Детство никиты толстой солнечное утро презентация. Интегрированный урок по повести А. Н. Толстого "Детство Никиты". III. Проверка домашнего задания

Тема: А.Н. Толстой «Детсво Никиты» глава «Стрелка барометра»

Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ

художественного текста; рассмотреть произведение через литературно- исторический аспект; воспитывать любознательного

и внимательного читателя, умеющего видеть и ценить красоту родной

земли

Ход урока:

1. Оргмомент:

- посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пожелайте друг другу успехов.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания .

Ученики читают фразу, которую они написали в тетради

Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

О какой стране идёт речь в стихах?

(ученики отвечают)

Учитель:

Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль

План урока:

1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)

(* Главный герой Никита…)

2. Творчество писателя.

3. Читаем повесть

4.Учиться работать с содержанием

5. Выразительное чтение

6. Итог урока.

3. Творчество писателя.

Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец - граф Н. А. Толстой, мать - детская писательница А. Л. Толстая.

Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:

«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»

в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.

Первые книги - «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).

С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину

Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «

4. Подготовка к восприятию текста.

Скороговорка:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах - проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом.)

Словарная подготовка .

Мгла

Точно в бреду

Чесучовые панталоны (Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)

Пекло

Тиф

Циферблат

Томление Мучение, страдание.

Пекло – страшная жара, окаянное пекло – проклятая жара, которая несёт погибель.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

5.Работа над текстом

Читает ученик, останавливается по абзацам.

Беседа после прочтения первой части.

Какая была погода? Найдите описание в тексте?

К чему это может привести, если такая погода будет долго?

Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?

Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?

Беседа после прочтения 2 части.

Как меняется настроение у семьи?

Как вы это поняли?

с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)

6. Работа в группах (карточки)

7. Рефлексия.

Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)

Кто сможет продолжить мысль:

«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)

«Главный герой Никита…»

8.Домашнее задание.

пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть

9. Итог урока.

Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Восстановить последовательность событий.

Цель : способствовать развитию эмоциональной сферы детей через анализ

художественного текста; рассмотреть произведение черезлитературно- исторический аспект; воспитывать любознательного

и внимательного читателя, умеющего видеть и ценить красоту родной

земли

Оборудование : словарь В.Даля учебники, распечатанные групповые задания; реквизит для инсценировки; записи на доске; клей маркеры

Ход урока:

1.Оргмомент

Ученики определяют цели работы на уроке по записи на доске

Проанализировать…

Рассмотреть…

Работать…

Ученик читает стихи С.Маршака

В той удивительной Стране

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ

И озорных затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

О какой стране идёт речь в стихах?

(ученики отвечают)

Учитель:

Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты» .Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль

* Работая над рассказом, я понял…

* Главный геройНикита…

2. Проверка домашнего задания .

Ученики инсценируют главу «Аркадий Иванович»

3. Подготовка к восприятию текста.

Скороговорка:

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

(Проходит смысловойанализ.После ученики работают в парах -проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом.)

Словарная подготовка . Игра «Пирамида»

МЫС

ВЕТЛА

ЖУРАВЛЬ

ПЕЩЕРА

СОСНОВКА

(Ученики запоминают порядок слов,воспроизводят. Из словаря В.Даля

учителемзачитывается лексическое значение слов МЫС, ВЕТЛА)

Какое слово под словом ЖУРАВЛЬ?

Какое слово над словом СОСНОВКА?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

4.Работа над текстом

Читает ученик, останавливается по абзацам. По вопросам учителя проходит анализ текста.

Какое настроение у Никиты? Что создаёт ему такое настроение?

Хотел ли Никита обмануть учителя?

Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?

С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатлений? Зачитайте.

Катаются ли с горки на санках, лыжах ваши родители?

Почему Никита взбираетсяпод самый мыси копает пещеру?(ИГРА)

Какое письмо ждали всей семьёй? Назовите свои предположения.

Пофантазируйте дома и продолжите рассказ.

5. Работа в группах

1группа. Восстановить последовательность событий. Упорядочить

план. Он понадобится при подготовке домашнего задания.

* Воздух защипал в носу

* По хрустящим ступеням

*Снежные мысы над Чагрой

* Скамейка сама пошла с горы

* Фигурка Аркадия Ивановича

* Снежная пещера

* Диалог учителя и Никиты

2 группа . Из разрозненных предложений составить отрывок текста.

(Предложен шестой абзац)

3 группа . Найтив тексте предложения со словами из «Пирамиды»

4группа. Вспомнить и записать как можно больше зимних забав .

Капитаны команд вывешивают свои задания и комментируют.

6. Игра «День – ночь»

Для игры используется отрывокизне изучаемого рассказа А.Толстого

«Ёлка»:

Дети соскочили с дивана. В гостиной от пола до потолка сияла ёлка

множеством, множеством свечей. Она стояла как огненное дерево, переливалась золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл

густой, тёплый, пахнущийхвоей.

Ученики читают, отвечают на вопрос:

Ученики запоминают текст в течении нескольких секунд. Со словами «ночь» они отворачиваются, учитель вытирает несколько слов.Со словами «день» ученики оборачиваются и по памяти воспроизводят

текст.

7. Рефлексия.

Вернёмся к целям. Мы ихдостигли? (ученики анализируют)

Кто сможет продолжитьмысль:

«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)

«Главный герой Никита…»

8.Домашнее задание.

Дифференцированное

* опираясь на план, пересказать главу «Сугробы»

* придумать продолжение главы

* выполнить рисунок

9. Итог урока.

Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цветапреобладали (Ученики отвечают)

Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.

У детства много разных красок

Ты среди них свою найди.

На белом листике бумаги

Свою мечту изобрази.

Проходит детство незаметно,

Не возвращается назад.

И только красками напомнит

Вам о весёлых тех годах.

Ведь жизнь она бывает разной,

Угрюмой, скучной, однообразной.

Но ты сквозь годы пронеси

Из детства яркие мечты.

Государственное учреждение образования «Крулевщинская средняя школа Докшицкого района» Витебской области

«Как в зачарованном царстве»

(интегрированный урок

по повести

А. Н. Толстого «Детство Никиты»)

Урок подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Л.А. Бобровская

КРУЛЕВЩИНА

Цель урока (русская литература):

    содействовать развитию у учащихся умения определять роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте;

    способствовать развитию творческого воображения;

    воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к литературе, к искусству слова.

1. Организационный момент.

    Проверка домашнего задания .

    1. Выборочный пересказ «Зимний день».

      Выставка рисунков «Двор в снегу».

    Анализ содержания, обсуждение самостоятельно прочитанных глав .

А) Глава «Битва»:

Кто такие «кончанские»?

Как начинают вызывать на драку «кончанских»?

Какие обидные слова высказывают мальчики с обеих сторон деревни?

Стёпка Карнаушкин, кто это такой? Почему все его боялись, чем он «обладал», по словам Мишки Коряшонка?

Стёпке удаётся испугать «наших» (конопатых), и они, струсив, побежали. Как повёл себя Никита?

1) Выразительное чтение эпизода «Битва».

Какой мальчишеский закон должны были выполнять обе стороны во время драки (зачитать текст)? « Никита возвращался на свой конец взволнованный, разгорячённый, посматривая, с кем бы ещё схватиться».

Почему вдруг, спустя несколько минут, Никита улыбался? Что стало причиной перемены его настроения?

Как можно оценить реакцию Никиты на предложение Стёпки «дружиться»?

2) Лексическая работа.

Как вы понимаете слово «дружиться», подберите к этому слову ассоциации (синонимы), запишите их на листок.

Из всех слов выберите для себя то, которое, как вы считаете, самое лучшее, понравилось больше, подчеркните его, объясните (по желанию).

3) Учитель ИЗО: Каждая группа попробует слово «дружиться» отразить в цвете (до и после, смена настроения).

4) Учитель музыки: Исполнение песни о дружбе.

5) Социализация.

Представьте себя на месте Никиты, какие чувства переполняли мальчика? Расскажите.

Таким образом, с одной стороны Никита проявил боевитость, способность преодолеть страх, с другой – великодушие, доброжелательность, стремление к дружбе.

Б) Глава « Виктор и Лиля» .

- Наступили зимние каникулы, самое прекрасное время.

1) Учитель музыки: Исполняется песня « Каникулы».

Как Никита принимает гостей?

Какое впечатление на Никиту произвела девочка с большими синими глазами? Найдите в тексте это место, зачитайте.

2) Учитель ИЗО: Демонстрация рисунков, портреты героев.

Как у Никиты возникает интерес к Лиле, чем он восхищён? В каком состоянии пребывает?

3) Учитель музыки: Исполнение песни «Вот тогда ты пожалеешь Кулакова...» .

Как Никита пытается обратить внимание девочки на себя? Его состояние.

4) Учитель музыки: Используя «Плакат эмоций», определите настроение героя.

Перемена настроения, темпа повествования в конце главы, с чем она связана?

5) Подробный пересказ «Эпизод с быком».

6) Учитель ИЗО: Кадроплан «Эпизод с быком».

Какие качества, продемонстрированные Никитой в этом эпизоде, помогли Виктору спастись от беды?

Как после всего произошедшего изменилось настроение Никиты? Что было высшей наградой (зачитать отрывок из текста)?

7) Учитель музыки: Определите по «Плакату эмоций» настроение главного героя .

В) Глава «Ёлка» .

1) Учитель ИЗО: Нарядите ёлку.

2) Учитель ИЗО: Зимние забавы (демонстрация рисунков по теме).

3) Учитель музыки: Песня «Бубенцы».

Что собой представляет праздник, который связан с зелёной красавицей?

О каком празднике идёт речь в главе « Ёлка»?

В каком настроении пребывали взрослые и дети накануне праздника?

А как у вас дома готовятся к празднику Рождества?

4) Учитель музыки: Исполнение песни «Тихая ночь».

Как взрослые и дети в доме Никиты готовились к празднику?

5) Пересказ эпизода «Подготовка к празднику».

6) Чтение наизусть эпизода «Ёлка».

Как проходит сам праздник (когда начинается, кто приглашён, как веселятся дети и взрослые, что делает Аркадий Иванович, матушка)?

7) Учитель музыки: Конкурс новогодних песен(групповая работа).

Никита был особенно счастлив. Отчего?

8) Чтение по ролям отрывка (« В прихожей Лиля оторвалась от цепи… Повернулась и убежала в столовую»).

9) Чтение отрывка наизусть « Лунный вечер».

Какими художественными средствами пользуется автор, чтобы передать красоту лунного вечера?

Никите хорошо, счастливо «на душе». Здесь присутствует всё: прекрасная природа, радость жизни, удача, добрые поступки, понимание и забота взрослых, улыбка милой девочки. Так возникает гармония души, которая чаще всего бывает в детстве. Это дар детства, который надо сохранять в душе всю жизнь или как можно дольше.

10) Учитель музыки: Исполнение песни «Планета детства».

4. Рефлексия.

- «Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

Как бывает?

5. Домашнее задание:

А) Словесное рисование «Она стояла, как огненное дерево» или «Дети стояли у ёлки потрясённые»;

Б) Иллюстрации «Сад под луной» или «Лиля за рукоделием»;

В) Выборочный пересказ «Благородное поведение Никиты»;

Г) Групповое задание – кадроплан эпизодов

«Веселье около ёлки» или «Баян, Баян, берегись, Никита!

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.

Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Если начал, то закончи,

Обещал, то выполняй,

Общих правил повеленья

Никогда не нарушай!

Будь ответственным задело,

Не хитри и не ленись,

Быть надежным человеком

Обязательно стремись!

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в раздел

— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?

— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?

— Какие еще человеческие качества вам нравятся?

— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?

— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.

— Как вы их понимаете?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— О чем он говорит?

IV. Работа по теме урока

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Литературное чтение

Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!

Жить по совести, любя друг друга

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".

А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.

Знакомство с текстом

каретник

Верстак - станок для столярной работы

Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы

Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи

Аршин – старинная русская мера длины

Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.

Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку

Журавль для подъёма воды

Прерия – широкая степь

Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)

Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………

Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»

Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...

Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.

Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные