Что такое причастие в русском языке? Урок. Русский язык. Действительные и страдательные причастия. Объяснение нового материала

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".

Глаголы имеют особую форму-причастие. Например: работающий, работавший (от глагола работать); строящий, строивший (от глагола строить). Причастие - это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного.

Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета; работающий человек , т. е. тот человек, который работает; спящий ребёнок, т. е. тот ребёнок, который спит.

Причастие имеет ряд признаков глагола: 1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий -настоящее время, работавший - прошедшее время; 2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший - несовершенный вид, поработавший - совершенный вид; 3) причастие может быть возвратным; моющийся; 4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу; сравните: читать книгу, читаю книгу, читай книгу (но чтение книги).

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного: 1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее, работающие (сравните: могучий, могучая, могучее, могучие); 2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.

В предложении основная роль причастия та же, что и прилагательного: оно обычно служит второстепенным членом предложения (определением).

Действительное и страдательное причастия.

Действительные причастия могут образоваться от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных.

Действительное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который сам производит или производил действие: ученик, рисующий рисовавший, (или нарисовавший) картину.

Страдательное причастие - это причастие, показывающее признак того предмета, который испытывает действие со стороны другого лица или предмета: картина, рисуемая (или нарисованная) учеником.

Причастия совершенного и несовершенного вида.

Действительные и страдательные причастия сохраняют вид того глагола, от которого они образованы: читать-читающий, читавший, читаемый (несоверш. вид); прочитать-прочитавший, прочитанный (соверш. вид). При этом от глаголов несовершенного вида образуются причастия как настоящего, так и прошедшего времени. А от глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени.

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

I. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) для глаголов 1-го спряжения, -ащ- (-ящ-) для глаголов 2-го спряжения.

1) Везут - везущий 2) Держ-ат-держащий

Работа-ют-работающий Вид-ят - видящий Бор-ют-ся - борющийся Стро-ят-ся - строящийся

II. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -вш-, если основа оканчивается на гласный звук, и суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный: читать- читавший, видеть - видевший, нести - нёсший.

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени от возвратных глаголов сохраняют частицу -ся: борются-борющийся; бороться - боровшийся.

Падежные и родовые окончания причастий те же, что и у прилагательных.

Примечание. Причастия на щий(могущий,лежащий) проникли в литературный язык из старославянского языка. В древнерусском языке этим причастиям соответствовали причастия на -чий (могучий, лежачий), которые позже превратились в обыкновенные прилагательные, т. с. утратили значение времени действия. Поэтому в русском языке имеются такие пары: стоящий-стоячий, текущий - текучий, колющий - колючий. Первое слово каждой пары-старославянского происхождения, второе - русского.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия образуются от переходных глаголов.

I. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса -ем- для многих глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- для глаголов 2-го спряжения: кита-ют, чита-ем-ый; видят, вид-им-ий.

Примечание. От некоторых глаголов 1-го спряжения страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса -ом: вед-ут, вед-ом-ый; влек-ут, влек-ом-ый. Эти причастия носят книжный характер.

II. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола:

а) при помощи суффикса -нн-, если основа неопределённой формы глагола оканчивается на -а(-я), -е: чита-ть -читанный; посея-ть - посеянный; виде-ть- виденный.

б) При помощи суффикса -енн-(-ённ-), если основа неопределённой формы глагола оканчивается на согласный звук или на и (причём суффикс -и- опускается): унес-ти - унесённый; запеч-ь- запечённый; раскраси-ть - раскрашенный; освети-ть - освещенный; убеди-ть -убеждённый; прослави-ть- прославленный.

При этом у глаголов 2-го спряжения происходят чередования звуков (с-ш, з-ж, т - ч - щ, д-ж-жд, в-вл и т. д.).

в) От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса –т- мы-ть - мытый; ви-ть - витый; мя-ть - мятый; трону-ть - тронутый; тере-ть- тёртый; запере-ть - запертый; мо-мо-ть - молотый; коло-ть - колотый.

Примечания. 1. К глаголам группы в) относятся глаголы 1-го спряжения, если основа неопределённой формы оканчивается на и, ы, у, о, а также я (а), чередующееся с н или м: ви-ть - витый, мы-ть - мытый, трону-ть- тронутый, коло-ть - колотый, мя-ть (мн-у) - мятый, сжа-ть (сожн-у, сожм-у) - сжатый.

2. У глаголов, основа неопределённой формы которых оканчивается на -ере-, конечное е основы пропускается: тере-ть - тёртый.

Краткая форма страдательных причастий.

Страдательные причастия имеют две формы - полную и краткую: прочитанный - прочитан; открытый - открыт.

Полная форма причастий в предложении обычно бывает определением. Краткая форма страдательных причастий не склоняется и служит в предложении сказуемым.

Сравните: 1. Шумит опутанный туманом лес. -Лес окутан туманом. (Слово окутанный - определение, а слово окутан - сказуемое.) 2. Дети подошли к открытой двери. -Дверь открыта. (Слово открытой - определение, а слово открыта - сказуемое.)

Страдательные причастия краткой формы образуются при помощи суффикса -я- или реже -т-.

В отличие от причастий полной формы в кратких причастиях одно н: прочитанная книга - книга прочитана, выкрашенные полы - полы выкрашены.

Склонение причастий.

Причастия полной формы имеют такие же падежные окончания, как и "прилагательные.

Так же склоняются причастия прошедшего времени: сражавшийся, сражавшегося, сражавшемуся и т. п.

Переход причастий в существительные и прилагательные.

Причастие может употребляться в значении обычного существительного или прилагательного. Например, в предложениях: 1. Трудящиеся СССР радостно встречают празаник Первого мая, 2. Учащиеся готовятся к весенним испытаниям - слова учащиеся и трудящиеся имеют значение существительных.

Причастие, которое переходит в прилагательное, утрачивает значение времени и обозначает постоянное свойство предмета. Особенно часто переходят в прилагательные страдательные причастия прошедшего времени. Например: печёный хлеб, гружёная баржа. Такие причастия не имеют при себе пояснительных слов. Страдательные причастия без приставок, превратившиеся в прилагательные, пишутся с одним н. Например, раненый зверь (сравните: раненный пулей зверь); печёный хлеб (сравните; хорошо выпеченный хлеб).

Страдательные причастия с приставками всегда пишутся через два н (-НН-): замороженный, усиленный, раскалённый, избранный, воспитанный. Причастия с суффиксом -ованн-ый, даже если они перешли в прилагательные, также пишутся с двумя сорганизованный коллектив, квалифицированный работник.

Правописание частицы не с причастиями.

Частица не с причастиями в полной форме пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово.

Частица не с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов.

К огороду вела извилистая нерасчищенная дорожка.

На нескошенном лугу пестрели цвети..

Недопитый стакан молока стоял на столе. К огороду вела извилистая, никем не расчищенная дорожка.

На лугу, ещё не скошенном колхозниками, пестрели цвети.

Не допитый ребёнком стакан молока стоял на столе.

С причастием в краткой форме отрицание не пишется раздельно: Работа не окончена. Нужные материалы ещё не собраны.

Примечания. 1. При пояснительных словах, обозначающих степень (крайне, совсем, совершенно, очень, весьма, чрезвычайно и др.), не с причастием пишется слитно, например: совершенно нерешённый вопрос, крайне необдуманный поступок.

2. Если не входит в состав усилительных отрицаний-далеко не, отнюдь не, вовсе не и других, стоящих перед причастием, то отрицание не пишется раздельно, например: далеко не обдуманное решение, вовсе не решённый вопрос.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Муниципальное общеобразовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

действительные и страдательные причастия

(урок - исследование, русский язык, 7 класс «а», параллельный учебный комплекс под редакцией в.в. Бабайцевой)

Извекова Инесса Николаевна, учитель русского языка и литературы,

Орел

Тема : Действительные и страдательные причастия. Тип урока: Объяснение нового материала. Форма: Урок - исследование.

Цели урока:

Образовательные:

    знакомство со значениями страдательных и действительных причастий;

    формирование умения различать по смыслу действительные и страдательные причастия;

    отработка навыков морфемного разбора причастий;

    повторение ранее изученных орфограмм, пунктограмм. Развивающие:

развитие языкового эстетического идеала, логического мышления, воображения, речи. Воспитательные:

    воспитание любви и интереса к русскому языку, литературе родного края, к учебному процессу.

Оборудование: таблица «Образование причастий», рисунок учащихся «Генеалогическое древо причастия», иллюстрация, толковые словари, аудиозапись. Ход урока:

    Организация класса на работу, слово учителя.

    Проверка домашнего задания.

    Индивидуальное сообщение учащегося.

    Закрепление материала.

    Лингвистический материал.

    Творческая работа по иллюстрации, конструирование по схеме.

    Анализ текста, орфографическая, пунктуационная работа.

    Подведение итогов.

Слово учителя. Организация класса на работу.

Сегодня мы продолжаем исследование ранее не известной нам части речи - причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, проверим домашнее задание / упражнение № 107 из учебника «Практика»/. Ученик на доске под диктовку записывает следующие словосочетания с объяснением орфограмм:

Никого не удививший конфликт, неутомимый труженик, не с кем посоветоваться, непроведенный эксперимент.

А теперь вспомним все, что мы знаем о причастии, как части речи. Звучит индивидуальное сообщение заранее подготовленного ученика. Рассказ сопровождается показом рисунка, выполненного детьми, с изображением символического генеалогического дерева причастия с «унаследованными» признаками глагола и имени прилагательного.

Причастие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и обладающая общими с глаголом и прилагательным свойствами.

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны вопросы что делающий? что сделавший?

Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее), по числам (летящий, летящие) и падежам (летящий, летящего), то есть склоняется. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже. Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы - полную и краткую (выученный - выучен). Краткие причастия не склоняются. Полные причастия в предложении выполняют роль определения, краткие - сказуемого.

Образуясь от глаголов, причастия сохраняют некоторые их признаки.

Причастия имеют вид (совершенный и несовершенный): прыгавший -прыгнувший. Имеют время (настоящее и прошедшее): толкающий -толкавший. В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени. Причастия могут быть возвратными и невозвратными : одевающий ­

одевающийся. Причастия сохраняют переходность - непереходность того глагола, от которого образованы: одевающий девочку (перех.), сидящий, говорящий (неперех.).

    Как вы уже заметили, ствол дерева условно поделен на две части, каждая из которых имеет свое название. А вот что представляют эти названия, нам и предстоит выяснить.

Объяснение нового материала. Самостоятельное наблюдение учащихся за языковым материалом.

На доске представлены примеры с причастиями.

    Чем отличаются причастия, записанные в 1 - м столбике, от причастий, записанных во 2 - м?

    Одинаково ли значение этих причастий?

    Рабочий, построивший дом - дом, построенный рабочими.

    Артист, прочитавший рассказ - рассказ, прочитанный артистом.

    Ученик, изучающий параграф - параграф, изучаемый учеником.

В 1 - м столбике находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. Во 2 - м столбике -причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на собе действие другого предмета (лица). Причастия 1 - го столбика называются действительными , так это название связано с активностью, действенностью признака. Причастия 2-го столбика называются страдательными , это название связано с подчиненностью признака действию другого предмета. Итак, тема нашего урока звучит «Действительные и страдательные причастия». Оформление тетрадей.

Закрепление материала.

Коллективно устно выполняется упр. ПО из учебника «Практика». Обязательно использование образца рассуждения. Обращаем внимание на

записанные на доске примеры из домашнего упражнения с целью нахождения в них действительных и страдательных причастий.

Выполняется упр. 111 самостоятельно, письменно. Два сильных ученика одновременно выполняют его на отворотах доски. Производится морфемный разбор двух действительных и двух страдательных причастий.

Действительные

Страдательные

Принесший

Принесенный

Открывший

Открытый

Сверкающая

Видимый

Сообщающий

Занятый

Решающий

Возникший

Вошедший

    Все ли суффиксы, известные вам, присутствуют в этой таблице?

    Какие не указаны?

Назовите суффиксы 1 - го и 2 - го столбиков из таблицы, записанной в ваших опорных тетрадях /Специальные тетради ведутся учащимися с 5 - го класса для записи блок - схем, таблиц, конспектов, опорных сигналов и т.д./

Действительные

Страдательные

настоящее время

Ущ - (- ющ -),

Ащ - (- ящ -)

Ем - (- ом -),

Им -

прошедшее время

Вш -, - ш - ,

Енн - (- ённ -), - нн -, - т -.

Попробуйте сделать вывод о связи причастий и суффиксов. Вывод: действительные и страдательные причастия имеют свои суффиксы, которые выражают значения этих причастий.

Лингвистический эксперимент.

Образовать все возможные причастия от данных глаголов. В результате этой работы заполняется следующая таблица

ПРИЧАСТИЯ

ГЛАГОЛЫ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

ОДНЫЕ

решать,

НЕСОВ. ВИД

решить,

сов. вид

решающий

решавший решивший

решаемый

решённый

ПЕРЕХ

НЕСОВ. ВИД

СОВ. ВИД

читающий

читавший прочитавший

читаемый

читанный прочитанный

ХОДНЫЕ

прилетать,

НЕСОВ. ВИД

прилететь,

сов. вид

прилетающий

прилетавший, прилетевший

НЕПЕРЕ

сидеть,

НЕСОВ. ВИД

хлынуть,

сов. вид

сидящий

сидевший хлынувший

Учащиеся делают вывод о том, что непереходные глаголы образуют только действительные причастия, т.к. эти глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект, а действительные причастия и обозначают как раз признак предмета, который сам производит действие. Переходные глаголы образуют действительные и страдательные причастия.

    Почему страдательные причастия образуются только от глаголов переходных? /переходные глаголы образуют действие, переходящее на предмет, а страдательные причастия обозначают как раз признак предмета, который и испытывает это действие со стороны другого предмета/.

    Проделана большая работа: значения действительных и страдательных причастий выяснены, морфемные признаки этих причастий известны. Можно немного отдохнуть.

Работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями. Задание выполняется дифференцированно, /поднимающиеся вверх туристы, бегущие по небу облака, вьющаяся тропинка, флаг, развеваемый ветром, протоптанная дорожка, облака, подгоняемые ветром/.

Придумать с любым из этих словосочетаний предложение по схеме:

Туристы, поднимающиеся в горы, тяжело дышали.

    Сейчас мы вновь мысленно перенесемся на лоно природы, в зону лесостепную. Именно в этой зоне расположена наша область. Поможет нам в этом мастерство И.С.Тургенева, написавшего рассказ «Лес и степь», отрывок из которого сейчас прозвучит.

Выразительное чтение отрывка наизусть звучит под музыкальное

сопровождение.

Беседа по тексту.

Какой вид с горы! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни узкие дорожки; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Холмы все мельче и мельче, дерева почти нет. Вот она, наконец, - безграничная, необозримая степь!

    О чем этот текст?

    Какое настроение создает он?

/текст о любви к родной природе, настроение радостное, умиротворенное, автор восхищается увиденным, он счастлив, что может созерцать все это, об этом свидетельствуют первое и последнее предложения, являющиеся по эмоциональной окраске восклицательными/

    Каков темп прочтения? Почему?

(темп замедленный, так как это описание, а говорить о такой красоте быстро невозможно, поэтому такое обилие запятых, точек с запятыми)

    Значение каких слов непонятно?

Работа со словарями. С.И.Ожегова «Словарь русского языка» и Даля «Толковый словарь живого великого русского языка» (том 1 (А - 3)) в которых выясняется значение слов: гумно - помещение, сарай для сжатого хлеба, службы - постройки для хозяйственных надобностей /устар./, драхвы - степная птица с индейку; диалектизм, (дрофа, дудак).

Определите стиль /художественный, т.к. используются изобразительно -языковые средства: метафоры - «холмы волнами», «овраги вьются» и др.; олицетворения - холмы «разбегаются», «бегут» дорожки, дом «приютился»/.

Благодаря использованию каких частей речи Тургеневу удается передать красоту природы? (существительные - 24, глаголы - 5, причастия - 5, прилагательные - 9)

    Найти причастия? Каких причастий больше? Почему? (одно - заросшие, четыре - страдательных: распаханные, засеянные, разбросаны, перехваченная).

Преобладают страдательные причастия, потому что они, заменяя глаголы лишь напоминают о деятельности человека, который когда-то распахал, засеял поля, перехватил плотину. Природа испытывала деятельность о стороны людей.

    Необходимо сказать о прилагательном «необозримый», образованным приставочно - суффиксальным способом от глагола «обозреть» с помощью приставки -не- и суффикса -им-. Оно обозначает постоянный признак степи -бескрайняя, безграничная, необъятная.

Какова роль причастий в отрывке? (Причастие образно описывает предмет, служит выразительным средством в художественном произведении. С другой стороны, причастие заменяет глаголы, показывая тем самым спокойное, безмятежное состояние природы.)

Орфографическая, пунктуационная работа.

Объясняются орфограммы и пунктограмма (постановка знаков препинания при причастном обороте).

Подведение итогов.

    На какие группы делятся причастия?

    Дайте определение действительных, страдательных причастий.

    Чем отличаются эти причастия?

    Почему страдательные причастия образуются только от переходных глаголов?

    Какова роль причастий в художественном произведении?

Инструктаж по домашней работе. «Теория» § 134, «Практика» № 116.


На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные