Какой праздник идет после пасхи. Первое воскресенье после Пасхи: Красная горка

Добрый день, дорогие друзья, добрый день, дорогие телезрители. Мы с вами сегодня опять все вместе в этой передаче «Воскресные беседы».

Как многие из вас знают, мы с вами уже имели беседу о Великом посте, о его смысле, о тех неделях, которые предшествуют светлому празднику Святой Пасхи, и теперь в этой воскресной беседе мы с вами хотели бы сегодня поговорить о тех неделях, которые идут уже после этого великого, светлого праздника Святой Пасхи, светлого Христова Воскресения. Весь этот период называется пасхальным периодом, и мы должны знать, что он не ограничивается одним только крестным ходом, он не ограничивается только одним воскресным днём, а этот период распространяется до праздника Вознесения Господня, то есть пять недель мы празднуем этот праздник.

Каковы особенности этих послепасхальных дней? Священники в течение всего этого времени облачены в красные, светлые пасхальные одежды как символ жизни. Красный цвет – символ огненной молитвы. Каждая домашняя молитва, церковная молитва начинается с тропаря праздника святой Пасхи: «Христос воксресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». В эти дни, когда идут всенощные бдения, также и любое богослужение, и сама литургия, молебен, панихида, они также начинаются именно с этого нашего бессмертного гимна «Христос воскресе из мертвых». И так идёт этот период 40 дней до праздника Вознесения, потому что мы с вами прошли поприще Великого поста в течение 49 дней, в течение 7 недель, и Господь даёт нам такую же радость, равнозначную, что мы так же 50 дней празднуем этот великий день, великую победу Христа над смертью.

Мы хотели бы сегодня в этой беседе поговорить о тех неделях, тех событиях, которые были после светлого праздника Христова воскресения. Вторая неделя после воскресения именуется неделей об апостоле Фоме, и вспоминается одно событие, очень для нас важное, очень для нас существенное, для нашей с вами веры, для утверждения в ней. Говорится о евангельском событии, когда ученики после распятия Господа ещё не знали о его воскресении, сидели вместе в Сионской горнице. Их было 10 человек. Вы знаете, что у Христа было 12 учеников, но Иуда отпал, а с ними не было Фомы в тот момент, когда они все вместе были в одной из комнат. Она называлась Сионской горницей, где впервые они приняли участие в этом великом таинстве, таинстве Евхаристии, святого причащения. Тайная вечеря произошла именно в этой горнице, в этой комнате впервые они причастились, во исцеление души и тела, тела и крови господней, и теперь это таинство с тех времён каждый день совершается в святой христианской Православной Церкви.

Апостола Фомы с ними не было, и вдруг, когда двери были закрыты, приходит Христос и говорит ученикам: «Мир вам!» И они ужаснулись, увидев самого Христа. Фомы с ними не было. И, когда, спустя несколько дней, они рассказали об этом Фоме, что они видели Господа воскресшим, он им не поверил. И вот пронеслось такое выражение: Фома неверующий. Он сказал: «Я не поверю до тех пор, пока не вложу руки мои в рёбра Его и не вложу руки мои в язвы Его», - в язвы от гвоздей, в язву от прободённого ребра, которым он был прободён римским легионером. То есть у него именно такая вера была, вера осознанная: он хотел своими глазами, своими руками осязать воскресшего Христа Спасителя.

Так и случилось. Когда через несколько дней они были все вместе, и Фома был с ними, Христос зашёл к ним в дом, а двери в это время были закрыты. И Он как сердцеведец, как всеведущий Творец и Бог, зная мысли апостола Фомы, обращается не к кому-нибудь, а напрямую обращается к нему: «Фома, подойди ко мне и вложи руку твою в рёбра мои, вложи руки твои в язвы мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома дерзновенно подошёл к Спасителю и своими руками коснулся Его тела, тела, которое стояло реально перед ним, тела воскресшего и тела человеческого, с язвами на руках, ногах и на ребре. И когда он своими руками почувствовал это живое тело, но уже иное, преображённое, потому что оно зашло через закрытые двери, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Христос, обращаясь к нему, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Действительно, мы с вами не видели Христа так, как видел его апостол Фома, но через Евангелие нам передалось знание, истинное знание о воскресении Христовом, вера, граничащая со знанием, потому что у Фомы это была уже не вера, а это было знание. Мы с вами Христа не видели, но мы веруем в него. В воскресный день, когда совершается накануне Всенощное бдение, поются такие слова: «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу». Спрашивается: мы поём такие слова: «Воскресение Христово видевши», - но мы же не видели, как апостолы, воскресения Христова, и сам факт воскресения не видел никто, видели уже последствия воскресения, а самого момента исшествия из гробницы, в которой Он был погребён, не видел никто, только Отец Небесный. Но, оказывается, есть иное видение, очами не физическими, а очами веры, и мы воскресение Христово действительно видели, когда мы увидели преображённую жизнь людей, когда люди из грешников становятся праведниками, из гневливых становятся кроткими, из воров оставляют эти дела и стараются людям в своей жизни помочь, когда блудник делается целомудренным, когда лжец становится правдивым и борцом за правду.

Вот это и есть воскресение человеческой души, когда человек был мёртв по своей душе, но воскрес, и мы это воскресение видим в людях, что через веру, через Евангелие люди оживают. Нам через апостола Фому дано знание веры, опытное знание о воскресении Христовом, и мы унаследовали это через апостола Фому, через его искреннее желание убедиться в этом факте воскресения Христова нам передалось это знание на все века, нам с вами.

Однажды Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Вы знаете, моя вера – не вера маленького мальчика. Нашим атеистам и не снилось, через какое горнило сомнений и испытаний, искушений прошла моя вера. И я на своём жизненном пути вывел свой символ веры. Я долго и мучительно искал истину и нашёл её. И если бы они, эти скептики, убедили меня, что Христос находится вне истины, я бы пожелал остаться со Христом, чем с истиной, потому что я не нашёл ничего истиннее, добрее, светлее, святее, правдивее Христа, в своей жизни я ничего не нашёл. Но слава Богу, что Христос и истина – это одно». И поэтому апостол Фома, Фёдор Михайлович Достоевский – они действительно искали веры разумной.

Многие могут сказать: «Какое соответствие, или как это может совмещаться вместе, вера и знание?» Действительно, может до определённого момента, потому что кто-то из наших святых сказал: «Не всё в Боге познаваемо, и не всё в Боге непознаваемо. Не всё в Боге описуемо, но и не всё в Боге неописуемо». То есть то, что нам дано знать о Боге и доступно, нам многие вещи открыты, открыты в Священном Писании, и поэтому нам отцы и говорят, апостол Павел нам об этом говорит: «Вникай в себя и в учение, ибо, поступая так, спасёшь себя и слушающих тебя». То есть вера наша должна быть осознанной, вдумчивой, с поиском, а не просто что-то воспринять на слух, то, что нам передали родные, близкие. Это всё действительно нужно и необходимо, но нужно ещё и вникать в глубину своей веры, в глубину святого Православия.

Бесценный дар веры требует со стороны человека и его усилий, и его подвигов, и его исканий, и его горения, потому что мудрый человек однажды сказал: «Счастье – это маленькая птичка, и она прилетает туда, где есть корм». Вера даётся человеку ищущему. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и отверзится вам», - говорит нам Господь. Иоанн Златоуст говорит об этом нам всем, что мы, действительно, этот дар, который выше всех даров, дар веры должны искать в своей жизни: «Вера требует души божественной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих».

Но порой у нас много скепсиса в нашей жизни, много сомнения и неверия. Во многом просто только на материальном останавливается и замыкается наша жизнь, жизнь многих людей, которые находятся вокруг нас, и которые не имеют этого светлого, радостного дара веры. Переживая за таких людей, один из наших великих поэтов, Федор Тютчев, однажды написал такие слова в стихотворении, которое называется «Наш век»: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует. Он к свету рвётся из ночной тени, и, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием томим и иссушён, невыносимые он дни выносит, и сознаёт свою погибель он, и жаждет веры, но о ней не просит. Не скажет ввек с молитвой и слезой, как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня, я верю, Боже мой, приди на помощь моему неверью». И, милостью Божиею, через апостола Фому нас Господь уверяет в истинности своего воскресения и даёт нам платформу, фундамент, основание к тому, чтобы наша вера была осознанной, радостной, светлой и преображающей нашу с вами жизнь.

За неделей апостола Фомы вспоминается великий подвиг, подвиг жён-мироносиц, которые свою веру превратили в верность, потому что есть большая разница между верой и верностью. Многие, бывает, верят, но не бывают верны до конца. Верить – ещё не значит быть верным. И впервые в этом подвиге, в жизненном подвиге Христа Спасителя рядом с ним при его распятии оказались не кто-нибудь, а жёны-мироносицы, и именно им после своего воскресения является воскресший Господь. Первым из всех Он явился жёнам-мироносицам.

Писания и наши церковные песнопения говорят о том, что первым он всё-таки явился Богородице, своей матери. Об этом в Священном Писании нет, но это есть в наших богослужебных текстах, и мы имеем такую веру и убеждённость, что первым он явился матери Божьей, своей матери. Потом – жёнам-мироносицам как тем людям, которые прошли с ним жизненный подвиг и крестные страдания вместе с ним до конца.

И первые слова, которые услышали люди от воскресшего Бога: «Радуйтесь, не бойтесь, и мир вам!» Задумаемся над этими словами. Он сказал очень мало слов после своего воскресения. Первые слова: «Радуйтесь!» - поэтому для христианина это должно быть абсолютно нормальное, привычное состояние духа. Почему радость? Да потому, что мы – дети Божии, потому что последние слова Христа Спасителя были такие: «Се Я с вами есть во вся дни до скончания века». То есть ощущение того, что мы все под Богом ходим, под Богом - любящим Отцом. Мы читаем молитву «Отче наш», не «Отче мой», а «Отче наш», мы к Богу обращаемся со словом «Отец». Но какой отец не любит своего ребёнка, какая мать не любит своё дитя? И поэтому это состояние радости, ощущение, что мы защищены Богом, что бы в нашей жизни не было.

Самое главное, что мы знаем о последней цели нашей земной жизни, о которой нам сказали святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому из нас обещал тихую пристань». И мы знаем, что наша жизнь закончится тихой пристанью у Бога, во всяком случае, должна так закончиться. Но Господь уже и в этой жизни, сейчас, реально, среди нашей многотрудной, многосложной жизни 21 века тем людям, которые имеют веру и живут по евангельским заповедям, даёт это состояние, состояние духовной радости, которое ни за какие деньги, никакими материальными благами приобрести невозможно.

Всё до поры-до времени. У человека есть какая-то мечта, какая-то цель материального плана, материального характера, и он стремится к ней и находится в этом энтузиазме до тех пор, пока он не достиг этой цели. А когда достиг, опять, вроде бы, ничего особенного, всё стало опять привычным. И поэтому блаженный Августин говорит: «Мы можем успокоиться, наша душа, которая создана по образу и подобию Божию, может успокоиться только на бесконечном». А бесконечен только Бог с его дарованием нам знания, дарованием нам духовной радости, дарованием самого Себя. А духовное общение с Богом может у человека быть до бесконечности, и именного такого благодатного состояния заслужили за свою верность жёны-мироносицы.

Немощные, хрупкие существа, женщины, оказались твёрже камня. Камнем был назван Пётр, потому что имя Пётр переводится с греческого языка «камень». Но даже Пётр, казалось бы, верховный апостол Христа, не смог перенести всех тех испытаний, которые выпали на долю Христа и его учеников. Но испытали немощные жёны-мироносицы. И этот день, кстати, в Церкви именуется днём жён-мироносиц, когда все христианки православного мира праздную свой день. Это, так сказать, наш своеобразный, специфический православный день 8 марта.

У нас 8 марта женщин поздравляют, хотя даже до конца не вникают в смысл революционных корней этого праздника. Сейчас это уже, так сказать, действительно, не имеет для нас никакого осмысленного и глубокого смысла, сейчас это день, просто по наследству доставшийся нам. Мы в этот день поздравляем в светской нашей жизни, поздравляем с днём начала весны женщин, хотя этот праздник в Церкви уже не отмечается. Мы отмечаем и чествуем жён, женщин-христианок именно в эту вторую неделю после Пасхи, в неделю жён-мироносиц.

Слова, которые услышали жёны-мироносицы: «Не бойтесь, и мир вам!» Действительно, после того, как воскрес Христос, после того, как побеждена смерть, может ли бояться чего-нибудь в жизни человек? Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «Раньше, до Христа, не было ничего сильнее смерти и немощнее нас. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». И это пасхальное приветствие, которым мы обращаемся друг к другу: «Христос воскресе – воистину воскресе», - это есть гимн, и это есть основание нашей с вами веры.

Интересное наблюдение: в течение недели последний день выделен красным цветом, и этот последний день называется воскресение. Мы все с вами, волей или не волей, хотим этого или не хотим, глубоко в это верим или не верим, но именно последний день называется воскресением, не чьим-нибудь, а именно воскресением Христовым. От этого факта, непреложного факта, идёт празднование каждую неделю. Воскресный день, выходной день называется именно этим словом «воскресение», и мы об этом должны бы с вами задуматься. Всё это в нашей с вами жизни… Тем более, только в русском языке этот день именуется воскресением, воскресный день, а в других языках по-другому: например, в английском – день солнца, в украинском языке он называется «неделя», то есть «ничего не делаю в этот день», а в русском языке – воскресение.

Не славой и счастьем испытывается истинная вера, а скорбью и страданием. И в ней она закаливается, в ней она возвышается, в ней она становится твёрдой. Вот этот период жён-мироносиц, который нам преподносит святая Церковь, говорит о том, что если мы что-то принесли к ногам Христа, если мы пошли за Ним до конца, если мы за Него пострадали, если мы остались верны Ему, то это вознаграждается во сто крат самим Богом, явлением в нашей жизни Его нам. И, действительно, порой сильные мужи отступали от веры, а слабые жёны выносили на своих плечах не только своих безбожных мужей, детей, сыновей – они порой на плечах своих выносили всю Церковь своей верой, как однажды о наших русских женщинах в послереволюционный период было сказано, что белые платочки спасли нашу страну и нашу Церковь. Когда мужья, когда сыновья, увлечённые вихрями революционных событий, отступили от истинного Бога, в тишине своих домов, в тишине своих квартир на коленях они вымаливали своих безбожных и отступивших от веры родных и близких.

В послевоенный период на чьих плечах восстанавливалась церковь? Так же жёнами наполнялись наши святые храмы. И потом это передавалось уже и мужьям, и внукам, и детям. И поэтому, конечно, предназначение женщины – это хранение веры, потому что всякий мужчина любую ситуацию по жизни пропускает через своё сознание, через логику, через ум, ему надо до всего докопаться, и на это порой уходит вся жизнь, и порой только под конец жизни приходят к вере мужчины, но если приходят, то приходят уже основательно. А женщина живёт чувством, живёт сердцем. И поэтому знание больше укладывается в голову мужчине, поэтому мы и знаем физиков, великих математиков – только мужчин. А сердечность – она, конечно, присуща женщинам. И вот вера как раз зарождается в сердце, но утверждается потом, подкрепляется умом, и поэтому дано это знание, дана эта вера именно женщинам.

Однажды наш Оптинский старец Нектарий сказал, что служение женщины – это служение святой Троице. А какое может быть служение женщины, чем она служит? Она служит дому, она служит своей семье. Казалось бы, простая бытовая жизнь, но если она осуществляется ради любви к своей собственной семье, ради веры во Христа, что она именно должна послужить в своей жизни, как послужил Христос, так и она должна послужить тем людям, которые рядом с ней, то она тем самым служит святой Троице. Так и сказано о женщинах, святитель Феофан Затворник сказал: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении этих обязанностей ваше спасение. И женщины, матери, сердобольно заботящиеся о своих детях, уподобляются мученикам. А потому я говорю вам: ожидайте и вы венца мученического». Так говорит наш великий учитель Церкви, святитель Феофан Затворник Вышинский.

И поэтому эти дни после Святой Пасхи, которые посвящены воспоминаниям жён-мироносиц, утверждают и всех женщин, и мужчин вместе с ними о том, что всякое служение Христу, всякая верность ему, даже в самой малой степени, вознаградится во сто крат от Бога радостью, миром и Его всегдашним небесным благословением. Память о жёнах-мироносицах нас вдохновляет и красной нитью утверждает всю нашу жизнь в верности Спасителю Христу.

Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит всем нам: «Будь верен до смерти и наследуешь венец жизни». И ему последует великий наш пастырь русской Церкви, отец Иоанн Кронштадтский: «Святая Церковь примером мироносиц научает нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, в счастье и несчастье, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной».

И всем вам, в первую очередь, сёстры, женщины, жёны-мироносицы, вам в эти святые пасхальные дни желаю веры и верности, верности своей вере, своим словам, своим поступкам, своим делам, чтобы через вас сияла евангельская жизнь, чтобы о вас могли сказать: «Это дети Божии, эти люди – верующие». А верующими нас смогут назвать, когда мы будем верны, верны Евангелию. Всем вам, дорогие мои, от всей души желаю духовной радости, веры, верности, а жёнам, женщинам, которые смотрят нашу передачу, от всей души желаю: пускай на всём, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты, ведь сила не во внешности твоей, а только в человечности твоей.

Мир вам, Божиих благословения и до новых встреч.

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

Радоница в 2019 году – какого числа? Радоница – 9 день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье!

Радоница в 2019 году – какого числа?

Радоница в 2019 году – 7 мая

Радоница в 2020 году – 28 апреля

Радоница в 2021 году – 11 мая

“Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Радоница в 2018 году – 17 апреля. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка”, напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже “Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище”).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших на Радоницу в 2019 году?

“Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага”, – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Близится Пасха, поэтому многие люди интересуются вопросом, какого числа родительский день в 2019 году. Другое его название – Радоница (созвучна словам «род» и «радость»). Это главный день поминовения всех усопших – как православных, так и людей других взглядов.

В 2019 году Родительская неделя приходится на 5-11 мая. Название этой недели сопоставимо со словом «радость». Предки полагали, что это период «радостных поминок», так как – это радостное время.

Поминальные дни по церковному календарю

Если говорить о том, когда именно (какого числа) состоится родительский день в 2019 году, то ответов будет сразу несколько. Людям также важно знать и о том, когда в текущем году будет большая Родительская суббота.

Родительская суббота — когда

Действительно, мы несколько раз в году можем услышать такие слова: «Сегодня родительская суббота». Что это означает, и почему такая суббота называется именно родительская?

В году насчитывается 7 родительских суббот — это дни, когда усопших поминают особым образом. Свое название они получили благодаря тому, что в обращениях к Господу люди в первую очередь упоминали своих умерших родственников. Из года в год даты родительских суббот меняются, так как зависят от дат других церковных праздников.

Если говорить о том, какого числа Радоница в 2019 году, можно вспомнить и других поминальных датах, которые установлены церковным календарем.

  • 2 марта - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 23 марта, 30 марта и 6 апреля - Родительские субботы Великого поста в 2019 году.
  • 7 мая - Родительский день, он же Радоница (первая разрешенная церковью дата поминовения после Страстной и Светлой седмиц).
  • 9 мая - День поминовения павших воинов в годы Великой Отечественной войны.
  • 15 июня - Троицкая родительская суббота, которая также имеет вселенское значение.
  • 12 октября - Покровская родительская суббота.
  • 2 ноября - Дмитриевская (Димитриевская) родительская суббота.

А есть еще и День поминовения 11 сентября, когда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество.

Другие поминальные дни после Пасхи

Наряду с этими семью субботами есть и частные родительские дни. Например, 9 мая – это не только государственный праздник, известный как День Победы, но также и День памяти павших воинов в годы Великой Отечественной войны.


День поминовения 11 сентября — День памяти павших воинов православной веры. Тогда служат панихиды в память о других воинах, погибших за Царя и Отечество. Интересно, что подобная традиция существует уже более двух веков – впервые ее учредила Екатерина Великая в 1774 году.

Как поминают усопших в церкви

Если говорить о том, какого числа родительский день после Пасхи в 2019 году, то основная дата – день Радоницы 7 мая. Также усиленно почитают покойных и перед Троицей, во время Вселенской Троицкой родительской субботы (в 2019 году она будет 15 июня).

Во все родительские субботы богослужения начинаются еще накануне вечером. В пятницу проходит Великая панихида (само слово с греческого переводится как «всенощная»). А на следующий день с утра совершается заупокойная Божественная литургия, после чего проходит общая панихида.

Верующие могут прийти в храм в любой из этих дней, как будет возможность и желание. Традиционно подаются записки, в которых на старославянском языке пишут имена покойных крещеных родителей или других близких людей. Записки желательно подать еще накануне вечером в пятницу – обычно ориентируются на расписание самого храма.


Также принято приносить с собой скромную постную еду и церковное вино (кагор). Предполагается оставить продукты в храме, чтобы их мог взять любой нуждающийся, как позволяет совесть.

Подобная традиция существует несколько веков или даже тысячелетий и имеет чисто народные корни. Она называется «принести еду на канун».

5 советов, как правильно провести родительский день

Наряду с вопросом о том, когда будет Пасха и родительский день, часто спрашивают, как правильно провести это особое время. Понятно, что нужно отправиться на кладбище и навести там полный порядок – прибраться на территории, подкрасить столик и оградку, положить свежие цветы.

Что еще, а самое главное – как нужно сделать на Радоницу:

  1. По традиции полагается принять участие в утреннем богослужении. К слову, оно вполне настроит человека и поможет ему успокоить свои мысли перед непростым визитом к покойным предкам и близким.
  2. Затем на кладбище можно зажечь свечу и поставить ее на столик. Созерцание огня хорошо расслабляет и умиротворяет человека – факт, известный каждому.
  3. Далее по желанию можно почитать любую молитву, как вслух, так и про себя. Конечно, можно говорить или посылать мысленные волны своими словами – главное делать это от искреннего желания.
  4. Не стоит подражать нелепым традициям, связанным с распиванием спиртного, оставлением рюмки водки и еды на могиле. Церковь в этом вопросе довольно категорична и говорит свое твердое «нет». Да и интуитивно понятно, что алкоголь – напиток не для кладбища.
  5. Наконец, помянуть своего близкого можно (и нужно) раздачей милостыни. Кстати говоря, пасочки, яйца и другие продукты (а может, и скромные деньги) лучше дать нуждающемуся. А вот водку и прочие горячительные напитки давать не следует – опять же не будем путать праздник с днем памяти.

ПОЧЕМУ ДЕНЬ НАЗЫВАЮТ РОДИТЕЛЬСКИМ

С одной стороны, понятно: мы, дети, поминаем ушедших родителей. Но ведь это не всегда так. Увы, порой родителям приходится поминать своих детей. И конечно, не возбраняется отдать последнюю дань уважения дорогому другу, родному сердцу и просто очень близкому, теплому человеку.

Считается, что день называется родительским главным образом потому, что душа после смерти отходит к своему роду. Подобные утверждения можно встретить и в Библии (например, Бытие 26:7-8).

В 2019 году родительский день состоится 7 мая, и к такому событию лучше подготовиться заранее. А вот приходить на кладбище на Пасху и вплоть до Радоницы (в течение первой недели после праздника) нежелательно.

Светлые дни – для празднования, а родительский день – для поминовения. Всему в году будет свое время.

Неделя после великой Пасхи называется Светлая седмица. Все 7 дней проходят народные гулянья, люди ходят друг к другу в гости. Хлебосольные хозяйки накрывают столы простыми, но вкусными блюдами. Все празднуют победу жизни над смертью. Неделя является символом весеннего пробуждения природы, зарождения нового.

Считается, что усопшие также радуются Христову Воскрешению. Бытует суеверие, что души их всю пасхальную неделю бродят в мире живых и отмечают светлый праздник. Издревле в народе на Руси существовало много поверий и интересных обрядов после Великого праздника на Светлой неделе.

Интересны приметы недели после Пасхи, уходящие своими корнями в давние века и созданные по наблюдениям древних славян. Младенец, народившийся в пасхальную неделю, будет иметь крепкое здоровье и проживёт долгие годы. Умершие на Святой седмице одарены милостью Божией попасть в Царство Небесное. Увидеть ночью во сне умершего родственника - в текущем году в семье все будут живы и здоровы.

Есть много примет на Светлую седмицу после Пасхи относительно погоды

Известно много примет касательно молодых девушек:

  • замужним, кто услышит кукушку, предрекалось появление сына или дочки, а девицам на выданье - скорое счастье;
  • зудят губы у девицы - значит, целоваться ей с парнем, а брови чешутся к любовному свиданию;
  • ударилась локтем - кавалер вспоминает;
  • накликает свидание муха, упавшая в суп;
  • чтобы ладошки не потели, всю неделю нельзя дотрагиваться до соли;
  • красоту лица придаёт умывание водой с красной крашенки и серебра.

Помнятся и наказы предков, касающиеся обычных бытовых дел. В понедельник и четверг не положено заниматься шитьем - можно зашить глаза усопшим. Нельзя стирать бельё - замутится вода перед мёртвыми.

Старинные обычаи и забавы

Русская православная церковь и народ усердно чтят традиции недели после Пасхи, созданные предками. В храмах круглосуточно от Светлого понедельника и до Светлой субботы Царские врата открыты для прихожан. Образно это символизирует открытие Гроба Господня, когда ангел отвалил камень от дверей гробницы. Во время молитвы можно созерцать тайны священнодействия.

Всю неделю не разрешалось работать. Женщинам нельзя было заниматься домашними делами и хозяйством. Запрещалось ткать, прибирать, вязать, вышивать. Мужчины не прикасались к своей работе, не занимались землёй и домом. Все гуляли и праздновали Воскрешение.

Считается, что в Светлую неделю по земле странствует Христос с апостолами, одетыми в простое одеяние. Они просят милостыню, дабы определить хороший перед ним человек или плохой, чтобы воздать всем по заслугам. Поэтому все дни Светлой седмицы в домах особливо привечали нищих, больных, убогих, странствующих. Им давали еду и щедрое подаяние.

В среду и пятницу категорически запрещено поститься, даже перед причащением. Все дни Светлого праздника люди должны радоваться жизни, отдыхать душой и телом. Но так же нельзя поддаваться страсти чревоугодия. В Великую Пасху перед иконами ставили горшочки с мёдом (канунчики), в которые опускали свечу и зажигали, поминая усопших. На праздничной седмице кувшинчики, относили на кладбище на могилы и оставляли там.

В каждых деревнях и сёлах строили традиционную забаву ребятни и молодёжи - большие качели. Качаясь на них, празднующие призывали, чтобы уродились высокими злаки. Другое поверье, касающееся качелей, относится к очищению от грехов. С каждым качанием ветер сдувает с человека дурные мысли и бесчестные поступки.

Не проводились на неделе после Пасхи венчания, которые считались мирскими радостями, отвлекающими от Светлого праздника. Креститься не возбранялось. Но всю неделю девушки проводили ритуалы, посвящённые замужеству. Чтобы побыстрее найти суженого и выйти замуж, в Великий день девушка должна первой оказаться наверху колокольни и ударить в колокол.

Чтобы водились в кармане деньги, обязательно надо подать нищему медяк.

Традиции всех дней Светлой седмицы

Каждый день праздничной недели имел своё назначение.

  1. Понедельник - поливальный. Молодёжь ходила к старшим в гости с выпечкой и крашенками: крестники к своим крёстным отцу и матери, внуки радовали бабушек и дедов. Обливали друг друга водой из ведер, чтобы смыть недуги и болезни. В некоторых деревнях и сёлах только мужчины ходили в гости, а женщины оставались дома хлопотать по хозяйству, накрывать стол.
  2. Вторник называли купальницей. По славянскому обычаю в этот день обливали водой того, кто проспал заутреню. В некоторых губерниях начинались праздничные игры и состязания на ловкость и силу. В Светлый вторник женщины выходили прогуляться по гостям, а мужчины сидели дома.
  3. Среда - градовая. Запрещалось работать, чтобы не накликать град на урожай. С этой же целью христиане в церквях ставили свечки. Второе название среды - хороводница. По разным местам девушки начинали водить хороводы на вечерних гуляниях.
  4. Четверг - навский, или Пасха мёртвых. Поминают усопших, но ни в коем случае не скорбят по ним, а вместе с их душами радуются светлому событию Пасхи. Приносят на могилы куличи и яички. Птица, спустившаяся в этот момент с небес, считалась добрым поверьем.
  5. Пятница - прошеный день. В церквях почитают икону Божией Матери, по окончании литургии освящают воду. В народе происходило примирение между зятем и тестем с тёщей. Последние приглашали молодоженов домой, дабы испить вместе молодого пива.
  6. Суббота именуется Святой артос. Прихожанам разрешалось подняться на колокольню, позвонить в колокола. Священнослужители отламывали и раздавали хлеб - артос. Другое название - ублажение гордых. Родители молодых приходили к ним в дом, проводили смотрины семейного уклада, затем предки новобрачного ублажали и угождали молодой жене.
  7. Воскресенье - Фомино воскресенье, Красная горка. Считается, что браки, заключённые на Красную горку, крепкие и долговечные. Молодёжь собиралась в компании на природе, на горках, все пели, плясали, водили хороводы. Устраивали смотрины, сватались.

Люди искренне радовались Великому празднику. Всю Седмицу в губерниях, сёлах, деревнях стоял колокольный звон. Люди надевали красивые наряды, выходили на улицы, христосовались, обмениваясь троекратными поцелуями и говоря: «Христос воскресе!». Всё вокруг было светлым, радостным, пробуждающим к жизни и счастью.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные