Экология души (Сочинение на свободную тему). Что такое экология души

Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям - вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.

Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.

Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться…

Презентация на тему: Экология души Презентация на тему: Экология души № слайда 1 Описание слайда:

Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»

№ слайда 2 Описание слайда:

Инициология – наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой,…

Рыбина Ольга Петровна

Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ

Учитель начальных классов

E-mail:[email protected]

Контактный телефон: 89108513425

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа – матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей…

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ -

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа - матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства - голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных -провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы - и дети, и взрослые - дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как - то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких - на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой - воспитание любви к книге, упражнение о дереве - воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему - «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира - главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать - Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК - не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир - духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас - была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери - Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести - будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети - это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи - чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы живые люли, он - человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери

Человек, познай самого себя!

Сократ

В последние годы мы очень часто слышим слово «экология»: экология почвы, экология воды, экология воздуха... Нас учат бережно относиться к окружающей среде, призывают поддерживать чистоту, порядок и уважать природу. Редко нас учат тому, что мы можем загрязнять окружающее пространство не только отходами, но и своими мыслями, чувствами, словами? Часто мы проявляем необоснованную агрессию и этим постепенно разрушаем пространство семьи, наша критика негативно сказывается на нашем рабочем пространстве, от наших резких слов и отрицательных эмоций страдают наши друзья, родственники, коллеги. В результате, мы разрушаем себя и общество вокруг нас.

Экологию души, развитие духовности несут нам нравственные постулаты Шакарима, Слова назидания Абая. Мы обязательно должны о них помнить, так как они несут свет в наши души, прививают моральные ценности, учат бороться не только за экологию природы, но и за экологию человеческой души. Развитие экологии души предполагает самопознание человека. А самопознание – это самый трудный, но и самый почетный труд людей на земле. Познавая себя, человек познает весь мир.

Еще мудрец Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И. Кант тоже полагал, что «культура душевных сил» достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением. Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. Так, часто в других людях нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения, которые в себе самом кажутся приемлемыми и простительными. И только немного отойдя и посмотрев на себя со стороны, можно увидеть недопустимость тех или иных свойств своего характера или поведения.

В наш век технического прогресса и космических скоростей тема нравственности и духовности становится все более актуальной. Ведь страшен безнравственный политик, способный развязать ядерную войну, страшен безнравственный ученый, одержимый идеей уничтожения человечества, страшен безнравственный врач, не понимающий ценности человеческой жизни, страшен безнравственный журналист или писатель, пропагандирующий идеи зла и жестокости среди молодежи. Не зря Л.Н. Толстой писал: «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Мы должны и в словах, и в делах наших стремиться быть благороднее и чище, стараться не унижать достоинство друг друга. Стремление отдельных людей к нравственному совершенствованию сделает мир более гармоничным, а если нравственных людей станет чуть больше, нас ждет прекрасное будущее.

Стремление объединять людей на началах нравственности, человечности, любви и справедливости получает последовательное воплощение в стратегии национального единства, толерантности и согласия Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. А благодаря Первой леди молодое поколение нашей страны на уроках самопознания учится:

Понимать значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей жизни;

Свободно выражать свои мысли и чувства;

Строить позитивные отношения с окружающими людьми, трудиться в команде;

Отстаивать свои принципы и убеждения;

Вести поиск решения разных вопросов, находить нестандартные решения в стандартных ситуациях;

Осознавать важность создания собственной семьи и перспективы будущей взрослой жизни;

Распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;

Принимать ответственные решения в непростых ситуациях, придерживаясь гражданской позиции, и т.д.

В разделах программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с 8 по 11 классы ключевым словом является «Человек». Так, первый раздел имеет название «Быть человеком», второй – «Человек и общество», третий – «Мир и человек», четвертый раздел – «Мир человечества». Это связано с тем, что для каждого из нас очень важно понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». Самопознание – это ключ к преображению современного общества.

О своевременности появления данного предмета в образовательных учреждениях страны можно судить по отношению учащихся к предмету. Они также как и взрослые понимают, что «наш образовательный мир и общество в целом стали страдать от сердечной недостаточности, от бессердечия» (Ш.А. Аманошвили). И дети с радостью приветствовали новый предмет в школе. Отвечая на вопрос «Что дает тебе предмет «Самопознание»? они пишут: «С первого урока меня заинтересовал этот предмет. Я с нетерпением ждал следующего занятия. На этом уроке ты можешь быть самим собой, и каждый тебя поймет. После уроков самопознания мне стало легко находить общий язык с людьми и легко заводить друзей, я стал более открытым для всех» (Зыков Евгений, 6 «Б» класс), «Мы слушаем музыку и пение птиц, от всего сердца передаем пожелания близким. Я стал больше и с удовольствием помогать друзьям, родителям, пожилым людям» (Успанов Мадияр, 7 «Б» класс), «Я люблю «Самопознание» за то, что на этом уроке я могу свободно выразить свои чувства. Мы изучаем на уроке все, что нас окружает в жизни, что мы видим, чувствуем, понимаем. Благодаря этому предмету наш класс стал дружнее, а я сам стал добрее. На уроках самопознания я очень люблю разговаривать с учителем и общаться с друзьями» (Понамарев Валерий, 7 «А» класс), «Благодаря самопознанию я стала намного лучше, чем была до этого» (Цыбань Татьяна, 6 «Б» класс), «Мне нравится предмет «Самопознание» потому, что он учит жизни, любви к людям и миру. Я очень рад, что появился такой предмет» (Александров Виктор, 7 «А» класс). Можно ли сомневаться после таких слов в необходимости данного предмета? Думаю, что нет.

Помните слова Абая? «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние… Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С. 75) . По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. И Сара Алпысовна Назарбаева правильно считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства, так как не каждая семья может дать уроки нравственности и духовности, говорить языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души является охрана душевного состояния человека, его забота о чистоте и развитии души. Более того, я считаю, что экология мира начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом. Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.

Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно. А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».

Итак, человек находится в постоянном взаимодействии с природой и обществом, он связан с ними бесконечными духовными и материальными нитями. Вне этого взаимодействия жизнь человека невозможна, он живет в постоянном окружении мира и в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его своей жизнедеятельностью каждый миг. Но и мир нуждается в нас, в активной преобразующей деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей. Поэтому развитие экологии души человека – одно из важнейших условий развития гармоничного общества.

Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей». Нам всем необходимо стремиться к величию души, ведь только духовно богатый человек способен на бескорыстную дружбу, на истинную любовь, способен проживать наполненную жизнь и быть по-настоящему счастливым.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЭКОЛОГИЯ ДУШИ

заседание философского стола в виде беседы

Иркутск

2007

Предназначены для преподавателей цикла гуманитарных и социально- экономических дисциплин.

Рассмотрено на заседании ЦК

ОГ и СЭ дисциплин

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « » ………….2008г.

Выполнила: Куркутова Ирина Витальевна - преподаватель ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

Рецензенты: З.В. Верюжская, О.А. Обоева - преподаватели ФГОУ СПО

«Иркутский аграрный техникум»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5

1.1.План проведения мероприятия……………………………………......5

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...9

3.ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………10

4.ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..11

4.1.Сценарий проведения заседание философского стола……………....11

4.2.Памятка…………………………………………………………………...21

ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная работа с учащимися имеет большое значение в формировании нравственных качеств. Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Такая форма работы позволяет привлечь внимание учащихся к наиболее актуальным проблемам, сформировать навыки публичной дискуссии, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер.

Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.ПЛАН

проведения внеклассного мероприятия

Тема: «Экология души»

Цели:

Образовательная: Помочь учащимся определить нравственные позиции через понятие «душа»;

Помочь обратить внимание на окружающий мир и на самого себя со стороны.

Воспитательная: Обратить внимание учащихся на то, что духовно- нравственное падение человека это - путь к самоуничтожению жизни земного сообщества.

Развивающая: Пробудить у учащихся желание к духовному самосовершенствованию.

Вид занятия:

Методы проведения : В виде беседы

Место проведения: читальный зал

Оборудование: Столы расставлены кругом, на стенах тематические плакаты.

ТСО: Магнитофон (с кассетами песен о душе), мультимедийный проектор, экран.

Оформление: Зал оформлен плакатами:

«Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную»

Хилон из Эфора ( VI в. До н. э.)

«Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой»

Ж.Лафонтен.

«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находиться в тебе самом».

Пифагор (576-496 г.г.до н.э.)

«Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой»

Эпиктет

«Жизнь учит лишь тех, кто её изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям-они начало поступков.»

Лао-Цзы (579-499г.г. до н.э.

«Велика власть ваша, если вы собой владеете»

Сенека

«Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд»

Аристотель

«Человек в известной степени вырастает, когда он познаёт самого себя и свою мощь. Внушите человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится быть также тем, чем он должен быть»

Ф.Шеллинг

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы, постановка целей и задач

2.Основная часть.

2.1.Фразеологизмы со словом «душа»

2.2.Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

2.3.Диалектика души

2.4.Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе

2.5.Чистота и красота слова

2.6.Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом

2.7. Нравственность

2.8.Хорошее здоровье – хороший дух

3.Заключительная часть

Подготовительный этап:

1.Подготовка сценария заседания клуба

2.Съёмка интервью с преподавателями и студентами техникума

3.Подготовка аудиозаписи

4.Оформление зала

5.Подготовка памятки

Очень важен первый этап – подготовка заседания. На одном из заседаний ставится вопрос «Что такое душа?», предлагается обратиться к философским источникам, (найдены высказывания философов и оформлены в виде плакатов.). В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова найдено определение понятия «Душа». В художественной литературе тема «Души» волнует поэтов и писателей, звучит эта тема и в музыке. Проводится работа по выявлению мнения окружающих по данному вопросу (интервью и анкетирование студентов и преподавателей), предлагается написать ЭССЕ «Что такое душа?» и красочно оформить свою работу.

Следующий этап – работа над сценарием заседания, т.е. определяются временные рамки, форма проведения заседания, использование стихотворений, высказываний знаменитых людей по данному вопросу, аудио и видеоаппаратуры, что оживит заседание.

Следующий этап – выработка памятки для участников заседания, которая будет способствовать самосовершенствованию духовно и физически.

Тема: «Экология души»

Вид занятия: Заседание философского стола

Вступительное слово учителя:

Преподаватель открывает заседание философского стола. Говорит об очень важном и проблемном - о душе. На протяжении веков этот вопрос решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

Знакомит с гостями: поэтом Владимиром Скифом и с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником.

Фразеологизмы со словом «душа».

Преподаватель предлагает поразмышлять над устойчивыми сочетаниями слов, включающих понятие «душа», предварительно, напомнив лексическое значение слова «душа» по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Присутствующие приводят примеры и анализируют, подбирают синонимы к фразеологизмам: (Предан душой и телом кому-нибудь - верен. Мне это не по душе - не нравится и т. Д.)

Преподаватель подводит итог анализу и предлагает соотнести своё выступление с мнением преподавателей и студентов Иркутского аграрного техникума, посмотрев видеоинтервью.

Видеоинтервью с преподавателями и студентами техникума «Что такое душа?»

Присутствующие обмениваются мнениями.

Диалектика души .

Преподаватель предлагает определение понятию «душа» из философского словаря, анализируя высказывания философов разных эпох и направлений: Что такое « Душа»? Затем берут слово заранее подготовленные студенты и рассуждают о Духе, Ду­ховности, Душе, соотнося с современностью и беспокоясь, «что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые». Преподаватель читает стихотворение В. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти» и подводит присутствующих к выводу, что слова имеют огромную силу и что любое слово нужно произносить осмысленно.

Интервью с настоятелем Михайло-Архангельского прихода протоиереем Калинником о добре, зле, о душе.

Преподаватель предлагает выслушать мнение настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника о добре, зле, о душе

Чистота и красота слова.

Рассказ настоятеля Михайло-Архангельского прихода протоиерея Калинника Вопросы по теме. Студент читает стихотворение о словах.

Интервью с Иркутским поэтом Владимиром Скифом .

Учитель предлагает Иркутскому поэту Владимиру Скифу выразить свои размышления, обращаясь к нему со словами:

«Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…»

Преподаватель благодарит Владимира Скифа за прекрасное выступление:

«Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами» и читает стихотворение Эдуарда Асадова «Доброта».

Нравственность.

После прочтения стихотворения слово представляется заранее подготовленным докладчикам, они дают информацию о нравственности, о здоровье, о самопознании, о самосовершенствовании и приходят к выводу, что знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент читает стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Хорошее здоровье – хороший дух.

Преподаватель подводит итог сказанному: «В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой»

Заключительная часть.

Преподаватель предлагает высказаться всем присутствующим по исследуемой теме, мнения разные, но все они объединены одной идеей:

« Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…»

Присутствующим предлагаются памятки, способствующие самосовершенствованию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заседание философского стола - хлопотная и трудоёмкая работа, но эффект от хорошо проведённого заседания несомненен, поиски и размышления по данному вопросу дают возможность поучаствовать в дискуссии, сформировать своё мнение, определённую жизненную позицию, стремление самосовершенствоваться.

Проведение такого мероприятия позволяет нацелить учащихся на получение знаний по таким дисциплинам, как философия, обществознание, литература, история, психология.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва. 2000 г.

2.Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. Москва. Издательство политической литературы 1986 г.

3.Философия. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Москва. Юнити. 2007 г.

4.Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Введение в обществознание: уч. пособие для 8-9 кл. М.: Просвещение, 2002 г.

5.Горбачёв В.Г. Основы философии. Курс лекций. Брянск. 2002 г.

6. Золотухина – Аболина Е.В. Страна философия. Ростов – на – Дону. Феникс.1995 г.

7. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов – на – Дону. Феникс. 2004 г

Приложение 1

СЦЕНАРИЙ

проведения заседания философского стола в виде беседы

Звучит музыка: «Душа поёт, а сердце стонет…»

Вступительное слово учителя:

Уважаемые господа! Сегодня мы проводим заседание философского стола. Вопрос у нас один, но очень важный и проблемный. На протяжении веков он решается, и каждая эпоха даёт разный ответ. Наша задача рассмотреть его и попробовать прийти к единому мнению: «Что значит экология души?».

На нашу встречу, мы пригласили поэта Владимира Скифа и Батюшку православной церкви с просьбой высказать своё мнение по этому вопросу. Кроме того, у нас присутствуют гости и, я надеюсь, что они не откажутся поучаствовать в нашем заседании.

Прежде я предлагаю определить значение двух слов: «Экология» и «Душа».

(Экология-чистота, бережное отношение; душа - внутренний духовный мир человека).

1. Итак, можно сказать, чистота внутреннего мира человека!? Чтобы

нам определиться по правильному ли мы пути идём, я прелагаю обратиться к фразеологизмам. Вспомните, пожалуйста, устойчивые сочетания слов.

2. Д/и «Назовите устойчивые сочетания со словом «Душа».

В русском языке душа, - А, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе (не нравится; разг.). Вложить душу в дело, в работу (отдаться целиком). В чём душа держится (о хилом, больном че­ловеке; разг.). Душа не лежит к кому--чему-нибудь. (нет расположения, интереса к кому-чему-нибудь). Душа не принимает чего-нибудь. (Не хочется; разг.). Душа меру знает (о нежелании съесть или выпить лишнее; разг.). Душа радуется (очень радостно, приятно; разг.). Душа в пятки ушла (испугался; разг.). От (всей) души или всей душой (искренне). Жить душа в душу (дружно, в согласии). Стоять над душой у кого-нибудь (неотступно находиться около кого-нибудь, торопя и мешая заниматься делом; разг.). Залезать (влезать) в душу кому-нибудь, (бестактно вмешиваться в чью-нибудь жизнь, добиваясь откровенности). Сколько душе угодно (сколько угодно, вдоволь; разг.). Ни душой, ни телом не виноват (ни­сколько не виноват; разг.). Отвести душу (высказать всё, что накопилось на душе; разг.). На душу брать что-нибудь (на свою со­весть; разг.). За душу берёт что-нибудь (очень волнует, трогает). За душу тянуть кого-нибудь, (мучить, изводить; разг.). Душу вытянуть из кого-нибудь (измучить чем-нибудь нудным, томительным; разг.). Душа нараспашку у кого-нибудь, (о том, кто всегда открыт, откровенен, чисто­сердечен; разг.). Душа не на месте или душа болит (беспокойно; разг.). Отдать богу душу (умереть; устар.). Душа с телом расстается),см ерть пришла; разг.). О душе пора поду­мать (довольно думать о житейской суете: дело идёт к старости, скоро умирать; разг.).

2. То иди иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. До­брая душа. Низкая душа.

3. В религиозных пред­ставлениях: сверхъестественное, немате­риальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души. Души умерших.

4. перен., чего. Вдохнови­тель чего-нибудь главное лицо. Душа всего дела. Душа общества,

5. О человеке (обычно в устой­чивых сочетаниях). В доме ни души. Живой души нет (никого нет; разг.). На душу при­ходится, досталось (на одного человека). 6. В царской России: крепостной крестья­нин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию. Ревизская душа. Мёртвые души (умершие крепостные, также перен.,: о людях, фиктивно числя­щихся где-нибудь.

Душу тянуть (вытяги­вать, мотать) из кого (прост.) - чем-н. надоедливым, томительным, не чаять в ком (разг.) - очень ли Души не чаять в детях. Душа моя! (разг.) - в обращении: милый (-ая).

Душа-чело­век (разг.) - очень хороший, отзывчивый человек. Без души - без воодушевления, без подъёма. С душой - отдаваясь цели­ком, с вдохновением. В душе - 1) мыслен­но, про себя. В душе согласен; 2) по природ­ным склонностям. Поэт в душе. Для души (разг.) - для себя, для удовлетворения своих склонностей, интересов. По душе (разг.) - нравится. Работа ему по душе. За душой нет ничего - ничего нет у кого-нибудь. По душам (говорить, беседовать) - откровенно. С дорогой душой (разг.) - очень охотно. За милую душу (разг.) - легко, без усилий. Как бог на душу поло­жит (разг.) - как придётся, кое-как. С души воротит от чего (прост.) - о чувстве отвращения.

II . уменьш., -ласк, душенька, -и ж. (к 1 и 2 знач.) II . Пренебр. душонка, -и ж. (к 1 и 2 знач.). II . прилагат. душевный, -ая -ое (к 1 знач.) « душевой, -ая, -бе (к 5 знач., спец.; к 6 знач., устар.). Душевные болезни (психические). С душевным прискорбием. Совокупный душевой доход (на душу насе­ления). Душевой надел.

3. УЧИТЕЛЬ: Посмотрите сколько выражений и значений у одного слова! Ваше мнение не изменилось? Может быть, дополнения есть?

Что такое « Душа»?

Что же думают по этому поводу преподаватели и студенты Иркутского аграрного техникума:

Интервью у студентов и преподавателей нашего техникума.

(Видеозапись)

Учитель:

Философский словарь даёт определение

ДУША - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории фи­лософии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождеств­ляемый в идеализме с особой немате­риальной субстанцией. В представле­ниях первобытных людей Душа рас­сматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.).

В религии под Душой понимается некая бестелесная, бес­смертная нематериальная сила, имею­щая самостоятельное, независимое от тела существование в „потустороннем" мире.

В идеалистической философии Душа отождествляется с тем или иным эле­ментом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуа­листических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существую­щее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джемс). В домарксовском ма­териализме (Демокрит, метафизиче­ский материализм) Душа понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом душа, психическая дея­тельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материа­листы допускали всеобщую одушевлен­ность мира (Гилозоизм). Подлинно на­учное объяснение человеческой психи­ки дается в диалектическом материа­лизме, который на основе данных современного естествознания опровергает ненаучные, идеалистические представления о душе.

Докладчик №1

Путь к "Красоте, к Истине, к Добру находится всегда в самом человеке. Человечество подошло к опасной черте, се­годня на первое место встали такие проблемы, как спасение всего живого на Земле, самой жизни и подрастающего поко­ления, что имеет особо важное значение и требует принятия решительных и действенных мер. Человечеству угрожают не только экологические катастрофы, наибольшую опасность представляет его духовное опустошение и растление, которое ведет к самоуничтожению самой земной цивилизации.

Сегодня перед человеком остро стоят вопросы о Духе, Ду­ховности, Душе. Душа человека - загадочное и великое по­нятие.

Докладчик № 2

В словаре русского языка С.И. Ожегова значение этих слов истолковываются так:

Дух - сознание, мышление, психические способности.

Духовность- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Душа - внутренний, психический мир человека, его со­знание.

Мышление - работа мысли, умение сопоставлять данные и обобщать познанное; высшая ступень познания - ее отраже­ние объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Психика - совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной дей­ствительности; душевный склад человека.

Согласие - единомыслие, общность точек зрения; друже­ственные отношения, единодушие.

Единодушие - полное согласие в мнениях, действиях.

Экология - наука об отношениях растительных и живот­ных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Душу человека творит окружающая действительность, культура и общество.

Докладчик № 3

По словарю С.И. Ожегова - культура есть совокупность производственных, общественных и духов­ных достижений людей. Каковы будут культура и общество, такой будет и душа человека. В настоящее время кризис куль­туры в обществе повлек за собой весьма плачевные явления - Это неустойчивые, слабые, больные и безвольные люди с раз­рушенной психикой, богатые и бедные-живут без высокой туманной цели, ради денег, а это в глобальном смысле говорит о деградации личности.

Это ведет к тому, что миром бу­дут править люди бездуховные, нездоровые.

Поэтому надо трубить во всеуслышание, что наступает эпоха кризиса чело­веческой Души. « SOS ! - Люди, спасайте свои Души!»

Учитель: Слова В. Шефнера

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

И это, действительно, так. В последнее время очень много публикаций об удивительных воздействиях слов на духовное и физическое состояние человека. Есть слова разрушительные и созидательные. В словах есть скрытый ритм, усиливающий их воздействие. Замечено, что умело подобранная музыка, звучание молитвы и даже стихов, а также образы, возникающие в сознании, оказывают целительное воздействие на людей, избавляя их от различных недугов. А вот сквернословие ломает жизнь многим, призывает зло.

Батюшка православной церкви о добре, зле, о душе.

Учитель:

Спасибо! Очень интересно и, я думаю, что каждый присутствующий здесь не раз задумается и поразмышляет над вашими словами.

Студент:

О словах

В. Полторацкий

Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.-

Есть слово - утешение и слово - удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные. ...

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни, помогут выпрямить, другие - душу вытравить

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Учитель:

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Незлыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми…

Слово Иркутскому поэту Владимиру Скифу:

« Я и предположить не мог, что в Иркутском аграрном техникуме студенты решают философский вопрос: «Что такое душа?» Поэт – Владимир Скиф.

Учитель:

Спасибо, после Ваших слов хочется говорить стихами:

Студент:

ДОБРОТА

Эдуард Асадов

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

И, коль дружба у вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимой в ссоре,

А тоска по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной

Той размолвки и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной!

Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.

И, коль ваша любовь крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не должен ей дать разбиться.

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

И предательства не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Докладчик № 4

Сегодня мы много говорим о нравственности. А что это такое?

Нравственность- внутренние, духовные качества, ко­торыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Тесно связано с этим понятием призвание - склонность к тому или иному делу.

Надо уметь защитить внутреннюю склонность человека к положительным качествам: Укреплять в себе способность обе­регать все свои стремления к лучшему, быть внутренне креп­ким и сильным человеком при любых обстоятельствах. То есть быть настоящим, честным, добрым и чистым человеком. По сути близко подойти или быть похожим на идеального чело­века, состоящего из «положительных полюсов». В реальной жизни у каждого человека свой идеал. Сейчас человек должен осознать из глубины души свои дела и поступки, очистить свой внутренний мир. А мир есть согласие с самим собой.

Докладчик № 5.

Здоровье - прежде всего

Каждый человек должен иметь представление о жизнеде­ятельности своего организма. Такие знания составляют один из элементов общей культуры, они необходимы, чтобы сохранить свое здоровье. Хорошее здоровье отражает хороший дух, опять-таки согласие с самим собой, что влечет за собой лю­бовь, веру» надежду, совесть и долг.

Человек - это живое существо, обладающее даром мыш­ления и речи. 1 /з часть интеллекта ребенка формируется до 6 лет, 1 / 5 часть до 12 лет, 2 /з части до 18 и полное формирова­ние интеллекта завершается в 20 лет.

Докладчик № 5

Духовный мир состоит из строительства трех «Я».

Это вы­ращивание своего «Я», «"Я"» и другие» и «Я» и природа.

В то же время «Я» состоит из таких позиций: Я - человек, в отличие от других живых существ, Я стремлюсь оградить себя от зла.

Ко злу можно отнести вредные привычки, среди которых следует назвать употребление алкогольных напитков и куре­ние. По справедливости, это зло есть пагубное пристрастие.

Человек должен стремиться к прекрасному; увлекаясь музыкой, писать стихи, укреплять свое здоровье - занимаясь спортом.

Я - человек, потому что у меня есть права и обязанности, принятые в Законе РФ «О правах ребенка».

Я - индивид. Да, моя внешность - это мое богатство, я не стесняюсь своей внешности, это моя гордость, так как нет людей с такой внешностью, как моя,

Я- индивид, потому что отличаюсь от других своими желаниями к поступками. Поступки могут быть и хорошими, и плохими. За свои поступки я отвечаю сам.

Я - индивид, потому что я учусь, я занимаю себя сам. Это моя основная обязанность.

Я должен уметь организовать свою деятельность, ставить цель, планировать, анализировать, реализовать, понимать, т.е. рефлексировать, выражать свои мысли, свое мнение, отстаи­вать свою точку зрения, уметь общаться.

Я обязан заниматься самовоспитанием. А для этого мне необходимо знать свои достоинства и недостатки.

Знание достоинств укрепляет уверенность в своих силах, поднимает человека в собственных глазах, а знание недостат­ков мобилизует на их преодоление. Кроме того, зная себя, луч­ше поймешь других. Нелегко сделать правильную самооценку. Здесь не обойтись без сравнения себя с другими людьми.

Студент:

Не позволяй душе лениться

Н.А. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони - ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку:

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Учитель:

Хотелось бы услышать мнение наших дорогих гостей «Что такое душа?»

Выступление гостей.

Спасибо! Тема нашего заседания никого не оставила равнодушным. Я думаю, что ваши мнения разбудят спящих и укажут путь блуждающим и сомневающимся.

А наше заседание «Философского стола» подходит к концу

К какому выводу мы пришли?!

Наверное, можно сказать словами четырнадцатилетнего поэта

Саши Аносова:

Зачем живёшь на свете ты?

И мой ответ таков:

Чтоб розы дивной красоты

Найти средь сорняков;

Чтоб ошибаться и прощать

Нападки злой молвы;

Средь пены облаков искать

Осколок синевы;

Чтоб нежно целовать уста

Того, кто сердцу мил;

Чтоб рассказать, как жизнь чиста,

Тем, кто о том забыл.

Как много вмещает в себя слово «ДУША», состоящее всего из четырёх букв: И дружбу, и честность, и доброту, и порядочность, и любовь, и радость, и веру, и человечность…

Господа, Вы заметили, что все слова и образы, возникающие с ними, созидательные, побуждающие нас совершенствоваться духовно и физически.

А чтобы быть уверенными, что вы на правильном пути, мы разработали для вас памятку, цель которой - помочь вам в самовоспитании и самообразовании.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Если ты хочешь работать как взрослый, загляни в будущее

Попы­тайся представить, что тебе надо будет делать во взрослой жизни, что надо уметь делать молодому человеку независимо от будущей про­фессии, и подчини этому свою программу самовоспитания.

Проанализируй свой опыт, наблюдения с такой точки зрения: актив­ному работнику в любой области надо уметь находить способы реше­ния проблемы, внести реальный вклад в общественное производство, значит, понадобится умение быстро и самостоятельно пополнять и об­новлять знания.

Необходимы контакты с другими людьми, надо не только находить с ними общую линию поведения, согласовывать с ними свои действия, но и определить свою позицию.

Важно уметь сформулировать и отстоять свою точку зрения; добавь к этим требованиям те, которые появятся при обсуждении этого вопро­са с товарищами, родителями, старшими друзьями.

Задумайся над своими собственными, индивидуальными особенно­стями. Ответь себе на такие вопросы:

Ради чего ты учишься: чтобы быть полезным обществу; чтобы заслужить одобрение старших товарищей; чтобы получить глубокие знания; чтобы получить хорошую оценку; а может быть, причина не одна?

Что ты считаешь положительным, а что слабым в своей учебе: умеешь ли ты поставить перед собой задачу, умеешь ли ты найти спо­соб ее решения, найти способ проверки, умеешь ли ты намеченный план претворять в жизнь, умеешь ли ты сосредоточиться, даже если от­влекают?

Подумай, какие недочеты твоей работы сегодня могут сказаться в дальнейшем, как могут помешать твоему самообразованию.

А чтобы определить, какие недостатки у тебя выражены больше, какие меньше, посмотри на себя глазами окружающих тебя людей: вспомни, за что те­бя хвалят или упрекают родители, учителя, товарищи. И скажи откро­венно, в чем тебе можно было бы подтянуться. Из этого возникнет твой первый план самовоспитания и самообразования. Начни следовать ему, время от времени возвращайся к заданным вопросам и проверяй себя.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку «Экология души» выполненную преподавателем гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГОУ СПО «Иркутский аграрный техникум» Куркутовой Ириной Витальевной.

Тема методической разработки «Экология души» актуальна. Она призвана помочь студентам определить нравственные позиции через понятие «душа», обратить внимание на окружающий мир и самого себя в этом мире, на то, что духовно – нравственные падение человека это – путь к самоуничтожению. Тема «Экология души» раскрывается таким образом, что она охватывает большой объём нравственно – эстетических понятий. В работе представлен богатый материал, способствующий формированию нравственности молодого поколения.

Эта тема волнует молодых людей: нравственный выбор, ответственность за свои поступки, человеческое общение, самоутверждение, самоопределение.

На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь.

Эта работа даёт возможность переосмыслить свои позиции молодому поколению и способствовать осознанию своего отношения к постановке целей на будущее.

Материал изложен последовательно, логично, доступно. Кроме того, предложен с разных позиций, что позволяет студентам выслушав несколько мнений отстаивать свою собственную точку зрения, и способствовать переосмыслению нравственных идеалов.

Язык грамотный, формулировки чёткие, стиль изложения - литературный. Работа соответствует методическим требованиям. В работе нет ничего лишнего.

Методическая разработка «Экология души» содержит методику проведения мероприятия,сценарий.

Может быть использована в работе классными руководителями (кураторами учебных групп), воспитателями, социальными педагогами при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

Рецензент:

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № от « »……………2007г.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные