И. С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя занимательные факты по литературе (10 класс) на тему. «Незнакомый Тургенев (позднее творчество писателя) «Что я буду думать»

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам. «Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в 1882г. «Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты.

Для стихотворений характерно: лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь обладает мелодичностью, романтичностью.

Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой, создающие цельную картину.

Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника», показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: «Довольный человек», «Писатель и критик», «Дурак», «Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское правило». В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.

«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только любовью держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный ястреб грозно кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в них торжествует жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней преждевременно не следует. Надо бороться. Борцам и смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные думу, восклицает «Мы еще повоюем черт возьми!»

В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе» многолик: здесь есть такие жанровые разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог, монолог, легенда, элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие формы, сочитающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника.

Тема урока: Иван Сергеевич Тургенев.

Жизнь и творчество писателя (10 класс)

Каждый прорастай в землю свою! И. С. Тургенев

Цели урока:

Совершенствовать навыки аналитической беседы;

Способствовать развитию речи учащихся;

Оказывать влияние на выбор нравственных ориентиров

ХОД УРОКА

1. ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ И.С. ТУРГЕНЕВА « РУССКИЙ ЯЗЫК»

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. МОТИВАЦИЯ УРОКА.

Русская литература XIX века представлена именами таких известных писателей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Островский. Достойное место среди них занимает Иван Сергеевич Тургенев. С его известнейших строк о русском языке начался урок, в ходе которого будем говорить о Тургеневе не только как о писателе, но и как о сыне своей эпохи. О глубокой преданности писателя родине свидетельствуют слова, взятые эпиграфом.

3. РАБОТА НАД ПОРТРЕТОМ ПИСАТЕЛЯ.

Обратимся к портрету. Написал его известный русский художник В. Г. Перов.

(На доске – портрет писателя)

Сообщение учащегося.

Интерес к человеку, всегда живший в творчестве Перова, нашел наиболее полное и глубокое выражение в созданных им портретах современников. Его привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Созданные Перовым в начале 1870-х годов портреты выдающихся деятелей могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами Крамского, Репина. С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написан портрет Тургенева в 1872 году.

Какие характерные черты можно отметить, глядя на портрет? Обычная поза, открытый высокий лоб, усталые глаза, добрый взгляд, седая голова(был седым уже в 35 лет), борода.

С портрета смотрит пожилой, седовласый человек. Его добрый взгляд устремлен вперед. В облике чувствуется сильная, уверенная в себе натура.

4.БЕСЕДА ПО ИЗВЕСТНЫМ УЧАЩИМСЯ СВЕДЕНИЯМ.

а)Вспомним, какие произведения вы изучали. Как с творчеством писателя связаны следующие слова?

Ружье, книга, меч, веревка, записка, шинель, кирпич. б) Ответьте на вопросы викторины.

  1. Определите жанр «Записок охотника»
  2. Перечислите произведения писателя, знакомые вам
  3. Каковы особенности стихотворений в прозе?
  4. Перечислите основные темы творчества

Одной из основных в творчестве писателя является тема природы. В литературе она никогда не изображалась так детально и подробно, как у Тургенева. Природа у него многокрасочна, многозвучна и выступает животворящей, нравственно здоровой, светлой и врачующей силой. Писатель воспринимает деревенские запахи, глубину неба, журчание воды. Отличительной особенностью является то, что человек-труженик и природа слиты воедино. «Две-три черты – и пахнет… Нет ничего лучше ни в одной литературе,» - так отозвался Л. Н. Толстой о пейзажном мастерстве писателя

5. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ПИСАТЕЛЯ,.

(На доске – хронологическая таблица с основными датами и событиями)

Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле 28 октября 1818 года. Детские годы прошли в имении матери Спасское-Лутовиново. Мать – самовластная крепостница – превратила усадебную жизнь в сплошной ад не только для дворовых, но и для сына. А отца Иван боялся и уважал. Грустные впечатления детства наложили тяжелый отпечаток в будущей деятельности писателя – всю жизнь он ненавидел рабство. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне, она была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом,» - вспоминал Иван Сергеевич. Но Варвара Петровна владела живым, образным языком. Отец Сергей Николаевич не имел склонности к литературе, но был умным, образованным человеком. Первым, кто познакомил со звучностью русского стиха, заронил в нем искру любви к поэзии, научил ценить в ней красоту и силу, был дворовый его матери. Возможно, он был и первым критиком детских стихов. Так именно в семье зародилась любовь к литературе.

(Портреты отца и матери)

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, и сыновья – Николай и Иван – начали учиться в пансионе. Затем Иван продолжил обучение в Московском университете, а в 1834 году, по желанию отца, был переведен в Петербургский университет. Он был хорошо знаком с русской литературой, владел европейскими языками и стал большим знатоком французской, английской и испанской литератур. Любимым писателем и учителем его был А. С. Пушкин. Почитая его как недосягаемый образец, Тургенев стремился быть достойным учеником гениального поэта.

Литературной деятельностью он начал заниматься в годы учебы в университете. К году его окончания было написано около ста стихотворений. Но к ним писатель относился с критикой, не позволял включать в собрания сочинений. Одним из них является стихотворение «Утро туманное», ставшее романсом

(Прослушать романс «Утро туманное»)

Желая продолжить обучение, в 1838 году Тургенев уехал в Берлин. Слушал лекции по философии, филологии, истории. Философия очень увлекла его, и он хотел посвятить ей свою жизнь. Но возвратившись на родину в 1841 году, узнал, что кафедра философии при Московском университете закрыта.

Варвара Петровна не одобряла то, что сын пишет, она хотела видеть его служащим в департаменте или ученым. Отвечая ее настоятельным просьбам, Иван Сергеевич в 1843 году поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел, но скоро оставил, поняв, что никакой пользы не принесет.

Литературным дебютом считается поэма «Параша», опубликованная в 1843 году. Так зовут главную героиню. Нет у нее в жизни счастья. Ничего хорошего не приносит и замужество. Поэму высоко оценил критик В. Г, Белинский: «Прочли мы поэму, не только написанную прекрасными стихами, но и проникнутую глубокой идеей» . Такое признание было равносильно всеобщему признанию.

1843 год знаменателен не только в творчестве писателя, но и в личной жизни. Он познакомился с Полиной Виардо и полюбил ее на всю жизнь. Она приехала в Петербург на гастроли. Много и успешно выступала, а Тургенев посещал все ее концерты. Любовь эта была и счастьем, и мукой. Виардо была замужем, разводиться не собиралась. Есть высказывание Тургенева о любви: «Любовь сильнее смерти страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Может, оно относится к нему самому.

(Портрет Полины Виардо)

Сообщение учащегося. Кто такая Полина Виардо? Она – дочь известного испанского тенора Мануэля Гарсия. С детства знала театр, слушала оперы. С16-ти лет начала выступать и к 20-ти годам стала европейской знаменитостью. Вскоре она покорила Лондон, Мадрид, Вену, Берлин. Обладала удивительным голосом, гибким, могучим. Во время пения становилась такой привлекательной, что театр дрожал от рукоплесканий. Тургенев любил музыку, не знал наслаждения выше. Музыкальный слух у него был изумительным.

В 1844 – 1847 годах работает над разными жанрами: пишет повесть «Андрей Колосов», поэму «Помещик», пьесу «Где тонко там и рвётся». В этих произведениях показывают жизнь передового дворянства. Неуспех вызвал у писателя неуверенность в своих силах, и даже он готов был отказаться от искусства.

Каждое лето Тургенев проводил в Спасском, путешествуя по губерниям с неизменным спутником по охоте Афанасием Алифановым. Он хорошо знал, какую жизнь ведут крестьяне, и в своем рассказе «Хорь и Калиныч» противопоставляет бедняку Калинычу мужика Хоря, отпущенного барином на оброк. Хорь уверен в своей крепости и силе. У него большое и послушное семейство. У Калиныча нет ни детей, ни хозяйства. Тургенев показывает, что внутренний мир крестьян богат, надо только заглянуть в него. По мнению писателя, чем дальше крестьянин от помещика, тем он умнее, изобретательнее в хозяйстве. Рассказ был напечатан в 1847 году в журнале «Современник», во главе которого стоял Белинский. Журнал занимал передовые позиции в литературе. Читатели приняли рассказ с восторгом. Окрыленный успехом, чувствуя поддержку Белинского и Некрасова, Тургенев решил продолжить рассказы, объединив их под общее название «Записки охотника». Они вышли отдельной книгой в 1852 году. Своими рассказами о крестьянах Тургенев хотел доказать, что настал срок дать свободу крестьянину, отменить крепостное право. Мастерство писателя в четкости наблюдения, в точности, конкретности и верности изображения. В рассказах сказалось глубокое знание жизни русского народа и понимание коренных потребностей своего времени. Они утверждали реализм в русской литературе. Кроме того, в них отражается любовь Тургенева к Родине. Именно она давала силы для работы. Тургенев всегда с вниманием относился к России, а природа ее вдохновляла к творчеству.

(Просмотр отрывка из фильма о родине писателя)

Публикация «Записок охотника» стала причиной ареста, а потом и ссылки писателя на родину. Поэт Кюхельбекер, переживший горькую участь изгнания, оставил потомству такие строки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму.

Арест и время, проведенное в заключении, открыли писателю глаза на окружающую действительность. Он понял необходимость разрешения жгучих социальных вопросов современности, стал требовательнее к своему творчеству.

1853 год – начало рассвета художественного творчества Тургенева. Писатель уже имел свой стиль письма, а время давало ему яркие впечатления, материал для работы.

Сообщение учащегося. Тяжёлые испытания выпали на долю русского народа. Крестьяне ждали волю. Неудачи Крымской войны 1853 – 1856 годов показали гнилость самодержавно – крепостнического строя. В стране была разруха. Везде возникали горячие споры о том, как пройдет освобождение крестьян: с землёй или без земли. Плохая организация снабжения армии вела к бессмысленной гибели людей. Стон стоял от причитаний женщин. Это период революционного народничества. Такой была эпоха. О месте Тургенева читаем из прокламации народников: «Он служил революции сердечным смыслом своих произведений».

В такой обстановке продолжил творческую деятельность писатель. «Рудин» - так был назван его первый роман о просветителе из дворян. Он – живое лицо эпохи. Беда его в том, что он не умел применять свои силы, способности и знания, был далек от народа. Известны ли вам герои, которые не нашли своего места в жизни? Да, Онегин, Печорин. Критики ставили рядом и Рудина. Прелестная повесть «Ася» написана в 1857 году в Германии. Тургенев скучал по родным просторам. Чуть ли не со слезами на глазах писал он повесть. Некрасов был в восторге: «От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото» . Безусловный успех имел также роман «Дворянское гнездо». Герой романа Лаврецкий близок автору по взглядам, настроениям, и в некотором роде и по судьбе: неудачи в личной жизни обрекли его на одиночество. Заканчивается роиан обращением к молодежи: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди…». В своем третьем романе «Накануне» показал что в России появляются люди мужественные, мыслящие, способные бороться и побеждать. А в 1862 году в журнале «Русский и вестник» появился роман «Отцы и дети».

Тургенев по своим убеждениям был сторонником постепенного, реформистского преобразования России. Но как художник, он тонко чувствовал, что именно из демократической среды должен выйти новый герой. В результате этих размышлений и наблюдений появился роман «Отцы и дети»

Увидели свет еще два романа – «Дым» и «Новь», в которых продолжает поиски героя, способного найти пути выхода из сложившейся в России ситуации. «Все дым и пар,»- думает герой романа «Дым» Литвинов. А герой романа «Новь» Нежданов кончает жизнь самоубийством.

Последние 20 лет жизни Тургенев провел за границей, во Франции, в эти годы он пишет стихотворения в прозе. Они явились своеобразным прощанием писателя с жизнью, итогом его размышлений о жизни, смерти, молодости и любви. Такой была жизнь великого русского писателя. Его по праву называют певцом русской природы, русской женщины, сыном своего времени. Он умел откликаться на самые острые вопросы современности решать их с философской и психологической глубиной. Хорошо сказал о главной черте Тургенева Н. А. Добролюбов: «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание» .

Помнят И. С. Тургенева на родине. В Спасском – Лутовинове создан музей-усадьба. Многие молодые писатели считают его своим учителем.

6. БЕСЕДА.

  1. Кто первым заронил в Тургеневе любовь к русскому слову?
  2. Почему всю жизнь он ненавидел рабство?
  3. Какое место в жизни России занимал Тургенев?
  4. Назовите основные темы творчества
  5. В каких жанрах работал писатель?


7. РЕФЛЕКСИЯ.

Тургенев Иван Сергеевич - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН. В цикле рассказов «Записки охотника» показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В его романах и повестях созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» и «Новь» изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Исходя из материалов урока и подобрав дополнительные сведения, написать, каким вы представили И.С. Тургенева как писателя и человека.


ТУРГЕНЕВ В МОЕМ ВОСПРИЯТИИ

Тургенев - один из известнейших писателей XIX века. Его знают и читают во всех странах мира. Тургенев написал много прекрасных рассказов, стихотворений в прозе, пьес, повестей и романов. Все эти произведения созданы рукой талантливейшего автора. Тургенев - слава нашей литературы. Один из зарубежных журналистов отмечал: «Если теперь за границей читают Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Писемского, то это вследствие того, что сочинения Тургенева проложили путь за границу его предшественникам и преемникам».

Я впервые познакомилась с произведениями Тургенева еще в начальной школе. Это были стихотворения в прозе и рассказы из «Записок охотника». Тогда я, конечно же, не смогла по достоинству оценить эти произведения, но много позже я прочла несколько великолепнейших повестей этого замечательного писателя. Я была поражена. С каким мастерством созданы неповторимые образы героев и героинь!
Как реалистично показана жизнь России тех лет! Читая эти произведения, ты попадаешь в неповторимый тургеневский мир, волнуешься, переживаешь за героев.

Произведения Тургенева полны раздумий о судьбе Родины. Согретые любовью к народу и глубокой верой в его великое будущее, они помогли воспитанию русских революционеров. «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал... внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинавший волновать общество», -
писал о Тургеневе Добролюбов.

Велика общественная и литературная заслуга Тургенева, создавшего замечательные женские образы, полные жажды деятельности, самоотверженности и готовности к подвигу. Это такие тургеневские героини, как Елена из романа «Накануне», Джемма из повести «Вешние воды» и многие другие.


Тургенев - тонкий мастер художественной прозы . Какой бы темы он ни касался, все из-под его пера выходило мастерски написанным. Это и женские образы (так называемые «тургеневские девушки»), и люди из народа (многочисленные образы из «Записок охотника»), и картины природы. Еще Белинский отметил у Тургенева «необыкновенное мастерство изображать картины русской природы». Вот, например:

«...вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота...» Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», - писал великий критик.

Почему же произведения Тургенева так реалистичны и правдивы? Может быть, потому, что все происходящее автор пережил или видел сам. Тургенев однажды сказал: «Вся моя биография - в моих сочинениях». Мне кажется, что это действительно так. Например, в 1843 году произошло событие, наложившее отпечаток на всю жизнь Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. .

Прочитайте такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», и вы увидите, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенней. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Но чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя.

Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям.

Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», - писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого. Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину. Лиза
была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть.


Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»

Об этом чудесном романе известный советский критик Шнеерсон писал: «Тонкий анализ душевных переживаний, волнующий лиризм сцен и описаний, мягкость повествовательного тона составили ту подкупающую прелесть художественного мастерства, которая определила силу и обеспечила выдающийся успех «Дворянского гнезда».

Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева - «Вешние воды». Это одна из известнейших повестей писателя. Я хотела бы привести один, на мой взгляд, интересный факт из истории создания этой повести. Книжку журнала «Вестник Европы», где были напечатаны «Вешние воды», пришлось выпустить повторным изданием (случай почти небывалый в журнальной практике): настолько был велик успех повести.

Что же привлекло читателей в этой повести? Вдумываясь в нее, мы увидим, что Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности. Автор рисует двух главных героев - Джемму и Санина. Джемма - необычайно красивая, умная и непосредственная девушка. Избранник Джеммы - Санин - русский путешественник. Он неглуп, добр, не чужд
поэзии. Надо сказать, что женские типы у Тургенева - более сильные натуры, чем мужские. Сравните, например, Джемму и Санина, Лизу Калягину и Лаврецкого.

Любовь к Джемме пробудила все самое лучшее, самое честное, что было в душе Санина. Тургенев нашел высокие слова, поэтические краски, чтобы изобразить чувства влюбленных. Автор воспевает это прекрасное и неповторимое чувство - первую любовь: «Первая любовь - та же революция... молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя - и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь, - всему она шлет свой восторженный привет».

Но Санин изменяет этому великому чувству. Он встречает блистательную красавицу госпожу Полозову, и влечение к ней заставляет его отказаться от Джеммы. Полозова показана не только как развращенная женщина, но и как крепостница, как ловкая коммерсантка. Она хищница и в своей деловой практике, и в любви. Мир Джеммы - это мир свободы, мир богачки Полозовой - мир рабства. Но не одной любви изменяет Санин. Изменил он и тем идеалам, которые были священны для Джеммы. Для женитьбы Санин должен добыть средства. И он решается продать Полозовой свое имение. Это означало и продажу его крепостных. А ведь раньше Санин говорил, что продавать живых людей - это безнравственно.

Литературовед, анализируя «Вешние воды», сделал интересный вывод: «Создав повесть о любви, где якобы «нет никакого ни социального, ни политического, ни современного намека», автор не об одной любви говорил читателям. Он учил их быть честными и принципиальными во всем, беречь чистоту, благородство убеждений и помыслов, дорожить любовью, свободой, дорожить человеческим достоинством, уважать людей». Мне кажется, что это очень верное и глубокое замечание.

Тургенев достиг еще при жизни мировой славы. «Записки охотника» стали очень популярны во Франции. Еще больше прибавили славы Тургеневу его социально-психологические романы. Современники писали: «Прогрессивные круги читателей были покорены той моральной чистотой в вопросах любви, какую обнаружил в своих романах Тургенев; их пленял образ русской женщины, охваченной глубоким революционным порывом; поражала фигура воинствующего демократа Базарова».

Конечно же, в таком небольшом сочинении невозможно охватить даже малую частицу того, что оставил нам Тургенев. Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.

Сочинение

Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Писатель известен прежде всего как автор бессмертных романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Мало кому известны его стихи в прозе, полные лиризма и глубоких раздумий над жизнью, другие прозаические произведения.

Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев — тому подтверждение.

Повести «Степной король Лир», «Клара Милич», рассказ «Конец Чертопханова» относятся к позднему периоду творчества классика и представляют особый интерес, как в отношении стиля, так и сюжетов. Это ещё одна попытка писателя найти своего героя. Поражает в названных произведениях глубина раскрытия внутреннего мира русского человека. Тургенев пытается раскрыть загадку русской души. Он ставит героев в необычные ситуации и таким образом заставляет их действовать согласно велению сердца. Тургенев по своему интерпретирует библейскую заповедь «Не возгордись». Гордость является смертным грехом, поэтому во всех этих рассказах главные герои умирают.

На первый взгляд, в повести «Степной король Лир» нет ничего мистического, хотя жизненные перипетии главного героя Харлова не лишены таинственного. Автора, прежде всего, интересуют мотивации поступков главного героя — Харлова Мартына Петровича, столбового дворянина.

Предчувствуя приближение смерти, он решил разделить имущество между своими дочерьми. В результате ничего хорошего это не принесло. Любимые дочери выгоняют отца из дома, он трагически погибает, пытаясь им отомстить.

Сказание о короле Лире и его дочерях известно в целом ряде литературных версий. Самая известная — историческая драма У. Шекспира «Король Лир». Не смог пройти мимо этого сюжета и Тургенев. Как и великий английский драматург, Тургенев пытается показать, что движет героями при совершении ими тех или иных поступков. Тема порочности гордыни показана на примере судьбы Харлова. Оба произведения классиков сближает мотив неблагодарности дочерей, жажда наживы, порочная власть денег.

В повести «Клара Милич» разворачивается мистический сюжет, совершенно нехарактерный для Тургенева с его репутацией острого социального обличителя и реалиста. Повесть имеет второе название — «После смерти». В её основе жизненная история, что не раз подчеркивалось автором. Это произведение связано с рядом более ранних творений классика.

В этой повести нашла отражение его мысль о воздействии на человека мистических сил, которые не зависят от воли людей. Это не мистицизм в обычном его понимании, а некое «двоемирие», ведущее свое начало от романтиков. В этом произведении рассказывается о том, как Яков Аратов встречает некую актрису, которая затем кончает жизнь самоубийством. Но что-то гложет героя и он решает выяснить причину такого поступка Клары Милич. В результате в руки героя попадает портрет Клары. И с этого момента у Якова случаются видения. Он понимает, что его многое сближает с этой женщиной, что они оба чисты и душой и телом, что они созданы друг для друга. И для того, чтобы быть вместе ему надо умереть, но смерть уже не страшит его.

Это произведение Тургенева и тематически, и стилистически близко «Портрету» Гоголя. В них элементы мистики играют важную роль в судьбе героев. В повести Гоголя повествуется о том, как в руки молодому, бедному художнику попадает старинный портрет, с помощью которого он разбогател, при этом погубив свой талант. Таким образом. в обоих произведениях мистическим элементом выступает портрет. Однако герои не лишены возможности распоряжаться своей судьбой. Фантастические ситуации необходимы писателям для того, чтобы более глубоко обнажить психологические мотивы тех или иных поступков. Также здесь нашло отражение поверие, что изображение человека несет в себе часть его души. Помимо этого, эти произведения связывает мотив упущенных возможностей. Однако, нельзя их полностью отождествлять. Тургенев раскрывает любовный сюжет, хотя и весьма необычно, а Гоголь обращается к теме власти денег.

Главный герой тургеневской повести проходит традиционное испытание любовью. Исходя из сюжета, достаточно трудно сказать, выдерживает ли его Яков. Клара представляет собой традиционный образ тургеневской девушки. В жизни таких женщин громадную роль играет чувство, но и оно проникнуто мыслью. И хотя её имя вынесено в заглавие, героиня представляет как для самого автора, так и для читателя меньший интерес.

«Конец Чертопханова» — это попытка Тургенева продолжить «Записки охотника», в которых писатель с позиций либерального дворянина рассматривает проблемы русской деревни в пореформенную эпоху. Это история помещика Чертопханова, который, спасая жида, получает в подарок великолепного коня, ставшего причиной его гибели.

Значительное место в произведении занимает описание лошади. Тургеневу было важно показать с психологической достоверностью, как постепенно лошадь в сознании героя вытесняет любимого человека. Таким образом, писатель раскрывает характер героя, главной чертой которого было желание превосходить других, обладать предметом зависти окружающих.

Описание лошади дается в реалистической манере. С помощью эмоционально-оценочных эпитетов и сравнений автор подчеркивает не только породистость, красоту, выносливость коня, но и особый нрав и степенность. У него была «шерсть с отливом серебра, да не старым, а новым, с темным глянцем». Он обладал амбицией: «Огонь, как есть огнь, просто порох — а степенство, как у барина». И имя такому коню дается необыкновенное — Малек-Адем. Такая подробная детализация позволяет писателю показать причину особой привязанности Чертопханова к своему любимцу, к своему «последнему превосходству».

Тургенев во многих своих произведениях дает описание природы. Пейзажные зарисовки выполняют различные функции: обрамляют повествование, помогают раскрыть характер героев, выступают в качестве морально-нравственного комментария, оттеняют переживания. Чаще всего писатель дает описание природы средне-русской полосы России, которая знакома ему с детства. Тургеневские пейзажи отличаются точностью рисунка, глубокой лиричностью, жизненной одухотворенностью. Для них характерно простота и естественность, особый подбор эпитетов и сравнений, эмоциональная насыщенность и психологизм.

Творчеству И. С. Тургенева присущи сила и острота мысли, высота идеалов, высоконравственность и духовная чистота героев. Найденные Тургеневым особые способы сочетания прозы и поэзии многому научили позднейших писателей и остаются актуальны как сегодня, так и для писателей будущего. И несмотря на то, что произведения этого писателя знакомы с детства и «обросли» многочисленными научными комментариями, творчество писателя остается загадочным и непостижимым.

Сборник насчитывал 51 стихотворение . Много лет спустя, в 1927 году, в парижском архиве Тургенева было найдено еще 31 стихотворение. Они были опубликованы во Франции в 1930 году, а в России — в 1931 году. Теперь все стихотворения в прозе включены во все издания сочинений писателя.

Название сборника «Стихотворения в прозе» возникло не сразу. Сначала это было «Postuma» («Посмертные»), «Senilia» («Старческие»), затем эти «наброски» Тургенев называет «Стихотворения в прозе».

Первоначально автор рассматривал стихотворения в прозе как «эскизы» для будущих стихотворений, затем критик и писатель М.М. Стасюлевич уговорил Тургенева напечатать эти стихотворения в первоначальном виде. При первом издании этих стихотворений автор написал следующее пре-дисловие: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и кото-рое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Чтобы разобраться в специфике жанра «стихотворение в прозе» давайте сравним стихотворение И.А. Бунина «Слово» и стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».

Оба автора затронули проблему сохранения языка во времена, тяжелые для страны. Для них слово, речь, язык - великий дар, данный великому народу. Но обратим внимание на то, в какую форму облекли авторы свои мысли.

Признаки жанра

Стихотворение

Стихотворение в прозе

_

Стихотворный размер

Способ размещения на листе

Строфы (все строки - красные)

Членение на мелкие абзацы, подобные строфам.

Небольшой

Небольшой

Выражение мысли

Краткость

Краткость

Наличие сюжета

Сюжет отсутствует

Бессюжетная композиция или

Сюжет подчинен выражению одной мысли, одного переживания.

Наличие лирического героя

Лирический герой («Я») есть

Лирический герой («Я») есть

Задача слова

Передать мысли, чувства, переживания

Стихотворение в прозе - прозаическое произведение, характеризующиеся наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же полным его отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то одной мысли, одного переживания, одного образа.

Выбор оригинальной формы объясняется желанием автора максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы зарисовки виденного, воспоминания о прошлом, мимолетные впечатления, размышления о будущем. В этих «эскизах» на самые разнообразные темы - философские, социальные, психологические - Тургенев размышляет о законах Вселенной, о природе, о любви, о смерти, о Родине, о красоте, о дружбе, о человеке и, конечно, о себе.

Стихотворение в прозе «Воробей»

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878

Стихотворение в прозе «Два богача»

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

А мы ее… и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Ротшильд - действительно богач. Бедный мужик тоже назван богачом, но в духовном, нравственном плане. Ведь его готовность последние гроши отдать ради спасения бедной сироты-племянницы стоит гораздо больше, чем миллионы Ротшильда, потраченные на благотворительность. Стихотворение дает возможность показать цену настоящего милосердия и заботы о ближних.

Стихотворение в прозе «Нищий»

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Стихотворение вызывает у читателя чувства горечи, отчаяния, тоски. Автор добивается этого средствами художественной выразительности .

В описании старика преобладают эпитеты : нищий, дряхлый старик; воспаленные, слезливые глаза; посинелые губы; шершавые лохмотья; нечистые раны.

Страшная нищета старика передается метафорой : безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Чувства и переживания лирического героя передают эмоционально окрашенные глаголы :

стонал, вздрагивала, прошамкал, стиснул.

Можно сделать вывод, что ценность каждого стихотворения в прозе Тургенева в том, что они помогают нам заглянуть в душу автора, восхититься глубиной его внутреннего мира. Не случайно исследователь творчества Тургенева Л.П. Гроссман так сказал о сборнике «Стихотворения в прозе»: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. ).
  7. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  8. Словари. Литературные термины и понятия ().
  9. Иван Тургенев - Стихотворения в Прозе (Аудиокнига) ().

Домашнее задание

  1. Выучите определение жанра «стихотворение в прозе».
  2. Прочитайте стихотворение в прозе И.С. Тургенева (на выбор). Определите тему, идею произведения. Найдите средства художественной выразительности. Какую роль они играют в произведении?


В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные