Эрмитаж в стиле барокко. Анфилады и галереи эрмитажа. Танцевальный зал Большого дворца в Царском Селе

Программа, посвященная Зимнему дворцу - резиденции российских императоров, предлагает вам совершить увлекательное путешествие во времени. Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи - в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX - начало XX века), а также в наши дни. Панорамы сопровождаются комментариями и дополнены произведениями живописи, графики и документальными фотографиями.

Тексты подробно рассказывают о том, как изменялись на протяжении 250 лет внешний облик Зимнего дворца и его внутреннее убранство, а так же о различных сторонах жизни дворца, как официальной резиденции и как дома представителей царствующей династии Романовых.

Специальный раздел программы посвящен Александровской колонне - памятнику, воздвигнутому в честь императора Александра I - победителя Наполеона.

Зимний дворец - памятник русского барокко

"Я возвел в камне, - пишет Растрелли в описании своих работ, - большой Зимний дворец, прямоугольный по форме, с четырьмя фасадами... Строение сие в три этажа, не считая подвалов; внутри сего великого здания посередине устроен большой двор, через оный въезжает сама Императрица, и там расположен главный пикет Кордегардии".

Нарядный и монументальный дворец - яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой курдонер (парадный двор), обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

В плане дворец представляет собой грандиозный четырехгранник, в четырех мощных угловых ризалитах которого размещались Тронный зал, Парадная лестница, церковь и театр - четыре центра жизни императорской резиденции, соединенные между собой корпусами с анфиладами жилых комнат.

Согласно проекту Растрелли дворец окружили бутафорские пушки, которые "охраняли" его в течение 15 лет, а затем, по указу императрицы Екатерины II, их заменили на 24 пары каменных столбов. При Екатерине II проезды во дворец закрыли сосновыми воротами, двор вымостили крупным булыжником, а вокруг здания выложили тротуар из каменных плит. В 1763-1767 годах набережная Невы была одета в гранит.

Со временем возникли павильоны -"фонарики" над подъездами дворца и многочисленные балконы с навесами-маркизами, у его дверей появились деревянные тамбуры, у стен - полосатые сторожевые будки и фонари.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Некоторые изменения затронули и его архитектурный облик. Так, в 1764 г. со стороны Невы на месте тамбура сооружен портик, в 1796 г. к восточному фасаду пристроен корпус Георгиевского (Большого тронного) зала, а в 1833 году на крыше была поставлена башенка для размещения телеграфа.

Однако великолепный барочный образ здания сохранился и вошел в историю как один из шедевров Растрелли.

Во второй половине XVIII века при Екатерине II, испытывавшей страсть к архитектуре, возле Зимнего дворца были возведены Малый Эрмитаж с Висячим садом (арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), корпус Лоджий Рафаэля и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Так возник уникальный архитектурный ансамбль, который в XIX столетии был дополнен императорским музеем - Новый Эрмитаж (арх. Л. Кленце).

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38)

Зимний дворец— бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., - яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше.

Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме

Первый дворец — Свадебные палаты

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен[


Анна и Антон -Ульрих

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 год

Пятый зимний дворец
С 1754 по 1762 год идёт строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

В середине XIX веке в окраске дворца появились красные оттенки

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.

В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал).

В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке).

В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем».

Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1764 г. в Берлине через агентов Екатерина приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.

В 1780-1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферраном оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Исторические события

7 апреля (по другой версии — 11 апреля) 1762 года на Пасху состоялся обряд освящения дворца, на следующий день в него въехал императорский двор.

К. Ж. Верне. Пожар в Зимнем дворце

29 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны.Восстановительные работы потребовали громадных усилий, однако дворец был возрождён за два года. Работами руководил В. П. Стасов, который использовал новые конструкции перекрытий и кровли.

Женский ударный батальон на защите Зимнего Дворца от большевицкого мятежа.

5 февраля 1880 года народоволец С. Н. Халтурин произвёл взрыв в Зимнем дворце с целью убийства Александра II, при этом было убито одиннадцать солдат из караула и пятьдесят шесть ранено, но ни император, ни члены его семьи не пострадали.

9 января 1905 года во время шествия колонн рабочих к Зимнему дворцу была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов. В августе 1914 года после начала Второй Отечественной (Первой мировой) войны часть культурных ценностей из дворца, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву, однако Картинная галерея осталась на месте.

В середине октября 1915 года во дворце был размещён военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. Под госпитальные палаты были отведены залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский залы..Во время революции февраля 1917 года дворец был занят войсками, перешедшими на сторону восставших.

С июля 1917 года дворец стал резиденцией Временного правительства, которое объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть художественной коллекции была эвакуирована в Москву.

В ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года в дни Октябрьской революции Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек. Дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. К 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — защитники дворца почти не оказали сопротивления.

30 октября (12 ноября) 1917 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. В течение нескольких месяцев в комнатах первого этажа дворца располагался Наркомпрос. В парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты, лекции, собрания. В 1919 году во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».

Рабочие Кировского завода и молодые моряки на мосту. Защитники Ленинграда в дни блокады. Блокада Ленинграда Россия, Ленинградская область
22 июня 1941 года после начала Великой Отечественной войны в подвалах дворца оборудованы двенадцать бомбоубежищ, в которых до 1942 года постоянно проживали около двух тысяч человек. Во дворце была укрыта часть не эвакуированной музейной коллекции Эрмитажа, культурных ценностей из пригородных дворцов и различных учреждений Ленинграда.

В годы войны строения дворца пострадали от обстрелов артиллерии Вермахта и бомбардировок Люфтваффе, в общей сложности в них попали семнадцать артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы. Были повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице. 7 ноября 1944 года дворец был частично открыт для посещения. Восстановление залов и фасадов дворца продолжалось долгие годы после войны.

Архитектура

Фасад, обращённый к Неве
Современное трёхэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана Растрелли после его работ по ремонту дворца в Стрельне, вероятно, под влиянием великолепного архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон). Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия.

Часовой механизм башенных часов Зимнего

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев.


С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Чёрного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы (от находящейся здесь Большой церкви, заложенной ещё в 1763 году), «Церковная» и «Гаражная» (от расположенного тут гаража) западины, «Кухонный двор».

Конструктивные особенности

Трёхэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы, сохранившиеся ещё со времён Растрелли.

Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева (потолки утепляли войлоком и парусиной, стропила смолили). Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженером М. Е. Кларком разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки».

Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительствеВ 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем.

При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали.

В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы (позже на этой основе будет создана водо-воздушная система). Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Нечистоты аккумулировались в построенном ещё Растрелли коллекторе, отводящим нечистоты в Неву. После реконструкции набережной этот коллектор был заделан и Зимний дворец какое-то время «ходил под себя». В 1886 году Зимний дворец был электрифицирован.

Стропила над Большим Тронным залом.

Скрепа, несущая карниз

Двутавровая эллиптическая балка

Гончарные горшки в сводах дворца

Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму.Первоначальный цвет имел очень лёгкую тёплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской.
Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень лёгкое тональное выделение. По сути, фасады воспринимаются монохромными.

Расчистка исторической окраски

В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора.

Зимний дворец.Окраска второй половины XVIII в.Б.Ф. Растрелли

Зимний дворец.Окраска рубежа XVIII - XIX вв.

В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади — штаб Гвардейского корпуса и Главный штаб, что, по мнению архитекторов того периода, способствовало единству восприятия ансамбля. В 2011 году при реставрации Эрмитажного гаража для окраски его

Зимний дворец.Окраска первой четверти XX в.

Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет.

Зимний дворец.Окраска 1880-х - 1890-х гг.

В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. В 1940 году принимается решение об удалении масляной краски с фасада.

Зимний дворец.Окраска настоящее время

С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской.
С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды. В настоящее время поверхность меди защищают специальным красочным составом, содержащим ингибитор коррозии меди.

За шестьдесят пять лет у общественности и властей города сложился определённый стереотип в восприятии колористической гаммы дворца, однако по мнению научных сотрудников Эрмитажа, существующее в настоящее время колористическое решение фасадов не соответствует художественному образу дворца, в связи с чем предлагается воссоздание цветового решения фасадов, максимально приближенной к объёмно-пространственной композиции дворца, созданной Бартоломео Растрелли.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

Продолжение следует

Расцвет барокко в русском искусстве традиционно связывают с правлением дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761). Однако основные тенденции отделке парадных интерьеров отражали не столько личные пристрастия царицы, сколько современную моду, диктовавшуюся главным образом Францией. В России, позднее остальных стран Западной Европы включившейся в общеевропейский процесс, такие стилевые направления, как барокко и рококо, существовали почти одновременно, легко уживаясь между собой, в том числе в убранстве интерьеров.

Широко развернувшееся в середине ХVIII века дворцовое строительство определялось деятельностью выдающихся архитекторов - С.И. Чевакинского, Д.В. Ухтомского и, прежде всего Франческо Бартоломео Растрелли. Итальянец по происхождению, родившийся во Франции, Растрелли полностью реализовал свои творческие возможности в России, где проработал почти тридцать лет. С именем зодчего связаны почти все самые крупные дворцовые постройки 1730-1750-х годов, предполагавшие торжественные, церемониальные формы жизни. Он проектировал не только величественные развороты фасадов и длинные анфилады комнат, но и создавал их декоративное убранство. Среди населения зодчего сохранились десятки рисунков наборных паркетов, деталей скульптурной резьбы, предметов мебели, фигурных банкетных столов, осветительных приборов и т.п.

По традиции того времени в состав парадных анфилад барочного дворца входили несколько гостиных, картинный зал, комнаты с восточными раритетами, парадная опочивальня, будуар, кабинет, библиотека. Кульминацией служили Тронный и Танцевальный залы. Общая площадь Тронного зала в Зимнем дворце, построенным Растрелли для императрицы Анны Иоанновны (1730-1740) в 1734 году, составляла, к примеру, около тысячи квадратных метров. Появление интерьеров с гипертрофированными по отношению к человеку размерами и «архитектурными элементами убранства знаменовало новый этап в решении дворцовых апартаментов.

Необыкновенное по своему размаху строительство развернулось не только в столице, но и на подступах к ней: только по дороге из Петербурга в Москву в царствовании Елизаветы Петровны возвели двадцать пять путевых дворцов. Создание пышной барочной орнаментики требовало усилий сотен столяров, резчиков и позолотчиков, которых постоянно отправляли в Петербург со всех концов страны. Помимо ремесленников государственных ведомств, в столицу прибыли также многочисленные умельцы, посланные из монастырей и даже дворянских усадеб. 1 Но нехватка опытных резчиков была настолько ощутимой, что мастеров приходилось специально выписывать из Москвы, где передававшийся по наследству опыт в обработке древесины восходил к древней традиции создания сложных многоярусных иконостасов. Для нужд петербургского строительства привлекли также резчиков из отдаленных районов верхней Волги. Под руководством столичного мастерства Иоганна Франца Дункера они резали из липы различные орнаментальные детали, в барочные завитки которых «вплетались то полевые цветы, то подсолнухи, то дубовые листья, то камыш. 2

Привлеченные невиданным размахом строительных работ, в столицу Росси начали приезжать все новые и новые иностранные ремесленники. Наряду с ними продолжали работать и те, кто зарекомендовал себя еще в петровское время - мастер столярных дел Жан Мишель и мастер «кроватного убору Антуан Рушбот. В 1730-1740-е годы в столице трудилась целая плеяда талантливых резчиков, исполнявших во дворцах декорировку на «французский манер. Многие из них прошли обучение в школе, организованной еще Никола Пино (сам Пино, находившийся в эти годы в зените славы, уже покинул Россию и успешно работал при дворе Людовика XV).

В период расцвета «елизаветинского барокко начала формироваться обстановка парадных комнат, в состав которой традиционно входили золоченые или посеребренные консольные столики, стулья, кресла, канапе, торшеры и зеркальные рамы. Как писал Якоб Штелин, «в 1750 году и в несколько последующих лет не было больше ни одного знатного дома в Петербурге, который е был бы меблирован в новейшем французском вкусе и богато украшен золоченой резьбой (Каждый предпочитал самую последнюю и часто барочную отделку в резьбе). 3

С усилением рокайльных тенденций в середине XVIII века, помимо золочения, в моду вошла раскраска мебели по левкасу - белая или цветная. Иногда фон и резьба красились в два тона, гармонируя с нарядной вышитой или штофной обивкой. Мебель, выполненная в рокайльной манере, отличалась большей утонченностью пропорций и изяществом контуров. В предметах мебели с преобладанием барочных черт объемная резьба часто покрывалась сплошной позолотой, а асимметричный растительный декор нередко соседствовал с аллегорическими элементами, усиливая контрасты масс и светотени.

Место предметов мебели в интерьере, как правило, было заранее предопределено. Иногда они оказывались непосредственно связаны со стеной, как, например, столы консоли, с прикрепленными к стенам деревянными подстолья, поддерживаемыми одной. Двумя или тремя изогнутыми опорами. Декоративные функции такой мебели, обильно украшавшейся резной орнаментикой, заметно превалировали над ее утилитарным назначением. Подобных образцов эпохи барокко до нашего времени сохранилось немного, что вполне объяснимо: резные детали быстро ломались, позолота осыпались, а ярко выраженная их «стилевая направленность не слишком вязалась с последующей модой в искусстве.

Спешность дворцового строительства, получившего в 1750-е годы особый размах, приводила к тому, что даже в императорских покоях нарядных предметов обстановки постоянно не хватало. Известный мемуарист А.Т. Болотов, побывавший по долгу службы в 1762 году в только что отделанном новом Зимнем дворце, отмечал: «Та пуще всего была напасть, что сидеть было вовсе не на чем, во всех комнатах, где мы бывали, не было тогда не единого стульца, а стояли только в одной проходной комнате одни канапе, но и те были обиты богатым штофом и такие, на каких мы сначала не смели и помыслить, чтоб садиться 4

К редким сохранившимся образцам мебели, спроектированным Растрелли для Зимнего дворца, относятся многоярусные торшеры на двадцать девять свечей. Они имеют вид экзотических деревьев с раскинутыми в стороны изогнутыми ветвями и сидящими под ними фигурками путти. В торшерах сконцентрированы черты. Характерные для стилевых поисках эпохи: обилие резных деталей (начиная с неглубоких завитков и выемок, кончая объемными скульптурными композициями) и стремление под внешней отделкой скрыть конструкции изделия. Эти монументальные светильники были неразрывно связаны с остальным декоративным убранством интерьера столь же вычурными контурами и общими мотивами резьбы.

К редким памятникам середины XVIII столетия относится также золоченое канапе, некогда входившее в обстановку Большого Царскосельского дворца, построенного по проекту Ф.Б. Растрелли. Резной декор канапе динамичен и раскован; в нем чувствуется мастерство опытного резчика, привыкшего иметь дело с большими плоскостями. Волнообразные контуры спинки повторяются в мотивах фигурных рам десюдепортов и зеркал.

Однако столь распространенные предметы мебели Елизаветинской эпохи (вошедшей в историю пышными торжествами), как столы, до нас практически не дошли. Огромные столы для банкетов в то время составлялись из нескольких десятков отдельных «штук так, чтобы они создавали какую-либо затейливую форму: корону, вензель, раковин и т.п.

Их покрывали скатертями, подхваченными внизу нарядными бантами и лентами. Французский дипломат де ла Мессельер вспоминал, например, прием в большом и богато убранном зале, освещенном девятьюстами свечами, где посередине стоял стол на четыреста персон. 5

Особый вид мебели представляли столы для «Эрмитажа, которые слуги сервировали на нижнем этаже, а затем посредством специальных механизмов поднимали наверх; так что хозяева с гостями могли предаваться без лишних свидетелей.

Для любого многолюдного торжества требовалось большое количество мебели для сидения - достаточно удобной, красивой и прочной по конструкции. Практичные стулья и кресла приобретались, как правило, у английских купцов, регулярно доставлявших свой товар в Петербург. Приток подобной продукции особенно увеличился после заключения в 1734 году специального «трактамента «О дружбе и коммерции между Россией и Англией. Известны случаи, когда императрица Елизавета Петровна заказывала в Лондоне сразу несколько десятков предметов со спинками «веером и ножками « с коленцами.

Все возраставшие потребности в удобной обстановке побуждали петербуржцев налаживать собственные производства. Большое распространение получили стулья и кресла, близкие по формам популярному в то время английскому «стилю чиппендейл. Имя выдающегося мастера Томаса Чиппендейла, создавшего собственное художественное направление, пользовалось необычайной известностью в Европе, благодаря опубликованному в 1754 году сборнику показательных образцов.

Определение «стиль чиппендейл относится к стульям и креслам с жесткой расширяющееся кверху сквозной спинкой и ажурной вертикальной вставкой - сплатой посредине, врезанной в царгу. Их характерной чертой являлась также особая конфигурация сильно изогнутых ножек - кабриолей с широкой лобовой частью, украшенной, как правило, резной розеткой или пальметтой. Оканчивались такие ножки деталью в виде птичьей лапы, держащей шар, либо упрощенно-стилизованным под нее приплюснутым утолщением.

Решение центральной детали - сплаты в изделиях Чиппендейла отличалось большим разнообразием. Сначала она представляла собой изогнутую деревянную пластину, напоминающую своими очертаниями вазу. Со временем мастер облегчил конструкцию мебели, слегка уменьшил ее высоту, а гладкую поверхность сплаты превратил в ажурную вставку фигурной формы (среди многочисленных вариантов е резьбы особенным успехом пользовался рокайльный мотив в виде переплетенных лент). Более изящным стали контуры спинки, плавным изгибом переходившей в утолщающиеся книзу ножки.

В подражание английским образцам русские столяры все чаще старались изготавливать свои вещи из ореха, вошедшего в это время в моду красного дерева. Однако дорогой привозной древесины было мало, поэтому нередко стулья и кресла приходилось делать из местных пород - дуба или «простова дерева (согласно терминологии того времени) - березы, сосны, ели, окрашенных «на ореховый колер (под орех) или в «цвет мегонского дерева (под красное дерево).

Увлечение продукцией из Англии, доходящее до ее буквального копирования, было настолько ощутимо, что атрибуция русской мебели второй четверти XVIII века, схожей по виду с английской, и по сей день остается одной из наиболее сложных. Исполнителями «английской по виду мебели являлись как заезжие мастера-иностранцы (в этом случае ее практически невозможно отличить от подлинной английской), так и местные ремесленники. Последние делали предметы виду очень похожие на вещи западного производства, но все-таки заметно отличившиеся по пропорциям, конструкции и отдельным мелким деталям декорировки.

Производство удобной в быту «чиппендейловской мебели осваивалось не только городскими «стульными мастерами, но и доморощенными крепостными умельцами. Однако последние постигали новые формы как бы «вприглядку, воспроизводя только схему, но, не всегда осмысляя принципы и логику построения предмета. Это приводило к созданию вещей, к которым применимо понятие «примитива. Их характеризует обобщенность форм, лаконичность резьбы и упрощенность декора. Пропорции их по сравнению с эталонными образцами нарушены. 6

К числу наиболее интересных примеров усадебной мебели, выполненной по английским мотивам, относится часть гарнитура (семь стульев и кресло), бытовавшего в усадьбе графа А.Р. Воронцова Андреевское Владимирской губернии. От своих заграничных прототипов эти предметы отличаются не только конструктивными особенностями, но и внешней грузностью, укрупненностью деталей, производя в целом впечатление «раздобревшего на русских хлебах англичанина. 7 По сравнению с матовой поверхностью пропитанного воском благородного «махагони английских образцов русские предметы более многоцветны, отличаются обилием резных рокайлей и золоченых рельефных контуров. Несколько утрированные формы, пластичный декор и чрезмерная насыщенность цвета выдают мощное простонародное начало, привносящее в образцы русского барокко национальные черты. Следует отметить, что отечественные столяры, плотники и резчики клеймили свои изделия чрезвычайно редко, особенно в ХVIII веке. Имена местных исполнителей можно узнать лишь благодаря архивам или упоминаниям современников; однако и это по преимуществу имена мастеров-иностранцев - именно они, как правило, заключали письменные контракты на различные подрядные работы, нанимая в свои «команды русских мастеров. 8

Не были склонны рекламировать имена своих соотечественников и частные заказчики: в эпоху становления мебельного дела, когда отечественная продукция редко еще достигала европейского уровня, гораздо престижнее считалось привозить вези из за границы или прибегать к услугам заезжих мастеров. Отсюда - многочисленные безымянные копии заграничных мебельных изделий. 9

Подражая западноевропейским образцам, русские мастера осваивали новые, незнакомые формы и художественные решения. В убранстве интерьеров Елизаветинской эпохи наблюдалось две основные тенденции: мебель для парадных покоев делали преимущественно с оглядкой на модные французские образцы, а при создании обстановки для жилых или административных помещений ориентировались на более рациональное англо-голландское направление.

Среди корпусной мебели самыми сложными для исполнения, дорогими и престижными, являлись шкафы-бюро, совмещавшие в себе функции письменного стола, комода, кабинета шкафа для книг. Одну из известных столичных мастерских, изготавливавших в это время подобную мебель, возглавлял Федор Мартынов. По указу Петра I с 1717 по 1724 год он обучался в Лондоне «кабинетному делу, а затем вернулся на родину и трудился по заказам двора. С 1738 года Мартынов возглавил при Канцелярии от строений все работы, связанные с изготовлением мебели, фанерованной дубов, орехом и красным деревом. Известно, что нередко его изделия украшались разнообразным «штучным орнаментом, то есть в техники маркетри. Металлическая фурнитура для них делалась на заказ, по специальным образцам. 10

Парадная лестница в Большом Дворце Петергофа

Санкт - Петербург. По рисунку Ф.Б. Растрелли

1750-1760-е

Дерево; резьба, золочение; зеркало. 73х66

Государственный Эрмитаж

Асимметричная композиция рамы зеркала, динамичная пластика форм, их раскованность выдают руку мастера, привыкшего работать на больших плоскостях, украшая анфилады дворцовых покоев бесконечным кружевом золоченой резьбы. Есть основания считать, что зеркало сохранилось от первоначального убранства Зимнего дворца.

Столик

VIII века.

Дерево; резьба, окраска, роспись, золочение.

75х37х37

Государственный Эрмитаж

Столик происходит из собрания известного петербургского коллекционера Ю.Э. Озаровского. Начав собирать коллекцию в конце 1890-х годов, Ю.Э. Озаровский создал в своем небольшом доме в Соляном переулке в Петербурге частный музей под названием «Старый домик. Экскурсоводом был сам хозяин - великолепный рассказчик, страстный любитель старины, автор ряда публикаций об антикварном рынке того времени. Этот столик «в стиле рококо упомянут в путеводителе «Старый домик Ю.Э. Озаровского

Столик туалетный

Санкт - Петербург. Середина Х VIII века.

Дерево; резьба, золочение, окраска; обивка - штоф.128х175х65

Государственный Эрмитаж

Подобные «стильные вещи, предназначавшиеся для парадных анфилад, как правило, задумывались архитекторами одновременно с остальными деталями убранства: дверьми, люстрами, паркетами, резными картушами, обрамлениями зеркал и десюдепортов.

Основное внимание мастера сосредоточено не на удобстве, а на декоративных качествах канапе: сиденье слегка приподнято, что придает особую монументальность. Вместо обычной в барочной мебели для сидения мягкой спинки в резном фигурном обрамлении мастер украшает всю ее поверхность обильной орнаментикой, в которой преобладают мотивы раковин. Блеск позолоты оттеняет зеленая окраска фона резьбы. Обивка под цвет окраски выполнена из зеленого штофа нескольких оттенков.

Характерные контрастные сопоставления форм, масс, фактур отражены и в своеобразных картушах на спинке, которым придана объемность за счет специальных подложек. Мягкий матрац, который клали на сиденье, не сохранился.

Стол-консоль

Санкт - Петербург. Середина XVIII века

дерево; резьба, золочение, окраска

150х92х57

Государственный Русский музей

В эпоху барокко в России все чаще появляется мебель, выполненная в технике наборного дерева. Однако, в отличие от сложных сюжетных композиций западноевропейских образцов, русские ремесленники нередко использовали в декоре повторяющийся геометрический рисунок. По своему виду и технике он был чрезвычайно близок к узорным орнаментам паркетных полов, поскольку исполнителями, как правило, явились те же мастера «наклейной работы.

С 1750-х годов для столичной наборной мебели становится типичным включение в мозаичный орнамент деталей из моржовой кости. Именно в Петербург во время сезонных заработков отправлялось большинство северных мастеров-косторезов, отлично владевших техникой маркетри. Среди них особенно выделялся мастер костяных дел Осип Дудин, который, судя по его объявлению в «Санкт - Петербургских ведомостях за 1761 и 1764 годы, умел делать не только различные изделия из кости, но и «шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев. До нашего времени сохранились уникальные образцы корпусной мебели, поверхность которых полностью покрыта тонкими резными костяными пластинами со сквозным узоров наподобие ажурного кружева или снежной изморози.

Особым видом декорировки являлась и лаковая роспись. Еще с петровских времен на восточный манер отделывались целые кабинеты ли. Как их тогда называли, «лаковые каморы. Как правило, их украшали подлинные образцы китайского искусства, в значительном количестве переправляемые в Москву, Петербург, другие города России через Кяхту и Иркутск. Однако появлялись и предметы, сделанные в подражание им в стиле «шинуазри. Примером такой мебели может служить кабинет белого расписного лака, выполненный в 1759 году «лакирным мастером Кондором (по другим документам - Конрадом) по заказу великой княгине Екатерины Алексеевны для «Эрмитажа в Ораниенбауме.

Сам факт существования в Петербурге налаженного производства наборной и лакированной мебели свидетельствует о появлении в столице уже в середине ХVIII века мастеров, способных производить самые модные предметы обстановки. Помимо приезжих «вольных ремесленников их исполняли и казенные столяры ведущих петербургских ведомств, прежде всего Канцелярии от строений.

Крупнейшая в стране строительная организация, где были сосредоточены наиболее значительные силы мастеровых, Канцелярия сделалась для них своеобразной Академией художеств. Ведомство постоянно заботилось и о будущих кадрах. Дети всех ремесленников обучались грамоте в специальной школе, а с двенадцати лет каждого воспитанника начинали приобщать к какому-либо ремеслу. 11

По объему выполнявшихся работ и штату ремесленников с Канцелярией могла сравниться лишь Адмиралтейств-коллегия, в которой на 1751 год, согласно ведомостям относящейся к ней Партикулярной верфи, числилось семьсот пятьдесят пять охтинских «переведенцев; из них умеющих изготавливать художественную мебель - отделки домов знати, поскольку еще в петровское время жившие на Охте ремесленники зарекомендовали себя как исполнители качественных и относительно недорогих «домов уборов.

Крупнейшие ведомства - Канцелярия от строений, Адмиралтейств-коллегия, Академия наук и Каморцалмейстерская контора, ведавшая внутренним убранством императорских резиденций, опосредованно влияли на общую художественную направленность петербургского мебельного искусства. Как ведущие архитекторы, так и вдохновившие из «команды мастера-ремесленники были постоянно заняты не только государственными заказами, но и многочисленными частными работами в домах состоятельных жителей столицы.

Кроме того, с ними были тесно связаны и цеховые ремесленники, периодически привлекавшиеся к совместным подрядным работам.

Все эти сведения заставляют с большой осторожностью отнестись к известному высказыванию Екатерины II: « Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы, комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. 13 На основаниях этих слов обычно делается вывод, что количество мебели в жилых помещениях середины XVIII века, даже во дворцов по желанию Елизаветы Петровны одновременно строилось сразу несколько. Однако для личных покоев всегда можно было купить мебель на собственные деньги, не дожидаясь разрешения императрицы. Поэтому в конце концов молодая великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая императрица) стала сама заниматься обстановкой отведенных ей комнат, и, как видно из ее «Записок, вполне успешно. 15

Надо заметить, что мебели, которую изготавливали или продавали в столице, хватало не только петербуржцам, но и жителям других городов России. Бывали случаи, когда знатный вельможа делал сразу несколько копий для различных владений, как, например, граф А.П. Бестужев-Рюмин, который построил себе дом в Москве в 1753 году «по самому точному образцу существовавшего его дома в Петербурге: все комнаты здесь были расположены точно так, как и в петербургском доме. 16

Как следствие усилившейся деятельности по убранству интерьеров в 1731 году издается в Москве при Сенате специальный «Пошлинный тариф, в котором упоминается немало «домовых уборов и различных дорогих материалов, ввозимых из-за границы. Тут есть, в частности, ореховое дерево в «досках, красное, «желтое и «синее дерево «в поленьях, стекла «французские, «гамбургские и «любские (то есть из Гамбурга и Любека). Среди предметов мебели особенно выделены столы и стулья «всяких рук, кабинеты, «шкатулы, геридоны, кроватные уборы, расписные и лаковые доски, а также горки под «ценинную (фарфоровую) посуду.

Однако совершенно ясно, что большинство москвичей, так же как и жителей провинциальных городов, были далеки от модных нововведений, обставляя свои дома при помощи доморощенных умельцев. Вот как описывает А.Т. Болотов увиденную им по возращении из Петербурга в 1750 году «наилучшею и первейшую комнату в своем имении: «В переднем углу стоял длинный стол, в другом была матери моей кровать, в третьем печь и подле нее широкая скамья, а в четвертом стоял на лавках так почерневший шкафчик. Что надлежало разве скоблить ножом, чтоб узнать, что он был некогда крашен красками. 17

Зато зять Болотова обустроил свой дом с гораздо большим комфортом; он создал специальные мастерские, где работали крепостные «резчик, кузнец, слесарь, седельник, несколько человек ткачей, портных, сапожников и других тому подобных мастеровых и рукодельных людей. 18 С началом правления Екатерины II, когда многие дворяне, освободившись от обязательной воинской службы, вернулись в свои имения, процесс обустройства стал заметно интенсивнее, а русское мебельное искусство приблизилось к своему наивысшему подъему.

Канапе

Санкт - Петербург. Середина Х VIII века

Дерево; резьба, золочение; обивка - вышивка шерстью крестом. 129х294х54

Государственный Эрмитаж

Канапе эпохи барокко присуща некоторая гипертрофированность форм, сложность изменчивого силуэта, броская полихромность. В данном случае обивка искусно составлена из нескольких вышивок более раннего времени.

Торшер

Санкт - Петербург. Около 1762.

Дерево; резьба, золочение. 474х140х90

Государственный Эрмитаж

Шестиярусный на двадцать девять свечей торшер со скульптурными фигурками путти является уникальным образцом первоначального убранства Зимнего дворца, выполненного по проектам Растрелли. Пышная резная орнаментика, стремление под декорировкой скрыть конструкции изделия, воспринимавшегося неразрывно с остальным резным убранством интерьера, - характерные черты парадной мебели эпохи барокко.

Канапе

Санкт - Петербург. По проекту Ф.Б. Растрелли. 1750-е

Дерево; резьба, золочение; обивка - штоф

123х229х69

Царское Село

Выполнено по проекту Растрелли для обстановки парадных залов Большого Царскосельского дворца под руководством австрийского резчика-скульптора И.Ф. Дункера

Стулья


Россия. 1750-1760-е

Дерево; резьба, окраска, золочение; обивка - штоф 105х54х48

Государственный Эрмитаж

Стул в центре публикуется впервые

Окрашены «на ореховый колер. Верх спинки, ножки и царга украшены резными золочеными рокайлями. Рельефные контуры конструкции выделены позолотой. На оборотной стороне спинок стульев вырезаны латинские литеры: D, G, L. Если предположить, что это обозначение последовательности изготовления стульев, то можно сделать вывод, что их было по крайней мере четырнадцать. Подлинная обивка стульев представляет собой вышитые накладки, закрепленные на штофной ткани. Это не что иное, как детали от отделки кроватного ламбрекена. Выйдя из моды или износившись, стоивший немалых усилий и кропотливого труда вышитый «кроватный убор аккуратно разрезался и становился украшением мебели. Подобные примеры не единичны и указывают на то, что обивка может быть не только более позднего, но и гораздо более раннего происхождения, чем сама вещь в целом.

Резные спинки стульев

Санкт - Петербург. Вторая треть XVIII века

Орех, дуб; резьба; обивка - кожа. 95х51х42

Государственный Эрмитаж

Стул и кресло справа публикуются впервые.

Стул из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова

Середина XVIII века

Дерево; резьба, золочение, окраска. 110х48х58

Кресло из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова

Россия. Владимирская губерния Усадьба Андреевское

Мастерские графа А.Р. Воронцова

Середина XVIIIвека

Дерево; резьба, золочение, окраска. 120х57х60

Государственный музей архитектуры

Паркет из западного китайского кабинета Большого дворца в Петергофе .


Общий вид и фрагменты

Санкт - Петербург. Мастер О. Дудин

Около 1777

Дерево; кость, фольга; рельефная и ажурная резьба, гравировка. 94х86,4х39

Частное собрание

Бюро - кабинет с верхней откидной крышкой и четырьмя выдвижными ящиками имеет пять бронзовых ключевин, две бронзовые боковые ручки для переноса кабинета, шесть костяных ручек для выдвигания ящиков да - на кронштейнах, поддерживающих откидную доску. Кабинет обложен костяными пластинами, прикрепленными к деревянной основе с помощью клея и тонких костяных шпилек.

Поверхность кабинета украшена тридцатью шестью рельефными пластинами, двадцать их которых в черных рамках. На восьми пластинах портретные изображения русских императоров и императриц ХVIII столетия.

Фасад кабинета, помимо пластин с портретными изображениями, украшен еще двенадцатью рельефными пластинами.

Все тридцать шесть рельефных изображений декорированы пластинами ажурной сквозной резьбы растительного характера с фигурами птиц и животных. Под которые подложена цветная фольга: зеленого, красного и золотистого цвета. Остальные пластины с изображениями цветов, травяного орнамента, цветов и деревьев в вазонах, которыми обложен кабинет - бюро, выполнены в технике гравировки.

Эти рисунки нанесены на костяные пластинки неглубоко прорезанными линиями, штрихами и сеткой и протравлены зеленой, коричневой, красной или черной краской. Резьба по кости в северных областях России существовала с давних пор, но наибольшую популярность и распространение, костяные изделия получили по второй половине ХVII века. Существовало несколько центров костяного искусства: на севере - Холмогоры, Архангельск, в центре, в Москве - Оружейная палата (в ХVII столетии), но после основания. Санкт - Петербурга, в первой половине ХVIII века происходит перераспределение художественных сил страны, и к середине века наиболее искусные мастера трудятся в столице. Их работы формируют спрос на костяные изделия. Мастера-косторезы заполняют рынок мелкими поделками: ларцами, шкатулками для рукоделия, туалетными коробочками, гребнями.

Для более состоятельных покупателей они изготавливают настольные кабинеты, туалеты, бюро. Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой.

Бюро-кабинет

Санкт - Петербург. Мастера Адмиралтейств-коллегии. 1750-е.

Дерево; резьба, золочение, полихромная окраска.

Государственный Эрмитаж.

Картуш - один из редких подлинных образцов убранства петербургских интерьеров эпохи барокко. Сочная объемная резьба контрастирует с гладким средником, на котором помещен расписной герб графа П.И. Шувалова.

Позолота, как это характерно для ХVIII века, нанесена на плотный слой левкаса и красного полимента - клеевого состава, служащего для более крепкого приклеивания листочков золотой фольги к поверхности резьбы. Некоторые детали (плоды и цветы в венках, фигурки путти, женские полуфигуры) расписаны прямо по позолоте; обнаженные участки тела - в бледно-розовый цвет, волосы - в темный, выделены глаза, ресницы, брови, нанесены румяна на щеки. Подобный прием раскраска «под натуру был особенно типичен для корабельной резьбы XVIII века, которую выполняли мастера Адмиралтейств-коллегии.

Кабинет

Санкт - Петербург. Мастер Ф. Кондор 1759

Дерево; роспись по лаку, резьба. 234х91х57

Ораниенбаум

Бюро было сделано на заказ для юной великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрица Екатерины II), о чем имеется запись в ее расходной книге: «Лакировалному мастеру Кондору за сделанный им в1759 году в Ораниенбаумской Ермитаж лакированной кабинет - 600 (рублей) - сумма по тем временам весьма значительная. Для сравнения, месячный оклад «кабинетного дела мастера Ф. Мартынова в Канцелярии от строений составлял сто восемьдесят рублей.

Танцевальный зал Большого дворца в Царском Селе


Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1750-е

Задуманный Растрелли зал стал «визитной карточкой эпохи императрицы Елизаветы Петровны. По-барочному вытянута форма зала (ширина 17, длина 47 метров), фактурное и цветовое разнообразие в отделке, многократно отраженной зеркалами в резных золоченых рамах, создают мажорно-приподнятое настроение.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.

Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.

Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж

Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743).

После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.

Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы

Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Интерьеры павильона Эрмитаж

На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.

Центральный зал в павильоне Эрмитаж

Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж

Кабинет в павильоне Эрмитаж

В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.

Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма

Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма

Весь стол опускается вниз

Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой

Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.

Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа

Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки

Вензель императрицы

Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж

Центральный зал павильона Эрмитаж

Сервировка стола в Эрмитаже

Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.

Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец

Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.

Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж

С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.

Площадка у павильона Эрмитаж

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Эрмитажная кухня

На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.

Эрмитажная кухня в Царском Селе

Посещение павильона Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах, расположенных в нескольких зданиях.
В его состав входят Большой (или Старый Эрмитаж), Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр. И это только основные здания.

Парадные интерьеры дворцов занимают особое место в планировке Эрмитажа.

Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец из-под арки главного штаба



Зимний дворец

В огромном комплексе зданий Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге, я хочу показать только одну из составляющих его архитектурного богатства.
Это анфилады и галереи залов.

Анфилада - это ряд находящихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси. Анфиладное расположение комнат чаще всего встречается в постройках дворцового типа. Дом с анфиладой парадных залов, с гостеприимно открытыми дверями позволяет увидеть цепочку помещений, уходящих в перспективу. Во времена барокко и классицизма принцип анфиладного размещения парадных комнат или залов был главенствующим в планировке дома .

Примеров не счесть. Но в Эрмитаже, одном из главных и крупнейших музейных комплексов России, анфилады отличаются особым великолепием.


Зимний дворец со стороны Невы

Вот только несколько примеров этих парадных залов с расположенными по линеечке парадными дверями, которые придают огромный эффект всей планировке дворцов. Создается перспектива залов, как бы уходящих в беспредельные дали.


Большой Эрмитаж. Анфилада залов итальянского искусства


Большой Эрмитаж. Анфилада комнат и кабинетов


Лоджия Рафаэля. Помещение для копий фресок Рафаэля из Ватиканского дворца.
Галерея была открыта для обозрения в 1792 году. Архитектор Дж.Кваренги


Новый Эрмитаж. Верхний вестибюль и парадная лестница.
Залы Нового Эрмитажа открылись для посетителей в 1852 году. Окружающая лестницу галерея верхнего вестибюля украшена шестнадцать колоннами из финского гранита.


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал.
Двадцать колонн зала выполнены из сердобольского гранита. Потолок металлический с полихромной росписью. Пол - мозаичный, работы Петергофской фабрики.

На всех этих фотографиях присутствуют перспективы залов, расположенных в одну линию.
Или галереи и колонны в одном зале, так же уходящие в перспективу.

Подобный прием построения плана здания создает определенную иллюзию пространства.
Уходящие в перспективу анфилады, залы с колоннами и галереи кажутся значительно длиннее, чем это есть на самом деле.

Особенно интересен сам прием анфиладного построения помещений, композиционно связанных осью дверных проемов. Прием, получивший царственное начало в дворцах Петербурга, и затем подхваченный в сотнях дворянских домов по всей Российской империи. В обеих столицах, в губернских центрах, и в сотнях барских особняках по всей стране. В московских ампирных особняках тоже активно применяли анфиладу, даже состоящую всего из трех небольших комнат.
Но анфилады дворцов в Петербурге, созданные во времена барокко и классицизма - это масштабные произведения архитектуры, которые всегда будут поражать наше воображение.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные