Использование игровых технологий на уроках английского языка. Лексические игры

Лексические игры на уроках английского языка для учащихся начальной школы.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Для игры понадобится мяч.

В а р и а н т I . Игроки выстраиваются на некотором расстоянии от водящего. Водящий по очереди бросает мяч каждому игроку, называя при этом нечто съедобное или несъедобное. Если предмет съедобный, игрок должен поймать мяч и сделать шаг вперед, а если несъедобный – игрок мяч не ловит и тоже делает шаг. Если игроки ошибаются, они остаются на месте. Побеждает тот, кто первым доходит до водящего.

В а р и а н т II . Игроки стоят, выстроившись в линию. Когда учителем называется нечто съедобное, игрок ловит мяч и переводит слово. Если игрок все сделал правильно, он остается в игре, если неправильно – выбывает из игры).

Игра «Relay»

Игра проводится по всей изученной лексике данной темы.

Разделить доску на две половины и на каждой стороне написать в столбик изученные лексические единицы (набор слов одинаковый, а последовательность разная).

Разделить класс учащихся на две команды. Для каждой команды предназначена своя половина доски. Участники по очереди подходят к доске и пишут соответствующий русский вариант напротив каждого английского слова. Если один из участников заметил ошибку, то он может израсходовать свой подход к доске на исправление этой ошибки, но тогда другое слово написать не сможет.

Побеждает та команда, которая первой правильно справилась с заданием.

В данной игре можно использовать следующие лексические единицы: bread, butter, milk, sugar, honey, meat, fish, porridge, sweets, cabbage, carrot, cheese, tea, coffee, soup, sausage, banana, lemon, juice, hungry.

Игра «Concentration».

На доске:

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

В Вашей тетради:

1

carrot 2

сахар 3

juice 4

голодный 5

butter

6

porridge 7

суп 8

сыр 9

honey 10

морковь

11

сок 12

sugar 13

каша 14

sausage 15

сливочное масло

16

hungry 17

мед 18

soup 19

колбаса 20

cheese

Разделите группу ребят на 2 команды. Поскольку данная игра развивает память и воображение, то игрокам нельзя ничего записывать в ходе игры. Задача команд – найти соответствия русских и английских слов. Дети в командах могут совещаться, но Вы принимаете ответ только в порядке очереди.

П р и м е ч а н и е. Слова можно только произносить, ребята воспринимают их на слух.

Игра «Merry-go-round»

Данная игра проводится в конце учебного года и является своего рода повторением всего изученного материала за учебный год. Она представляет собой игру по станциям. Если в педагогическом коллективе недостаточно учителей английского языка, то можно задействовать старшеклассников, которые контролируют выполнение заданий на станциях. Игра пройдет интереснее, если ее провести между параллельными классами (желательно не менее четырех команд). Каждая команда выбирает командира. Станции располагаются в разных кабинетах. Старт дается одновременно в одном месте, где командиры получают маршрутный лист для своей команды (маршрутные листы охватывают все станции, но в разной последовательности). Финишируют команды также в одном месте. На каждой станции команды получают баллы. На финише учитывается время прибытия команды и количество заработанных баллов.

Предлагаются следующие станции.

Станция «Азбучный тир»

Напишите маркером на отдельных листах картона буквы и в углу каждого листа проставьте число очков, соответствующих данной букве:

a=2, b=1, c=1, d=3, e=5, f=2, g=2, h=2, i=4, j=4, k=3, l=3, m=1, n=2, o=2, p=2, q=10, r=3, s=3, t=2, u=10, v=10, w=8, x=10, y=10, z=10.

Развесьте листки на стене по 6 в 1-м и 3-м рядах, по 7 во 2-м и 4-м рядах.

Игрок берет поролоновый мяч, подходит к линии и бросает, стараясь попасть в определенную букву, после чего должен назвать слово, начинающееся на эту букву. Затем этот игрок становится за последним игроком.

Результат каждого участника игры записывается. В конце суммируются баллы всех игроков команды и записываются в маршрутный лист.

Станция «Find the stranger»

Необходимо из каждой группы слов вычеркнуть лишнее слово и объяснить, по какому принципу совершен отбор. За каждую группу слов команда получает один балл.

cheese

coffee

hungry

soup

sausage

juice

coffee

tea butter

fish

milk

porridge

timid

kind

man

sad grey

nose

hair

ear dirty

clean

slim

red

white

black

light

blue

song

violin

drum

piano bicycle

ride

ski

skip

football

basketball

chess

volleyball

climb

dance

nice

run big

high

low

pet

pet

forest

garden

zoo

dog

mouse

cock

cat

Результат записывается в маршрутный лист.

Станция «Алфавит в картинках»

Надо взять первую букву из каждого слова, изображенного на картинке, и тогда получится английский алфавит. Но какие-то 8 букв оказались пропущенными. Какие это буквы?

На доске висят картинки с изображением: apple, crocodile, duck, elephant, frog, giraffe, horse, kitten, lion, monkey, nine, one, red, seven, tiger, white, yellow, zebra.

П р и м е ч а н и е. Пропущены следующие буквы: b, i, j, p, q, u, v, x.

Станция «Animals»

На данной станции можно использовать как игрушки, так и картинки с изображением животных. Игроки одной команды вытягивают 5 игрушек или картинок разных животных и описывают их. Количество баллов подсчитывается по количеству правильно сказанных предложений.

Станция «Crossword»

Игрокам предлагается кроссворд по теме «Животные».

Рисунки животных, названия которых должны быть вписаны в кроссворд: cow, horse, pig, cat, hen, sheep, camel.

5

6

2

1 3

4

Key:

A c r o s s:

1. Horse.

4. Pig.

6. Cat.

D o w n:

1. Hen.

2. Cow.

3. Sheep.

5. Camel.

Количество баллов, заработанных на данной станции, складывается из количества правильно вписанных слов.

Станция «Colours»

На данной станции игроки должны вспомнить все изученные стишки и песенки по теме «Цвета». Количество баллов соответствует количеству рассказанных стихов и песен.

Станция «Numbers»

English arithmetic.

Addition:

1. Three plus five is ... .

2. Five plus two is ... .

3. Eight plus two is ... .

4. Three plus six is ... .

5. Four plus one is ... .

6. Two plus one is ... .

One A Four O

Ten I Five N

Two L Nine E

Eight F Three D

Seven R Six T

The secret word is

1 2 3 4 5 6

Subtraction:

1. Nine minus four is ... .

2. Ten minus three is ... .

3. Six minus one is ... .

4. Seven minus six is ... .

5. Eight minus two is ... .

6. Seven minus three is ... .

7. Ten minus two is ... .

8. Five minus three is ... .

Five E One P

Eight N Four A

Two T Nine I

Six H Seven L

Three O Ten S

The secret word:

1 2 3 4 5 6 7 8

Образец маршрутного листа:

Судья на каждой станции также фиксирует результаты каждой команды. Поскольку станций 7, команд 4, легко составить маршрутные листы таким образом, что команды не будут сталкиваться.

ЗНАКОМСТВО

Игра «Concentration»

На доске нарисуйте сетку, состоящую из 20 квадратов. Пронумеруйте их. В своей тетради нарисуйте такую же сетку и впишите в нее 10 пар слов (русское слово – английское слово).

На доске:

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

В Вашей тетради:

1

a dog 2

медведь 3

an owl 4

a camel 5

лев

6

петух 7

a tiger 8

собака 9

an elephant 10

сова

11

a lion 12

слон 13

a cat 14

верблюд 15

a crocodile

16

крокодил 17

a bear 18

тигр 19

кошка 20

a cock

Команды по очереди называют по две цифры, и в случае угаданной пары они получают очко и право очередного хода. Когда команды называют пары цифр, Вы записываете слова в квадраты. Если пара совпала, Вы ее оставляете, а если нет, то стираете.

Побеждает команда, открывшая большее количество парных слов.

П р и м е ч а н и е. Слова можно только произносить на слух. Данную игру можно проводить на соответствие букв и звуков.

Игра «Name Circle»

Данная игра хорошо отрабатывает фразы:

«My name is ...», «I am ...».

Все участники игры садятся в круг. Учитель начинает игру с фразы «My name is ...» (или «I am ...»). Ученик, стоящий слева, продолжает: «Her name is ... My name is ...». Таким образом, каждый участник игры, стоящий в кругу, называет всех предыдущих и себя. Те игроки, чьи имена забыли, должны встать. Они могут сесть, когда их имена правильно назовут. Данную игру можно провести, используя игрушки.

П р и м е ч а н и е. Для старших учеников данную игру можно провести, используя наиболее сложные конструкции «The girl with the green pullover is Kate».

Игра «Twenty Questions»

Учитель прикрепляет каждому участнику игры на спину картинку с изображением животного.

Игроки перемещаются по классу и задают друг другу общий вопрос: «Am I a bear ....?», пока не отгадают, изображение какого животного у них на спине (игроки могут отвечать: «I don"t know»).

Игра «Цифры»

Ц е л ь: повторение количественных числительных.

Образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

МОЯ СЕМЬЯ

Игра «Snowball»

Данная игра проводится после изучения конструкции

«I have got a ... /She/He has got a ...».

Все участники игры стоят в кругу. Учитель выдает картинки с изображением различных животных.

1-й ученик. I have got a dog.

2-й ученик. She/He has got a dog and I have got a cat.

3-й ученик. She/He has got a dog, she/he has got a cat and I have got a ... .

Игра «Family»

Игра проводится в парах. Один рассказывает о своей семье, а второй слушает и по ходу рассказа рисует семейное дерево, а затем показывает свой рисунок рассказчику и уточняет детали при помощи вопросов: «Have you got a ...? What is his/her name?»

Данная игра также помогает формировать навык аудирования с первых уроков английского языка.

Игра «Tic-Tac-Toe»

Нарисуйте на доске 9 квадратов следующим образом:

Поделите группу учащихся на две команды. Одна команда будет ставить «Х», а другая – «О».

По одному игроку из команды подходят к доске и ставят свой значок в одном из квадратов. Учитель показывает букву, а ученик должен написать транскрипционный знак (или наоборот: учитель показывает транскрипционный знак, а ученик должен показать букву). Если ученик правильно справляется с заданием, то значок его команды остается, а если нет, то ставится значок команды соперников.

Побеждает та команда, которая первая выстраивает подряд свои три знака (игра «Крестики-нолики»).

Игра «Concentration»

Данную игру можно провести, работая с лексическими единицами по любой теме. Игра охватывает десять лексических единиц.

На доске нарисуйте сетку, состоящую из 20 квадратов. Пронумеруйте их. В своей тетради нарисуйте такую же сетку и впишите в нее 10 пар слов (русское слово – английское слово).

На доске:

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

В Вашей тетради:

1

mother 2

друг 3

uncle 4

тетя 5

grandmother

6

дядя 7

grandfather 8

папа 9

brother 10

семья

11

family 12

бабушка 13

sister 14

дедушка 15

friend

16

father 17

мама 18

брат 19

aunt 20

сестра

Разделите группу учащихся на 2 команды. Поскольку данная игра развивает память и воображение, то игрокам нельзя ничего записывать в ходе игры. Задача команд – найти соответствия русских и английских слов. Дети в командах могут совещаться, но Вы принимаете ответ только в порядке очереди.

Команды по очереди называют по две цифры, и в случае угаданной пары они получают очко и право очередного хода. Когда команды называют пары цифр, Вы записываете слова в квадраты. Если пара совпала, Вы ее оставляете, а если нет, то стираете.

Побеждает команда, открывшая большее количество парных слов.

П р и м е ч а н и е. Слова можно только произносить на слух; данную игру можно проводить на соответствие букв и звуков.

Елена Шакурова
Картотека «Лексические игры»

Предлагаю несколько лексических игр для детей старшего дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению и обогащению словарного запаса, развивают память и логическое мышление.

1 Игра"Продолжи предложение"

Мама грустная, потому что.

Папа сердится, потому что.

Я не иду сегодня гулять, потому что.

Я не хочу идти спать, потому что.

Мне не разрешают смотреть мультики, потому что.

Мой брат (сестра) не хочет делать уроки, потому что.

Больше всего я боюсь, что.

Я не люблю, когда.

Мне нравится, когда.

2 Игра"Кто чем был?"

Яблоко было. (семечкой)

Лягушка была. (головастиком)

Рыба была. (икринкой)

Листочек был. (почкой)

Машина была. (железом)

Хлеб был. (мукой)

Мука была. (зерном)

Снег был. (водой)

Тетрадь была. (деревом)

Дом был. (кирпичом)

Взрослый человек был. (ребенком)

3 Игра"Снежный ком"

Для этой игры нужно 5-7 участников. Выбирается тема, например "Посуда". Первый участник называет слово по этой теме, например, "Тарелка". Второй участник повторяет это слово и называет свое и так далее. Задача последнего игрока повторить слова всех впередистоящих участников и назвать свое слово.

Публикации по теме:

Хороводные игры. Картотека Карточка №1 «Каравай» Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета,.

Игры - ходилки известны давно, однако, уникальность этих игр в том, что они многофункциональны и в увлекательной для детей форме помогают.

Картотека «Игры малой подвижности» "КРАСКИ" Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его.

Картотека «Игры с бегом» «КУРОЧКИ» Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит, хозяйка.

Картотека «Игры с буквами и звуками» Предлагаемые игры и игровые упражнения можно использовать для коррекции и развития фонематического слуха; закрепления изучаемых звуков и.

Картотека «Игры с книжками» «Прятки с книжкой» Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием.

Картотека «Игры с прыжками» "ВОРОБУШКИ И КОТ" Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают.

Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.

Использование лексических игр на уроке английского языка

на начальном этапе обучения .

Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить.

М. Горький.

Современное развитие общества требует от каждого человека все новых знаний и умений, без овладения которыми невозможно ориентироваться в нашем быстроменяющемся мире. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим изменяются требования к начальному образованию, и возникает необходимость раннего обучения иностранным языкам . В качестве конечной цели обучения данному предмету рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и понимание речи на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения, в пределах, обозначенных федеральным компонентом Госстандарта начального общего образования по иностранному языку.

Данная цель корректируется на раннем этапе (2-4 классы) следующим образом:

· Создание устойчивой мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

· Накопление лексического запаса в соответствии с Программой

· Формирование когнитивной стратегии.

Из вышесказанного следует, что одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку в начальной школе является работа с лексикой. Приведем требования к лексической стороне речи.

Лексическая сторона речи . Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета , отражающие культуру англоговорящих стран. Начальное представление о способах словообразования : аффиксации (например, существительные с суффиксом - er, - or), словосложении (postcard), конверсии (play-to play). Интернациональные слова (например, doctor, film). (№ 1, стр. 2).

Известно, что одной из ведущих видов деятельности для младшего школьника является игра. Можно предположить, что игра является наиболее эффективной формой усвоения иноязычной лексики в начальных классах .

Просмотрев учебно-методические пособия, учебники по методике, мы выяснили, что в них даются только рекомендации по использованию той или иной игровой ситуации и применение данной игры на уроке зависит полностью от желания или возможностей учителя. Нам интересно исследовать путь лексической игры с начала (то есть с момента, когда возникает необходимость использования данного вида деятельности на определенном этапе работы с лексикой) и до конца (то есть до того момента, когда она имела бы какой-то результат). Исходя из этого, цель данной статьи – проследить, как использование лексических игр на уроке иностранного языка влияет на результативность обучения, а именно на формирование лексического запаса учащихся. Основной упор сделан на исследование младших школьников 2 и 3 класса . В данной статье мы показываем те игры, которые были наиболее интересны детям и имели положительный результат как на этапе введения лексики, так и в процессе совершенствования лексических навыков речи. Учащиеся участвовали в естественном эксперименте, то есть непосредственно работали на уроке, выполняя команды учителя, а мы в свою очередь пытались как можно более объективно проанализировать эффективность использования данной лексической игры на том или ином этапе работы над темой и что наиболее важно, оценить ее результативность. Прежде чем приступить непосредственно к описанию игр, нужно вспомнить, что значит само понятие игра для младшего школьника с точки зрения его психического развития. Дети 8-10 лет сохраняют в структуре мышления наглядно-образные компоненты, но наряду с этим увеличивается способность к абстрактному мышлению, обобщению. Все это создает благоприятные условия для овладения иностранным языком. На первом году обучения срабатывает интерес к новому учебному предмету и еще не вступают в силу законы забывания. В меньшей степени проявляется также внутриязыковая интерференция. Кроме познавательной мотивации действует и собственно коммуникативная, ученику хочется поскорее заговорить, читать и писать на новом языке. Они лучше переносят тренировочную работу и включаются в игру. Говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроке иностранного языка, следует помнить, что обучение детей раннего школьного возраста все еще легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. Познавательный интерес младших школьников становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, они одновременно выполняют действие – раскрашивание, рисование, вырезание фигур из бумаги, конструирование. Чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность урока.. Таким образом, можно сделать вывод, что психологические особенности детей этого возраста дают возможность, благодаря использованию игровых приемов, не только осваивать большие дозы материала, но и систематизировать его с помощью занимательных приемов, схем и т. д. Напомним, что в данной статье мы рассматриваем игру как средство обучения. Дадим следующее определение игры. Игра – это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого высказывания. Безусловно, игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемого, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся думать, волноваться и переживать. Во время игры дети непроизвольно находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга, многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивает хорошее усвоение языкового материала.

Все игры делятся на языковые и речевые. Языковые игры : фонетические , игры-задачи, лексические (кроссворды, чайнворды, игра в слова: каждое последующее слово начинается на конечную букву предыдущего и т. д.), грамматические, игры с фразами, игры для обучения чтению, аудированию, говорению, смешанные и коммуникативные игры. Речевые игры включают в себя сюжетно-ролевые игры сказочного и бытового содержания, имитационно-ролевые игры познавательного содержания.

Ниже даны примеры лексических игр, которые мы предлагаем на определенном этапе работы над лексикой.

1. Цель: первичное закрепление лексики по теме «Writing letters to your friends». После введения лексики по картинкам можно дать такое задание: Find all words with a word letter / post . (Ответы: letter-box, postcard, postman, post-office).

2. Для наиболее лучшего усвоения лексических единиц используется прием систематизации лексики под названием кластер. Например, перед детьми ставим вопрос: What can we do with letter? На доске пишем ключевое слово letter и обводим его в кружок, от него ставим стрелочки, под ними пишем write , read , post , send , get . Затем можно попросить детей поставить глаголы в логической последовательности.

3. Игра «Snowball» проводится с целью активизации лексических навыков. Данную игру можно провести как между командами, так и между несколькими учениками, вызвав их к доске. Например, задаем тему «Food». Первый ученик называет одно слово, второй должен повторить его слово и сказать свое. Таким образом, у детей развивается память, внимание и умение слушать друг друга. 4. Игра «Wordchain». Цель: развивать умение правильно соотносить графический и слуховой образ слова. Дети должны составить цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Чтобы усложнить задание, можно ограничить тему или нарисовать на доске длинный прямоугольник, разделить его на квадраты, определив тем самым количество букв в каждом слове. И, наоборот, под каждым предполагаемым словом разместить картинку, чтобы ребенок знал какое слово надо вписать в клеточки. Таким образом, ему останется только правильно его написать. 5. Игра «Подбери подпись к картинке». Цель: тренировка употребления в речи слов-исключений по теме « Множественное число существительных». Дети делятся на команды. Каждая команда получает по пять карточек, на каждой из которых написано существительное в единственном или множественном числе и пять картинок, соответствующих надписям. Дается задание: кто быстрее и правильнее подберет подпись к картинкам.

6.Игра «What can you see? ». Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления. Детям показываются картинки на тему « Животные». Но каждая из картинок закрыта листком бумаги, в котором прорезана круглая дырка. Учитель водит по картинке этим листком и дети, видя только фрагменты данной картинки, должны догадаться, кто там изображен. Игра может проводиться по любой теме.

7. «Лото». Данная игра может иметь множество вариантов исполнения в зависимости от того, какие цели перед ней поставлены. Цель: развитие умений использования транскрипции. Учащимся даются карточки, в которых все слова записаны в транскрипции. Учитель произносит слово, а ученик должен найти на своей карточке это слово и если оно есть, закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет слова на своей карточке. После игры проводится проверка.

8. Игра «Капризный ребенок». Цель игры: введение речевого образца « I want a …». На столе у учителя стоят разные игрушки-животные. «Дети, представьте, что вы зашли в магазин игрушек, но вы такие невоспитанные, что сразу стали просить у мамы все подряд: « I want a frog. I want a dog…». Давайте поиграем в капризных детей».

9. Цель: тренировка употребления речевого образца «Do you have…?» в речи. Четыре человека встают лицом к классу, держа за спиной игрушечных животных. Те, кто находится в классе, должны отгадать этих животных, задавая вопрос «Do you have a lion? Do you have a bear? …». Таким же образом можно тренировать вопрос « Is it…?».

10. «Кроссворд». Цель: развитие орфографических навыков. Решения разнообразных кроссвордов помогает детям не только запомнить произношение слова, но и его правописание.

11. Игра «Переводчик». Цель: активизация навыков употребления глаголов в 1 и 3 лице. Дети встают в круг. Один ученик бросает мяч и рассказывает о себе, второй ученик ловит мяч и рассказывает о первом ученике; затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе: «I like to play».- «She likes to play. I can play the piano». – « He can play the piano. I want to swim». – « He wants to swim…».

12. Игра «Назови антоним ». Цель: совершенствование лексических навыков. Учитель называет слово, а ученики подбирают к ним антонимы: fat - slim, clean - dirty, nice – ugly, old - new, good – bad, big - small.

13. Игра «Назови рифму». Цель: активизация ранее изученной лексики по программе; развитие внимания, логического мышления. Учитель называет слово, ученики должны подобрать рифму к этому слову: green - clean, fat - hat, light – night, house - mouse .

14. Цель: активизация лексических навыков по теме «My flat». Класс делится на команды. Каждая команда получает листок с описанием комнаты и чистый лист бумаги. Дети должны прочитать это описание, понять и на чистом листе изобразить все предметы, которые находятся в комнате.

15. Игра «Оркестр». Цель: тренировка введенной лексики по теме «Музыкальные инструменты» в изученных речевых образцах. «Ребята, давайте создадим музыкальный оркестр. Выберите себе инструмент, на котором вы хотите играть». Дети, выбирая инструмент, говорят: « I want to play the drum. I want to play the violin. I want to play the piano». После того, как все выбрали себе инструменты, они говорят: «I can play the piano. I can play the violin».

16. Игра «Agree. Disagree». Учитель в быстром темпе произносит слова или утверждения с различными словами, например, по теме «Продукты». Задание для учеников: выразить согласие, если учитель прав, не согласится с ним, если он не прав. «You like honey. – I don’t like honey. You like sweets. – I like sweets».

Данные игры апробированы нами в ходе описанного выше эксперимента и доказали свою эффективность в процессе усвоения лексики во 2-4 классах на уроке иностранного языка.

Список литературы.

1. ИЯШ №5, 2005.

2. ИЯШ №8, 2005.

3. « Методика обучения иностранному языку в средней школе », М., Просвещение, 1991.

4. « Поурочные разработки по английскому языку», М., Вако, 2007.

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психолога А.А.Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы и методы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Все игры можно разделить на две группы: подготовительные игры и творческие игры. Подготовительные игры способствуют формированию новых навыков, а именно игры:

- грамматические

- лексические

- фонетические

- орфографические

Подготовительные игры, как бы, " строят" фундамент речи, ведь без грамматических структур, лексики, фонетики и орфографии не овладеешь языком. А однообразные тренировки, не приносящие удовлетворения, можно заменить играми и игровые ситуации, которые помогут скучную работу сделать более интересной и увлекательной.

Краткая классификация игр

Грамматические игры:

Данные игры преследуют цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Грамматические игры помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей и полезны для развития их самостоятельности.

Все игры обогащают словарный запас детей. Но не следует увлекаться задачей накопления слов: нужно следить, чтобы слова были хорошо поняты и чтобы школьники научились свободно использовать их в речи.

В качестве грамматического материала следует использовать образцы речи мастеров слова. Простые и звучные строки легко запоминаются детьми и совершенствуют их речь. Однако нельзя стеснять себя требованиями образцовой связной речи. Для некоторых игр это невозможно. Поэтому допускаются и отдельные слова, и отдельные сочетания слов, и самые простые обиходные фразы.

Многие игры могут сопровождаться творческими заданиями: составить рассказ по опорным словам, составить предложение, придумать пример по аналогии (такой же), ответить на вопрос и т. п.

Пояснения к игре обращены к учителю, а учитель сам, вместе с детьми, на основе пояснений составит «правила». Это для ребят довольно интересная работа. Хочется предоставить больше простора для самодеятельности учащихся.

Все комплекты игр дети делают сами или с родителями в свободное время, на уроках труда. Следуя моим указаниям, вырезают, клеят, чертят, надписывают карточки. Считаю очень важным сам процесс изготовления игры. Дети прекрасно осваивают и запоминают то, что сделали сами.

Лексические игры:

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми.

Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.

Цель речевой лексической игры - это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он определяет функцию игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в нее как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из нее. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Фонетические игры:

Одним из видов игры при обучении иностранного языка являются фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков.

Фонетические игры бывают двух типов: такие, которые направлены на предупреждение (профилактику) ошибок, и такие, которые направлены на исправление (коррекцию) ошибок. Сложность в работе с играми состоит в том, что все, даже самые сложные звуки и звукосочетания встречаются уже с самых первых занятий, так что языковой материал никак нельзя упростить, что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь.

Фонетические игры проводятся по принципу от простого - к сложному, либо связываются с вводимыми на занятиях словами, либо нужны для исправления наиболее грубых ошибок. При проведении фонетической игры вначале находится какое-то важное для усвоения различие в звукосочетаниях. Затем связывается различие в произнесении с различием в смысле. Каждый раз разница в значении, достаточно ясно видная детям, связывается с разницей в звучании.

После демонстрации звукосочетаний в игровом контексте предполагается, что они стали прочной ассоциацией, учитель просит повторить звукосочетания, а затем дает задания на различение пар: угадай по звуку, что сейчас происходит и т.д. После этого дети сами могут произносить звукосочетания в зависимости от ситуации.

Фонетические игры используются для развития слухового внимания и памяти, учат их слушать звуки немецкого языка по их характеристикам. Это важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации. Многие игры способствую запоминанию слов, учат говорить в быстром и медленном темпе.

Орфографические игры:

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания французских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. Как правило, в этот вид упражнений входят орфографические закладки, составление слов из одного слова, из данных букв и другие.

Часть II

Грамматические игры

«Кукла – третье лицо»

Цель: развитие умения диалогической и монологической речи.

Длительность: 45 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование : кукла (любая)

Количество учеников: 10

Правила игры: Игровое задание с куклой в этой функции могут быть такими: «Ваша кукла уже большая. Она умеет прыгать, бегать, петь и танцевать. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла».

Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет сохранить сюжетные цепочки заданий. Один из примеров таких цепочек.

1. Незнайка пришел в магазин покупать шарики. Но так как он не знал названий цветов, он стал показывать пальцем на шарики. Продавцы не захотели разговаривать с таким невежливым мальчиком. Давайте научим незнайку правильно называть цвета.

2. Незнайка не все запомнил и переспрашивает ребят: What colour is it?

3. Незнайка хорошо запомнил ваши ответы, а вы запомнили его вопрос? Давайте проверим! Вы задаете вопрос незнайке, а он отвечает.

Игра предложена и апробирована: Козловской А.А

«Hide – and – Seek in the Picture»

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: 11 листочков –карточек, картина с изображение комнаты

Количество участников: 11

Правила игры: Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.

Дети задают вопросы водящему:

· Are you under the bed?

· Are you behind the door?

· Are you on the chair?

· Are you in the box?

P.S.: Чтобы игра была интересной и увлекательной, необходимо использовать картинку с большим количеством мест, куда можно спрятаться. Если у вас тема урока «Home, sweet home», то это прекрасная возможность повторить ещё и лексику, помимо употребления предлогов места. Желательно, чтобы дети сели вкруг, чтобы все участники хорошо видели картину. В течении игры водящего нужно менять, чтобы и другие могли попробовать себя в роли водящего. Разнообразить игру можно используя не одно изображение комнаты, а несколько.

«Theatre»

Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён

Длительность: 10- 15 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: карточки с составными частями предложения

Кол-во участников: 9

Правила игры: Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки с составными частями предложения. Выстраивая карточки в правильном порядке и образуя предложения, участники задают вопросы соперникам, соперник, который собрал из карточек корректный ответ, отвечает на вопрос.

Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам.

P.S.: Данная игра хорошо воспринялась классом, однако также возникли некоторые трудности у детей, которые знали материал не совсем хорошо. Поэтому на начальных этапах можно пользоваться формулами образования времён и их утвердительных, вопросительных и отрицательных форм (таблицей).Как вариант, можно постепенно осложнять правила игры. Допустим, на первом уроке провести данную игру для тренировки времён группы Simple, потом Continuous - Perfect- Perfect Continuous в активном залоге с предшествующим повторением правил образования. И после всех этих этапов провести игру для тренировки всех времён активного залога без использования таблиц и формул образования. Потом можно перейти и к пассивному залогу.

« What do you like to do? »

Цель: активизация в речи общих вопросов.

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: нет

Количество учеников: 8

Правила игры: Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

P.S.: Желательно сидеть в кругу или за круглы столом, чтобы видеть и слышать отвечающего. Игра была хорошо воспринята учащимися 5 класса.

Саввулиди Д.И.,

« Множественное число (части тела) Plurals»

Цель: тренировать учащихся в употреблении множественного числа

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: мяч или мягкая игрушка

Количество учеников: 8

Правила игры: Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное (часть тела или что-то другое) в единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.

P.S.: При выполнении данной игры учащимся должны сесть в круг. Так легче всего играть. Количество детей не ограничено.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Crosses and spots»

Цель : автоматизировать и развить стойкость и гибкость грамматических и лексических навыков.

Длительность : 10-15 минут

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с глаголами.

Кол-во учеников: весь класс

Правила игры: Для этой игры можно использовать карточки с глаголами, или просто разложить слова на карточках или картинках. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий забирает себе карточку, если:

  • Назвал глагол по-русски;
  • Перевел его на английский;
  • Дал 3 формы глагола;
  • Составил простое предложение, например:“I go to school every day.”;
  • Составил предложение в Past Ind.: “I went to school yesterday.”;
  • Составил предложение в 3-м лице единственного числа: “He goes to school every day .”;
  • Составил вопрос (общий, специальный);
  • Составил отрицание;

P.S.: “Crosses and spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона студента.

«Pass the card»

Цель: тренировка и повторение конструкции have/ has

Длительность: 10-15 минут

Возраст/класс : младшая- средняя школа,3-6 класс

Оборудование: Карточки, коробочка

Кол-во участников: 10

Правила игры: Дети рассаживаются полукругом и передают друг другу коробочку с карточками, называя её. . Для усложнения задания дети могут произносить: “I have a…”/ “I have a… and a…”. Затем поговорить о товарищах и ответить что у них есть: She has a…/He has a ….

Примечание: возможно использовать во время внеклассного мероприятия

« My word»

Цель: Развитие навыка структурирования предложений. Развитие грамматической базы знаний учеников

Длительность: 5-10 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: листы формата A4 со словами, являющимися частями предложения, магниты для доски.

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: Участникам раздаются листы со словами, с помощью которых они могут составить предложение. Предложение произносится на русском, ученики должны составить это предложение на английском языке, поочередно выходя к доске и прикрепляя свое слово. Прежде чем ученики начнут выходить к доске, учитель повторяет правила для избегания типичных ошибок. Составленное предложение проверяется учителем и коллективно исправляется.

«Домино»

Цель: развитие лексических и грамматических навыков

Длительность: 20 мин

Возраст/класс :

Оборудование: карточки с иллюстрациями (пройденная лексика), несколько карточек с двойным изображением какого-либо объекта

Количество участников: 11

Правила игры: Участники садятся в круг. Каждому участнику раздаётся по 5-7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Игрок кладёт эту карточку и называет по-английски, что изображено на ней (There is…\There are…). Далее игра идёт по правилам игры «Домино». Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные участники игры кладут свои карточки в центр круга, при этом называя по-английски, что изображено на каждой иллюстрации.

P.S.: для игры необходимо как можно больше карточек

Игра предложена и апробирована: Савченко А.А.

«Last Word Chain»

Цель: развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания.

Длительность: 10- 15 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: текст, карточки к данному тексту.

Количество участников: 9

Правила игры: Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает ход, и ход переходит к следующему ученику:

1) I have got a cat.
The cat is grey.
The grey cat is under the chair.
The chair is near the table.
The table is in the room.

2) I like Christmas.
Christmas is celebrated on the 25 of December.
December is in winter.
Winter is my favourite season.
The season I don’t like is autumn.

P.S.: При выполнении данной игры учащимся лучше всего сесть в круг, либо за круглый стол. Так они будут настроены на выполнении задания. Учитель может видеть и контролировать каждого, чтобы ученики не могли подсказывать друг другу. Также можно использовать какой-либо предмет, который будет передаваться отвечающему от уже ответившего, чтобы внимание учащихся было нацелено лишь на ответ.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

«Can you fly?»

Цель: развить умение правильно употреблять глагол ‘can’, задавать вопросы и отвечать на них употребляя глагол ‘can’
Длительность: 5-10 мин.
Возраст/класс : младшая школа, 4 класс
Оборудование: карточки с глаголами действия
Кол-во участников: 10-15
Правила игры: Учитель кладет в коробку карточки с глаголами, а ученики вытягивают по одной карточке и показывают ее учителю. Затем учитель задает ученикам по цепочке вопрос ‘Can you…и добавляет глагол, который написан на карточке ученика. Ответом будет ‘No, I can’t’ / ‘Yes, I can’. Затем ученики, используя свои глаголы, задают эти же вопросы учителю.

Игра предложена и апробирована: Шульгой А.Д.

Лексические игры

«Работа с новой лексикой»

Цель: ввести новые лексические единицы по заданным темам.

Длительность: 45 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с заданием на перевод слов, бумага для коррекции ошибок.

Количество учеников: 10

Правила игры: Класс делится на три подгруппы.

Сначала лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах: учащиеся получают карточки с заданием перевести слова.
В карточке обязательно даётся ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают в парах. После этого учащиеся объединяются в четвёрки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слова, остальные пишут, а затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз для запоминания. В конце даётся письменное задание. Оно выполняется «по цепочке».

Примеры заданий для работы в группах над лексическим материалом по теме: “Weather”

1. New words. (Лексика вводится фронтально).

Weather, seasons, sun, shine, clouds, snow, rain, icy, windy, wet, humid.

2. Работа в парах.

А). Ведущий сначала произносит фразу по-английски; партнёр повторяет её и переводит на русский язык.
The weather is fine and warm.
The wind is blowing.
The sky is blue and cloudy.
It snows in winter.

Б). Ведущий произносит русское предложение; партнёр переводит его на английский язык письменно, затем проговаривает вслух.
Какое славное утро! Осень. Тепло. Но пора идти в щколу.
«Какая сегодня погода?» - «Ужасная».
Это правда! В Англии действительно прохладно летом? Это интересно.

3. Spelling (диктует капитан команды)
Cloudy and wet, windy and snowy, cold but sunny, hot and cloudy.

4. Контрольное задание (по цепочке).
Летом солнце светит ярко.
Погода сегодня тёплая.
Зима - холодное время года.
Осенью часто дует ветер.
Сейчас идёт сильный снег.

P.S.: В течение данной игры, дети могут сесть в круг. Данная аудитория должна быть хорошо освещенной.

Игра предложена и апробирована Козловской А.А

«Let’s draw a picture»

Цель: закрепление лексики по пройденным темам

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: расчерченные листочки, цветные фломастеры

Количество участников: 9

Правила игры: Каждому ученику нужно заранее приготовить лист, расчерченный на 20 клеток. Учитель называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глагола, и даже словосочетания). Ученики должны зарисовать каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем учителем называется номер клетки, а задача учащихся – с помощью своего рисунка “восстановить” слово.

P.S.: Данную игру хорошо применять при изучении тем, связанных с частями тела, фруктами, овощами, животными. Дети смогут визуально представить предмет и изобразить его на бумаге. Сложнее будет обстоять дело с абстрактными понятиями, их будет сложнее изобразить на бумаге, либо придумать ассоциацию.

Учитель должен иметь заранее расчерченные листочки, а также цветные фломастеры должны лежать на каждой парте.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

« Champion Game»

Цель: закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти.

Длительность: 20 минут

средняя школа, 5 класс

Оборудование: доска, картина с изображением

Кол-во участников: 11

Правила игры: На доске весит картина c изображением комнаты. Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

P.S.: Картина должна быть с большим количеством изображённых предметов по пройденной теме. Желательно, чтобы дети сели вкруг, чтобы все участники хорошо видели картину. Эта игра даёт возможность повторять лексику по любой пройденной теме. Для того чтобы сделать игру более интересной, детей можно поделить на две команды и устроить соревнование. Перед тем, как проводить игру надо удостоверится, что лексика хорошо освоена детьми.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

"Magic box»

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти, совершенствование слухо-произносительных навыков

Длительность: 10-15 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: коробочка, карточки со словами

Кол-во участников: 8 человек

Правила игры: каждый ученик должен вытянуть листочек, где написано слово. Он должен перевести это слово на английский язык. И так это коробочка проходит по кругу несколько раз, пока в коробочке не останется не одного листочка.

P.S.:Данная игра может использовать при изучении различных тем. Учащиеся могут сидеть как по кругу, так и за своими рабочими местами.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Цветик- семецветик»

Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Количество учеников: 8 чел.

Правила игры: Класс делится на две команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P.S.: В данной игре можно использовать не только лепестки, но и обычную цветную бумагу. Желательно, члены команды сидели в одном кругу.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Крестики-нолики»

Цель: Автоматизировать и развить стойкость и гибкость лексических навыков и навыков говорения.
Длительность: 3 минуты
Возраст/класс: начальная школа, 4 класс

Оборудование: доска, мел, губка
Кол-во участников: 2
Правила игры: На доске чертится таблица, в которой указывается, к примеру, время. К доске вызываются двое учеников, которые должны выбрать ячейку, и правильно назвать время. Если ученик назвал время правильно, он ставит крестик/нолик. Помимо того, что ученики должны правильно назвать время, каждый из них стремиться выиграть (по правилам игры «крестики-нолики»).

12:48 15:35 6:17
8:30 5:45 23:06
14:11 19:20 13:15

Игра предложена и апробирована: Голуб Л.И.

«Синонимический ряд»

Цель: автоматизировать и развить стойкость и гибкость лексических навыков.

Длительность: 5 минут

Возраст/класс: начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с глаголами.

Кол-во учеников : 11

Правила игры: Каждому ученику предлагается слово, к которому он должен подобрать максимальное количество синонимов. Когда отвечающий ученик закончил, другие имеют возможность дополнить его ответ. На доске пишутся имена (по списку) и за каждый полный синонимический ряд, напротив фамилии ставится смайлик, за не полный – галочка.

Игра предложена и апробирована: Голуб Л.И.

«What is missing»

Цель: развить внимательность, повторить пройденный материал

Длительность: 15минут

Возраст/класс : младшая -средняя школа, 3-5 класс

Оборудование: карточки

Кол-во участников: 8

Правила игры: На ковре(столе) раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.

P.S.: возможно использование на природе в командах (одна команда задает вопрос другой команде)

Игра предложена и апробирована: Николайчук Л.И.

«Story»

Цель : повторение пройденной лексики и отработка звука(в данном случае R)

Длительность: 5 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: наглядный материал, магниты, доска

Кол-во участников: 8- 10

Правила игры: Используются все пройденные слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором.

Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc.

P.S.: Проводится в классе на уроке, допустимо во время внеклассного занятия.

Игра предложена и апробирована: Николайчук Л.И.

«Make a story»

Цель: развитие умения слышать и понимать, а также логически мыслить

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс, 10 лет

Оборудование: раздаточный материал

Количество учеников: 11

Правила игры:

Каждый участник получает карточку с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать это предложение другим участникам или записывать – он должен его запомнить. На это даётся 2 минуты. Затем карточки собираются, и учитель читает рассказ. Играющие прослушивают его, а затем каждый из них в соответствии с логикой построения по очереди называют своё предложение. Сильным ученикам достаются более сложные предложения, а слабым – проще.

P.S.: необходимо выбрать рассказ согласно программным требованиям для того или иного класса!

«Try to guess»

Цель: - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Повторить лексику по теме внешность.
Длительность: 25 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс
Оборудование: доска, маркер
Кол-во участников: 11
Правила игры: Класс делится на две команды. Из числа одной из команд учитель выбирает лидера. Лидер выбирает любого ученика и описывает его/ее не называя его/ее имени. Члены обоих команд пытаются догадаться, о ком идет речь. Та команда, член которой угадал, получает одно очко. Из числа победившей команды выбирается новый лидер, и игра начинается снова. Команда, набравшая большее количество очков победила.

P.S: Перед началом игры необходимо объяснить детям, что они должны поднимать руку, а не говорить одновременно. В противном случае, очки не будут засчитываться. До начала игры доску нужно разделить на две части вертикальной чертой: справа написать «команда А», слева «команда В». Ниже крестиками или галочками отмечать количество очков, заработанных командами.

« Where are you from? »

Цель: - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся.

Повторить лексику по теме страны и национальности.

Длительность: 25 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс
Оборудование: доска, маркер
Кол-во участников: 11
Правила игры: На доске написаны названия стран на английском языке. Количество стран соответствует количеству учеников в классе. Учитель выбирает лидера и предлагает ему выбрать одну из стран, но не произносить ее название вслух. Остальные ученики стараются узнать, какую из стран загадал лидер, задавая вопросы. Тот ученик, кто отгадает первым, становится лидером и игра начинается сначала. Отгаданные страны учитель зачеркивает.

Пример: S1: Are you from Poland?

S2: Are you from Greece?

S3: Are you from Bulgaria?

L: Yes, I am Bulgarian.

Игра предложена и апробирована Мищенко У. Е.

«The chain of words “

Цель: 1.Закреплене пройденной лексических единиц

2. Развитие навыка говорения.

Длительность: 5-7 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: мяч

Кол-во учеников: весь класс.

Правила игры: Учитель называет опрделенное слово по заданной лексике на русском языке и бросает мяч ученику. Ученик, поймавший мяч, должен перевести слово на английский язык. Таким образом, в игре задействованы все ученики. Данную игру можно проводить на закрепление любых лексических единиц, например: названия цветов, профессий, животных, дней недели и т.д.

P.S: Данная игра является наиболее эффективной непосредственно на начальном этапе обучения, так как характеризуется узким форматом задания.

« One-two”

Цель:

2. Развитие ассоциативной памяти.

Длительность: 10-15 мин.

Возраст/класс: средняя школа, 6-7 класс.

Оборудование: лексические единицы на определенную тему

Кол-во учеников: весь класс.

Правила игры: Участники в стают в круг. Учитель присваивает каждому ученику «имя» т.е. определенное слово по пройденной лексике. Для начала, чтобы запомнить свои «имена» ученики по очереди проговаривают их, затем начинается непосредственная игра. С произнесением ключевой фразы « оne-two» ученик, открывающий игру, произносит свое имя и имя другого участника, например: «one-two» - “ bear-dog”, “one-two”- “dog-cat”. Игра проводится на скорость и проверяет степень знания слов, если какой-либо ученик долго мешкает в ответе или забывает имена других участников, он выходит из игры.

Игра предложена и апробирована Мустафаевой Э.Н.

«Tell the sixth”

Цель : 1. Закрепление пройденной лексики.

2. Расширение синонимического словарного запаса.

3. Развитие спонтанной речи.

Длительность : 5-10 минут

Возраст/класс: средняя школа, 6-7 класс.

Оборудование: лексические единицы, активный словарный запас учеников.

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: Учитель задает лексическую тему и называет ученика, который должен привести пять слов, относящихся к данной лексике, затем учитель спрашивает другого ученика и тот должен добавить шестое слово к перечню предыдущих. Подобным образом проводится опрос на любую пройденную лексику.

Игра предложена и апробирована Мустафаевой Э.Н.

«Нарисуй-ка и запомни!»

Цель: развитие и закрепление лексического навыка

Длительность: 45 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс, 10 лет

Оборудование: раздаточный материал

Кол-во учеников: 11

Правила игры:

К нам в гости пришёл знаменитый художник. Он принёс каждому ученику специально расчерченный на 20 клеток лист бумаги. Художник называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глаголы, и словосочетания). Ученики должны зарисовать каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем художник называет номер клетки, а задача учащихся - с помощью своего рисунка «восстановить» слово или словосочетание.

P.S: художник должен принести фломастеры ученикам!

Игра предложена и апробирована Савченко А.А.

«Бинго»

Цель : закрепить выученную лексику
Длительность: 4 - 5 мин
Возраст/класс: например младшая школа, 3, 4 класс
Оборудование: доска, рабочие тетради
Кол-во участников: 10-15 человек
Правила игры: На доске записано 10 слов. Дети должны выбрать любые 7 и записать их в тетрадь. Учитель называет слова, которые записаны на доске. Если названное слово записано у ребёнка в тетради, он подчеркивает его карандашом. Выигрывает тот, кто подчеркнёт все слова. Подчеркнув последнее слово, он громко говорит «Бинго».

Игра предложена и апробирована Шульгой А.Д.

«How many pages?»

Цель: тренировка числительных больше 20

Длительность: 20 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: книги

Количество участников: 11

Правила игры:

У учителя на столе всегда лежат много красивых книг. Однажды он спрашивает у детей, показываю на одну из книг:

How many pages are there in this book?

Дети пытаются отгадать: - There are …

Затем учитель смотрит какое кол-во страниц в книге, произносит и дети хором повторяют.

P.S.: Игра прекрасно помогает повторить числительные. Вместо учителя, задавать вопрос может один из учеников. Чтобы разнообразить игру можно задать вопрос - How many pictures are there in this book?. Ученики могут предполагать, сколько картинок, какие они (красочные, интересные и т.д.) Желательно чтобы ученики сидели за круглым столом.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

Фонетические игры

«Monkey Talk [ð]»

Цель: отработать правильность произношения звука [ð]

Длительность: 15 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: книги

Количество участников: 11

Правила игры:

Учитель: Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: “They, they, they”, а учёная обезьянка разговаривает как поэт: “Thee, Thee, Thee”:

Little monkey in the tree

This is what he says to me,

Thee, thee, thee”.

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

“Thee, thee, thee

They, they, they”.

P.S.: Игра прекрасно подходит для того чтобы отработать произношение звука [ð]. Требуется 2 занятия, чтобы выучить стихотворение. Можно поделить участников на две команды. Аудитория должна быть светлой и просторной. Одна команда отвечает ведущему как поэтическая обезьянка «Thee, thee, thee», а вторая как рассерженная “They, they, they”. Можно меняться репликами. Менять ведущего. Главное, чтобы каждая команда, не перепутала реплику. И чётко произносила звук [ð].

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

«Sending a telegram»

Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Длительность: 20-30минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: карточки со словами.

Кол-во учеников: 8

Правила игры: Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

P.S.: Слова брать из изученных тем. В классе должна быть полнейшая тешена.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

Назови слово (игра с предметом)

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Длительность: 15-20минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: мяч или мягкая игрушка

Количество учеников: 8

Правила игры: Ведущий бросает по очереди ученикам мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

Например: fat, map, cap, sat, dad

P.S.: Игры очень подходит для отработки звуков. Желательно, чтобы учащиеся сидели по кругу.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

« I hear, I don"t hear”

Цель: формирование навыков фонематического слуха

Длительность: 5 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: слова с долгими и краткими гласными.

Правила игры: Обучаемые делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он произносит слово, в котором есть долгий гласный - ученики поднимают левую руку, если в названном слове краткий гласный -правую. Учитель записывает ошибки игроков на доске. Выигрывает та команда, которая сделала меньше ошибок.

Игра предложена апробирована: Мустафаевой Э.Н.

Орфографические игры

«The Comb»

Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков

Длительность: 10-15 минут

Возраст/класс: средняя школа, 8 класс

Оборудование: доска, цветной мел

Кол-во участников: 9

Правила игры: Класс делится на 2 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

e d u c a t i o n
x i s u u e n p o
p s a r t a v p t
e a g r h c e o e
r p e i o h s r b
i p c r e t t o
e o u i r i u o
n i l t g n k
c n u y a i
e t m t t
i y
o
n

P.S.: Обратите внимание, что данную игру лучше всего проводить в помещении, где много места. Если места мало и во избежание шума и хождения по классу, желательно, чтобы учитель сам по очереди записывал слово каждого учащегося, чередуя одну команду с другой, также детям даётся возможность сказать слова соперника при неправильном ответе или если его нет вообще. Учитель должен иметь цветной мел, чтобы в конце игры быстро и точно подсчитать баллы каждой команды по цвету слова, написанного на доске.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

«Вставь букву»

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: доска, мел

Количество участников: 11

Правила игры:

Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву или буквы и читают слово и переводят его.

Например:

beds..de cab..net

P.S.: Игра прекрасно подходит для усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Слова должны быть записаны на доске до того, как начнётся урока. Желательно доску завесить картами, чтобы слов не было видно.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

«Invisible Words»

Цель: развитие орфографических навыков.

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: нет

Кол-во участников : 8

Правила игры: Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он “пишет” рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

P.S.: Класс должен быть хорошо освещенный. Игра подходит для изучения орфографии, по изучаемой лексики.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Remember the Words»

Цель: формирование навыка орфографической памяти

Длительность: 15-20минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: список слов, листочки, ручки

Кол-во участников 8

Правила игры: Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

P.S.: Данная играподходит для усвоения орфографии, по уже изучившей лексики.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

« Right verb»

Цель: 1. Закрепление грамматической базы знаний учеников.

2. Развитие навыка письма.

Длительность: 5-10 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: доска, мел

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: На доске написаны предложения, в которых пропущен глагол. Ученики по очереди выходят и вписывают глагол в нужной форме.

Игра предложена и апробирована: Мустафаевой Э.Н.

Заключение

Роль игр в методике преподавания иностранного языка трудно переоценить. Это объясняется в первую очередь спецификой предмета. С одной стороны, необходимость учить наизусть языковой материал, грамматику и т.д. зачастую вызывает неприязнь у учащихся, и здесь как раз игровые моменты могут оказать неоценимую помощь в создании позитивного настроения к уроку иностранного языка вообще, и к изучаемому материалу в частности. С другой стороны игры, являются по своей сути коммуникативными упражнениями, существенно помогает в достижении главной цели обучения иностранного языка, а именно научить общению на языке.

Под игрой понимается игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. В играх выделяются фонетические, лексические, грамматические игры, речевые (игры для обучения говорению, аудированию, чтению). В данной работе мы рассмотрели, как влияют игры на повышение мотивации к изучению английского языка в школе.

Был апробирован комплекс игр, направленный на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

Итак, цель нашего исследования об эффективности использования игр на уроках английского языка - выполнена, а гипотеза - подтверждена.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения / Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. //Вестник высшей школы. 1987.№ 7.

2. Ануфриева Г.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи/ Ануфриева Г.В Иностранные языки в школе № 5

3. Ануфриева Р. А. Иры как средство развития интереса к изучаемому языку/ Ануфриева Р. А. //Иностранные языки в школе №9

4. Божович А.И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. / Божович А.И. //Изв. АПНРСФСР.-М., 1986.-36с.

5. Бурдина М.И. Обучающие игры на уроках английского языка/ Бурдина М.И // Иностранные языки в школе №7

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Выготский Л.С №6 1966-523с.

7. Игра как средство обучения младших школьников: Метод, пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998 -с 123

8. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994-с365

9. Ковалев А.Г. психология личности./ Ковалев А.Г. 3-е изд.-М., 1970.-76с.

10. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Колесникова О.А // Иностранные языки в школе. -№ 4, 1989.

11. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку./ Конышева А. В. -Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.

12. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку./ Конышева А.В. - СПб.: КАРО, Мн. издательство « Четыре четверти», 2006.-192с.

13. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности / Кузовлева Н.Е // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности.- Воронеж, 1985.250с.

14. Леоньтьев Л.С. Психологические основы дошкольной игры./ Леоньтьев Л.С. -М., 1954-223с.

15. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIII классе / Лившиц О.Л. // Иностранные языки в школе. - № 5.-1987.

16. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка./ Маслыко Е.А, Бабинская. Минск.2000-522с.

17. Минкин Е.М. От игры к знаниям./ Минкин Е. М. - М., 1983. - 206 с.

18. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках иностранных языков/ Мифтакова Л.Н. //Начальная школа, №9 1994

19. Пзанъко С.Ф. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. / Пзанъко С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. - М., 1992. - 231 с.

20. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. / Пассов Е. И. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с.

21. Петровский А.В. История советской психологии./ Петровский А.В - М., 1967.-27с.

22. Рогова Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников / Рогова Г.В., Никитенко 3.Н // Иностр.яз. в школе. 1982.№ 6.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. § 1. Компьютерная лингвистика23



  • В продолжение темы:
    Аксессуары

    (49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

    Новые статьи
    /
    Популярные