Искусство продавать: как устроена и на чём зарабатывает частная художественная галерея. Как открыть свою галерею Открыть картинную галерею

«Бывает, продаём в месяц пять картин, бывает - двадцать пять»

Елена Абрамова по образованию - искусствовед. Но в отличие от большинства своих коллег по цеху, она не работает в музее, не преподаёт в художественной школе и не делает научную карьеру в профильном вузе. У Елены гораздо более редкая и «штучная» профессия – она галерист. Больше десяти лет назад она открыла свою первую художественную галерею, которая год назад трансформировалась в проект, носящий её имя..

45 лет, галерист из Санкт-Петербурга, основатель . Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, магистратуру факультета свободных искусств СПбГУ. Свою первую галерею основала больше десяти лет назад. Проект Abramova Gallery запустила в 2018 году, в галерее выставляются и продаются произведения современных российских художников, графиков и скульпторов.


Как всё начиналось

Я окончила институт, который в Петербурге традиционно называют Академией художеств. Он готовит не только художников и скульпторов, но считается одним из лучших вузов по подготовке теоретиков искусства. Я училась на факультете истории и теории изобразительного искусства. Тогда я ещё точно не знала, как моя искусствоведческая специализация будет реализована в дальнейшем, но хотела разбираться именно в этой сфере.

После института была возможность преподавать или работать в музее. В то время я ещё не думала о том, что стану галеристом, хотя уже тогда была мечта организовать свой бизнес.

Позже я окончила магистратуру факультета свободных искусств СПбГУ по программе «Арт-критика и кураторские исследования» - так как хотела не только стать экспертом в области современного искусства, но и научиться создавать и реализовывать собственные кураторские проекты.

А ещё до поступления в институт я окончила единственное в мире золотошвейное училище в Торжке, на время переехав туда из Петербурга. Ручная работа мне очень нравилась, казалась романтичной, очень женской и изысканной. Именно золотым шитьём я долгое время зарабатывала на жизнь и учёбу. Эта первая моя специальность до сих пор откликается во мне как любовью к уединению, так и уважением к ручному труду, пониманием того, как сделано то или иное произведение. Конечно, есть большая разница между ремеслом и искусством, но всё же, когда понимаешь процесс ручной работы, это влияет на восприятие работы художников.

И во время учёбы в Академии художеств, и после её окончания я работала. В один из периодов – секретарём Художественного совета по народным промыслам, занималась организацией выставок декоративно-прикладного и народного искусства в России и за рубежом. Эта работа мне очень много дала, научила общению как с творческими, так и с деловыми людьми. И практически всегда - параллельно с основной работой, на которой я была наёмным сотрудником - у меня было своё дело: небольшое швейное или вышивальное производство с двумя-тремя мастерами.

Галерея имени себя

Однажды крупный банк поручил мне подбор корпоративной коллекции – и после этого сформировалась моя репутация как галериста, появилось доверие в отношениях с художниками. Именно этот проект помог мне войти в арт-рынок и реализовать мечту о собственном бизнесе.

Но как только я решилась, грянул кризис 2008 года, и обстоятельства стали очень сложными. Когда у тебя нет тыла и финансовой подушки безопасности, а ты начинаешь бизнес с нуля – это непросто. С другой стороны, если бы у меня не было такой критической ситуации, может, я бы на этот шаг и не решилась. С одной стороны, это риск, а с другой – когда отступать некуда, у тебя нет права не смочь.

Первая галерея, которую я организовала в Петербурге, называлась «ДекАрт». Она просуществовала 10 лет и была достаточно успешной. Прошло время, и я решила развиваться дальше как Abramova Gallery.

Когда я выбирала новое название для галереи, несколько моих постоянных клиентов рекомендовали дать галерее своё имя. Потому что я – эксперт, лицо компании, и они идут ко мне лично за решением своих задач. Я поменяла не только название, но и концепцию, и локацию галереи.

В начале прошлого года я услышала, что в Петербурге открывается центр дизайна «Артплей» - и поняла, что именно здесь я бы хотела продолжить своё развитие. Это многофункциональный центр, здесь всё связано с дизайном интерьера: сюда приходят заказывать дизайн-проекты, выбирать отделочные материалы, мебель, свет… Это центр притяжения людей, которые осмысленно относятся к пространству, в котором живут, и хотят окружать себя предметами, которые бы делали это пространство уникальным.


На начальном этапе в создание уникального пространства галереи, ремонт и аренду я вложила не только собственные средства, но и привлекла заёмные. Конечно, переезд, ремонт нового помещения, оплата аренды двух локаций параллельно на время ремонта потребовали много вложений. За время работы нового пространства я ещё не смогла вернуть те средства, которые вложила, но, надеюсь, что за два-три года проект окупит себя и начнёт приносить прибыль.

В поисках новых им ён

Основная специализация Abramova Gallery - подбор предметов искусства для частных и корпоративных коллекций, интерьеров и деловых подарков. Наш главный интерес – современное российское искусство, у нас представлены живопись, скульптура и графика.

В начале своей деятельности я ориентировалась на петербургских художников, но сейчас мне стало интересно работать и с художниками из других городов. В течение двух лет, предшествующих открытию Abramova Gallery, я ездила по России, искала художников, чтобы сформировать лицо галереи. Раз в полтора-два месяца мы проводим выставки, часто привозим и показываем в Санкт-Петербурге новые имена.

В галерее два больших помещения: одно для выставочных проектов, другое –шоу-рум, в котором собраны работы всех художников, скульпторов, графиков, с которыми мы сотрудничаем, это около 50 авторов.

Я очень тщательно продумывала и планировала интерьер, чтобы работы были в сохранности, чтобы к ним был удобный доступ, чтобы они не мешали друг другу. Сейчас галерея выглядит именно так, как мне всегда хотелось.

Активизировать спрос

В Петербурге много художественных салонов, а галерей современного искусства мало. В чём их отличие - художественный салон продает всё, на чём может заработать. Это может быть не только живопись, а декоративно-прикладное искусство, сувениры, поделки. У салона чаще всего нет никакой специальной концепции – это магазин по продаже художественных произведений.

У художественной галереи есть своё направление и концепция развития: свой круг художников, план их выставок, выпуск искусствоведческих статей и каталогов. Многие галереи имеют свою коллекцию произведений, участвуют в профессиональных событиях в сфере искусства, являются экспертами арт-рынка.

Основная задача - не справиться с конкуренцией, а активизировать спрос. У нас есть очень обеспеченные люди, которые легко могут позволить себе купить картину и целые коллекции, но они либо ориентированы на антиквариат, либо вообще не интересуются искусством.

Очень невелик процент людей, которые готовы вкладывать деньги в современное искусство и у которых в жизни искусство занимает хоть какое-то место. Большинство даже не представляет, что можно прийти в галерею и купить работу художника, который есть в музейных собраниях Эрмитажа, Русского музея, Манежа. Люди удивляются, видя музейные каталоги в галерее и аналогичные работы на стенах. Это то, во что, безусловно, стоит вкладываться, потому что это и инвестиция, и эмоциональный капитал.

Поэтому, когда меня спрашивают про инвестиции в искусство, я делаю акцент не только на деньги, но и на эмоции, на создание среды, в которой ты живёшь. То, как искусство влияет на человека, не менее ценно, чем прибыль, которую можно получить, хотя она тоже будет при правильном выборе произведения искусства.

Что продавать

Для галериста существует две основных проблемы - что продавать и кому продавать. Нужно сформировать свой пул художников, который бы отличался от пула других галерей, воплощал мои эстетические воззрения, моё отношение к искусству. И, естественно, нужен круг клиентов, которые были бы с галереей на одной волне.

Мне нравятся художники, которые существуют в русле изобразительной традиции. Когда мы смотрим на картину и чувствуем состояние, в котором художник её писал, с ним резонируем, картина раскрывается для нас новыми гранями и её эмоциональный заряд не иссякает. Это такие многослойные, многозначные произведения, которые не надоедают и не устаревают. Чаще всего, это художники, которые продолжают традиции модернистской живописи, но в них есть и новизна, и поиск, и откровение, и уникальность.

По какому принципу я выбираю художников для своей галереи? По любви: смотрю на работы и чувствую с ними резонанс, тонкое совпадение, желание познакомиться с их создателем лично... Вот так всё и начинается.

Вообще это сложный вопрос и, можно сказать, больной. Художников у нас много, но действительно хороших – единицы, как и профессионалов в других областях. У многих сейчас к искусству дизайнерский подход. Хотят пятно на стену, очередное украшение для интерьера подобрать. Я же к искусству отношусь как к части духовной жизни человечества в высшем смысле этого слова.

Кому продавать

У галереи три основных направления работы - мы формируем частные и корпоративные коллекции, подбираем искусство в интерьер и для деловых подарков. Отсюда и категории клиентов: частные коллекционеры; компании, которые формируют корпоративные коллекции; дизайнеры или частные заказчики, которые подбирают искусство для своих интерьеров; топ-менеджеры крупных компаний, которым нужны индивидуальные дорогие подарки для своих партнёров.

Если говорить о корпоративных клиентах, это крупный бизнес - банки, производственные и нефтегазовые компании. Если о частных лицах – это предприниматели и топ-менеджеры с доходом от 500 000 в месяц.

Корпоративных клиентов, клиентов, к сожалению, не много. Сейчас не самое лучшее время для бизнеса, поэтому все непрофильные направления сокращаются. Но те компании, которые остались верны своим художественным интересам – самые преданные любители искусства – по-прежнему с нами.

Коллекции пополняются нечасто – тут даже не в регулярности дело. Бывает, что нужно подобрать работу к уже имеющейся коллекции, чтобы она гармонично сочеталась с ней. Когда появится такое произведение – сложно сказать, но процесс подбора, поиска, предложения – идёт непрерывно.

Как мы ищем клиентов? Я стараюсь постоянно расширять круг знакомств, посещать культурные и деловые мероприятия, выставки, лекции. Мы организуем мероприятия и у себя в галерее, сотрудничаем с коллекционерами, искусствоведами, дизайнерами, журналистами.

Как и в большинстве сфер бизнеса, важный источник новых клиентов – рекомендации уже существующих, которые за годы сотрудничества стали друзьями. Случайных встреч почти не бывает. В большинстве случаев новый человек становится постоянным клиентом. На данный момент таких клиентов у нас около 300.

Для продвижения используем стандартный набор: сайт , социальные сети.

Как вс ё работает

Я беру работы у художников на реализацию по договору комиссии и получаю проценты с продажи. В мою работу входит продвижение художника, организация персональной или коллективной выставки, проведение экскурсий, лекций, освещение в СМИ.

Как устанавливается цена на картину? Художник, будучи студентом, оценивает свою работу плюс-минус по себестоимости: складывает цену кистей, красок и куска хлеба, чтобы не голодать, пока он эту картину пишет. Если он написал 10 работ и все их продал в течение года, то цена повышается на 10-20%. Если опять всё купили – опять повышается. Таким образом цена растёт до того момента, пока работы не начнут скапливаться. С этого момента цена замораживается на какое-то время.

На стоимость, естественно, влияет техника, в которой выполнены работы - холст-масло, графика… Есть ещё такой важный фактор, как музейные коллекции. Если у художника картину покупает музей, то цена на него может вырасти в несколько раз, так как это подтверждение его значимости для развития искусства.


Конечно, у нас нет арт-рынка в западном понимании, но всё равно есть общее представление – этот художник стоит 50 тысяч, этот 500 тысяч, а этот ­– миллион. Так что рынок всё равно есть, и его профессиональные участники в нём ориентируются.

Критерий цены на работы того или иного художника существует, так как мы работаем с известными авторами. В разных городах и в разных странах цены на их работы примерно одинаковы, это правило диктует формирующийся в России, но уже давно существующий в других странах арт-рынок. Галереи избегают сотрудничества с теми художниками, которые это правило не соблюдают.

Цены на работы у нас фиксированные, но бывают скидки. Чаще всего это происходит по инициативе автора произведения: нужны деньги на новый проект, например. Как правило, это 10%, не более, и при условии, что сразу покупается много работ. Но, честно говоря, предугадать, как быстро купят работу практически невозможно: часто бывает, что и работа замечательная, и цена адекватная, а она висит и висит. И пока до галереи дойдёт человек, который захочет стать её владельцем – неизвестно.

Иногда бывает всё то же самое, но работа не провисит и часа. Даже не успели на стену разместить – её уже купили. Это вопрос случая и стечения обстоятельств, везения. Я стараюсь формировать этот случай, конечно, знаю, кому предложить ту или иную работу, и кому она подойдёт. Но если я не продаю работу сразу же, она может остаться в галерее на несколько месяцев. Бывает, галерея продаёт в месяц пять картин, бывает - двадцать пять.

Маржинальность этого бизнеса достаточно высока, но при условии, если не вкладывать деньги в развитие и не платить аренду. Но это не наш метод.

Творчество плюс маркетинг

Одна из самых интересных и ответственных вещей в моей работе – организация выставок. Это большая творческая работа, куда входит выбор художника/художников, создание концепции, подготовка текстов, подбор работ, создание экспозиции, приглашение гостей и организация вернисажа.

Это возможность для художника посмотреть на свои произведения со стороны, в новом свете, а для галереи – показать своего автора максимально большому количеству зрителей, привлечь к нему дополнительное внимание, а также способ продвижения себя в информационном пространстве.

На языке бизнеса выставки – маркетинговый инструмент, на который мы, конечно, тратим деньги, но благодаря им повышается узнаваемость художника, следовательно, растут продажи его работ.

Я планирую развивать и новые направления: продвигать российских художников не только в Санкт-Петербурге, но и в мире, представлять у себя проекты из других стран.

Всё сама

Конечно, как и любой начинающий новое дело предприниматель, я совершила ряд ошибок. Основная моя ошибка не финансовая, а организационная: я долгое время не нанимала в галерею сотрудников. Работала одна, плюс у меня была «на подхвате» помощница – студентка без опыта работы.

Все вопросы приходилось решать самостоятельно: я сама вела все проекты, отвечала на звонки, работала с клиентами. Я всё время держала руку на пульсе и боялась, что если сама чего-то не сделаю, всё рухнет. В итоге в какой-то момент у меня началось профессиональное выгорание, проблемы со здоровьем и т.д.

Сейчас я поняла, как важно делегировать полномочия, что никакая деятельность, даже самая интересная, вдохновляющая и развивающая, не должна становиться единственной в жизни, поглощать человека полностью.

В новой галерее я наняла профессионального сотрудника для постоянной работы, привлекаю специалистов на временные проекты. Сейчас в штате Abramova Gallery работают два человека - арт-менеджер и бухгалтер. На аутсорсинге обычно фотограф и дизайнер. На выставочные проекты привлекаю кураторов и консультантов.

Время для себя

Галерея работает с полудня и до позднего вечера. Утро – это моё личное время, которое использую для собственного восстановления и развития: медитирую, читаю, занимаюсь спортом.

Моя работа довольно затратна в энергетическом плане. Когда ко мне приходит посетитель, мне хочется дать ему именно то, за чем люди приходят в музеи, театры и галереи: заряд энергии, поток новых чувств, погружение в мир искусства. Это требует определённого настроя, умения управлять собой и своим состоянием. Для меня очень важно находить время для себя, не быть рабом галереи.

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова - вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская - юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно - нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», - поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство - как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», - объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи - продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе - те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», - поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий - от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», - признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры - он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», - поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, - поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них - более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», - рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL - еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», - рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника . От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему - его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи - московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное - усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, - поясняет Степанова. - Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро - задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.

Художественные галереи в определенной степени похожи на малые предприятия. В большинстве случаев цель галереи - продавать искусство и держать галерею в бизнесе.

Однако это одно дело, когда клиент не возражает против роста цен. Это хорошая новость для коллекционера, когда цены на произведение художника возрастают, так как это означает, что произведение искусства становится более ценным на арт-рынке.

Чтобы открыть художественную галерею, вам понадобятся несколько вещей в начале:

  • Вам понадобятся потенциальные коллекционеры, если это коммерческая галерея
  • Конюшня художников
  • Страсть как для искусства, так и для бизнеса
  • Последовательное видение вашего бренда
  • Как и любой начинающий малый бизнес, разработайте бизнес-план
  • Сайт галереи в отличном месте
  • Достаточный капитал для покрытия нескольких месяцев работы затраты
  • Упорство и терпение

Коллекционеры произведений искусства

Как и при запуске любого малого бизнеса, сначала вы должны знать свой рынок. Многие владельцы галерей начали сначала список потенциальных клиентов. Знание нескольких людей, которых вы можете продавать, поможет вам разобраться с вашим бизнесом.

По мере развития хороших отношений с вашими коллекционерами они познакомят вас с друзьями и коллегами, и это поможет вам создать свою художественную галерею. Поскольку слово из уст растет, так будет и ваше дело.

Если ваша галерея не является коммерческой, а скорее экспериментальной витриной, вам понадобятся альтернативные источники финансирования, такие как художественные гранты.

Артисты

Мир искусства не существовал бы, если бы не художники. Чтобы открыть успешную художественную галерею, вам нужно будет начать с сильного списка художников.

Поскольку искусство очень субъективно, значительная часть вашего отбора основана на личном вкусе и интуиции. Некоторые галереи выбрали своих художников по расположению, теме, стилю или тенденции, чтобы назвать несколько.

Например, в некоторых галереях будут показаны только пейзажные картины или выставляются художники, которые живут в одном городе.

Возможности бесконечны. Однако ключ к успеху - это знание того, что у вас есть конкретные коллекционеры (индивидуальные или корпоративные), на которые вы можете продавать произведения искусства.

Искусство и бизнес-ноу-хау

Кроме того, чтобы быть хорошо осведомленным в управлении малым бизнесом, необходимо также увлечься искусством. Тесный продавец вряд ли успешен в продажах.

Если вы только начинаете, посетите столько художественных галерей, сколько сможете, и поговорите с директорами галереи и продавцом. Еще лучше, сначала позанимайтесь в художественной галерее, чтобы получить из первых рук опыт работы галереи. По мере того, как вы приобретаете необходимые знания для запуска успешной галереи, у вас будет уверенность в создании вашей собственной галереи.

Местоположение

Как и в любом бизнесе, местоположение является ключевым. Если ваша галерея находится в популярной туристической зоне с интенсивной торговлей, у вас будут большие возможности продать работу местных художников. Если ваша галерея находится в арт-центре, то у вас больше шансов привлечь внимание искусства мира cognoscenti.

Некоторые владельцы галерей могут даже отказаться от фактического сайта и поддерживать виртуальную галерею в Интернете.

Капитал

Каждому бизнесу нужны стартовые деньги. Первоначальные затраты включают аренду помещений, необходимое оборудование для ведения бизнеса и экспонирование искусства, найм персонала и другие факторы, которые следует учитывать, включая ежемесячные эксплуатационные расходы.

Сеть

Слово, используемое в мире искусства, является «schmooze» и означает «сеть». Художники, критики, арт-дилеры все должны наладить связи и расширить свои художественные сети.

Посещение галереи и открытие музеев обязательно. Посещение арт-ярмарок и биеннале во время предварительного просмотра презервативов - это окончательное время для общения. У вас есть визитные карточки, каталоги художников и открытки, готовые к раздаче, когда вы ходите по шее. "

Когда один из ваших художников находится на выставке, обязательно рядом с художественными работами, чтобы предоставить дополнительную информацию и организовать посещение студии с этими потенциальными контактами.

Поддержание хороших отношений с искусствоведами, которые могут писать о ваших художниках, также является хорошим способом вызвать интерес к вашей галерее. Поэтому будьте уверены, что вы можете предоставить достаточный текст и изображения критику или журналиста.

Упорство и терпение

Запуск галереи в большинстве случаев требует определенного периода времени, поэтому терпеливость является ключом к построению устойчивого бизнеса.

-> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина

Как открыть галерею или художественный салон

Открытие художественной галереи или художественного салона - это весьма удачная и достаточно прибыльная идея для собственного бизнеса.

Что следует знать и учитывать открывая собственную галерею или художественный салон? Существует несколько весьма простых и логичных правил создания подобного бизнеса.

1. Для организации необходимо иметь достаточно просторное помещение, которое должно соответствовать требованиями предъявляемым к подобного рода заведениям. Следует учитывать как технические, так и определенные художественно-эстетические требования. Обязательно следует сделать ремонт, тщательно продумать дополнительное освещение и другие подобные мелочи.

Безусловно, хорошо, если галерея будет находиться в центре города, где приток посетителей гарантирован, размещение же художественной галереи или салона в спальном районе - это всегда риск.

2. Общая площадь помещения для организации художественного салона или галереи обычно не менее 200 кв. метров. Из них примерно 20 кв. метров займет офис, выставочный зал – от 80 кв. метров, помещение для хранения работ (запасник) это еще около 50 кв. метров, а оставшиеся 50 кв. метров сьедят подсобки и прочие технические помещения. В принципе, бывают галереи и меньших размеров, обходящиеся без запасников и офиса, при планировании таких мини-салонов очень важно правильно распределить имеющиеся небольшое пространство.

3. Шаг следующий - подбор персонала и сотрудников. Здесь главное, чтобы они хорошо разбирались в искусстве, были общительными, коммуникабельными, активными.

Обычно в штате более-менее серьезного художественного салона или галереи работают галерист, куратор, руководитель, консультант, экспозиционер. Галерист создает внешний вид галереи, отвечает за ее имидж, выбирает направление работы, сотрудничает с художниками. Куратор занимается организацией и проведением выставок, он – инициатор всех этих процессов. Естественно, данный специалист должен иметь художественное образование.

Экспозиционер занимается подбором наиболее подходящего места для каждой работы, грамотно и правильно оформляет экспозицию . Задача консультана - общение с потенциальными клиентами.

Штат сотрудников может быть уменьшен или наооборот увеличен, в зависимости от условий и специфики деятельности конкретного салона или галереи.

4. Для того, чтобы открыть художественный салон или галерею какие-либо специальные разрешительные документы не требуются, понадобятся только общепринятые бумаги.

5. Как и в любом другом бизнесе, затевая открытие художественной галереи, следует подумать и о стартовом капитале. Если вы уже располагаете помещением под будущий художественный салон , то можно первое время обойтись суммой порядка 5 - 7 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам в первый месяц работы, собственно оснащение и открытие галереи, печать буклетов о предстоящих выставках.

Если же помещения, как это обычно бывает, нет - потребуется арендовать подходящие площади. Но аренда в центре города – это очень недешевое удовольствие. Впрочем, если найти спонсора или открыть галерею совместно с местными властями, то это обойдется гораздо дешевле.

Можно подключить галерею к уже имеющемуся у вас бизнесу. К примеру, можно организовывать выставки в работающем магазине по выходным. Кстати, это будет очень хорошей рекламой.

6. Очень важный пункт - выбор художников и их работ. Следует определиться с направлением, технологиями (живопись, скульптура, графика, фотография, видео-, медиаарт, инсталляция) и предпочтительным кругом авторов.

Здесь следует опираться на несколько факторов: ваши собственные предпочтения, популярность в обществе, спрос. Помогает изучение бизнес-обзоров, мнения квалифицированных специалистов-экспертов, которые оценивают работы того или иного художника и дают им характеристику.

О художнике можно судить по мероприятиям, в которых он принимал участие, где выставлялся, в каком музее современного искусства уже имеются его работы. Очень важно выбирать хорошие работы для галереи , ведь ее оценивают по уровню не самого сильного, а самого слабого из авторов. Такова специфика этого бизнеса.

7. Открывая галерею следует позаботиться о страховке, а также об общей организации безопасности и охраны. Эти статьи расходов могут значительно удорожить начальную смету.

8. Прибыль можно получать не только от продажи картин и других выставленных в салоне или галерее предметов. Небольшая плата за вход в галерею вряд ли отпугнет ценителей искусства, зато отсечет лишний «нецелевой» контингент. Можно также брать символическую плату с художников, которые хотят сделать выставку своих работ.

Итак, подведем итоги.

Открытие художественного салона или галереи - это хорошая бизнес идея, которая позволяет получить прибыль, выставляя свои (если вы автор или коллекционер) и чужие работы на продажу.

Возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут возникнуть, если бизнес не будет продуман до мелочей, если не будет стартового капитала и необходимого помещения. Впрочем, всего предугадать невозможно и некоторые огрехи, как это часто бывает, придется устранять уже в процессе работы. И все-таки, все организационные вопросы очень важно решить заранее с тем, чтобы открытие галереи прошло на ура.

Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г, тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

Вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г. начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое - большое и недорогое помещение, второе - идеи будущих выставок, третье - база данных о художниках и их работах, четвертое - компетентные единомышленники.

Как открыть галерею: кадры

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист - руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое - нет. С какими авторами ему работать, с какими - нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции - это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.

Как открыть галерею: документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Как открыть галерею: работы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях - инсталляция, медиа- и видеоарт.

У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника - участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых - оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение - 20%. Так формируется внутренний рейтинг.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал - 50-80 кв.м, офис - 15-20 кв.м, помещение для хранения работ - 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) - 50 кв.м.

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью - организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

По материалам газеты Бизнес

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для справки: рынок витражей подразделяется отчётливо на два рынка: рынок настоящих высокохудожественных изделий из цветного стекла, которые изготавливаются мастерами по старым “классическим” и “м...

Большинство родителей детей старшего дошкольного возраста работают с утра и до вечера, поэтому внимание своим детям они могут уделять только на выходных (хотя нередко даже на это у них не остается сил...

Как заработать 500 тыс. рублей в летний сезон? Купить надувной батут и установить его в людном месте. С такой задачей может справиться даже предприниматель без опыта.

Многие задаются вопросом, как студенту начать свое дело. В этой статье мы собрали 14 идей для предпринимателей, которые еще получают образование.

“Ищите новую нишу”, “неуклонно следуйте своей цели”, делайте “минимум усилий и достигайте максимум результата” - в этой статьей не об этом. Пол Грэхем опровергает классические постулаты успеха.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные