История санта клауса. Откуда взялся санта клаус

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад. Образ Санты складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, перчаточки и мешок с подарками.

19 декабря вся Русь Православная отмечает день святителя Николы Угодника . Именно он стал прообразом сегодняшнего Санта Клауса, как его называют на Западе. Откуда взялся толстый новогодний мужик в красном зипуне, который разъезжает на оленях, живет почему-то в Лапландии и дарит всем детям подарки? А ведь Санта Клаус, то есть святой Николай, жил в 4 веке в городе Миры страны Ликия (нынешняя Турция), был худощавым монахом и даже вряд ли видел снег. Как же случилось, что имя одного из величайших подвижников Церкви стал персонажем новогодней детской сказочки? Ответ прост - апостасия, всеобщее отпадение от веры христианской, от Матери-Церкви. Сегодняшний американец не понимает, при чем Христос в Рождестве, потому что и само слово Рождество - Christmass («Христова месса») стало писаться вот так - «X-mas». Близость памяти этого святого к Рождеству сделало его героем этого праздника, потерявшего для западного человека всякие христианские корни.

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз. Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус. А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково - Святой Николай.

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям. Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались - он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме - с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями - волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, - без подарков опять обойтись было невозможно. А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (вспомните эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

Сегодняшний Санта Клаус - совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал (ни много ни мало) символом Рождества! Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он - в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

Где живет Санта Клаус

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на северном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии. В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса, и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных стран с просьбами и пожеланиями.

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голландскими поселенцами в Америке. Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем детям, которые вели себя не так, как надо. Особую популярность главный рождественский герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора, так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.

Где родился Санта Клаус

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками.

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Христиане давно подозревали, что Санта Клаус – злая задумка сатаны, чтобы отвлечь людей от Иисуса к своему детищу**. Некоторые сравнивали имя «Santa Claus» с «Satan claws» (когти сатаны) и отмечает вовсе не рождение Иисуса.

Сатана придумал Санту и дал ему своё имя, переставив одну букву (санта=сатан), с целью подменить им Иисуса, оттянуть симпатии людей от Иисуса к нему. Поэтому Санта появляется во время предпологаемого рождества (Christmas).

Он иногда плотничает и любит детей, как Иисус; он вершит свой суд, как Бог, решая, какой ребёнок достоин хорошего подарка, какой похуже; он путешествует через небо, как ангел; дети должны молиться Санте о подарках, и получат их только если они верят в него, как в Бога;

Но, кроме этого, его дом на севере, как и у сатаны (Ис.14:13); его помощники – эльфы и гномы, которые являются ни чем иным, как чертями и бесами; он приходит в дом, как домовой, через печь и только ночью, как и вся нечистая сила; родители кладут подарки и лгут детям, что их оставил Дед Мороз-Санта, потому что, где сатана, там всегда присутствует ложь . Когда дети вырастают, они думают, что Дед Мороз – это сказка для детей, а Иисус – сказка для взрослых. Это как раз то, чего добивается сатана.


Давно уже замечено

Очень странный и подозрительный факт . Давно уже замечено, что Санта постоянно навязывает бренд Coca-Cola. Сегодня уже доказано, что это напиток является практически ядом для организма человека. Изначально в оригинальный состав Кока-Колы входило несколько мг кокаина. Отсюда и "Кока" в названии.

Как уверяет представитель компании Coca-Cola, кокаин в состав напитка больше не входит. Однако, в это с трудом верится т.к. сам рецепт современной Колы известен только двум людям на планете (к чему такая скрытность?) + по сей день, компания Coca-Cola импортирует листья коки, которые используются для производства кокаина в Соединенных Штатах.

Coca-Cola является единственной американской корпорацией, имеющей юридическое право на импорт листьев коки в Соединенные Штаты, что дает повод предполагать наличие наркотических веществ в Кока- Коле.

Например, Межрегиональная общественная организация потребителей «Открытое объединение потребителей» потребовала через суд запретить продажу на Coca-Cola т.к. компания Coca-Cola – специально не указывает на этикетке своего продукта полный состав.

Есть еще интересный момент . При производстве кока-колы используется некий секретный ингридиент Х7. Это белый порошок, который готовым привозят на заводы по производству колы и добавляют в готовую продукцию. Руководство заводов и технологов не ставят в известность о составе порошка. Что там-никому не известно.

В составе кока-колы однозначно есть какой-то элемент, провоцирующий снова покупать эту отраву. Многие утверждают,что добавляют коку, иными словами что-то вроде синтечического кокаина, иначе нельзя объяснить огромное кол-во людей, которые имеют зависимость от этого напитка.

Значение имени санта

Надеемся, что ни у кого не вызовет сомнения тот факт , что Санта-Клаус - это даже не порождение дьявола, а САМ ДЬЯВОЛ.

К примеру, на Востоке Германии он широко известен как Косматый козел (к чему бы это?), а также Мусорщик и Ездок. В Нидерландах он Занта Клаус, которому безропотно услуживают «Черные Питеры» (черти).

Также, если смотреть на его имя как в зазеркалье, то его имя трансформируется в САТАН-ЛУКАС (lucas – уменьш. от дьявол). "Cанта" - это же неполная анаграмма от "Сатана". И поверьте на слово, это не просто совпадение.

А что скажете о КЛАУСЕ, Claus в перестановке букв читается как ЛУКАС - L-U-C-A-S, а ЛУКАС - это сокращённая форма ЛЮЦИФЕР. Например в 1929 году одна Организация Нового Века (New Age) поменяла своё называние с Lucifer Trust на Lucas Trust. Думаете случайность?

Дьявол носит такое имя старый Ник

В «Истории Хобгоблина» автор Аллен В. Райт пишет: «Само имя Робин было средневековым прозвищем дьявола и его отличительным смехом было «Хо хо хо!»»

- Примерно в 1600х Робин Гудфеллоу играл дьявола во многих многих спектаклях. А спектакли были тогда очень популярны, у них ведь не было таких театров и кинотеатров, как сегодня. Так что театральные постановки были существенной частью общества тех времён, и перед тем, как дьявол появлялся на сцене, он заявлял о себе своим фирменным «хо хо хо». И вот, дамы и господа, то, откуда взялось это «хо хо хо» Санта Клауса.

Давайте перейдём к Оксфордскому Английскому Словарю, в котором указано определение дьявол а… это невероятно! Здесь говорится: «Дьявол» - носит такие имена как Сатана, Люцифер, Веельзевул, … а в простонародной разговорной речи известен как… Старый Ник.»

Да-да… тот самый старый Ник , о котором мы говорим, на чьих руках мы позволяем сидеть нашим детям в торговых центрах, мы смотрим фильмы, вращающиеся вокруг старого Ника.

Но если посмотреть на него в древние дни, то вот как выглядел тот старый Ник! Это старый Ник, которого использовал ха-сатан...сатана...это то, как зовут дьявола – старый Ник. И снова: "Но для меня это значит совсем не это!"

И я надеюсь, к этому моменту вы уже поняли, что это НЕ важно, что это значит для меня. Важно ТОЛЬКО то, что это значит для Него. Все эти вещи очень сложно проглотить сразу...в этом нет никаких сомнений!


Второй Ватиканский Собор официально заявил


В 1970м ...давайте продолжим... Второй Ватиканский Собор...послушайте это!... официально заявил, что римско-католического священника по имени Николас никогда не существовало!

Они понизили святого Николаса в сане, отняли его принадлежность к святым, поскольку в Ватикан поступило очевидное доказательство того, что вполне возможно, что он никогда даже не существовал...наряду со многими другими святыми.

Далее Второй Ватиканский Собор признал, что легенды, связанные с этим «святым» не имеют христианского происхождения и возможно пришли из самих языческих традиций! Таким образом мы видим, что Святой Николас был скорее всего выдуманным святым, который был связан с богом солнца, позже известный как Один.

Им понадобилось христианизировать его, сделать из него святого...со временем цвета были изменены, мы видим эльфов появляющихся на горизонте, которые преображаются из злобных в маленьких милых существ, делающих игрушки...всё это американская модернизация очень сатанинского злого языческого по происхождению праздника.

Помощники и друзья Санты, да еще и какие!

К 1500-м годам в Голландии ...там святой Николаус стал "Синтер Клаасом". Окэй...итак, святой Николаус превратился в Синтер Клааса -- добрый и мудрый старик, с белой бородой и в белой одежде, в красной мантии и с посохом...и он разъезжал верхом по небу и по крышам домов на своём белом коне в компании своих чёрных джеков, которые были Крампусами, которых мы только что видели, оставляя подарки для людей под своим священным деревом, которым была ЁЛКА!

Он заглянет к вам в гости на свой день рождения -- 25-го декабря, конечно же... и подарит вам подарки, если вы были хорошим, или если вы были плохим, то его чёрные джеки поколотят вас.

Честно говоря, у Санта Клауса тоже есть помощники, да еще и какие! В разных странах – это ангелы и черти, а также Черный Петер, Мохнатый Козел, Вельзевул, Черный Проказник, Ганс Муфф, Кнехт Рупрехт.

Последний, например, изображал черта, носил белый плащ (позднее красный) с капюшоном, звенел цепями, порол розгами провинившихся и непослушных детей, а совсем уж скверных засовывал в мешок и уносил с собой.

Крампус рождественский демон - лучший друг Санты-Клауса

Крампус был чисто языческим созданием, пришедшим из скандинавской мифологии, но католической церковью было принято решение связать его с христианской традицией и подружить его со Святым Николаем (теперь Санта-Клаус). С XVII века Санта-Клаус и Крампус стали своеобразным католическим рождественским инь-ян. Санта-Клаус приносит подарки, но перед ним появляется Крампус приносящий боль.

Крампус имеет множество различных образов. Он может быть братом-близнецом дьявола, летучей мышью, козлом, жутким снеговиком... Как правило, в образе используются рога и шкура животного.

Крампус традиционно имеет длинный язык, чуть ли не до живота, и одну человеческую ногу, и одну ногу козла (сатаны).

Когда Австрия была под властью фашистской Германии, Крампус стал символом греха, анти-христианских идеалов. Газета австрийской католической Союза призвала к бойкоту Крампуса. Праздник Крампуса (5 декабря) был запрещен, а все кто одевался в костюмы друга Санты попадали в тюрьму за нарушения правопорядка. После войны, в 1953 году глава системы детских садов Вены опубликовал брошюру, в которой Крампуса называли "злым человеком".

Идея оставлять молоко и печенье для Санта Клауса.

Энциклопедия ВорлдБук говорит следующее: «Верование в то, что Санта входит в дом через трубу произошло от норвежской легенды. Скандинавы верили, что богиня Герта появилась в камине и принесла дому удачу».

Отсюда, в общем-то, и произошло английское слово Hearth – камин, оно происходит от Герты, которая была богиней северных народов. Так что вы снова видите, прямо из ВорлдБук энциклопедии, что приход Санты Клауса в дом через трубу не имеет ничего общего с чем-то хорошим, но опять же имеет связь с богом, приходящим через огонь. Дамы и господа, я знаю только одного бога, приходящего через огонь, и это сам сатана, и однажды он будет брошен в озеро огненное.

И здесь мы продолжим: «Друидские домовладельцы оставляли угощение, состоящее из молока и выпечки, чтобы ублажить это божество , приходящее через трубу в их камин». Вот откуда взялась эта идея оставлять молоко и печенье для Санта Клауса. Нам кажется, что мы сами это придумали, что это забавно, но всё это тянется из давних времён, дамы и господа, ещё от друидов, когда они оставляли молоко и выпечку для их бога, который приходил через огонь в камине 25го декабря, в день его рождения.

«Еловое дерево считалось магическим, потому что оставалось зелёным круглый год. В некоторых культурах оно украшалось фруктами, что символизировало новую жизнь, а в других культурах оно украшалось 12ю свечами в честь своего бога солнца. ... --Потому что праздник Сатурналии длился 12 дней, вот откуда 12 свечей рождества... -- Сегодня мы даже поём ему песни! В точности, как делали они в своих языческих ритуалах».

Главное действующее лицо рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Санта Клаус которого мы сегодня знаем объеденяет в себе множество легенд и историй, претерпевших некоторые изменеия с течением времени. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие.

С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками.

Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем - Старым Ником (nick - «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, преобретя облик Санта-Клауса.

Позже Николай был канонизирован и теперь в христианском мире он известен как Святой Николай Угодник. В Православной церкви Святой Николай считается покровителем путешественников. Римская Католическая Церковь чтит Святого Николая как святого помогающего детям и беднякам. Святой Николай стал основным святым которому молятся за детей. 6 декабря - это именины Святого Николая.

Впрочем, Санта-Клаус - это не единственное, хотя и наиболее распространенное его имя. В Германии он Санта-Николаус (святой Николай), в Финляндии - Иолупукке, в Италии - Баббо Натале, во Франции - Пер Ноэль, в Норвегии - Юлетомте, в России - Дед Мороз и т.д. Но миссия у него одна - дарить детям подарки на Рождество.
Спутники Санта-Клауса

Вначале Санта передвигался пешком, а сопровождал его один эльф-помощник, одетый в зеленую одежду и колпак. Затем, в XIX веке писатель и поэт К. Мур озаботился проблемой их транспорта и придумал волшебные сани, запряженные белыми северными оленями. Позже количество эльфов-помощников Санты увеличилось, они помогают Санте управляться с подарками и непременно одеты в красные колпаки, доставшиеся им от предшественника.
Чулки над камином

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.

Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. "Дядюшка Маркус", Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме"

Холм который расположен прямо на восточном побережье Финляндии напоминает уши кролика но на самом деле является ухом Санта Клауса, которым он слушает как ведут себя дети со всего мира. У Санты есть помощники, это группа эльфов, которые имеют собственную историю в Скандинавских легендах.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные