Экспериментальная китайская живопись. Культура Китая (начало XX — начало XXI вв.)

Полотна китайских художников XXI века продолжают расходиться на аукционах, как горячие пирожки, причем дорогие. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23,3 миллиона долларов, и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Однако несмотря на свою немаловажность в масштабах мировой культуры и мирового изобразительного искусства, современная китайская живопись нашему человеку практически неизвестна. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее.

Чжан Сяоган

Чжан популяризировал живопись Китая своими узнаваемыми работами. Так этот современный художник стал у себя на родине одним из наиболее известных живописцев. Один раз увидев, вы тоже больше не пропустите его уникальные семейные портреты из серии «Родословная». Его неповторимый стиль поразил многих коллекционеров, которые теперь скупают современные картины Чжана за баснословные суммы.

Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая, свое отношение к которым переживший Великую пролетарскую культурную революцию 1966-1967 годов Чжан и пытается передать на холсте.

Увидеть работы художника можно на официальном сайте: zhangxiaogang.org.

Чжао Учао

Родина Чжао - китайский город Хайнань, где он получил высшее образование по специализации китайская живопись. Наиболее знамениты работы, которые современный художник посвящает природе: китайские пейзажи, изображения животных и рыбок, цветов и птиц.

Современная живопись Чжао содержит в себе два разных направления китайского изобразительного искусства — это Лингнанская и Шанхайская школы. От первой китайский художник сохранил в своих произведениях динамичные мазки и яркие краски, а от второй - красоту в простоте.

Цзэн Фаньчжи

Этот современный художник получил признание в 90-е годы прошлого века с его серией картин под названием «Маски». На них изображены чудаковатые, мультяшного вида персонажи с белыми масками на лицах, которые приводят зрителя в некоторое замешательство. В свое время одна из работ этой серии побила рекорд по наивысшей цене, за которую когда-либо была продана с аукциона картина, чьим автором бы являлся ныне живущий китайский художник - и эта цена составила 9,7 миллионов долларов в 2008 году.

«Автопортрет» (1996)


Триптих «Госпиталь» (1992)


Серия «Маски». № 3 (1997)


Серия «Маски». № 6 (1996)


На сегодня Цзэн является одним из самых успешных художников Китая. Он также не скрывает, что сильное влияние на его творчество оказывает немецкий экспрессионизм и более ранние периоды немецкого искусства.

Тянь Хайбо

Таким образом современная живопись этого художника отдает дань традиционному китайскому изобразительному искусству, в котором изображение рыб - символ процветания и огромного богатства, а также счастья - это слово произносится в китайском языке как «ю», и точно так же произносится и слово «рыба».

Лю Е

Этот современный художник известен своими красочными картинами и изображенными на них фигурами детей и взрослых, тоже выполненных в «детском» стиле. Все работы Лю Е выглядят очень забавно и мультяшно, как иллюстрации к книжкам для детей, но несмотря на всю внешнюю яркость, их содержание довольно меланхолично.

Как на многих других современных китайских художников, на Лю повлияла Культурная революция в Китае, но он не стал продвигать в своих работах революционные идеи и бороться с властью, а сосредоточился на том, чтобы передать внутреннее психологическое состояние своих персонажей. Некоторые современные картины художника написаны в стиле абстракционизм .

Лю Сяодун

Современный китайский художник Лю Сяодун пишет картины в стиле реализм, где изображает людей и места, подвергнувшиеся влиянию стремительной модернизации Китая.

Современная живопись Лю тяготеет к маленьким, некогда индустриальным городам всего мира, где он и пытается искать персонажей своих полотен. Многие свои современные картины он рисует по сюжетам из жизни, которые выглядят довольно смело, натуралистично и откровенно, но зато правдиво. На них изображены обыкновенные люди такими, какие они есть.

Лю Сяодун считается представителем «нового реализма».

Юй Хун

Эпизоды из своей собственной повседневной жизни, детства, жизни ее семьи и ее друзей - вот что современный художник Юй Хун выбрала главными субъектами своих картин. Однако не спешите зевать, ожидая увидеть скучные автопортреты и семейные зарисовки.

Это, скорее, эдакие виньетки и отдельные образы из ее опыта и воспоминаний, которые запечатлены на холсте в виде своеобразного коллажа и воссоздают общие представления о былой и современной жизни обычных жителей Китая. От этого творчество Юй выглядит очень необычно, одновременно и свежо, и по-ностальгически.

Лю Маошань

Современный художник Лю Маошань представляет живопись Китая в пейзажном жанре. Он прославился еще в двадцатилетнем возрасте, организовав собственную художественную выставку в родном городе Сучжоу. Здесь же он и пишет восхитительные китайские пейзажи, в которых гармонично сочетается и традиционная китайская живопись, и европейский классицизм, и даже импрессионизм современности.

Сейчас Лю - вице-президент Академии китайской живописи в Сучжоу, а его акварельные китайские пейзажи находятся в галереях и музеях США, Гонконга, Японии и других стран.

Фонвэй Лю

Одаренный и амбициозный Фонвэй Лю, современный китайский художник, в погоне за мечтами об искусстве переехал жить в США в 2007 году, где закончил художественную академию со степенью бакалавра. Потом Лю участвовал в различных конкурсах и выставках и получил признание в кругах живописцев.

Китайский художник утверждает, что вдохновением для его произведений является сама жизнь и природа. Прежде всего он стремится передать красоту, которая окружает нас на каждом шагу и таится в самых обыденных вещах.

Чаще всего он пишет пейзажи, женские портреты и натюрморты. Увидеть их можно в блоге художника по адресу: fongwei.blogspot.com.

Юэ Миньцзюнь

В своих картинах современный художник Юэ Миньцзюнь пытается осмыслить знаковые моменты в истории Китая, его прошлое и настоящее. По сути, эти работы - автопортреты, где художник изображает себя в нарочно утрированном, гротескном виде, используя ярчайшие цветовые оттенки в духе поп-арта. Картины он пишет маслом. На всех полотнах фигуры автора изображены с широкими, даже зияющими улыбками, которые выглядят скорее жутковато, нежели комично.

Несложно заметить, что большое влияние на живопись художника оказало такое художественное течение, как сюрреализм , хотя самого Юэ относят к новаторам жанра «циничный реализм». Теперь символическую улыбку Юэ пытаются разгадать и по-своему трактовать десятки художественных критиков и простых зрителей. Узнаваемость стиля и оригинальность сыграли на руку Юэ, который также стал одним из самых «дорогих» китайских художников современности.

Посмотреть работы художника можно на сайте: yueminjun.com.cn.

А в следующем видео представлена современная китайская живопись на шелке, авторами которой являются художники Чжао Гоцзин, Ван Мэйфан и Дэвид Ли:


В продолжение статьи предлагаем вашему вниманию:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На какие имена современной российской живописи стоит обратить особое внимание? Какой современный художник написал самую дорогую среди картин ныне живущих российских авторов? Насколько хорошо вы знакомы с отечественным изобразительным искусством современности, узнайте из нашей статьи.

Культура Китая (начало XX - начало XXI вв.).

Китай в XX - XXI вв. имеет крайне богатую и разнообразную культуру. Китайская традиционная культура формировалась тысячелетиями практически в изоляции. После 1949 г. культура значительно обогатилась коммунистическим влиянием. С 1966 по 1976 г. в стране проходила Культурная революция, в ходе которой традиционная китайская культура запрещалась и уничтожалась. С 1980 - хх годов китайское правительство отказалось от этой политики, и приступило к возрождению традиционной культуры. Современная китайская культура является смешением градиционной культуры, коммунистических идей и пост-модернистского влияния, связанного с процессами глобализации.

Китайская архитектура так же стара, как вся китайская цивилизация. Несмотря на разрушительные действия времени, войны и смен идеологии, архитектура в Китае сохранилась на хорошем уровне. Следы прошлого хранятся в имперских зданиях Пекина, колониальных районах Шанхая, в храмах Будды, Конфуция и даосистов.

Со времён династии Тан китайская архитектура оказывала значительное влияние на строительные технологии Вьетнама, Кореи и Японии. В XX веке в Китае распространились западные строительные технологии, особенно в городах. Традиционные китайские здания редко превышают три этажа, и требования урбанизации привели к тому, что современные китайские города имеют западный вид. Однако в пригородах и деревнях зачастую до сих пор строят по традиционным технологиям.

Несмотря на все разрушения, вызванные временем, войнами и идеологической борьбой, в Китае осталось много архитектурных памятников. Следы прошлого сохранились в императорских постройках Пекина, колониальных зданиях Шанхая, в случайных деревушках и в буддистских, конфуцианских и тайских храмах. Гончарное дело в Китае тоже относится к древнейшим видам искусства, стоит сказать, что первое в мире производство фарфора было начато китайцами в VI в. н. э., достигнув своего расцвета во время правления Династии Сянь.

Современные города Китая становятся все более похожими на европейские, однако в сельской местности ещё осталось немало своеобразного, унаследованного от давних времен. Например, жилище китайского крестьянина в Северо-Восточном Китае представляет собой каркасностолбовую постройку «мацзяцза» небольшого размера, со входом и окнами в фасадной стене, всегда обращенными на юг. На север выходит глухая стена, защищающая здание от холодных ветров. В таких домах еще не так давно жило большинство крестьян. При строительстве почти повсеместно широко применяется глина. Современное жилище - это, как правило, трехкомнатная постройка со входом посередине, через кухню, которая соединяет два жилых помещения, расположенных с западной и восточной сторон дома. Для дома китайского крестьянина обязательна традиционная конструкция, бессгропильное покрытие, земляной пол, входная дверь и окна на длинной фасадной стороне, обращенных на юг.

От маньчжур северные китайцы восприняли канн - лежанку, обогреваемую теплом от кухонной печи. В основание канна встроены на разных уровнях параллельные горизонтальные дымовые каналы, по которым горячий воздух, нагревая канн, выходит через лежащий наружный дымоход в массивную трубу, отстоящую от жилища на один, два метра. На канне члены семьи проводят значительную часть времени - спят, едят, работают, отдыхают. Здесь же играют маленькие дети. Канн обычно застилается циновками, сплетенными из тростника. Для сна раскладываются в один ряд ватные матрацы, обшитые яркой одноцветной тканью. Укрываются одним широким стеганым одеялом. Перед сном все члены семьи залезают под одеяло со стороны изголовья (как в спальный мешок) обязательно головой к проходу, положив под голову узкие четырехугольные, валикообразные подголовники, туго набитые рисовой или пшеничной шелухой. На эти подголовники натягивают белую наволочку, а боковинки остаются открытыми, демонстрируя красивую и затейливую вышивку. В жаркое время многие китайцы спят прямо под открытым небом.

Для традиционных китайских зданий характерна двусторонняя симметрия, которая символизирует баланс и равновесие. Китайские здания занимают максимум отведённой для них территории, свободное пространство оказывается внутри здания в виде внутренних двориков. Внутри здания размещаются отдельные корпуса, соединённые крытыми галереями. Система внутренних двориков и крытых галерей имеет практическое значение - защищает от жары. Для китайских зданий характерна протяжённость по ширине, в отличие от европейцев, предпочитающих строить ввысь. Корпуса внутри здания размещены иерархично: самые важные находятся по центральной оси, менее важные по краям, старшие члены семьи живут на дальней стороне, младшие и слуги - в передней, у входа. Для китайцев характерна геомантия, или фэн - шуй. В соответствии с этим сводом правил, здание строят задней частью к возвышенности, а передней к воде, за входной дверью стоит препятствие, так как китайцы верят, что зло путешествует только по прямой линии, по зданию развешиваются талисманы и иероглифы, привлекающие счастье, удачу и богатство.

Традиционно в Китае строят из дерева, каменные постройки всегда были редкостью. Также редко встречаются несущие стены, вес крыши обычно несут деревянные колонны. Число колонн обычно чётное, оно позволяет создать нечётное количество отсеков, а вход разместить ровно по центру. Деревянные конструкции с минимумом несущих частей значительно усгойчевее к землетрясениям. Крыши бывают трёх типов: плоские наклонные встречаются на домах простолюдинов, со ступенчато меняющимся наклоном используются для более дорогих зданий, а плавные крыши с приподнятыми углами являются привилегией храмов и дворцов, хотя встречаются и на домах богачей. Конёк крыши обычно украшается резными фигурами из керамики или дерева, сама крыша покрыта черепицей. Стены и фундаменты строились из утрамбованной земли или кирпича, реже - из камня.

Традиционная китайская живопись называется Гохуа (национальная живопись). В императорские времена практически не было профессиональных художников, живописью занимались на досуге аристократы и чиновники. Писали чёрной краской и кистью из шерсти животных по шёлку или бумаге. Картины являлись свитками, которые вешали на стенах или хранили свёрнутыми. Зачастую на картине писались стихи, сочинённые художником, и относящиеся к изображению. Основным жанром был пейзаж, который называется Шаньшуй (горы и вода). Главным был не реализм, а передача эмоционального состояния от созерцания ландшафта. Живопись расцвела во время династии Тан, и совершенствовалась при династии Сун. Сунские художники начали писать размыто удалённые объекты для создания эффекта перспективы, а также исчезание контуров в тумане. При династии Мин в моду вошли картины - повествования. С приходом к власти коммунистов в живописи воцарился жанр социалистического реализма, изображающий жизнь рабочих и крестьян. В современном Китае традиционная живопись сосуществует с современными западными стилями.

Каллиграфия (Шуфа, законы письма) считается в Китае высшей формой живописи. Каллиграфия включает в себя умение правильно держать кисть, с умом выбирать чернила и материал письма. На занятиях каллиграфией стараются скопировать почерк известных художников.

Китайская литература имеет более, чем трёхтысячелетнюю историю. Первыми расшифрованными текстами являются гадательные надписи на панцырях черепах при династии Шан. Художественная литература традиционно имела второстепенное значение. Классическим литературным каноном считаются сборники конфуцианских этико-философских книг: Пятикнижие, Чегверокнижие и Тринадцатикнижие. Отличное знание конфуцианского канона было необходимым условием для сдачи экзаменов на государственные должности. Большое значение имеют традиционные династийные хроники. После прихода к власти новой династии, начиная с Хань, учёными составлялась подробнейшая летопись правления предыдущей династии. Двадцать четыре истории являются сборником таких хроник. Существует также Семикнижие - сборник трудов о военном искусстве, самым известным из которых является «Искусство войны» Сунь Цзы.

Во время династии Мин популярность обрели развлекательные романы. Образцом китайской прозы являются четыре классических романа: «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме». В 1917 - 1923 гг. появилось Новое Культурное движение. Его писатели, поэты, для того, чтобы быть более понятными, стали писать на разговорном китайском, байхуа, вместо вэньяна, или древнекитайского. Основоположником современной китайской литературы является Лу Синь.

В Древнем Китае социальный статус музыкантов был ниже, чем у художников, однако музыка играла важное значение. Одной из книг конфуцианского канона является Ши Цзин - сборник народных песен. С приходом к власти коммунистов появились такие жанры, как революционные песни, марши и гимны.

Традиционная китайская музыкальная гамма состоит из пять тонов, существуют также 7 и 12 - тоновые гаммы. По китайской традиции музыкальные инструменты делятся по материалу звучащего элемента: бамбуковые, глиняные, деревянные, каменные, кожаные, шёлковые, металлические.

Классический китайский театр называется Сицюй, который соединяет в себе пение, танец, сценические речь и движение, а также элементы цирковых и боевых искусств. В зачаточном виде театр Сицюй появился во время династии Тан (VII в. н. э.). В разных провинциях развивались свои варианты традиционного театра. Наиболее известной из них является Пекинская опера - Цзинцзю. Театр Сицюй продолжал развиваться и изменяться и в Китайской республике, и после прихода к власти коммунистов.

Первый киносеанс в Китае прошёл в 1898 г., первый китайский фильм снят в 1905 г. До 1940 - хх годов Шанхай оставался главным кинематографическим центром страны, киноиндустрия развивалась с помощью США и испытывала сильное американское влияние.

С провозглашением КНР в 1949 г. киноиндустрия бурно развивалась. До начала культурной революции было выпущено 603 полнометражных и 8 342 документальных фильмов. Для развлечения и обучения детей снималось большое разнообразие анимационных фильмов. Во время Культурной революции кинематограф был сильно ограничен, множество старых фильмов запрещено, новых снималось мало.

В новом тысячелетии китайский кинематограф испытывает влияние традиции Гонконга и Макао, после их присоединения к Китаю. Снимается большое количество совместных картин. В 2011 г. объём кинорынка Китая составил 2 миллиарда долларов и, опередив Индию и Великобританию, вышел на третье место в мире после США и Японии.

Китайские боевые искусства являются не приёмами боя с оружием или без оружия, но комплексом различных культурных явлений. Помимо приёмов рукопашного и вооружённого боя китайские боевые искусства включают в себя различные оздоровительные практики, виды спорта, акробатику, способы самосовершенствования и психофизического тренинга, элементы философии и ритуал как способ гармонизации отношений человека и окружающего мира.

Китайские боевые искусства называются У - шу, или Кунг - фу. Главными центрами развития У - шу являются монастыри Шаолинь и Уданшань. Бой ведётся в рукопашную, либо одним из 18 - ти традиционных видов оружия.

В Китае имеется множество кулинарных школ и направлений. Каждая провинция имеет свою кухню, почти каждый город или посёлок - свои фирменные блюда. Самыми известными и влиятельными кулинарными школами являются Кантонская, Цзянсусская, Шаньдунская и Сычуаньская.

В Китае существует множество праздников и фестивалей, как традиционных, так и современных. Главным праздником в Китае является Новый год по традиционному лунному календарю. Он наступает от 21 января до 21 февраля, в зависимости от фаз луны. Китайский новый год официально отмечают три дня, фактически - две недели и больше. Важный государственный праздник - день образования КНР, 1 октября, его также отмечают три дня. Так как эти два праздника сливаются с выходными, фактически их отмечают до семи дней, эти два праздника называют «Золотыми неделями». Другими официальными праздниками являются Новый год, Фестиваль Цинмин, Праздник труда, Праздник драконьих лодок и Праздник середины осени. Существуют праздники для отдельных социальных групп: Женский день, дни детей, молодёжи и военнослужащих. Рабочий день для этих групп сокращается на половину. Традиционные праздники национальных меньшинств являются нерабочими днями в национальных автономиях.

Свадебные обряды в Китае всюду разные, но очень оригинальные. Так, в провинции Сычуань во время свадьбы к новобрачному из села невесты и от жениха в село невесты направляются в лучших своих нарядах с подарками мужчины и женщины, юноши и девушки. Свадьба продолжается день и ночь в течение 3-5 суток. Обряд состоит из встречи, песенной переклички, обряжения, умывания, плача, проводов, уговоров, смотрин, возвращения к родителям, возвращения в мужний дом.

Кончина любого человека в Китае не считается глубоким горем. По народным поверьям, смерть не прерывает связи души покойного с его родственниками. Душа и в загробном мире продолжает участвовать в хозяйственной и обрядовой жизни семьи, помогает от защиты злых духов, ходатайствует за всех членов семьи перед Властителем Неба. Траурный цвет в Китае - белый. Белый гроб выносят на третий день после кончины через белые ворота люди, одетые в белые, холщовые одежды. Траур по родителям продолжается 25 месяцев, по другим родственникам - от 12 до 13 месяцев. В дни траура и поминок считается неприличным посещать кино, театры, устраивать свадьбы, приниматься за какое-нибудь новое дело.

Из животных китайцы больше всего почитают тигров. Это символ любви и благоденствия, мощи и силы. Издавна народ самых прославленных людей сравнивал с тигром. Когда китаец хочет сказать, что ребенок красивый, он говорит, что ребенок похож на голову тигра. В китайской каллиграфии есть даже особый тигровый стиль, а в народной медицине - тигровая гимнастика. В Центральном Китае есть такой обычай: в приданное невесты входят два больших тигра, сделанных из теста, и, когда невесту ведут в дом жениха, этих тигров ставят на сундук, и двое парней под звуки гонга и барабана несут их впереди свадебной процессии.

Китайская кухня имеет многовековые традиции. Для неё характерно богатство ассортимента и высокое мастерство поваров. Древняя китайская пословица гасит: «Нет ничего несъедобного в природе, есть плохие кулинары». Китайская кухня широко популярна, очень разнообразна и предназначена не для брезгливых. Сами китайцы говорят, что они едят всё, что имеет четыре ноги, кроме столов. В большинстве случаев это просто приготовление изысканных блюд из ограниченного числа ингредиентов. Китайская кухня может быть условно разделена на четыре региональные категории: пекинская и шандоньская (с разогретыми булочками и макаронами в форме скрепок), кагонизская и цяожоу (слегка приготовленное мясо и овощи), шанхайская (родина «красных» блюд и мяса на рёбрышках) и сианьская (очень острая, с большим количеством соуса чили).

Чай - один из самых распространённых безалкогольных напитков, кроме того, кока - кола становится всё более популярной, в то время как пиво остается самым популярным алкогольным напитком. Слово «вино» имеет множество значений, начиная от напитков, настоянных на всевозможных травах, заканчивая рисовой водкой и вином с ящерицами, пчелами и маринованными змеями. Еще один любимый напиток - это маотай, который готовят из сорго, с запахом медицинского спирта, с успехом заменяющий бензин и растворитель красок.

Китаец может отказать себе во многом ради вкусного обеда, на который идет как на праздник - всей семьёй, с детьми, стариками, родственниками. Такую картину можно наблюдать в любом китайском городе. Для китайца еда не просто утоление голода. Это нечто большее - ритуал, священнодействие.

Китайская кухня тесно связана не только с историей, но и с повседневным бытом китайцев, в частности с народными и семейными праздниками. В день полнолуния готовят сладкие пельмени - юаньсяо, крупные и белые, как луна, в день рождения готовят длинную лапшу - символ долголетия. Каждый сезон имеет свои особенные блюда, своя кухня имеется в каждой провинции Китая, а порой и город, и даже уезд имеет свою особую кулинарную школу.

В Китае, пожалуй, как ни в какой другой стране, искусство кулинарии доведено до совершенства; оно вошло в быт, обычаи, стало частью древней культуры китайского города.

Основной напиток китайцев - рисовая водка. В народе очень популярно красное вино каулиян. Азия - церемониальна, поэтому в Китае приняты тосты, но чокаться не обязательно. Если же чокаются, то соблюдая старое правило: младший дожжен чокнуться верхней частью своего бокала о ножку бокала, который поднимает старший, тем самым показывая, что он ставит себя ниже сотрапезника. Разливающий напиток должен наполнять чужие бокалы до краев, иначе это будет выглядеть как неуважение. Весьма своеобразно общение китайцев. Если один человек встречает другого, оба должны показать друг другу свое глубокое уважение. Каждый обязан дать знать, что считается развитым и образованным человеком, даже в том случае, когда они прекрасно понимают, что это не соответствует действительности.

Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, его сложное к переводу содержание, делает многое из этого недоступным западным читателям. Традиционно имеются две формы повествования: классическая (в значительной степени конфуцианство) и народная (типа эпопей времен династии Минг). В Пекинской национальной библиотеке хранятся почти 16 млн. томов, а также императорские коллекции династий Южная Сун (XIII в.), Мин (1368 - 1644) и Цин (1644 - 1912). Центральная библиотека Академии наук КНР располагает более чем 5 млн. томов, включая литературу на иностранных языках. Она имеет свои отделения в Шанхае, Нанкине и Ланьчжоу. В императорском дворце в Пекине собрана огромная коллекция выдающихся произведений искусства всех периодов китайской истории. В каждом городском районе имеется как минимум один культурный центр с маленькой библиотекой, комнатой для чтения и залом собраний, где устраивают спектакли, музыкальные концерты, лекционные выступления и различные выставки.

Многие западные ценители кинематографа - любители китайского кино, которое с триумфом шествует по Европе и побеждает на многих фестивалях художественных фильмов. Китайские фильмы пользовались ошеломительным успехом за границей, вводя и экзотические и житейские элементы китайской культуры. За прошлые два десятилетия Китай стал рассадником кинопроизводства с такими фильмами как «Прощайте Моя Любовница», «Настроение для любви», «Приседающий Тигр Скрытый Дракон (Тайвань)», «Адские Дела», «Река Сучжоу», «Дорога Домой» и

«Дом Полета Кинжалов», которые принимались на ура во всем мире. В 1990-е годы три ведущих кинорежиссера - Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу и Тянь Чжуанчжуан создали эпохальные кинофильмы, напрямую связанные с событиями времен «культурной революции». Все эти фильмы получили признание за пределами страны, хотя, как правило, в самом Китае они не демонстрировались.

Китайское театральное искусство широко представлено как оперой, так и театральной акробатикой, военными искусствами и стилизованными танцами.

Искусство каллиграфии традиционно считалось высочайшей формой изобразительного искусства в Китае, до такой степени, что о характере человека судили по элегантности его почерка. Искусство декоративной каллиграфии встречается повсеместно в Китае, в храмах, на стенах пещер, на склонах гор и на памятниках. Основные инструменты для каллиграфии, кисточка и чернила, являются также основными инструментами для традиционной китайской живописи, в основе которой лежит искусство линий и оттенков.

Один из главных праздников в Китае - Праздник Весны, который соответствует китайскому Новому году. Национальным праздником является День провозглашения КНР, который отмечается 1 октября. Характерной формой празднования являются торжественные речи, неформальные встречи и собрания.

Сегодня, правительство КНР приняло большую часть традиционной китайской культуры как неотъемлемой части китайского общества, называя ее важным достижением китайской цивилизации и жизненно важной для формирования китайской национальной сущности.

В 2001 году страна получила признание в Международной Торговой организации, что означает, что самая густонаселенная нация в мире теперь официально открыта для глобального бизнеса. Первое значимое мероприятие было проведено в Китае в 2008 г. - Олимпийские игры,

Для Китая живопись тушью является основой основ, символом китайских традиционных ценностей и национальной самоидентификации.

Поэтому и родившееся в ранних 1990-х годах движение Экспериментальной китайской живописи тушью, которое стоит рассматривать, как продолжение начавшейся в 1970-х годах эпохи современной китайской живописи (в смысле modern, а не contemporary), безусловно, следует этой традиции, но в то же время и сотрясает ядро традиционных ценностей китайской живописи тушью. Изменения в политической и экономической системе Китая в конце 20-го века не могли не привести и к изменениям в культурной среде.

Становясь всё более свободными и критическимыслящими, новое поколение китайских художников создавали новый язык китайской живописи. Экспериментируя со стилями живописи, причем живописи Западной традиции, они делали сближение двух цивилизаций - Западной и Восточной - реальностью,что было невозможно представить ещё несколько десятилетий назад. Свобода самовыражения, новое мышление, открытие своего разума для новых тенденций, смелость сделать шаг за рамки традиционных устоев - всё это и явилось мощным катализатором нового движения Экспериментальной китайской живописи тушью.


«Red Gate Gallery» в Пекине - первая частная галерея в Китае

Первая выставка нового движения проходила в пекинской галерее RED GATE GALLERY и, как всё новое, проходила драматически. В день открытия выставки поступило сообщение о заложенной бомбе (крайне необычное явление в Китае) и открытие пришлось перенести. После триумфального начала выставки художников движения Экспериментальной китайской живописи тушью через две недели она была закрыта властями. Но процесс был уже необратим, и всё большее количество молодых китайских художников начинали творить новое искусство, тем не менее, продолжая оставаться неотъемлемой частью традиционной китайской живописи гохуа.

Давайте кратко познакомимся с некоторыми наиболее яркими представителями движения экспериментальной китайской живописью тушью:

Родился в 1942 г. В провинции Suning Хэбэй, участник многочисленных выставок по всему миру, преподаватель в Академии изящных искусств, удостоен звания Master Artist министерства культуры Китая. Один из наиболее инновационных художников современного Китая.

Бай Хай (Bai Hai) - родился в 1940 г. Бай выпускник педагогического университета в Шэньян, в настоящее время является членом Ассоциации Художников Шэньян и Ассоциации китайских каллиграфов. Когда в 1996 году в Париже проходила его персональная выставка, он был награжден почетной грамотой от правительства Франции. Бай Хай был участником более 40 крупномасштабных выставок и ярмарок.

Приняв совет Ши Тао (Shi Tao) о том, что каждый художник должен создавать и использовать свой уникальный метод живописи, основал свой собственный стиль «Ледяные и снежные пейзажи». Можно сказать, что Бай Хай является основателем заснеженной китайской живописи.

Ван Чуан (Wang Chuan) - родился в 1953 в Чэнду провинция Сычуань. Окончил китайское отделение живописи института Изобразительных Искусств в городе Сычуань, получил степень бакалавра. Сейчас живет и работает в Пекине. Является одним из самых известных современных художников Китая.

Начал заниматься живописью во времена Культурной революции. Участник многочисленных выставок. Практикует буддизм.

Чжан (Zhang) Guanghai - родился в 1947г. Чжан Guanghai преподает китайскую живопись в университете в провинции Сычуань.

В отличие от китайских художников пишущих в традиционной манере, Чжан Guanghai предпочитает современные техники, использует в своих работах тушь и акварель. Произведение Чжан Guanghai, имеют неповторимую игру цвета, передающую настроение картины. Его работы были хорошо оценены и тепло приняты в Чэнду, Пекине и Тайване.

По словам критиков - он современный художник с традиционным сердцем.

Гао Синцзянь (Gao Xingjian 高行健) - родился в 1940г. в городке Ханьчжоу не далеко от Шанхая.

В 1962-м закончил в Пекине французское отделение Института иностранных языков. Во время Культурной революции сжег все свои рукописи.

В 1989 г. стал политическим беженцем и иммигрировал во Францию. В 1998 году Гао Синцзянь получает французское гражданство. Получил три литературные премии во Франции и Бельгии.

Гао Синцзянь не только одаренный прозаик, драматург и критик, но он еще и прекрасный каллиграф, и замечательный художник, рисующий в стиле «го-хуа». Его работы выставлялись на выставках в Париже, Нью-Йорка, Сингапура, Германии.

В 2000 году Гао Синцзянь первый из китайских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

Ли (Li) Tingting - родилась в Пинъяо, Шаньси в 1982г, сейчас живет и работает в Пекине. Не смотря на молодость Ли Tingting использует одну из старейших форм китайской живописи для отображения жизни 21 века. Живопись на рисовой бумаге, с чернилами на водной основе является сложной задачей, для которой установлены древние устоявшиеся правила. Но ведь еще Ши Тао говорил: «Кисть и тушь должны следовать временам». Ли взяла на вооружение совет старого мастера. Вместо традиционных китайских сюжетов, таких как камень, бамбук, водопад и др. она рассматривает очень необычные объекты и сюжеты для творчества в основном на женские темы: предметы интерьера, обувь, туфли, платья, сумочки, мишки и т.п. Объекты, связанные с современной жизнью и массовым производством. Так же есть серии работ, в которых фигурируют бутылки, фрукты и даже семечки.

Каскадные формы разлива вниз по поверхности бумаги имеют обманчиво спонтанный характер. В действительности процесс работы с традиционными красками и приёмы работы с мокрой и сухой кисти, очень кропотливый.

Есть много интересных вещей в живописи тушью, с которыми я должна экспериментировать. Это больше чем увлечение


Чжан (Zhang) Guiming - родился в 1939 г. в городе Шаосин провинции Чжэцзян, Китай.

Окончил китайское отделение живописи из Чжэцзян академии художеств в 1964 году. Впоследствии присоединился к шанхайской китайскому институту живописи, где и сейчас служит в должности заместителя директора. Участник многочисленных выставок. Много экспериментирует со стилями и материалами. Предпочитает яркие и насыщенные краски.

Китай – самая густонаселенная страна в мире (1,3 миллиарда человек) — является большой, быстро развивающейся страной, которая в 21-ом веке продолжает расти и эволюционировать. Недавно в Китае успешно запустили спутник, ставший основой космической станции, а также завершили строительство небоскреба в маленькой деревушке. Также в Китае прошла 26-ая Универсиада для студентов-спортсменов, отметили национальный праздник и Праздник середины осени. В этом выпуске мы посмотрим лишь на некоторые события, прошедшие недавно в Китае.

(Всего 49 фото)

1. Китайский художник Лиу Болин ждет, когда его коллеги нанесут последние штрихи в его инсталляции «Пластификатор», посвященной отрицательному отношению к тому, что в продукты добавляют пластификаторы. (AP Photo)

2. Ракетоноситель «March-2FT1» с космической лабораторией «Тяньгун-1» стартует с площадки в космическом центре на северо-западе Китая, в провинции Ганьсу. Китай запустил экспериментальный модуль для основания будущей космической станции. (AP Photo/Xinhua, Wang Jianmin)

3. Наездники во время 9-ых Национальных традиционных игр этнических меньшинств КНР. (Feng Li/Getty Images)


4. Представители национальной гвардии перед началом церемонии приветствия российского премьер-министра в Пекине. (Reuters/Jason Lee)

5. Дети этнической группы дун в рисовом поле в поселке Тунгуань, округа Липин, провинция Гуйчжоу. Согласно сообщениям местных властей, именно в этой деревушке зародился хор народа дун. В свободное от земледелия время местные жители наряжаются в традиционные костюмы и практикуются в исполнении хоровых песен. Обычно репетиции хора проходят дважды в неделю днем и почти каждый вечер. (Reuters/Sheng Li)

6. Юный монах проходит мимо двери монастыря в округе Хунюань, провинция Сычуань. Тибетские буддистские монахи Китая говорят, что в стране прошла волна самосожжения в знак протеста против того, что Китай отказывается иметь дело с Далай Ламой. Монахи опасаются, что эти акции протеста только усугубят их положение. (Philippe Lopez/AFP/Getty Images)

7. Тибетский ребенок с портретом монаха Пхунцога, покончившего с собой путем самосожжения, во время акции памяти в тибетском центре для беженцев в Лалитпуре. Пхунцог был одним из тех монахов, которые подожгли себя в знак протеста того, что Китай назвал их духовного лидера сепаратистом. (Reuters/Navesh Chitrakar)

8. Спасатель ищет жертв кораблекрушения на судне, в которое врезался корабль-ресторан, в вышедшей из берегов реке Цзялин. (STR/AFP/Getty Images)


9. Студент факультета дизайна гонконгского университета Джонатан Мак со своим творением. 19-летний Мак создал этот дизайн в память об основателе «Apple» . В Китае, уже у многих студентов есть свой планшетный компьютер. (Reuters/Bobby Yip)

10. Модель позирует фотографам недалеко от взлетно-посадочной полосы гонконгского аэропорта. Фотографы благополучно трансформируют окружающую среду в идеальные декорации, создавая своего рода студию. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

12. Вертолет на дистанционном управлении завис над рекой Цяньтан, у которой туристы смотрят на прилив, в Хайнин, провинция Чжэцзян. (Reuters/Stringer)

13. Огромная волна окатила людей, проломив барьер на реке Цяньтан. Пострадали около 20 человек, подошедшие к реке слишком близко, чтобы посмотреть на ежегодный прилив. (AP Photo)

14. Рабочие устанавливают освещение на стройплощадке моста в Ухане, провинция Хубэй.

15. Китайские полицейские демонстрируют новое средство управления толпой во время учений в Пекине. В последние месяцы Китай потрясли непрекращающиеся акции протестов и демонстрации. (STR/AFP/Getty Images)

16. Ночной вид на башню Цзясюлоу в городе Гуйян, провинция Гуйчжоу. (Feng Li/Getty Images)

17. Одинокий турист на Великой китайской стене в Луаньпине, провинция Хэбэй. (AP Photo/Alexander F. Yuan)

18. Рабочий отдыхает на куче хлопка в Уху, провинция Аньхой.

19. Учительница накрывает ребенка одеялом во время сончаса в детском саду в Цзясине, провинция Чжэцзян. (Reuters/Stringer)

20. Крестьянин Шу Маншень заводит двигатели созданного им летающего средства перед тестовым полетом у своего дома в поселке Дашу, на окраине Уханя. Это круглое стальное устройство стоимостью 3135 долларов – уже пятое творение Шу. Его диаметр 5,5 метров, а в движение он приводится с помощью 8-ми двигателей от мотоциклов. В этот раз Шу удалось продержаться в воздухе 10 секунд на высоте 1 метра. (Reuters/Stringer)

21. Новый небоскреб в городке Хуаси. Хуаси – самый богатый городок в Китае, который отметил свое 50-летие строительством 328-метрового небоскреба. Наверху его украшает шар покрытый чистым золотом, в котором есть смотровая площадка. Почти все две тысячи жителей городка Хуаси имеют, по крайней мере, один дом, автомобиль и 250 тысяч долларов на банковском счету и пользуются универсальными медицинскими услугами и получают бесплатное образование. Власти других городов Китая приезжают в Хуаси, чтобы узнать, как эта сонная «деревушка» в 576 жителей вдруг стала такой богатой, и почему иностранные бизнесмены готовы строить здесь многомиллионные заводы, чтобы втереться в доверие к его жителям. (Reuters/Carlos Barria)

22. Китайцы в Пекине едят «ма ла танг» - острое лакомство. (Reuters/Soo Hoo Zheyang)

23. Крупнейший водопад в Азии – Катаракта Хуангошу – в городе Аншун. (Feng Li/Getty Images)

24. Выступление артистов на церемонии открытия 26-ой Универсиады в Шэньчжэне. (AP Photo/Vincent Yu)

25. Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в округе Пудон в Шанхае. Пожар разгорелся в резервуаре с топливом после взрыва на заводе в Гаоцяо. Никто не пострадал. (Reuters/Aly Song)

26. Процесс создания частично пластифицированного человеческого тела в мастерской компании «Dalian Hoffen Bio-Technique Co. Ltd.» в Далиане. Эта компания, основанная в 2004 году доктором Суи Хунцзинем, производит, сохраняет и демонстрирует пластифицированные виды живых организмов, включая целые тела, а также отдельные органы, над которыми обычно работают от 8 до 12 месяцев. Суи утверждает, что все материалы для работы получены законным путем из медицинских университетов. (Reuters/Sheng Li)

27. Американец Джеб Корлисс в костюме-крыле пролетает через пещеру горы Тяньмэнь, недалеко от Чжанцзяцзе. (Reuters/China Daily)

28. Отражение девушки в окне офиса в финансовом районе Шанхая. (Reuters/Carlos Barria)

29. Низкие грозовые тучи над пустой гаванью Виктория во время предупреждения о тайфуне Несат в Гонконге. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

30. Женщины играют на волынках на пляже Гонконга. Найти место для практики игры на волынке в густонаселенном Гонконге очень тяжело. (Ed Jones/AFP/Getty Images)

31. Рабочие вешают новый портрет покойного китайского председателя Мао Цзедуна у ворот Тяньаньмэнь. Старый портрет снимали краном. Замену провели в преддверии празднования Национального дня в Пекине. (Reuters/China Daily)

32. Ученики средних классов поют революционные песни с китайскими флагами на церемонии в преддверии Национального дня в Хуаине. В церемонии приняли участие около тысячи учащихся. (Reuters/China Daily)

33. Девушка народа дун фотографирует себя на мобильный после сбора народного хора в поселке Тунгуань. (Reuters/Sheng Li)

34. Огоньки на фоне полнолуния в парке Виктория в Гонконге. В парке прошла выставка в преддверии Праздника середины осени. (Reuters/Tyrone Siu)

35. Дети из деревни Лунтоу в Луфэн – городе с населением в 1,7 миллионов, играют на обломках стены, которую снесли ранее на этой неделе. Около 607 га плодородных земель были окружены стенами, возведенными несколько лет назад. Сотни жителей воспротивились этому, устроив акции протеста, в результате которых пострадали 12 человек. (Reuters/Staff)

36. Девушка фотографирует скульптуру Сян Цзина под названием «Изменится ли все к лучшему?» в Пекине. (AP Photo/Ng Han Guan)

37. Офисные работники в Шанхае. (Reuters/Aly Song)


38. Общий вид музея Ордос в центре . Этот город, прозванный «городом-призраком» из-за отсутствия людей, был создан для 1,5 миллиона жителей и получил название «Китайский Дубай». (Mark Ralston/AFP/Getty Images)

39. Народ дун идут по крытому мостику по пути на собрание хористов в Тунгуане. (Reuters/Sheng Li)

40. Борец за сохранность окружающей среды Ву Лионь проверяет качество воды в оросительном канале у химического завода на рисовом поле, на краю озера Тайху в Исине. Несмотря на борьбу за очистку когда-то живописного озера, которая длится уже 20 лет, Ву говорит, что вода по-прежнему «воняет». (Mark Ralston/AFP/Getty Images)

41. Знаменоносцы во время церемонии в честь Национального дня на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Китайские власти устроили в этот день грандиозное зрелище в столице, после того как премьер-министр страны произнес речь о демократии и правах человека. (Takuro YABE/AFP/Getty Images)

42. Спецназовец исполняет трюк на мотоцикле во время учений в Ухане, в которых приняли участие 18 спецназовцев со всего Китая. (Reuters/Stringer)

43. Ребенок идет по зеркалам в художественной инсталляции «За пределами зрения» французского художника Сержа Салата в Пекине. Эта выставка пройдет по 10 городам Китая с сентября по ноябрь. (AP Photo/Andy Wong)

44. Турист фотографирует озеро Намтсо в Тибетском автономном округе. Расположенное на высоте около 4718 метров, это озеро является не только самым высокий соленым озером в мире, но и местом слияния священных рек, к которым приходят толпы паломников во время главных буддийских праздников. (Reuters/Kong Yen Lin)

47. Мусорщик и его отражение в отполированной мраморной стене здания в Шанхае. (AP Photo/Eugene Hoshiko)

48. Представители этнической группы мяо на церемонии открытия 9-ых Национальных традиционных игр этнических меньшинств в Гуйяне. (Feng Li/Getty Images)

49. Стая птиц недалеко от Барабанной башни у центральной оси окутанного туманом Запретного города в Пекине. (AP Photo/Alexander F. Yuan)

В конце 19 века в Китае, несмотря на растущее проникновение иностранного капитала, появляется национальная буржуазия. Среди передовых ее слоев и интеллигенции назревает революционное движение, направленное против феодального строя. Возникает революционная политическая организация, руководимая революционером Сунь Ят-сэном. Одновременно ширится стихийная борьба народных масс, перерастающая в крупное антиимпериалистическое восстание «И-хэ-туань», жестоко подавленное силами Европы, США и Японии. Народные выступления подготовили революцию 1911 года, свергнувшую династию Цин, но не уничтожившую феодальный и империалистический гнет. Разгоревшаяся с начала 20-х годов народно-освободительная борьба привела в конце концов к образованию Китайской Народной Республики.
Уже с конца 18 века и особенно в 19 веке в Китае появляются художники, которые стремятся освободить китайскую живопись от сухости, подражательности и европейского влияния, вернуть живописцев на путь изучения живой природы. Много сделал в этом направлении художник Жэнь Бо-нянь (1840-1896). Его поиски новых художественных приемов, которые он находил в постоянном изучении природы, ярко выявились в живописи «цветов и птиц», а также в портрете и пейзаже. Среди его учеников и последователей было много сильных художников - Сюй Да-чжан, Ван И-дин, Хуан Бинь-хун, Ци Бай-ши, Сюй Бэй-хун и другие, которые значительно продвинули развитие стиля «гохуа» (буквально - «национальная живопись»). Придерживаясь направления «цветов и птиц», традиционного пейзажа и, меньше, фигурных композиций и используя при этом лучшие традиции средневековой живописи, они вносили в свои произведения много свежести и непосредственности. Наиболее сильными и вдумчивыми мастерами, активно работавшими в этом стиле вплоть до 50-х годов, были художники Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун.
Ци Бай-ши (1860-1957) - наиболее яркий представитель стиля «гохуа». Он работал в различных жанрах, но показал наиболее полно свое исключительное дарование в -живописи «цветов и птиц». В его произведениях нашли новое выражение лучшие традиции средневекового искусства. Особая индивидуальность его творчества проявилась в тонкой наблюдательности и способности уловить и передать в нескольких штрихах наиболее характерные черты. Отличает его картины и разнообразие художественных приемов наряду с оригинальностью и свободой композиционных решений. Будучи талантливым каллиграфом и резчиком печатей, Ци Бай-ши всегда вводил в композиции своих картин надпись. Он блестяще соединял высокое мастерство использования цветового пятна с виртуозной каллиграфичностью и выразительностью линии. Так, например, изображения крабов или насекомых, глициний или вьюнка, пары птичек и цветов, неоднократно выполнявшиеся мастером в новой композиции черной или цветной тушью, всегда по-новому своеобразны, насыщены глубоким значением и представляют законченную картину.
Сюй Бэй-хун (1895-1953) был крупным художником, искавшим пути для обновления и развития национального реалистического искусства. За восьмилетнее пребывание в Париже он овладел методами европейской живописи, что позволило ему творчески соединить их с лучшими прогрессивными традициями китайского классического искусства. Сюй Бэй-хуна привлекали различные жанры. Много внимания он уделял пейзажу и особенно анималистическим сюжетам, которые исполнял всегда с большим чувством. В картине «Гуси на озере» (1932, Эрмитаж) ощущается воздушная среда, шелест камышей, на фоне которых живо передана группа птиц. Иного характера картина «Крик петуха перед бурей» (1937), символизирующая революцию. Художника увлекает декоративность, достигаемая условной простотой композиции и ярким колоритом. Создавая картины на исторические и литературные темы, как, например, «Тянь Хэн и пятьсот героев» и другие, он вместе с тем постоянно работал над портретом, в котором глубоко раскрывал психологический образ человека (портрет Рабиндраната Тагора, 1942). Его широкие интересы, высокая культура и неустанные поиски нового способствовали выработке стилистических особенностей, присущих только его произведениям.
По творческим исканиям и обращению к европейскому реалистическому искусству к Слой Бэй-хуну близок сильнейший мастер «фигурной» живописи - Цзян Чжао-хэ. Свои замечательные произведения он создавал на основе глубоких жизненных наблюдений. «Мальчики-нищие» (1938) или «Прошу подаяния» (ок. 1930 г.) с большой яркостью передают страдания китайского народа в период 30-40-х годов, когда в стране бесчинствовали японские агрессоры, поддержанные внутренними реакционными силами. Наибольшей силы выразительности художник достиг в свитке «Беженцы» (1943), в котором с потрясающим реализмом рассказал о тяжелых народных бедствиях того жестокого времени. Решающее значение для развития революции в Китае имела Великая Октябрьская революция, оказавшая значительное влияние на дальнейший ход народно-освободительной борьбы.
Народно-освободительное движение нашло яркое отражение в творчестве многих художников. Большую роль в развитии искусства сыграл великий китайский писатель-реалист Лу Синь, призывавший художников учиться у передовых граверов Европы (например, у Мазерееля, Кете Кольвиц), у мастеров Советского Союза, освещавших в своих работах революционные события и успехи социалистического строительства. В поисках наибольшей остроты и целеустремленности своих произведений китайские художники обратились к изображению самоотверженной борьбы народных масс против всех агрессоров, против всех угнетателей трудящихся.
Среди произведений, посвященных историко-революционным темам, особенно известны гравюры Хуа Шаня («В. И. Ленин - великий кормчий революции», 1939), Чэнь Янь-цяо («Бойцы у костра», 1939), Ли Цюня («Максимка», 40-е гг.), Ли Хуа, Ма Да, Ван Ци и многих других.
Крупнейший живописец Пань Юнь, избирая для своих картин наиболее значительные явления современности, сохранял старые живописные традиции («Преклонный возраст, но дух бодрый», 1939; «Часовой», 1939).
В 1938 году в Яньани была создана Академия искусств имени Лу Синя, которая воспитала многих революционных художников Китая. В труднейших условиях, в рядах народно-освободительной армии, в тылу врага и в глухих освобожденных районах они создавали яркие агитационно-массовые произведения. Основным видом оружия они избрали гравюру, старое традиционное искусство Китая. Темы подсказывала сама жизнь. Крупнейший художник гравюры Гу Юань ярко показал в серии гравюр, созданной в освобожденном районе, «Прошлое и настоящее китайского крестьянина» (1942). Так же как и в творчестве других художников этого времени, эпизоды народно-освободительной борьбы занимают большое место в его работах.
Наряду с гравюрой широкое распространение в освобожденных районах получают лубочные картины и вырезки из бумаги. В их выполнении участвуют лучшие художники Китая, берущие сюжетами самые острые, волнующие события. За 1944-1949 годы было создано 400 картин, которые размножались в технике ксилографии в тысячах экземпляров. При большом проценте неграмотных эти простые, доходчивые картины были понятны всем и наряду с плакатами имели огромное агитационно-воспитательное значение.
Искусство Китайской Народной Республики
Первого октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика. К этому времени страна располагала целым отрядом зрелых мастеров, в творчестве которых затрагивались насущные проблемы жизни, злободневные темы. Аграрная реформа, всколыхнувшая народные массы, нашла широкое освещение в гравюре и лубке, в свитках «гохуа» и живописи маслом, появившейся в Китае всего лишь несколько десятилетий назад. Предельно выразительна гравюра Ши Лу «Обвинение помещика». Интересно решены в гравюрах Гу Юаня, Ся Фына, Ли Цюня, Ли Хуа, Ма Да и многих других художников темы нового деревенского быта. Борьба за грамотность привела к созданию таких гравюр, как «Школа» Сяо Су, и других.
Длинные повествовательные свитки-картины, посвященные темам новой жизни в деревне, создал художник Пань Юнь. Труд на освобожденной земле - тема картины маслом художника Дуа Си-вэня.
Тема восстановления промышленности, разрушенной врагами, также дала богатый материал для китайских художников. «Восстановление завода в Ань-шане» изобразил в цветной гравюре Гу Юань (1949), который создал также много гравюр на темы новой жизни в деревне.
«Восстановление электростанции» (1949) показал Ли Хуа, применивший в гравюре живописный прием, построенный на контрастах светотени. Много создано и других художественных произведений, ярких по сюжету и выполнению, вдохновляющих народ на строительство новой жизни.
За время существования Китайской Народной Республики ожили все виды изобразительного и прикладного искусства. В фарфоровой промышленности восстановлены многие утерянные в 19 веке секреты производства. Находят новые пути художники лаковых изделий. Широко развивается резьба по дереву, камню, кости. Блестящие образцы художественных тканей и вышивок дает шелкоткацкое производство. Национальная живопись «гохуа» выдвинула плеяду новых сильных живописцев, работающих в различных жанрах, но объединяемых стремлением к развитию и укреплению реалистического направления в искусстве.
Большое значение для формирования творчества художников нового поколения имели такие мастера, как Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун.
После окончательного освобождения Китая Ци Бай-ши написал сотни картин, в которых воспевается природа и радость жизни. Он создал большую школу, из которой вышли многие живописцы нового поколения. В 1955 году Ци Бай-ши был награжден Международной премией Мира.
Сюй Бэй-хун одновременно с творческой деятельностью продолжал много работать с молодыми художниками, будучи профессором Шанхайского института живописи, а позднее-Центрального университета в Нанкине. В 1949 году он назначается президентом Академии художеств и до конца жизни был председателем Всекитайской ассоциации работников искусств.
Борьба за мир и мирная жизнь нашли отражение в произведениях Цзян Чжао-хэ - «Ребенок и голуби» (1953), «Чтение газеты» (1953). О жизни в кооперативе рассказывают длинные горизонтальные свитки старого мастера Пань Юня.
Талантливо и своеобразно работает ученик Ци Бай-ши Ли Кэ-жань. Крупным, зрелым мастером показал себя и Хуан Чжоу, который по-своему видит и раскрывает в картинах окружающие явления жизни. Его «Свидание» (1957) привлекает своеобразием композиции и колорита, экономией художественных средств.
В пейзажах Фу Бао-ши оживает природа Китая во всем ее многообразии, с тонкой передачей освещения, влажного воздуха, достигаемой путем размыва туши и мягкого колорита.
«Три ущелья реки Янцзы» показывают силу творчества зрелого художника Цзун Цы-сяна.
Много еще мастеров живописи и гравюры совершенствуют свое творчество, ищут и находят новые художественные приемы, ведут современную живопись новыми путями, которых не знало старое искусство Китая.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные