Эрик сати музыкальные произведения. Эрик Сати – родоначальник современных жанров музыки. «Богемный период» молодого композитора Эрика Сати

Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм,неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр«меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке.

В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» (фр. Trois gymnopédies ) для фортепиано соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов. Подобный прием уже встречался у С. Франка и Э. Шабрие. Сати первым ввёл последовательности аккордов, построенных по квартам; этот приём впервые появился в его произведении «Сын звёзд» (Le fils des étoiles, 1891). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными дляфранцузской музыки направления модерн. В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько — часто не более пяти-шести — коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей.
Широкая парижская публика узнала Сати благодаря Русским сезонам Дягилева, где на премьере балета Сати «Парад» (хореография Л. Мясина, декорации и костюмы Пикассо).

«Спектакль поразил меня своей свежестью и подлинной оригинальностью. „Парад“ как раз подтвердил мне, до какой степени я был прав, когда столь высоко ставил достоинства Сати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке тем, что противопоставил смутной эстетике доживающего своей векимпрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишённый каких-либо вычурностей и прикрас». (Игорь Стравинский. Хроника моей жизни.) Эрик Сати познакомился с Игорем Стравинским ещё в 1910 году.

Кроме «Парада», Эрик Сати является автором ещё четырёх балетных партитур: «Успуд» (1892), «Прекрасная истеричка» (1920), «Приключения Меркурия» (1924) и «Представление отменяется» (1924). Также (уже после смерти автора) многие его фортепианные и оркестровые произведения часто использовались для постановки одноактных балетов и балетных номеров.

Под его непосредственным влиянием сформировались такие известнейшие композиторы, как Клод Дебюсси (бывший его приятелем на протяжении более чем двадцати лет), Морис Равель, знаменитая французская группа «Шести», в которой наиболее известны Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жорж Орик и Артюр Онеггер. Творчество этой группы (она просуществовала чуть больше года), а также самого Сати оказало сильное влияние на Дмитрия Шостаковича. Шостакович услышал произведения Сати уже после его смерти, в 1925 году, во время гастролей французской «Шестёрки» в Петрограде. В его балете «Болт» видно влияние музыки Сати.

Эрик Сати стал одним из первопроходцев идеи подготовленного фортепиано и существенно повлиял на творчество Джона Кейджа.

Придумав в 1916 году авангардный жанр «фоновой» (или «меблировочной») музыки, которую не надо специально слушать, Эрик Сати также явился первооткрывателем и предтечей минимализма. Его ненавязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во время приёма гостей, опередили своё время на добрые полвека.

Довольно облаков, туманов и аквариумов, водяных нимф и ароматов ночи; нам нужна музыка земная, музыка повседневности!...
Ж. Кокто

Э. Сати - один из самых парадоксальных французских композиторов. Он не раз удивлял современников, активно выступая в своих творческих декларациях против того, что еще недавно ревностно защищал. В 1890-е гг., познакомившись с К. Дебюсси, Сати выступал против слепого подражания Р. Вагнеру, за развитие нарождающегося музыкального импрессионизма, который символизировал возрождение французского национального искусства. Впоследствии композитор нападал на эпигонов импрессионизма, противопоставляя его расплывчатости и утонченности четкость, простоту, строгость линеарного письма. Молодые композиторы «Шестерки » испытывали сильное воздействие Сати. В композиторе жил беспокойный бунтарский дух, призывавший к ниспровержению традиций. Сати увлекал молодежь смелым вызовом обывательскому вкусу, своими независимыми, эстетическими суждениями.

Сати родился в семье портового маклера. Среди близких не было музыкантов, и рано проявившееся влечение к музыке осталось незамеченным. Лишь когда Эрику исполнилось 12 лет, - семья перебралась в Париж, - начались серьезные занятия музыкой. В 18 лет Сати поступает в Парижскую консерваторию, некоторое время изучает там гармонию и другие теоретические предметы, берет уроки игры на фортепиано. Но неудовлетворенный обучением, он оставляет занятия и уходит добровольцем в армию. Вернувшись через год в Париж, он работает тапером в маленьких кафе на Монмартре, где знакомится с К. Дебюсси, который заинтересовался оригинальными гармониями в импровизациях молодого пианиста и даже взялся за оркестровку его фортепианного цикла «Гимнопедии». Знакомство перешло в длительную дружбу. Влияние Сати помогло Дебюсси преодолеть юношеское увлечение творчеством Вагнера.

В 1898 г. Сати перебирается в пригород Парижа Аркей. Он поселился в скромной комнате на втором этаже над маленьким кафе, и никто из друзей не мог проникнуть в это убежище композитора. За Сати укрепилось прозвище «Аркейский отшельник». Он жил в одиночестве, избегая встреч с издателями, уклоняясь от выгодных предложений театров. Время от времени он появлялся в Париже с каким-нибудь новым сочинением. Весь музыкальный Париж повторял остроты Сати, его меткие, иронические афоризмы об искусстве, о коллегах-композиторах.

В 1905-08 гг. в возрасте 39 лет Сати поступает в Schola cantorum, где занимается контрапунктом и композицией у О. Серье и А. Русселя. Ранние сочинения Сати относятся к концу 80-90-х гг.: 3 «Гимнопедии», «Месса бедняков» для хора и органа, «Холодные пьесы» для фортепиано.

В 20-х гг. он начинает публиковать сборники фортепианных пьес, необычных по форме, с экстравагантными названиями: «Три пьесы в форме груши», «В лошадиной шкуре», «Автоматические описания», «Сушеные эмбрионы». К этому же периоду относится также ряд эффектных мелодичных песенок-вальсов, быстро завоевавших популярность. В 1915 г. Сати сближается с поэтом, драматургом и музыкальным критикой Ж. Кокто, который предложил ему в содружестве с П. Пикассо написать балет для труппы С. Дягилева. Премьера балета «Парад» состоялась в 1917 г. под управлением Э. Ансерме.

Нарочитый примитивизм и подчеркнутое пренебрежение к красоте звучания, введение в партитуру звуков автомобильных сирен, стрекота пишущей машинки и других шумов вызвало шумный скандал в публике и нападки критики, что не обескуражило композитора и его друзей. В музыке «Парада» Сати воссоздал дух мюзик-холла, интонации и ритмы бытовых уличных мелодий.

Написанная в 1918 г. музыка «симфонических драм с пением Сократ» на текст подлинных диалогов Платона, напротив, отличается ясностью, сдержанностью, даже суровостью, отсутствием внешних эффектов. Это полная противоположность «Параду», несмотря на то, что эти сочинения разделяет всего лишь год. Закончив «Сократа», Сати стал проводить в жизнь идею меблировочной музыки, представляющей как бы звуковой фон повседневной жизни.

Последние годы жизни Сати провел в уединении, живя в Аркее. Он порвал всякие отношения с «Шестеркой» и собрал вокруг себя новую группу композиторов, которая получила название «Аркейская школа». (В нее входили композиторы М. Жакоб, А. Клике-Плейель, А. Соге, дирижер Р. Дезормьер). Основным эстетическим принципом этого творческого союза было стремление к новому демократическому искусству. Смерть Сати прошла почти незамеченной. Только в конце 50-х гг. наблюдается подъем интереса к его творческому наследию, появляются грамзаписи его фортепианных и вокальных сочинений.

Сочинил - не слишком много музыки. Во всяком случае, именно так можно судить с точки зрения призрачной науки статистики и её - таких же - статистов. При желании, подводя итог, можно даже сказать, что он был – не слишком-то плодовит..., или плодовит ниже среднего. Разумеется, это ничуть не укор и не обвинение, а если и обвинение, то отнюдь - не ему, а в точности напротив.

Если не более того... - Однако не будем повторяться ?

Глядя со (своей) стороны на плодовитого автора французы обычно говорят – pondeur (- к сожалению, французы вообще слишком много говорят ) . Словечко, прямо скажем, не особенно приятное, даже если его произнести по-русски: «пондёр» . - Вот так: «пондёр» – и всё, не более того. Плодовитая курица, которая много несёт (и даже яйца, возможно) . Короче говоря, ассоциации это слово вызывает далеко ..., – я хотел сказать, – далеко не самые радужные. И всё же, я возвращаюсь назад, к Эрику Сати.

Назад, - это у них всегда назад... - Пустой разговор .

Нет, конечно, Сати не был пондёром , ни с одной стороны. И профессионалом он тоже не был. Одним из вас, господа... Но зато он был – аматёром и при всяком случае имел желание заявить об этом: прямо и недвусмысленно. Именно так: никогда не профессионалом , но всегда – любителем и любовником (аматёром) собственной музыки (хотя отсюда вовсе не следует, что он её любил, скорее напротив – только занимался ..., с ней). - И ещё он... не слишком любил людей. Только... по расчёту. - И здесь мне, пожалуй, придётся прибегнуть к (не)излюбленным эвфемизмам . Потому что этих... людей он всегда боялся и презирал, прекрасно понимая цену (и даже, страшно сказать, - стоимость) этой обезьяны, так фатально и так невовремя облысевшей. А лучше скажем немного проще: презирал и боялся , - хотя и мало кому на свете будут понятны эти простые слова. И ещё – неизменно брезговал. Всеми. Начиная от самого себя, любимого, разумеется. Нос до земли, дым до небес ... В общем, - всё как и полагается всякому уважающему (или даже не уважающему) себя мизантропу : единственное звание, достойное человека.

Так вот, значит, почему ему пришлось... временами... так много пить (кажется, самое дешёвый из общедоступных способов смириться и даже полюбить , - их) . Хотя бы - на минутку...

И всё же, несмотря на то, что Сати сочинил не слишком-то много музыки, она - (любительская и в высшем смысле аматёрская) - заслуживает совершенно особенного рассмотрения со всех сторон: и в виде тушки, и в виде чучела, и в виде обоев... Оставаясь совершенно отдельным островом , отдельным - от материка всех прочих музык этого маленького мира : как при жизни собственного автора, так и после неё. Ибо она (я говорю снова о музыке) , сама того не желая, - стала совершенно особым и отдельным явлением вокруг самой себя..., - как и он сам. Её странный, вечно странный сочинитель..., «лысый от рождения ». :306 - Вот ради чего , поспешно заканчивая маленькое предисловие к несуществующей статье, я составил этот почти полный список. «Полный список сочинений Эрика Сати». Полнее не бывает..., и даже более того . - Сам Сати, могу это сказать уверенно , не сумел бы составить более полный список, чем этот , мой.

Это несомненно. И даже - вопреки всему.

Равно как несомненно и то , что в любой список он наверняка добавил бы ещё с десяток сочинений собственного сочинения (чтобы не сказать: сотню..., слегка чёрную) , обнаружив их вопиющий недостаток - и погрозив мне вослед пальцем, совсем не музыкальным. И был бы совершенно прав, прекрасный старик , даже если эти сочинения были бы высосаны им из (того же) пальца. Только что. Как и всё на свете.

Потому что... как говорил при жизни один мой н(е)изменный приятель ... по имени Юрий Ханон :

« ...Если вся эта жизнь действительно высосана из пальца,
кто тебе мешает высосать оттуда - что-нибудь ещё?.. »



Начало жизни (1866-1899)


Краткое в’ступление

Эрик Сати родился..., - как врут свидетели, он родился ... 17 мая 1866 года в девять часов утра. Так было... Впрочем, прошу про’щения . Начало всякой жизни (не исключая человеческую..., и даже вашу собственную, мадмуазель...) имеет достаточно неприглядный вид, чтобы (не) выставлять его напоказ. Или напро́тив... А потому – немного сократим, скромно потупив глаз.

Если вы меня достаточно поняли..., - мадам, мсье...

В ноябре 1879 года Эрик Сати поступил..., значит, это было так: Сати поступил «вольным слушателем » (как это называлось, почти по-иезуитски) в Парижскую Консерваторию . - Однако, как очень скоро выяснилось, степень его мыслимой и немыслимой «вольности» значительно превосходила всякие представления местных педагогов и демагогов - об этом сомнительном предмете. Обычная ученическая муштра и отсутствие элементарной творческой свободы неизменно внушало ему отвращение. Конечно, не последнюю роль в этом отвращении играла лень. Вполне нормальная лень: не только детская, но и обще-человеческая..., общая... для всех приматов . И всё же, не так просто. Совсем не так. От природы Сати – не только Инвалид (и я вовсе не случайно пишу это слово с крупной буквы), но и настоящий анархист нравом. Конечно, он откровенно ленив (как человек, один из людей), но также он не любит общепринятых глупостей и обязанностей. Никаких. Даже очень важных и умных (хотя, разве такие бывают?) Но у людей так принято: исполнение обязанностей и ролей всегда является необходимым пропуском в среду, клан, стаю..., тем более такую сложную и глубоко проработанную, как эта музыка... (академическая ). А потому спустя пять лет тщетного учения пианист Эри́к заслуживает прочную репутацию одного из «худших студентов». Эмиль Декомб (преподаватель гармонии ) даёт Сати характеристику «самого ленивого ученика Консерватории», великий композитор Амбруаз Тома отзывается о нём как о воспитаннике «самом ничтожном », а преподаватель фортепиано Жорж Матиас и вовсе пишет в очередном годовом отчёте, что студент Сати – «полный ноль» . Именно так, не больше и не меньше : «полный ноль ». :27-29
Спустя пять лет, хотя и нехотя, но бывший ученик (якобы) простил своим учителям их непробиваемую тупость и косность. Примем на веру эту маленькую детскую ложь..., очевидную и неприкрытую. И всё же, до конца жизни слово «консерватория » осталось для него символом клана: сколь тупого и жестокого, столь и непригодного.

...Чистым ребёнком я впервые вошёл в ваши классы; и Душа моя была столь нежной, что вы оказались не способны постигнуть её; и повадки мои удивляли даже цветы на подоконнике; и они думали, что видят плюшевую Зебру. <...>
И, несмотря на мою крайнюю молодость и непостижимую Ловкость, вы, по неразумности вашей, скоро заставили меня ненавидеть ваше грубое и неживое Искусство, которое вы преподаёте; вашим необъяснимым упрямством вы надолго заставили меня презирать вас – со всех сторон. И я отвернулся, и я ушёл от Вашего грубого деревянного молотка к своим эластичным мыслям и словам... :67 - Эрик Сати , «Личное слово о молитвенном целомудрии», 1892

Однако поскорее оставим эту тему - ради другой, возможно, ничуть не более ценной…


Начало творчества

В 1886 году Сати сочинил первые три романса (для голоса и фортепиано) на стихи своего приятеля, Контамина де Латура (не верьте, это красивое имя – всего лишь псевдоним), полным образом предвосхитившие все основные черты будущего музыкального стиля под названием импрессионизм . Отдельно следует заметить, что по отношению к музыке этого термина в те времена ещё никто не употреблял: попросту говоря, его не существовало (даже на территории аналогий или метафор) . Несколько сухих фактов для сравнения: в том же году вечный учитель Цезарь (Франк) пишет свою засушенную (до предела) вагнерическую симфонию ре-минор, а зеленовато-серый дядюшка Джузеппе (Верди ) работает над оперой «Отелло» .

Не замедлил себя ждать и ещё один бес(славный) провал. Не выдержав гнетущей обстановки сразу в двух домах: у отца и в Консерватории, двадцатилетний Сати в ноябре 1886 года в качестве «типического подросткового протеста» завербовался... в армию (заключив добровольческий контракт сроком на три года). «Je retire» только прочь !.. Впрочем, заряда (про’тесто) не хватило слишком уж надолго. Не прошло и четырёх месяцев, как армия опротивела композитору-новобранцу почище консерватории с папой. - И вот..., однажды в студёную зимнюю пору..., проще говоря, одной бес(славной) февральской ночью , раздевшись до пояса, Сати провёл несколько часов на пронизывающем французском холоде, чтобы снова - освободиться. На сей раз, от службы... освободиться. «Je retire» - лишь бы прочь, прочь отсюда!.. куда угодно, только прочь !.. Восхитительный результат: пневмония, больница, медицинская комиссия, обратный путь. И вот , в апреле 1887 года комиссованный из армии рядовой Эрик Сати торжествующе и обескураженно возвращается в Париж, чтобы там - уже не вернуться ни к папе, ни в Консерваторию. Теперь, сняв комнату на чердаке, он полагает правильным жить отдельно - от чёртовой мачехи , такого же отца и всего остального мира. :27-29

К счастью, Сати ещё достаточно молод и ловок , чтобы переносить собственные ошибки на ногах.

В 1887 году Сати сочинил ещё одну бомбу (крайне тихую и незаметную): «Три сарабанды ». Для простоты скажем так: первый импрессионистский опус в инструментальной музыке. А затем, чтобы не топтаться на месте, в последующие три года появляются причудливые «Гимнопедии » и «Гноссиенны », пожалуй, до сего дня самые популярные из фортепианных произведений Сати, стиль которых сложно определить одним словом, до такой степени они (анти)традиционны, просты и одновременно - ни на что не похожи. В своё время нормативный (советский социалистический) профессор (в области истории музыки) Галина Филенко имела шикарную неосторожность высказать в трёх десятках слов следующую мысль:

...Гимнопедиями в древней Греции назывались юношеские спортивные упражнения под музыку. Пьесы Сати в трёхдольном размере выдержаны в непрерывном однообразном ямбическом ритме и почему-то в медленном темпе; они гармонизованы преимущественно септаккордами, носят меланхолично-элегический характер и больше похожи на ленивый вальс-бостон , чем на музыку спортивных упражнений , предполагающих живые, энергичные движения... :54 - Галина Филенко, из главы «Эрик Сати»
Сати на импрессионистской картине
«Эль Богемио, монмартрский поэт»

Браво, профессор!.. Это была восхитительная реприза ! - Не зная ни самой Филенко, ни «Гимнопедий», ни Эрика Сати, ни его музыки (которую тогда было практически невозможно достать и, тем более, дослышать), но зато будучи превосходно осведомлённым, что такое бессмертная человеческая (а тем более, женская или должностная) глупость, именно с той поры я искренне полюбил Сати вместе с его странными спортивными упражнениями (кстати, и последнее замечание равным образом было чистейшей нелепостью, для тех кто понимает) . Вот почему я до сих пор благодарен профессору Филенко за её чрезвычайно свежую и пахучую «идею»: высказать собственное недоумение (и непонимание) в столь неприкрытой (прямой и детской) форме.

Однако вернёмся за лучшее - к нему, к самому Эрику Сати.

В конце 1888 года некий весьма рафинированный парижский водопроводчик по имени Виталь Оке, в свободное от основной работы время писавший стихи под псевдонимом Нарцисс Лебо, (что в переводе значит Хорошенький Нарцисс) рекомендовал одного своего приятеля (а им оказался как раз Эрик Сати) ко вступлению в члены масонского клуба кабаре «Чёрный кот ». Именно там состоялось «внеочередное» знакомство обоих двоих (чтобы не сказать: двух) земляков, родившихся на одной и той же улице, но только с разницей в двенадцать лет. Тоже крайне эксцентричный, и тоже нормандец Альфонс Алле был тогда главой (если у подобных «органов» вообще может быть голова) и идейным руководителем «фумизма », авангардного течения «пускателей дыма» в глаза, нос и уши. :34-37 И далее следует фраза, которую при всех случаях я назвал бы «жёваной»... При всех (кроме одного этого, пожалуй). Потому что (и в са́мом деле) важность этой встречи для самого́ Сати нельзя преувеличить... (равно как и преуменьшить тоже нельзя). Хотя и нисколько не композитор (но скорее балагур, рассказчик и постоянный жилец чёрного юмора), этот Альфонс оказался едва ли не самой (много) значительной встречей в жизни Сати. И хотя их дружба длилась совсем недолго, увенчавшись (как и следовало ожидать) жгучей обидой Сати и почти долгим почти полным почти разрывом, прямое и подспудное влияние Альфонса продолжалось – до самой смерти (в данном случае понимаемой как «конец жизни»), а также и некоторое время - после .

Куда менее значительная и интересная..., но тоже - встреча с «Великим» мсье «Саром » , или, проще говоря, Жозефеном Пеладаном , театральным мистиком и жрецом собственной секты решительно развернула Сати в сторону дешёвых эффектов, где он также умудрился своё новое слово - как изобретательный изобретатель «средневековых и эзотерических» гармоний (и даже мелодий, как это ни странно сказать). И здесь его музыка (с вывертами и заворотами) снова оказалась совершенно оригинальной и решительно ни на что не похожей. Медитативная модальная, иногда откровенно атональная музыка (часто в квартовых гармониях ) опередила своё время на цельных два десятка лет.

Впрочем, если говорить точнее, то - навсегда .

И ещё несколько слов о «вечных» ценностях..., если позволите... В 1891 году (в кабаре «Трактир в Клу», где Сати работал вторым пианистом ) состоялось его встреча с неким Клодом Дебюсси , в те времена «только ещё» лауреатом Римской премии и ярым (до мозга костей ) вагнеристом . :60-61 Спустя три года резко поменявшийся Дебюсси , ставший ярым анти-вагнеристом , пишет свой «Послеполуденный отдых фавна » (как оказалось впоследствии, нечто вроде манифеста) и постепенно, год за годом (шаг за шагом) превращается в признанного лидера нового музыкального направления: импрессионизм .

...Эстетика Дебюсси во многих его произведениях близка символизму : она импрессионистична во всём его творчестве. Простите мне слишком простые слова: но не я ли был тому отчасти причиной?
По крайней мере, так говорят. И вот пояснение, если угодно:
Когда мы впервые встретились, в самом начале нашего общения он был как промокашка, насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия ..., ни «премии» каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине... Ибо я человек в роде Адама (из Рая), который никогда не получал премий, но только крупные шишки – крупнейший лентяй, несомненно.
В тот момент я писал «Сына звёзд» – на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера , которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку – и по возможности, без немецкой кислой капусты.
Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне, Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?
Это и была исходная точка правильного пути плодотворных поисков, почти совершенным образом воплотившихся – и даже дававших первые зелёные яблоки, но... Кто мог показать ему пример ? Продемонстрировать уже сделанные находки и открытия? Показать землю, в которой следует копать? Предоставить ему первые яркие доказательства и достижения?.. Кто?..
- Я не хочу отвечать: меня это больше не интересует. :510-511 - Эрик Сати , из статьи «Клод Дебюсси» , 1922 год
Эрик Сати , парсье Бога (~ 1895)

Трижды (в узком промежутке между 1892 и 1896 годом), Эрик Сати выставлял «кандидатуру самого́ себя » на соискание звания и кресла Академика (в секцию Академии Изящных Искусств): соответственно, на места умерших композиторов Гиро́ , Гуно́ и Тома́ . Пожалуй, этот акт напоминал (отчасти) публичное самоубийство. Или пощёчину идиотам. Или, в конце концов, невиданной настойчивости перформанс ..., как теперь любят. Но так было (тогда)...
- Возраст удивительного (& удивительно наглого) соискателя при его первом заявлении был 26, а при последнем – 30 лет. Все три раза кандидатура Сати была воспринята академиками как анекдотическая и отклонена практически без рассмотрения (каждый раз ему удавалось получать в свою пользу только один «утешительный» голос). :649 Выступив в печати с гневными отповедями и послав Сен-Сансу (тогдашнему бессменному главе Академии) оскорбительное письмо, :93 после третьей неудачи Сати (плюнул и) перестал стучаться в дубовые двери дворца Мазарини . Спустя полтора десятка лет он в жёстко-иронической форме описал историю «трёх своих кандидатур » в третьей статье (фрагменте) из «Мемуаров страдающего потерей памяти ». :265

Некоторые могут поинтересоваться: ради чего эта очередная выдумка? - Эпатаж?.. - Попытка обратить на себя внимание?..

Как всегда, вопрос показательно глупый. - Разумеется, только ради завоевания мира. И не более того. В течение всей своей жизни этот Великий Инвалид пытался и никак не мог найти себе места. И всякий раз, грешно сказать, искал его отчего-то в Центре. Стараясь понимать центр по-разному, и всё-таки каждый раз попадая (ногой ) в одну и ту же навязчивую точку.

« Верный традициям христианских баронов, моих предков, прославлению моей расы и чести моего имени, я готов к этой борьбе. Я уничтожу всех неверных, я изрублю их на мельчайшие кусочки пречистым топором Шарля Мартеля и пресветлым мечом Людовика Святого . Их злоба и козни бессильны против меня, потому что меня охраняют несокрушимые доспехи истинной Веры. И пусть они, скрежеща от злобы, знают, что я непобедим, ибо я действую от имени подлинной добродетели, отнять или дать которую не во власти ни одного из смертных. Великая сила, которая покровительствует мне, она такова, что разбивает перед собой все преграды. Я ношу имя, которое их тревожит, и я скрываю весь мир в своём мозгу. Я обладаю властью приказывать и повелевать, а предназначение моё огромно и чрезвычайно. Я пришёл в свой Час, но это поймут лишь немного позднее, ибо то, что ныне только готовится – поистине огромно. Лицо Мира будет совершенно обновлено ужасным потрясением. Необходимо, чтобы все злодеи одновременно раскаялись и склонились в глубокой молитве и мученичестве; иначе – все они погибнут как один. И я сегодня их об этом предупреждаю на языке высоком и строгом...» :94 - Эрик Сати Первый , «Обращение »

Результаты не замедлят сказаться. Шаг за шагом , Сати погружался всё глубже туда, в нищету... Сначала он не смог оплачивать свой роскошный чердак и с последнего этажа ему пришлось перебраться на первый, в скромную обитель парижского зловония. Комната его была так мала, что он имел все основания называть её «шкафом». Но затем даже и эту комнату стало решительно нечем оплачивать, и такое своё состояние хронического банкротства Сати обозначал одним коротким словом: «Бибе» , совсем «Бибе», - по имени хозяина шкафа, чердака и всего остального дома, места обитания и прочих прелестей этого маленького мира . :123

К сожалению..., к очень большому сожалению, никто в этом мире (а также, возможно, и во всех остальных) не застрахован от неудачи, а то и полного провала. В том числе, не застрахован даже Он, Сам Главный Хирург... вместе со своими ассистентами, прислугой и секретаршей. (Чтобы вы не сомневались, в данном случае я имел в виду – Его, Самого́ го́спода Бога , скажу с ударением). Возможно, так случилось потому, что он для себя (в последний день Творения) не создал достаточно надёжной страхово́й компании. И с той поры в роли наиболее очевидного артефакта этой его неудачи - отчасти, поневоле, - выступаем все мы, подлые и подлунные , точно так же незастрахованные, а равно и Он Сам, потерпевший (но всё-таки стерпевший, каким-то чудом) полнейшее фиаско в деле отступление?.. Ответ более чем прост. - Находясь в должности Главы Вселенской Церкви Искусств Иисуса-Водителя , и как следствие, будучи Компаньоном (или Парсье) Господа Бога, некий человек по имени Эрик Сати (сейчас я не стану лишний раз объяснять: кто это такой) потерпел вместе с ним такое же... или почти такое же фиаско. Можно сказать, что их акционерное общество «Dieu & » тихо обанкротилось примерно через три года после своего громоподобного учреждения. В принципе, здесь нет ничего уникального: таков вполне обычный, традиционный срок жизни... для коммерческого предприятия. Некоторые даже быстрее справляются... с божьей помощью. И всё же, не всё так хорошо: это была хоть и главная, но далеко не единственная неприятность. За что бы ни брался Парсье, повсюду его поджидала неудача: сразу или постепенно. Месяц за месяцем, год за годом, положение его становилось всё более тяжёлым и отчаянным. И тем более остро он его ощущал, это отчаяние, что у него было два... (по крайней мере два) отягчающих обстоятельства.

Сейчас попробую сказать по порядку, если это кому-то требуется...

Во-первых . Да... - Во-первых, Сати слишком хорошо знал цену . И, пожалуй, после этих двух слов можно поставить жирную точку... Они не требуют пояснения. Или требуют, но слишком уж Большого, которого я не готов давать, а Вы... мадам, мсье, – взять ... И всё же, я поневоле (пред)вижу перед собой недовольные лица. Требующие, ожидающие объяснения, сатисфакции... или ещё чего-то, ничуть не менее приятного... - Извольте. К сожалению, я должен Вас разочаровать. Цена – слово универсальное. Про него можно сказать практически Всё... - Всё что угодно. Точно так же, как Сам господь Бог – по сути – это вселенское Ничто (или Всё), так и любая «цена»... Крайний (& крайне угольный) угол человеческого, животного, живого и неживого мира. Нечто превосходное и основополагающее, - постамент, чтобы не сказать лишнего. Потому что всё , - да, и я повторяю, - Всё на свете имеет свою цену, вполне конкретную и как правило – не в деньгах . И господин Сати (как я уже сказал пятью строками выше) cлишком хорошо знал - эту цену . Он знал... цену - и себе, и окружающим людям; он знал цену - и вещам, и своему присутствию среди них... Короче говоря, список можно не продолжать. В таких случаях обычно, даже не стараясь проникнуть в механизмы или явления, профессионалы ставят поверх них клеймо или печать (формальный тип проверки на подлинность, ничем не сложнее денег). «Мания величия »... «Комплекс неполноценности »... «Завышенный уровень притязаний». - Правда сказать, я ещё не окончательно готов наигрывать из себя идиота..., - пардон, одного из вас - до такой степени. А потому скажу попросту. Увы, люди вокруг Сати были слишком малы и ничтожны, чтобы понять своё место. Назначение. Роль. Практически - насекомые, а не люди..., которые не играли необходимой роли, не выполняли назначения и не занимали раз и навсегда отведённое им место. - Вот в чём заключался корень этой проблемы, - старой как всё. Сотворённый Верховным Хирургом мир фатальным образом не соответствовал той внутренней картине, которую создал его Парсье, Эрик. - И здесь не помогали ни проклятия, ни осуждения, ни отречения. Мир, тупой и инертный, продолжал стоять на своём ... Как чугунная тумба.

Это - «во-первых», чтобы не останавливаться слишком надолго.

И во-вторых , у Сати в его обыдневной жизни не было – ни малейших тылов... Запасов... Жирка , так сказать. - Один, всюду торжественно один. Или – почти один. У него не было капиталов, должности, синекуры , богатых (или заботливых) родителей, лысоватых меценатов и дарителей, в конце концов, у него не было даже сносных друзей. - Один, всюду один. Почти голый, почти босой, почти лишённый кожи – один как перст (с молотком в кармане) посреди большого суетного города. Urbi & orbi. Пардон. Града и мира... Бюргерского и буржуазного. Обыденного и обывательского. Где решительно никому не было до него дела. И почти у всех было - Оно, своё место, которое нужно было обустраивать, расширять и всячески приподнимать. Не согласуясь ни с какими табелями о рангах и должностными расписаниями... - Будь то Парсье Бога или Сам Бог , этим убогим парижанам было решительно плевать на собственное повседневное ничтожество и чужое величие ..., - величие маленького художника, такого непомерно огромного и не умещающегося внутри своего уникального и ни на что не похожего мира.

Занимать и не отдавать (деньги) - это возможно. И Сати изрядно практиковал такую возможность. Но, к сожалению, эта операция не даёт слишком долгого или устойчивого благополучия, тем более - при отсутствии должного размаха. Так сказать, масштаба личности (наши бравые людишки из Кремля меня легко поймут) ... Поддержка (младшего) брата Конрада (тоже Сати, как ни странно)..., - увы, это жалкие крохи на фоне подавляющей бедности. Правда, среди воспоминаний осталась одна прекрасная сумма, шикарный подарок от друзей детства (братьев Луи и Фернана Ле Монье) из Онфлёра , неожиданно получивших наследство..., однако она утекла сквозь пальцы за считанные месяцы, недели и дни. Короче говоря, совместное предприятие «Сати & Бог inc.°» очень быстро дало трещину и стало рассыпаться на глазах. И главным, кто не справился с возложенными на него обязанностями, оказался, конечно, директор...

Директор предприятия, - я хотел сказать .

«...Я кончил тем, что верю, будто Добрый Бог – это всего лишь одна из тех вечных сволочей, которых так много шныряет вокруг меня, из стороны в сторону. Его ненавязчивое, претенциозное милосердие..., я слишком хорошо вижу, как он помаленьку крошит и разбрасывает его в разные стороны..., но делает это неохотно, и только в крайних случаях.
И что же ты хочешь, брат мой и потому... теперь мне придётся вернуться на два года. Всего на два года. Какая, в сущности, мелочь. Именно тогда, отчаянно борясь с нуждой (и вовсе не малой, как хотелось бы сказать), и пытаясь заработать хоть какие-то денежки на проживание среди людей, Сати начал подрабатывать в кафе-концертах с разными шансонье: сначала в качестве аккомпаниатора, а затем и - сочинителя самых настоящих кафешантанных песенок, «ужасной дряни», - как он их называл с полным на то почти выполнена: сочинённые им песенки... часть из которых имела большой и стабильный успех у публики, позволили кое-как протянуть ему ещё лет пять, шесть, восемь... Почти до того времени как на горизонте жизни появилось хотя бы что-то ещё, кроме «ужасной дряни». »... - эта ваша жизнь. Вот что хотелось бы сказать. Но - воздержусь. Потому что не время. И не место... - Вот так же и Сати. Буквально сразу же, как только представилась первая маленькая возможность, он (с подлинным отвращением и облегчением) бросил сочинять мерзкие доходные песенки и пьески - «для публики»: публичных людей и женщин. Однако случилось это много позже, только к 1909 году.

Да, мсье... Был когда-то и такой год, знаете ли... Однако было это достаточно давно.

Мало кто теперь сможет вспомнить... Если понимаете, конечно...


(Erik Satie, полное имя Эрик Альфред Лесли Сати, Eric Alfred Leslie Satie) - экстравагантный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки 1-й четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати - предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке.

Эрик Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр (департамент Кальвадос). C четырёх до шести лет, когда умерла его мать, Эрик жил с семьёй в Париже. В 1879 и 1885 года Сати дважды поступал в Парижскую консерваторию, так и не закончив обучение.

В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» (Trois gymnopédies: Gymnopédie No. 1, Gymnopédie No. 2, Gymnopédie No. 3) для фортепиано соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов (подобный прием уже встречался у С. Франка и Э. Шабрие. Сати же первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам, применив этот прием впервые в 1891 году в композиции «Сын звезд» (Le fils des étoiles). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Эрик Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы Сати сочинял несколько - часто не более пяти-шести - коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу. С помощью этой системы Сати сочинил первые пьесы нового образца.

Эрик Сати эксцентричен и эмоционален, при этом замкнутым и саркастичным. Он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции, почти до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике. С 1899 года Сати зарабатывал акомпанированием в кабаре, и только в 1911 году его творчество стало известно широкой публике благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов и познакомившему его с хорошими издателями, и в особенности после скандальной премьеры балета «Парад» в 1916 году, поставленного на музыку Сати.

Эрик Сати умер 1 июля 1925 года, его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество вновь стало актуальным. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

Система Сати и его раннее творчество оказали сильное влияние на молодого . Он стал одним из первопроходцев идеи подготовленного фортепиано и существенно повлиял на творчество Джона Кейджа. Под его непосредственным влиянием также сформировались такие известнейшие композиторы, как , знаменитая французская группа композиторов «Шестёрка» (Les Six). Творчество Сати и объединения композиторов, просуществовавшего чуть больше года, оказало сильное влияние на . В течение десятилетия одним из ярких последователей Сати был Игорь Стравинский.

Придумав в 1916 году авангардный жанр фоновой «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, Эрик Сати также явился первооткрывателем и предтечей минимализма. Его навязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во время приёма гостей, опередили своё время на добрые полвека.

эксцентричный французский композитор и пианист

Эрик Сати

Краткая биография

Эри́к Сати́ (фр. Erik Satie, полное имя Эри́к-Альфре́д-Ле́сли Сати́ , фр. Érik Alfred Leslie Satie; 17 мая 1866 года, Онфлёр - 1 июля 1925 года, Париж) - эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.

Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестёрки» и кончая Джоном Кейджем. Эрик Сати - предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм. В конце 1910-х годов Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, непрерывно звучащей в магазине или на выставке.

Сати родился 17 мая 1866 года в нормандском городе Онфлёр (департамент Кальвадос). Когда ему было четыре года, семья переехала в Париж. Затем, в 1872 году, после смерти матери, детей снова отправили в Онфлёр.

В 1879 году Сати поступил в Парижскую консерваторию, но после двух с половиной лет не слишком успешной учёбы был исключён. В 1885 году снова поступил в консерваторию, и снова её не закончил.

В 1888 году Сати написал произведение «Три гимнопедии» (фр. Trois gymnopédies) для фортепиано соло, которое было основано на свободном использовании последовательностей нонаккордов. Подобный прием уже встречался у С. Франка и Э. Шабрие. Сати первым ввёл последовательности аккордов, построенных по квартам; этот приём впервые появился в его произведении «Сын звёзд» (Le fils des étoiles, 1891). Такого рода нововведения были сразу использованы практически всеми французскими композиторами. Эти приёмы стали характерными для французской музыки направления модерн. В 1892 году Сати разработал собственную систему композиции, суть которой заключалась в том, что для каждой пьесы он сочинял несколько - часто не более пяти-шести - коротких пассажей, после чего просто пристыковывал эти элементы друг к другу.

Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Он давал своим произведениям такие названия, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Эрик Сати был эмоциональным человеком и, хотя для своей «Музыки как предмета обстановки» использовал мелодии Камиля Сен-Санса, искренне его ненавидел. Его слова стали даже своеобразной визитной карточкой:

Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!

В 1899 году Сати начал подрабатывать в качестве пианиста в кабаре «Чёрный кот», что было единственным источником его дохода.

Когда работаешь тапёром или аккомпаниатором в кафе-шантане, очень многие считают своим долгом поднести пианисту стаканчик-другой виски, но почему-то никто не желает угостить хотя бы бутербродом.

Эрик Сати , автопортрет

Сати до своего пятидесятилетия был практически неизвестен широкой публике; саркастичный, желчный, замкнутый человек, он жил и работал отдельно от музыкального бомонда Франции. Широкой публике его творчество стало известно благодаря Морису Равелю, устроившему цикл концертов в 1911 году и познакомившему его с хорошими издателями.

«Короче говоря, в самом начале 1911 года Морис Равель (как он везде говорил, очень „многим мне обязанный“) сделал двойную публичную инъекцию - и мной, и мне одновременно. Сразу несколько концертов, исполнения в оркестре, в салоне, в рояле, плюс издатели, дирижёры, ослы…, и снова - навязчивое отсутствие денег, как же мне надоело это тухлое слово! Аплодисменты и крики „бис!“ подействовали на меня сильно, но дурно. Грешным делом, истосковавшись по ним за прошлые годы, я даже не сразу понял, что их нельзя принимать слишком всерьёз…, и на свой счёт».

Эрик Сати, Юрий Ханон . «Воспоминания задним числом»

В 1917 году Сати по заказу Сергея Дягилева написал для его «Русских сезонов» балет «Парад» (либретто Жана Кокто, хореография Леонида Мясина, оформление Пабло Пикассо; оркестром дирижировал Эрнест Ансерме). Во время премьеры, состоявшейся 18 мая 1917 года в театре «Шатле», в театре разразился скандал: публика требовала опустить занавес, кричала «Долой русских! Русские Боши!», в зрительном зале началась драка. Раздражённый приёмом, оказанным спектаклю не только зрителями, но и прессой, Сати послал одному из критиков, Жану Пуэгу, оскорбительное письмо - за что 27 ноября 1917 года был приговорён трибуналом к восьми дням тюрьмы и 800 франков штрафа (благодаря вмешательству Мизии Серт министр внутренних дел Жюль Памс 13 марта 1918 года выдал ему «отсрочку» от наказания).

В то же время партитура «Парада» была высоко оценена Игорем Стравинским:

«Спектакль поразил меня своей свежестью и подлинной оригинальностью. „Парад“ как раз подтвердил мне, до какой степени я был прав, когда столь высоко ставил достоинства Сати и ту роль, которую он сыграл во французской музыке тем, что противопоставил смутной эстетике доживающего своей век импрессионизма свой мощный и выразительный язык, лишённый каких-либо вычурностей и прикрас».

Игорь Стравинский. Хроника моей жизни

Эрик Сати познакомился с Игорем Стравинским ещё в 1910 году (этим же годом датируется известная фотография, сделанная Стравинским в гостях у Клода Дебюсси, на которой можно видеть всех троих) и испытал к нему сильную личную и творческую симпатию. Однако более тесное и регулярное общение Стравинского и Сати произошло только после премьеры «Парада» и окончания Первой мировой войны.Перу Эрика Сати принадлежат две большие статьи о Стравинском (1922 года), опубликованные тогда же во Франции и США, а также около десятка писем, окончание одного из которых (датированного 15 сентября 1923 года) особенно часто цитируется в литературе, посвящённой обоим композиторам.Уже в самом конце письма, прощаясь со Стравинским, Сати подписался со свойственной ему иронией и улыбкой, на сей раз - доброй, что с ним случалось не так часто: «Вас, Вас я обожаю: не вы ли тот самый Великий Стравинский? А это я - не кто иной, как маленький Эрик Сати» .В свою очередь, и ядовитый характер, и оригинальная, «ни на что не похожая» музыка Эрика Сати вызывали неизменное восхищение «князя Игоря», хотя между ними так и не возникло ни близкой дружбы, ни сколько-нибудь постоянных отношений. Спустя десять лет после смерти Сати Стравинский написал о нём в Хронике моей жизни: «Сати понравился мне с первого взгляда. Тонкая штучка, он весь был наполнен лукавством и умной злостью».

Кроме «Парада», Эрик Сати является автором ещё четырёх балетных партитур: «Успуд» (1892), «Прекрасная истеричка» (1920), «Приключения Меркурия» (1924) и «Представление отменяется» (1924). Также (уже после смерти автора) многие его фортепианные и оркестровые произведения часто использовались для постановки одноактных балетов и балетных номеров.

Эрик Сати умер от цирроза печени в результате чрезмерного употребления алкоголя (особенно абсента) 1 июля 1925 года в рабочем пригороде Аркёй близ Парижа. Его смерть прошла почти незамеченной, и только в 50-х годах XX века его творчество стало возвращаться в активное пространство. Сегодня Эрик Сати является одним из самых часто исполняемых фортепианных композиторов XX века.

Рамон Касас El Bohemio, Poet of Montmartre , 1891, на картине изображён Эрик Сати.

Творческое влияние

Раннее творчество Сати оказало влияние на молодого Равеля. Он был старшим товарищем недолго просуществовавшего дружеского объединения композиторов Шестёрки. Оно не имело никаких общих идей и даже эстетики, но всех объединяла общность интересов, выражавшееся в неприятии всего расплывчатого и стремлении к чёткости и простоте - как раз того, что было в произведениях Сати.

Сати стал одним из первопроходцев идеи подготовленного фортепиано и существенно повлиял на творчество Джона Кейджа.Кейдж увлёкся Эриком Сати во время своего первого путешествия в Европу, получив ноты из рук Анри Соге, и в 1963 году он решил представить американской публике сочинение Сати «Досады» - короткую фортепианную пьесу, сопровождавшуюся инструкцией: «Повторить 840 раз». В шесть часов вечера 9 сентября приятельница Кейджа Виола Фарбер села за рояль и принялась играть «Досады». В восемь вечера за роялем её сменил другой приятель Кейджа, Роберт Вуд, продолжив с того места, на котором Фарбер остановилась. Всего исполнителей было одиннадцать, они сменяли друг друга каждые два часа. Публика уходила и приходила, обозреватель «Нью-Йорк таймс» заснул в кресле. Завершилась премьера в 0:40 11 сентября, считается что это был самый длинный фортепианный концерт в истории музыки.

Под непосредственным влиянием Сати сформировались такие известнейшие композиторы, как Клод Дебюсси (бывший его близким приятелем на протяжении более чем двадцати лет), Морис Равель, знаменитая французская группа «Шести», в которой наиболее известны Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жорж Орик и Артюр Онеггер. Творчество этой группы (она просуществовала чуть больше года), а также самого Сати оказало заметное влияние на Дмитрия Шостаковича, который услышал произведения Сати уже после его смерти, в 1925 году, во время гастролей французской «Шестёрки» в Петрограде-Ленинграде. В его балете «Болт» заметно влияние музыкального стиля Сати времён балета «Парад» и «Прекрасная истеричка».

Некоторые произведения Сати произвели чрезвычайно сильное впечатление на Игоря Стравинского. В особенности, это относится к балету «Парад» (1917), партитуру которого он едва ли не целый год просил у автора, и симфонической драме «Сократ » (1918). Именно два этих сочинения оставили наиболее заметный след в творчестве Стравинского: первое в его конструктивистском периоде, а второе - в неоклассических произведениях конца 1920-х годов. Испытав большое влияние Сати, он перешёл от импрессионизма (и фовизма) русского периода к почти скелетному стилю музыки, упростив стиль письма. Это видно в произведениях парижского периода - «Истории солдата» и опере «Мавра». Но даже и через тридцать лет об этом событии продолжали вспоминать не иначе, как об удивительном факте истории французской музыки:

«Поскольку Шестёрка чувствовала себя свободной от своей доктрины и была исполнена восторженного почитания к тем, против кого выставляла себя в качестве эстетического противника, то и никакой группы она не составляла. „Весна священная“ произросла мощным деревом, оттесняя наш кустарник, и мы собирались было признать себя побеждёнными, как вдруг Стравинский вскоре сам присоединился к нашему кругу приёмов и необъяснимым образом в его произведениях даже чувствовалось влияние Эрика Сати».

- Жан Кокто, «к юбилейному концерту Шестёрки в 1953 году»

Придумав в 1916 году авангардный жанр «фоновой» (или «меблировочной») индустриальной музыки, которую не надо специально слушать, Эрик Сати также явился первооткрывателем и предтечей минимализма. Его навязчивые мелодии, повторяющиеся сотни раз без малейшего изменения и перерыва, звучащие в магазине или в салоне во время приёма гостей, опередили своё время на добрые полвека.

Библиография

Эрик Сати, автопортрет 1913 года (из книги «Воспоминания задним числом»)

  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. М., 1964; 2-е изд. - 1970.
  • Филенко Г. Э. Сати // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1967. Вып. 5.
  • Ханон Ю. Эрик-Альфред-Лесли: Совершенно новая глава во всех смыслах // Ле журналь де Санкт-Петербург. 1992. № 4.
  • Сати, Э., Ханон Ю. Воспоминания задним числом. - Спб: Лики России; Центр Средней Музыки, 2010. - 680 с. - 300 экз. - первая книга Сати и о Сати на русском языке, включающая в себя все его литературные произведения, записные книжки и большую часть писем.
  • Селиванова А. Д. «Сократ» Эрика Сати: Musique d’ameublement или репетитивная музыка? // Научный вестник Московской консерватории. Москва, 2011, № 1, с.152-174.
  • Дэвис, Мэри Э. Эрик Сати / Пер. с англ. Е. Мирошникова. - М: Garage, Ad Marginem, 2017. - 184 с.

На французском языке

  • Cocteau Jean Е. Satie. Liège, 1957.
  • Satie, Erik. Correspondance presque complete. Рaris: Fayard; IMEC, 2000.
  • Satie, Erik. Ecrits. Paris: Champ libre, 1977.
  • Rey, Anne Satie. Paris.: Éditions du Seuil, 1995.
Категории:

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные