Известный русский художник портретист 19 века. Русские портретисты первой половины xiXвека. Непревзойденная техника портрета

«Верить можно только тем портретам,
На которых почти не видно модели,
Зато очень хорошо виден Художник.»
Оскар Уайльд.
Первая половина 19 века в жизни русского общества была драматической вначале, но и романтической позже. События войны 1812 года, поражения русской армии и захват территорий Наполеоном в начале века, победоносное шествие по Европе и всплеск национального самосознания стали основой для последующего зарождения и становления интереса к познанию конкретного человека в важные для него моменты жизни, к его внутреннему миру и переживаниям. Немного раньше эти тенденции проявились в Европе и породили искусство романтизма, который в России приобрел свою особенность: в начале века он был героическим, связанным с интересом к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. А это привело к выдающимся достижениям в портретной живописи, которая непосредственно связывала художника и с обществом, и с выдающимися современниками.
Одним из самых известных художников-портретистов того времени был Орест Кипренский (1782-1836) , в искусстве которого даже одного периода отразились как черты классицизма, так и романтизма.

Кипренский прожил бурную жизнь, в которой было все: незаконнорожденность от крепостной матери, придуманная фамилия, обучение с 6 лет в училище при Академии художеств под руководством Левицкого, обвинение в мошенничестве при представлении 22-летним художником портрета приемного отца в Италии (там сначала посчитали эту работу неизвестным шедевром Рубенса или Рембрандта).

Он был необыкновенно красив, и безумен в страсти, обладал бешеным темпераментом и впечатлительностью, пережил взлет славы в Италии и России (где его называли «русским Ван Дейком»). А затем все пошло под откос: слухи об убийстве своей натурщицы, принятие католичества и ненужный брак, пьянство, нищета и смерть вдали от родины.

На его надгробии в Риме выведено: «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников». (Подробнее с его биографией можно познакомиться тут: http://art19.info/kiprenskiy/biography.html )
У другого выдающегося живописца того времени, Алексея Венецианова (1780-1847) основное место в творчестве занимало изображение труда и быта крестьян, несколько идеализированное и приглаженное.


Начинал свой путь в искусстве Венецианов с уроков рисования, которые давал ему его «дядька» (гувернер), способный рисовальщик. В то время, как мы помним, главным жанром был портрет, и молодой самоучка, написав портрет матери, решил посвятить себя живописи, уехал в Петербург и работал чертежником в почтовом ведомстве.

Счастливый случай сделал его учеником Боровиковского, постепенно он приобрел некоторую известность и смог полностью посвятить себя живописи. Вскоре после женитьбы Венецианов покупает небольшое имение и полностью погружается в новое для русской живописи направление - портреты и жанровые сцены из крестьянского быта. Тогда же он открыл в себе второе призвание - учить способных крестьянских детишек живописи, а некоторых, бывших крепостными, даже сам выкупал. Он вырастил более 70 способных учеников в своей «Школе Венецианова».

«Ранний поэтический реализм Венецианова, ставший столь необходимым этапом в развитии русской живописи, окрасил и его портретное творчество, обогатив тем самым весь русский портрет этого периода.»
(http://www.artprojekt.ru/gallery/russian/60.html ) Последние годы жизни были тяжелыми: жена умерла от холеры, средств не хватало, дочери не смогли выйти замуж, многие ученики предали его идеалы и писали неправдоподобные счастливые сценки крестьянской жизни и приукрашенные портреты. Погиб художник нелепо и страшно: лошади в повозке понесли, а его руки запутались в поводьях и несколько километров его выброшенное из повозки тело неслось вслед за ней по камням. (Подробную биографию художника можно прочитать тут: http://art19.info/venetsianov/biography.html )
У еще одного выдающегося художника первой половины 19 века Александра Иванова (1806-1858)


портрет, как правило, не был главным в творчестве, он был вспомогательным этюдом для создания исторического или историко-религиозного большого полотна. Помните целый зал портретов разной величины и этюдов в Третьяковской галерее, написанных художником для главной картины его жизни - «Явление Христа народу»? Некоторые искусствоведы считают, что этюды перевесили ценность самой картины, получившейся огромной (5,4 м x 7,5 м), внушающей уважение, писавшейся в течение 20 лет, но не трогающей душу, на мой взгляд. Зато каждый этюд к ней можно считать законченной картиной, посмотрите на эту голову, ведь это же портрет Гоголя, только с бородой и длинными кудрявыми волосами.

С 25 лет и почти до конца жизни художник прожил в Италии, практически в нищете и иногда даже голодая, так и не создав семьи, хотя была у него и большая любовь к прекрасной итальянке Виттории Кальдони, которая предпочла его друга, художника Лапченко. (Об этом интересно написано тут: http://nearyou.ru/ivanov/0vittoria.html .

Ему не везло с женщинами. Около восьми лет он жил с какой-то Терезой (о ней есть упоминание в его переписке), она вечно устраивала ему сцены и не раз обворовывала. Была еще одна женщина, в которую он был влюблен, графиня Апраксина, но ее отдали замуж за другого. Вернувшись в Россию, Иванов через месяц заражается холерой и умирает.
Особое место в портретной живописи занимает творчество другого русского художника, который часто вводил в свои портретные картины жанровые детали. Речь идет о Павле Федотове (1815-1852) ,


кадровом военном, гвардейском капитане, оставившем службу и посвятившим себя искусству по приказу Николая I , узнавшего о больших способностях «рисующего офицера». И рисовать он начинал как баталист, его привлекали сцены масштабных битв, а еще карикатуры и шаржи на своих товарищей по кадетскому корпусу. Оставить военную службу Федотов собирался и до приказа царя, к этому его призывал и баснописец Крылов, видевший его работы и советовавший ему «обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать ее улучшению». Все вы знаете его знаменитые жанровые сцены, пользовавшиеся большим интересом зрителя, но и в портрете он проявил себя незаурядным художником, наблюдательным и откровенным.

Иногда он мог полгорода пройти за каким-нибудь приглянувшимся ему типом, чтобы лучше рассмотреть его в движении, а потом изобразить в одной из задуманных сценок. Жил он вместе со своим денщиком очень скромно, иногда даже бедствовал, но помогал семье - отцу и сестрам.

Конец его короткой жизни был страшен - он умер в психбольнице, в отделении для буйнопомешанных от плеврита, хоронил его только его верный денщик, друзей даже не оповестили. (Подробную биографию можно посмотреть тут: http://art19.info/fedotov/biography.html ).
Блестящий живописец, великолепный портретист, талантливый монументалист, прекрасный акварелист, классик и романтик - все эти эпитеты не являются преувеличением, когда мы говорим об этом художнике.

Сам бог велел ему стать художником, сподобив родиться в семье художника и преподавателя Академии художеств Санкт-Петербурга Павла Брюлло. Уже в 10-летнем возрасте он поступил в Академию и удивлял преподавателей своим талантом и техникой, легкостью письма и работоспособностью. В 1822 году, добавив к своей фамилии «в» в конце, Брюллов вместе с братом отправился в турне по Европе по заданию «Общества поощрения художников». Его работы, написанные в Италии, имели большой успех и получили похвалу самого Николая I . Он пишет по заказам большое количество портретов, используя разнообразные художественные приемы и стили от барокко до реализма, вводя бытовые детали и предметы обстановки.

Вернувшись на родину уже известным художником, он становится востребованным в высшем свете портретистом, многие вельможи, политические деятели, литераторы почитают за честь иметь свой портрет кисти Брюллова.

В 1847 году после сильной простуды у Брюллова обострился ревматизм и ухудшилась работа еще с детства больного сердца, он семь месяцев по настоянию врачей, пролежал в постели, но продолжал работать.

По требованию тех же врачей в 1849 году Брюллов переезжает на остров Мадейра, затем в небольшое местечко под Римом, пишет несколько портретов, но это уже дается ему с трудом, и в 1852 году художник умирает, оставив в мастерской множество незаконченных работ и набросков. (Полностью биографию можно прочитать тут: (http://art19.info/brullov/biography.html ).
Мы постепенно подошли к середине 19 века, когда в русском искусстве вообще, и в живописи в частности, назрели большие перемены, связанные с изменениями обстановки в стране и настроений в обществе. «Рождалось национальное реалистическое искусство, ставившее своей задачей отражение жизни общества и народа…» (http://art19.info/russkaja-zhivopis/articles.html). Хотя я и не люблю подобных определений, так как считаю их надуманными, придерживаюсь мнения, что живопись (и вообще искусство) не обязаны «ставить перед собой задачи» что-либо отражать, но тут не место для этого разговора.
Одним из первых российских художников, кто почувствовал и сумел передать потребность общества в переменах, призвал его к прозрению, обратил его внимание на жизнь народа, «обличая», как выражаются критики, несправедливость и угнетение, был Василий Перов (1834-1882) .

Фамилия его сначала была прозвищем, данным ему учителем грамматики за хорошее «владение пером», закрепившаяся позже, как единственная. Он был незаконнорожденным сыном барона Криденера, который воспитывал его в своей семье. Перов в основном известен своими жанровыми картинами, некоторые из которых носят явный обличительный характер (например «Тройка», знакомая многим еще по советскому учебнику «Родной речи»), но нас интересуют портреты, многие из которых считаются шедеврами жанра.

«Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Так охарактеризовал эту работу Иван Крамской. Перов пишет целую серию портретов русских литераторов и музыкантов, среди них великолепные портреты Тургенева, Рубинштейна, Островского.

Художник Нестеров замечательно сказал о его портретах того периода: «…Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».
Творчество последних лет его недолгой жизни считается не очень удачным, да и сама жизнь складывалась трагически: смерть жены, потеря двух старших детей, заражение чахоткой. Долгая тяжелая и неизлечимая по тем временам болезнь обострилась тифом и воспалением легких, художник умер в 48 лет и похоронен на кладбище Донского монастыря. (Подробнее тут: http://www.art-portrets.ru/vasiliy-perov.html )
Одним из самых ярких художников того времени, пробовавшим свои силы и в бытовом, и в историческом жанрах, но прославившийся главным образом благодаря портретам современников, был Иван Крамской (1837-1887).


Вся его жизнь - сплошное противоречие: он был академиком и одновременно борцом с академизмом, был горячим поклонником Чернышевского, но писал портреты членов царской семьи. Прославившись виртуозным написанием портретов, художник, однако, считал для себя этот вид живописи обузой, обязанностью, «ненастоящим искусством», дающим возможность содержать семью, но отвлекающим от того, чем он хотел бы заниматься - «поиском цели человеческого существования и решением социально-политических проблем средствами живописи».


И нам, потомкам, повезло, что для поддержания уровня жизни семьи художнику приходилось принимать заказы на большое количество портретов, благодаря чему мы имеем возможность видеть лица многих выдающихся людей того времени.


Со своей будущей женой Крамской познакомился, когда ему было 22 года, она была содержанкой одного малоизвестного художника, и когда тот уехал заграницу, стала женой Крамского, родила ему 6 детей, из которых в живых остались двое, была ему помощницей и опорой не только в быту, но и в деятельности руководимой мужем «Артели художников».

Последние годы жизни художника были омрачены бесконечной погоней за заработком, вынужденной, надоевшей ему работой над портретами на заказ, невыполнимостью желания посвятить себя другим сюжетам, плохое здоровье и сердечные боли, которые он пытался глушить морфием. Он умер, не дожив до 50 лет, во время работы над очередным, последним портретом (врача Раухфуса) от разрыва аневризмы аорты, помочь ему было невозможно.
И еще об одном живописце французского происхождения и необычной зигзагообразной судьбы, Николае Ге ( Gay ) (1831-1894) ,

начинавшего свое творчество с евангельских сюжетов, прославившегося сначала картинами на исторические темы, принимавшего вместе с Мясоедовым активное участие в создании Товарищества передвижных выставок, уехавшего в глушь заниматься хозяйством, подружившегося со Львом Толстым и оставившего нам портреты многих своих великих современников. Интересный факт биографии: Ге познакомился в Италии с Герценом,

написал его великолепный портрет, а доставить его в Россию смог только под видом пророка Моисея, так как Герцен жил в изгнании и портрет «этого бунтаря» мог быть уничтожен жандармами на границе. С 1880-х годов Ге становится не только последователем Льва Толстого, но и его другом,

переживает духовное возрождение, заявляет о том, что жить надобно только честным трудом, а «искусством нельзя торговать». В конце жизни художника занимала тема последних дней Христа. Он говорил: ««Я сотрясу все их мозги страданием Христа». Но его новая манера, предвосхищавшая появление экспрессионизма, не была принята публикой и критикой. Скоропостижная смерть в 63 года прервала его поиски новых выразительных средств, современники не поняли какой «грандиозный прорыв совершил художник 19 века к мучительной эстетике следующего столетия.» (Анна Вчерашняя.

Написанный непосредственно с натуры, в живом общении с моделью, путем непосредственного ее изучения и наблюдения, портрет является основой реалистического искусства. Развитие реализма начинается именно с портрета. В России портрет появился позднее, чем в Европе. Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр.

Русский портрет развивался удивительно быстро - от парсун конца XVII века к портретам Рокотова, Шубина, Левицкого, Боровиковского в XVIII веке, которые с полным правом можно поставить в один ряд с лучшими образцами современного им европейского портретного искусства. Это необычайно быстрое и плодотворное развитие объясняется в значительной мере тем, что русские художники хорошо знали западных мастеров, учились у них, никогда им слепо не подражая, сохраняя свое национальное своеобразие.

Гуманизм, особое внимание к человеку и сердечность составляют одну из главных особенностей русского портретного искусства. Русское просветительство, выработавшее высокое представление о ценности человеческой личности, оказало большое и плодотворное влияние на портретное искусство. Оно успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах Брюллова, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы.

Вторая половина XIX века была порой расцвета русского реалистического портретного искусства. В нем отчетливо отражено новое представление о ценности человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу. В это время решительно меняется круг моделей - преобладают портреты передовых деятелей национальной культуры. Художники всегда очень объективно давали оценку человеку, его общественной значимости и места в жизни русского общества. Но печать исторической эпохи и ясные черты национальности не заглушали яркости индивидуальной характеристики. Реалистическое портретное искусство художников-демократов решительно противостояло выхолощенным, льстиво салонным портретам академических и придворных живописцев.

В XIX столетии ни одна страна Европы не имела такого блестящего созвездия художников-портретистов, как Россия, где почти одновременно работали такие мастера, как Н. Ге, В. Перов, И. Крамской, Н. Ярошенко, И. Репин. К ним заслуженно должны быть присоединены имена В. Васнецова и В. Сурикова. Эти художники являются главными творцами и создателями не только ярчайших портретных характеристик выдающихся русских людей, но и типичных представителей самого народа. Именно они и прежде всего в портрете, поняли красоту и духовную ценность русского человека. Русское искусство всегда имело общую, главную основу своего бытия. И эта основа - высокий гуманизм, народность, пронизывающие русскую историческую и жанровую живопись и ярко проявившиеся в портрете. Русский портрет впечатляет своей эмоциональной силой, способностью глубоко выражать внутренний мир человека во всей его полноте и значительности.

Тенденция правдивого, непосредственного отражения в живописи современной жизни с ее социальными контрастами, интерес и стремление выразить глубокий внутренний мир человеческой души, раскрыть этические ценности с бесчеловечностью буржуазного общественного уклада - все это приобрело, основополагающий характер в творчестве художников демократической русской школы второй половины XIX века.

Вторая половина XIX столетия в русской живописи была временем блестящего расцвета демократического реализма. Решительная перемена, наступившая в литературе и искусстве в 40-60-х годах XIX века, состояла, прежде всего, в том, что русские писатели, поэты, музыканты и художники обратились к народу, его думам и чаяниям. Жизнь народа стала главным содержанием их произведений. Следствием этого было широкое и интенсивное развитие жанровой живописи с ее конкретными сюжетами из жизни города и деревни. Большинство художников-жанристов занималось и портретной живописью.

Никогда еще в живописи не появлялось такого значительного количества портретов выдающихся прогрессивных деятелей эпохи, причем в каждом из этих портретов можно видеть не только яркое выражение индивидуальною облика писателя или ученого, музыканта или художника, но печать исторической эпохи и ясные черты национальности. Это, бесспорно, русские люди. И в портретах простых людей художники отмечали наиболее ценные и яркие стороны национального характера.

Основным видом портретной живописи стал портрет станковый, но большей части полуфигурный: строение и положение рук, даже не жестикулирующих, всегда усиливает характеристику модели. В это время почти совершенно исчезли официальные парадные портреты, столь часто встречающиеся в XVIII и в первой половине XIX века, так же как и парные супружеские портреты (благодаря чему открывалась возможность выразительного контраста характеров). Теперь внимание художника сосредоточивалось только на одной индивидуальности. Кроме того, за всю вторую половину века не было создано ни одною группового портрета, за исключением немногих семейных портретов.

Русские художники - представители демократической культуры, стремились запечатлеть и живописном образе достоверный, отличающийся убедительным сходством портрет своего современника.

Количество портретов общественно значительных личностей явно преобладает. Здесь уместно отметить деятельность П.М. Третьякова, который, начав собирать коллекцию портретов деятелей русской культуры, предполагал, что эта коллекция должна войти в состав задуманной им национальной галереи.

Уже к концу 70-х годов Третьяковская галерея, непрерывно пополнявшаяся, располагала почти всем лучшим, что было создано и вновь создавалось в то время русским реалистическим искусством.

Вторая половина XIX века была периодом расцвета русского демократического искусства, противостоящего реакционному искусству правящих классов. Русская живопись, являющаяся важной составной частью культуры, приобрела определенно демократический характер.

Совершенно естественно обращение художников-демократов к портретной живописи. Портрет в эпоху 60-90-х годов приобрел невиданное значение. Передовые художники, как и другие прогрессивные деятели той эпохи, понимали все значение и ценность человеческой личности, деятельность и творческая сила которой направлены на служение народу.

Портрет по своей сущности, не простое изображение человека, и в своей основе предполагает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего, выражение свойств, сути, души человека, а не только изображение его внешности, его внешних проявлений.

Русский портрет лишь к рубежу XVII и XVIII столетия окончательно оформился в самостоятельный жанр. Далее пройдя долгий путь от признака социального превосходства, успешно развивается в первой половине XIX века, достигнув вершины в портретах второй половины XIX века, поражающих эмоциональностью образов и красотой пластической формы. Гуманизм, особое внимание к человеку составляет одну из главных особенностей русского портретного искусства. Благодаря этим качествам, признающим ценность личности, портрет получает особо широкое развитие в русском искусстве.

Введение

I. Русские портретисты первой половины XIX века

1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

II. Товарищество Передвижных Художественных Выставок

III глава. Русские портретисты второй половины XIX века

3.1 Николай Николаевич Ге (1831-1894)

3.2 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)

3.3 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)

3.4 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)

3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)

3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)

IV глава. Искусство портретной живописи

Заключение

Цель данной работы рассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о его роли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работами художников, узнать о русских портретистах ХIX века, об их жизни и творчестве.

В данной работе мы рассмотрим искусство портретной живописи в XIX веке:

Крупнейшие мастера русского искусства 19 в.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок.

Что такое портрет?

История появления портрета.

Первая половина 19 в. – время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19 в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализма определили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которые взбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологической тематики. Эти художники в 1870 организовали

Товарищество передвижных выставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможности выставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с 1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, а в 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова в дар Москве. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихся деятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кисти Василия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) Ивана Крамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный Ильей Репиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряд других. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественной политике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работах появляются образы крестьян и рабочих.

Возрастание и расширение художественного понимания, потребностей отражается в появлении множества художественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) и музеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьное образование рисования.
Всё это, в связи с появлением целого ряда блестящих произведений русских художников, показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалось национальным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, что оно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.

I. Русские портретисты первой половины XIXвека.

1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.

Первый же портрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) – выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.

Русский художник, выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой, они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренского всегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из его портретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П. Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809 ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).

Бесценная часть творчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основном карандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Он изображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образах перед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года до декабрьского восстания.

Портреты Кипренского предстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открывая различные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренский всякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтических портретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827 ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренского возвышенна и лирична.

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз. –

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Престрастья важных аонид.

Известен впредь мой будет вид, –

Написал Кипренскому Пушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом и портрет этот висел в его кабинете.

Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат также проникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург; В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.

1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)

Представитель романтизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи. Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семье крепостных графа А.С.Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графа И.И.Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Проявлял способности к рисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться на кондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – по разрешению Моркова; в годы учебы познакомился с О.А.Кипренским. В 1804 хозяин вызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то на Украине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положении крепостного живописца, обязанного попутно выполнять хозяйственные поручения помещика. В 1823 получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьеры в Петербурге, остался в Москве.

Художник из крепостных, который своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика и стал самым известным художником московской портретной школы 20-30 – х годов. Позднее калорит живописи Тропинина становится интересней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное – вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, Тропинин – создатель особого типа портрета – картины. Портреты в которых привнесены черты жанра, образы с определенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка».

Лучшее из портретов Тропинина, такие как портрет сына Арсения (1818 ГТГ), Булахова (1823 ГТГ). Тропинин в своем творчестве идет по пути ясности, уравновешенности несложными композициями портретного изображения. Как правило, образ дается на нейтральном фоне при минимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) – сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркивает естественность внешнего облика.

Ранние произведения Тропинина сдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейные портреты Морковых, 1813 и 1815; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва). В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийские образы-типажи Украинец, (1810-е годы, Русский музей, Петербург). Булаков, 1823; К.Г.Равич, 1823; оба портрета в Третьяковской галерее).

С годами роль духовной атмосферы– выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846, где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работе или в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета в Третьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Поздние произведения мастера (Слуга со штофом, считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасании колористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес к драматическому бытописанию, свойственный передвижникам. Важную сферу творчества Тропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски. Умер Тропинин в Москве 3 (15) мая 1857.

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П.Антропов и его картины

Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П.Аргунов — художник портретист 18 века

И.П.Аргунов «Автопортрет»

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С.Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г.Левицкий

Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

В.Л.Боровиковский — мастер сентиментального портрета

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета . Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русские художники-портретисты появились в начале 14 века нашей эры. Мастера кисти того времени располагали ограниченными средствами, поэтому зачастую прибегали к стилизованным рисункам. Это нельзя было назвать сюрреализмом, но картины, безусловно, страдали от недостаточной проработки деталей. Позднее русские художники-портретисты и их работы были переориентированы на оформление храмов. Мастера живописи сакрального характера расписывали стены и потолки церквей и соборов.

Раннее портретное искусство

Русские художники-портретисты и их картины имели свои отличительные признаки, они были узнаваемы - у каждого живописца прослеживался собственный стиль в работе, к тому же, он был почитаем как священниками, так и прихожанами.

Самый яркий представитель того времени - Андрей Рублев (1370-1428), который оставил после себя нетленные произведения: "Спас вседержитель", "Архангел Михаил", "Троица", и другие шедевры иконописи.

Современником Рублева был знаменитый иконописец Феофан Грек (1340-1410). Долгое время они работали вместе. В 90-х годах 14 века художники расписали Благовещенский собор Московского кремля. В работе участвовали и другие русские художники-портретисты. Объем работы был достаточно большим. Главные иконы деисусного ряда написал а "пророческий" и часть верхнего "праотеческого" ряда принадлежат кисти Андея Рублева. Достоверных данных, подтверждающих, что им были написаны клейма больших икон нижнего ряда, нет, однако рука талантливого иконописца узнаваема и в этих работах.

Ранние мастера портретной живописи

В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.

Русские художники-портретисты более позднего времени:

  • Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
  • Зубов Алексей (1682-1750) - крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
  • Никитин Иван (1680-1742) - русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника - польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.

Русские художники-портретисты 18 века

Мастера кисти прошлых столетий, как правило, занимались церковной живописью. Однако 18 век стал временем зарождения портретного искусства в чистом виде, когда живописец отражает на холсте образ конкретного человека. Русские художники-портретистытого времени придерживались классической школы изобразительного искусства, предполагающей точное воспроизведение мельчайших деталей. В портретной живописи эта методика как нельзя лучше отвечала задачам, поставленным перед исполнителем - добиться такого изображения, чтобы оно носило все признаки художественного стиля и было максимально достоверным. Работа представлялась достаточно кропотливой и ответственной. Тем не менее известные русские художники-портретистывеликолепно с ней справлялись. Заказов было более чем достаточно, вся придворная знать, а также члены купеческих гильдий наперебой заказывали портреты себе и своим близким.

Состоятельные люди предпочитали приглашать живописцев к себе на дом, поскольку в этом случае вся семья могла наблюдать за процессом, и это считалось хорошим тоном. Русский художник-портретист обычно жил небогато, поэтому старался принять как можно больше заказов. Если по окончании работы изображение главы семьи нравилось всем домочадцам, то живописец получал следующий заказ в том же доме. Таким образом, русский художник-портретистбыл востребован в высшем обществе и не оставался без работы. Наиболее успешные мастера приглашались в царские покои для выполнения особо важных поручений.

Расцвет портретного искусства

Когда в искусстве живописи наступил период Возрождения, на Руси появилось много талантливых мастеров.

Русские художники-портретисты 18 века:

  • Антропов Алексей (1716-1795) - известный русский портретист, участвовал в декоративном оформлении Зимнего дворца в 1744-м и Царскосельского в 1749 году. Под его руководством художники расписывали Андреевскую церковь в Киеве. С 1761 года Антропов был введен в Православный Синод в качестве главного надзирателя иконописных работ. В историю русского искусства художник вошел как талантливый портретист петровского периода.
  • Боровиковский Владимир (1757-1825) родился в Миргороде. Стал знаменитым после встречи с Екатериной II, которая проезжала в Крым в 1787 году. Художник расписал один из дворцов на пути императрицы и был ею замечен. Екатерина выразила свое восхищение и наградила Боровиковского деньгами, на которые он впоследствии отправился в Петербург.
  • Венецианов Алексей (1780-1847) - русский художник, основоположник сюжетного бытового жанра в портретной живописи. Известность ему принесла работа "Портрет матери", написанная в 1801 году. Учился искусству рисования у
  • Кипренский Орест (1782-1836) - выдающийся художник, дебютировал в 1804 году с портретом А. К. Вальбе, который был написан в манере Рембрандта. Известная работа "Е. В. Давыдов", созданная в 1809 году, упрочила реноме художника. Многие полотна Кипренского хранятся в Третьяковской галерее.
  • Тропинин Василий (1776-1857) - русский художник, который прославился после того, как написал портрет А.С. Пушкина по заказу самого поэта. Картина предназначалась для С. А. Соболевского, приятеля Александра Сергеевича. Портрет стал классическим изображением великого поэта на все времена.

Портретное искусство в 19 веке

Русские художники-портретисты 19 века - это целая плеяда талантливых живописцев, обратившихся к жанру изображения человеческого лица. Наиболее известные из них:

  • Нефф Тимофей (1805-1876) - последователь академического стиля в искусстве, исторический портретист. Обучался живописи в Дрезденской художественной высшей школе. В 1826 году переехал в Петербург, где сразу приобрел известность, написав серию портретов известных людей. В 1837-м отправился в длительное путешествие по России для ознакомления с фольклорной глубинкой и бытом простого народа. После возвращения расписывал церковь Зимнего дворца, в число этих работ вошла знаменитая "Тайная Вечеря". Получил профессорское звание за роспись Исаакиевского собора, одновременно стал хранителем галереи живописи Эрмитажа.
  • Захаров Петр (1816-1846) - русский портретист-живописец с непростой судьбой. Трехлетний мальчик был найден в заброшенном чеченском ауле Дади-юрт. Русский генерал Ермолов взял ребенка на воспитание. Заметив способности приемного сына к рисованию, он отдал маленького Петю на обучение к портретисту Льву Волкову. В 1836 году Захаров окончил курс в Академии художеств и получил звание свободного художника.
  • (1822-1897) - русский живописец, за долгую творческую жизнь написал множество картин. Работы художника, и портреты в том числе, созданные им в разное время, находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Академии художеств и выставочных залах по всей России. В 1844 году Макаров переехал в Санкт-Петербург, где завоевал признание столичной публики.

Живописец-портретист Тыранов

Русский портретист (1808-1859), занимался иконописным творчеством. В 1824 году познакомился с художником Венециановым, который определил юношу в свою школу живописи, а когда тот закончил обучение, устроил Тыранова слушателем в Академию художеств. Дальнейшая судьба молодого живописца сложилась удачно, он получил малую золотую медаль от Академии, в 1836 стал учеником у маститого Карла Брюллова. За свою работу "Девушка с тамбурином" был пожалован званием академика. Будучи в Риме написал свои главные полотна: "Девушка, выжимающая воду из волос", "Ангел с масличной ветвью", "Мать Моисея на берегу Нила". Затем, по возвращении художника в Петербург, художника постигла полоса неудач, и он превратился в нищего. Приют нашел в доме брата в городе Кашине. Там Тыранов и умер в возрасте 51 года.

Непревзойденная техника портрета

Зарянко Сергей (1818-1870) - замечательный русский портретист, прославившийся непередаваемой игрой света и тени на своих полотнах. Техника художника настолько выражена, что внутренний мир человека, изображенного на холсте, как бы теряется в богатстве оттенков и полутонов. Всего Зарянко написал около сотни портретов, большинство которых посвящены императору, его семье и высшей придворной знати.

Ученик мэтра

Жодейко Леонид (1827-1879) - русский портретист-живописец, ученик московского художника Зарянко и петербургского мастера Маркова, преподавателя Академии искусств. Писал в основном женские портреты. Получил звание академика за картину "Девушка за умыванием". Был постоянным участником ежегодных выставок, проходящих под эгидой Академии художеств Санкт-Петербурга.

Художник драматического стиля

Крамской Иван Николаевич (1837-1887) - выдающийся мастер портретной живописи, религиозных настенных росписей, жанрового рисунка. Автор полотен с изображением известных писателей, художников, артистов, в числе которых были: Л. Н. Толстой (год 1883-й), М. Е. Салтыков-Щедрин (год 1879-й), И. И. Шишкин (год 1873-й), С. П. Боткин (год 1880-й), П. М. Третьяков (год 1876-й).

Художник всю жизнь придерживался философско-драматического подтекста в своих работах, особенно это заметно в портретных картинах: "Неизвестная", "Н.А. Некрасов", "Неутешное горе", которые были созданы в период с 1877 по 1884 гг. Эти шедевры находятся в Третьяковской галерее.

Художественные портреты в 20 веке

Двадцатый век был непростым периодом для России. Политические потрясения, две кровопролитные войны наложили свой отпечаток на развитие страны. И тем не менее искусство было живо, в послевоенные годы возрождалась живопись, в том числе и портретная. Художников было немного, но все они прошли хорошую школу.

Русские художники портретисты 20 века:

  • Козлов Энгельс - советский художник-портретист, родился в 1926 году, окончил Ярославское художественное училище, затем поступил на курс живописи Ленинградского института имени Репина. В 1956 году представил выпускной комиссии свою дипломную работу "Будет жить!" Является членом Союза художников с 1957 года. Основная тематика творчества Козлова - портреты современников.
  • Ломакин Олег - портретист-живописец советского периода, родился в 1924 году. Занимался в Ленинградской художественной школе, затем - во Всероссийской Академии искусств. В 1942 году был призван в Красную армию, воевал под Курском, где получил тяжелое ранение и был отчислен из армейских рядов. Портреты, написанные художником, выставлялись на выставках начиная с 1952 года.
  • Невельштейн Самуил (1904-1983) - портретист-живописец, окончил ВХУТЕМАС. На счету художника несколько десятков работ. Основной тематикой творчества Невельштейна были портреты современников. Портретист провел пять персональных выставок, все они прошли в Ленинграде, первый показ состоялся в 1944 году.
  • Орешников Виктор (1904-1987) - советский живописец и портретист. Народный художник Советского Союза, лауреат двух Сталинских премий. В творчестве доминировали сюжеты, посвященные достижениям в народном хозяйстве, и портреты современников.
  • - русский портретист-живописец, родился в 1943 году. Создатель уникальных направленности. Активно участвует в общественной жизни, член Общественного совета при президенте России.

Знаменитые художники портретного жанра

За шестьсот лет, прошедших со времени появления живописного искусства, сменилось не одно поколение художников. Кроме живописцев, уже упомянутых, существовало достаточно много других мастеров.

Кто же они - художники-портретисты русские? Список их представлен далее.

  • Мусикийский Григорий Семенович, придворный художник-портретист.
  • Гзель Георг, швейцарский живописец, долгое время работал в России.
  • Никитин Иван Никитич, придворный художник.
  • Вишняков Иван Яковлевич, портретист для аристократии.
  • Колокольников Мина Лукич, крепостной художник.
  • Матвеевич, придворный портретист.
  • Угрюмов Григорий Иванович, крестьянский художник.
  • дворянский портретист-живописец.
  • Орловский Александр Осипович, художник дворянский.
  • Соколов Петр Федорович, портретист для аристократии.


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные