СПецИАлИзАцИИ:

Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей.

Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли.

НАДПРОФеССИОНАлЬНые НАВыКИ И УМеНИя

Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность

профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).

Умение управлять проектами и процессами.

Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.

Бережливое производство.

какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего;

какие крупнейшие работодатели

присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего;

Профессия космобиолога и еще несколько десятков удивительных специальностей, возможно, станут востребованными уже в следующем десятилетии. Вакансии ГМО-агрономов, метеоэнергетиков, дизайнеров умных пространств, кибердворников, экспертов по образу будущего ребенка и разработчиков семейной траектории развития вскоре могут появиться на рекрутинговых сайтах, потеснив привычных бухгалтеров и менеджеров.

Атлас 100 новых профессий и 30 профессий, которые уничтожит автоматизация, Московская школа управления "Сколково" планирует активно распространять с начала учебного года в вузах и в среде старшеклассников, чтобы наглядно показать грядущие изменения на рынке труда.

Как рассказали "Ведомости" , авторы этого труда считают, что многие популярные сейчас профессии не будут востребованы уже через 10 лет и структура рынка труда изменится. Один из авторов атласа, профессор практики МШУ "Сколково" Павел Лукша утверждает, что работодатели формируют запрос на новых специалистов, ориентируюсь на текущие потребности. Они сначала сталкиваются с дефицитом каких-либо специалистов, потом его ищут.

Атлас должен сориентировать на подготовку нужных специалистов ведущие вузы. Например, активно развивающаяся биотехнологическая отрасль, приводит пример Лукша, всего через 5-7 лет будет занимать иное положение на рынке - возникнет спрос на таких специалистов, которых сейчас еще нет.

В атласе подробно по 19 основным отраслям и технологическим направлениям (от медицины и биотехнологий до строительства и индустрии детских товаров) проанализированы ключевые изменения и новые технологии, которые и приведут к появлению новых профессий в интервале до и после 2020 года. В исследовании приняли участие около 2000 экспертов.

Профессии будущего и вымирающие профессии

Будут ли востребованы профессии, которые составители атласа отложили на "после 2020", - зависит от удачного технологического развития страны и мира (без мировых войн, глобальных катаклизмов, намеренного торможения развития технологий), утверждают эксперты.

"Для нашей экономики это скорее то, что мы хотели бы видеть. К сожалению, большинство наших предприятий очень далеки от технологической границы. И этот разрыв не сокращается, и нет никаких причин считать, что в следующие 10 лет мы его наверстаем, - считает Ирина Денисова, профессор РЭШ и ЦЭФИР. - В атласе за кадром остается ответ на вопрос, почему это в нашей технологически отсталой экономике вдруг через 20 лет появится значительный новый сектор".

Отдельная глава атласа посвящена 30 вымирающим профессиям. Авторы утверждают, что некоторые из них покинут рынок под натиском автоматизированных и роботизированных систем. Другая часть отомрет вместе с отраслью. К скорому отмиранию в "Сколкове" приговорили целлюлозно-бумажную промышленность, издательское дело, архивно-библиотечное дело и почтовую службу.

Уже до 2020 года, по прогнозам экспертов, с рынка труда исчезнут турагент, копирайтер, лектор, архивариус, швея, лифтер, машинист и почтальон. А после 2020 года в число ненужных попадут вахтеры, прорабы, шахтеры, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты и даже инспекторы ДПС.

Одна из главных причин отмирания профессии - автоматизация и механизация процесса, но это не сокращает занятости, поясняет он. Люди переходят в другие специализации, требующие более тонкого труда, которых раньше просто не было.

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Советские дети хотели стать космонавтами, милиционерами, врачами, учителями и инженерами. Молодежь 90-х - менеджерами, юристами и экономистами. Потом в тренде оказались дизайнеры, web-разработчики, маркетологи и пиарщики. А кто будет востребован через пять, десять, пятнадцать лет?

Сага о форсайте

Желая ответить на этот вопрос, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Московской школой управления «Сколково» провели исследование, которое получило название «Форсайт компетенций 2030».

По итогам исследования был выпущен «Атлас новых профессий» (в первой редакции). Как рассказали разработчики издания на прошедшей в ИТАР-ТАСС пресс-конференции, в Атласе обозначены более 160 новых, а также устаревающих профессий по 19 важнейшим отраслям и технологическим направлениям.

В ходе исследования своё мнение высказывали свыше 2 500 российских и иностранных экспертов, в том числе представители ключевых российских и международных компаний и отечественных вузов. Участники анализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно воплощать и развивать эти планы.
В переводе с английского foresight - взгляд в будущее, предвидение. Это социальная технология, которая была создана более 30 лет назад и активно используется в зарубежных странах как в бизнесе, так и в государственном управлении. Она позволяет участникам совместно создавать прогноз развития отдельно взятой отрасли, региона или страны и на его основе договариваться о том, как действовать, чтобы достичь желаемого.

Основные принципы форсайта таковы: будущее зависит от прилагаемых усилий и его можно создать, будущее вариативно (не проистекает из прошлого, а зависит от решений и действий), и при этом будущее нельзя предсказать со 100% достоверностью.

Я бы в биоэтики пошёл…

Не только функционал, но даже сами названия новых профессий изумляют. Глядя на некоторые, начинает казаться, что это не Атлас новых профессий, а выдержка из сценария к фантастическому фильму.

Например, в сфере биотехнологий в самое ближайшее время (до 2020 года) будут востребованы сити-фермеры.

В медицине до 2020 года появятся такие специалисты, как проектант жизни медицинских учреждений и сетевой врач.

Сфера наземного транспорта пополнится строителями «умных дорог». Авиации потребуются проектировщики дирижаблей.
Космическая отрасль и вовсе способна поразить даже самое богатое воображение: по мнению разработчиков Атласа, после 2020 года там будут нужны менеджеры космотуризма, космогеологи, космобиологи и инженеры-космодорожники.

Наряду с хотя бы частично понятными названиями встречаются и абсолютно незнакомые или слабо известные широкой аудитории слова, к примеру, глазир или тьютор. Tам же можно найти игромастера, биоэтика.

В каждой из 19 исследуемых отраслей перечислены от 3 до 14 новых профессий, которые в самом ближайшем (до 2020 года) или более отдалённом будущем должны появиться и занять своё место в классификаторе профессий.

Пусть меня научат!

По мнению составителей Атласа, в будущем люди уже не смогут обойтись одним дипломом вуза. Необходимы будут так называемые надпрофессиональные навыки и умения, к которым относятся системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навык программирования IT-решений.

Понадобится и клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса.

Конечно же, для той или иной профессии необходимы не все, а лишь некоторые из вышеперечисленных качеств и умений. Каких конкретно - расскажет тот же Атлас.
В рамках каждого направления перечислены ведущие вузы отрасли, где можно будет получить образование по актуальным профессиям и ведущие компании, готовые трудоустроить «специалистов будущего».

Профессии-пенсионеры

Увы, наряду с новыми, фантастически звучащими и актуальными в будущем профессиями, есть и те, которые скоро вымрут как динозавры. В списке попадаются и весьма неожиданные.

Так, очередниками «на вылет» среди интеллектуальных профессий очень скоро (до 2020 года) могут стать сметчик, стенографист, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, документовед, испытатель, специалист по работе с пользователями компьютера (any key).

После 2020 года очередь дойдёт до юрисконсультов, нотариусов, провизоров, аналитиков, маклеров и риелторов, секретарей, операторов государственных услуг, логистов, диспетчеров, банковских операционистов, журналистов, диагностов, бурильщиков и системных администраторов.

Что касается рабочих профессий, то здесь на пенсию до 2020 года уйдут билетёры, парковщики, операторы call-центра, лифтёры и почтальоны, а после 2020 - вахтёры, шахтёры, машинисты товарных составов, инспекторы ДПС, горняки, фасовщики, варщики, прорабы, швеи и сапожники, водители такси.

Основной причиной отмирания перечисленных профессий (как интеллектуальных, так и рабочих), является развитие техники и технологий, вытеснение человеческого труда автоматизированным.

Из прошлого в будущее

Безусловно, целиком и полностью все названные профессии, скорее всего, не исчезнут, но они перестанут быть массовыми. Заниматься такой работой будут лишь отдельные люди в определённых случаях. Например, люди-риелторы останутся в основном в премиальном сегменте, где важен личный контакт с клиентом, обычных риелторов заменят компьютерные программы.

Многие «профессии будущего» имеют корни среди ныне существующих специальностей. К примеру, сегодняшние специалисты IT как низшего, так и среднего звена вполне могут трансформироваться в IT-проповедников, в задачи которых будут входить не только технические консультации и оказание помощи, но и пропаганда новых технологий - своего рода миссионерская деятельность среди людей, консервативно настроенных по отношению к техническому прогрессу.

К 2020 году, согласно Атласу, на место логистов придут операторы кросс-логистики, в компетенцию которых будет входить выбор оптимальных путей доставки грузов и перемещения людей различными видами транспорта, мониторинг проходимости транспортных узлов и т.п.

Таких примеров можно привести очень много, но объединяющий их ключевой момент один - все профессии так или иначе эволюционируют. Функционал некоторых расширяется, другие становятся более интеллектуальными и несущими определённую идеологическую нагрузку, а третьи окажутся просто ненужными.

Создатели «Атласа новых профессий» не призывают представителей вышеназванных специальностей немедленно бросать своё дело и бежать переучиваться. Атлас скорее должен стать руководством и вспомогательным инструментом для тех, кто сегодня заканчивает школу и кому в ближайшие годы предстоит определиться с выбором профессии.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные