Изображения преподобного серафима саровского. Преподобный серафим саровский и его историческая эпоха

Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать - Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора - купец - владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.


Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Подвижничество

В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника. Там он узнал место, где будет пострижен в монахи. Мать не стала противиться выбору сына, понимая, что он действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя два года юноша уже готовится стать монахом в монастыре для мужчин Саровская пустынь.


В 1786 году молодой человек сменил имя на Серафим и пополнил монашеские ряды. Его посвятили в иеродиаконы, а спустя семь лет - в иеромонахи.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой он поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние, равное пяти километрам.

Иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые предметы одежды, самостоятельно находил еду в лесу, спал непродолжительно, держал строжайший пост, перечитывал святое писание, часто предавался молитвам. Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом со своей кельей.


Многие годы Серафим ел только траву сныть. Кроме того, он избрал особый вид подвига - столпничество, при котором тысячу дней и ночей непрерывно молился на валуне из камня. Так Серафим стал именоваться преподобным, что означает образом жизни стремящимся стать подобным Богу. Миряне, заходя к нему, зачастую видели, как преподобный кормит большого медведя.

В житие описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что он успел разбогатеть, и его можно ограбить. Пока иеромонах молился, они избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на свою силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил. Случившееся недоразумение стало причиной того, что он остался сгорбленным на всю жизнь. Позже преступников поймали, а отец Серафим подарил им прощение, и их не наказали.


С 1807 года Серафим старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми. Он начал новый подвиг - молчание. Через три года он вернулся в монастырь, но ушёл в затворничество на 15 лет, найдя уединение в молитвах. По окончании затворнического образа жизни он возобновил приёмы. Серафим стал принимать не только мирян, но и монахов, обретя, как описано в книге о его жизни, дар пророчества и целительства. Сам царь был среди его посетителей.

Умер иеромонах Серафим 2 января 1833 года в своей келье. Это случилось на 79 году жизни, когда он совершал обряд коленопреклоненной молитвы.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя четыре года после его смерти. Оно и стало основным источником, написанным о Саровском. Однако и его много раз редактировали.


Так, в 1841 году житие переписал сам митрополит Филарет. Сказалось желание сделать привести житие в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания стал настоятель одной из пустыней Георгий. Он дополнил книгу деталями о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях девы Марии.

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги - . Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.


Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Наследие

Православные и сегодня молятся Серафиму Саровскому. В прессе многократно писали об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, и других чудесах, связанных с ним.

До наших дней дошла самая известная икона, на которой изображён преподобный. Исходником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, который был сделан за пять лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков.


Также и по сей день православные знают ни одну молитву Серафиму Саровскому. В чём помогает этот святой: верующие просят у него умиротворения и окончания страданий, исцеления от недуга, гармонии и душевной стойкости. Зачастую к иконе с молитвой приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Молодые девушки просят послания спутника. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле.

Сегодня храм Серафима Саровского есть практически в каждом городе России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших сёлах. Это говорит о том, что святой и сейчас почитаем среди верующих.

Пророчества

Если верить дошедшим до наших дней источникам, Александру I Серафим предсказал, что род Романовых берёт своё начало и завершится в доме Ипатьева. Так и случилось. Первого царя по имени Михаил избрали в Ипатьевском монастыре. А в екатеринбургском доме Ипатьева погибла вся царская семья.


Среди предсказаний святого Серафима такие события, как:

  • декабристское восстание,
  • Крымская война 1853–1855 гг.,
  • закон об отмене крепостных отношений,
  • война между Россией и Японией,
  • мировые войны,
  • Великая Октябрьская социалистическая революция.
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет.

Цитаты

  • Также до нас дошли и известные цитаты, некогда сказанные Саровским. Вот некоторые из них:
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.

На многих конференциях уже звучали доклады о прижизненных изображениях великого старца преподобного Серафима Саровского и его иконографии. Эта тема привлекала и еще долгие годы будет привлекать историков, исследователей, сотрудников архивов и музеев. Портретов и изображений великого старца найдено много; определение авторства и даты их написания – дело специалистов. На многочисленных иконах есть изображения преподобного, но далеко не все они дают достоверное представление о том, как выглядел преподобный Серафим, когда был иеромонахом Саровского монастыря.

В недалеком прошлом мало кто мог предположить, что произойдут такие грандиозные события, связанные с преподобным Серафимом Саровским и Саровским монастырем. В 2003 году на самом высоком государственном уровне в присутствии Президента В.В.Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II прошло празднование столетия прославления преподобного Серафима. Затем в 2004 году было отмечено 250-летие со дня рождения великого старца, а в 2006 году весь православный мир отметил 300-летие Саровского монастыря. В этом же году Святейший Синод принял решение восстановить в Сарове мужской Успенский Саровский монастырь.

К этим праздникам готовились многие, в том числе и историки. Были проведены конференции, подготовлены экспозиции и было выпущено много книг, посвященных этим событиям. К столетию прославления преподобного Серафима Саровского вышла большая и объемная книга «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», подготовленная сотрудниками музея имени Андрея Рублева, в которой меня поразил карандашный портрет, а вернее набросок старца, сделанный художником В.Е. Раевым.

Известно, что художник В.Е.Раев вышел из арзамасской школы А.В.Ступина. Еще в 1994 году известный писатель из города Арзамаса Петр Еремеев написал статью, опубликованную в газете «Саров», в которой рассказал об арзамасцах, потрудившихся во славу Сарова.

Именно из Арзамасского Введенского монастыря пришел на Старое Городище монах Исаакий – основатель Саровского монастыря, в схиме Иоанн. Многие арзамасские купцы были благодетелями монастыря, их имена приводит в своей статье П.Еремеев, а некоторые из них даже были пострижены в монахи в Саровской пустыни. Арзамасцы — золотых дел мастера — покрывали золотом многочисленные купола и кресты саровских храмов, строили водопровод в монастыре. А еще много потрудились для монастыря художники арзамасской школы живописи академика А.В.Ступина.

Один из них, Василий Егорович Раев (1807-1870) – крепостной крестьянин, обладал художественным талантом, учился в школе А.В.Ступина, затем стажировался в Италии. Он получил звание академика за картину «Вид Рима». На свободу был выкуплен в 1838 году Обществом поощрения художников. В дальнейшем стал декоратором и пейзажистом.

Петр Еремеев цитирует воспоминания В.А.Раева, написанные им в конце жизни. Мы их приведем, поскольку они касаются Сарова, и я надеюсь, что они будут полезны всем интересующимся историей нашего края.

«Однажды настоятель Саровской пустыни прислал к А.В.Ступину своего монаха с просьбой прислать к ним в монастырь хорошего художника — списать портрет с преосвященного, который скоро приедет в Саров для освящения новой церкви над источником.

Александр Васильевич послал для этого в Саров Николая Михайловича Алексеева и меня с ним. Я был этому рад, мне давно хотелось посмотреть замечательный монастырь. Он расположен при устье двух рек Сарова и Сатиса. Даже часы на колокольне устроены так, когда они бьют четверти, что колокола как будто выговаривают: «Саров и Сатис вместе сошлись». И это они вызванивали отчетливо, и всякому понятно. (Монахи этот бой «слышали» по другому: Саровские колокола били: «Кто тя избежит, смертный час» — А.А.).

Местность Саровской пустыни чрезвычайно романтична – кругом дремучий лес, и когда на высокой колокольне заблаговестит громадный колокол (весом 1200 пудов, а это 19 тонн — А.А.) и его мелодичные звуки понесутся по лесу, тогда чудится, как будто все незримые силы природы запели свою таинственную песнь. При этой чарующей мелодии душа предается усладительным мечтам, не вышел бы из леса. Теперь становится понятным, почему Саровская пустынь отличается ото всех других монастырей своими духовными подвижниками, их высокому парению души…

В Саровской пустыни был иеромонах Палладий, который занимался живописью и имел несколько учеников, но все они писали образочки для богомольцев без всякого художественного достоинства. Нас с Алексеем в монастыре приняли ласково и поместили в мастерской этих живописцев. Они во все время нашего пребывания в монастыре водили нас на общую монастырскую трапезу, где мы вместе с монахами трапезовали при чтении жития святого того дня. Мне чрезвычайно понравилось это разумное установление – читать во время трапезы, все громадные стены ее были расписаны из евангельских событий, а пол всякий раз устилался еловой хвоей.

Живописцы нам показали все, что есть достопримечательного в монастыре, водили в пещеры, которые находятся под монастырем. Предание говорит, что эти пещеры прежде основания монастыря вырыты были разбойниками, которые в них жили. В богато-благолепном соборе есть прекрасная картина «Христос исцеляет расслабленного».

В это время в Саровской пустыни был замечательный по своей высокой жизни отшельник Серафим. Маленький в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором, он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. В глубине Саровского леса мы видели уединенные келейки отца Серафима им самим выстроенные. И в этом лесу есть пещеры отца Марка, тоже пустынножителя и схимника, предшественника Серафима и его учителя.

Мы прожили в Сарове неделю. Алексеев написал с преосвященного портрет похоже и хорошо, а я нарисовал вид монастыря с Северной стороны.

…Года через два или три – тогда Алексеев был уже в Петербурге, в академии — настоятель Саровской обители опять прислал своего монаха к Александру Васильевичу с просьбой направить художника написать портрет другого преосвященного, который объезжая свою епархию, обещался приехать в Саровскую пустынь.

В этот раз Александр Васильевич послал меня одного. Я с радостью поехал в Саров. Он мне понравился своими дремучими лесами, которые мне напоминали мою милую родину, мой Волок. Мне хотелось досыта нагуляться в прекрасном Саровском лесу и надышаться его бальзамическим воздухом. Еще хотелось видеть отца Серафима. Желания мои все исполнились: нагулялся до света в прекрасном лесу, видел отца Серафима и получил от него благословение, а портрет с преосвященного не кончил, написал только его одно лицо, архиерею не угодно было посидеть еще часика два, однако лицо вышло похоже, портрет так и остался в монастыре неоконченным».

Когда сошлись в одно время и в одном месте портрет художника В.Е.Раева «Пустынник Серафим Саровский» и его воспоминания, опубликованные в газете «Саров», не составляло труда, зная историю Саровского монастыря, определить время, когда художник мог сделать этот рисунок, уточнить даты приезда и фамилии тех преосвященных епископов, которые посещали Саров. Какой храм на источнике освящался, и кто в то время был настоятелем монастыря?

Из истории Саровского монастыря известно, что храм над источником строился в честь Иоанна Предтечи при игумене Нифонте (Василий Петрович Черницын) в 1821-1824 годах, но главный престол вновь построенного храма был освящен только 19 июня 1827 года преосвященным Тамбовским епископом Афанасием.

Можно утверждать, что в Саровской пустыни хранился портрет преосвященного Афанасия, написанный художником Арзамасской школы Николаем Михайловичем Алексеевым. В архиерейском доме Саровского монастыря была картинная галерея, где были выставлены портреты многих именитых гостей, посещавших монастырь. Именно для этой цели игумен Никон заказывал портреты епископов, под началом которых был монастырь.

В апреле 1829 года епископ Афанасий был перемещен в Новочеркасскую епархию и на его место назначен ректор Костромской семинарии преосвященный Евгений. В августе 1830 года, когда в Сарове отмечался главный престольный праздник в честь Успения Божией Матери, епископ Евгений посетил Саровскую пустынь и находился в ней с 15 по 17 августа. Вот в эти дни пытался создать портрет епископа Евгения художник В.Е.Раев, но до конца не сумел довести его, потому что у пресвященного Евгения не нашлось лишних двух часов для позирования. Зато у В.Е.Раева появилось свободное время, и он сумел побеседовать с великим саровским подвижником и даже получить его благословение. Именно в это время, по свежим впечатлениям В.Е.Раев мог сделать карандашный рисунок старца Серафима.

На рисунке отец Серафим действительно изображен небольшим согбенным старцем. В.Е.Раев в своем рисунке передает то впечатление, которое он получил, беседуя со старцем Серафимом, «замечательным по своей высокой жизни отшельником ». Как профессиональный художник он сумел передать нам знакомые по иконам черты лица старца, его глаза, бороду и усы, волосы, торчащие из-под монашеской шапочки. Но это не иконное изображение, это живой старец Серафим. Вот таким он был, когда его увидел В.Е.Раев и запечатлел на своем рисунке. На старце балахон из простой грубой ткани, он подпоясан какой-то скрученной тряпицей, или ремнем. Чувствуются теплые немного грустные глаза мудрого человека, который хочет побыть в одиночестве, а ему приходиться каждый день встречать сотни богомольцев, ежедневно приходящих в монастырь специально, чтобы его увидеть и побеседовать со знаменитым старцем.

Можно сказать, что нам и будущим поколениям повезло – сохранилось прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского. Этот портрет нарисован В.Е.Раевым в 1830 году, когда до кончины великого старца оставалось всего три года. Потомки с большой благодарностью будут вспоминать художника, глядя на прижизненный рисунок великого старца. Вот таким был в жизни иеромонах Серафим, еще не прославленный великий святой.

Кроме того, благодаря тому, что В.Е.Раев написал еще воспоминания о посещениях монастыря, мы можем прочувствовать и представить природу и ту атмосферу, в которую он окунулся в Саровском монастыре. Это не просто записки очевидца — это впечатления художника-пейзажиста.

Литература

  1. Газета «Саров» за 12-18 августа 1994 года.
  2. «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Москва издательство «Индрик» 2004 год.
  3. Иллюстрированная хронология Саровской пустыни. 2006 год.
  4. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. 1903 год

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

Полезные статьи:

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

В этом видео Вы сможете узнать больше об образе Святого Серафима Саровского:

Иконография прп. Серафима Саровского достаточно разнообразна для святого, прославленного не так давно. В начале ХX в. икон прп. Серафима Саровского было написано столько, что значительная часть их пережила годы революции, две войны и периоды гонений. Их сохранили музеи, а также верующие люди - почитатели преподобного. Много икон, мозаик и фресок создано в последние три десятилетия.

Икона, написанная с прижизненного портрета, с частицей мощей преподобного Серафима Саровского

Еще при жизни святого его кроткое и деятельное участие в судьбах всех, кто к нему обращался за помощью, стало настолько широко известно, что к преподобному потянулись люди со всех сторон Русской земли. «Новаго видящее тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии… и сих, бедами отягченных, не отринул еси… даруя утешение» (икос 7). Этим словам акафиста вторят собственные слова старца: «Если даешь что нуждающемуся, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его». Доброта, милосердие, смиренный характер великого чудотворца Серафима оказались глубоко созвучны русскому душевному складу, и это отразилось на создании его икон, на которых с любовью выписывался лик святого. Многие из этих образов, хотя и написаны в академической манере, передают художественными средствами тот дух (мирный, кроткий), который запечатлен в житии преподобного Серафима.

Несмотря на то, что иконография преподобного складывалась не больше полувека, в ней можно выделить несколько основных почитаемых изводов. Мы остановимся только на некоторых из них. Ряд икон и портретов прп. Серафима находится в Троице-Сергиевой лавре. На портрете преподобного 1860–1870 гг., хранящемся в ЦАКе (№ 5015, здесь и далее номера по электронному каталогу ЦАК), святой изображен с руками, сложенными на груди. Этот образ восходит к несохранившемуся прижизненному портрету прп. Серафима художника Д.Евстафьева.

Старец на этом портрете моложе, чем на привычных изображениях, у него худое лицо, гладкие, слегка зачесанные назад волосы и такая же струящаяся, как и волосы, борода. Обращает на себя внимание спокойный, самоуглубленный взгляд серых глаз. При взгляде на это произведение художника понятно не только то, как портреты превращались после прославления в иконы, но и как они подготовили будущее стилистическое разнообразие образов - являя разные грани облика преподобного.

Основной моленный образ святого Серафима возник на основе другого прижизненного портрета. Эта работа связана с именем инока Иосифа (Серебрякова) - по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Портрет он создал «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года. Согласно раннему описанию картины, изображение было на оливковом фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Таин. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

Преподобный Серафим Саровский 1829-1830-е годы. Художник В. Ф. Бихов. Холст, масло.

Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве. За основу взят «серебряковский» извод

Обратимся теперь к некоторым изображениям преподобного, находящимся в храмах Московской епархии в наши дни. Образы, написанные вскоре после 1903 г. - года прославления святого, - сохраняются, как правило, в церквах старой постройки и, конечно, не обязательно посвященных прп. Серафиму. В епархии ныне действует 13 храмов, посвященных преподобному, и еще 5 приделов его имени. В основном все они современной постройки. Один из отреставрированных храмов находится на территории Серафимо-Знаменского скита, который недавно праздновал 100-летие своего основания. В создании скита участвовала прмц. великая княгиня Елисавета Феодоровна, глубоко чтившая прп. Серафима.

Образ из прихода храма страстотерпца царя Николая в поселке Чкаловский, также написанный вскоре после канонизации прп. Серафима, доносит до нас характерные особенности его облика. Рука, непропорционально маленькая, благоговейно лежит на груди. Лик, хоть и имеет погрешности в рисунке, покоряет чувством искренней любви к старцу: преподобный изображен скорее умиротворенным, чем обремененным молитвенным трудом. Икона из храма царя Николая более всего похожа на литографии Дивеевской литографской мастерской, действовавшей с середины 1870-х гг. (РГБ, инв. Элб 15474). На этом хорошем образце можно увидеть само решение, как «превращался» портретный образ в икону. Деликатно выполнен едва намеченный нимб. На иконе использован темный фон, на котором четко читается лик с широким челом, обрамленным густыми седыми волосами, округлой, слегка раздвоенной бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами.

А для другой, уже современной иконы, из храма царя Николая, взят оливковый фон исходного портрета, который иконописец посчитал важным для сохранения «памяти» о первоначальном образе.

Многочисленные изображения прп. Серафима, сохранившиеся на прижизненных портретах и гравюрах, донесли ярко выраженные портретные черты и внимательный, даже пристальный взгляд святого старца. Впечатление от взгляда усилено выписанным рисунком глазного века, переносицей, заканчивающейся двумя глубокими складками. Современная икона из Щелковского собора с восемью сценами жития являет переработанный в иконописном стиле образ батюшки Серафима. Лик, несмотря на иконописные плави, моделирующие его, несколько уплощен, но четко очерченные глаза смотрят в сердце молящегося - такая деталь стиля становится присущей почти всем образам преподобного.

Еще один образ батюшки Серафима находится во вновь построенном храме-часовне на набережной города Щелково, которой вернули прежнее имя Серафима Саровского. Икона принадлежала одноименной часовне еще до революции и была сохранена верующими людьми.

Она написана в академическом стиле XIX в. В колорите золотофонной иконы изысканно разрабатывается тема белого цвета и света, исходящего от фигуры святого, при этом особое значение обретают белильные мазки - «свидетели» этого нематериального света. Облик святого в акафисте даже описывается «светоносно»: «Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый: радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый. Радуйся, свеще неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая: радуйся, светильниче горяй и светяй даровании духовными» (икос 7). Подобная ей икона находится в храме свт. Николая Чудотворца в селе Жегалово.

Щелковский храм-на-набережной украшен мозаичными панно с изображением эпизодов из жития преподобного. Замечательным решением является помещение картин дивеевской природы с видами монастыря в верхнем сегменте всех мозаичных панно. В числе первых обращает на себя внимание образ явления Богоматери, которое происходило в келье старца, и чудесный по красоте сюжета «Преподобный Серафим с лесными животными». На одной мозаике часовни в Щелково святой изображен молящимся на фоне ночного леса. Вообще данные работы яркие, современные, без глухих сдержанных тонов. Это удачное художественное решение, ведь святой - близкий нам по времени. И мозаичные сюжеты подобраны не так, чтобы просто формально отметить основные факты жития. Например, мы видим старца Серафима с детьми на солнечной поляне, а вокруг цветы, корзины с яблоками. В XIX в. среди различных гравюр и литографий было изображение бесед преподобного с паломниками (РНБ, инв. Элб 15492, Элб 15471): несмотря на лубочность, фигуры статичны, паломники предстоят святому. В щелковской же часовне дети на мозаике буквально обступают преподобного, как отца. По существу - точное попадание в самую суть облика святого. Совсем не всякого подвижника можно так без обиняков изобразить. Как же еще можно было почитателям изобразить святого, который «приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый» (Икос 8 акафиста)? Действительно, главное качество батюшки Серафима - близость к человеку.

В Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу, находится икона «Явление Богородицы прп. Серафиму» монахини Иулиании (Соколовой) работы 1957 г. Она изобразила собеседование святого и Богоматери, сосредоточенный взгляд прп. Серафима в этот раз, устремленный к Небесной Царице. «К Богородице великий молитвенник был еси, преподобне, Юже видети со апостолы сподобился еси…» (стихиры канона, песнь 1). Ее же кисти принадлежит ростовая икона с благословляющим прп. старцем Серафимом из Покровского академического храма.

Складень-ларец для реликвий преподобного Серафима Саровского

Около 1903 г. Москва. Фирма Ф. Мишукова. Дерево, темпера, серебро, позолота, жемчуг, сапфиры, чеканка, эмаль. 37,7 х 10 х 4,3 см.

Образа благословляющего отца Серафима в мантии и епитрахили появились в 1902-1903 гг. в иконописной мастерской Дивеевской обители. Позже появился ростовой образ, один из которых матушка Иулиания и взяла за образец. Выражение глубокой сосредоточенности этого лика, подчеркнутое направлением взгляда и мягким изломом бровей, небольшими устами, вызывает чувство благоговения. Это человек большого духовного опыта, надежный, верный пастырь: «Молящимся тебе столп непоколебим (явился) и прибежище всем притекающим во обитель Саровскую…» (стихиры канона; песнь 3).

В храме Рождества Богородицы села Анискино - ростовой образ прп. Серафима Саровского и ап. Иоанна Богослова (начала XX в.). Немного заслоняя прп. Серафима, апостол Иоанн смотрит в открытую книгу, которую держит в руках. А святой Серафим, слегка прижав руку к епитрахили, обратил свой взор на молящегося. Вообще, ростовые иконы, совмещающие изображения почитаемых святых, характерны для той эпохи. Восхищает благочестие заказчика, замыслившего объединить апостола и преподобного, которых роднит особое почитание Богоматери и то, что оба имели особый дар любви, который проявился с самого начала пути ко Христу. «От юности Христа возлюбил еси, преподобне» (тропарь на прославление).

Сугубое почитание Богородицы, свойственное преподобному, проявилось и в создании икон, в которых отец Серафим предстоит Небесной Царице. Иконография этого молитвенного предстояния также весьма обширна. Среди целого ряда интересных изображений в Московской епархии - редкий образ тронной Богоматери Печерской с предстоящими прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским - в Покровском Хотькове монастыре.

В Богоявленском соборе города Ногинска можно увидеть современные росписи: на южной стене в одном простенке окон - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Парное изображение этих двух сугубо почитаемых русских святых становится традицией. В ЦАКе хранится икона с этими преподобными начала XX в. (№ 856). А в храме святителя Филарета Московского города Лобни находится современная чтимая икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой подбор святых говорит о том, что традиции изображения преподобного продолжают развиваться.

Список литературы:
1. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу. История создания: исследование и тексты. М., ПСТГУ. 2006.
2. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника: с приложением его наставлений и келейного молитвенного правила. М., 2003.
3. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Сост. и отв. ред. Н. Н. Чугреева. М., Индрик, 2004.
4. Преподобный Серафим Саровский. В литографии XIX - начала XX вв.: Каталог / Автор-сост. Н. И. Рудакова. М., Индрик, 2008.


15 января церковь отмечает день кончины (1833 год) и второго обретения мощей Серафима Саровского. Второй раз его мощи были обретены в 1991 году в запасниках Музея истории религии и атеизма в Петербурге, а первый раз - летом 1903 года при стечении 150 тыс. почитателей святого и с участием самого императора, по инициативе которого было проведено это мероприятие.

Будущий святой родился 1754 году в Курске в семье купца Исидора Мошнина. При крещении получил имя Прохор. Его отец брал подряды на строительство. В 1752 году он начал строить в Курске храм преподобного Сергия, а в 1762-м, не достроив, скончался. Дело продолжила его жена Агафья. Она лично наблюдала за ходом работ. Маленький Прохор её часто сопровождал. Однажды подрядчица с сыном (ему тогда было семь лет) поднялась на колокольню и так увлеклась, давая распоряжения, что не заметила, как мальчик отошёл в сторону, свесился через перила и вдруг - полетел. Когда мать спустились с колокольни, Прохор уже стоял на ногах совершенно невредимый.


Разумеется, это истолковали как знак. А вот и ещё один. В десять лет мальчик заболел, да так серьёзно, что домашние уже и не надеялись на выздоровление. Однажды Прохору явилась во сне Богородица и обещала посетить и исцелить. Через некоторое время в городе был крестный ход со знаменитой Курской Коренной Богородицей. Икону несли по той улице, где стоял дом Мошниных, и вдруг пошёл сильный дождь. Спасаясь от него, богоносцы завернули во двор Агафьи, которая - вот случай! - приложила больного сына к иконе. И он пошёл на поправку. Хитрый ход таинственных сил. После этого Прохор стал думать о монашестве. В 1776 году он отправился в Киево-Печерскую лавру к старцу Досифею, который посоветовал ему Саровский монастырь. В 1778 году молодой человек стал послушником, а впоследствии (в 1786 году) постригся в монахи и получил имя Серафим.

Поступив в монастырь, он заболел чем-то вроде водянки. Всё тело раздулось, с постели не встать. Эти мучения длились года три, а в 1783 году больному явилась Богородица и, обратившись к сопровождавшим её апостолам Иоанну и Петру, сказала: «Сей - от нашего рода». Дальнейшее Серафим воспоминает так: «Правую-то ручку, радость моя, положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима». Болезнь отступила.


Серафим известен прежде всего как отшельник. В 1794 году он ушёл в глубину саровских лесов и провёл там пятнадцать лет. Иногда его навещали монахи, был случай, когда напали разбойники, но в основном-то он жил совершенно один. Общаться приходилось главным образом со зверями, птицами и лесными духами. Вообще уходить в леса было в духе того времени. После погрома Святой Руси, учинённого Екатериной Великой в 1864 году (), у некоторых русских людей появилась потребность уходить в леса, предаваться аскезе. Их было не так уж и много, но они оставили заметный след в русской духовной истории (см. ). Серафим стал самым известным из таких подвижников. Выйдя в 1810 году из леса, он продолжал свои подвиги: провёл пятнадцать лет в затворе, и первые пять из них - в полном молчании.

В ноябре 1825 года на берегу речки Саровки неподалёку от монастыря ему снова явилась Богородица. Сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Кто такая Агафия? Речь тут не о матери святого, а о совсем другой женщине, Агафье Семёновне Мельгуновой, богатой дворянке. Овдовев, она хотела уйти в монастырь, но на руках у неё была маленькая дочка. Что делать? Желая получить добрый совет, она отправилась в Киев, где ей явилась Богородица. Иди, говорит, в землю, которую я тебя укажу, там будет великая обитель, мой четвёртый удел. Богородица имела в виду четвёртый после Иверии (Грузии), Афона и Киева удел, где она по преимуществу обитает. В общем, Мельгунова отправилась странствовать.

Серафим угощает медведя


Как-то на пути в Саров (в пятнадцати километрах от него) она присела отдохнуть возле церкви в селе Дивееве. Забылась. И - снова видение. Богородица сказала: «Вот это место». Дело было в 1760 году. Побывав в Сарове, Агафья вернулась к месту видения и поселилась неподалёку. Вскоре умерла её дочь. Мельгунова поняла это как ещё один знак. В 1765 году она окончательно поселилась в Дивееве. На месте видения построила каменный храм во имя Казанской иконы. А рядом, на земле, которую пожертвовала одна помещица, - кельи. Это и стало началом Дивеевской Казанской общины.

Александра (это монашеское имя Агафьи) умерла летом 1789 года. Когда она была при смерти, в Дивееве случайно оказались настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха - Исайя и Серафим. Умирающая просила их не оставлять без попечения место, указанное Богородицей. Пахомий поручил это дело Серафиму, который с тех пор так ни разу и не побывал в Дивееве. И вот по прошествии тридцати шести лет ему является Богородица и упрекает за нерадивость. А потом в мельчайших деталях объясняет, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Серафим начал это осуществлять.

В то время настоятельницей Казанской обители была матушка Ксения, женщина ужасно строгая. Монашки у неё буквально голодали. Когда Серафим об этом узнал, он вызвал к себе сестру-стряпуху и сделал ей грозный выговор. Закончил так: «Нет, матушка, нет тебе моего прощения». И бедная женщина вдруг заболела и умерла. Такова сила слова человека, скопившего энергию духа годами аскезы.

Прижизненный портрет Серафима


Вернувшийся из затвора Серафим был уже не тот человек, что ушёл в него. Да и остался ли он человеком? Уж скорей он стал духом, сгустком энергии, действующей как стихия, не считающаяся с людским. Николаю Мотовилову Серафим говорил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Пост, молитва, добрые дела и прочее - это только средство для такого стяжания. Так получается: «Стяжание всё равно что приобретение, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег». Мотовилов не понял. Тогда Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божьем с тобою!» И весь заискрился. Мотовилову больно смотреть: «Из глаз ваших молнии сыплются». Это - буквально. Так что же удивляться тому, что кто-то мог невзначай умереть, попав под горячую руку духа.

За тридцать лет стяжания Серафим накопил такую энергию, что мог творить чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и т.д. В частности, он исцелил помещика Михаила Мантурова, болевшего воспалением ног. А исцелив, предложил послужить святому делу. Тот согласился и стал как бы третьей рукой Серафима, обустраивающей Дивеевскую общину. Мишеньке (так его звал святой) пришлось продать имение, а на вырученные деньги купить участок земли рядом с Казанской церковью и пристроить к ней церковь Рождественскую для новой общины.

Дивеево. Стоящие стена к стене Казанская (на переднем плане) и Рождественская церкви // Фото Олега Давыдова


А создание этой общины началось со строительства ветряной мельницы, от которой по замыслу Серафима (а точнее, Богородицы) девицы должны были питаться. Потому общину и стали называть Мельничной. Изначально в ней было двенадцать насельниц, по числу апостолов, а скорее всего, . Восемь из них пришли из Казанской общины. В том числе и младшая сестра Мантурова Елена, которую Серафим назначил начальницей.

Какое же отношение имеет прекрасная еврейская девушка к сельскому хозяйству зоны рискованного земледелия? Очень косвенное. Взглянем на икону Успения. На ней изображена лежащая женщина и мрачный бог с маленькой девочкой, явившийся из дыры в пространстве (мандорлы, хода, ведущего на тот свет). Знатоки объяснят, что это умершая Мария и Иисус, держащий на руках её душу. Но такое толкование не обязательно. Например, древний грек наверняка бы узнал в этом боге Аида (царя мёртвых), уносящего девочку.

Когда строят что-то серьёзное, в основу должна быть положена жертва (которая так и называется: строительная). Похоже, и сам Серафим, упавший с колокольни, должен был стать такой жертвой. Иван Сусанин лёг строительной жертвой при домостроительстве дома Романовых (). Девочки Вера и Люба (эту историю я на «Часкоре») легли в основание Шамординской общины. Сам Иисус Христос лёг «во главу угла» при основании Церкви. В основание четвёртого удела Богородицы тоже была положена жертва. Причём не одна.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Жёлтый храм Александра Невского, зелёный Троицкий собор, белый Преображенский. Справа видна Канавка Богородицы, одна из главных святынь Дивеева // Фото Олега Давыдова


В 1829 году, когда был уже готов храм Рождества Христова, Серафим велел строить под ним нижний храм - в честь Рождества Богородицы. Стали копать, в результате фундамент ослаб. Для укрепления надо было поставить четыре столба. Батюшка пришёл в восторг: «Во, во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей! Радость нам какая!» Елена - одна из жертв, лёгших в основание храма. За три года до неё, таская камни на стройке, надорвалась и умерла совсем ещё девочка Марфа (Милюкова). Третья жертва, разумеется, матушка Александра (Агафья Мельгунова). Мощи всех трёх сейчас лежат в храме Рождества Богородицы. Но кто же четвёртая? Может быть, это сам Серафим. А может, дочь матушки Александры, которая (безымянная девочка) первой приняла смерть в этом страшном месте.

После смерти Серафима в Саровском монастыре нашёлся человек, который стал претендовать на попечительство над Дивеевской общиной. Звали его Иван Тихонов. Он не имел никаких особых заслуг, был просто послушником. Но он был блестящим интриганом. Понимая, что дивеевские насельницы отнюдь не жаждут иметь самозваного попечителя, Тихонов придумал объединить Мельничную и Казанскую общины. А там под шумок поставить свою настоятельницу и действовать через неё. Эти усилия вызвали затяжной скандал и привели к тому, что заветы Серафима были забыты. Была даже заброшена знаменитая Канавка Богородицы, которую святой велел вырыть вокруг территории Мельничной общины и которой придавал особое мистическое значение: «Канавка эта - стопочки Божией Матери».

Канавка Богородицы. Вдоль неё проложена дорожка, по которой паломники ходят с молитвой // Фото Олега Давыдова


Дивеево лихорадило почти сорок лет. Говорят, что Серафим изначально задумал это искушение для укрепления духа общины. Возможно. Во всяком случае, он знал о грядущем скандале и мистически им руководил из-за гроба. Самая острая стадия склоки пришлась на 1861 год, когда в Дивеево приехал нижегородский епископ Нектарий. Нужно было превратить общину в монастырь и сменить игуменью. Сестры сочли это интригой Тихонова и возмутились. Особенно хорошо показали себя две юродивые - Прасковья Семёновна (сестра вышеупомянутой Марфы) и Пелагея Ивановна. Первая приняла на себя подвиг юродства перед самым приездом Нектария (но по прямому указанию Серафима, данному много лет назад). Что же касается Пелагеи, то не знаю, как мог Достоевский не написать роман об этой удивительной женщине. В миру её считали безумной. А в Дивееве открылось, что она не просто нарушает обывательские нормы, но одержима духом.

На этом снимке виден весь Дивеевский монастырь. Красным пунктиром показана Канавка Богородицы


Так вот, Параша с Пелагеей вплотную взялись за Нектария, явившегося в Дивеево. Что тут началось! Битьё стёкол, перекрикивание с разных концов обители: «Второй Серафим, Пелагея Ивановна! Помогайте мне воевать! Стойте за истинную правду!» В довершение ко всему Пелагея дала епископу по физиономии, а Прасковья после его отъезда умерла (как и предсказывал Серафим). Это был жест. Нектария трясло, но он гнул свою линию. В конце концов хлопотами Мотовилова, дошедшего до самых высоких кабинетов, в монастыре всё устроилось так, как хотели Прасковья с Пелагеей, действовавшие от имени Серафима. Настал мир, и монастырь стал расти, богатеть.

Слева направо: святые Александра (Мельгунова), Марфа (Милюкова), Елена (Мантурова), Пелагея (Серебренникова)


Дивеевские юродивые славились на всю Россию. На смену Пелагее пришла Прасковья Ивановна. Эта женщина больше известна под именем Паши Саровской. Бывшая крепостная, она тридцать лет прожила в лесной норе. Изредка приходила в Дивеево. Когда в 1879 году Пелага умерла, Паша поселилась у монастырских ворот. Считается, что именно Пелагея поставила Пашу в Дивеево. Точно так же, как Серафим поставил туда саму Пелагею. Пелага - второй Серафим, Паша - третий. Она была убийственно прозорлива. Когда в 1903 году в первый раз обретали мощи Серафима (о втором обретении его мощей ), в Дивеево приехал Николай II, встретился с Пашей. Та всё ему предсказала: и революцию, и гибель династии… Императрица не поверила. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».

Царская семья перед Серафимом. По правую руку от Николая сидит Паша Саровская. Картина священника Сергия Симакова


За Троицким собором (на месте могил Пелагеи и Паши) в советское время был пивной ларёк. Там среди забулдыг часто сиживали на лавочке Пелагея, Паша и Мария (которая приняла эстафету юродства после Пашиной смерти). Ларёчницу эта загробная троица весьма напрягала, а алкашам - хоть бы что… И сейчас в интернете периодически появляются снимки призрачных фигур за Троицким храмом. Погуглите.




В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные