И.С.Тургенев. «Отцы и дети» (1861) Смысл названия. Мои мысли. Базаров и его ученики (по роману Тургенева "Отцы и дети") Был ли базаров произведении отцы и дети

Смысл названия романа Тургенева достаточно широк: в названии отражается и противостояние либералов и революционеров-демократов в шестидесятые годы 19 века (не случайно в самом первом предложении точно указывается дата начала действия – май 1859 года), и вечный конфликт поколений.

Особенности психологизма Тургенева

Тургенев считал: «Поэт должен быть психологом, но психологом тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления». Тургенев, в отличие от Л.Н.Толстого, например, не поясняет происходящее с героем, не комментирует его душевное состояние, а, показывая отдельные детали портрета, жесты, интонацию голоса, предоставляет читателю самому понять, что происходит в душе героя.

Базаров

Базаров в начале романа. Базаров, герой шестидесятых годов, резко отличается от героев других времён (Онегина, Печорина): герой Тургенева не собирается подчиняться обстоятельствам, он пришел изменить само время, жизнь и в этом видит свое призвание. Базаров – разночинец, человек, который всего добивается сам, а потому привык надеяться только на себя и верить только в себя. Это человек дела, действия, для него любая идея, невоплотимая в ближайшие годы, лишь «общее место».

Отличие Базарова от братьев Кирсановых заметно с самых первых страниц романа: он по-простонародному представляет себя «Евгений Васильев», ему неважно, что его балахон с кистями и песочные бакенбарды не столь изящны. Ум, сильная воля, внутренняя энергия ощутимы в портрете Базарова. В Павле Петровиче, напротив, главное – изысканная красота человека, далекого от реального дела, а потому он пренебрежительно спрашивает о Базарове: «Кто сей?» и, получив ответ, что это друг Аркадия, ещё более изумляется: «Этот волосатый?»

В начале романа Базаров живет в упрощенном мире, где всё объяснимо, а идеальные материи – лишь «романтизм, гниль, художество». С максимализмом молодости герой Тургенева отрицает представления «отцов» об авторитетах и аристократизме, о задачах времени и сущности нигилизма, о природе и человеке, об искусстве и любви: «в теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем», «сперва нужно место расчистить, а строить будут другие», «изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой», «нравственные болезни происходят от безобразного состояния общества. Исправьте общество – и болезней не будет», «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит», «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Павел Петрович уважает настоящих аристократов, гордится, что сам принадлежит к их числу, Базаров откровенно презирает в них бездельников; Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу – тот утверждает, что в жизни русского народа много тёмных сторон, достойных презрения. Братья Кирсановы считают абсолютное отрицание традиций губительным, Базаров утверждает, что нигилизм – веление времени. Павел Петрович уважает личность: «Личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё держится», а Базаров вначале романа считал, что существенных различий между людьми нет.

Хотя Тургенев показывает своеобразное превосходство Базарова в споре с братьями Кирсановыми, но сам скорее согласился бы со словами Николая Петровича: «Но как же ломать, не зная почему, ведь надобно же и строить». Ни Базарову, ни Павлу Петровичу Тургенев не дает окончательной победы в споре: мир и человек сложны, любая точка зрения не исчерпывает и не перечеркивает остальные, истина там, где нет нетерпимости к иному мнению. Все проблемы, по которым спорят Базаров и братья Кирсановы, можно объединить в одну – судьба России, ее будущее, место в ней народа и интеллигенции. Уже то, что Базарову не дано пройти мимо вечного русского вопроса «Что делать?», что он «смеет свое суждение иметь» о самых актуальных, самых значимых вопросах времени, - уже это выявляет в нём личность. С ним можно не соглашаться, но не уважать его нельзя. Многие высказывания Базарова показывают односторонность его взглядов, однако нужно учитывать, что эти взгляды порождены временем, когда Россия уже в который раз в своей истории оказалась на перепутье и нужно было решать и решаться на активное действие. Базаров из тех, кто не смог остаться в стороне.

Часто в вину Базарова вменяют его высказывания о любви, природе, искусстве. Однако судить о человеке следует не только по его словам, но и по его поступкам. Базаров ограничивал любовь лишь физиологией, но до тех пор, пока сам не полюбил по-настоящему, а по поводу искусства у Базарова есть еще одно высказывание: «Мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, когда дело идёт о насущном хлебе». Согласиться с этим мнением трудно, но нельзя не признать за ним право на существование, потому что это – позиция. С чем действительно сложно согласиться, так это с представлением Базарова о человеке, однако герою Тургенева еще предстоит столкнуться с загадкой человеческой души, прежде всего своей собственной. Тургеневу нужен был именно такой герой, чтобы провести его через несколько кругов испытаний, столкнуть с тем, что он отрицал.

Испытание любовью. Базаров начала романа даже не предполагал в себе способности полюбить с первого взгляда, страстно и трудно, как не многим дано. «На остальных баб не похожа», - грубоватость этой первой реакции Базарова на появление Одинцовой уже говорит о том, что любовь вошла в его сердце, и эти слова лишь обреченная попытка ослабить ее воздействие. «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Это «что-то» как раз и было той тайной любви, которую Базаров отрицал, а теперь оказался в ее власти. Это «что-то» было неподвластно его воле, разуму, он чувствовал это, пытался бороться со своей страстью – и не мог совладать. Базаров – незаурядная натура, он не умеет любить «слегка», его любовь подобна лавине – с такой любовью трудно жить, такую любовь сложно принять, не случайно так часто ощущения Анны Сергеевны Одинцовой Тургенев передает через слово «испуг».

Одинцова действительно достойна такой любви. В ней чувствуется самобытность и сила характера, величавость и чувство собственного достоинства, а главное - способность, несмотря ни на что, оставаться собой. Жизненные невзгоды не сломили ее, не принизили, однако своим холодным спокойствием, размеренным и чопорным порядком жизни в своей усадьбе Никольское Одинцова словно закрыла себя от неожиданностей жизни. То, что именно Базаров привлек ее внимание, обнаруживает в ней человека незаурядного и умного: она, аристократка, увидела в этом дерзком, «неудобном» человеке сильную, сложную, интересную натуру. Однако всё же Базаров оказался ей не по плечу. Принять такую любовь – значило бы расстаться с привычной жизнью навсегда, этого Одинцова не смогла сделать.

Любить страстно, но отойти в сторону, когда твоя любовь не принята, - это Поступок, который не всем под силу. Базаров сумел это, но все же что-то надломилось в нем, навсегда угасло.

Испытание одиночеством. Базаров сумел преодолеть отчаяние неразделенной любви, но все же возможное счастье для него навсегда потеряно. Все меньше людей остается вокруг него: дуэль с Павлом Петровичем навсегда закрывает дорогу в Марьино, расставание с Аркадием заставляет Базарова признать, что взаимоотношения с этим «мяконьким либеральным баричем», как он его называл, все же делали его жизнь богаче; Ситникова и Кукшину вряд ли можно назвать учениками Базарова, а тем более его друзьями.

Углубляется разлад Базарова с самим собой, что-то гнетет его, и даже родители, которые любят его, но понять его душевные метания не могут, не в силах помочь. «Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась». Базаров, в начале романа гордо сказавший: «Мой дед землю пахал», вдруг понимает, что не только для Павла Петровича, но и для него, Базарова, крестьянская Россия есть великая тайна («Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец, ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории», - такими словами Базаров встречает на деревенской улице мужиков, не подозревая, что в их глазах он является чем-то вроде «шута горохового»).

Последним жизненным пристанищем для Базарова стал родительский дом. Родители любят сына, однако понять его душевных метаний не в силах, ладанка, надетая любящей рукой матери, не может защитить Базарова от самого себя.

«Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен», - с горечью уже в полубреду выскажет Базаров самое сокровенное. В том-то и трагедия Базарова, что он не находит дела, к которому себя готовил, что у него, как у «отцов», нет ответа на вопрос, кто же нужен России.

Испытание смертью. Смерть – последнее испытание, которое герой Тургенева выдерживает с поразительным мужеством. Знать точно, что конец уже близок, смотреть правде в глаза и при этом не озлобиться на весь свет – это опять-таки выявляет в Базарове силу его характера. Именно перед смертью Базарова мы видим его нежную любовь к родителям, все его мысли - о них. Перед смертью Базаров уже не считает нужным сдерживать свою любовь к Одинцовой. Настолько сильна оказалась эта любовь, что на время отступила сама смерть: лишь после того, как Базаров простился с Одинцовой, он «позволяет» себе провалиться в бред, в беспамятство.

Последние страницы романа – это реквием по «страстному, грешному, бунтующему сердцу» Базарова, с уходом которого, казалось бы, осиротели все герои тургеневского произведения.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

Вспомогательные персонажи - второстепенные - имеют собственный характер, но им уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция - помогать раскрытию образов главных героев, оттенять те или иные их черты.

Главные и второстепенные персонажи могут быть несовпадающими двойниками, близнецами-антиподами. Такая композиция системы персонажей позволяет раскрыть идею главного героя со всех сторон, подчеркнуть положительные и отрицательные его стороны.

«Ученики» Базарова становятся косвенным средством разоблачения нигилизма, худших его сторон.

Основа нигилизма - отрицание, отсутствие положительной программы действий, приверженность материалистическим взглядам, прикладным наукам, подчинение жизни теории и в связи с этим отказ от сиюминутных удовольствий, от личной жизни во имя идеи, «самоломанность», убежденность в правильности выбранного пути.

Как понимаются эти принципы Ситниковым и Кукшиной, как применяются в практике повседневной жизни? Через портретные детали, манеру поведения, описание «кабинета» Кукшиной Тургенев показывает, что весь ее нигилизм - всего лишь маска, подражательство, связанное с нарушением общепринятых норм поведения, морали, нравственности.

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети"

В феврале 1862 года И.С.Тургенев публикует роман «Отцы и дети». Автор попытался показать русскому обще­ству трагический характер нараставших конфликтов. Чита­телю открываются хозяйственные неурядицы, обнищание народа, разложение традиционного быта, разрушение ве­ковых связей крестьянина с землей. Бестолковость и бес­помощность всех сословий угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о пугях спасения России, который ведут герои, представляющие две основ­ные части русской интеллигенции.

Русская литература всегда проверяла устойчивость и прочность общества семьей и семейными отношениями. Начиная роман с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми, Тургенев идет даль­ше, к столкновению общественного, политического харак­тера. Взаимоотношения героев, главные конфликтные ситуации раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. Это нашло свое отражение в особенностях построения романа, в котором такую большую роль играют споры героев, их мучительные размышления, страстные речи и излияния. Но автор не превращал своих героев в выразителей собственных идей. Художественное достиже­ние Тургенева - его умение органически связать движение даже самых отвлеченных идей своих героев и их жизненные позиции.



Для писателя одним из решающих критериев в опре­делении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим собы­тиям дня. Если присмотреться к «отцам» - к Павлу Пет­ровичу и Николаю Петровичу Кирсановым, то первое, что бросается в глаза, - это то, что они, в сущности не очень старые люди, не понимают и не приемлют того, что про­исходит вокруг них.

Павлу Петровичу кажется, что принципы, которые он усвоил в молодости, выгодно отличают его от людей, прислушивающихся к современности. Но Тургенев на каж­дом шагу, без особого нажима, совершенно недвусмыслен­но показывает, что в этом своем упрямом стремлении показать свое презрение к современности Павел Петрович просто комичен. Он играет некую роль, которая со стороны просто смешна.

Николай Петрович не столь последователен, как его старший брат. Он даже говорит о том, что молодежь ему нравится. Но на самом деле, оказывается, понимает в современности только то, что угрожает его покою. Лес он продал на сруб только потому, что через несколько месяцев он должен был отойти к мужикам.

Тургенев считал, что крупная личность всегда стоит к своему времени в естественных отношениях. Таков База­ров. Люди мелкие, несамостоятельные живут в вечном подсознательном ощущении разлада с временем. Павел Петрович принимает этот разлад как неправоту времени, то есть отрицает ход времени, застывает в своем консерва­тизме, а люди другого сорта пытаются догнать время. И так как они не могут понять его, то за выражение времени обыкновенно принимают моду.

Тургенев вывел в своем романе несколько людей, стремящихся поспешать за временем. Это Кукшина и Сит­ников. В них это стремление выражено очень ярко и однозначно. Базаров говорит с ними обыкновенно прене­брежительным тоном. Труднее ему с Аркадием. Он не настолько глуп и мелочен, как Ситников. В разговоре с отцом и дядей он довольно точно разъяснил им такое сложное понятие, как нигилист. Он хорош уже тем, что не считает Базарова «своим братом». Это сближало Базарова с Аркадием, заставляло относиться к нему мягче, снисхо­дительнее, чем к Кукшиной или к Ситникову. Но и у Аркадия все-таки есть желание схватить что-то в этом новом явлении, как-то приблизиться к нему, и он хватается только за внешние признаки.

Аркадий склонен говорить «красиво». Дело не в том, что Базаров не любит говорить красиво, а в том, что «красивые» слова обозначают такие сложные явления, о которых часто и походя говорить просто нельзя. В разго­воре с Базаровым об Одинцовой Аркадий опять-таки гово­рил «красивые», но чужие слова. Базаров это великолепно понимал, и поддерживать такие разговоры он, конечно, не мог. Ему оставалось сказать, что у Одинцовой такие плечи, каких он «не видывал давно».

И здесь мы сталкиваемся с одним из важнейших качеств стиля Тургенева. С первых шагов своей литератур­ной деятельности он широко пользовался иронией. В ро­мане «Отцы и дети» он наградил этим качеством одного из своих героев - Базарова, который пользуется ею очень разнообразно: ирония для Базарова - средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Таковы его иронические выходки с Аркадием. Базаров владеет и еще одним видом иронии - иронией, направленной на самого себя. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. Достаточно вспомнить сцену дуэли Базарова с Павлом Петровичем. Он иронизирует тут над Павлом Петровичем, но не менее горько и зло и над самим собой. В такие моменты Базаров выступает во всей силе своего обаяния. Никакого самодовольства, никакой само­влюбленности.

Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний, они-то и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью меру правоты и неправоты героя. «Пол­ное и беспощадное отрицание» оказывается оправданным как единственная серьезная попытка изменить мир, покон­чив с противоречиями. Однако для автора бесспорно и то, что внутренняя логика нигилизма неизбежно ведет к сво­боде без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Писатель не находит в нигилизме созидающей творческой силы: те изменения, которые нигилист предус­матривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны уничтожению этих людей. И Тургенев рас­крывает противоречия в самой натуре своего героя.

Базаров, переживший любовь, страдания, уже не может быть цельным и последовательным разрушителем, безжалостным, непоколебимо самоуверенным, ломающим других просто по праву сильного. Но смириться, подчинив свою жизнь идее самоотречения, или искать утешения в искусстве, в чувстве выполненного долга, в самозабвенной любви к женщине Базаров тоже не может - для этого он слишком зол, слишком горд, слишком необузданно, по-дикому свободен. Единственным возможным разрешением этого противоречия оказывается смерть.

Тургенев создал характер, до того полный и внутренне самостоятельный, что художнику оставалось только не погрешить против внутренней логики развития характера. В романе нет ни одной значительной сцены, в которой бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав его нет лишь в двух, в то время как некоторые персонажи (Кук­шина, Ситников, сановник Колягин, губернатор и др.) появляются лишь эпизодически, а другие (сестры Одинцо­вы, родители Базарова, Фенечка и др.) на довольно про­должительное время исчезают из поля зрения читателя. Уходит из жизни Базаров, и кончается роман. В одном из писем Тургенев признался, что, когда" писал Базарова, он в конце концов чувствовал к нему не неприязнь, а восхи­щение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слезы жалости, это были слезы художника, видевшего трагедию огромного человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызывали ожесточенную полемику во всей истории русской литературы XIX века. Да и сам автор с недоумением и горечью останавливался перед хаосом противоречивых суждений: приветствий врагов и пощечин друзей. В письме к Достоевскому он с огорчением писал: «Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо - а все толкуют, - зачем он так дурен? или - зачем он так хорош?»

Тургенев верил, что его роман послужит делу сплоче­ния общественных сил России, что русское общество при­слушается к его предупреждениям. Но мечта о едином и дружном всероссийском культурном слое общества не сбы­лась.

Для низких натур ничего нет приятнее, как

мстить за свое ничтожество, бросая грязью

своих воззрений в святое и великое.

В.Г. Белинский

В 10 20-е годы XIX века, когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали возникать тайные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герцен, «прямой дорогой на каторжные работы», резко бросает Репетилову: «Шумите вы, и только?». Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и далее на смерть. Убежде-ния приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе В.Г. Белинского «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее время полезнее всего отрицание», - говорит он и следует этому убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманывать себя. Полюбив Одинцову, но поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любви сохраняет до самой смерти. Верность своим убеждениям ученого-ате-иста он проявит и перед смертью, когда откажется от религиозных обрядов. Писарев был прав, утверждая, что умереть так, как умер Базаров, - все равно что совершить великий подвиг. Да, ото действительно так: человек погибает, не поступившись своими убеждениями, своими принципами.

В любви, дружбе, жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естествен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать «нигилистом». Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы: женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове и нет никаких собственных убеждений.

В главе XIII, споря о женской эмансипации, Кукшина на слова Ситникова: «Вы заступаетесь за этих бабенок?», отвечает таким образом: «Но за бабенок, а за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови». Комическая важность поведения, поза, любовь к трескучим фразам в сочетании с вульгаризацией взглядов подлинного и последовательного отрицателя Базарова, одинаково, в принципе, характеризуют и Аркадия, и карикатурных Кукшину и Ситникова. Тургенев достигает этой цели иногда путем указания на жест, движение персонажа, чаще отдельными словами и выражениями персонажа (Кукшина поклялась защищать права женщин пе как-нибудь, а «до последней капли крови»).

Сцена романа, где изображается «пирушка» в доме Кук-шиной, представляет собой злую карикатуру на людей, которые рядятся в модные одежды, чтобы прослыть «прогрессистами». В образах Ситникова и Кукшиной Тургенев запечатлел тех, кто слепо подражает модным веяниям и безрассудно ими увлекается. Базаров без труда выдерживает соседство с Ситниковым, как и Чацкий рядом с карикатурой на новых людей - Репетиловым. Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он пе был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет произошли потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, реформирование общества, демократия, гласность стали модой, а не выстраданными убеждениями, и мы не сразу распознали опасность, исходящую от зла, рядящегося в чистые, белые одежды. Будущее благополучие нашей страны и ее народа зависит от деятелей нового типа, тех, для кого убеждения не станут модой, кто пойдет за них на плаху, но не остановится, не сдастся, выполнит свой долг человека и гражданина до конца.

1. Новый тип героя.

2. Особенности изображения «новых» людей в романе.

3. Трагическое одиночество Базарова как «героя времени».

4. Открытый финал романа.

Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? Эти слова И. С. Тургенева часто цитируют, когда рассуждают о его герое Евгении Базарове из романа «Отцы и дети» - самого спорного романа 60-х годов XIX века в России. Он действительно масштабен, но несвоевремен, и потому стоит особняком. Произведение написано в эпоху, когда в общественной атмосфере России назрела необходимость перемен и прихода «нового» героя, способного эти перемены осуществить. Людей, претендовавших на это звание, было немало. Но являлись ли они ими на самом деле? Базаров одинок в мире людей, и потому его фигура трагична. Однако рассуждения автора простираются гораздо шире. Попробуем разобраться в этом вопросе, подобно тому, как Тургенев, принадлежавший и по возрасту, и по мировоззрению к поколению отцов,’ пытался разобраться в том, кто этот новый человек и чего от него ждать.

Каких еще героев романа можно назвать «новыми» людьми? На мой взгляд, никого. Новое - обычно малочисленное, еще не получившее широкого распространения. А главное в новизне - это не количество, а качество. Среди тех, кто ощущяет себя «новым» человеком, - Аркадий Кирсанов, считавший себя «учеником» Базарова, Кукшина и Ситников, равнявшиеся на него. Но ни один из них на самом деле им не является.

В начале романа Аркадий Кирсанов пытается быть похожим на Базарова. Он сдержанно обращается к Николаю Петровичу «отец», подражая Базарову, говорит низким голосом и развязно. Однако постепенно выясняются разные взгляды на природу, искусство, отношения к близким, к женщинам, к труду двух друзей. И это приводит к разногласиям между «учителем и учеником» просто потому, что они разные личности. Путь, пусть и не безупречный, которым идет Базаров, подходит только для сильных, решительных, не боящихся ничего людей. Аркадий не такой. Не случайно Базаров говорит Аркадию: «Ты нежная душа, размазня». Аркадий - тип человека образованного, хорошо воспитанного, неглупого, незлого, искреннего, но при этом у него нет внутренней силы и цельности, целеустремленности Базарова. Он воспитывался совсем в другой среде, ему не приходилось пробивать себе дорогу в жизни изнурительным трудом. Возможно, поэтому он так непоследователен в своих взглядах, да и мировоззрение отцов в прямом и переносном смысле не является для него сильным раздражителем. Это еще и особенности его натуры, чуткой к природе, поэзии, музыке, гармонии и теплоте человеческих отношений. Как мы убедились, и Базаров оказался не настолько чужд этим проявлениям человеческой натуры. Как указывал Ю. В. Лебедев, Тургенев увидел «опасность разрыва связи времен» «в способности русского человек легко поломать себя».

Ситников и Кукшина так называемые «провинциальные нигилисты», в романе - персонажи откровенно сатирические. Автор нередко подсмеивается над ними. Но два брата Кирсанова и особенноПавел Петрович все-таки изображены больше с юмором, местами даже с сочувствием и симпатией. А Ситников и Кукшина - это явная пародия на людей. По отношению к Кукшиной Тургенев использует глагол «пружится», то есть стремиться казаться не тем, кто она есть на самом деле. Неоднократно писатель подчеркивает: «существо с маленьким красненьким носиком». Эта деталь как бы свидетельствует, что бессмысленность, суета, глупость - основа ее существования. Ситников, сын трактирщика, также смешен в изображении Тургенева - развязный, недалекий, несамостоятельный. О нем меньше всего упоминается в романе. Его главная мечта, на первый взгляд, благородна - сделать народ счастливым. Но пути ее достижения сомнительны, он хочет использовать для этого прибыль с заведений своего отца, то есть чужой труд. Кроме того, есть в этом глубокое неуважение к своим отцам, да еще и потребительское.

Так почему же именно они предстают в качестве последователей Базарова? Я думаю, здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, эти «пародии на человека» оттеняют недостатки главного героя, придают ему большую положительность, несмотря на всю его неоднозначность. С другой - Тургенев чувствовал время и признавался, что время Базаровых еще не пришло. Этим он еще больше подчеркивает одинокость, чуждость Базарова современности. Возможно, это предупреждение, к чему может привести бездумное увлечение опасными нигилистическими идеями, если такие люди, как Кукшина и Ситников, встанут во главе движения, будут претворять новые идеи в жизнь. Тургенев стремится показать, что справиться с многообразием и сложностью жизни, не укладывающейся в нигилистические схемы, возможно только личностям такого масштаба, как Базаров. В руках людей с невысоким интеллектом, недостаточным жизненным опытом такие идеи могут стать опасным оружием. И поколение отцов не так уж и не право относительно возможных последствий увлечения новыми идеями.

Вопрос «новых» людей, их места в жизни России особенно волновал Тургенева. Для писателя это была важная тема и на родине, и за границей, где он жил достаточно долго. В его творчестве перед нами проходят много героев, которые претендует на название «новых». Мы находим их в произведениях: «Рудин», «Накануне», «Новь», «Дым», «Отцы и дети». И не все они выдерживают испытаний, через которые их проводит автор.

Тургенев очень точно ощущал эту смену времен, приход новой общественной силы. Вот как нигилист Базаров объясняет логику своих рассуждений: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем… Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров». В то же время Тургенев не принимал максимализма и поверхностности, однобокости его взглядов. Он стремился показать, что жизнь гораздо более сложная вещь, чем ее представляют себе нигилисты, разночинцы, народники-революционеры. Не случайно он испытывает своих героев, проводя их через те или иные жизненные обстоятельства - любовь, честь, лишения и другие коллизии.

Его романы - своего рода предупреждение, к чему может привести чрезмерное и неуемное увлечение революционными и нигилистическими настроениями. И Базаров - самая значительная, цельная фигура в ряду героев, которая перед смертью понимает и трагизм своего положения, и ошибочность теории. «Линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?» - писал А. И. Солженицын. Любовь к Одинцовой раскалывает мировоззрение Базарова на две половины, и сам он словно раздваивается. Один Базаров - убежденный материалист, отрицатель, циник. Другой - страстно полюбивший и сомневающийся уже в своем учении человек, который не может найти объяснение происходящему: «Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев, на мой взгляд, очень точно описал это состояние Базарова: «Базаров хочет вырваться, убежать от обступивших его вопросов, убежать от самого себя, - но это ему не удается, а попытки порвать живые связи с жизнью, его окружающей и проснувшейся в нем самом, ведут героя к трагическому концу Тургенев еще раз проводит Базарова по тому кругу, по которому он прошел: Марьино, Никольское, родительский дом. Но теперь мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его споры, догорает несчастная любовь. Второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Аркадием и Катей, с Одинцовой и, наконец, роковой для Базарова разрыв с мужиком».

Так трагически заканчивается для Базарова его увлечение новомодными теориями. Автор скорбит о судьбе «титанической личности, не реализовавшей громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Новая эпоха тем не менее ставит вопросы, которые отцы решить уже не могут. Новому времени завтра будет нужен новый герой. Базаров умирает. Кто придет ему на смену? Этот вопрос остается открытым в романе. Вместе с тем дальнейшая история России, наполненная столь драматичными и страшными событиями, показывает, как дальновиден в своих предупреждениях оказался автор «Отцов и детей».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные