История танца, как вида искусства. История возникновения и развития танца История танцевальной культуры


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

Танец - самое возвышенное, самое волнующее и самое

прекрасное из всех искусств, поскольку он не просто

отражение жизни или отвлечение от неё, а сама жизнь.

(Хэвлок Эллис. «Танец жизни»)

Что такое танец? Что представляет из себя божественное искусство Терпсихоры , каковы истоки его возникновения и принципы развития ? В чём, наконец, его притягательность, не увядающее на протяжении тысячелетий? Вы никогда не задавались этими вопросами? А ведь ответы на них могут быть очень любопытны многим людям. И не только тем, кто по роду своей профессии занимается хореографией, но и историкам, искусствоведам, социологам и многим другим. В самом деле - танец, как явление сугубо общественное, социальное, представляет собой целый пласт, отражающий посредством своих методов и приёмов историческое, социальное и культурное развитие человеческого общества. Пласт этот очень интересен и не достаточно глубоко, по моему мнению, «вспахан» современной наукой. Историки сосредоточились больше на аспектах экономического и социально-политического развития общества, искусствоведы значительно больше внимания уделяют архитектуре или живописи, да и на современных театральных и особенно эстрадных подмостках танец играет далеко не первую роль по сравнению и вокалом или тем же разговорным жанром. За что же такая немилость? Ведь хореографическое искусство, пожалуй, древнейшее в мире, оно пережило тысячелетия, зародившись в человеческой среде тогда, когда цивилизованного общества с его экономикой и политикой по сути ещё и не было. Почему танец, который на заре человеческой истории, на ровне с культом и магией, был главнейшим из всех видов психической и социально-культурной деятельности людей, теперь отошел на задний план? Когда и почему такое произошло? Во всем этом многообразии вопросов мы и постараемся разобраться.

И вернемся к самому первому. Так что же, наконец, такое - танец? Чтобы ответить на этот вопрос нужно докопаться до корней, до истоков. Вот давайте засучим рукава и вместе покопаем. Но для начала нам понадобится «лопата», т.е. метод, с помощью которого мы будем классифицировать и раскладывать корешочки по полочкам. И метод этот есть. Он довольно прост - это метод логического отбора. В самом деле, давайте логически по-рассуждаем, что же могло лечь в основу возникновения искусства танца в человеческом обществе. Какими потребностями были продиктованы появления ритмических телодвижений того или иного рода. Ясно, что танцы не являются чем-то таким, без чего человек прожить не сможет, как, например, без воды или еды. Человек, как вид, прошел длительный и очень трудный путь эволюции, на котором главной его задачей было выживание. Недавно мне удалось побывать на одной из древнейших стоянок первобытного человека на территории России - Ахтышской пещере на юге Краснодарского края, где самые ранние культурные слои со следами разумной деятельности датируются 300 тыс. лет назад, т. е. относятся ещё к эпохе неандертальцев, которых затем, около 50 тыс. лет назад, сменили в пещере стоянки кроманьонцев, людей современного типа. Пробыв всего лишь полчаса в этой мрачной, неуютной и тёмной пещере с низким потолком, влажными стенами и полом, где даже в самую жаркую погоду температура не поднимается выше 10-12 градусов по Цельсию и куда запросто могли забрести хищники и заползти змеи, я очень отчетливо представил себе насколько трудна была жизнь первобытных людей. Значит если древний человек часть своего драгоценного времени тратил не на добывание пищи или обустройство быта, а на занятия этими самыми ритмическими телодвижениями, то это было для него действительно очень важно. Что же могло иметь такую важность для наших далёких предков? Многие склонны считать, что это - ритуальные обряды. Да, это логично. С богами и демонами шутки плохи. Их надо постоянно почитать, ублажать, приносить жертвы, но, согласитесь, для почитания и жертвоприношения совсем не обязательно скакать, прыгать, вращаться и извиваться в определённом темпе и ритме. Можно сделать всё гораздо рациональнее и с меньшими затратами сил, которые ещё понадобятся на охоте или в войне с соседями. Скорее всего, причина возникновения танца лежит несколько глубже, чем принято считать.

Если верить многочисленным в наши дни толковым словарям и энциклопедиям, то можно в целом определить танец, как вид искусства, отображающий внешние проявления жизни в образно-художественной форме , посредством движений человеческого тела, мимики и пантомимы. «Танец. Разве он не то, что мы видим?!» вопрошает П.Валери в своём сочинении «Душа и танец». Да, это так, но, не совсем. Не всё можно объяснить лишь простой реакцией человека на окружающий мир. По этому случаю у великого Гёте есть весьма кстати интересное высказывание: «… что же такое есть внешность живой природы, если не вечно меняющееся проявление внутреннего?». Гениально! Запомним эти слова. Эту же мысль развивает в своей работе «Сочинение танца» известный балетмейстер, Народный артист СССР Ростислав Захаров: «Танец основан на действии. Но не может быть действия внешнего без действия внутреннего . Все действия внешние, выраженные в движениях, жестах, позах, танцевальных па, зарождаются и формируются внутри - в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях». Вот мы и пришли, как мне кажется, к истоку. Первопричиной возникновения танца, так же, как и религиозного культа, стала психика, внутренний, духовный мир человека. По моему убеждению, культ не породил танец, а появился одновременно с ним. Это были самые первые внешние социальные проявления, усложняющейся внутренней психики человека на заре его развития как вида. Именно эти социальные явления, наряду с увеличением объёма головного мозга, прямохождением и членораздельной речью, явились теми решающими факторами эволюции, которые позволили человеку современного типа окончательно выделиться из дикой природы. Великий физиолог Павлов считал, что одним из главных рефлексов человека является рефлекс инициативы . Психика и стала инициатором возникновения танца , как общественного явления. Разумеется, на первых порах он был тесным образом переплетён с культом и магией, их невозможно было отделить друг от друга. Разделение и более узкая специализация этих явлений произошли значительно позднее. И главенство постепенно захватил культ. Почему так? Всё очень просто. На самых ранних стадиях дифференциации человеческого общества из общей массы родовой общины выделились две привилегированные социальные группы: военные лидеры-вожди и духовные лидеры-шаманы, знахари, колдуны. Естественно, в большинстве своём, это были умные, энергичные люди, они очень быстро поняли необходимость объединения своих усилий в деле сохранения и умножения своего особого социального статуса. Основным методом духовного воздействия на более тёмных и примитивных сородичей в то время был культ, навязывавший страх и почитание богов, духов и других высших сил. В древнейшем мире каменного века не было силы действовавшей на умы людей сильнее, чем страх перед непознанными силами природы, на который и опирался культ. Танец в этих условиях отошёл на второй план и стал лишь «обслуживать» обряды, украшать их и усиливать фактор психологического и энерго-эмоционального воздействия на участников культовых обрядов и церемоний. О воздействии танца на человеческий организм мы ещё поговорим, сейчас же вернёмся к вопросу о причинах его зарождения.

Появление танца, как и любого психо-физического явления, имело свой механизм. Попробуем его воссоздать. Для этого нам надо будет сделать небольшой, но совершенно необходимый, экскурс в древнейшую историю, чтобы попытаться ответить на вопрос: когда зародился танец? Не вдаваясь глубоко в проблемы антропогенеза, которые выходят за рамки интересующей нас темы, скажем коротко, что, биологический вид современного человека Homo sapiens, к которому относимся и мы с вами, разделяется на два подвида: Homo sapiens neanderthalelaensis (неандертальцы) и Homo sapiens sapiens (кроманьонцы).

Мустьерская культура, созданная неандертальцами в раннем палеолите была самой развитой из всех существовавших до появления в Европе Человека современного вида, да и сами неандертальцы были наиболее близки к нам по уровню своего умственного развития и биологического строения, а по объёму головного мозга классические неандертальцы даже превосходили современных людей. Так может это они первыми «придумали» танец ? У них впервые обнаруживаются зачатки духовной культуры. Основанием для такого вывода является появление у «мустьерцев» обычая хоронить умерших, чего не наблюдается у более ранних гоминид, не говоря уже о животном мире, а также поклонение медвежьим черепам и нижним челюстям. Однако утверждать определённо о появлении духовной культуры в мустьерскую эпоху трудно из-за отсутствия каких-либо знаков и даже изображений в этот период. То же относится и к языку неандертальцев. У них наверняка существовало звуковое общение, но какое? Последние исследования сохранившихся скелетов Homo heanderthalelaensis позволяют предположить, что они могли издавать только резкие звуки фальцетом, их гортань была менее развитой в сравнении с современными людьми. Вполне возможно, что у неандертальцев существовала достаточно сложная, в сравнении с другими биологическими видами, система звуковой коммуникации, однако эта неразвитость гортани, по-видимому, препятствовала появлению у них цельной членораздельной речи, без которой, по сути не может быть полноценной духовности в широком смысле. Для зарождения такого сложного социально-культурного процесса, как танцевальное искусство (как, впрочем и любого другого вида искусства) в обществе должен сложиться достаточно высокий уровень мышления, общения и духовности, чтобы появилась настоятельная потребность, которая и инициирует возникновение танца , как материальной, двигательной реализации этой новой потребности. Да и само строение тела неандертальцев не очень подходило для танцев. Небольшого роста, мускулистые, приземистые с короткими мощными ногами, они прочно стояли на ногах, но вот для бега, прыжков и всякого рода лёгких пластичных движений они были явно не приспособлены. Так что танцорами , судя по всему, они были неважными и появление уже танцевальной культуры, в нашем её понимании, скорее всего относится к последующей эпохе верхнего палеолита, эпохе господства Человека уже современного типа или как его часто называют - кроманьонца. Современный молекулярный анализ показывает, что неандертальцы были, вероятнее всего, боковой, родственной ветвью эволюции, а не прямыми предшественниками и прародителями Homo sapiens sapiens . Сейчас многие учёные считают, что он пришёл из Африки, где его самые ранние следы обнаруживаются около 100 тыс. лет назад. В Европе он появляется примерно около 50 тыс. лет назад и некоторое время соседствует с неандертальцами. Но, постепенно вытеснив неандертальцев и лишь в незначительной степени ассимилировав их, кроманьонцы, как более развитый вид, завоёвывают полное господство. Неандертальцы, не выдержав конкуренции, навсегда исчезают с исторической сцены. Раскопки самых ранних европейских стоянок кроманьонцев показывают, что в период их сосуществования с неандертальцами последние зачастую включались в пищевую цепочку нового Человека. Попросту говоря, кроманьонцы охотились на неандертальцев , как на диких зверей, не делая между ними большой разницы. Это подтверждают находки костей неандертальцев в кучах пищевых отбросов вблизи стоянок первых людей современного вида. Человек современного физического типа приносит с собой в историю несомненные и устойчивые признаки культурного существования: членораздельную речь, изображения, знаки, символы и т.д. Всё это даёт тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Таким образом, «авторское право» на «изобретение» танца мы безоговорочно отдаём «Человеку разумному разумному». И произошло это событие скорее всего в эпоху верхнего палеолита, одновременно с зарождением первых культовых верований и изобразительного искусства. Всё это произошло так давно, а археологических и иных исходных материалов так мало, что утверждать что-либо наверняка невозможно, но по логике вещей, наиболее вероятным, в хронологическом смысле, временем возникновения танцевальных традиций представляется период Мадлена (15 - 10 тыс. лет назад).

Именно в этот период первобытное искусство и, прежде всего пещерная живопись, достигает своего наивысшего уровня развития. Мадленским периодом датируются наиболее известные и совершенные пещерные галереи: Ласко, Альтамира, Монтеспан. Логично предположить, что именно в этот период, когда усложняющаяся человеческая психика и общение инициировали появление потребности в изобразительном искусстве могла возникнуть потребность и в других формах искусства - в том числе танцевального подтверждением этому служат наскальные рисунки в пещерах Франции и Испании, где из 1794 рисунков - 512 изображают людей в разных позах и моментах движения, которые периодически повторяются, кроме того, около 100 рисунков посвящены каким-то человекоподобным существам. Если учесть, что пещерная живопись очень реалистична, даже фотографична, художник ещё не мог мыслить абстрактно, он ничего не выдумывал и рисовал то, что видел своими глазами, то можно спросить - что же такое он видел? Если отбросить версию инопланетян или мутантов, то, скорее всего - это люди, наряженные в животных или каких-то духов, которым они подражают.

Стоп!!! Итак - на древнейших рисунках, которые являются по сути своей самыми ранними историческими источниками, показано подражание животным или духам природы! Но что это такое? Попробуйте без слов изобразить какое-либо животное или явление природы, как в известной детской игре, когда одни изображают что-то, а другие должны угадать что это такое. Как вы будете подражать? Подражать можно лишь звуками, мимикой и телодвижениями, а что это как не самый ранний танец по своей сути! Косвенным подтверждением того, что танец зародился в эпоху Мадлена, является и тот факт, что примерно к этому периоду относятся и появление у людей первых музыкальных инструментов: например флейта из рога северного оленя из стоянки Молодова и молоток тоже из рога северного оленя и колотушки из бивней мамонта из Мезинской стоянки. А следовательно можно говорить и о начале музыкального пласта первобытного искусства. Мы уже упоминали о тесном переплетении всех жанров доисторического искусства. Исходя из этого, можно с большой степенью вероятности утверждать, что музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, мимики, возгласов, т.е. по сути - от танцев.

Итак, мы ответили на первый из поставленных вопросов: когда могла возникнуть самая ранняя танцевальная культура? В Мадленскую эпоху позднего палеолита примерно 15 - 10 тыс. лет назад. К сожалению, танец не оставляет после себя столь объективного и долговечного материального памятника, поддающегося точной датировке, как живопись или архитектура, но вряд ли это могло произойти намного раньше - человеческое общество было ещё просто не готово. Теперь пойдём дальше и попытаемся ответить на следующий вопрос: как произошло зарождение танцевальной культуры?

Мы уже говорили о том, что танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся с вами постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться, размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не задумываясь. А зачем мы это делаем? Да мы просто себя после этого гораздо лучше чувствуем! Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической памятью. Мы способны запоминать понравившиеся нам телодвижения, после которых мы чувствуем себя лучше и бодрее, и можем воспроизвести их. Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется. Вот где собака зарыта! Нам нужно движение, чтобы жить! Всё в этом мире находится в постоянном движении, всё вибрирует и меняется. Человек - дитя этого мира и не может существовать отдельно от его объективных законов. А один из главных законов Матери-природы это закон вечного движения и изменения. «Ничто не вечно», «Всё течёт, всё изменяется» - гласит народная мудрость. Поэтому человек вынужден был, кроме необходимых производственных телодвижений, прислушиваясь к голосу природы, совершать и ещё дополнительные движения для сохранения своего жизненного тонуса. Казалось бы, зачем ему это, ведь первобытная жизнь была физически тяжела и полна опасностей, человек и без того получал большую физическую нагрузку и явно гиподинамией не страдал. А вот и нет!

У вас бывали случаи, когда вы после напряженного рабочего дня «набегавшись» и «намаявшись» попадали вдруг на классную дискотеку да ещё в хорошей компании?! И наплясавшись и повеселившись там от души - как вы после этого себя чувствовали. Наверняка у вас было ощущение радости, удовольствия и, что самое главное - душевного подъёма, хотя физически вы может быть и уставали. Но психически - вы получали такой энергетический импульс, который наполнял вас новыми силами и делал оправданными энергозатраты на его приобретение. Мы существа со сложной и высокоорганизованной психикой, наши чувства и мысли оказывают влияние на наши энергетические поля и поэтому психический, душевный заряд для нас даже важнее физического, так как именно наша психика посредством био-электрических импульсов управляет всеми физическими процессами в нашем организме. Я убеждён, что именно эта потребность в периодической психической подзарядке и инициировала самые ранние потребности человека в ритмических телодвижениях. Обратите внимание - не в простых, а именно в ритмических телодвижениях. Почему так? Да потому, что все наши внутренние органы, всё тело и нервная система находится в постоянной вибрации и пульсации, которые имеют свой ритм: сердце бьётся в определённом ритме, дыхательный цикл также осуществляется строго ритмически и т.д. Поэтому и психо-энергетическая зарядка тоже должна осуществляется ритмически, чтобы не попасть в диссонанс с природно-биологическими ритмами тела. И баланс этот человек искал чисто эмпирически, путём проб и ошибок. Что интересно, так это то, что процесс этот продолжается и до сих пор! Думаю, вы не раз наблюдали как человек, заслышав понравившуюся ему ритмичную, задорную музыку, начинал непроизвольно раскачиваться, притоптывать и подёргиваться в такт этой музыке. Вот так же и древние люди, «творили» почти на бессознательном уровне, пока рано или поздно, не складывался у них определённый «комплекс» ритмических телодвижений - ! Они, конечно, мало чем напоминали танцы современные , но у них и задачи были другие. В данном случае мы говорим не о привычных для нас танцах, а о культуре самых ранних форм ритмических телодвижений под примитивное, скорее всего голосовое и шумовое сопровождение, которые и можно классифицировать, как самое начало танцевальной культуры. Она была неразрывно связана с появлением магии и ранних форм религии, а также музыкальной и изобразительной культурой. Все эти явления появились, на мой взгляд, практически одновременно и существовали, по-началу, как единый комплекс психической активности человека, направленной на познание окружающего мира и самого себя. Кроме всего, музыка и танец способны оказывать на человеческий организм не только физиологическое, но и мощное эмоциональное воздействие. Прослушивание хорошей музыки и ритмическая двигательная подзарядка вызывает в организме дополнительное выделение гормонов радости и удовольствия - эндорфинов, которые стимулируют всю нервную систему. Знаю это по своему личному опыту. Именно поэтому многие люди любят танцевать. В процессе слияния музыки и движения тела они получают большое удовольствие. В этом кроется ещё одна косвенная причина возникновения танцевальной культуры. Людям нравилось танцевать . Они получали от этого удовольствие! А если вам что-то нравится, от чего-то вы получаете удовольствие, то вы всегда найдёте для этого время и возможности.

Итак, вовсе не потребности ранних религиозных обрядов стали инициатором возникновения танцевального искусства , этим инициатором была сама психика древнего человека, его потребность в периодической ритмической подзарядке и нарастающая потребность в познании мира, самовыражении и получении удовольствия. А представители культа, люди, как правило, наиболее умные и развитые для своего времени, быстро заметили какое психическое и эмоциональное влияние оказывает музыка и танец на человека и стали использовать его как средство усиления своего воздействия на умы и сердца соплеменников во время свершения обрядов. Тем более, что первые танцы , скорее всего, были групповыми , а толпа обладает эффектом резонанса, многократно усиливая степень воздействия на каждого отдельно взятого участника обряда. Почему я так думаю? Так называемый в просторечии «стадный эффект», думается всем знаком. Масса оказывает огромное влияние на отдельного индивида, подчиняя себе его индивидуальную волю и вовлекая его в свой процесс. Сопротивляться этому влиянию в первобытном обществе было невозможно и бессмысленно, отдельная личность не могла выжить в суровом мире в одиночку, без своей общины. Поэтому всем, в конечном итоге, приходилось принимать общие правила игры, устанавливали которые, как правило, наиболее умные и авторитетные люди - вожди и жрецы. Участвуя в общегрупповых праздниках, обрядовых плясках и ритуалах, в которые вовлекались практически все члены общины, человек чувствовал себя частью общего большого целого, ощущал себя защищённым, энергетически и эмоционально подзаряжался от него. Именно групповые танцы и пляски наиболее отвечали тем необходимым требованиям, которые усложняющаяся социальная жизнь первоначально предъявляла к нарождающемуся танцевальному искусству .

Вице-президент Волгоградской Федерации Современного Танца (ВФСТ),

старший преподаватель отделения хореографии института художественного образования ВГПУ;

руководитель ЦТС "Динамо-Волгоград"

Черников Константин Петрович

Беседа для младших школьников

«История зарождения и развития танца»

(в рамках эстетического развития)

Уважаемые ребята, вы никогда не задавались вопросом: «Что же такое танец?», - увидев на сцене или по телевизору балетный спектакль, красивый народный или эстрадный танец. «Откуда идут его истоки? Как овладеть этим искусством?». Сегодня вы узнаете историю зарождения и развития танцевального искусства.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства.

А вы знаете, что первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом? Древний человек передавал свои впечатления об окружающем мире разнообразными движениями и жестами, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Эти действия имели ритуальное значение. И первые танцы носили ритуальный обрядовый характер.

Танец во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец.

Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками. С развитием общества развивались и танцы, появлялись разнообразные формы: уже у древних греков танцы можно было разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно- бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.

На Руси зарождение различных танцев относится к глубокой древности. Самым древним русским народным танцем был хоровод – это массовый танец, его рисунок – простой круг, олицетворял движение Солнца вокруг Земли. Позднее появились кадрили, ланцы, шестеры и т.д.

А вот первые профессиональные танцы, первые балеты возникли еще в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями (от слова Branle – качание, хоровод) со временем возникла французская хореография. И до наших дней в профессиональной хореографии сохраняется терминология именно на французском языке.

В России хореография зародилась еще в VI в. до н э. и долгое время существовали различные учения и методики преподавания до тех пор, пока более ста лет назад балерина и педагог А.Я. Ваганова не создала логическую четкую систему классического танца. Именно по этой системе уже много лет обучают детей классическому танцу в балетных и хореографических школах, студиях, отделениях. Именно система А.Я. Вагановой является основой профессионального танца.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Особенности преподавания народно - сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива»

Педагог – хореограф

Чеснокова Т.Е

  1. Введение
  2. Значение народной культуры и народно - сценического танца в эстетическом воспитании детей.
  3. Построение урока народно – сценического танца в детском хореографическом коллективе.
  4. Возрастные особенности преподавания народно – сценического танца.

Народное искусство – это чудесная неиссякаемая сокровищница, откуда черпали и будут черпать материал, для своего творчества создатели танцев. Только любя, понимая и зная народное искусство, можно и пользоваться им, и приносить ему пользу.

Танец – своеобразная летопись жизни народа. Преобразования в жизни народа отражаются на развитии народного искусства. В хореографию приходят новые темы, сюжеты, образы. За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Но по-прежнему в этих танцах отражается душа народа, подчеркивается та или иная манера исполнения.

Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец.

И, так как здесь речь пойдет о детском народном коллективе, необходимо отметить, что народный танец является одним из важнейших средств эстетического воспитания детей.

Работать с детьми – значить ежедневно, ежечасно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный душевный опыт, формируя его личность, развитую всесторонне и гармонично.

Одним из звеньев воспитательного процесса в целом можно считать урок народно - сценического танца, в котором воспитание и обучение неразделимы.

Прогрессивная практика обучения выделяет главные направления учебного процесса: «учить нужно легко, приятно, основательно», «учить нужно доступно и прочно».

Исходя из этого, можно выделить основные принципы процесса обучения, которые необходимо использовать в построении урока народно - сценического танца:

  1. От простого - к сложному;
  2. Доступность.

Например, при изучении элемента украинского танца - движение «бегунок», сначала разучиваем это движение по кругу в «чистом виде», только после этого его можно исполнять в сочетании с другими движениями: различными поворотами, положением рук, и далее в более сложных комбинациях.

Объяснять новый материал лучше всего просто, четко, немногословно.

В основе урока народно – сценического танца лежит построение урока классического танца, включающего в себя экзерсис у станка и на середине.

Учитывая особенности народного танца в целом, и урок строится несколько иначе, точнее - вторая половина урока. Если в классическом танце «середину» составляет adagio и allegro, то в народно - сценическом - разучивание отдельных танцевальных комбинаций и этюдов. Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц.

В законченном виде урок народно – сценического танца может выглядеть так:

1) demi и grand plie.

2) Скольжение стопой по полу (battement tendu)

3) Каблучные упражнения, которые вводят в работу пятку

Опорной ноги.

4) Маленькие броски (battement tendu jete)

5) Упражнение с ненапряженной стопой (flic-flac)

6) Подготовка к «веревочке»

7) Низкие и высокие развороты колена (battement fondu)

8) Дробные выстукивания

9) Вращательные движения ногой (rond de jambe)

10) Раскрывание ноги на 90 градусов (devoloppe)

11) Зигзаги

12) Большие броски работающей ногой на 90 градусов (grand

Battement tendu jete)

13) Упражнения лицом к станку

14) Прыжки

15) Присядки

Экзерсис на середине:

  1. Вращения
  2. Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений
  3. Этюды

Но в такой форме урок может строиться только в работе со взрослым

коллективом, так как детский организм не выдержит такой нагрузки.

Из приведенного выше урока народно - сценического танца необходимо отобрать лишь те привычные элементы урока, которые ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию, музыкальность, в то же время, сохраняя общую структуру урока.

Дети разных возрастов существенно отличаются друг от друга по степени умственного, нравственного и физического развития. Учитывая возрастные особенности, силы и возможности детей педагог - хореограф и должен строить урок народно – сценического танца предъявляя каждому возрасту оптимальные требования.

Известно, что особенностью младшего возраста является его эмоциональная активность, стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности. То есть для младшего возраста урок можно построить на игровых элементах. В этом случае любой объясняемый материал будет лучше усваиваться, в силу психологических особенностей младшего детского возраста, то есть способности к активной, эмоциональной конкретной деятельности. Нельзя долго заострять внимание ребенка на отработке одних и тех же элементов. В данном случае он устает физически, рассеивается внимание. Ребенку необходима эмоциональная разрядка, смена действий, смена информации.

В подростковом возрасте важно учитывать стремление к взрослости, самостоятельности, более четкому осознанию своих действий. Здесь упражнениям у станка отводится примерно 1/3 урока, после чего можно переходить на «середину». Урок не должен быть монотонным, из каждого его, пусть краткого раздела, интересного ребенку именно новизной, надо извлечь пользу. Преподаватель сам должен решить каков удельный вес каждого движения в течение урока, и определить соотношение частей урока. Первые, самые простые движения предвосхищают более сложные и необходимы для того, чтобы потом ребенок правильно и красиво танцевал. Поначалу не надо долго задерживать внимание детей на одном движении. Слишком долгое пребывание у станка может вызвать скуку и даже потерю интереса к занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь большое внимание уделяется координации движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся отдельные пройденные движения в небольшие этюды.

В детском коллективе старшего возраста упражнения у станка усложняются технически и по эмоциональной окраске. Время, отведенное для занятий на «середине» постепенно увеличивается за счет сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными. Все новые элементы не должны «выдаваться» сразу, в течение одного урока, надо очень осторожно дать детям возможность освоить часть элементов; затем на время отложить выученный материал, подменив его новым. Правильность, четкость, точность выполнения элементов народного танца должны войты в подсознание ребенка, зафиксироваться в его мускульной памяти, стать своего рода рефлексом. Только в этом случае можно создать нужные предпосылки к успешной работе над различными танцевальными номерами.

Музыкальное содержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда уроков дети приучаются к своеобразному мелодическому мышлению. Соответственно для среднего и старшего возраста музыка подбирается более разнообразная с усложненным ритмическим рисунком и мелодической окраской. В детском коллективе младшего возраста необходимо выбирать предельно ясные мелодии, яркие, образные, особенно на первых порах. Музыкальное сопровождение на уроках должно быть органично связано с выполняемыми движениями, должно соответствовать характеру движений стилю и национальности, должно быть четко согласовано с ритмом.

Все вместе взятое воспитывает и музыкальную культуру, и вкус детей, что имеет не маловажное значение в будущем.

Серьезное место в построении урока народно – сценического танца в детском коллективе имеет и подбор репертуара и изучаемых национальностей, так как не все национальности можно брать для изучения в детском коллективе. Например, элементы русского, белорусского танца в детском коллективе младшего возраста будут усваиваться легче, чем элементы польского, узбекского танца. В детском коллективе среднего и старшего возраста соответственно репертуар должен расширяться. Можно уже для изучения брать элементы украинского, татарского, башкирского танца и других.

Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово педагога.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что не только к построению урока народно – сценического танца, но и ко всей работе с детским танцевальным коллективом в целом нужно подходить чутко, профессионально, грамотно, учитывая все специфические особенности детского возраста, с любовью к детям и к своей профессии.

Литература

1. Иноземцева Г.В. «Народный танец» - М., 1971

2. Резникова З.П. «Танцы народов мира»- М., 1959

3. Стуколкина Н.М. «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца»-

М., 1972

4. Уральская В.И. «Природа танца» - М., 1981

5. Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии» -М.,

1964

  1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» - М., 2004
  2. Телегина Л.А. «Народно - сценический танец» - Самара, 2002
  3. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца:- Упражнения у станка» - М., 2003
  4. Уральская В.И. «Рождение танца» - М., 2982

Министерство культуры РФ

Министерство культуры Свердловской области

ГОУ СПО Свердловской области

Асбестовский колледж искусств

Хореографическая постановка «Связанные»

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель:

Хазова Дарья Алексеевна,

студентка IV курса

хореографического отделения

________ ____________

дата подпись

Квалификационная работа Научный руководитель:

Допущена к защите Лященко Н.А., преподаватель

Зав. отделением хореографического отделения хореографического

творчества творчества

________ ________________ ______ ________________

дата Н.А. Лященко дата подпись

Асбест 2015

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки………..……….3

1.1. История создания танца, стиля……………………………….…..3

1.2. Источники и мотивировка выбора темы постановки………….13

Глава 2. Музыкально-хореографический сценарий……………….....………..16

2.1. Идейно-тематический анализ…………………………………...…..16

2.2. Творческий замысел постановки……………………………...…...17

Глава 3. Практическая значимость……………………………………………...24

Информационные источники………………………………………………26

Приложения…………………………………………………………………27

Глава 1. Обоснование выбора хореографической постановки

«Связанные»

История создания современного танца

Современный танец - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя.

Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец - это танец современный, модный и актуальный для своего времени. Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танцевальный стиль, который не имеет четких стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления.

Современный танец уходит своими корнями в классический балет. С одной стороны, современный танец был создан как реакция против формальных, твердых ограничений классического балета, (к примеру – акцент в данном стиле падает на свободные, выразительные движения, чего нет в классическом балете в котором всё подчинено определённым правилам), с другой стороны, современный танец вобрал в себя многие движения и шаги из классического балета которые вошли в репертуар современного танца.

Причиной зарождения современного направления хореографии стал кризис классической балетной школы в начале XX века. Танцорам того времени требовались новые техники, позволяющие выражать новые идеи о человеческой свободе, далекие от традиций классического танца.

Концепция современного танца заключается в свободе и выразительности движений, которые дают потрясающую возможность выражать свои чувства в самых ярких красках.

На протяжении XX века появилось множество различных направлений, в современный танец входят такие направления как: современный танец, контактная импровизация, джаз модерн, contemporary dance, свободная пластика, локинг, поп-локинг, брейк-данс, хип-хоп, джаз, фанк и многие другие.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации, способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

Предыстория современного танца начинается в начале 20-го века, тремя музами раннего современного танца в Америке были Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Лой Фуллер. Они создали свои школы модерн-балета - искусства, свободного от условностей. Импровизация и свободная хореография – это основной принцип современного танцевального искусства. Они по-разному объединили философию, драму, водевиль и древнюю историю в свои танцы, что и послужило отправной точкой для создания основ современного танца. 20-й век принес много новых танцевальных видов и стилей, самые известные из которых буги-вуги, джазовые танцы, блюз, чарльстон, рок-н-ролл, макарена, степ, ламбада, латиноамериканские танцы. В конце 20-го века распространение получили танцы в стиле диско, хип-хоп, брейк-данс, хастл, крамп, тектоник, ритм-энд-блюз и другие.

Айседора Дункан и несколько ее единомышленников решились бросить вызов традиционной хореографии. Они открыли свои школы, в которых преподавали основы модерн-балета. Основной идеей данного танцевального направления была свободная хореография, основанная на импровизации и выражении собственных эмоций. Общепризнанной основательницей танца модерн считают Айседору Дункан. Свою деятельность она начала в конце 19 века. Айседора Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей. Языком танца Дункан был язык естественных, выразительных, свободных движений. Необычайно выразительная и музыкальная, Айседора использовала в своих танцах-импровизациях свободные, раскрепощенные движения тела. Главным богом Дункан была естественность. Во имя ее она отрицала технику, изнурительный тренаж. Художественная практика Дункан поражала современников удивительным слиянием мира душевных переживаний, пластики и музыки.

Вторым поколением в области танца модерн являются такие хореографы как: Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков. Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М. Грэхем. Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году «Еретик» и «Первобытные мистерии». Грэхем создавала спектакли, основанные на легендарно-эпической теме, на сюжетах античной и библейской мифологии. Прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний. Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного танца Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в эксперимент. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо. Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением. Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон. Его хореография – это сложный синтез американского танца модерн и испано-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал. Герои изображаются в моменты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда подсознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли «Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен». Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. М. Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М. Грэхем и Д. Хамфри, М. Каннингем создал свою технику и школу танца. Таким образом, к началу 70-х годов ХХ века сложилось несколько основных школ танца – модерн: техника М. Грэхем, Д. Хамфри и Х. Лимона, техника М. Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца.

Джаз-танец развился из танцев африканских племён. Джазовый танец был привезен в Америку рабами из Африки в 17 - 18 вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспособились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, африканской и американской, и в результате возник уникальный зажигательный танец. В 20-е гг. ХХ века джазовая музыка и танец приобрели огромную популярность. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приёмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев.

В 40- 50-е гг. популярная музыка претерпела значительные изменения, а вместе с ней видоизменились и танцы. В этот период возникли стили современного джаза. Сегодня существует множество стилей джаза, которые танцуют под различную музыку. Но все эти стили объединяют энергичные и ритмичные движения. Ритм и координация движений - наиболее важные аспекты танца джаз. Характерной чертой джаза является синкопирование - акцентируются не только сильные доли такта, но и слабая доля такта. В танце джаз часто используются движения бёдер и таза, они придают танцу особую выразительность. Изолированные движения - это главная особенность джаз танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники джаз-модерна. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу, американские педагоги проводят первые семинары. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое направление - джаз-модерн. Джазовый танец пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный, постепенно становиться особым видом танцевального искусства, и захватывает всю Европу.Эта школа завоевала многие страны мира, она позволяет наиболее комплексно воспитать тело танцора. Джаз танец постоянно меняется, отчасти благодаря тому. Что танцоры могут привносить свои собственные движения в танец, а также из-за того, что джаз танцуют под самую разную музыку. В настоящее время можно выделить виды джаза: классический джаз или традиционный. Это ранние формы джаз-танца, исполнявшиеся африканцами.

Афроджаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Своё название он получил по имени улицы в Нью-Йорке, на которой расположено множество театров.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул Луиджи(Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

В 70-ые годы 19 века в Америке становятся популярными стили уличных танцев таких как: локинг, брейк-данс, хип-хоп, в 90-ые годы такие стили как: фанк, крамп. В самом начале эти танцы имели стихийный характер: молодёжь, собираясь вместе, устраивала свои соревнования по танцам, называя их баттлами. Затем к батлам стали готовиться заранее, приглашая зрителей и группы поддержки. В наше время подобные соревнования проводятся уже на международном уровне в самых разных местах нашей планеты.

Локинг - технически локинг очень близок к своему прародителю хип-хопу, поэтому много элементов было позаимствовано оттуда резкие и интенсивные движения, разнообразные кидания и покачивания рук, прыжки разных видов и уровней. Локинг представляет собой синтез движения и неподвижности.

Хип – хоп - культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Это танцевальный стиль на основе которого построена вся современная лексика клубных танцев. Жизнерадостный и энергичный, не агрессивный танец, в основе техники которого, - «кач» тела, прыжки, сочетание мелких движений руками и ногами. Музыка выделяется ломаным, динамическим ритмом средней скорости с короткими вставками инструментов.

Брейк-данс - первая часть представляет так называемый верхний брейк , который имеет практические бесконечные возможности, ограниченные разве что только фантазией исполнителя или команды исполнителей. В ней вы можете полностью и широко раскрыть себя, импровизируя как на ходу, так и перед выступление, создавая и придумывая новые элементы и движения. Движения этого направление требуют от танцора некоторой подготовки и отличаются специфичностью исполнения и имитируют несвойственные типы движений для человека в повседневной жизни: механические с фиксацией в определенных точках, либо шарнирные, схожие с движениями заводных игрушек, также имитация роботовидных движений или движений резиновых конечностей. Вторая большая часть, именуемая брейкинг , иногда называемый нижним брейк-дансом, представляется нам, как указывалось выше активностью, энергичностью и требует приличной физической подготовки от исполнителя. Нижний брейк очень эффектно смотрится и наполнен акробатическими элементами.

Крамп - это развитие «Clowning», или стиля «Танца Клоуна». Его отличительной особенностью является мощь и сила исполнителя, направленная на освобождении танцора от негативной энергии, путем выплескивания своих эмоций со сцены. Танец Клоуна был создан в начале 90-х годов Томасом Джонсоном, или Томми Клоуном. В 1992 году Джонсон начал соединять различные местные элементы танца и создавать уникальный, универсальный стиль, который также помог ему в продолжении его собственной карьеры клоуна для детей. Танцоры крампа больше взаимодействуют друг с другом и работают с весом партнера. Такие исполнители как Missy Elliott, Chemical Brothers, Black Eyed Peas, используя в своих клипах крампинг, сделали танец известным по всему миру.

В 1972 году появляется контактная импровизация. Контактная импровизация – это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. Создателем школы «Контактной Импровизации» по праву считается американец Стив Пэкстон. Будучи хореографом и танцовщиком, он изучал танец модерн и классический танец, занимался гимнастикой и айкидо, а также много времени проводил над исследованием танцевальной импровизации. При контактной импровизации движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

Хастл - парный танец, основанный на импровизации и «ведении».

В переводе с английского hustle «сутолока, толкотня». Является собирательным названием для танцев под музыку в стиле диско популярной в 1980-х, таких как диско-Фокс, диско-свинг и собственно хастл.
Является «социальным» танцем - то есть в основе своей крайне прост, танцуется на четыре счета (диско-фокс на три) практически под любую музыку, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.

Чем богаче и разнообразнее становилась музыка с появлением новых электромузыкальных инструментов, тем больше возникало различных музыкальных направлений, а вместе с ними и различных стилей танца. В конце 80-х начале 90-х годов с появлением видео обретают популярность определённые стили. Творчество Майкла Джексона, который назван тогда королём поп-музыки и королём танца, дало начало новому виду исполнения - «а ля Джексон». Его самые известные клипы из альбомов «Триллер», «Бэд», использовал движения диско, брейка, хип-хопа.

В 20 веке появляется термин «эстрадный танец» - это порождение светского искусствознания, отображает, прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие " эстрадный танец" входят и стилиза­ции народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много по­становок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким обра­зом, понятие " эстрадный танец" объединяет достаточно много направлений хорео­графического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и ин­ститутах культуры и искусства открыты отделения именно "эстрадного" танца. К сожалению, ничего с этой терминологической путаницей сделать нельзя.

Можно с полной уверенностью сказать, что 20-й век был для хореографии настоящим творческим прорывом и некой революцией в культуре танца.

Подводя итог, можно сказать, что современный танец – это понятие относительное, сиюминутное и каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Однако у современных танцевальных направлений достаточно разнообразных элементов, что делает их более демократичным и доступным для людей с определенными ограничениями в пластике и гибкости.

Хореографическая постановка «Верёвка» поставлена на основе направления современного танца – свободная пластика.

Свободная пластика - возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от рамок классического танца и слияние танца с жизнью. В данном стиле были сформулированы принципы, на которых основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже будто и контактная импровизация. Основоположницей свободной пластики стала Айсидора Дункан.

Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела, отрицание рамок и границ, смешение танцевальных направлений и стилей. Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь. Свободная пластика – это всегда раскрепощение, самовыражение, «полет», это особое отношение к себе, своему телу, особый способ мыслить. Свободная пластика позволяет быть одновременно спонтанным и осознанным; дает возможность выразить себя в творчестве, почувствовать радость движения, гармонию тела с музыкой и ритмом. Свободная пластика - направление в современной хореографии. Вид сценического танца, где удивительным образом сочетаются в себе элементы джазовой хореографии, стилистика направления модерн и технику классического танца.

1.2. Источники и мотивировка выбора темы хореографической постановки «Связанные»

В основе темы сюжета хореографической постановки «Связанные», лежит короткометражный фильм «Верёвка». Краткий сюжет фильма (скорее даже, зарисовки) таков: юноша и девушка «приходят в себя» посреди улицы, они связаны верёвкой спина к спине и не могут освободиться. Девушка сопротивляется, а парень идет намеченным путем. Встречающиеся им прохожие проявляют разную реакцию на их положение: одни игнорируют, другие издеваются. Последний встретившийся развязывает их, он гладит по лицу девушку и развязывает ее. Далее девушка осознает, что произошло и понимает, что она не может быть без юноши. Юноша, когда его развязали, хотел ударить освободителя, но просто отогнал, вернулся к девушке, и они вместе стали снова связывать себя веревкой.

Собственно, этот фильм является метафорой. Веревка, как символ отношений, своего рода бессознательная, либо осознанная зависимость в отношениях со своей половиной – именно это и является главной темой этого фильма.

Схожая символика часто встречается и в кино, и в литературе, в песенном творчестве современных музыкантов, вариацией веревки могут быть наручники, цепи, оковы. Аналогичные сюжеты можно встретить и в мифологии Платона: идеальные существам с четырьмя руками, четырьмя ногами и двумя головами, которые были разделены создателем и, которые всю жизнь на земле ищут свою половинку.

Другой второстепенной темой в фильме является отношение окружающих людей к ситуации, которую они наблюдают, их реакция. Окружающие их люди получают удовлетворение от наблюдения за мучениями двух связанных между собой людей. Ими являются двое прохожих, которые высмеивают их, пытаются их изобразить, при этом у них поднимается самооценка, от того что они видят. Далее им на пути встречаются два хулигана, которые пытаются издеваться над ними, унижают их. Лишь один человек проявил сочувствие и свою помощь.

В конце фильма, что более интересно для понимания смысла, который вкладывал автор: герои шагают вместе, держа друг друга за руки, она кладет голову ему на плечо. Каждый зритель просмотревший фильм сделает свои собственные выводы: кто-то скажет, что любовь в отношениях должна идти рука об руку со свободой обоих партнеров, а кто-то поймет любовь как уже не свободу, а зависимость.

Зависимость бывает не только в отношениях, основанных на любви, но и в отношениях между родителями и детьми, в дружбе между друзьями, между людьми, вынужденными по каким-либо причинам находиться вместе. В моей постановке показывается психологическая зависимость между двумя подругами. Осознание зависимости друг от друга, когда подруги перешли определенную грань в отношениях друг с другом и у них возникла такая степень психологической близости, при которой обе или одна из двух потеряли себя и это обстоятельство начало тяготить каждую из них. Например, такое чувство может возникнуть из-за сопереживания друг другу в каких-либо трудных ситуациях. Допустим от одной из подруг ушёл муж или жених - тогда вторая подруга становится для первой "всем" - и утешительницей, и советчицей, и мамой. Утешительница при этом наслаждается своей нужностью и значимостью, она чувствует себя сильной, взрослой и мудрой - ведь её советы так нужны подруге, которая с готовностью ими пользуется.

Утешительница, забывая о себе и своих близких (муже, детях), целыми днями переживает события из жизни подруги как собственные, уже почти не отличая свою жизнь от жизни подруги. Так происходит потеря себя в отношениях подруг и возникает зависимость. Наступает момент, когда у "несчастной" подруги всё в жизни начинает налаживаться (например, появляется мужчина), она постепенно отстраняется от утешительницы - ведь в ней больше нет нужды.

И вот тут утешительница испытывает настоящие муки - она чувствует пустоту, одиночество (несмотря на наличие мужа и близких), боль и ревнует подругу к её новому избраннику, чем вызывает у подруги раздражение и нежелание общаться. Со стороны это может выглядеть комично, но на самом деле это очень болезненная ситуация, которая может заканчиваться неврозами, депрессией и потерей интереса к жизни у оставленной утешительницы. Часто к тому же бывшие подруги расстаются, перестав видеться и общаться друг с другом. И их дружбе, в которой было много хорошего и искреннего, приходит конец.

Люди жили племенами, и следовательно, все важнейшие особенности их жизни образа занятий, воплощались в их ритуальных плясках. В ритуальных плясках фигурируют две основных темы:

    Охоты или войны

    Тема любви

Не рассматривая глубже все особенности ритуальных плясок, отметим их массовость и, как следствие, необходимость кругового движения. Отсюда и пошла форма хоровода, как элементарная способность участвовать в процессе танца также и при помощи пения.

Чуть позже, в более развитых формах плясок уже прослеживается деление танцев на:

    пляски-игры (военно-охотничего характера) Примеры воинских плясок: украинский "Гопак", грузинский "Хоруми"

    культовые пляски, где человек пытался добиться у богов более благоприятных условий для жизни. Примеры: "шаманские" танцы африканских племен или народов Севера России

    бытовые пляски, наиболее распространенные и наименее зависящие от 2-х важнейших факторов выживания - пропитания и понимания окружающего мира. Примеров бытовых плясок – неисчислимое множество: практически на каждый трудовой процесс существовали свой танец, изменявшийся от селения к селению: русский танец "Ленок", украинский "А мы просо сеяли", "Лесорубы", "Косари" и т.д.

Именно в бытовой пляске проявилась возможность индивидуального проявления и привнесения собственной хореографии, которая зачастую одобрительно принималась окружающими.

Отдельное место занимает любовная линия танца – отсюда разнообразие в выборе партнера или сольное исполнение. Наиболее сохранившиеся, а значит, популярные танцы – это танцы с сюжетами. Например, "Тимоня" – танец о любовных взаимоотношениях одного мужчины и нескольких девушек – одна и популярных тем русского народа.

Этап 2: греко-римский период

Следующий этап усложнения танцевальных форм это греко-римский исторический период. Танец уже преподают в учебных заведения того времени. Древние греки закладывали в танец принцип Гармонии. Это связано было с тем, что в культуре того времени уже имелись значительные жизненные идеалы, и человек в них представлялся как значимый предмет для совершенствования души и тела. Древняя мифология (обилие сюжетов с богами) как раз и была идейным двигателем совершенствования природы человека, а танец был одним из инструментов "обработки" человеческих тела и души.

Танцы этого периода делились на несколько категорий:

    Священные танцы (исполнявшиеся только в храмах)

    Общественные (воинские пляски, массовые гуляния с участием граций, сатиров, нимф)

    Это костюмированные и очень грамотно выстроенные драматургически важнейшие детали жизни греков

Именно эти танцевальные праздники, переносимые в мифологических сюжетах на театральные сцены Эллады - явились первоисточниками современных балетных и иных спектаклей и шоу.

Конечно же, в этот период существовали танцы и попроще: домашние, городские, сельские.

Этап 3: "мрачное средневековье"

Следующая эпоха, именуемая "мрачным средневековьем" – старалась искоренить и изгнать танец из жизни человека. Танцу присвоили культ "дьявольского наваждения", а тело (в особенности женское), стало символом любых форм осквернения. Вглядываясь в эту тяжелую (для танца) эпоху, понимаешь, почему в католической Европе народные формы танца столь примитивны и сейчас.

Видимо, до сих пор, в гонке за благопристойностью в танце нет такой сильной потребности, как например, сложилась у славянских народов. Именно разнообразные средневековые бранли с их подскоками и просто шагами, явились той отдушиной которая допускалась в те мрачные годы.

Однако и здесь веселый человеческий нрав и особенно любовь, шевелила народ в их массовых городских праздниках.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные