Гражданская оборона лурк. Солнечный путь егора летова. А кого, например, из российских деятелей

Часто можно услышать, что в Украине сейчас кризис. Кризис — обманчивое слово. Ну, хотя бы потому, что вскоре за кризисом обычно следует рост.

Часто можно услышать, что в Украине сейчас кризис. Кризис — обманчивое слово. Ну, хотя бы потому, что вскоре за кризисом обычно следует рост. Кроме того, кризис в значительной степени предполагает доминанту персональной ответственности тех, кто его допустил, над макроэкономическими факторами, которые кризис и вызвали.

Мы постоянно говорим, что мир проходит стадию слома технологической парадигмы. Это повторяют очень много людей, но не все способны сделать из этой фразы вывод.

И потому кризис не совсем верное слово. Верное слово new normal. То, что вы видите вокруг, это не дно кризиса, роста быстрого не будет. Это наша новая реальность (по крайней мере, на пару лет). О да, в 2016-м нам обещают рост в 1%, а в 2017-м — ещё какой-то рост, но с нашей низкой базой этот рост является само собой разумеющимся делом (при условии нормализации обстановки на фронте и инкапсуляции соседа). Скажем проще и прямо, наша страна — в экономической заднице, настолько всеобъемлющей, что конца и края ей не видно, хотя определённо известно, что они есть.

Эта ситуация не вызвана войной. Дело не в войне, хотя и война, и необходимость развивать армию для нас экономическую ситуацию значительно усугубили. И дело тем более не в Майдане. И даже не в Януковиче (он серьёзно ускорил процесс, но не был его причиной).

Настоящая причина того, что наше new normal выглядит так печально, в том, что 20 лет наша страна шла путём экспорториентированной экономики, причём основной статьёй у нас были ресурсы. А наш нересурсный экспорт в основном шёл в государства бывшего СНГ: Россию, Казахстан и т. д, — то есть в другие ресурсные страны. Кроме того, мы немного добирали на транзите из/в РФ. Всё это ничего не стоит в мире постиндастриала.

Цены на ресурсы снижаются уже четвертый год подряд. Падает цена на железорудное сырьё, никель, медь, бокситы и т. д.

Стоимость нефти уменьшается второй год подряд, за ней ползёт цена на газ, а это обозначает, что российский рынок, куда шёл наш нересурсный экспорт, тает, как снег на солнце.

Экономики РФ, Казахстана и прочих зависимых от Москвы стран СНГ скукоживаются.

Ну и в дополнение, как уже говорилось, война, способствующая дополнительному разрыву цепочек. Она опрокидывает 20-летную логику развития региона напрочь, что не может не отражаться на экономике. Да, у нашего региона до недавнего момента была определённая логика существования и развития, признаваемая внешними игроками.

Смотрите на отвлечённом — для чистоты эксперимента — примере из Беларуси. Когда зарубежные инвесторы пытались зайти на рынок Беларуси, чтобы построить там какое-либо сборочное производство или же завод по производству шампуней, моющих или ещё какой другой фигни, Бацька выставлял им неслабые обязательства. Ну, там дороги построить и содержать, детские садики, зарплаты, соцобслуживание и всякое такое. В РФ все подобные вопросы решались взятками или договором на уровне Кремль-губернатор. Потому никто из инвесторов в Беларусь не шёл, а строил заводы прямо в европейской части России, с меньшим грузом инвестобязательств. При этом сразу получал весь рынок РФ и бонусом — рынок Беларуси ввиду отсутствия таможенного контроля и наличия беспошлинной торговли. Тем более инвесторы были заинтересованы в подобной стратегии ещё и потому, что руководство России чётко постулировало идеи экономической интеграции и создания Таможенного союза, что в перспективе означало беспошлинный доступ инвестору, построившему завод в РФ, на рынки Казахстана, Армении, Украины и т. д. То есть политическое влияние и сверхдоходы от нефтяной ренты делали Россию экономическим центром СНГ.

Именно поэтому памперсы, сникерсы и детское питание у нас были российского производства.

Москва, как мы ранее писали, оставалась центром «экономического СССР». Теперь всё это летит в пропасть, и логистику приходится перекраивать на ходу. Что не добавляет здоровья экономике конкретно нашей страны, потому что сегодня того нет, завтра этого нет, а то, что есть, завязано на Россию, которой тоже теперь нет, но она ещё этого не поняла.

Выхода пока из этой ситуации не видно. Для модернизации украинских производств нужны средства, и немалые. Значит, их нужно где-то взять, а у нас бюджет нагружают социальные стандарты и война. Жалко бабушек и не хочется в окоп? Давайте уменьшим государственные расходы и пустим под нож чиновников? Давайте. Только помните, что для того, чтобы гармонизировать нормы и законодательство с ЕС, нужно увеличивать бюрократический аппарат или же государственные затраты, переводя часть чиновничьего функционала на аутсорс. Нужно урезать функции государства? А это крайне длительный процесс, требующий вначале расширения количества чиновников или долговременного внешнего аудита. Потому что нужно понять, какой функционал вам не нужен, и, в процессе понимания, преодолеть лобби этого самого ненужного функционала. Ведь чем менее нужен чиновник, тем больше у этого чиновника коррупционная маржа и тем больше у него лоббистов.

Значит, совершенно непонятно, как при европейском векторе делать столь ожидаемый активным населением нашей страны рывок в стиле «азиатских тигров». Сплошные противоречия и никаких внятных работающих решений, которые бы не требовали геноцида пенсионеров, бюджетников или чиновников. Именно отсутствие этих решений и гонит из страны самых активных, которые бы должны были в благоприятном налоговом климате создавать основу для рывка.

В общем, с экономикой всё плохо и просвета нет. Но на этом наши проблемы не заканчиваются.

Прямо сейчас у нас в стране, пусть и в скрытой форме, происходит мощнейший политический кризис. У нас нет никакого большинства в Раде. А ведь реформы — это больно, впрочем, как и война, и они часто не по нраву многим. То есть у нас Рада состоит из людей, которые декларируют направление на реформы, но хотят, чтобы эти реформы происходили не с ними, а с их оппонентами. Ну, потому что реформы — это больно; а это хорошо, когда больно оппоненту, а не тебе. Аналогичная ситуация с войной. На словах у нас все — бескомпромиссные враги России, а на деле каждый нардеп яро защищает тысячи своих невидимых связей с Москвой.

Электорат от Рады не отстаёт. Реформам все говорят твёрдое «да», но налогов платить не собираются. Всё диванное воинство орёт, что давайте воевать против сепаров и России до победного конца, но в армию людей не собрать.

Ввиду отсутствия большинства и неясной перспективы перевыборов, все решения приходится проталкивать в ручном режиме, пытаясь утрясти интересы десятка финансово-промышленных групп. Этому в меру мешают и лоббисты этих ФПГ, которых у нас в стране почему-то принято называть журналистами, депутатами и общественными активистами.

Но и это ещё не всё.

У нас под боком сосед, руководство которого весьма трогательно пытается изображать из себя социально ориентированное государство, на фоне того, что уже все без исключения руководители экономического блока РФ говорят о жесточайшем кризисе и советуют затянуть пояса. При этом при падении рубля, сравнимом с падением гривны, уровень инфляции в РФ за 2015-й составил 12%. Для сравнения, у нас почти 50%.

Как это делается? Да вот так.

Бизнесу просто не дают директивно цены повышать и вынудили заморозить всё развитие.

Это значит, что кто-то старательно затыкает систему, делая вид, что её балансирует. Подобными фокусами занимался Янукович, когда на фоне падения рынка металла и заградительных торговых войн со стороны РФ экономика Украины начала сморщиваться. Это не может продолжаться вечно и в ближайшее время чем-то должно закончиться. Причём закончится эффектом вырвавшейся пружины.

При этом надо понимать, что в РФ ещё ничего не произошло. Основа экспорта из России для Кремля — это не только и не столько нефть, сколько поставки газа, поскольку эти поставки эксплуатируют, в массе своей, давно окупившиеся месторождения и построенные полвека назад при Советах газопроводы. Контрактные цены на «голубое топливо» пересматриваются с определённым лагом, и в них учитывается средняя стоимость нефти за определённый период. С некоторыми европейскими странами у «Газпрома» контракты с лагом пересмотра цены через девять месяцев. Сейчас в основном газ в Европу идёт по контрактам, исходя из стоимости нефти по 80 долларов за баррель. Что на самом деле, как мы теперь уже знаем, не такая уж плохая цена, по сравнению с той, что будет через полгодика.

Впрочем, надо отдать должное Кремлю: механизмы рыночного гибкого регулирования используются финансовым блоком РФ пока в полную мощь. Действительно, СССР в подобной ситуации уже шатало, а вот Россия всё пока управляема, именно по причине того, что рыночная экономика является намного более гибкой и приспосабливаемой, чем плановая. Пока рыночной экономике ещё слабо мешают, она способна сглаживать проблемы. Однако проблемы вызваны не рыночными факторами, а значит, рыночная экономика способна их лишь смягчить, но не устранить.

Это прекрасно понятно всем, и потому у руководства РФ уже сейчас жесточайший цейтнот. Потому что все видят взмывающий девятый вал — нельзя бесконечно влезать во всё новые авантюры, оттягивать инфляционную удавку и балансировать бюджет под честное слово. Близка развязка.

Собственно, ситуация у наших соседей безвыходная. И редакции не очень нравится традиция оценивать это исключительно в положительном ключе.

Однако для начала перечислим минусы Кремля.

Прежде всего, полная потеря Китая как потребителя энергоносителей из РФ. Пекин начал решать проблему нефтяных поставок самостоятельно. 19 января Си Цзинпинь начал турне по странам Ближнего Востока. В планах — посещение Саудовской Аравии, Ирана и Египта. Как мы помним, пока Иран был под санкциями, Китай был основным потребителем иранской нефти, которую покупал с солидным дисконтом. Теперь Тегеран хочет получить европейский рынок уже без всяких дисконтов, и Пекин ищет, чем заместить выпадающий импорт (особенно на фоне отказа от угля). Как видим, Москву даже не рассматривают, разве что как резервный вариант на случай резкого увеличения спроса.

Иран выходит из-под санкций и стремится вернуть назад себе долю европейского рынка. Это вынуждает и Кремль, и Саудов, и аятолл дисконтировать свою нефть сверх падения рыночной цены.

На 2016-2017 гг. приходится пик достройки газовых терминалов в ЕС. Скоро, очень скоро кровь прольётся морем доля газовых поставок из РФ в ЕС упадёт до уровня, когда ими можно будет пренебречь и перспектива для Кремля получить эмбарго от ЕС за любой выход за флажки станет реальностью. Дело Литвиненко подоспело вовремя, да и трибунал по сбитому «Боингу» не за горами.

Большая игра РФ в Сирии обернулась жертвами и пшиком. Продать свою «золотую акцию» переговорщикам Путину не удалось, и совершенно неясно, как теперь отстаивать свои интересы. Выйти сейчас из процесса Кремлю просто невозможно, нужна полноценная сухопутная операция, а это деньги и похоронки.

Кремлю категорически нужен доступ к зарубежному кредитованию, по причине наличия 500 миллиардов квазикорпоративных долгов и огромной задолженности регионов РФ, которую некому перекредитовывать. Если регионы ещё можно аккуратно перекредитовать станком, то кредитовать возврат внешних обязательств станком категорически нельзя, это приведёт к мгновенному обрушению финансового рынка. Вспомните, чем закончилась покупка 10 миллиардов долларов «Роснефтью» год назад.

Падение цен на нефть вызывает сокращение нового бурения, что обозначает неминуемый провал в сфере добычи нефти в будущем. Аналогично падение цен существенно уменьшает объёмы собираемых НДПИ и налога на прибыль.

Ситуация с оккупированным Крымом для Кремля — это тупик. Блокада превращает Крым не просто в чемодан без ручки, а в персональную ручную чёрную дыру. Туда сколько не кинь денег, всё равно мало будет. Ситуация с оккупированной частью Донбасса аналогична. Зарождения государственных институтов там не произошло, собираемость налогов — около нуля, а заводы бегут в РФ. Миллиард долларов только на пенсии, а ведь война — «удовольствие» тоже не из дешёвых. Причём все попытки изобразить из оккупантов Донбасса сторону переговоров провалились, и Кремль по-прежнему за них в ответе. А значит, под санкциями.

Значит, Кремлю нужно очень срочно договариваться. Однако договариваться, как мы уже выше описали, не о чем. Ситуация аховая. Все свои козыри Путин давно бросил на стол, и все они были биты. Из Донбасса Путин не уйдёт, и пока, несмотря на информационную шумиху, нет никаких признаков сворачивания российской деятельности на оккупированных территориях.

Однако переговоры идут, а значит, Кремль нашёл какие-то переговорные позиции, какими бы слабыми они не были. В современном мире переговорщики не приходят на переговоры неподготовленными, ну это, конечно, если Путин не ловит Обаму под туалетом. Если происходит полноценная встреча, значит, Сурков передал Нуланд некий пул вопросов, который той захотелось обсудить.

Редакция не знает, о чём говорили Грызлов и Сурков. Однако из последних широко обнародованных в российских СМИ тем, можно отметить только отказ от уплаты корпоративных долгов со стороны РФ и кадыризацию той самой РФ. Собственно, это наверняка подаётся (если подается) как единый тезис.

Кремль свято уверен, что Запад хочет свергнуть Путина, и потому предлагает Западу задуматься о сакраментальном российском вопросе на какой стул сесть «кто, если не Путин». Сейчас всей «либеральной общественности» РФ и внешним наблюдателям на Западе ненавязчиво (ха-ха!) подсказывают, что если не ставленник тамбовской ОПГ Путин, то ставленник тейпа Беной полубезумный козопас Кадыров, который и западных кредитов, понятно дело, не вернёт, и ядерными ракетами будет размахивать совсем не в шутку.

Как видим, переговорные позиции весьма слабые. Шансов, что они прокатят, ноль целых, рубль десятых.

И всё вышеперечисленное хорошо в какой-то мере для граждан Украины, если рассуждать, как здоровый человек. И не совсем так, если рассуждать, как обитатели Кремля.

У Кремля действительно нет никаких рычагов давления на Украину. Настолько нет, что заметить это смог даже совершенно беспозвоночный Кучма.

Экономических рычагов практически нет. Сейчас обрываются настолько базовые нити, что пугать какими-то мелочами (вроде торговых войн) смысла просто не имеет. Мы действительно лежим на дне, зарывшись в ил, и там 1,5-2% в минус — это при такой низкой базе такая же эфемерная штука, как и описанные в начале статьи 1,5% в плюс. Короче, интересно лишь управлению Госстатистики. Более того, уменьшение размера российской экономики ещё сильнее ослабляет их рычаги, а барьеры взаимных эмбарго вообще делают эти рычаги бессмысленными.

Возможности политического влияния ещё более смехотворны. Как было сказано, у нас в стране политический кризис. Даже если произойдёт немыслимое, и Кремль найдёт какие-то политические рычаги влияния на Европу, а та наступит коалиции на голову — у нас в стране политический кризис. Нет большинства для реформ, не говоря уже о Конституции, никто за это не проголосует, — скажет Петя, разведёт руками и уйдёт в закат. Нетути. Нет голосов и всё. У нас не Россия, по парламенту танками не стреляют. Максимум гранату кинут.

Давление на обратную сторону политического фронта тоже малоэффективно. Я сейчас не о мёртвом «Оппоблоке». «Оппозиция в коалиции» способна сколь угодно долго возмущаться Минском - 2 и призывать всех к Майдану - 3. Но даже хроническим дуракам из Кремля понятно, что это всё делается для политических торгов, во имя защиты своих потоков и лоббирования своих интересов в плане минимум. Ну, или для прихода во власть на волне народного недовольства в плане максимум. А после прихода во власть, кто бы из «патріотів» её не осуществил, будет разыграна та самая партия СИРИЗА. Европа скажет, что Минск нужен, Вашингтон «Джавелинов» не пришлёт, кассовый разрыв замаячит перед носом — и оп!, теперь ругать Минск в нашей стране будет кто-то ещё. А свежерассевшиеся по местам «патріоти» начнут говорить о том, что «враг не дремлет», а значит, нам нужна передышка. А Кремль останется при своих. При своих санкциях, долгах и проблемах.

Описанная выше ситуация вызывает у многих (даже наверху) отчётливую радость и ощущение близкой победы. Вот смотрите, даже у лежащей в нокауте экономики есть свои плюсы, даже политический кризис нам на руку — в общем, сплошная перемога.

А надо рассуждать, как обитатели Кремля, потому что в этой ситуации краткосрочные решения с долгосрочными последствиями принимают именно они. А если рассуждать, как житель Кремля, то совсем всё по-другому видится.

Никогда в нашей стране не бывало ситуации, чтобы не могло стать намного хуже, и часто случалось так, что намного хуже становилось.

Ещё ни разу за все два года конфликта Кремль не выбрал оптимальное разрешение любой из вставших перед ним ситуаций. Всегда Кремль выбирал самое затратное, самое глупое, самое кровавое, самое бессмысленное решение. Это решение всегда способствовало ухудшению его позиции.

Как всё происходящее выглядит из Кремля? Политических рычагов нет — хоть в Украине, хоть в Сирии. Силы, на которые ставит РФ, дискредитированы. Дипломатических рычагов нет — хоть в Украине, хоть в Сирии. Кремль в изоляции. Экономических шагов нет — оппонентам на них плевать. Репутационные потери перестали быть потерями, и стали счётом под надписью WANTED. Владимир Владимирович и камарилья, несмотря на все ухищрения лоббистов, всё стремительнее приближаются к камере смертников.

У Кремля остаются шаги военные. Последний довод. Вдвойне военное решение конфликта ему кажется приемлемым, потому что перед ним лежит страна с дохлой экономикой и политическим кризисом среди проукраинских элит. И до неё, как до Сирии, плыть не надо через полмира и проливы.

Стойте, скажете вы, но ведь наступление ВС РФ даже при поддержке коллаборационистов из «Д/ЛНР» вряд ли может быть сколько-нибудь успешным, а речь идёт об операции весьма большой глубины. Есть же примеры в Дебальцево и Марьинке. Что ж, это заявление более, чем верно. Примерно так же, как было бы верно заявление 22 февраля 2014 года, что «Кремль проиграл в Украине, любое количество российского спецназа уже неспособно подавить Евромайдан». Всё сказано правильно, но где-то в Крыму уже начиналась выгрузка спецуры с парома, и совсем не для того, чтобы подавлять Евромайдан.

Да, возможно, мы стоим на пороге открытой войны, которая может, по мнению Кремля, списать всё.

Эта статья для того, чтобы вы не были опять уж слишком сильно растеряны, если позитивный тренд близкой победы сменится под новым безумным ударом Кремля.

Акустический концерт Егора Летова в клубе «Полигон» с презентацией альбома «Солнцеворот» вызвал сильный ажиотаж среди питерской экстремистской молодежи: по слухам, было продано около 700 билетов. Во всяком случае, задолго до начала акции здание на Лиговке было густо облеплено со всех сторон: там роились и панки, и алисоманы) и даже, кажется, металлисты; самым юным никак нельзя было дать много больше 10-ти. Копы и прочие security столь свирепо «блюли» узенькую дверь, что пролезть внутрь составляло колоссальную проблему даже для обладателей билетов — ну, а в запакованном зале, напоминавшем инфернальную сауну, вели себя на редкость чинно, затаив дыхание, внимали словесам со сцены, да глазели на экран, куда туманно проецировалось крупным планом лицо поющего Егора. Полуторачасовой концерт (с ответами на записки из публики) вместил 29 песен: правда, большинство старых хитов, но прозвучали и «Солнцеворот», и «Дембеля», и «Туман» Колкера/Рыжова, и «Мы Идем В Тишине» «Черного Лукича» Кузьмина. Со сцены Егор подтвердил свой непременный экстремизм, почтил группу NIRVANA и осудил недавнюю национал-большевистскую акцию по «захвату» крейсера «Аврора» как откровенное ребячество. Кажется, у всех собравшихся сложилось ощущение, что они присутствовали при чем-то чрезвычайно важном, серьезном и дразняще-альтернативном. После концерта в гримерке, в сумбурной атмосфере, усталый, но, как всегда, собранный Лотов изобретательно отражал хаотичные наскоки со стороны разноперых mass-media.

ТВОРЧЕСТВО

Егор, расскажи про последний альбом — как появилась идея его создания, что вдохновляло, как шла работа...?

Идея появилась после октября 1993 года. Мы поняли, что не можем оставаться в стороне. Наше оружие — что можно было сделать в то время — это музыка, песни. Первая идея была записать что-то вроде двух больших сорокапяток, где были бы задействованы ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, ДК, ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ, мы, может быть, еще кто-нибудь. Я сочинил тогда песни «Родина», «Победа». Но постепенно выяснилась невозможность такого проекта по причине тяжелой ситуации, в том числе, финансовой. Затем стало понятно, что замысел перерастает во что-то большее... В 94-м году я сочинил почти все песни из вышедшего двойника — «Солнцеворот» и «Невыносимая Легкость Бытия» — они писались как одно целое. Записывать стали в 95-м. У меня принцип «сделай сам», так что начали работать в домашних условиях, на «Опимпе». Когда записали первые 9 песен, наш бывший директор Евгений Грехов неожиданно (для меня) привез цифровой восьмиканальник, и пришлось затратить около десяти месяцев, чтобы адаптировать записи с «Олимпа» к цифровым записям. На самом деле, это была ошибка, надо было, конечно, записывать все заново, а то невозможно состыковать по звуку ни орган, ни голос. Затем, когда мы наконец-то все состыковали, довольно быстро записали болванки обоих альбомов. Технически запись сделана довольно интересно, потому что там много хитростей — например, играют восемь гитар в унисон...

Все гитары — твои?

Да, мои. Мы сделали такой звук, какого, вероятно, нет в природе. Мы полностью добились того, чего хотели. Если, например, об альбоме «Сто Лет Одиночества» я мог говорить, что мы максимально приблизились к тому, что хотели выразить, то здесь — сделали все, как надо, хоть и ушло чудовищное количество времени и энергии. Присутствует и метафизический план, неотделимый от нашего творчества. Как только записали альбом — около года назад — из группы неожиданно, в последний момент, ушел Кузьма (Рябинов). Как раз когда он должен был подкрутить ручки и отрегулировать свой бас.

Вы поссорились?

Нет. Просто он ушел, без объяснения причин, уехал. Сейчас он находится где-то в Ленинграде. Ушло еще три месяца, чтобы научить нашего нового гитариста Махно всем партиям, чтобы он адаптировался.

Это ваш старый знакомый?

Конечно, он из группы РОДИНА.

Какой из двух альбомов лично тебе ближе?

Они очень разные, хотя части единой работы, отражающей нашу жизнь в коммуне почти за полтора года. Я сначала хотел сделать альбом «Новый день», куда вошла бы песня?Родина«, и так далее — боевой такой альбомчик, минут на тридцать. Потом он еще больше оброс песнями. В окончательном варианте первый альбом «Солнцеворот», там обложка просто роскошная. Это прямое руководство к действию. Второй альбом — более философский, что ли... Там о том, что нужно осмыслить для действия.

На обложке «Легкости бытия» картина Иеронима Босха — прокомментируй...

«Искушение святого Антония» — сидит, значит, такой Антоний над рекой...

А на него всякая чертовщина лезет?

Нет, она там не очень густо лезет, и это важно — не так, как в других картинах у Босха. А лицо у этого человека, сидящего у воды такое облегченное, терпеливое. Это состояние альбом и выражает. Мы, можно сказать, частенько в таком состоянии находимся, когда хочется, да и возможно, просто так вздохнуть — ф-ф-ух.

Тем не менее, в текстах альбома появляется отнюдь не святой Антоний, а Ленин — например, есть песня «В Ленинских Горах»...

Это не мой текст, а «Черного Лукича» (Вадима Кузьмина), там неожиданный ракурс... У него была строчка «Кому не нужен Бог» — я ее изменил, в первом куплете я пою «В кого не верил Бог», во втором — «В кого не верит Бог», и в третьем «Кому не нужен Бог», и получился смысл метафизический... Песня, собственно говоря, про что? Про то, что Ленин умер в октябре 93-го. Так и надо было, в самом деле, назвать песню, чтоб никаких вопросов не возникало.

По каким соображениям включена на альбом песня «Про Дурачка»?

Я давно это хотел сделать... Изначально, когда я писал «Прыг-Скок», было два варианта «Дурачка» — электрический и акустический. Я ощущал, что у меня недостаточно технических возможностей, чтобы воплотить то, что хотел — тот вариант, голосовой, что появился на пластинке, должен был включать 18 голосов. Удалось записать только четыре, потому что стеклоферритовая записывающая головка не позволяет сделать разрежение между голосами...

То, что женский голос появился — это, я думаю, просто наповал, то есть, по-моему, совсем гениально — когда там звучит строчка: «Моя мертвая мамка вчера ко мне пришла...» — Мне неловко говорить — то есть, работа закончена, мы победили... Лучший альбом, наверное — если уж и не всего рока, то наш, во всяком случае. Впрочем, в нем самом все сказано.

На концерте ты упомянул о совместном музыкальном проекте с братом Сергеем — нельзя ли поподробнее...

Проект следующий: это будет группа ударных инструментов Михаила Жукова — три человека, потом брат и я, вот и все. Главный принцип, по которому строится этот проект максимальная энергетическая отдача всех пятерых.

И какой же материал эта группа будет играть?

Не скажу, потому что пока не знаю сам. Сделаем.

Пение, тоесть, тексты, будут?

Да, конечно. То есть, я, видимо, буду с гитарой, и буду петь, брат будет с саксофоном, или с чем угодно... Мы решили, что проект будет одноразовый — один концерт и одна запись, и на этом все закончится. Я долго хотел как-то связаться с братом, использовать его в последних альбомах, но он много разъезжал, а мы сидели практически безвылазно в Сибири и работали.

ПОЛИТИКА

Егор, довольно трудно уследить за твоими развивающимися политическими симпатиями и антипатиями. Не мог бы ты как-то прокомментировать последние изменения в этой области?

О каких изменениях речь? Я на концерте сегодня объяснял: мы не изменились, какими были, такие и есть. Это ситуация в мире меняется. Сейчас мы поддерживаем Александра Лукашенко, причем готовы поддерживать, в том числе, и действием, оружием.

А кого, например, из российских деятелей?

Да там просто нету никого... Лукашенко придет к власти в России и наведет порядок. Может быть и другой, военный вариант развития событий, но в первом случае все пройдет более цивилизованно, что ли.

У тебя на куртке значок Че Гевары — что это значит?

Я бы не хотел устанавливать моду, чтоб каждый дурак что-нибудь носил, дело здесь серьезное... Хочу сказать: мы люди дела. Думаю, что сейчас эпоха политиканов прошла. Не имеет смысла заниматься какой-то болтовней: это, мол, хорошо, а то — плохо. Всем все ясно, все уже расставлено по своим местам. Разоблачения уже не работают, надо действовать.

Ты говоришь, что всем все ясно — но согласно социологическим опросам, в умах сейчас царит такая путаница...

Ясно, допустим, голодному человеку, что он голоден, а сытому — что он сыт? Или, например, любому, так сказать, материально обеспеченному человеку сейчас ясно, что ему страшно. Произошел раскол общества на тех, кому страшно, и тех, кому не страшно. Те люди, которым не страшно — они делают, что хотят, и сделают: они придут к власти. Это мы.

Вы — это кто?

Широкий вопрос... Общество сейчас дошло до такого состояния, что появилась определенная прослойка — люди, кому нечего терять. Идеология в данном случае роли, можно сказать, никакой не играет. Все революции случаются не по идеологическим причинам, но, скорее, бессознательно. Те, кому нечего терять — люди прямого действия, экстремисты, боевики. Они могут быть бедными, голыми, учеными-интеллектуалами, но главное — это их готовность к действию.

Известно, что Юрий Шевчук ездил в Чечню, пел там свои песни... Каково твое отношение к такому поступку?

По-моему, это — театр Кабуки, и больше ничего. Мы тоже хотели в Чечню поехать, но возникли трудности... Но я бы поехал в Чечню не для того, чтобы песни петь (хотя песни я там, конечно, пел бы в окопах). Но главное: я бы поехал в Чечню, чтоб воевать, бороться. Мы также хотели поехать в Сербию, и нас снова не пустили. Все это не так-то просто.

В одном из твоих интервью ты говорил нечто вроде того, что Советскому Союзу надо было объединяться с Гитлером — и идти воевать с Западом.

Я об этом часто говорил, но могу и повторить... Всем известно, что была война, в которой мы немцев разбили (можно было и сильнее сказать). Наш народ очень долго раскачивается, но когда довели до Сталинграда — то мы и дали в ответ как следует... Но вообще-то СССР и Германия — это были две родственные культуры, сходные социальные системы, надо было, конечно, объединяться... Отличие было в одном: немцы, вследствие своей романтической традиции, умозрительной философии и так далее, пришли к чудовищным результатам — когда из людей стали мыло варить. У нас такое представить себе невозможно. Поэтому немцы тем самым подписали себе смертный приговор, и наша победа над ними была совершенно естественна, закономерна и справедлива. Мощная была война, здоровая. Жаль, правда, что на Германии остановились, надо было нам всю Европу занять.

МЕТАФИЗИКА

Егор, каково вообще твое отношение к вере?

Это большой вопрос — часа на четыре отвечать... Я могу, конечно, сказать, что я атеист. Либо, скажем так: я верю во все. Вообще во все. По-моему, дело не в том, что ты, лично ты ощущаешь и думаешь, а в том, как ты действуешь. А действовать надо так, как будто ничего нет — ни Бога там, и ничего другого...

И тебя самого как бы нет?

И тебя нет.

Ты говоришь о трансперсональных переживаниях — может быть, имеешь в виду достижение такого состояния через наркотики?

В работе над последними альбомами — непосредственно. Поскольку записи делались на максимуме самоотдачи, для этого мобилизовались чудовищные стимуляторы, вот все и писалось буквально со слезами на глазах...

В этих твоих словах, да и в ваших выступлениях, много какой-то мрачной, отрицательной энергетики — то ли это впечатление, какое вы стремитесь создать?

Могу сказать: может, конечно, мы и мрачные люди, но прежде всего мы солдаты — скажем так, те бесы, которые охраняют Рай. Может, я и не видел, что там, внутри... Мне кажется, люди делятся на два лагеря, которые воюют с противоположных сторон. И есть середина, болото, ни туда, ни сюда, ни горячие, ни холодные — теплые... Иными словами, есть те, которые хотят, и те, которые хотят хотеть. Мы хотим, и мы делаем.

Но конфликт, война несут разрушение...

Нет, война не несет разрушения. Война — главная ось этого мира, главная созидательная сила. Война — это прогресс, преодоление косности, инерции. Война — это, прежде всего, война с самим собой, чтобы преодолеть какой-нибудь недостаток, или комплекс свой.

Откуда же у победителей такая опустошенность?

Вероятно, опустошенность — неверное слово. Победители — мудрые люди, и у каждого из них — состояние свершения, а оно печальное. Мудрый человек — он платит всем своим, самим собой, чтобы было хорошо другим. Это необходимая жертва. Есть притча: пока ты поднимаешься на гору, думаешь, что это самое главное, но вот поднялся, а там спуск, и еще одна гора, еще выше и страшнее первой, и далее. Я верю, что история человека и человечества не круг, а спираль, стремящаяся все выше и выше вверх.

Каким тебе, в этой связи, видится предназначение русской культуры?

Не знаю, могу ли я за всю Россию говорить... Но мне кажется, что наша страна, наша культура последняя, где еще осталось сопротивление вавилонскому хаосу, силам энтропии. Поколение, воспитывающееся в хаосе, мерзостях нынешних, уже потеряно, проиграло. И все равно, мы — единственная великая держава в мире, способная еще воевать и побеждать, еще сопротивляющаяся натиску вавилонской — европейской и американской — культуры.

А до Сибири, что, не доходит западная культура в виде товаров массового потребления?

Дело не в товарах, а в духовном растлении. В Питере и в Москве, в мегаполисах, это очень хорошо заметно — там люди варятся в собственном соку, живут по своим законам, а все, что происходит вокруг, им совершенно чуждо и непонятно. Я много езжу по стране — недавно были, например, в Минске, атмосфера там мне очень понравилась... А в других местах — на Юге, в Казахстане — народ нищает, происходят страшные вещи.

Твое негативное отношение к обывателям — оно не может ли привести к каким-то еще более страшным вещам?

Мое отношение к обывателям такое: обыватели — это та инерция, с которой борется сама жизнь. Ответ широкий, да? Я считаю, что вообще в мире происходит война между силами жизни, солнца — и силой инерции, энтропии. Мы не собираемся всех обывателей уничтожать, но — мы живем, и лучше нам не мешайте. Если мешаете — пеняйте на себя, бороться мы будем жестоко. А нам не просто мешают, нас загнали в угол.

В одной из песен ты только что спел: «вечность пахнет нефтью», такой геополитический образ... Чем тебя лично интересует нефть?

А знаете, чьи это слова? — Бертрана Рассела. Россия сейчас скатывается к положению сырьевого придатка Запада. Процессы в геополитике и геофизике происходят столь стремительно и непредсказуемо, что говорить о том, что произойдет через год, просто невозможно.

А что будет с тобой через год — ты по-прежнему будешь песни писать и петь?

Не могу сказать, не знаю. То, что мы делаем, — это война сразу на нескольких уровнях: политическом, метафизическом... Если понадобится, мы возьмем и автоматы.

Несомненно, все, о чем говорит и поет Егор Летов, составляет части его мировоззрения, существующего и функционирующего как художественная система. Сама по себе, эта система цельна и убедительна (даже точнее, заразительна), но она далека от сухой логической жесткости партийной программы. Летов не дает повода усомниться в своей искренности и в неизбывной готовности брать все на себя. Кажется, такая его судьба — брать на себя бремя и нести его. Но, как писал в свое время Фр. Нищие, обремененный не может себя разнуздать, и следственно, не знает легкости, которая суть привилегия Сверхчеловека. Летов — человек земной, он может ошибаться, сбиваться и начинать сызнова. Вот почему и легкость бытия для него невыносима — как для святого Антония, искушаемого всеми чертями из адской бездны.

Это подстатья-включение в основную: ГрОб . Плашки, навигационные шаблоны и стандартное оформление здесь не_нужны!

Как ни странно, феерическая студия «ГрОб-рекордс», расположенная в отдельной комнате квартиры Летова, занималась производством дисков и катушек отнюдь не только ГО. Самодельный продюсерский центр Егора Летова™ явил этой стране особую когорту музыкантов, которая ныне представляет собой чуть ли не весь т.н. «сибирский андеграунд», за который так горды говнари . Разве что Калинов мост здесь не записывался. И тюменщики .
После смерти Летова сей инди-лейбл ушёл во владение «Выргорода» и погряз в копирастии.

недо-ГО

Проекты Летова, являвшиеся либо продолжением ГО, либо чем-то похожим. Доставляли, конечно же, песнями авторства Летова.

  • Егор Летов (соло) - сольные работы сабжа, как правило, акустические перепевки старых песен Летова. С учётом того, что альбомы ГО 1987-1989 годов были записаны Летовым в одиночку, пипл хавает с удовольствием его творчество в любых проявлениях.
  • Егор и Опизденевшие (1990-1993, 2001) - эпичное продолжение ГО с наиболее психоделическим уклоном. Создана была Летовым в тот период, когда он характерно подсел на вещества . Варианты происхождения названия группы: название было придумано либо назло копирастам и пиарастам , либо для того, чтобы загребущие СМИ, руководимые ZOGом, не добрались до творчества, либо опять же . Все версии, надо сказать, друг друга не исключают. Классический состав «Опизденевших» представляет собой костяк Г. О. 1989 года - Жевтун, Кузя УО и сам Летов. В таком составе были записаны два хороших, годных альбома - «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1993). Альбом «Психоделия Tomorrow» авторству Летова не принадлежит, хоть он и принимал участие в записи. Все песни в альбоме были написаны неким А. Рожковым, который тоже знал толк в психонавтике. Среди фанатов «Егор и Опизденевшие» котируются как дочерний проект «Гражданской обороны». Сам Летов этого не отрицал, давая понять, что название - своего рода ярлык. ИЧСХ , последний альбом ГО «Зачем снятся сны» должен был выйти под именем «Опизденевших», но в последний момент Летов передумал. Такие дела .
  • Посев - здесь подразумеваются переизданные версии альбомов группы «Посев» 1982-1984 годов, группы-«прототипа» ГО. Переиздавался «Посев» вяло, если то, что делали, можно было назвать переизданием. В рамках «ГрОб-рекордс» был выпущен сборник 1989 года, то бишь песни Посева, перезаписанные Летовым и Кузей УО в 1989 году, фактически, альбом Гражданской обороны. Оригинальные альбомы переизданы не были, с учётом того, что большинство из них было похерено безвозвратно. Пару альбомов «Посева» можно послушать . (А ещё больше - : первые 4 альбома относятся к Посеву)

экс-ГО

Проекты участников ГО, где порой принимает участие и Летов, но уже не являясь автором-исполнителем.

  • Коммунизм - доставляющий концептуальный проект, стоящий особняком среди всех выше- и нижеперечисленных. Принадлежит авторству Олега Судакова (Манагер), Летова и Кузи УО. Представляет собой сборку перепевок песен и стихов про коммунизм, написанных в коммунистическое время и восхваляющих, так или иначе, наш Совок . Создавался, вероятно, под влиянием ДК , хотя сходство заметно лишь в первом альбоме «На советской скорости». Далее Летов с Кузей полностью развязали себе руки и начали играть и петь всё подряд, свои и не свои песни, сливая всё полученное творчество в один компот, что не понравилось Манагеру, который, после записи 5-го альбома «Солдатский сон» свалил из группы безвозвратно. На его место пришли Джефф в качестве гитариста и Янка Дягилева в качестве вокалиста, да и много кто ещё. В результате проект охватывал разные музыкальные жанры - от радиоспектакля, пародий и фельетонов, вплоть до психоделического нойза, который так любил Летов. Группа просуществовала с 1988 по 1990 год. С 2010 года ВНЕЗАПНО реанимировалась в концертную деятельность, где Кузя УО, Джефф и Андрюшкин (sic!) лабали песни, предназначенные изначально только для прослушивания в магнитофонах. Алсо, в концертный состав влился и ушедший Манагер, выполняя роль вокалиста. Пока что это win , с учётом того, что музыканты уважительно отзываются о покойниках: Летове, Янке и Селиванове.
  • Янка Дягилева и Великие октябри - группа Янки Дягилевой, название которой было дано условно. Тащемта, «Великие октябри» вовсе и не группа, а подборка аккомпанирующих Янке музыкантов, в числе которых были и Лукич, и Кузя УО, и сам Летов. Записали несколько альбомов в пост-панк обработке, кому-то нравится, однако янкофаги всё же любят акустические альбомы багини™, где нет летовских гитар и прочего. Духовность ли?
  • Христосы на паперти - трэшевый проект Кузи УО, наполненный мистикой, ФГМ и троллингом чуть менее, чем полностью. Отчасти доставлял. Ныне «переродился» в проект «Кузьма и виртУОзы», который периодически участвует в концертном составе Коммунизма.
  • Кузя УО (соло) - представляет собой те же яйца, что и предыдущие, вид сбоку. Кузя УО сам себе солирует на гитаре.
  • П.О.Г.О. - проект бывшего басиста ГО и участника группы «Посев» Евгения (Джона Дабла) Деева. Летов и Кузя УО прилагаются.
  • Инструкция по Обороне - одноразовая экспериментальная «супергруппа», придуманная в 1987 году Летовым и Ромычем Неумоевым («Инструкция по выживанию»). Помимо ГО и ИпВ, в проекте сыграли участники групп «Кооператив Ништяк», «Культурная революция», «Союз говенных человечков, или о чем подумала Индира Ганди перед смертью» и «Центральный гастроном». Проект просуществовал недолго и выпустил всего один альбом, - «Карма Ильича». Который, по-хорошему, и альбомом-то не является, а представляет собой запись , сделанную во время попойки в одной из тюменских общаг на обычный советский кассетник.

Тандем «Манагер-Летов»

Сей «тандем» наплодил не только ряд психоделических песен, но и немало совместных групп. Манагер дружил с Летовым где-то с 1986 года: по словам Летова , Манагер каждый день ходил в дурку, где лежал Егор, и собирал все «стихи и рассказы», написанные Летовым в психушке. Впервые Манагер с Летовым работали вместе в составе ГО. Затем, в «Коммунизме». И далее…

  • Анархия (1987-1988) - панк-дуэт Летова и Манагера. За Летовым гитары, бас, аранжировки, за Манагером - вокал, музыка и тексты. Название группы оправдывает содержание песен. Один альбом.
  • Армия Власова (1988-1989) - по сути, тот же состав, та же «Анархия», разве что звук стал попсиходеличнее. Немудрено - здесь музыку уже Летов писал. Один альбом.
  • Цыганята и Я с Ильича (1988-1990) - эпичный индустриально-авангардный проект, вероятно, один из лучших проектов в данном списке. К дуэту Манагера-Летова присоединяется Кузя УО, вслед за ним подключаются барабанщик ГО Климкин и гитарист ГО Джефф, и все пятеро (под предводительством Манагера) начинают жечь. И не просто жечь, а отжигать. Музыка за Летовым и Кузей УО. Тексты за тем же Манагером. Всем любителям «экстраординарной» музыки рекомендуется. Фанатам ГО тоже доставляет. Два альбома.
  • Разговор, которого не было - стёбное интервью, взятое Летовым у Манагера. Наполнено СПГС чуть менее, чем полностью. Длительность 1,5 часа. 90-й год.

не ГО

Артисты, не являющиеся участниками ГО, но определённо друзья Летова, коих у оного было полно. И все записывались на его студии.

  • Чёрный Лукич - проект имени Вадима Кузьмина, друга Летова и Янки. Представляет собой типичного барда-лесника, название «Лукич», по собственному признанию Кузьмина, навеяно фигурой Ильича , который ему приснился. Летов записал Лукичу несколько «квартирных» записей, альбом «Кончились патроны», а в некоторых работах Лукича поучаствовал и сам. Сами песни Лукича невольно напоминают сюжеты сновидения. Так вот он в 2012 году один раз лёг вздремнуть и уже не проснулся. Good night, sweet prince .
  • Спинка мента - группа-предшественник «Чёрного Лукича», где помимо Димы Кузьмина играл Летов со своей тусовкой.
  • Пик Клаксон - психоделическая группа, одна из «старейших» в Сибири и Омске . Летов играл в этой группе в середине 80-х, а в конце 80-х был дан первый живой концерт ГО, на котором играли музыканты из «Пик Клаксона», Летов там пел. Соответственно, были переизданы ранние работы участников данной группы, ныне почивших в бозе ( можно прочесть, кто, когда и как умер… не выжил никто).
  • Адольф Гитлер - тот же «Пик Клаксон», но уже с Летовым за барабанами и на бэк-вокале.
  • Враг Народа - первая попытка Летова сменить название «ГО» на нечто другое, оставившая после себя ипишку на четыре песни.
  • Кооператив Ништяк - тюменцы, в ГрОб-рекордс не записывались, но плод совместных выпивок вылился в «Инструкцию по Обороне» (1987), также участие в первом концерте «Русского прорыва» семью годами позже.
  • Путти - попали в ГрОб-рекордс по той же причине, что и «Кооператив Ништяк».
  • Евгений Махно (Пьянов) - гитарист ГО в 90-х. По пьяни выпал из окна 4-го этажа, оставив после себя один альбом.
  • Промышленная архитектура - группа Дмитрия Селиванова, удавившегося шарфом. Некоторые работы также были изданы на студии Летова, в частности трек «Разбитая жизнь» на виниле Коммунизма «ХПБ». Сам Селиванов при жизни успел поиграть немного в «Калиновом Мосте » и немного в «ГрОбу ».

Продюсеры ГрОб-рекордс

  • Егор Летов - хоть и умер давно, но всё равно он был, есть и будет продюсером и обладателем авторских прав на своё детище.
  • Сергей Летов - в 90-х занимался ремастерингом, сведением и реставрацией альбомов младшего братца, когда тот ещё был жив. Позже его место займёт
  • Наталья Чумакова - вдова Егорушки, nuff said. Об истинной сущности этой особы и продюсера Сергея Попкова можно читать .

Фильм о Солнцеликом

Буквально к концу 2013-го года Чумная Наташка решила порадовать гробофагов - снять документальный фильм с претендованием на эпичность: «Гражданская оборона. Начало » . Естественно, не бесплатно. Далеко не бесплатно. И даже после окончания сбора подати на фильм Наташка привлекает лохов к быстрому, решительному действию:

«Друзья, мы с вами это сделали. Спасибо огромное. Спасибо за доверие, за ваше время и за вашу помощь. Организационный момент: у нас, безусловно, есть некая база данных. Но она неполная. Кто-то не оставил адрес, кто-то - имя, а кто-то вообще регистрировался на кругах через соцсети и данных нет. Если вы переводили деньги, напишите письмо на [email protected]. В сабже укажите „лот на...“. В письме: 1) Имя. 2) Полный адрес и, если сочтете возможным, телефон. 3) Дату перевода, если помните (это поможет нам при сортировке). 4) Если заказывали футболку - размер. Это будет классическая прямая мужская футболка. Для девушек в этом случае лучше иметь в виду размер поменьше. Было много переводов без покупки лотов, просто в поддержку. Напишите нам дату, сумму, ник или имя. Мы очень хотим вас отблагодарить, и даже знаем, как».

Средства «на фильм» (полмиллиона деревянных, собсна) были собраны быстро - на это потребовалось чуть меньше месяца, что как бы говорит нам о том, что ООО «ГрОб-рекордс» ещё торт и до сих пор способно как-то состригать бабло с послушных хомячков. Сам фильм должен был выйти в прокат в середине 2014-го, и ожидалось УГ , состряпанное из архивных фотокарточек участников «Посева» и интервью с Кузей, Манагером, Андрюшкиным, Жевтуном и другими обрюзгшими пердунами. Перед этим был фейл с предыдущим полотном «Егор Летов. Проект фильма» (по сути, черновой попыткой собрать архивные видеозаписи), хотя там-то, стоит отметить, были и архивные видеозаписи.

Таки вышел 20 ноября 2014 года под названием «Здорово и вечно» . Фильм представляет собой атмосферную черно-белую нарезку из угрюмых советских восьмидесятых, архивных видеозаписей Летова и дюжины «говорящих голов», так или иначе нахваливающих Самого. К слову, сборы фильма трехкратно превысили собранный по миру бюджет, а учитывая, что действие фильма заканчивается в начале 1990-х... В интернеты добротная копия фильма просочилась через месяц после начала проката, ИЧСХ, Чумакова и ко яростно боролись с распространением фильма, вычищая копии из всех мест, где те появлялись.

По мне же человек – изначально это НИЧТО, это – говно в проруби, кукиш в кармане. Однако он может, способен вырасти до Великих Над небесий, до Вечности – если за его спиной образуется, встанет, скажем, Вечная Идея, Вечная Истина, Вечная система ценностей, координат – как угодно. То есть вся ценность индивидуума равна ценности идеи, которую он олицетворяет, за которую он способен помереть.

Музыканты – натуры тонкие, чувствительные. Они отдают себя публике (по идее без остатка), а та, в свою очередь, слушает и думает: «Ну, ничё такой музон, качает». И как правило, чем проще музыка, тем шире диапазон слушателей. Потому напевы про любовь и жизнь шальную под синтетическую диарею, именуемую «шансоном», гораздо популярнее классической музыки. Потому тексты про чёткую, воровскую жизнь считаются текстами «со смыслом». А в случае с Летовым всё было по-другому. Казалось бы, музыка ну очень не для всех, а слушали его все: от рефлексирующей интеллигенции до низменного плебса. Одним нравилось искать потаённые смыслы и скрытую глубину в текстах, а другим – обилие матов и нарочито грязная музыка.

Он не очень-то был ласков со своими фанатами. Их взаимоотношения, скорее, можно назвать сложными. Однажды группа суровых сибирских панков даже надавала ему звездюлей со словами: «Ты чё под Летова косишь, хмырь очкастый». Ребята, кстати, шли на концерт кумира. Он жил в соответствии с устоявшимися в его хмурой загадочной голове принципами: срать на людей, срать на мнение, срать на всех вокруг. А на русский рок он клал свой сибирский болт, не считая его даже за музыку. Хотя спроси кого угодно на улице, все тебе ответят, что Летов – это гуру русского рока.

Однако, такое отношение не отталкивало от него людей, скорее, наоборот: всё больше и больше говнарей ходило на его концерт, всё больше и больше псевдоинтеллигентов проникалось философией его песен. А в некоторых особо тоскливых городах сакральные инициалы «ГрОб» встречаются чаще, нежели ставшее попсовым «Цой жив». Кстати, про их взаимоотношения ходят легенды. Сибиряки утверждают, что Летов когда-то дал Виктору Робертовичу незабываемых люлей. Фанаты Цоя утверждают обратное. Истина, как водится, где-то посередине. И, скорее всего, это очередной вымысел рок-тусовки. Но факт остаётся фактом: Егору нравились «Алюминиевые огурцы».

Про влияние Летова на умы я знаю не понаслышке. Мой приятель, тогда с горя ещё толком не понимая, как надо скорбеть по взрослому, напился водки в школьном туалете с таким же товарищем по несчастью, тогда ещё Летова «ГрОб» не слушал, а то неизвестно откуда вытаскивали моё бездыханное тело. Фанаты грустили так, а музыканты выдали на публику грусть в виде коммерчески успешного трибьют-альбома, где все, кому было не лень сыграть в студии знакомые песни, записали по одной. Да-да, многие разыгрываются перед концертом, играя песни «Гражданской Обороны».
А небо все точно такое же, как если бы ты не продался.

Летов всегда был на слуху, предпочитая не связываться с медиапространством. Так и остался живым повелителем андеграунда, о котором знал каждый, которого слышал каждый, которого видели все. А как иначе, если в конце 80-х «Всё идёт по плану» звучало из каждого частного утюга. Разумеется, на «Гостелерадио» о том, чтобы пропустить такое, даже речи идти не могло. Даже в эпоху трагического перелома, окончательного и бесповоротного. Возможно, поэтому Игорь Фёдорович ушёл скромно, без пафоса и высоких приставок «наше всё», как, наверное, и должен уходить такой человек. Без лишних причитаний. Огромный, зловещий, печальный Омск остался без своей основной достопримечательности.

Когда я умер,
Не было никого,
Кто бы это опроверг.

И после него как-то забросили философию «русского поля экспериментов». Подражатели не потянули заданную планку, да и после «Гражданской Обороны» всё было вторичным. Хотя до сих пор каждый день каждый второй подросток открывает для себя волшебный мир зловещих звуков от «ГрОба». Разумеется, первая мысль от услышанного: «Чёрт возьми, да я же пою в сто раз лучше», – но уже после второго подряд прослушивания «Всё идёт по плану» ты идёшь, берёшь гитару и стараешься играть так же «грязненько», как твой новообретённый кумир. Всё волшебство Летова – в этой нарочитой простоте, грязи и животной естественности.

И эту искренность прочувствовало не только чуткое русское сердце, но и заморские гости. Ни для кого не секрет, что один известный в России глянцевый журнал любит приглашать к себе зарубежных музыкантов и показывать им деяния отечественных «песняров». Вот и обладатель лужённой глотки, басист всея Deep Purple Гленн Хьюз проникся атмосферой «вечной весны в одиночной камере». Разумеется, не поняв ни слова из Егоркиных псалмов, он признался, что эмоционально его пробрало, и он в принципе понял, что песня явно не про счастливую любовь.

А некоторые иностранцы пошли ещё дальше и рискнули исполнить песни, рождённые загадочной русской душой, перед британской публикой. Осмелились на сей экстравагантный поступок Элизабет Фрейзер, некогда творившая своим голосом подлинное волшебство в группе Cocteau Twins, и знаменитые электронщики из Massive attack. Сначала они явили народу нежную песню бывшей очень близкой подруги Летова Янки Дягилевой, а закончили экскурс в русский рок народной «Всё идёт по плану». Разумеется, никто не понял ни слова. Максимум, что они разобрали, – монотонное блеяние под 4 аккорда, а вылезающие на экране факты о группе мало помогли зрителям разобраться в том, что всё-таки творится на сцене. Лучше бы и не исполняли, ибо эти песни нужно не только прочувствовать, но и понять.

Хотя, с другой стороны, кто лучше «Гражданской обороны» передаст всю суть русского рока? Шевчук? Кинчев? Науменко? Конечно, нет. Просто «ГрОб» сочетал в себе всё лучшее, что характеризует жанр: отсутствие голоса, сочетание грязного мата с глубоко лиричными цитатами, плохое звучание и искренность. Летов не мелькал на телевидении, не участвовал в общественных протестах, не лез на баррикады. Он так и остался тёмным божеством андеграунда. Хотя политика была ему не чужда, та весёлая канитель, которую он устроил с Лимоновым, Вербицким и Дугиным была, скорее, очередным перфомансом и экспериментом, нежели серьёзным политическим шагом. Зато образ поющего Летова привлёк внимание сотен молодых говнарей и псевдонацистов. Так что шороху ребята навели.

Я не думаю, что мои песни – песни взрослого человека. Мои песни – это песни животного. Это песни какого-то ребёнка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем так.

И всё-таки, подражая культурологам, критикам и прочим ненужным людям, попытаемся разобраться, в чём же прелесть такой инфернальной личности, как Летов? Чем его песни цепляют? Не только обилием матерщины и его переходящим на откровенный вопль вокалом. Все дело в тексте. В каждой его песне, в каждом его альбоме от эпичных «Ста лет одиночества» до работы над проектом «Коммунизм» смысла больше, нежели, как это не прискорбно, в песнях такой великой группы, как Deep Purple. Разве что сравнивать музыку Егорки с творениями Блэкмора и Лоржда просто архипреступно, ибо, как гласит народная мудрость, негоже равнять жопу с ежом.

Зато некоторые словарные формы давно обрели жизнь и живут самостоятельно, вдали от самих песен. Некоторые из них претендуют на звание литературного шедевра «Вечность пахнет нефтью», «Вечная весна в одиночной камере», «Придуманным миром удобней управлять», «Каждый из нас беспонтовый пирожок». Самое обидное, что все эти фразы, даже самые абсурдные, вроде «винтовка – это праздник, всё летит в пизду», неимоверно точно отражают всё происходящее вокруг. За этими странными метафорами скрывается невыносимая легкость бытия. Даже в одной из самых мрачных композиций, «Про дурачка», почти полностью основанной на народных присказках и проклятиях, фразы сложены так, что получается литературный шедевр, несущий в себе больше смысла, чем вся российская эстрада.

Это на первый взгляд может показаться, что Игорь Фёдорович – сквернословящее быдло. Да, любил человек свеситься с балкона своего омского жилища и посылать всех и каждого на 3 известные буквы. На самом деле Летов любил много читать и слушать, соответственно, во многих своих интервью сабж часто упоминал различные имена, незнакомые среднестатистическому слушателю своего творчества. На фоне упоминания Летовым различных имён классиков литературы, кино и музыки вокруг ГО стал формироваться контингент слушателей, которые, следуя за кумиром, стремились как можно больше прочесть различных писателей, имена которых ничего не скажут даже работникам библиотеки.

Если ты хочешь увидеть Летова как полноценного творца, то одного только знакомства с «ГО» будет недостаточно. Не обязательно лезть в дебри и изучать тот момент, когда он играл на гитаре в Курёхинской «Поп-механике», хотя послушать её строго рекомендуется. Тем более в своё время Курёхин сказал про Егорку следующее:

Он несомненно очень хороший человек и несомненно талантлив, я, правда, пока не понимаю в чем.

Просто прослушай «Посев», «Коммунизм», «Егор и Опизденевшие», «Враг Народа», «Адольф Гитлер». Странно будет узнать, что Егор умеет писать по-настоящему лирические песни. Ну, и забавно просто взглянуть на его совместную работу с братом Сергеем – замечательным и очень известным саксофонистом.
Вот такой вот он – Егор Летов. Противоречивый, злой и талантливый. Настоящий чайлдфри, о чем свидетельствуют эти слова:


Если б я и завёл дитё, то мне пришлось бы весь остаток жизни о нём заботиться – играть, воспитывать его, нести ответственность за его возможные дурости и т.д. Позволить себе этого не могу, поскольку человек занятой, причем занятой вещами гораздо более важными и интересными. Кроме того, считаю, что ребенок, который у тебя рождается, это самостоятельная отдельная душа, к тебе никакого отношения не имеющая по большому счёту, и рождается у тебя лишь потому, что твоя среда ему наиболее удобна для собственного роста. Помимо всего, сейчас наблюдается вздорное, скверное и зловещее перенаселение человека на нашей планете, и преумножать его мне внутренний долг не велит.

Это самая странная личность, писавшая самую странную, ставшую популярной музыку. Панки всегда удивлялись, встречая вместо двухметрового алкаша субтильного очкарика. А он посылал их к чёртовой матери, следуя заданному им ориентиру «я всегда буду против», и продолжал ставить необычайно точные диагнозы окружавшему его обществу. Как например:»Любит народ наш всякое гавно», «кто чернее тот и жид», и куда более страшные, но что самое главное — очень точные. А издевательство над дедушкой Лениным, разложившимся на «плесень и на липовый мёд» — это скорее пережиток прошлого и личный взгляд бывшего диссидента и пациента омских психиатрических клиник.

Ну а чтобы лучше узнать сумеречного гения русского рока, послушай десятку его самых любимых песен, и многое сразу станет понятно.

Screamin’ Jay Hawkins – I Put A Spell On You
The Tornados – Telstar
Bob Dylan – Like A Rolling Stone
Donovan – Celeste
Love – Alone Again Or
Strawberry Alarm Clock – Incense and Peppermints
The Velvet Underground – Venus In Furs
The Who – Pictures Of Lily
Tomorrow – Hallucinations
Neil Young – Heart Of Gold



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные