Какое имя дать при крещении николая. С каким именем крестят в православии

Инструкция

Самый простой способ – вообще не придумывать ничего дополнительно, а записать ребенка во время крещения тем именем, которое вы дали ему при рождении. Если обычное мирское имя вы подбирали своему малышу с любовью, вам нравится, как оно звучит, и кажется подходящим к личности и характеру чада, то и для крещения такое имя вполне годится. Это самый распространенный вариант, он помогает избежать в дальнейшем многих проблем и неувязок.

Однако если вы назвали ребенка именем, которого нет в православных святцах, или верите в то, что через имя вашего малыша могут , подберите другое имя, под которым его будут знать в . В этой ситуации нет ничего страшного, некоторые даже верят, что тайное имя служит человеку оберегом, но в дальнейшем придется учесть, что во время и причастия называться нужно так, как нарекли при , а не как записано в паспорте. Недоразумение может возникнуть и во время венчания, если будущий супруг и гости не посвящены в такую разницу имен.

Что же касается самого имени для крещения, то можно просто подобрать вариант, созвучный имени в паспорте. Например, Диана в миру вполне может стать Дарьей при крещении. Есть также древняя традиция назвать ребенка в честь кого-нибудь из святых. Это очень хорошая традиция, она обеспечивает малышу покровительство того святого, именем которого он был назван. Рекомендуется также посмотреть календарь церковных имен и остановиться на одном из тех, что приходятся на день рождения или крещения.

В любом случае постарайтесь исходить не только из того нравится конкретное имя или нет, а узнайте, что оно обозначает, как влияет на судьбу и . Помните, что, в отличие от мирского имени, имя, выбранное для крещения, нельзя будет в последующем изменить, оно останется с вашим ребенком до конца жизни, поэтому так важно с самого начала не ошибиться в выборе.

Таинство крещения – обряд, при котором человек словно рождается заново в новую духовную жизнь и с новым православным именем. Имя это дается ему во славу одного из святых, оно содержится в Святцах и «писано на небесах». Святой, чьим именем нарекут человека, будет оберегать его, являясь для него небесным покровителем. Несведущие в полной мере в религиозных вопросах люди могут задаваться вопросом о том, какое имя выбрать при крещении своему чаду и себе.

Вам понадобится

  • Святцы.

Инструкция

Более того, раньше было принято при рождении нарекать ребенка именем того святого, на день памяти которого пришлось его появление на свет. Для небольшой «сдвиг» при выборе имени допускался. Это делалось потому, что дни памяти святых жен несколько реже, чем святых мужей. Но при крещении человек получал другое имя.

Некоторых имен, например, грузинских или сербских святых, нет в наших Святцах. Несмотря на это, их имена можно давать при крещении, потому что они являются адаптированными под другой язык вариантами имеющихся в Святцах имен. Если ваше имя или имя вашего ребенка является таковым, возьмите его при крещении.

Помимо присутствия имени в Святцах, день памяти носившего его святого должен отмечаться в промежутке со дня рождения ребенка по восьмой день его жизни. Сегодня «правило семи дней» уже не является обязательным при выборе православного имени, поэтому соблюдайте его лишь при желании.

Человек получает новое имя, пройдя через обряд крещения, во время которого священник трижды читает молитву, трижды призывает Святой дух, освящает воду и окунает туда младенца. Взрослых просто обрызгивают освященной водой. На лоб принимающего человека священник наносит капельку миррового масла. Именно при погружении в воду человек как бы

Крестины — это обряд принятия гражданина в лоно церкви, сопровождающийся дарованием ему личного имени, а также права присваивать христианские атрибуты и участвовать в жизни христианской общины.

Испокон веков новорождённому ребёнку при крещении давали имя святого . Как и тогда, в наши дни можно избрать ребёнку в качестве небесного покровителя человека, который прославился в своей жизни делами или подвигами во имя Веры и Церкви. С этим именем человек рождается, с ним ему и умирать.

Имена несут в себе скрытый смысл, в них шифр. Например, имя Мария с древнееврейского переводится как «горькая», «любимая», «упрямая» или «безмятежная», Аврора – олицетворяет рассвет или утреннюю звезду (его нет в Святцах), Мирослав – славящий мир (также отсутствует упоминание в Святцах), ославляемый миром, Захар – памятуемый Богом и т.д.

Считается, что имя «предрекает» судьбу своего владельца по принципу «как корабль назовёшь, так он и поплывёт».

Обычно при крещении выбирают для ребёнка женское или мужское имя греческого или древнееврейского происхождения из тех, которые упоминаются в Священном писании и церковных канонах. Славянские или латинские имена в большинстве случаев не имеют аналога в Православной ономастике. В таком случае ребёнок нарекается другим подходящим именем.

Соответствие даты рождения и дня памяти святых

Имя выбирают родители по Святцам, оно будет являться каноническим. Святцы – это списки имён святых, структурированный по месяцам и дням их почитания Русской Православной Церковью. Подвиги в её славу совершались во все века как мужчинами, так и женщинами. Поэтому есть мужские и женские варианты имён, хотя по статистике больше первых.

По церковному порядку ребёнка нарекают в честь святого не день в день, а на 8 день от рождения, либо на 40.

Например, если мальчик родился 1 апреля, то он будет назван в честь Иоанна священномученика, мученика Петра, епископа Стефана или епископа Симеона и т.д. Вряд ли родители захотят иметь в семье Вафусия, Малха или Силу, день празднования которых 8 апреля. Выбор есть всегда.

Почему на восьмой день? Согласно библейским рассказам, божественное чудо творения длилось 7 дней, а на восьмой Господь сошёл на Землю. Таким образом нашим предкам удавалось вписать ребёнка в систему религиозного мировоззрения того узкого мирка, в котором он появился на свет.

Но чаще всего, по православной традиции, крестили младенца именно спустя 40 дней с момента его появления на свет . В эти у ребёнка налаживается работа жизненно важных систем органов: дыхательного, зрительного и слухового аппарата. Считается, что после месяца-полутора малыш вполне способен воспринимать окружающий мир и узнавать предметы и людей в нём.

В самобытной христианской истории существует немало достойных имён, подходящих для крещенных мальчиков и девочек, и каждое что-нибудь, да значит. Когда человек желает покреститься в уже осознанном возрасте, то священнослужитель может попросить изучить жития святых. Это делается для того, чтобы не просто «назваться», а чтобы следовать примеру, каковыми для современного обывателя и должны являться люди, причисленные к лику святых.

Можно ли назвать малыша по-одному, а крестить по-другому?

Если родители хотят наречь ребёнка тем именем, которого нет в Святцах, то тут возникает проблема выбора альтернативного имени. Перед многими родителями встает вопрос: можно ли назвать малыша одним именем, а крестить другим? Стоит учесть, что церковь не одобряет разделения на гражданское и православное имя для человека.

Примеры прецедентов в среде монашества, княжеских лиц в прошлом и католических храмов тут неуместна. Инок, отрекаясь от собственной жизни, мира и цивилизации превращается в другого человека. Во времена правления русских князей, святых в святцах с подобными именами не существовало, поэтому и пришлось Владимиру Святославовичу стать Василием, а его бабушке Ольге Еленой. А для того чтобы «зваться» Аннами — Мариями нужно быть католиком….

Итак, можно ли при крещении дать малышу другое имя, чтобы у ребенка их было два? На самом деле, большинство священников советует не давать детям двойных имён.

Нужно ли второе, если первое православное?

Если ребёнку при рождении дано православное имя, то второе выдумывать нет смысла . Существуют поверья о людях, которых в жизни преследуют хвори, неудачи, неуверенность в себе, душевный и психический дисбаланс, когда в одной и той же жизни они отзываются на два различных имени.

Если при рождении назвали не по-православному

Имя при крещении меняют лишь в том случае, если самое первое имя из разряда «нерусских», т.е. не содержится в святцах. Разумным выходом в этом случае выбрать созвучное имя. Например, Анжела – Ангелина, Ян – Иоанн и т.д.

Либо совсем непохожее, несозвучное. Например Светлана – Фотина, Богдан – Феодот и т.д.

Такие имена подлежат «переводу» на православные. Но есть исключения. Например, в случае если ребёнка зовут Леопольд, Эсмеральда, Аврора, Добрыня, Святогор и т.д. Тогда необходимо будет избрать «новое» имя, для Храма.

Как выбрать?

Второе имя при крещении ребёнка родители выбирают по дню рождения , либо по дню крещения, по Святцам на 8 – ой день от появления на свет или 40, либо по обету (например, беременная женщина в молитвах часто просила о помощи какого-то конкретного святого и обещала при хорошем стечении обстоятельств назвать ребёнка его именем). Реже – то имя, которое «просто нравится» родителям.

Список красивых вариантов и их значения

Далее представляем список красивых православных женских и мужских имен, а также их значения и даты именин, чтобы помочь вам определиться, какое из них дать ребенку в качестве первого и единственного или чтобы у него их было два.

Для мальчиков

В миру В православии Дата именин
Соломон Саламан 5 февраля.
Дмитрий Димитриан 28 мая, 1, 5 и 16 июня, 8 ноября.
Захар Захария 22 сентября, 18 декабря, 4, 21, 24 февраля, 6 апреля.
Мирослав Мирон, Вячеслав 14 января, 8 февраля, 17 марта, 16 августа.
Давыд Давид 18 марта, 2октября.
Юрий Георгий
Платон Платон 4,18 апреля, 22 июля. 9, 15 августа, 1 декабря.
Архип Архипп 5 декабря, 17 января, 20 марта, 19 июля.
Артём Артемий 2, 13 ноября, 26 февраля.
Владислав Владислав 7 октября.
Касьян Кассиан 13 марта.
Филат Феофилакт 21 марта.
Юлиан Иулиан 29 марта.
Ян Иоанн 9, 12 апреля, 6 марта.
Нефёд Мефодий 19 апреля, 24 мая.
Дементий Дометий 21 марта, 20 августа, 20, 29 декабря.
Кузьма Косма 1 мая, 14 ноября, 16 августа.
Алфёр Елевферий 17 августа, 28 декабря.
Фрол Флор (не опечатка) 31 августа, 31 декабря.
Асей Осия 9 сентября, 30 октября, 29 декабря.
Свирид Спиридон 10 апреля, 25 декабря.
Богдан Феодот 28 сентября,25 октября, 11 июня, 17 июля.
Степан Стефан 28 декабря, 24 января.
Остап Евстафий 3 октября, 17 января, 20 июля.
Ермолай Ермолий 8 августа.
Прокоп Прокопий 20 апреля, 12 марта, 8, 21 июля, 29 сентября,13 октября,14, 23 ноября, 5, 7 декабря, 3 января.

В последнее время появилась «мода» называть детей «устаревшими» именами, теми, что как будто пахнут нафталином из старого комода. Но, как говорится: всё новое-это хорошо забытое старое. Важно в погоне за диковинными созвучиями не переборщить . У родителей амбиции, желание выделить именно своего ребёнка, но ребёнку с этим именем ещё предстоит жить. Естественно конституционное право, по которому после совершеннолетия можно сменить паспортное имя на любое понравившееся никто не отменял. Но и доводить дело до крайностей также не стоит.

Для девочек

В миру В православии Дата именин
Алиса Александра 19 ноября, 31 мая.
Виктория Ника 23 марта, 29 апреля, 8 мая.
Валерия Калерия 6 мая, 20 июня.
Стелла Есфирь 6 января.
Арина Ирина,Ариадна 29 апреля, 18 мая, 10,26 августа, 1 октября, 4 сентября.
Ванесса Иоанна 3, 24 мая, 10 июля. 12 декабря.
Полина Павла 23 февраля.
Диана Артемия 20 июня.
Марина Маргарита 15 декабря, 8 февраля, 30 июля, 14 сентября.
Снежана Хиония 29 апреля, июля, 17 октября.
Изабелла Елисавета 7 марта, 7 мая
Роза Сусанна 19 июня,24 августа.
Виолетта Ия 24 сентября.
Лада Евладя (от м.и.Евладий) 21 января.
Дана Федора 27 ноября, 12 января, 29 апреля, 9 июня.
Дина Динара, Евдокия 13 июля, 14 марта, 17 августа.
Милана Людмила 29 сентября,11 ноября,13 января.
Аглая Харита 14 июня, 18 октября.
Руслана Лионилла, Неонила 10 ноября, 29 января.
Карина Екатерина 7 декабря.

Существует огромное многообразие имён. Все их невозможно перечислить. Нарекая именем новорождённого, человек, ответственный за его становление в этом мире, должен помнить, что оно определяет судьбу.

Подумайте, стоит ли давать двойное имя (касается тех, чьих аналогов не найти в Святцах). Если есть полная уверенность в том, что цель оправдывает средства, то можно смело стоять на своём выборе.

Церковь даёт своим прихожанам право выбора. Но конкретно по каждому имени, которого нет в Святцах нужно договариваться с самим батюшкой, осуществляющим обряд. Он либо учтёт пожелания родителей, либо откажет, но поможет советом сделать правильный выбор. Например, взять другое, созвучное имя или выбрать из списка святых на конкретный день. В любом случае каждый человек, желающий приобщиться к Церкви, сможет пройти таинство Крещения, вне зависимости от того, как он был наречён. Святая Церковь примет каждого.

Одним из самых распространенных вопросов на беседе перед крещением является вопрос о выборе имени будущему маленькому христианину. Актуален он не только потому, что сейчас крестится много Лилиан и Снежан, а в Татарстане Рустемов и Айратов. Дело не только в фантазии родителей при выборе имени «по паспорту», но и в суеверных представлениях о том, что нужно выбрать второе имя чтобы «не сглазили». Как выбрать имя для крещения, что необходимо знать об этом и как не впасть в суеверные крайности - об этом поговорим ниже. Для начала разберемся, какой смысл несет в себе христианское имя.

Святой пример

В Православной Церкви почитаются святые – люди, чей жизненный путь и чья верность и служение Церкви должны быть для нас примером. В Церкви много святых и послужили они Богу в разном качестве. Кто-то был великим миссионером и крестил целые народы. Их Церковь назвала равноапостольными. Другой был монахом и всю жизнь провел в аскетических подвигах. Таких святых Церковь называет преподобными. Третий послужил Богу в епископском сане и был назван Церковью святителем и так далее. Пример каждого из святых важен для нас, и мы можем и должны ему следовать.

Святой, в честь которого назван ребенок - это в первую очередь пример. Поэтому и необходимо знать житие своего святого! К сожалению, сейчас очень многие родители называют детей просто по принципу «мне нравится», не имея ввиду какого-то конкретного святого. Наверное, это потому, что сами не живут церковной жизнью, и не знают жизнеописаний святых.

Довольно часто крещу взрослых и говорю им, что у них есть потрясающая возможность – самим выбрать себя святого покровителя. Если приходит взрослый с желанием креститься, то прошу его прочитать жития святых и выбрать того, чья жизнь и чей подвиг будет ему ближе. Ведь святой - это пример!

По святцам

На Руси существовала благочестивая традиция - называть детей по святцам, то есть в честь святых, память которых выпадает на ближайшие даты ко дню рождения ребенка. Вполне можно назвать ребенка и таким способом. Но нужно помнить одно: имя – это вещь практическая. Мы крестим для того, чтобы в дальнейшем реализовывать свою веру на практике: ходить в храм, Причащаться, исповедоваться. Представьте себе ситуацию. Большой праздник, много причастников в храме. К Чаше подходит человек и говорит, что он «раб Божий Полиевкт» или Филогоний или еще какое-то сложное имя. Все они есть в святцах. Но далеко не каждый священник наизусть знает святцы. Да и к Чаше большая очередь! Скорей всего, он спросит, в каком храме его крестили с таким именем или вообще крещенный ли он. Все-таки сложно каждый раз объяснять, что его крестили с именем в честь святого, память которого есть в святцах такого-то числа.

Практика называть детей по святцам, несомненно, хорошая. Но и тут стоит относиться ко всему сдержанно: выбирать имена попроще. Ведь детям с этими именами надо будет потом ходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви.

Крестить как есть

Самый простой и, вместе с тем, самый идеальный случай - это крещение с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении. Николай остается Николаем, Александр Александром. Артем склоняется в церковно-славянского Артемия, а Светлана - в Фотинью. Тут как раз все просто и понятно.

Экзотическое имя

Зачастую родители проявляют ревность не по разуму и называют своего ребенка каким-то экзотическим именем. В данном случае есть два варианта. Первый – это выбрать что-то созвучное. Например, Снежана вполне может стать Анной, Лиана - Лией и так далее. Второй вариант - это выбрать абсолютно несозвучное имя, просто то, которое нравится человеку. Вполне может оказаться, что родители долго выбирали между Жанной, как в итоге и назвали ребенка, и обычной русской Марией.

От порчи

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители хотят крестить своего ребенка с другим именем «чтобы не сглазили». По их версии, имя, полученное в крещении, нельзя никому говорить, оно должно быть тайным и тогда никто не сможет навести порчу. Как правило, таких родителей почти всегда можно определить на беседе перед крещением. Они спрашивают про второе имя и на вопрос «зачем оно Вам надо», начинают заминаться, смущаться или же прямо говорить, что надо бороться с порчей. Таким людям однозначно отказываю и крещу только с тем именем, которое написано в свидетельстве о рождении.

Подведем итоги

Святые – это примеры. Называя ребенка в честь того или иного святого, мы как-бы призываем его следовать по пути своего святого, подражать ему. Имя можно выбрать по святцам, можно выбрать любое другое, но лучше всего ориентироваться на жизнеописания святых и не забывать, что они являются для нас примерами.

Если Вы назвали ребенка «экзотическим именем», то можно выбрать или созвучное имя, или имя в честь какого-то святого.

И, самое главное. Имя нужно для того, чтобы участвовать в церковной жизни, а не для того, чтобы «бороться с порчей».

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные