Факторы влияющие на формирование идентичности человека. Факторы формирования идентичности в современном мире идентичность российской элиты в условиях цивилизационного выбора. Семейная динамика "

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Канцедалова Татьяна Петровна

магистрант 1 курса, кафедра всеобщей истории,
философии и культурологии БГПУ г. Благовещенск

Буяров Дмитрий Владимирович

научный руководитель, к.ф.н., доцент БГПУ г. Благовещенск

В условиях трансформации сложившейся системы воспитания, которая затрагивает все социальные институты общества, гражданское воспитание занимает одно из ключевых положений. Формирование гражданской идентичности определяется социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране в условиях поликультурности современного общества. Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, именно образованию отводится ключевая роль в консолидации российского общества. Школа выступает основным средством формирования идентичности у подрастающего поколения и несет ответственность не только за полученные знания, но и за воспитание патриотизма, формирование представления о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществ; активной гражданской позиции, осознание нравственного смысла, свободы в неразрывной связи с гражданской ответственностью. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.

Обратимся к понятию гражданской идентичности. В педагогической науке существует несколько подходов к определению понятия идентичности вообще, а от этого и гражданской идентичности в частности. А.Н. Иоффе определяет гражданскую идентичность, как осознание принадлежности к обществу граждан, имеющее для индивида значимый смысл. А.Г. Асмолов за основу данного понятия берет осознание принадлежности на общекультурной основе, а также то, что понятие гражданской идентичности не тождественно понятию гражданства, (как отмечает это в своих работах М.А. Юшин), а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Т. Водолажская рассматривает данное понятие в рамках реализации личности, в ее базисных потребностях, в принадлежности к определенной группе. Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что гражданскую идентичность понимают, как осознание принадлежности к сообществу граждан одного государства, основанного на осознании гражданской общности, как коллективного субъекта; или отождествление гражданской идентичности личности – статусу гражданина. В данном случае гражданская российская идентичность – осознание личностью принадлежности к российскому государству, гражданином Российской Федерации; готовности и способности выполнять гражданские обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.

В современной концепции российского образования в гражданскую идентичность вкладывают такие понятия, как патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Исходя из определения и содержания гражданской идентичности, выделяются ее структурные компоненты. А.Н. Иоффе выделяет 4 структурных компонента гражданской идентичности: первый – когнитивный, под которым понимается гражданская информированность и грамотность; второй – ценностный – гражданская позиция; эмоциональный – патриотизм, любовь к Родине своему краю; деятельностный – гражданственность, действия по решению проблем и помощи окружающим .

По А. Г. Асмолову становление гражданской идентичности требует формирования четырех личностных компонентов: когнитивного – знания о принадлежности к общности граждан России, ценностного – наличия позитивного отношения к факту принадлежности, эмоционального – принятия гражданской идентичности, поведенческого – участие в общественной жизни.

К уже вышеперечисленным компонентам, опираясь на работу Л.В. Бычковой (Мостяевой), можно добавить такие компоненты, как коннотативный (эмоционально-оценочный) и аксиологический (ценностно-ориентированный) .

Исходя из выше предложенных концепций, разработано авторское представление структурных компонентов и их наполняемость:

  • когнитивный (знаниевый) – знания, которыми обладает личность для идентификации себя, как гражданина, а также знания, позволяющие ему активно выражать свою гражданскую позицию (знания об историческом прошлом государства, политической культуре, государственной структуре и др.);
  • ценностно-ориентировочный – определяется гражданской позицией личности, его отношением к таким понятиям, как Родина, Отечество; уважение другого субъекта, как гражданина и его гражданской позиции;
  • эмоционально-оценочный – способность к рефлексивности собственного гражданского поведения, четкая и аргументированная гражданская позиция, умение оценить и сопоставить свои действия с гражданскими идеалами и ценностями государства;
  • деятельностный (практический) – определяется поведением человека, как гражданина того или иного государства, участием в общественной и политической жизни страны, его правовая деятельность и гражданская активность.

Исходя из содержания гражданской идентичности, возможным становится выявление факторов, определяющих ее формирование. Следует выделять объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относим те, которые не зависят от деятельности и волевых решений человека. К таким факторам можно отнести: общее историческое прошлое (обычно выражено в легендах, символах и др. исторических источниках); самоназвание общности (другие различные этнонимы); общий язык, на котором говорят большинство граждан в государстве; общая культура (политическая, правовая, экономическая); эмоциональные состояния, проживаемые общностью, связанные с ситуациями, складывающимися в стране.

Россия – многонациональное, полиэтническое государство, признающее основы светского общества, но в котором и религия играет немаловажную роль в процессе воспитании и самоидентификации личности. Несмотря на универсальность, к которой стремится современное общество, необходимо учитывать роль национальных традиций в воспитание и региональный фактор. Поэтому задача школы состоит в формировании поликультурной среды для возможности развития гражданской идентичности личности.

Субъективные факторы, определяющие формирования идентичности относятся к конкретной ситуации, субъектам, содержанию. В данной ситуации школа будет рассматриваться, как средство формирования гражданской идентичности у школьников и в зависимости от этого, выделяются такие факторы:

  • цели образования и воспитания школьников, установленные на государственном уровне, так, например, формирование гражданской идентичности определено государственным стандартом, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы;
  • содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию. В данном случае, рассматривается содержание как основных предметов, изучаемых школьниками, так и во внеучебной деятельности по предметам, а также в воспитательной деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях. Если содержание материала по предметам определяется стандартом и учебником, то в остальных сферах, содержание чаще определяется самой школой и конкретным учителем.
  • эффективность формирования гражданской идентичности определяется методами, формами, технологиями, используемыми учителями в своей педагогической практике, механизмами, способами организации деятельности (индивидуальное, коллективное, самостоятельное, интерактивное и т.п.), что в совокупности является третьим фактором.
  • возможность проявлять свою гражданскую позицию (возможность прикладного использований знаний в образовательной среде, развитие объединений, общественных организаций, самоуправления, для реализации деятельностного компонента гражданской идентичности, проявление гражданской активности).

Следующие факторы можно объединить в две больше группы и рассматривать их в зависимости от влияния педагога и школьника на процесс формирования гражданской идентичности.

Первая группа факторов выявлена на основе влияние на процесс формирования гражданской идентичности самого школьника:

  • индивидуальные особенности (например, необходимость в инклюзивном образовании);
  • уровень мотивации (будет высокой при условии совпадения персональных запросов с программой воспитания);
  • семья и воспитание (отношение к государству, как институту власти, к гражданским правам в близком кругу школьника);
  • возрастные особенности (способность самоидентификации и осознании существование идентичности в целом, в том числе гражданской).

Формирование идентичности это процесс, в первую очередь, имеющий возрастные детерминанты, и принадлежность личности к определенным общностям зависит от приоритетности той или иной общности в возрастной группе. Включенность индивида идет от микросоциального к макросоциальному, проходя три стадии: этнонациональные, госудасрвенно-гражданские и региональные, формирующие общие представления у субъекта о его идентичности. Освоение компонентов гражданской идентичности тоже имеет возрастное деление, например, младшему школьнику еще не удастся освоить деятельностный компонент в полной мере, а уровень когнитивного и ценностно-смыслового будет отличаться от уровня старшего школьника .

Следующая группа субъективных факторов определена в соответствии с влиянием педагога на формирование гражданской идентичности школьника:

  • компетентность преподавательского состава в вопросах формирования гражданской идентичности школьника,
  • готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности;
  • создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу, (регулярность, систематичность выполнения требуемых действий).

Подводя итог, стоит отметить, что выделяя факторы определяющие формирование гражданской идентичности, появляется возможность выстраивать пути достижения поставленной цели, в данном случае, для эффективного формирования гражданской идентичности школьников. Знание основных факторов, компонентов, содержания понятия процесса формирования гражданской идентичности, помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели педагогической деятельности, определять ее содержание, изучать возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы работы, объективно оценивать ее результаты, т.е. сформированность гражданской идентичности школьника.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016)
  2. Бычкова (Мостяева) Л.В. Методический аспект формирования правосознания учащихся, как одной из ключевых составляющих гражданской идентичности // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 14–21.
  3. Иоффе А. Н. Идентичность сегодня: понимание, проблемы и пути становления общероссийской гражданской идентичности средствами образования // Преподавание истории в школе. – 2015. – №2. – С. 3–10.
  4. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 83-10.

Г.П. Хорина (Москва , МосГУ)

Понятие «идентичность» в современном научном дискурсе привлекает внимание многих зарубежных и российских ученых. Это связано с тем, что осуществляется переход от «восстания масс» к «восстанию элит», что требует его осмысления. Россия почти двадцать пять лет после распада Советского Союза, некогда мощной державы живет в новой геополитической и социокультурной реальности. За прошедший период произошли глубокие изменения в экономической, социальной, духовной сферах российского общества, связанные с попыткой перенести на российскую почву ценности западной культуры, включая либеральные идеи без учета специфики русской культуры. Эта попытка осуществлялась российской элитой, которая стала формироваться в рамках советской культуры в конце 80 -х годов прошлого века и включала в себя узкий круг диссидентов, достаточно широкий слой творческой, научной, технической интеллигенции, часть хозяйственных и государственных управленце, в том числе комсомольских. В дальнейшем к ней примкнут и другие категории россиян: представители силовых структур, прежде всего КГБ (ФСБ), бизнеса, а также те, кто создавал свой капитал нечестными и даже криминальными методами.

В конце XX века этой элитой была предпринята попытка реализовать либеральные идеи на практике. М. С. Горбачев и его ближайшее окружение провозгласили лозунг соединения ценностей либерализма (свобода слова, печати, вероисповедания, гласности, плюрализма и др.) с социализмом. Но в силу разных причин этот лозунг не был реализован. Реанимирование, а точнее заимствование на Западе, прежде всего в США, либеральной идеологии и практики и внедрение их в России было осуществлено так называемыми либералами-демократами, пришедшими к власти в начале 90-х годов прошлого века, из которых и стала формироваться постперестроечная элита, которая ориентировалась на западные ценности. Известный писатель, философ И. Клямкин в то время утверждал, что сохранение России возможно только, если она станет частью западного мира, сменит цивилизационный код развития. Попытка осуществления этого на практике мы ощущаем и сегодня. Российские либералы, затевая реформы, не имели четких идеологических позиций. Они не имели и сколько-нибудь продуманной программы своей деятельности, не озвучили цели реформ, не говорили о том, какова модель будущего российского общества, не разъясняли всего этого народу с тем, чтобы привлечь его к активной деятельности по осуществлению реформ. Либералам не удалось в кратчайший срок превратить Россию в страну процветающего капитализма.

Следствием экономической политики российских либералов уже в начальный период были: быстрый спад промышленного и сельскохозяйственного производства, разворовывание или продажа за бесценок государственной собственности, появление жуликоватых дельцов, коррумпированных чиновников, а также резкий скачок цен, обесценивание вкладов населения в сберегательных банках, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, рост безработицы, значительное уменьшение численности населения в связи с сокращением рождаемости и увеличением смертности, ухудшение материального положения и нравственного состояния большинства людей, кризис среднего и высшего образования, сокращение средней продолжительности жизни, рост преступности и т. д. и т. п. Таковы лишь некоторые итоги заимствования либеральной идеологии как элемента западной культуры.

Попытка изменить ситуацию была предпринята В.В. Путиным в период своего первого президентства. Однако финансовое положение страны по-прежнему в очень большой степени зависело, да и сегодня зависит от экспорта сырьевых ресурсов и колебания мировых цен, что не исключает возникновения новых трудностей в экономическом развитии. Положение усугубляют и санкции, введенные Западом. Либерализация отнюдь не ограничивалась экономикой. Была поставлена задача изменить культурную парадигму, внедрить в качестве доминирующих ценности культуры Запада и прежде всего США. Этой цели была подчинена, в частности, деятельность ряда средств массовой информации, многие произведения литературы, кинофильмы, навязывающие западный образ жизни.

Несмотря на некоторые позитивные моменты в деятельности российских либералов, ее результаты по многим параметрам следует считать негативными. Их неудачи объясняются рядом причин. Первая причина - плохое знание России, ее сложной и трудной судьбы, особенностей формирования и развития ее культуры, существенно отличной от культуры Запада, механический перенос в условия России западноевропейских и американских ценностей и их традиций. Особенно большие надежды возлагались на создание института частной собственности путем продажи (по крайне низкой цене) государственных предприятий и создание в короткий срок рыночной экономики. При этом не учитывалось традиционно негативное отношение большинства людей России к частной собственности и богатству, особенно если они создавались неправедным путем. Не были приняты во внимание и психологическая неготовность общества к столь резким переменам в связи с капитализацией страны, а в более широком контексте - менталитет народа, его специфическое отношение к труду, а также к такой либеральной ценности, как свобода.

Понимание труда в православной культурной традиции отличалось от понимания в протестантизме. Прежде всего, труд считается частью духовной жизни, он является святой обязанностью человека. Определенный тип личности сформировавшийся в России не расчетлив, у него отсутствует рационально-прагматический характер хозяйствования. Что касается свободы, то ее понимание также весьма специфично. И сегодня актуальны слова отечественного историка С. М. Соловьева о том, что «простого человека свободою опьянить нельзя... простой человек всегда привязан к равенству, а не к свободе, потому что «свобода отвлеченное равенство» . Мы бы добавили, что простому человеку свойственно стремление не только к равенству, но и к справедливости. Свободный от зависти простой российский человек особенно болезненно относится к несправедливости в оценке его труда и вознаграждения за него, а также в распределении того, что является общественным достоянием. Этим он существенно отличается от европейцев.

Серьезная причина неудач в проведении либеральных реформ - непонимание реформаторами ельцинского призыва того непреложного факта, что не только экономический, но моральный, духовный, социальный аспекты являются важным, если не самыми главными импульсами в развитии общества, его культуры. Существенный недостаток начатых преобразований при Президенте Ельцине - отсутствие в них не только социального, но и этического содержания. Все тяготы реформ легли на плечи большинства населения, привели к его обнищанию. Невостребованными оказались такие ценности и качества как справедливость, искренность, патриотизм, национальная гордость, честность. Части современной элиты присущи безответственность, корыстолюбие, склонность к коррупции, презрительное отношение к интересам своей страны и своего народа.

Одна из причин неудач российских либеральных реформ состоит в том, что их проводниками оказались недостаточно подготовленные в идеологическом плане люди. В одночасье, отказавшись от социалистических убеждений, элита не успела усвоить либеральную идеологию, не смогла обстоятельно продумать методы, способы реализации либеральных идей с учетом специфики истории и культуры России. Либерал-реформаторы не учли печальный опыт российских либералов начала XX века, из которого следует, что либеральные идеи не приживаются в том виде, в каком они предлагаются в России, отторгаются большинством народа. Поэтому главный причиной серьезных неудач экономических и политических реформ в России следует считать конфликт базовых ценностей «фаустовской» и русской культуры.

Осуществление реформ неподготовленными к этому либералами на основе заимствованных идеологических принципов и рекомендаций советников без учета особенностей России, ее истории, уровня развития, специфики культуры, менталитета народа привело к тому, что большинство людей оказалось за чертой бедности. Некоторые исследователи оценивали все происходящее в России в 90-е годы как «русское чудо», как качественно иную стратегию выживания (минимальная заработная плата в несколько раз ниже прожиточного минимума) , а люди воспринимали это как нормальное состояние.

Экономическая свобода как ценность не привела к структурной перестройке, а наоборот, опрокинула многие предприятия в пучину глубокого кризиса и банкротства. В результате грабительской приватизации не удалось создать средний класс. Плодами приватизации воспользовались чиновники, занимавшие в системе управления определенные должности, многие директора предприятий. Поэтому на практике не реализовался принцип равных возможностей. Осуществляется вестернизация, а точнее американизация отечественной культуры. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни россиян - важнейшая из ценностей культуры. Несмотря на все трудности, которые существовали в СССР, продолжительность жизни была значительно выше, чем в современной России. В конце 90-х годов XX века она составляла 57 лет, сократившись более чем на шесть лет по сравнению с 1985 г. Это самый низкий показатель среди индустриальных стран . Только за первые пять лет, прошедшие после августовской победы 1991 г., было пролито во много раз больше крови, чем за всю после сталинскую советскую историю . Результаты проведения первого этапа реформ, многие российские и зарубежные аналитики оценивали как небывалый в истории упадок страны, критически оценивали деятельность либералов. Американский профессор С. Коэн, имея в виду время президентства Б. Ельцина, констатировал, что «современная Россия - это страна, в которой 75 процентов населения обнищали или близки к обнищанию, где сирот больше, чем после Второй мировой войны... Это нищее государство, которому грозят голод, холод и разруха... Мы должны говорить о беспрецедентном итоге: о буквальной демодерни- зации страны» .

Таким образом, либерал - реформаторы России, будучи не подготовленными к осуществлению преобразований ни идеологически, ни теоретически, ни организационно, в основном преуспели в своей разрушительной деятельности во всех сферах общественной жизни, поставили большую часть народа на грань выживания. Именно поэтому многие отечественные и зарубежные ученые и политики негативно оценивают реформаторскую деятельность российских либералов.

Современная элита России также не имеет пока четко прописанной собственной идеологии и продолжает прежний курс либералов - курс капитализации страны, но с учетом социальной направленности. Ей удалось осуществить ряд мер, направленных на укрепление государства, предотвращение распада страны, решение наиболее острых социальных проблем, создание относительной стабильности общества.

Но имеется еще много проблем, требующих своего решения не в соответствии с программой и стратегическими целями, а по мере их возникновения. Политическая элита занята решением сиюминутных проблем, не имеет четких ценностных ориентиров, стратегии развития страны, общенациональной программы действий, в том числе собственной идеологии. Отсутствие ясных стратегических целей затрудняет движение вперед, поэтому такую политику можно назвать политикой «отложенного стратегического выбора».

Неоднородность российской элиты и проводимая ее либеральной частью политика привела к социально-экономическому, политическому, духовному кризису, который усугубился еще и мировым кризисом.

Россия, как самодостаточная страна, должна в своем поиске опираться на ценности русской культуры, на богатейший опыт русской истории. Русский мир, формируемый сегодня может стать притягательным для многих стран, если российская элита будет ориентироваться на собственные ценности, собственные силы, человеческие ресурсы. Российская история не однократно демонстрировала нам, что с Западом в разное время складывались сложные и неоднозначные отношения («друзей-врагов»).

«Россия и ее цивилизационное пространство призваны выполнить не просто миссию, но двойную миссию: сохранив себя как противоречие Запада, обеспечить возможность развития в мире различных политических и экономических систем, а, значит, сохранить многообразие и уникальность самого мира» .

Выполнить эту миссию сможет национально-ориентированная элита во главе с Президентом В.В. Путиным, который считает, что «цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергается в последние годы серьезным испытанием, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь». В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, «современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко- культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций, населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру».

  • См.: Коэн С. Изучение России - без России // Свободная мысль. 1998. №9-12. С. 24.
  • Пономарева Е.Г., Рудов Г.А. Евразийская интеграция и цивилизационное пространство России // Обозреватель-ОЬзегуег. 2013.№9. С.27.
    • Багаева Ираида Ахсарбековна , аспирант
    • Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
    • ГРУППА
    • БЫТИЕ
    • ПОТРЕБНОСТЬ
    • СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
    • ФАКТОРЫ
    • ИДЕНТИЧНОСТЬ
    • ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

    В статье рассматривается понятие групповой идентичности, ее цели, факторы формирования и совершенствования в современном обществе; а также условия существования, развития, сохранения и устойчивости национальной идентичности как системы.

    • Научная методология, эмпирические методы и методики социальной психологии
    • Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп

    Самой главной функцией любой группы (сообщества) является стремление к выживанию, продолжению существования, а в лучшем случае, совершенствованию её бытия. Нация как «группа» так же видит своей целью обеспечение полноценного существования её членов.

    В то время как стабильность в группе обеспечена, возникает новая цель- продление жизни и преобразование путём формирования идентичности как общего признака принадлежности к данному сообществу. Каждая нация несет в себе устойчивую генетическую базу (отличие, признак), изменения могут происходить по необходимости, в зависимости от перемены внешних условий, а также места обитания.

    Групповая идентичность у людей проявляется через различные направления культуры, процесс социализации и т.д. Мера культурной идентичности- это одно из факторов существования группы. Национальная идентичность же обеспечивает сохранение нации.

    Если говорить об идентичности как о генетической принадлежности к группе (нации), то основной характеристикой является внешность (фенотип). Целостный образ дополняется определенным стилем поведения в повседневной деятельности и в общении с окружающими.

    В процессе развития общества внешние (расовые) признаки становятся менее значимыми, а на первый план выдвигаются сложившиеся групповые нормы, потребности, традиции и ценности. Иными словами идентичность групп можно понимать как социокультурную идентичность.

    Главным отличием групповой идентичности людей является динамика развития, зависящая как от внешних условий, так и от формирования членов данной группы отношения к своему сообществу, к сложившейся в ней системе норм.

    Главными составляющими идентичности являются:

    1. объективная (групповые потребности, нормы и ценности),
    2. субъективная (воспринимаемый членом группы общий образ функций, интересов и т. д).

    Если применить эти компоненты по отношению к национальной идентичности, то объективная составляющая выступает как образ нации-характер, традиции, многогранность проявлений специфики культуры; а субъективная- вбирает в себя широту восприятия мира (мировоззрение). Оба компонента могут меняться по различным причинам, однако наиболее «лабильна» субъективная сторона идентичности, склонная к изменениям и дополнениям.

    Язык, религиозное направление, сохранение культурного наследия и почитание традиций- это одни из тех важных основ, которые характеризуют национальную идентичность, формируют менталитет, а также способствуют укреплению системы; устойчивость также обеспечивают члены нации путем осознания, принятия и приложения усилий для развития своего сообщества.

    Устойчивость национальной идентичности как системы обеспечивается путем соблюдения членами группы сформировавшихся норм, функций, требований, а также через развитие, способствующее преобразованию и процветанию общества в будущем.

    К сожалению, в последнее время мировоззренческие основы подвергаются разрушению: засоряется язык, происходит искажение коллективной памяти, возникает деградация в обществе.

    Сохранение полноценности национальной идентичности требует усилий, так как устоявшаяся в прошлом система может оказаться недостаточно эффективна. Акцент должен быть сделан на национальные интересы, на факторы, способствующие развитию и процветанию, должно придти осознание необходимости улучшения жизни нации в целом.

    Человек- существо многогранное, в нем жизнь как естественного (природного), так и духовного (возвышенного). И, безусловно, условия, создаваемые для развития и сохранения его бытия, а также его национальной принадлежности, должны создаваться с учетом специфики человеческой сущности.

    Следовательно, для полноценного существования и устойчивости нации важно создавать благоприятные условия не только для общества в целом, но и для каждого его представителя в частности.

    Список литературы

    1. Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис». Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006.
    2. «Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов ву-зов» / Т. Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2006.
    3. Кортунов С.В. «Национальная идентичность». М.: Аспект Пресс, 2009.
    4. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. М., 1998.
    5. Стефаненко Т.Г. «Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности». М., 1999.
    6. www.wikipedia.ru.

    До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие когнитивные возможности (глава 11) позволяют нам их проанализировать, выявить в них элементы несовместимости и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон (Erikson, 1968) видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое должны преодолеть подростки для успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуще-

    526 Часть III. Подростковый возраст

    ствляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям.

    Факторы, оказывающие влияние на идентичность. Многие идеи подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из индивидов, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие взаимоотношения. К ним могут относиться также более широкие социальные группы, установки и идеалы которых они разделяют: религиозные, этнические, сверстников или группы по интересам, даже чат-группы пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от своего размера, подтверждают либо отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

    Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группах, которое было почти автоматическим в детстве, - в семье, компании по соседству или, например, в религиозной общине, больше не является столь уютным или удовлетворительным, как это было ранее. Часто подросток ощущает конфликт лояльности к семье, сверстникам и другим референтным группам.

    Иногда молодых людей привлекают ценности и установки определенной личности, а не группы. Этот значимый другой может быть близким другом, любимым учителем, старшими братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

    Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых множеством референтных групп и людей. Эти роли нужно интегрировать в личностную идентичность, а их конфликтующие моменты следует примирить или отторгнуть. Данный процесс еще больше усложняется либо в случае наличия ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшими братом или сестрой и романтическим партнером).

    Концепция идентичности Эриксона. Эриксон большое внимание в своих исследованиях уделял проблемам подростков и молодых взрослых. Его работы о процессе установления «внутреннего чувства идентичности» оказали огромное влияние на психологию развития. Согласно Эриксону, формирование идентичности часто является длительным и сложным процессом самоопределения. Оно обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего индивида. Формирование идентичности определяет структуру организации и интеграции поведения в различных областях жизни. Оно примиряет склонности и таланты самого индивида с предшествующими ролями, которые дали родители, сверстники или общество. Помогая человеку понять свое место в обществе, оно предоставляет также основу для социального сравнения. В итоге чувство идентичности способствует обеспечению направления, цели и смысла жизни (Erikson, 1959,1963,1968; Waterman, 1985).

    Виды формирования идентичности. Джеймс Марсиа (James Marcia, 1966, 1980, 1993) развил теорию Эриксона и определил четыре различных состояния, или вида формирования, идентичности. К видам, или «статусам идентичности», относятся: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. При

    Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 527

    этом учитывается, прошел ли индивидуум через период принятия решения, называемый кризисом идентичности, и принял ли он обязательства по отношению к определенному ряду выборов, таких как система ценностей или план будущего профессионального пути.

    Подростки, находящиеся в статусе предрешенности, приняли на себя обязательства, не пройдя через процесс принятия решения. Они выбрали профессию, религиозные взгляды, идеологию и другие аспекты своей идентичности. Однако этот выбор был сделан ими ранее и определен скорее их родителями либо учителями, чем ими самими. Их переход к взрослости проходит ровно и сталкивается лишь с незначительными конфликтами, но в нем нет активного экспериментирования.

    Молодежь, у которой отсутствует чувство направления, а возможно, и нет выраженного желания обрести его, находится в диффузном статусе. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали себе профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают столкновения с этой проблемой. Некоторые из них сосредоточены на сиюминутном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и видами поведения (Cote, Levine, 1988).

    Подростки или молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена «поиском самих себя».

    И наконец, достижение идентичности является статусом, достигаемым теми, кто прошел через кризис идентичности и принял свои обязательства. В итоге они сами выбрали себе работу и пытаются жить по самостоятельно сформулированному моральному кодексу. Достижение идентичности обычно рассматривается как наиболее желаемый и зрелый статус (Marcia, 1980).

    Следствия статуса идентичности. Результаты исследований позволяют сделать вывод, что статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ Я и реакции на стресс у подростков. Кроме того, кросс-культурные исследования в Соединенных Штатах, Дании, Израиле и других странах позволяют предположить, что четыре статуса Марсиа являются частью сравнительно универсального процесса развития, по меньшей мере для культур, характеризуемых длительным подростковым периодом и индивидуалистической ориентацией. Давайте рассмотрим то, как четыре статуса идентичности взаимодействуют с некоторыми проблемами подросткового возраста в таких культурах.

    Тревога является господствующей эмоцией у молодых людей, находящихся в статусе моратория, вследствие того, что ими не были приняты решения. Они часто ведут борьбу с конфликтующими ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения со своими родителями; борясь за свободу, они при этом страшатся родительского неодобрения либо обижаются, когда те не удовлетворены их действиями. В статусе моратория находятся многие студенты колледжей.

    Напротив, подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим. Молодые мужчины, находящиеся в статусе предрешенности, склонны оценивать

    528 Часть III. Подростковый возраст

    себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче их в чем-либо переубедить.

    По всей вероятности, диффузный статус чаще всего встречается у тинэйдже-ров, сталкивающихся с отвержением или пренебрежением со стороны отстраненных или незаботливых родителей. Они могут бросить школу, начать принимать алкоголь или наркотики. Злоупотребление алкоголем наиболее распространено среди детей «равнодушных» родителей (глава 8).

    У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее перегружен эмоциями в сравнении с подростками, находящимися в статусе моратория, и не сопровождается изоляцией и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом (Marcia, 1980).

    Разумеется, число людей в статусе достижения идентичности с возрастом увеличивается. В старшей школе намного больше индивидуумов в диффузном статусе и статусе предрешенности, чем моратория и достижения идентичности. Статус идентичности может также различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: старшеклассник может находиться в состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии.

    Тендерные различия. Марсиа и другие исследователи обратили внимание на существенное различие между мужчинами и женщинами в поведении и установках, связанных с различными статусами идентичности. Например, мужчины в статусах достижения идентичности и моратория обладают, как правило, высокой самооценкой. У женщин эти периоды характеризуются наличием большого числа нерешенных конфликтов, особенно относящихся к семье и выбору карьеры.

    Дальнейшие исследования отчасти подтвердили первоначальные данные, но позволили получить более глубокое представление о проблеме. Например, Салли Арчер (Saly Archer, 1985) обнаружила, что по отношению к семье и выбору карьеры девочки-старшеклассницы чаще находятся в статусе предрешенности, а мальчики - в состоянии диффузии. Более того, девочки в статусах предрешенности и моратория проявляли большую неопределенность при улаживании конфликтов, связанных с карьерными и семейными предпочтениями. Однако как мальчики, так и девочки говорят, что они планируют вступить в брак, растить детей и делать карьеру. Девочки обычно чаще выражали свое беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. При вопросе о степени беспокойства, испытываемого респондентами, 75% мужчин и 16% женщин полностью отрицали его наличие, 25% мужчин и 42% женщин признали, что в некоторой степени ощущают его, в то время как 0% мужчин и 42% женщин заявили, что чувствуют сильное беспокойство относительно возможных конфликтов между семьей и карьерой. Было также обнаружено, что хотя у мужчин развивается прежде всего внутриличностная идентичность, у женщин формируется сочетание как внутри-личностной, так и межличностной идентичности (Lytel, Bakken & Roming, 1997).

    В других сферах интересов - религии и политических убеждениях - результаты оказались разнородными. По отношению к религии исследователи не нашли значимых тендерных различий. В отношении политических убеждений, по всей вероятности, существует значительное различие в статусе идентичности между

    Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 529

    старшими подростками мужского и женского пола. Обнаружено, что мужчины намного чаще находятся в статусе идентичности, в то время как женщины - пред-решенности (Waterman, 1985).

    Формирование идентичности, культура и окружающая среда. Как указано в главе 2, теория Эриксона уделяет основное внимание проблемам развития в западных обществах, направленных на индивидуальные достижения, а не групповые или коллективные. В наибольшей степени это относится к его представлению о формировании идентичности в подростковом периоде. Здесь можно видеть подтверждение особого внимания Эриксона к становлению индивидуальной, относительно автономной личности, а не сотрудничающего члена объединенной группы. Как правило, в коллективистских обществах польза личности соотносится с пользой всей группы. В этом случае под понятием «группа» может подразумеваться семья, сверстники, соседское окружение, город или общество в целом. Таким образом, в коллективистских обществах уделяется меньше внимания автономии и намного больше тому ребенку или подростку, который готов быть взаимозависимым от других (Matsumoto, 2000). Несомненно, что теория Эриксона в целом универсальна для каждой кризисной стадии; однако могут существовать большие различия в том, что именно данная культура считает наиболее предпочтительным при решении каждого кризиса (Matsumoto, 2000). Таким образом, идентичность - так же, как и Я-концепция, - имеет глубокие корни в культуре и окружающей среде (Adams, Marshall, 1997; Porters, Dunham & Castilio, 2000; Yoder, 2000).

    Предположения Марсиа о статусах подростковой идентичности неоднократно подвергались проверке в последующих исследованиях (Marcia, 1966). Такая верификация продолжается и в наши дни. Хотя одни авторы уверяют, что эти статусы не представляют собой континуума явственно различных фаз или способов достижения идентичности (Meeus, ledama, Helsen & Vollenbergh, 1999), другие предполагают, что они по меньшей мере полезны для понимания состояния подростка и проблем взросления в обществах с относительно продолжительным периодом подросткового возраста (Jensen, Karlsen & Kroger, 1999). По всей видимости, от культуры зависят не статусы идентичности подростков. Согласно пред-

    Контрольные вопросы к теме

    «Задачи развития подросткового возраста»

    Подростковый возраст в целом можно охарактеризовать как период «бури и натиска».

    Независимо от культуры большинство подростков имеют хорошие отношения со своими родителями.

    С точки зрения Эриксона, единственной и наиболее важной задачей подросткового периода является достижение автономии.

    Статус диффузии, по Марсиа, является наименее адаптивным из четырех статусов идентичности.

    Влияние статуса идентичности различно у мужчин и женщин.

    Вопрос к размышлению Как различается формирование идентичности подростков в индивидуалистических и коллективистских культурах?

    530 Часть III. Подростковый возраст

    положению Алана Уотермена (A. Waterman, 1999), она оказывает влияние на время формирования статусов, их стабильность и тендерные различия. В результате многочисленных исследований было выявлено, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры и в особенности от идеологии и религии (например, Markstrom-Adams, Smith, 1996; Taylor, Oskay, 1995).

    Семейная динамика "

    На протяжении всего процесса формирования идентичности подросткам приходится соотносить свои собственные ценности и поведение с ценностями и поведением своей семьи. В свою очередь, основные задачи родителей часто выглядят парадоксальными. С одной стороны, успешные родители предоставляют своим детям чувство безопасности и опоры в любящем и принимающем окружении. С другой стороны, они поощряют детей становиться самостоятельными взрослыми, способными действовать в обществе независимо от других.

    То, как именно родители взаимодействуют с подростками, оказывает значимое влияние на их продвижение к взрослости. Система семьи динамична: изменения в поведении одного ее члена влияют на всех остальных. Так как подростковый период является эпохой значительных и часто драматичных преобразований, семья как социальная система также испытывает изменения, как и природа общения между поколениями.



    В продолжение темы:
    Стрижки и прически

    Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

    Новые статьи
    /
    Популярные