Формы работы с населением в культуре. Основные направления и виды деятельности учреждений культуры. Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека

Прежде всего следует отметить, что и по месту житель­ства отсутствует систематическая разработка собственно форм организации культурно-досуговой деятельности раз­личных групп населения.

Ниже будет рассмотрен положительный опыт некоторых учреждений культуры, сумевших преодолеть эту негатив­ную тенденцию. Предварительно необходимо проанализи­ровать духовные потребности населения, имеющие непо­средственное отношение к деятельности учреждений куль­туры.

Как показывают социологические исследования, наибо­лее привлекательными для всех групп населения формами культурно-досуговых программ по месту жительства явля­ются: спектакли и концерты профессиональных артистов, концерты художественной самодеятельности, встречи с ве­теранами войны и труда, интересными людьми, развлече­ния, игры, конкурсы, аттракционы. Таким образом, пред­почтение отдается программам, имеющим художественно-эстетическую основу, предполагающим живое общение по­сетителей с гостями учреждений культуры.

Особый интерес для посетителей представляют про­граммы для семьи. Наибольший интерес у этой группы на­селения вызывают клубы «Молодая семья» и организуемые ими семейные вечера отдыха, конкурсы по типу «Папа, ма­ма, я - спортивная семья», школа домоводства, концерты профессиональных и самодеятельных артистов.

Молодежь тяготеет к участию в таких видах деятельно­сти, как занятия в эстрадных коллективах, кружках бально­го танца, любителей гитары, фольклорных коллективах. В области прикладного художественного творчества предпоч­тение отдается кружкам кройки и шитья, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кинофотоискусства. Проявляется интерес к молодежным клубам, кружкам тех­нического творчества. В условиях села - к кружкам охотни­ков, рыболовов, садоводов, пчеловодов, автолюбителей. Этот интерес сохраняется и в дальнейшем, но преобладаю­щим становится стремление реализовать его в рамках се­мейных клубов. При этом посетители смотрят на учрежде­ния культуры не только как на место организации культур­но-досуговых программ и самодеятельных коллективов. Здесь могут быть самые различные социально-демографические группы: провести время с друзьями, раз­влечься, просто отдохнуть. Молодежную аудиторию, кото­рую можно рассматривать в качестве ближайшего резерва деятельности, как самую многочисленную, собирают "огоньки", танцы, концерты профессиональных артистов. В общем, молодежь составляет основной контингент кон-цертно-зрелищных и развлекательных программ

Многие посетители проявляют интерес к организацион­ной работе в рамках проводимых программ, предпочитают сами активно участвовать в них. В целом, пожелания насе­ления по отношению к учреждению культуры достаточно разнообразны. Причем доминирует ориентация на активные виды деятельности, предполагающие не только потребление духовных ценностей, но и участие в их создании.


Вместе с тем, если обратиться к результатам изучения реальных ориентации различных групп населения в сфере досуга, то можно увидеть значительное их совпадение с предпочтениями в учреждениях культуры.

Реальная структура досуговых занятий у многих жите­лей города и села является довольно бедной. Нам удалось

выявить наиболее популярные досуговые занятия у различ­ных возрастных групп. Ими оказались: посещение киноте­атра - 38%, просмотр концертных программ - 32%, чтение художественной литературы - 28%. Преобладают, таким образом, пассивные формы овладения духовными ценно­стями.

Среди факторов, препятствующих участию в культурно-досуговых программах, одним из самых распространенных является удаленность клубов от дома. Это обстоятельство в ряде случаев оказывается более значимым для опрашивае­мых, чем уровень работы учреждений культуры.

Границы между объектами и ситуативными факторами, влияющими на посещение учреждений культуры, подвиж­ны. Например, традиционной «неклубной» группой счита­ются семейные женщины. Но не следует считать бытовые нагрузки женщин неустранимым препятствием для клубной деятельности. Оказывается, что традиционное противопос­тавление быта и досуга приобретает более сложные формы. Некоторые бытовые занятия постепенно превращаются в деятельность с элементами культурно-творческими. Со­гласно полученным данным, общая тенденция состоит не в сокращении бытовых обязанностей, а в гуманизации и эсте­тизации их, в более гармоничном сочетании быта и досуга.

Поиски направлений и форм деятельности учреждений культуры в основе своей совпадают с приведенными выше пожеланиями самого населения. Предпочтение отдается на­правлениям и формам работы, развивающим культурную активность посетителей, с использованием художественно-эстетических и игровых средств.

Однако слабый учет специфики духовных потребностей и запросов различных социально-демографических групп населения приводит к тому, что во многих случаях учреж­дения культуры и клубная общность существуют независи­мо друг от друга. Набор досуговых предпочтений потенци­альной аудитории учреждений культуры часто является бо-

лее однообразным, чем предполагаемые культурно-досуговые программы. В современных условиях этот раз­рыв становится одной из основных причин падения прести­жа многих учреждений культуры, уменьшения их посещае­мости.

Все же в передовой практике учреждений культуры на­коплен определенный опыт по формированию и удовлетво­рению духовных потребностей населения. Основной акцент здесь делается на более полном использовании педагогиче­ского потенциала «естественно» сложившихся видов досуга различных социально-демографических групп посетителей (в первую очередь, через развитие разнообразных люби­тельских объединений, клубов по интересам), а также путем создания различных инициативных групп, советов из числа городских и сельских жителей, участвующих в организации культурно-досуговых программ.

Так, во Дворце культуры автомобилистов Москвы рабо­тают более десяти любительских объединений: клуб вете­ранов войны и труда, молодого рабочего, интернациональ­ной дружбы, клуб любителей театра, кинолюбителей и др. Совет клуба женщин «На огонек» координирует деятель­ность женсоветов производственных коллективов автоком­бината, организует работу по различным направлениям. Он принимает активное участие в проведении вечеров для во­дителей и их семей, родительских конференций «Наш ребе­нок в первый класс», вечеров для женщин «Союз красоты и здоровья», в программе которых - консультации врачей, выставки-продажи кулинарных и промтоварных изделий.

Как правило, в микрорайонах, куда входят наряду с жи­лыми домами воспитательные учреждения и организации: детские комнаты, избирательные участки и опорные пункты охраны общественного порядка, уголки и агитплощадки, общеобразовательные, специализированные, музыкальные и художественные школы, дома творчества, музеи, библио­теки, дома и дворцы культуры, связующими звеньями

управления ими являются общественные советы микрорай­онов. Они координируют деятельность домовых и уличных комитетов, советов общежитий, советов опорных пунктов, советов пенсионеров, женсоветов, штабов выходного дня и других общественных образований.

Опыт Дворца культуры московского завода им. Чкалова может служить для учреждений культуры примером умелой реализации дифференцированного подхода к различным группам населения, увязывая клубную работу с наиболее значительными событиями и датами в жизни населения микрорайона.

Массовые, зрелищные программы готовятся с учетом направлений деятельности любительских объединений и при их непосредственном участии. Например, тематический вечер, посвященный ветеранам войны, готовится при непо­средственном участии членов общественно-политического клуба с привлечением собранных ими материалов; вечер русской и зарубежной патриотической песни «Наш девиз -дружба» готовится молодежным вокально-

инструментальным ансамблем «Гренада». Участники люби­тельских объединений, клубов по интересам, кружков ху­дожественной самодеятельности помогают клубным учреж­дениям дополнять культурно-досуговые программы мате­риалами, накопленными в процессе работы по тому или иному виду клубной деятельности (документальными мате­риалами из истории района, музыкальными записями, кни­гами, иллюстрациями и др.).

Каждое из рассмотренных выше направлений работы учреждений культуры, конечно, имеет свою- специфику. Тем не менее можно выделить некоторые общие признаки, присущие клубной работе в целом, если она ориентирована на максимально полный учет интересов и запросов населе­ния. Среди этих признаков наиболее существенными явля­ется следующие.

Комплексность проводимых программ. Большинство планируемых форм предполагает разнообразие используе­мых документальных и художественных средств, некото­рую сбалансированность в своей структуре планируемых видов досуговой деятельности посетителей (познание, раз­влечение, общение и т.д.) и реальных досуговых интересов населения (ориентация на разнообразие занятий).

Формирование общественного мнения жителей микро­района по актуальным социальным, экономическим и куль­турным проблемам. Реализация этой установки осуществ­ляется преимущественно за счет привлечения событий, фактов общественной и культурной жизни как всей страны, так и конкретного района.

Приоритет наглядно-образной информации в культурно-досуговой деятельности также можно считать отличитель­ной особенностью современного этапа деятельности учреж­дений культуры, если иметь в виду перегруженность совре­менного человека отвлеченно-понятийной информацией, с одной стороны, и его стремление к воспитанию художест­венно-эстетической, зрелищной информации, с другой сто­роны. На практике это выражается в увеличении доли ху­дожественных средств, в более широком использовании приемов театрализации.

Ориентированность на общеинтересную информацию или информацию, имеющую предметно-практический смысл для той или иной сферы жизнедеятельности человека (производство, быт, досуг и т.д.), также можно считать пер­спективной тенденцией деятельности учреждений культу­ры.

Однако единая система планирования культурно-досуговой деятельности, ее форм и методов разработана еще недостаточно, и имеющиеся здесь достижения еще не получили повсеместного использования. Такое положение приводит к отсутствию единства в требованиях, предъяв­ляемых органами культуры подведомственным учреждени­ям, затрудняет контроль деятельности последних.

Что значит для меня быть работником культуры?

Дом, дарующий творчество

Сегодня меняется понимание культурного досуга. И современные клубы вынуждены искать новые формы общения с аудиторией, переосмысливать накопленный опыт, использовать новые механизмы и принципы работы для привлечения зрителей, для организации самодеятельного творчества, для создания комфортного культурного пространства.
Для меня дом культуры - это место, где я проработала более 38 лет. На протяжении их я стараюсь запечатлеть интересные моменты тех или иных мероприятий, праздников, событий, чтобы отразить в памяти чувства людей, когда они раскрывают свои таланты, демонстрируя радость, грусть и другие эмоции, например, в песне, танце….
Признаться, я и сама на протяжении многих лет воплощала мечту своей юности - пение в ансамбле народной песни.
Дом культуры, я считаю, это место, где можно отдохнуть душой, пообщаться, встретиться с друзьями, побывать в роли артиста или посмотреть творчество своих детей на сцене. А кто-то просто приходит отдохнуть от повседневного быта.
В наше время, когда жизнь наполнена бесконечными трудностями, проблемами и заботой, хочется чего-то особенного - светлого и доброго.
В преддверии профессионального праздника работников культуры хочу пожелать коллегам идти в ногу со временем, здоровья, творческих успехов во всех начинаниях, вдохновения и счастья.

Любовь Кайгородова, ведущий методист по социо-культурной деятельности МБУК КРДКиД.

Дарим людям радость

Для меня работник культуры - это настоящее призвание, трудное, но захватывающее, творческое и всепоглощающее. Главное предназначение нашей профессии - дарить людям радость.
Профессия сложная, но прекрасная, которой я отдала более 20 лет. Кто работает в культуре, тот знает, какой это тяжелый труд. Ежедневно быть у всех на виду, общаться и находить контакт с людьми всех возрастов, взглядов и убеждений. Вечерами, в выходные и праздничные дни находиться на работе, даже дома на отдыхе, в гостях, просто, когда идешь по улице, придумывать что-то новое и интересное.
Своим творчеством и любовью к своей профессии мы зажигаем сердца, дарим людям радость и хорошее настроение, создаем праздник, открывая заветные двери в мир прекрасного. А наша любовь к зрителю эхом отзывается в сердцах слушателей.
Нам не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в нашу честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
Впрочем, не за строчку же в куплете
И не в благодарность от лица.
Делаем мы дело, мы в ответе
За людские души и сердца.

Татьяна Кулакова, заведующая
методическим отделом МБУК КРДКиД.

Пусть сияют глаза зрителей

Как показывает практика, очень важными для клубного работника оказываются организаторские способности, умение налаживать и поддерживать контакты с людьми. Клубный работник должен иметь «психологическое чутье»: быстро и правильно понимать людей, находить к ним индивидуальный подход, быть тактичным и проявлять педагогическую находчивость.
Во всем этом мне помогает мое педагогическое образование и образование психолога, а также многолетний управленческий опыт. В наше время не просто наладить работу трех домов культуры и вызвать у людей желание идти в клубы. В этом мне помогают наши специалисты-стажисты: Николай Васильевич Черемных и Татьяна Ивановна Баранова. Очень ценю позитив и желание работать наших молодых девушек, которые только-только начинают делать первые шаги в нашей сфере, а работают в ней только самоотверженные и преданные своему делу люди, а другие просто не выдерживают. А ведь временные трудности ничто по сравнению с тем ощущением удовлетворенности, которое ты испытываешь после удачно проведенного мероприятия и сияющих глаз своих односельчан.
В профессиональный праздник желаю всем коллегам оптимизма, терпения, творческих задумок и полные залы благодарных зрителей.

Нина Норова, директор Рождественского
центрального дома культуры.

Ради этого следует жить

Всемирно известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее содержание человека, которое открывается ему через упорный труд, верования, обычаи и знания, накопленные веками. И я разделяю его точку зрения.
Для меня культура - это внутренняя, душевная составляющая, при которой человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, осознает свою значимость. Такому человеку для счастья достаточно лишь заниматься любимым делом.
Если человек делает что-то от чистого сердца, с вдохновением, то это не может оставить равнодушным, это завораживает.
Именно такой принцип лежит в основе моей работы - с полной самоотдачей служить культуре. Это то, ради чего следует жить.

Галина Пендюр, заведующая отделом
по культурно-досуговой
деятельности МБУК КРДКиД.

Гореть самим - зажечь других

Быть работником культуры - это настоящее призвание, профессия - не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами!
Моя профессия захватывающая, творческая и звездная. Работник культуры на селе - это самый публичный человек. Если он идет на выборы, его обязательно изберут жители, и он будет депутатом. Это очень универсальный человек, потому что найдет подход ко всем. Это очень чуткий человек, который может достучаться до каждого, и его все знают. А если настоящий профессионал возглавляет учреждение культуры, то такому учреждению обеспечен успех. В 2014 году, в Год культуры, мы получили Диплом лучшего учреждения культуры РФ, находящегося на территории сельского поселения, и вошли в 100 лучших учреждений культуры РФ.
Для меня работа директора учреждения культуры - это постоянный творческий поиск, в этом году я отмечаю 30-летний стаж работы в отрасли.
Поздравляю с праздником своих коллег - ярких звездочек. И желаю гореть самим - зажечь других!

Марина Иванова, директор МБУ
«Культурно-спортивный комплекс»
Менделеевского сельского поселения.

Жить работой, дышать творчеством

Быть работником культуры - это значит успешно заниматься любимым и понятным для себя делом. Жить работой, дышать творчеством, отдыхать задумками!
Это значит быть в центре самых интересных, увлекательных дел и ярких событий! Общаться с людьми разного возраста: идти в ногу с активной и творческой молодёжью, набираться мудрости и опыта от людей старшего поколения, зажигать маленькие звёздочки таланта в детях и помогать разгореться всем ярким пламенем творчества перед любознательным и взыскательным зрителем.
Быть работником культуры - значит опираться в своей работе на сплочённый круг единомышленников и почти 30 лет быть руководителем хорового коллектива, где каждая участница-певунья по-особенному дорога тебе и незаменима!
Быть работником культуры - это значит увлекать и вести за собой всех к намеченной цели, невзирая на усталость или домашние заботы. Это значит, что вся твоя семья живёт клубными проблемами и нуждами. Это значит - твои родные дети с самых малых лет находятся в гуще культурной жизни и всегда на сцене рядом! Это значит, что все праздничные мероприятия дома культуры - это, по сути, твои семейные праздники!
Быть работником культуры, значит стараться всегда находить что-то новое, необычное, чтобы в очередной раз дарить людям бурю положительных эмоций, впечатлений, удивлять и радовать всех окружающих!
Это значит, на протяжении стольких лет быть коллегой самых активных и позитивных людей, знающих и умеющих сделать жизнь простого человека разнообразной и незабываемой!
Дорогие мои коллеги-клубники! От всей души искренне поздравляю вас с Днём культуры! Желаю вам здоровья, благополучия, семейного тепла и уюта! Пусть каждый день приносит вам улыбки, радость и любовь!

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

Сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

Дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

Театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

Отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

Галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

5 тип Парки культуры и отдыха

Городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

Этнокультурные технологии : технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

Этнонаправленные технологии . Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

Изучение социально-культурной сферы региона : сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

Виды и типы карт моделей : единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

Методы краеведческого исследования «своего края»

К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

Управление в социально – культурной деятельности

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте . Таких революций выделяется пять.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность - культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов


Похожая информация.


Материально-техническая база и необходимость решения вопросов кадровой политики, как острой проблемы в сфере культуры. Народное декоративно-прикладное творчество. Деятельность в решении задач по сохранению и развитию самодеятельного народного творчества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры

Факультет Социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Контрольная работа

Анализ деятельности учреждения культуры

(на примере "Дома Культуры" Бокситогорского района)

по дисциплине "Технологический практикум"

Выполнила Сесицкая А.Д.

студентка 3 курса заочного отделения

группа № СКТ/БЗ441-3/1

Проверила ст. Преподаватель Фадеев В.Б.

Санкт-Петербург 2015

Экономические трудности, возникшие в результате мирового кризиса, отразились и на социокультурной сфере

Изменения произошли по причине нецелесообразности дальнейших затрат на содержание учреждения; аварийного состояния зданий, непригодных для дальнейшего функционирования; уменьшения населения.

Общее количество посадочных мест в них составляет 105 251 ед., что на 2 265ед. меньше в сравнении с 01.01.2009г.

Материально-техническая база

Согласно данным на 01.01.2016 год из общего числа клубных учреждений культуры в области:

Требуют капитального ремонта 107 зданий;

Являются аварийными 16 зданий.

Учреждение нуждается в капитальном ремонте или находится в аварийном состоянии, это составляет 17 % от общего числа клубных учреждений области.

Но, не смотря на сложную экономическую ситуацию, в учреждении активно ведутся ремонтные работы по замене внутренней системы отопления, замене кровли, ремонту фасада и внутренних помещений.

Кадры Бокситогорского Дома Культуры.

Одной из основных проблем учреждения является дефицит кадров.

На 01.01.2015г. в учреждении культуры насчитывается 326 специалистов культурно-досуговой деятельности, из них имеют:

Высшее образование -196 чел. (37%);

Средне-специальное - 97 чел. (30%).

С начала этого года число специалистов осталось на том же уровне, в среднем на один предмет приходится по 3 специалиста культурно-досугового направления.

Среди факторов, формирующих дефицит, такие как:

Низкая закрепляемость молодых специалистов

Переход наиболее квалифицированных кадров в другие смежные отрасли

Старение кадрового состава

Низкая заработная плата

Решение проблем в сфере культуры невозможно без решения вопросов кадровой политики.

Народное художественное творчество.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры области функционируют 25 формирований самодеятельного народного творчества, в них 276 участников.

По сравнению с 01.01.09 г. формирований сократилось на 8 ед., при этом количество участников не изменилось.

Остановимся более подробно на жанрах и направлениях народного творчества, которые в свою очередь, тоже претерпевают изменения.

На сегодняшний день процентное соотношение жанров народного творчества таково:

21,4% от общего числа составляют хореографические коллективы;

10,1% - театральные коллективы;

6,6 % - фольклорные коллективы;

5,3% - хоровые коллективы;

3,6% - коллективы ИЗО;

1,4 % - оркестровый жанр;

1,3% - коллективы ДПИ;

50,3% - прочие (ВИА, вокальные ансамбль, цирковые студии, кино-фото объединения и д.р.)

Хореографический жанр, сегодня, остается самым популярным в учреждении. (9 коллектива).

Наиболее активно жанр развивается, где работают коллективы со сложившимися традициями, большим количеством участников, хорошей школой.

Развитию этого жанра способствуют областные, зональные конкурсы Областного и Всероссийского конкурса на призы Губернатора Ленинградской области, областной конкурс среди коллективов сельских территорий «Хоровод дружбы».

К сожалению, роль театрального жанра, на сегодняшний день снизилась. Об этом говорит сравнительный анализ последних 4 лет: так, в 2011 году театральных коллективов было 5, а сегодня их - 3.

Но, тем не менее, хочется отметить коллективы, в которых стабильно идёт работа театрального творчества: Ровесник, Театр Жив; они являются обладателем гранта Губернатора, победитель Всероссийского фестиваля «Театральные встречи в провинции». Для поддержки жанра, для выявления новых имен, назрела необходимость в проведении развернутого фестиваля среди взрослых театральных коллективов, который и запланировали на 2017год. кадровый культура проблема творчество

В настоящее время продолжает сохраняться устойчивая тенденция к возрождению, развитию и сохранению традиционной культуры хорового пения, повышению исполнительского уровня артистов.

Хоровой жанр представлен в большей степени участниками старшего поколения, но на протяжении последних лет происходит значительное обновление и омоложение составов коллективов.

Развитию жанра способствуют, ставшие традиционными, областные конкурсы: «Живи, Россия, здравствуй», «Песней жизнь воспеваем» и др.

На сегодняшний день оркестровый жанр представлен - 4 коллективами: 2 духовых оркестра, 3 - оркестра и ансамбля народных инструментов, это на 3 коллектива меньше чем в 2005 году, динамика развития жанра показывает нам ежегодное уменьшение количества коллективов.

Проблема в том, что большинство оркестровых коллективов недостаточно укомплектованы музыкальными инструментами, что влияет на результат деятельности, рост профессионального уровня.

Но при этом хочется отметить, что несмотря на все эти трудности и проблемы, в районе оркестровый жанр живет и процветает.

Как итог активной деятельности и высоких творческих показателей самодеятельных художественных коллективов стали победы на конкурсах Всероссийского и Международного значения

Достойно представили, получив звание Лауреатов, Дипломантов коллективы:

Широкая душа на Всероссийском фестивале-конкурсе «Поет село родное» в г. Кингисепп;

Voice of soul на Междугороднем конкурсе им. Меланина в г.;

Традиционная народная культура.

Одним из приоритетных направлений работы учреждения по-прежнему остается работа по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры.

Успешно развиваются художественные коллективы фольклорного направления. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует развитие и деятельность этнографических, национальных, семейно-бытовых, базовых детских и взрослых фольклорных ансамблей, студий декоративно-прикладного творчества, школ народных ремёсел. В Дк по данным статистики - на 01.07.15 г. насчитывается - 7 базовых фольклорных коллективов с числом участников - 98 человек. Это на 2 коллектива больше в сравнении с показателями 2008 года.

За отчетный период интересными по форме и содержанию прошли праздники зимнего и весенне-летнего календарно-обрядового цикла.

В некоторых районах стало традицией восстанавливать менее известные праздники народного календаря.

Стало доброй традицией проводить праздники народного календаря, фестивали, отражающие специфику национальных семейно-бытовых традиций - традиционную культуру малых народностей,вепсы,корелы. Основные функции по проведению традиционных обрядов, праздников, фестивалей осуществляет ДК Бокситогорского района.

Неотъемлемой частью национальной культуры является народное декоративно-прикладное творчество. Работники культуры продолжают активную деятельность, а основными задачами считают:

Сохранение и поддержку местных самодеятельных мастеров-умельцев;

Сохранение преемственности традиций (видов и жанров ДПТ), промыслов и ремёсел и т.д.

В I-ом полугодии 2015г. было проведено свыше 20 тематических выставок-ярмарок из низ более 3 областного значения, что больше, чем в прошлом году.

Кружков по декоративно-прикладному творчеству и изобразительному искусству - 7 с числом участников 56 человек.

Подводя итоги деятельности учреждений культуры нашей области за I полугодие 2015 г. по развитию традиционной национальной культуры, с уверенностью можно сказать, что сегодня в современных условиях развития села восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Фестивали проводятся с целью широкой пропаганды, сохранения и развития семейных народных традиций, вовлечение детей и молодёжи в сферу традиционной культуры, народного творчества, поддержки фольклорного движения в нашей области.

Но давайте не будем ограничиваться проведением только фестивалей и праздников по этому направлению.

«Народный» «образцовый» коллектив самодеятельного народного творчества.

Проведение ежегодных областных смотров-аттестации художественных коллективов на подтверждение и присвоение почётного звания «народный (образцовый) самодеятельный коллектив» является важным событием в деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества.

На 01.07.15г. в учреждениях культуры насчитывается 3 коллектива, которые носят звание «народный», в том числе «образцовый» - 6 коллективов.

Коллективы, носящие почетное звание «народный» (образцовый)» занимают значительное место в культурной жизни города, области. Они осуществляют активную концертную деятельность по культурному обслуживанию населения, имеют высокохудожественный репертуар, обладают хорошим исполнительским мастерством.

В настоящее время предъявляются очень серьезные требования к этим коллективам.

В 2015г. присвоено звание «народный» только 2 самодеятельным художественным коллективам, однако снято звание с 7 коллективов и передано другим коллективам, соответствующим всем требованиям Положения о народных самодеятельных коллективах.

Культурно-досуговая деятельность

Ухудшение социально-экономической обстановки в стране в связи с экономическим кризисом, влечет за собой и ухудшение социально-психологического климата местного населения. В этих условиях особенно важно активизировать социальную направленность учреждений культуры. Учреждение культуры доступны всем независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности.

В городе и районе никогда не угасает активная духовная жизнь благодаря активной работе учреждения культуры. В наших стенах круглый год проводятся концерты, смотры, викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки народных умельцев, не только не забывших старинные ремёсла, но и творчески их развивающих.

За I полугодие 2016 года учреждениями культуры области проведено 750 культурно- досуговых мероприятий, что на 310 больше, в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Из общего числа на платной основе проведено 29 культурно- досуговых мероприятия, это на 1 меньше в сравнении с прошлым годом. Посетителей на платных мероприятиях - 3.848. чел., что меньше на 340 чел. в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. В среднем в месяц ДК проводит 11 мероприятий, что больше уровня прошлого года на 2 мероприятия.

Вывод к вышесказанному можно сделать следующий: важным достижением последних лет является то, что в городских и сельских учреждениях культуры разовые мероприятия по организации досуга населения уступают место планомерному программному подходу. Организации досуга населения уделяется должное внимание, и прилагаются все усилия для обеспечения полноценного отдыха и создания условий занятия творчеством.

В условиях возрастающего запроса к количеству и качеству культурно-досуговых мероприятий работники учреждений культуры ищут новые пути, разрабатывают современные формы, направления и методы своей работы, совершенствуя её качество.

В связи с возрастающими требованиями по проведению мероприятий, остро встала задача в необходимости повышения квалификации работников культурно-досуговой сферы и специалистами Центра народного творчества была разработана и запущена по территориям анкета с целью выявления востребованности учебно-методических мероприятий, представляющих профессиональный интерес специалистов различных направлений культурно-досуговой деятельности и жанров народного творчества.

Подводя итоги за I полугодие 2016 года, нужно сказать, что, несмотря на непростую экономическую и сокращение сельских клубов, наблюдается рост общего числа культурно-досуговых мероприятий ДК.

Хочется отметить учреждение культуры, работа остается стабильно ровной. Основная деятельность сегодня направлена на тесное взаимодействие с муниципальными органами управлений культуры городов и районов и оказание методической помощи клубным работникам в решении задач по сохранению и развитию народного творчества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и значение маркетинга в сфере культуры. Анализ маркетингового управления в учреждениях культуры на примере народного театра "Синяя птица". Разработка типологической модели организации деятельности службы маркетинга в учреждениях культуры.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Общая характеристика клубного учреждения "Нивский сельский Дом культуры". Исследование досуговой деятельности. Организационная среда фирмы: особенности кадровой работы, оснащения и маркетинговой деятельности. Функции и обязанности директора Дома культуры.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2012

    Главные особенности и направления маркетинга в сфере культуры. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры. Составляющие комплекса маркетинга и важнейшие факторы, влияющие на маркетинговую деятельность в сфере культуры.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Связь PR и культуры как системы норм, традиций и ценностей. Ресурсы PR-технологий и их использование в сфере современного народного художественного творчества. Возможности использования PR и рекламы в продвижении народных художественных промыслов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Анализ спроса и предложения на специалистов в сфере физической культуры и спорта по видам деятельности и перспектив рынка труда в данной сфере. Выявление количества и качества характеристики подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Исследование целевой аудитории как один из важных компонентов исследовательского этапа процесса разработки и реализации пиар кампании. Анализ имиджа Управления культуры и кино Администрации Дергачевского муниципального района Саратовской области.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2017

    Понятие корпоративной культуры, ее элементы, типология и функции. Оценка эффективности корпоративной культуры на примере компании. Рекомендации по совершенствованию условий и проведению мероприятий, повышающих эффективность корпоративной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2012

    Функции и основные предназначения рекламы в сфере физической культуры и спорта. Виды рекламы, применяемые физкультурно-спортивными организациями. Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в обществе.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2010

    Исследование наиболее перспективных направлений спонсорства в сфере культуры и искусства: финансирование конкретных телевизионных программ и показов художественных фильмов. Деятельность Philip Morris. Подводные камни и риски спонсоров в данной области.

    доклад , добавлен 12.05.2011

    Особенности имиджа организаций в сфере культуры. Событийный маркетинг как средство продвижения Драматического Лицейского театра (ДЛТ). Комплекс маркетинга как средство позиционирования организаций культуры. Направление маркетинга организаций культуры.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные