Гобелен - это что? Покрывало из гобелена. Удивительная история гобелена Модные узоры и расцветки

Буквально с момента изобретения гобелен считается роскошной и дорогой тканью. Ведь недаром еще в средневековье с помощью этого материала состоятельные люди отделывали мебель и создавали убранства замков и дворцов. В давние времена гобелены делали вручную. Это был долгий и кропотливый труд, в результате которого получались шикарные тканые картины, называемые шпалерами. Хотя за время своего существования гобеленовые ткани претерпели некоторые изменения, они остаются любимыми и востребованными как дизайнерами, так и обычными людьми.

История гобелена

Декоративная шпалера, или гобелен, знакома человечеству не одну сотню лет. Предметы одежды из этого материала находили в гробницах египетских фараонов. Древние греки украшали свои жилища ткаными коврами с изображениями богов и мифических героев, а перуанские мастера ткали погребальные саваны.

Все работы по производству ковров с различными сюжетами проводились вручную. При этом перекрестно переплетались шерстяные и шелковые нити, а в особых случаях в ткань вплетали волокна из чистого золота или серебра.

Создание гобелена - трудоемкое занятие, требующее от ткача невероятно много времени и терпения. За год один мастер мог соткать ковер размером 1,5 х 1,5 м, поэтому стоимость таких изделий была невероятно высока, а пользоваться гобеленовой тканью могли только состоятельные люди.

В конце XVII века эту восхитительную ткань стали производить на французской мануфактуре Gobelin, тогда же и появилось современное название «гобелен». В России первая шпалерная фабрика появилась при Петре I, и работали там исключительно французские мастера.

Специалисты утверждают, что такое название могут носить именно те ткани, которые сделаны на мануфактуре в Париже, а все остальные следует называть шпалерами. Однако в настоящее время этим термином называют любое тканое полотно.


Особенности материала

После того как в начале XVIII века француз Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок для изготовления сложных узорчатых тканей, для гобеленов наступила новая эра. Теперь эта роскошная изысканная ткань стала производиться в больших количествах.

В наше время гобеленовую ткань изготавливают путем . Если для выработки обычного жаккардового полотна требует 2-3 нити, то для производства тканых картин понадобится более десяти волокон разных цветов и фактур.

В гобеленовых тканях и основа должны соответствовать определенным требованиям, только тогда картина будет выглядеть естественно. Нити утка должны быть эластичными, а основы - очень прочными.

Чаще всего для производства гобеленов используют следующие материалы:

  • шерсть овцы - прочные натуральные волокна, которые легко окрасить в любой цвет;
  • лен, хлопок - позволяют сделать легкие дышащие материалы;
  • шелк - натуральные волокна, придающие изделию нарядность и благородный блеск;
  • синтетические нити;
  • нити с добавлением металла (люрекс).

Обычно на гобеленах изображают картины известных художников, цветочные композиции или пейзажи. В последнее время появились новые технологии, позволяющие переносить на ткань даже фотографии.


Плюсы и минусы ткани гобелен

Достоинства гобеленовых тканей обусловлены свойствами нитей, используемых в создании материи, и особенностями жаккардового переплетения.

  • Ткань имеет высокую плотность, отлично держит форму, устойчива к износу.
  • Долго сохраняет цвета - не линяет и не выгорает на солнце.
  • Обладает антистатическими свойствами - не притягивает пыль и мелкий мусор, не накапливает статическое электричество.
  • Огромное многообразие художественных композиций и текстур обеспечивает широкое применение во многих сферах жизнедеятельности человека.
  • Не требует особого ухода - специальная обработка защищает изделия от загрязнений.

К недостаткам можно отнести следующие качества ткани:

  • повышенная жесткость и значительный вес материи не позволяют шить из нее одежду;
  • изделия нельзя стирать и гладить, в противном случае могут появиться загибы и заломы.

Пусть у материи и существуют некоторые минусы, гобелены – это популярные и востребованные ткани, которые поднимают настроение, наполняют дом радостью и красотой.


Виды гобелена

Существует множество видов гобелена. Картины и скатерти, салфетки и наволочки на диванные подушки, мебельная обивка, сумочки, ремни, перчатки и даже обувь делают из гобелена.

Тканая картина должна подходить к общему дизайну помещения и тонко передавать настроение хозяина и атмосферу в доме.

Вот несколько распространенных сюжетов, которые часто выбирают любители гобеленов.

  • Восточный стиль. Оригинальный и неповторимый сюжет, полный философии и спокойствия, отличает картины, созданные в восточном стиле. Изображения людей, укрощающих диких животных, гармонично впишутся в интерьер.
  • Кантри. Для тех, кто любит и ценит старинные вещи, разработаны сюжеты гобеленов, уносящих в прошлое. Такие картины отлично сочетаются с камином и глиняной посудой, редкими книгами и самодельными ковриками.
  • Скандинавский стиль. Естественность и простота отличает этот вид гобеленов. Для оформления комнаты в скандинавском стиле больше подойдут картины в светлых тонах: сероватые, голубые, светло-бирюзовые.
  • Прованс. Гобелены в стиле прованс ассоциируются с морем и солнцем. Великолепные цветы, красивые домики на речном или морском берегу напоминают о летнем отдыхе. Такие полотна часто делают из грубого хлопка или отбеленного льна.


Как выбрать настоящий гобелен

Сегодня изделия из гобелена может себе позволить каждый. Чтобы они действительно стали украшением жилища и долго притягивали взгляд хозяина и гостей, материалы должны быть качественными.

Выбирая вещи из гобеленовой ткани, необходимо учитывать следующие моменты.

  • Приобретать шпалеры лучше в специализированных магазинах, где у продавца наверняка имеется сертификат качества на товар.
  • Цвет и текстура выбранной вещи должны как можно лучше подходить к общему дизайну помещения, мебели и шторам.
  • Тканая картина должна иметь такие размеры, чтобы ее было видно целиком.
  • Аккуратная гладкая изнанка и рамочка, поставляемая в комплекте с картиной, свидетельствует о том, что гобелен высокого качества.
  • Рисунок должен быть четким и ярким, с хорошо просматривающейся композицией.

Гобелен в доме всегда является сильным визуальным символом, способным создать настроение и сформировать имидж хозяина. Поэтому к выбору тканой картины надо подходить так же грамотно, как к покупке мебели или одежды.


Уход за гобеленовой тканью

Ткань гобелен имеет шероховатую поверхность, на рубчиках которой очень быстро скапливается пыль. Если не придавать этому значения, то изделие вскоре покроется серым налетом и его внешний вид будет испорчен. Кроме того, на мебель, скатерть или наволочку из гобеленовой ткани можно пролить кофе или апельсиновый сок, и тогда изделие точно придется стирать или чистить. Производители утверждают, что шпалеры долговечны, но это верно только в том случае, если за ними правильно ухаживают.

  • От пыли можно избавиться с помощью пылесоса или одежной щетки. В конце чистки желательно пройтись по поверхности материала влажной губкой, чтобы вещь приобрела свежий вид.
  • Если появилось пятно от пищевых продуктов или уличной грязи, изделие следует помыть. Мягкую губку или кусочек материи смачивают в мыльном растворе и легкими поглаживающими движениями оттирают загрязнение. Сушить изделие можно на улице, в солнечном месте с хорошей циркуляцией воздуха.
  • Гладить изделия из этой материи не рекомендуется. В крайнем случае допускается глажка с изнаночной стороны утюгом, разогретым не более чем до 150°С.
  • Не следует стирать вещи из гобелена в машинке. Если необходима стирка скатерти или наволочки, лучше сделать работу вручную с помощью щадящих моющих средств.
  • Для стирки и чистки гобеленовой ткани стоит использовать только специальные гели и порошки. Причем перед обработкой изделия на изнанке нужно проверить, не оказывает ли выбранное средство негативного воздействия на материал.
  • Тканые картины лучше прятать от попадания прямых солнечных лучей. Иначе гобелен может потрескаться, насыщенные цвета поблекнут и картина приобретет сероватый оттенок.

Покупая картины или другие вещи из гобелена, надо внимательно изучить рекомендации производителя, оставленные на ярлыке к товару, и по возможности их выполнять. Тогда предметы надолго сохранят свой первозданный вид.

Гобеленовые ткани - роскошный плотный материал. Они всегда свежи, привлекательны и никогда не выйдут из моды. Огромное разнообразие моделей и великолепный вид делают эту материю незаменимой при оформлении помещений премиум-класса. Несмотря на то, что современные материалы защищены от грязи , они требуют осторожного обращения и деликатного ухода.

Гобелен представляет собой ткань, выполненную перекрестным переплетением нитей с одномоментным созданием сюжетной или орнаментальной композиции. Это довольно добротный материал, который из-за своей двух- или трехслойной структуры кажется несколько тяжеловатым. Переплетенное особым способом большое количество разноцветных нитей порождает изумительные картины, впечатляющие тончайшими цветовыми нюансами.

История появления этой ткани уходит своими корнями еще во времена правления древнеегипетских фараонов. С развитием цивилизации искусство создания изящных текстильных рисунков ручным способом, а впоследствии и на ткацких станках стало все больше расширять свои горизонты. Известное нашим современникам название материал получил в 17 веке, когда братья-французы по фамилии Гобелен открыли королевскую мануфактуру по производству декоративных тканых полотен плотной структуры.

Со времен возникновения гобеленового искусства менялись только внешний вид и конструкция ткацких станков, сама же технология производства материала осталась прежней. При современном процессе изготовления декоративной ткани используется технически более совершенное оборудование.

В производство гобеленов, отличающихся сложным многоцветным рисунком, применяется метод жаккардового плетения. Оптимальный цветовой эффект достигается за счет переплетения нескольких основ разнообразных оттенков и стандартного утка, где первый тип нитей выполняет решающую роль в создании сюжетной композиции. Применение различной по толщине пряжи способствует структурности узора.

Для изготовления гобелена используются как натуральные, так и синтетические волокна:

  • шерсть;
  • шелк;
  • хлопок;
  • акрил
  • полиэстер;
  • вискоза.

Свойства гобелена

Плотность

Это особо важное свойство гобелена во многом влияет на показатели следующих характеристик:

  • прочность;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • сминаемость.

Плотностью гобелена предопределяется сфера его применения. Так, для штор, обивки мягкой мебели, покрывал используется материал с показателем в пределах от 250 до 350 г/кв.м. Для пошива одежды подойдет ткань малой плотности – всего лишь до 180 г/кв.м.

Сминаемость

Гобелен обладает хорошей стойкостью к образованию складок. Тому, что ткань практически не мнется, немалым образом способствуют свойства волокон, способ переплетения и плотность ткани.

Цветоустойчивость

Это явный плюс гобелена. Немаловажную роль в его проявлении играют качества окрашенных в разные цвета синтетических нитей. Тем не менее, при воздействии прямых солнечных лучей может происходить выцветание ткани.

Усадка и растяжение

При правильном уходе гобелен никаким образом не деформируется – не тянется и не садится.

Разновидности ткани

В зависимости от структуры гобелен может быть:

  • однослойный;
  • двухслойный.

Плотность определяется вес ткани, в зависимости от чего она делится на следующие разновидности:

  • легкая;
  • тяжелая;
  • среднетяжелая.

По способу воплощения дизайнерских и цветовых решений гобелен бывает:

  • с крупными орнаментами;
  • с мелким рисунком;
  • с напоминающими вышивку узорами;
  • меланжевый;
  • гладкокрашенный.

Метод переплетения основы и утка влияет на то, что гобеленовая ткань определяется как:

  • односторонняя;
  • двусторонняя.

Область применения

Благодаря своей декоративности и изысканности, а также массе других достоинств, гобеленовая ткань неизменно вдохновляет дизайнеров различных направлений на воплощение самых смелых идей. Этот материал используют в следующих сферах:

  • производство кресел, диванов и прочих видов мягкой мебели;
  • изготовление интерьерных аксессуаров (шторы, покрывала, подушки, картины, ковры, декоративные панно);
  • пошив одежды.

Относительно последнего из указанных путей применения гобелена, фэшн-индустрия надежно застолбила свое право на использование этой ткани в создании потрясающих костюмов, платьев, сумок, косметичек, поясов и обуви.

Плюсы и минусы гобеленовой ткани

Универсальность применения гобелена обусловлена целым рядом его достоинств. В одном из любимых материалов декораторов удобно сочетаются следующие качества:

  • многообразие оттенков и цветоустойчивость;
  • красота узоров и прочность;
  • уникальная фактурность и долговечность;
  • внешняя привлекательность и практичность;
  • высокие тактильные свойства и функциональность.

Не лишен гобелен и некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • тяжеловесность определенных видов ткани;
  • жесткость, из-за которой материал практически не поддается драпировке.

Кроме того, гобелен нежелательно стирать в домашних условиях, а также гладить или поддавать другим способам ВТО. Все это не следует делать, чтобы не допустить возникновение на ткани складок или заломов.

Как уже сказано выше, гобелен лучше не стирать и не гладить. Несмотря на высокую степень практичности материала, уход ему все-таки нужен. Для его очистки можно воспользоваться пылесосом или мягкой щеткой. Если же появились пятна, которые нужно экстренно вывести, следует обратиться к услугам специалистов.

Если предполагается размещать изделия из гобелена на длительное хранение, для этого следует выбрать хорошо проветриваемое место. Чтобы на материале не случилось складок и заломов, следует намотать его лицевой стороной, например, на дренажную трубу как можно большего диаметра.

Если в доме есть кошка – большая любительница точить когти о плотную поверхность, при размещении изделий из гобелена в интерьере нужно учесть и этот факт.

Отзывы покупателей

В целом гобелен вызывает у владельцев изделий, изготовленных из него, только положительные эмоции. Они отмечают особый стиль и выразительность внешней составляющей такой продукции. Изысканная красота ткани, отличающейся множественными переплетениями складывающихся в рисунки цветных нитей, не остается без внимания ценителей старинного искусства.

При всем наличии преимуществ, отзывы покупателей затрагивают и некоторые недостатки гобелена. Особенно, что касается правил ухода за изделиями из него. В то же время им сразу приходят на ум мысли о возможности прибегнуть к услугам химчистки.

Фотогалерея

Гобелен – история роскоши и современность

Материалы с различными изображениями всегда считались более привлекательными, чем однотонные. К наиболее красивым, дорогим и сложным для изготовления видам многоцветного текстиля относят ткань гобелен, старинные образцы которой не уступают признанным шедеврам живописи. В настоящее время техника ткацкого производства значительно усовершенствовалась, и этот красивый материал стал более доступным. Он широко используется в качестве домашнего текстиля, для обивки мебели и изготовления разнообразных аксессуаров. Производятся также и гобелены, выполненные вручную, многие из них представляют собой художественную ценность и имеют высокую стоимость.

Первые образцы материалов с цветными вытканными изображениями были найдены в древнеегипетских гробницах. Впоследствии гобеленовые ткани распространились по всему Востоку, откуда были завезены в Европу крестоносцами. Долгое время созданные вручную тканые картины являлись преимущественно церковным атрибутом. Свое современное наименование они получили лишь в XII веке, и оно связано с основателем этого производства Жилем Гобеленом. Уроженец Реймса основал в парижском предместье красильное производство, его дела пошли очень успешно, и по легенде, основанной на звучании этой фамилии («гоблин»), ремесленнику помогали в работе сверхъестественные существа.

Со временем семья Гобелен занялась еще и изготовлением ковров, разбогатела и продала свои мастерские в собственность короля. На этой мануфактуре работали ткачи из Амстердама, эскизы для изображений создавали знаменитые художники, а выпущенная продукция использовалась только для украшения дворцов. Согласно правилу тех времен, гобелен – ткань, произведенная только в мастерских, носящих это имя. Аналогичный материал, изготовленный в другом месте, назывался шпалерой. Сейчас этого правила практически не придерживаются, и материал гобелен в основном выпускается серийным способом на фабриках во всем мире. Начиная с XIX века его производят на жаккардовых станках с использованием хлопка, льна и других волокон.

В настоящее время гобеленовая ткань нередко изготовляется с добавкой или полностью на основе синтетики или вискозы, а натуральный материал, особенно шелковый, относится к престижным дорогостоящим изделиям.

Свойства и применение гобеленов

Независимо от способа получения и разновидности состава красочных полотен им будут присущи общие характеристики, а именно:

  • высокая плотность;
  • прочность и долговечность;
  • несминаемость;
  • красивый вид.

В то же время гобелен – это ткань, которая много весит и плохо пропускает воздух, к тому же стоит довольно дорого. Однако поскольку она предназначается для декорирования помещений, изготовления мягкой мебели, светонепроницаемых штор, то эти недостатки вполне оправдываются долговечностью и красивым внешним видом. Современные ткани гобелен очень разнообразны и органично вписываются в интерьер любого стиля. Оригинально и красиво выглядят туфли и сумки из этого материала, к тому же они по прочности не уступают кожаным аналогам. Особого внимания заслуживают созданные вручную художественные гобелены, которые выполняются как профессиональными мастерами, так и любителями . Они бывают разных размеров и стилей и очень украшают помещение.

Как правильно ухаживать

Образцы старинного ткачества не утрачивают своей красоты и яркости красок на протяжении уже многих веков. Разумеется, если материал гобелен применяется в обычной жизни, он будет изнашиваться быстрее. Однако соблюдение следующих несложных правил позволит надолго сохранить его красоту.

  1. Хотя считается, что гобелен – ткань, не собирающая на себе пыль, все же ее следует регулярно очищать мягкой щеткой или пылесосом со специальной насадкой.
  2. Этот материал не любит солнечных лучей.
  3. Освежить краски и удалить небольшие загрязнения можно с помощью чистой влажной ткани.
  4. Если пятно относится к категории сложных, то средства для его выведения подбирают с учетом состава волокон и ни в коем случае не прикладывают усилий при удалении.
  5. Ответ на вопрос, как стирать гобелен, зависит от состава входящих в него волокон. Шелковый и шерстяной материал лучше отдать в химчистку.
  6. Чехлы, занавеси, художественные панно можно постирать в ручном или щадящем машинном режиме. Для этого следует применять теплую воду и мягкие стиральные порошки.
  7. Сушить гобеленовые изделия нужно в хорошо расправленном виде, не допуская попадания солнечных лучей. Данный материал практически не мнется. В случае необходимости его гладят с изнанки, устанавливая температуру утюга в соответствии с составом ткани.
,

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.


На протяжении веков гобелен был неотъемлемой частью убранства королевских замков и императорских дворцов. Почему монархи всего мира отдавали своё предпочтение именно этому жанру прикладного искусства? Кто привёз гобелен в Россию? Как складывается судьба этого трудоёмкого и элитарного ремесла в наши дни?

Гобелен (от французского gobelin) - вытканный вручную по живописному рисунку-образцу (картону) ковёр-картина (шпалера) из шерстяных, шёлковых (иногда с включением серебряных и золотых) нитей.

Искусство изготовления шпалер (гобеленов) имеет древнюю историю. Точные дата и место возникновения гобелена не известны. Но уже мумии в древнеегипетских гробницах лежали завёрнутыми в красочные одежды - прообразы современной шпалеры.

Самые ранние европейские шпалеры - немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранить в них тепло. Средние века и эпоха Возрождения в Западной Европе - время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее - Брюссель.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым (на создание одной шпалеры уходило порой несколько месяцев), поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII) и самые знатные и состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные шпалерные мастерские. В этих мастерских была создана знаменитая серия гобеленов «Дама с единорогом» (XV век), а также «Жизнь и смерть Христа», «История Сципиона», «История Константинополя», «История Дианы». Большинство из этих шпалер можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы.

Шпалеры ткали из шёлковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра. Шпалеры заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12 и более ковров, объединённых общей темой.

Ценились они дорого по всей Европе. За серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, их красота привлекала всё новых и новых поклонников среди вельмож и знати. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры и развешивали на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров. Шпалеры являлись убранством храмов во время литургии, служили передвижными стенами в рыцарских замках. Из шпалер составляли передвижные коридоры на улицах во время мистерий и шествий. Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы для их создания писали Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк.

Гобеленами шпалеры начали именоваться в XVII веке, когда на основе созданной в XV веке красильщиками Гобеленами мастерской в предместье Парижа была создана королевская ткацкая мануфактура.

В Россию гобелен попал в XVIII веке, когда Пётр Великий пригласил в Петербург мастеров по плетению гобеленов. Они и основали первое на Руси гобеленовое ателье. Русская шпалера соединила в себе европейские традиции и самобытность русского искусства. Первые мастера воспроизводили из шерсти, шёлка и льна картины русских и французских художников.

ХХ век стал эпохой нового расцвета этого древнего вида декоративно-прикладного искусства. В 40-х годах французский архитектор Жан Люрса создал гобеленовую мануфактуру, изделия которой возродили славу французского гобелена и привели к настоящей революции в шпалерном деле. Наряду с огромными сюжетными гобеленами, напоминающими старинные шпалеры и предназначенными для выставочных залов, всё чаще стали появляться декоративные настенные панно, использующие не предполагаемые ранее технологические приёмы, новые образные возможности.

Эскизы для гобеленов рисовали такие выдающиеся художники, как Пабло Пикассо, Бове Матисс, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Художники-гобеленщики доказали правомерность выхода гобелена за рамки прикладного ремесла и включения его в систему современных пластических искусств.

Утвердившись в качестве высокого искусства, гобелен вернулся в интерьер. В последние годы, после наметившегося в 90-е упадка, снова возрос интерес декораторов к этому благородному и трудоёмкому жанру прикладного искусства. Не случайно, что это произошло в эпоху масштабного строительства, когда свежие идеи и нестандартные решения в оформлении помещений необходимы, как воздух. В эпоху холодного хай-тек-стиля в архитектуре и дизайне тёплые и благородные шерстяные картины пришлись, как ни странно, весьма кстати.

Обзор составила: Ольга Мичурина



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные