Генератор для настройки музыкальных инструментов. Настройщик музыкальных инструментов Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

А. Греков

ПРИБОР ДЛЯ НАСТРОЙКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Настройка музыкальных инструментов, как извест-но, дело непростое и кропотливое. На это затрачива-ется порой уйма времени. Но ее можно значительно упростить, если использовать специальные электрон-ные приборы. Один из них, разработанный Г. Мар-косовым из Кисловодска, описывается ниже. Он позволяет в бытовых условиях настраивать любой музыкальный инструмент, строй которого выполнен по принципу равномерной темперации, как, например, у фортепиано, баяна, арфы.

Прибор обеспечивает высокую точность настройки, позволяет расширить и сжать интервалы на любом участке диапазона, настроить инструмент «в розлив». Настройка может вестись визуально, а также на слух по унисонно-октавному принципу.

Принцип действия прибора при визуальном методе настройки основан на сравнении высоты образцового полутона с высотой полутона инструмента. Сравнение происходит на электронно-лучевой трубке. При этом используется так называемый метод круговой разверт-ки, широко применяемый в различных областях радио-электроники.

На рис. 1 изображена структурная схема прибора. Он состоит из генератора образцовых полутонов G1, усилителя-ограничителя А1, делителя частоты D1, уси-лителя А2, фазовращателя A3, датчика Е1, усилителя A3 сигнала с датчика, формирователя меток А4 и электронно-лучевой трубки HI.

Переключателем S1 изменяют частоту сигнала, гене-рируемого узлом G1, и коэффициент пересчета делителя D1. Переключателем 52 выбирают октаву, комму-тируя вход усилителя А2 с соответствующими выхода-ми делителя D1. В зависимости от того, каким мето-дом настраивают музыкальный инструмент - визу-альным или слуховым, сигнал через переключатель S3 поступает с датчика на усилитель A3 (визуальная настройка) либо с усилителя А2 на датчик (настройка на слух). Коммутатор S4 позволяет охватить усилитель A3 положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. В этом случае усили-тель отключается от датчика Е1 и превращается в ка-либровочный генератор.

Рис. 1. Структурная схема прибора для настройки музыкаль-ных инструментов

При визуальном методе настройки электрические колебания частотой, соответствующей выбранному по-лутону, усиленные узлом А2, поступают на отклоня-ющие пластины электронно-лучевой трубки HI. На ее экране электронный луч будет рисовать окружность или эллипс. Так как частота подаваемого сигнала сравнительно высокая, движение луча незаметно.

Сигнал с датчика, частота которого соответствует высоте звука, усиливается в узле А2. Узел А4 форми-рует из него короткие прямоугольные импульсы - метки, которые подаются на модулятор электронно-лучевой трубки. Эти метки выглядят светящимися точ-ками на окружности (эллипсе).

Если частоты образцового сигнала и сигнала с дат-чика равны, то метки будут неподвижными. В против-ном случае они начнут вращаться в ту или иную сторону. О степени расстройки инструмента можно судить по скорости перемещения меток.

Принципиальная схема генератора образцовых по-лутонов и делителя частоты изображена на рис. 2.

Генератор собран на транзисторе VI. Благодаря глубокой обратной связи по постоянному и перемен-ному току (через резистор R2), высокой добротности катушки Ы, применению слюдяных конденсаторов КСО-Г, обладающих высокой термостабильностью параметров, слабой связи генератора с последующими узлами достигается высокая стабильность генериру-емой частоты. Этому способствует и периодическая коррекция частоты по кварцевому генератору, встроен-ному в прибор. Основная частота, вырабатываемая генератором, - 3520 Гц соответствует полутону ля. При необходимости генерируемую частоту корректи-руют переменным резистором R4. Им же завышают или занижают строй, что необходимо, например, при настройке музыкального инструмента «в розлив».

Для получения еще 11 полутонов переключателем SI изменяют генерируемую частоту и соответствующим образом ее делят, используя делитель, выполненный на D-триггерах Dl.l, D1.2, D2.1, D2.2, D3.1, D3.2. Коэффициент пересчета делителя изменяется в зави-симости от того, какой полутон необходимо полу-чить. В табл. 1 приведены значения частоты генератоpa, коэффициентов пересчета делителя и чистоты сигнала на выходе делителя.

Генератор связан с делителем через буферный уси-литель-ограничитель, выполненный на транзисторе V2, включенном по схеме истокового повторителя.

Подстроечными резисторами RI2 - R14 выравни-вают размер изображения фигуры на осциллографиче-ской трубке на разных октавах. Необходимый «фор-мат» изображения устанавливают переменным рези-стором R15.

Рис. 2. Принципиальная схема гене pa тора образцовых импульсов и делителя частоты

Сдвижка переменного резистора R15 через конден-сатор С17 сигнал поступает на двухкаскадный усили-тель, собранный на транзисторах V3 - V5 (рис.3). Второй каскад выполнен по двухтактной схеме и рабо-тает в режиме АВ2. Контуры, образованные первичной обмоткой трансформатора Т1 и конденсаторами С.19 - C2I, первичной обмоткой трансформатора 72 и конденсаторами С22 - С24, выделяют из напряжения прямоугольной формы первую гармонику.

С выхода усилителя сигнал через фазовращающие цепочки R22C25 и C28R23 подается на отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки Ш. С вторичной обмотки трансформатора Т2 низкочастотный неинвертированпый сигнал подается на разъем XI, к которому при настройке инструмента по унисонно-октавному методу подключается датчик.

На транзисторах V6 - V8 собран усилитель сиг-нала, поступающего с датчика (подключают к разъему XI). Транзистор V9 формирует короткие прямоуголь-ные импульсы, длительность которых определяется постоянной времени дифференцирующей цепочки C35R37. Эти импульсы через конденсатор С36 пода-ются на модулятор электронно-лучевой трубки. При этом на ее экране по «орбите» высвечиваются яркие метки.

В приборе нет отдельного кварцевого генератора, используемого при коррекции частоты императора образцовых полутонов. Его функции выполняют два первых каскада усилителя сигнала с датчика. В режиме коррекции каскады на транзисторах V6, V7 охватыва-ются положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. Его собственная резонансная частота должна быть кратна частоте полу-тона ля, так как именно на ней ведется коррекция. В приборе использован кварцевый резонатор на частоту 8800 Гц. Поэтому при коррекции частоты на первой октаве на «орбите» будут высвечиваться 20 ме-ток, на малой октаве - 40.

Для настройки музыкальных инструментов приме-няется два датчика: акустический типа ДЭМ-4 и магни-тоэлектрический. Последний выполнен на базе капсуля ДЭМШ-Im. В обмотке датчика (магнитоэлектрическо-го) при колебании струны вблизи полюсных наконеч-ников возникают электрические колебания, которые и передаются на прибор. Когда настройка ведется мето-дом электромеханического резонанса, наоборот, коле-бания, поступающие из прибора в датчик, возбуждают струну.

Акустический датчик также обратим. Он может использоваться как в качестве излучателя звуковых колебаний, так и микрофона.

Прибор питается от сети переменного тока напря-жением 220 В. Он потребляет мощность около 10 Вт. Все усилители питаются от выпрямителя напряжением 22 В. На транзисторы VI, V2 и микросхемы подается стабилизированное напряжение 9 В. Напряжение пита-ния на анодные цепи электронно-лучевой трубки (700 В) поступает с выпрямителя на диодах V9, V10, собранного по схеме удвоителя напряжения.

Прибор смонтирован в корпусе размерами 215 X 195 X 100 мм.

Таблица 1

Полутон

Частота генератора. Гц

Коэффициент пересчета делителей для октавы

Выходная частота, Гц. для октавы

первой

малой

большой

первой

малой

большой

ля диез

до диез

ре диез

фа диез

соль

соль диез

Рис. 3. Принципиальная схема двухкаскадного усилителя

Вместо указанных на схеме элементов можно использовать другие, с идентичными характеристиками. Намоточные данные катушки L1 и трансформаторов приведены в табл. 2. Индуктивность катушки LI - 65 мГ.

При налаживании необходимо очень точно подо-брать частотозадающие элементы в генераторе, так как от этого зависит точность настройки инструмента.

Перед проведением работ прибор необходимо пред-варительно настраивать. После его включения пере-менным резистором R25 («Яркость») получают наименьшую яркость изображения окружности (эллип-са) на экране электронно-лучевой трубки. Переключа-тель SI устанавливают в положение ля диез и перемен-ным резистором R15 («Размер») добиваются наиболь-шего размера окружности. Затем подключают датчик и корректируют прибор. При этом переключатель S4 дол-жен находиться в положении «Коррекция», S1 - ля, S2 - «Первая». Вращая движок переменного резисто-ра R1, добиваются неподвижности меток на экране. После этого переключатель S4 переводят в положение «Работа» и можно приступать к настройке музыкаль-ного инструмента.

В процессе настройки инструмента целесообразно еще один-дна раза повторить коррекцию частоты. Это обеспечит высокую точность настройки.

При настройке фортепиано визуальным методом южно применять как акустический, так и магнитоэлектрический датчик. Если используется акустический датчик, то его размещают слева или справа (безразлич-но) от клавиатуры. Ненастроенные струны заглушают резиновым клипом. Переключателем S4 устанавливают соответствующий полутон. Извлекая звук ударом по клавише, наблюдают за состоянием меток и пооче-редно настраивают струны хора. Если метки, напри-мер, перемещаются против часовой стрелки, то это зна-чит, что высоту струны надо понизить. И наоборот, движение меток по часовой стрелке означает, что высоту настройки струны нужно повысить.

После настройки струн одного хора настраивают струны соседнего и т. д. Настройку целесообразно начинать с басовых струн.

Используя магнитоэлектрический датчик, его рас-полагают так, чтобы полюсные наконечники находи-лись вблизи струн настраиваемого хора. Щипком воз-буждают струну и, наблюдая за метками на экране, настраивают ее.

Таблица 2

Обмотка, катушка

Чисто витков

Сечение про(юда ПЭВ-2, мм

Магнитопровод

T 1

Ш14Х14

3 - 4. 4 - 5

1 - 2, 4 - 5

11114x14

2 - 3. 3 - 4

11116x23

950 + 200

СБ 6

Частичная настройка отдельных голосов язычковых музыкальных инструментов - баянов, аккордеонов производится с использованием акустического датчи-ка, который размещают вблизи инструмента. Подавая воздух (безразлично каким способом), извлекают звук средней громкости настраиваемого голоса. По харак-теру движения меток определяют знак расстройки. Если они перемещаются по часовой стрелке, то высоту голоса следует поднять, если против - понизить. Для повышения голоса нужно надфилем подпилить кончик языка голосовой планки. Чтобы понизить голос, необ-ходимо подпиливать основание язычка. Настраивая язычковые инструменты, имеющие регистр «с розли-вом», необходимо переключить регистр на унисонное звучание.

Органы, арфы и другие инструменты с равно-мерно-темперированным строем настраивают так же, как фортепиано и баяны, но применяют только акусти-ческий датчик.

Описываемый прибор позволяет настроить и элек-тромузыкальные инструменты. Причем в этом случае можно обойтись и без датчиков: выход электромузы-кального инструмента подключают непосредственно к прибору. Если же предполагается использовать датчик, то подойдет только акустический.

При проверке строя духовых музыкальных инстру-ментов переключатель 52 должен находиться в положе-нии первой или малой октавы, a S1 - в соответствии с выбранным полутоном. Акустический датчик распола-гают в двух-трех метрах от инструмента.

Несколько слов следует сказать и о слуховом методе настройки по унисонному и октавному звуча-нию, хотя он и уступает визуальному. В этом случае переключатель S3 переводят в положение «Звук», и аку-стический датчик начинает выполнять функции гром-коговорителя. Силу звука полутона регулируют пере-менным резистором R15. Включая тот или иной полу-тон, настройщик на слух настраивает инструмент.

для ... аппаратуре как функционально законченный узел устройств вычислительной техники, автоматики, измерительной ... приборов : ультрахемископ (прибор для ...

  • ISBN 5-06-003634-0  ГУП «Издательство «Высшая школа»

    Учебное пособие

    У древних греков , например, было... (прожекторы, проекционная аппаратура ). Широко применяются также... эталонной. Метод биений используется для настройки музыкальных инструментов , анализа слуха и... методов измерения или измеритель­ных приборов , а является...

  • К двенадцатая буква русского алфавита

    Документ

    ... прибор - источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов ... Капабланка. СПб., 1911.Греков Н. И. Матч... , оборудования, аппаратуры для очистки и контроля... - сравниваю), измерительный прибор для сравнения измеряемой...

  • Учебник для гуманитарных вузов

    Список учебников

    Информации и непрерывной настройкой перцептивной схемы. ... например, погрешностей измерительной аппаратуры , дефицита времени... или спе­циальными приборами . Всякая толпа... пользуется, или с музыкальным инструментом , закрытым на... Так, для древних греков , люди, ...

  • С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека

    Документ

    За­пада, музыкально -измерительное учение... древ­них греков и римлян... музыкального произведения, а прибор ... музыкальных инструментов . Именно там, находясь в окружении множества музыкальных инструментов ... электронной аппаратурой . Двумя... тонов для настройки семи...

  • ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА

    А. Греков

    ПРИБОР ДЛЯ НАСТРОЙКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

    Настройка музыкальных инструментов, как извест-но, дело непростое и кропотливое. На это затрачива-ется порой уйма времени. Но ее можно значительно упростить, если использовать специальные -ные приборы. из них, разработанный Г. Мар-косовым из Кисловодска, описывается ниже. Он позволяет в бытовых условиях настраивать любой музыкальный , строй которого выполнен по принципу равномерной темперации, как, например, у фортепиано, баяна, арфы.

    Прибор обеспечивает высокую точность настройки, позволяет расширить и сжать интервалы на любом участке диапазона, настроить инструмент «в розлив». Настройка может вестись визуально, а также на по унисонно-октавному принципу.

    Принцип действия прибора при визуальном методе настройки основан на сравнении высоты образцового полутона с высотой полутона инструмента. Сравнение происходит на электронно-лучевой трубке. При этом используется так называемый круговой разверт-ки, широко применяемый в различных областях радио-электроники.

    На рис. 1 изображена структурная схема прибора. Он состоит из генератора образцовых полутонов G1, усилителя-ограничителя А1, делителя частоты D1, уси-лителя А2, фазовращателя A3, датчика Е1, усилителя A3 сигнала с датчика, формирователя меток А4 и электронно-лучевой трубки HI.

    Переключателем S1 изменяют частоту сигнала, гене-рируемого узлом G1, и коэффициент пересчета делителя D1. Переключателем 52 выбирают октаву, комму-тируя вход усилителя А2 с соответствующими выхода-ми делителя D1. В зависимости от того, каким мето-дом настраивают музыкальный инструмент - визу-альным или слуховым, сигнал через переключатель S3 поступает с датчика на усилитель A3 (визуальная настройка) либо с усилителя А2 на датчик (настройка на слух). Коммутатор S4 позволяет охватить усилитель A3 положительной обратной связью, в которой включен кварцевый резонатор Z1. В этом случае усили-тель отключается от датчика Е1 и превращается в ка-либровочный генератор.

    Рис. 1. прибора для настройки музыкаль-ных инструментов

    При визуальном методе настройки электрические колебания частотой, соответствующей выбранному по-лутону, усиленные узлом А2, поступают на отклоня-ющие пластины электронно-лучевой трубки HI. На ее экране электронный будет рисовать или эллипс. Так как частота подаваемого сигнала сравнительно высокая, движение луча незаметно.

    Сигнал с датчика, частота которого соответствует высоте звука, усиливается в узле А2. А4 форми-рует из него короткие прямоугольные импульсы - метки, которые подаются на электронно-лучевой трубки. Эти метки выглядят светящимися точ-ками на окружности (эллипсе).

    Если частоты образцового сигнала и сигнала с дат- равны, то метки будут неподвижными. В против-ном случае они начнут вращаться в или иную сторону. О степени расстройки инструмента можно судить по скорости перемещения меток.

    Принципиальная схема генератора образцовых -лутонов и делителя частоты изображена на рис. 2.

    Генератор собран на транзисторе VI. Благодаря глубокой обратной связи по постоянному и перемен-ному току (через резистор R2), высокой добротности катушки , применению слюдяных конденсаторов КСО-Г, обладающих высокой термостабильностью параметров, слабой связи генератора с последующими узлами достигается стабильность генериру-емой частоты. Этому способствует и периодическая коррекция частоты по кварцевому генератору, встроен-ному в прибор. Основная частота, вырабатываемая генератором, - 3520 Гц соответствует полутону ля. При необходимости генерируемую частоту корректи-руют переменным резистором R4. Им же завышают или занижают , что необходимо, например, при настройке музыкального инструмента «в розлив».

    Для получения еще 11 полутонов переключателем SI изменяют генерируемую частоту и соответствующим образом ее делят, используя делитель, выполненный на D-триггерах Dl. l, D1.2, D2.1, D2.2, D3.1, D3.2. Коэффициент пересчета делителя изменяется в зави-симости от , какой необходимо полу-чить. В табл. 1 приведены значения частоты генератоpa, коэффициентов пересчета делителя и чистоты сигнала на выходе делителя.

    Генератор связан с делителем через буферный уси-литель- , выполненный на транзисторе V2, включенном по схеме истокового повторителя.

    Подстроечными резисторами RI2 - R14 выравни-вают размер изображения фигуры на осциллографиче-ской трубке на разных октавах. Необходимый «фор- » изображения устанавливают переменным рези-стором R15.

    Рис. 2. Принципиальная схема гене pa тора образцовых импульсов и делителя частоты

    Сдвижка переменного резистора R15 через конден-сатор С17 сигнал поступает на двухкаскадный усили-тель, собранный на транзисторах V3 - V5 (рис.3). Второй каскад выполнен по двухтактной схеме и рабо-тает в режиме АВ2. Контуры, образованные первичной обмоткой трансформатора Т1 и конденсаторами С.19 - C2I, первичной обмоткой трансформатора 72 и конденсаторами С22 - С24, выделяют из напряжения прямоугольной формы первую гармонику.

    С выхода усилителя сигнал через фазовращающие цепочки R22C25 и C28R23 подается на отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки Ш. С вторичной обмотки трансформатора Т2 низкочастотный неинвертированпый сигнал подается на разъем XI, к которому при настройке инструмента по унисонно-октавному методу подключается датчик.

    На транзисторах V6 - V8 собран усилитель сиг-нала, поступающего с датчика (подключают к разъему XI). V9 формирует короткие прямоуголь-ные импульсы, длительность которых определяется постоянной времени дифференцирующей цепочки C35R37. Эти импульсы через С36 пода-ются на модулятор электронно-лучевой трубки. При этом на ее экране по «орбите» высвечиваются яркие метки.

    В приборе нет отдельного кварцевого генератора, используемого при коррекции частоты императора образцовых полутонов. Его выполняют два первых каскада усилителя сигнала с датчика. В режиме коррекции каскады на транзисторах V6, V7 охватыва-ются положительной обратной связью, в цепь которой включен кварцевый резонатор Z1. Его собственная резонансная должна быть кратна частоте полу-тона , так как именно на ней ведется коррекция. В приборе использован кварцевый резонатор на частоту 8800 Гц. Поэтому при коррекции частоты на первой октаве на «орбите» будут высвечиваться 20 ме-ток, на малой октаве - 40.

    Для настройки музыкальных инструментов приме-няется два датчика: акустический типа ДЭМ-4 и магни-тоэлектрический. Последний выполнен на базе капсуля ДЭМШ-Im. В обмотке датчика (магнитоэлектрическо-го) при колебании струны вблизи полюсных наконеч-ников возникают , которые и передаются на прибор. Когда настройка ведется мето- электромеханического резонанса, наоборот, коле-бания, поступающие из прибора в датчик, возбуждают струну.

    Акустический также обратим. Он может использоваться как в качестве излучателя звуковых колебаний, так и микрофона.

    Прибор питается от сети переменного тока напря-жением 220 В. Он потребляет около 10 Вт. Все усилители питаются от выпрямителя напряжением 22 В. На транзисторы VI, V2 и микросхемы подается стабилизированное напряжение 9 В. пита-ния на анодные электронно-лучевой трубки (700 В) поступает с выпрямителя на диодах V9, V10, собранного по схеме удвоителя напряжения.

    Прибор смонтирован в корпусе размерами 215 X 195 X 100 мм.

    Сегодняшнее приложение пригодится каждому музыканту. Если вы когда-нибудь увлекались игрой на струнных инструментах, то, наверняка, слышали о таком устройстве как тюнер. Тюнер — это такая коробочка со стрелкой или дисплеем, которая помогает точно настроить инструмент. Гитару, например.

    Если вы счастливый обладатель телефона с Android, то без проблем можете обзавестись тюнером в своем мобильном. Приложение gStrings поможет вам настроить на нужный лад гитару (или что там у вас есть со струнами) где и когда угодно.

    Основной интерфейс работает в трех режимах:

    • Звук ноты. Выбираете нужную ноту и слышите характерный синусоидальный звук
    • Настройка конкретной ноты. Дергаете струну, и стрелка на экране покажет отклонение от искомой частоты
    • Автотьюн. Программа автоматически определяет ближайшую ноту и показывает отклонение от нее. Так работают большинство тюнеров

    Помимо нескольких цветовых схем предусмотрен и ряд настроек. Это регулировка громкости микрофона и выбор инструмента для настройки: скрипка, альт, виолончель, контрабас и, собственно, гитара.

    Есть еще одна фича, которая может быть полезна профессионалам. Представьте, что строй в группе или оркестре, где вы играете, немного смещен. Например, вместо 440 Герц для ноты «Ля» инструменты настроены на 460 Герц. В этом случае вам также поможет gStrings.

    Изобретение относится к конструкции прибора для настройки музыкальных инструментов. Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов содержит фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве. При этом каждая ступень шкива выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью. Прибор содержит мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, и адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее. При этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора. Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении точности настройки музыкального инструмента. 3 ил.

    Рисунки к патенту РФ 2383937

    Заявленное изобретение относится к прибору для настройки музыкальных инструментов и служит для точной настройки всех видов струнных музыкальных инструментов. Прибор обладает исключительно высокой точностью настройки и издает 72 точно настроенных музыкальных звука. В настоящее время настройка музыкальных инструментов производится с помощью камертона, причем точно настраивается только одна струна, а остальные одиннадцать струн других октав настраиваются на слух. При этом даже самые опытные настройщики допускают большие погрешности, а плохо настроенный музыкальный инструмент раздражает слух, искажает красоту и содержание музыкального произведения.

    Известен язычковый камертон для настройки музыкальных инструментов (см. SU 153169 А1, кл. G10G 7/02, опубл. 01.01.1963), выполненный в виде круглого корпуса, несущего на поверхности нотные обозначения музыкальных тонов, и заключающий в себе голосовую планку с несколькими язычками, мундштук и регулировочный диск для переключения на определенный тон или музыкальные интервалы, при этом язычки расположены по хордам окружности голосовой планки, а регулировочный диск выполнен в форме усеченного конуса, взаимодействующего со скошенными кромками отверстия корпуса.

    Известный камертон не позволяет достичь высокой точности настройки музыкального инструмента.

    Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретения, является разработка прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, который позволяет достичь высокой точности настройки.

    Поставленная задача решается при использовании прибора для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащего фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящую из шести октав и вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, надетого на ступень шкива и перемещаемого при работе прибора с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.

    Схема прибора приведена на фиг.1 (вид с боку) и на фиг.2 (вид сверху). Музыкальные звуки извлекаются из фонограммы с двенадцатью звуковыми дорожками, состоящей из шести октав (всего 72 звука).

    На фиг.3 изображена фонограмма, изготовленная на рентгеновой пленке. Фонограмма 3 вращается на семиступенчатом шкиве 1 и имеет семь ступенек со строго определенными размерами и строго определенными скоростями вращения. Шкив вращается от синхронного мотора 4. К ступеням шкива идет ременная передача 8. От ведущего шкив мотора зависит точность настройки всего прибора. Шкивы обтачивают при вращающемся моторе до нужных размеров. При этом диаметры шкивов фонограммы составляют 21, 21-22, 47-23, 81-25, 23-26, 73-28, 32-30 мм. Все шкивы изготовлены с точностью +0,01 мм. Над фонограммой имеется адаптер 5 с лампочкой от карманного фонаря 6. Под фонограммой у адаптера установлен фотоэлемент 7. При работе прибора пульсирующий свет через вращающуюся фонограмму падает на фотоэлемент, возникающие сигналы усиливаются усилителем низкой частоты (УНЧ) и поступают в динамик. УНЧ используется двухканальный, двухконтактный, мощностью до 10 ватт. При этом к проводам, идущим к УНЧ, последовательно подключается ножная педаль для регулирования громкости.

    Приводной ремень от ведущего шкива мотора находится на самом толстом шкиве 30 мм семиступенчатого шкива 1. Включают мотор и лампочку, находящиеся над первой звуковой дорожке с четырьмя знаками, при этом фонограмма вращается со скоростью 16,33 об/с. Для определения частоты издаваемых звуков число оборотов умножается на количество знаков звуковой дорожки, и мы получаем 4×16,33=65,4 Гц. Данная частота соответствует звуку До большой октавы. Далее переводим лампочку на следующую дорожку фонограммы, где также 6 знаков. Соответственно получаем 6×16,33=98 Гц. Данная частота соответствует звуку Соль той же октавы. Затем переводим адаптер на следующие дорожки и получаем те же звуки для других октав До и Соль. Самая последняя дорожка имеет 192 знака. Ей соответствует частота 192×16,33=3136 Гц, соответствующая звуку Соль четвертый октавы.

    Под звуками сигналов До и Соль настраиваем струны всех семи октав и затем приводной ремень переводим на следующую ступень шкива с диаметром 28,32 мм. Теперь фонограмма вращается со скоростью 17,3 об/с. Производим такие же расчеты, преумножая скорость вращения фонограммы на количество знаков на звуковой дорожке, и получаем звуки До# и Соль#. Настраиваем эти струны всех октав, каждый раз перемещая мотор, закрепляем винтом и переводим ремень на другие ступеньки шкива.

    Чтобы узнать, точно ли настроена струна проверяемого инструмента, для определения точности настройки к струне на близком расстоянии устанавливается звукосниматель от гитары. Через диоды к нему подключен микроамперметр. Максимальное отклонение стрелки прибора фиксирует качество настройки вашего инструмента. Если даже человек не обладает абсолютным слухом, с помощью такого прибора ему будет возможно настроить любой струнный музыкальный инструмент с точностью до 0,6%. Погрешность настройки "на слух" даже самым высококвалифицированным настройщиком составляет не менее 3-5%.

    ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

    Прибор для настройки струнных музыкальных инструментов, содержащий фонограмму с двенадцатью звуковыми дорожками, вращающуюся на семиступенчатом шкиве, каждая из ступеней которого выполнена с заданными размерами и вращается с заданной скоростью, мотор, придающий вращение шкиву при помощи приводного ремня, одетого на ступень шкива и перемещаемого с одной ступени шкива на другую, адаптер с лампочкой, расположенный над фонограммой с возможностью перемещения относительно нее, при этом сигнал от адаптера поступает на фотоэлемент, установленный под фонограммой, и через усилитель низкой частоты передается на динамик прибора.



    В продолжение темы:
    Мужская мода

    Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

    Новые статьи
    /
    Популярные