Идейный замысел романа отцы и дети. Замысел и история создания романа «Отцы и дети. В чём смысл книги

Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева “Отцы и дети” подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление романа в печати вызвало невиданные еще в истории русской литературы ожесточенные споры. Причина этого – и сама напряженнейшая историческая эпоха, отразившаяся в романе, и замечательное умение писателя обнаружить в русской жизни зарождение новых социально-психологических типов,

Которые становились подлинным открытием для читателей.
Замысел романа был подсказан идейным расколом, который незадолго до этого произошел в “Современнике”. Тургенев не мог не запомнить слова Добролюбова о его предыдущем романе – “Накануне”: “.теперь каждый ждет, каждый надеется, И дети теперь подрастают, напитываясь надеждами и мечтами лучшего будущего, а не привязываясь насильно к трупу отжившего прошедшего”. И основой нового романа Тургенева стал конфликт между старым миром и демократической молодежью, представляющей новый мир, который только еще складывался в процессе отрицания всей прежней жизни.
Споры о романе были сосредоточены прежде всего вокруг Базарова. Критик “Современника” М. А. Антонович воспринял героя романа как клевету на молодое поколение, как “карикатуру”. Д. И. Писарев, напротив, восторженно принял Базарова как представителя разночинной интеллигенции. Решение сложной проблемы, связанной с истолкованием романа “Отцы и дети”, зависит в немалой степени от решения двух вопросов: насколько правдиво нарисован Тургеневым новый тип русской жизни, воплощенный им в Базарове, и каково авторское отношение к этому герою.

  1. В “Записках охотника” Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее...
  2. “Накануне” (1858). По словам самого автора, в основу его романа “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур. для того, чтобы дело подвинулось вперед”. Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало...
  3. Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. (Герасим – крепостной крестьянин, выписанный барыней из деревни и назначенный дворником в московском доме помещицы.) Качества русского народного характера, воплощенные в...
  4. Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто...
  5. Роман Тургенева “Отцы и дети” отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в...
  6. Сам И. С.Тургенев утверждал, что его Базаров – “лицо трагическое”. В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский...
  7. Ася – один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести – открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в...
  8. Романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” ярко отразился характер эпохи, изменения в русской общественной жизни, которые произошли в начале 60-х годов XIX века, когда на смену дворянской идеологии и...
  9. Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание,...
  10. Базаров Василий Иванович – отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего – драматизм этого движения. Василий Иванович отставной...
  11. Кирсанов Аркадий Николаевич – приятель Евгения Базарова и его ученик, представитель молодого поколения, стоящий в отличие от Базарова намного ближе к его среднему уровню. В его позиции прямое влияние эпохи...
  12. Любовь и дружба в жизни Базарова В судьбе и жизни каждого человека огромную роль играют близкие люди: родственники, друзья, любимый человек. Они поддерживают в трудную минуту, помогают советом, утешают в...
  13. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно – либеральной. Эти качества Тургенева –...
  14. Романы “Отцы и дети” Тургенева и “Что делать?” Чернышевского были написаны в одно время. Это была эпоха подъема разночинного движения, период действия. 60-е годы XIX века стали для России кризисными...
  15. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи....
  16. В романе “Отцы и дети” изображен конфликт главного героя с обществом. В образе главного героя перед нами выступает Базаров. Базаров – это революционный деятель того времени. Он называет себя нигилистом....
  17. Особенно важны в романе эпизоды развязки и эпилога. Эти эпизоды призваны связать общественное “дело” Лаврецкого с идеей нравственного самоотречения и окружить эту идею ореолом трагизма. Внезапный приезд жены Лаврецкого разбивает...

Отцы и дети Замысел романа «Отцы и дети» возник у И. С. Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над произведением продолжилась и в следующем году в Париже. Фигура главного героя настолько увлекла И. С. Тургенева, что он некоторое время вел от его лица дневник.

Своеобразие пейзажа в романе «Отцы и дети» По сравнению с другими романами И. С. Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами.

Отзывы читателей многоплановый и весьма жизненный роман о болезненном прохождении границы между юностью и зрелостью.

У Тургенева я все же больше люблю "Рудин", но в этой книге тоже удивительно много мыслей, которые тревожат разум. Эту книгу определенно стоит читать на этапе взросления и становления жизненных ценностей.

В школе мне очень нравился Базаров. Он казался мне таким романтичным, да простит мне персонаж этот самый романтизм. Непонятый, он отрицал признанные идеалы, был дерзким, смелым, умным. Я не могла не влюбиться в Базарова. :)

"Отцы и дети" - это очень интересный роман, ведь И. С. Тургенев углубляется в самое сокровенное - человеческие отношения. Тем можно выделить очень много: и настоящая любовь, и дружба, и "необычные" люди.

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И. С. Тургенева. Критик М. А. Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « "отцы и дети" одинаково правы и виноваты» .

Д. И. Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру» , хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

Роман « Отцы и дети» был начат И.С. Тургеневым в 1860 году на о. Уайте в Англии, а закончен в России в 1862 году. Весь творческий процесс создания этого произведения занял всего два года и проходил в Париже. Прототипом главного героя стал некий провинциальный врач, имя которого писатель не называет. Опубликован роман был в 1861 г. в журнале «Российский вестник».
Действие самого романа охватывает период с 1855 по 1861 гг., когда Россией позорно проиграна война с Турцией, происходит смена власти: на престол взошел Александр II, в чье правление проводятся различные реформы, в числе которых отмена крепостного права и реформа в области образования.
В романе показан рост авторитета образованных разночинцев-революционеров в обществе, и, наоборот, утрату аристократами своих социальных позиций. Писатель художественно изобразил в данном романе перелом общественного сознания России, при котором дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Базаров, являясь выразителем идей революционной демократии, противопоставлен в произведении братьям Кирсановым, лучшим представителям либерального дворянства.
В основе сюжета лежит острый социальный конфликт, идейная борьба мировоззрения Базарова с взглядами Кирсановых. Поколение 60-х годов XIX века противопоставляет себя старшему поколению - людям 40-х гг. того же века. Развитие капиталистических отношений, острая необходимость срочного разрешения крестьянского вопроса создало в стране предреволюционную ситуацию.
Новым героем эпохи в это переломный для России момент стал разночинец-демократ, представленный писателем в романе как сильная личность, энергичный, цельный человек, уверенный в своих взглядах и убеждениях, человек дела. Тургенев не выписал образ главного героя как положительного или отрицательного, не разделяя его взглядов, он просто объективно воспроизвел «нового человека» своей эпохи.
Кроме социального конфликта, в названии произведения отражен и вечный конфликт поколений, «отцов и детей», когда младшее поколение стремится к самостоятельности, отстаивает свои взгляды и стремится обособится от людей старшего поколения. Конфликт «отцов» и «детей» в идеологическом смысле отражен через образы Кирсановых и Базарова, а психологический конфликт показан через отношения младшего Кирсанова – Аркадия к представителям старшего поколения – отцу и дяде Кирсановых, Николаю Петровичу и Павлу Петровичу.
Роман «Отцы и дети» - это размышления автора о современных ему событиях, констатация исторических реалий того времени, мысли о судьбе старшего поколения, уходящего в прошлое, и тревога за будущее поколение просвещенных русских людей, которым предстоит жить в новую эпоху, в новом российском обществе.

Каков был замысел романа "Отцы и дети"? Как отразилась в нем общественно-политическая борьба 60-х годов XIX века? Совпали ли в данном случае замыслы писателя и объективное значение его произведения?

"Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса", - утверждал И. С. Тургенев. В Базарове ему рисовалась фигура незаурядная, титаническая, выросшая из народной почвы, но одинокая и потому обреченная на гибель. Основной конфликт романа автор замышлял как конфликт идеологий: умеренно-либеральной позиции "отцов" и крайне левых взглядов нигилистов (читай, революционеров, Замечает автор). Писатель хотел показать торжество демократизма над аристократией, но был уверен в поражении революционеров. Поэтому он категорически возражал против революционных выводов, сделанных Добролюбовым по прочтении "Отцов и детей", и порвал из-за этого с дорогим ему "Современником". Писатель, служивший "революции сердечным смыслом своих произведений" (из прокламации народовольцев), оказался неправ: объективное значение его романа переросло замысел, оказалось шире и убедительнее, чем предполагал Тургенев.

Каков основной конфликт в "Отцах и детях"? Показана в романе борьба двух поколений или двух идеологий? Кто из персонажей романа сразу приковывает к себе внимание, вызывает сочувствие? Кто может быть назван героем своего времени? Почему вы так думаете? Как выглядит в изображении Тургенева поколение "отцов" (братья Кирсановы , Василий Иванович Базаров)? Что вы думаете об их отношении к молодому поколению? Сочувствует им автор или презирает их? Какова сущность идейных споров между "отцами" и "детьми"? На чьей стороне Тургенев? Как вы полагаете, почему именно Павел Петрович Кирсанов стал главным противником Базарова? Что дает для характеристики каждого из них сцена дуэли? Каковы взгляды Базарова? Чем он вас привлекает (или отталкивает)? Почему Тургенев показывает его одиноким не только в стане "отцов", но и среди "детей"? Докажите, что Базаров - борец и мыслитель. В чем сущность базаровского нигилизма? Имеет ли он моральное право называть себя самоломанным?

У Базарова характер борца. Он никогда не отступает в спорах с идейными противниками, не меняет своих убеждений, выработанных чаще всего опытным путем. Его афоризмы, часто спорные, - результат большой мыслительной работы. Нигилизм Базарова - это не отрицание ради отрицания, а твердое убеждение в том, что "наука "вообще" не существует вовсе", что на все надо смотреть критически, проверять результаты своих исследований в лаборатории и т. д. Базаров уверен, что "каждый человек сам себя воспитать должен", и в пример приводит себя. Он вправе называть себя "самоломанным", потому что никогда не уступает своим слабостям, бесстрашно отстаивает то, что считает верным.

Как относится Базаров к своим родителям? Почему между ними не может быть духовной близости? Известно, что испытание любовью - трудный экзамен для тургеневских героев. Как раскрывается Базаров в любви? Как показывает Тургенев искренность и силу чувств своего героя? Достойна ли его любви Анна Сергеевна Одинцова? "Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг". Согласны ли вы с этим мнением Д. И. Писарева? Как вы полагаете, почему роман завершается картиной смерти Базарова? Как отвечает на этот вопрос Д. И. Писарев? Почему Тургенев назвал Базарова "лицом трагическим"? Какова роль пейзажа в "Отцах и детях"? Почему Аркадий принадлежит стану "отцов"?

Аркадий в эпилоге "сделался рьяным хозяином", его "ферма приносит значительный доход". Это говорит о том, что влияние

Каким образом раскрываются идейные взгляды героев в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева?

Базарова быстро исчезло - ведь Аркадий, несмотря на поиски общественного идеала вне дворянской идеологии, оставался "либеральным барином". Он хранитель традиций "отцов" не только в отношении культуры. Идейные взгляды героев И. С. Тургенева полнее всего раскрываются в спорах между Кирсановыми и Базаровым.

Опишите портрет Павла Петровича Кирсанова.

Павел Петрович Кирсанов - аристократ, что подчеркивается его красивыми белыми руками "с длинными розовыми ногтями", "английским сьютом, модными низенькими галстуками", "удивительными воротничками". Говорит он с подчеркнутой изысканной учтивостью, слегка наклоняя голову.

Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?

Нигилистическое отношение Базарова к любви разбивается его же чувством к Одинцовой. Впервые он осознает, что бессилен отказаться от любви в угоду разуму, что попадает в зависимость от женщины, чьи слова, взгляд, манеры вызывают в нем бурю неодолимых страстей. После поражения в любовном поединке Базаров теряет оптимизм, приходит к мрачным рассуждениям о ничтожности человека перед лицом вечности.

Как вы понимаете значение слова "нигилист"?

Понятие "нигилизм" И. С. Тургенев ввел в русский язык как обозначение системы взглядов "новых людей", вошедших в русскую общественную жизнь с конца 50-х годов XIX века. Нигилизм - это упрощенное, грубо материалистическое понимание жизни, при котором на первый план выдвигается разумное, опытное познание через естественные науки, отрицается религия, искусство, красота, мораль как бесполезные в обществе. "Мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем".

В чем слабость позиции Базарова?

Слабость позиции Базарова в тотальном отрицании всего, что выходит за рамки эмпирического познания: искусства, красоты природы, любви, религии. Сама жизнь разбивает его неприятие любви. Его материализм поверхностный и грубый, отождествляющий физиологию и нравственность ("у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены", значит, и "нравственные качества" у всех одни и те же). Базаров не имеет преданных сторонников, он одинок, следовательно, обречен.

Почему И. С. Тургенев заканчивает линию Базарова смертью героя?

И. С. Тургенев считал, что "русские Инсаровы" пришли, но не пришло их время. Базаров - преждевременный человек, не имеющий близкой социальной перспективы, потому он и должен был умереть.

Каков смысл названия романа "Отцы и дети" И. С. Тургенева?

Название имеет двойной смысл: противостояние двух общественных сил - либеральных дворян ("отцов") и демократов-разночинцев ("детей"); вечное противоречие поколений.

Какие детали портрета подчеркивают демократизм Базарова?

И. С. Тургенев во внешнем виде подчеркнул демократизм Базарова. Его лицо "длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум". Одевается он просто и подчеркнуто небрежно - в "длинный балахон с кистями", а руки у него "красные и обнаженные", никогда не носившие перчаток.

Как мы помним, в предыдущих двух романах Тургенев убеждает и себя, и читателя в том, что дворянство в России обречено тихо и бесславно уйти со сцены, поскольку на нем лежит великая вина перед народом. Поэтому даже лучшие представители дворянства обречены на личное несчастье и на неспособность что-либо совершить для Родины. Но вопрос остается открытым: где же взять героя-деятеля, способного провести в России кардинальные преобразования? В романе «Накануне» Тургенев попытался найти такого героя. Это не дворянин и не россиянин. Это болгарский студент Дмитрий Никанорович Инсаров, который колоссально отличается от предыдущих героев: Рудина и Лаврецкого.

Рис. 2. Елена и Инсаров (Ил. Г.Г. Филипповского) ()

Он никогда не будет жить за чужой счет, он решительный, действенный, не склонен к болтовне, говорит увлеченно только тогда, когда говорит о судьбе своей несчастной родины. Пока еще Инсаров студент, но цель его жизни - возглавить восстание против турецкого владычества. Казалось бы, найден идеальный герой, но это не совсем тот герой, потому что он болгарин и будет сражаться против врагов Болгарии. В самом конце романа, когда многие погибают, в том числе Инсаров и его возлюбленная Елена (рис. 2), некоторые герои размышляют, будут ли в России такие инсаровы.

Теперь обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети», написанному в период с 1860 по 1861 гг. (рис. 3).

Рис. 3. Титульный лист второго издания романа «Отцы и дети», 1880 год ()

В самом начале произведения мы видим вопрос одного из героев: «Что, Петр, не видать еще?» Разумеется, ситуация в романе вполне конкретная: Николай Петрович Кирсанов (рис. 4)

Рис. 4. Николай Петрович Кирсанов (Художник Д. Боровский) ()

ждет своего сына Аркашу, кандидата, только что окончившего университет. Но читатели понимают: продолжается поиск героя. « Никак нет-с, не видать» , - отвечает слуга. Затем снова следует тот же вопрос и такой же ответ. И вот мы на протяжении трех страниц ожидаем не просто Аркашу-кандидата, а героя, значительного, умного, деятельного. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным авторским приемом, который легко прочитывается. Наконец герой появляется. Вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, (рис. 5)

Рис. 5. Базаров (Художник Д. Боровский, 1980) ()

который отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. При первом же знакомстве мы узнаем, что Базаров нигилист. Напомним, что в первых трех романах Тургенев упорно ищет героя-деятеля, но новые выходцы из дворянского сословия и интеллигенции на эту роль не подошли. Не подошел на эту роль и Инсаров. Базаров, в свою очередь, также не совсем подходит, поскольку он не герой-деятель, а герой-разрушитель, который проповедует всестороннее разрушение.

«Нигилист - это от латинского слова nihil, ничего; это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»

Нигилизм Базарова впечатляет. Он отрицает Бога, поскольку он убежденный атеист, он отрицает все законы современной ему России, обычаи народа, к народу относится тоже нигилистически, поскольку убежден, что народ находится на низкой ступени развития и является объектом действия таких, как Базаров. Базаров скептически относится к искусству, не умеет ценить природу и ее красоту, для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров скептически относится и к дружбе. Его преданным, хотя и немного недалеким другом является Аркадий. Но как только Аркадий попытается поговорить с Базаровым о чем-то задушевном, Базаров обрывает его достаточно жестко: «Об одном прошу тебя: не говори красиво… » . Базаров любит родителей, но этой любви он скорее стыдится, потому что боится «рассыропиться», поэтому отталкивает и их. И, наконец, любовь, мир чувств. Базаров считает, что если от женщины можно добиться некоего толка, то нужно действовать, а если нет, то следует искать в другом месте. Он совершенно отрицает возможность загадочного взгляда: « Мы, физиологи, знаем […] анатомию глаза: откуда тут взяться […] загадочному взгляду? » Таким образом, нигилизм Базарова поражает своей масштабностью, он всеобъемлющ.

Современные исследователи указывают на то, что базаровский нигилизм не похож на реальные проявления нигилистов, современников Базарова, потому что нигилисты даже не узнали себя в этом портрете. Появились возмущенные отклики. Молодой критик Антонович (рис. 6)

Рис. 6. М.А. Антонович ()

даже написал статью «Асмодей нашего времени», Базаров показался ему мелким чертом. Нигилисты в жизни отрицали многое, но не всё. Тургенев возражал своим молодым оппонентам и говорил, что хотел изобразить фигуру во всей её масштабности. И действительно, Базаров - настолько значительная личность, что у него в романе нет ни друзей, ни врагов. Он трагически одинок. Можно ли серьезно говорить о его дружбе с Аркадием? Аркадий - человек добрый, приветливый, симпатичный, но он мелковат и не самостоятелен, он буквально светится отраженным светом Базарова. Однако, как только у него появляется более серьезный авторитет, молодая и решительная девушка Катя, (рис. 7)

Рис. 7. «Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя (Художник Д. Боровский, 1980 г.). ()

Аркадий уходит из-под влияния Базарова. Базаров, в свою очередь, видя это, сам обрывает их приятельские отношения.

Есть в романе два человека, Ситников и Кукшина, которые считают себя учениками Базарова. Это анекдотичные личности: глупые, следящие за модой, нигилизм для них - модное развлечение. Врагом Базарова можно считать Павла Петровича Кирсанова (рис. 8),

Рис. 8. Павел Петрович Кирсанов (Художник Е. Рудаков, 1946-1947 гг.) ()

он единственный человек, который возражает Базарову. Как мы помним, Николай Петрович не всегда согласен с Базаровым, но возражать боится, стесняется или не считает нужным. А Павел Петрович с первых минут почувствовал к Базарову резкую антипатию, и ссоры вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства (рис. 9).

Рис. 9. «Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем (Художник Д. Боровский) ()

Если не вникать в суть спора, то можно заметить, что Павел Петрович суетится, ругается, быстро переходит на гнев, в то время как Базаров спокоен и самоуверен. Но если вникнуть, то окажется, что Кирсанов не так уж и неправ. Он обвиняет Базарова в отрицании всего нравственного, а между тем народ консервативен, он живет этими принципами. Разве можно в стране, населенной огромным количеством безграмотных крепостных крестьян призывать к насильственным действиям? Не будет ли это гибелью для страны? Эти мысли вынашивал и сам Тургенев. Базаров же в ответ говорит вещи довольно странные: сначала мы хотели только критиковать, потом поняли, что критиковать бесполезно, нужно менять всю систему. Они приняли идею полного разрушения всего, что есть. Но кто же будет строить? Над этим Базаров пока не думает, его дело - разрушать. Именно в этом и заключается трагедия романа. Базаров, скорее всего, неправ. У нас уже есть исторический опыт: мы помним, какой катастрофой обернулись желания разрушать в 1905, 1917 гг.

Но сам Павел Петрович не может составить идеологическую конкуренцию Базарову, хотя бы потому, что он потратил свою жизнь впустую: он живет в деревне, исповедует принципы либерализма, аристократизма, но ничего не делает. Всю жизнь Кирсанов посвятил безумной любви к княгине Р. (рис. 10),

Рис. 10. Княгиня Р. (Художник И. Архипов) ()

которая умерла, а Павел Петрович затворился в деревне.

Как же сам Тургенев относился к нигилистически настроенной молодежи? Он был знаком с такими людьми, в которых его поражала некая неопрятность, их тип образованности, а главное - отношение к судьбе России. Тургенев был против революции, которая, как он считал, могла привести к катастрофе. Объективное отношение к такой молодежи, авторское несогласие с их позицией легло в основу образа Базарова.

Вот как сам Тургенев определяет замысел романа: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, сухостью, резкостью, то я как писатель не достиг своей цели». Т. е. герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Теперь посмотрим, есть ли динамика в образе Базарова. Вначале он абсолютно уверен в себе, он тотальный нигилист и сам себя полагает выше всех тех явлений, которые он отрицает. Но затем Тургенев ставит перед героем испытания, и вот как он их проходит. Первое испытание - любовью. Базаров не сразу понимает, что влюбился в Одинцову (рис. 11),

Рис. 11. Анна Сергеевна Одинцова (Художник Д. Боровский) ()

умную, красивую, глубоко значительную женщину. Герой не понимает, что с ним происходит: он теряет сон, аппетит, он беспокоен, бледен. Когда же Базаров осознает, что это любовь, но любовь, которой не суждено сбыться, то получает тяжелый удар. Таким образом, Базаров, который отрицал любовь, смеялся над Павлом Петровичем, сам оказался в подобной ситуации. И непоколебимая стена нигилизма начинает немного разрушаться. Внезапно Базаров ощущает всеобщую тоску, он не понимает, зачем хлопочет, отказывает себе во всем, живет строгой жизнью, лишая себя всяческих удовольствий. Он сомневается в смысле собственной деятельности, и эти сомнения разъедают его все больше и больше. Он удивлен беспечной жизни своих родителей, которые живут не задумываясь (рис. 12).

Рис. 12. Родители Базарова - Арина Власьевна и Василий Иванович (Художник Д. Боровский) ()

А Базаров ощущает, что его жизнь проходит, что его великие идеи превратятся в ничто и сам он бесследно исчезнет. Вот к чему приводит нигилизм Базарова.

У современных исследователей есть мнение, что не только студенты и разночинцы того времени послужили прототипом Базарова, но и в некоторой мере Л.Н. Толстой (рис. 13),

Рис. 13. Л.Н. Толстой ()

который в молодости был нигилистом, чем приводил Тургенева в бешенство. Но через 10 лет Толстой также испытает ужас от того, что жизнь конечна, а смерть неизбежна. В своем романе Тургенев словно предсказывает, до чего может довести нигилизм.

Таким образом, нигилизм Базарова проверки не выдерживает, первое же жизненное испытание начинает эту теорию разрушать. Второе испытание - это близость смерти. В тяжелейшем душевном состоянии Базаров живет у стариков-родителей, помогает отцу, и однажды они едут вскрывать тело крестьянина, умершего от тифа. Базаров наносит себе порез, йода не оказывается, и герой решает положиться на судьбу: будет заражение крови или нет. Когда Базаров узнает, что заражение произошло, то перед ним встает вопрос о смерти. Теперь мы видим, что как личность Базаров эту проверку выдерживает. Он не теряет мужества, не изменяет своим базовым убеждениям, но перед смертью оказывается более человечным, более мягким, чем раньше. Он знает, что если умрет без причастия, то это принесет страдания его родителям. И он договаривается: когда он потеряет сознание, пусть родители сделают так, как им кажется правильным. Перед смертью ему не стыдно проявить любовь и заботу к родителям, не стыдно признаться, что он любил Одинцову, не стыдно позвать ее и попрощаться с ней. Таким образом, если в начале романа перед нами был герой-нигилист, похожий на лермонтовского демона, то в конце произведения Базаров становится настоящим человеком. Его смерть напоминает уход шекспировского Гамлета, который также принимает ее мужественно.

Почему же Тургенев обрек на смерть своего героя? С одной стороны, как говорил Тургенев: «Там, где я пишу «нигилист», я имею в виду «революционер»». А не изображать революционера Тургенев мог и по причине цензуры, и по причине незнания этого круга людей. С другой стороны, сомнения, мучения и героическая смерть колоссально увеличивают в сознании читателя фигуру Базарова. Тургенев хотел сказать, что категорически не согласен с тем, что́ новое молодое поколение пытается предложить в качестве спасения своей стране. Но в то же время он отдает должное этим людям, которые обладают высокими духовными качествами, которые самоотверженны и готовы жизнь отдать за свои убеждения. Именно в этом проявилось высокое писательское мастерство Тургенева, его высокая духовная свобода.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Litra.ru ().
  2. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
  3. Turgenev.net.ru ().

Домашнее задание

  1. Раскройте отношение автора к Базарову.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Инсарова и Базарова
  3. * Проанализировав образы Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова, выведите идеальный образ нового героя-деятеля.


В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные