Каталог «Объекты культурного наследия Чувашии» увидел свет. О культурном наследия Чувашии: памятники, церкви и т.д Есть ли в чувашии объекты всемирного наследия

Объекты Всемирного наследия, включенные в специальный список ЮНЕСКО, представляют колоссальный интерес для всего населения планеты. Уникальные природные и культурные объекты дают возможность сохранить те неповторимые уголки природы и рукотворные памятники, которые демонстрируют богатство природы и возможности человеческого разума.

По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия - 890 объектов (в том числе 689 культурных, 176 - природных и 25 - смешанных) в 148 странах: отдельные архитектурные сооружения и ансамбли - Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы (Польша) и Санкт-Петербурга (Россия), Московский Кремль и Красная площадь (Россия) и др.; города - Бразилиа, Венеция вместе с лагуной и др.; археологические заповедники - Дельфы и др.; национальные парки - Морской парк Большого Барьерного Рифа, Йеллоустонский (США) и другие. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

1) Туристы осматривают буддийские скульптуры Гроты Лунмэнь («Драконовы ворота») недалеко от города Лоян в китайской провинции Хэнань. В этом месте расположено более 2 300 пещер; 110 000 буддистских изображений, более 80 дагоб (буддистских мавзолеев), содержащих реликты Будд, а также 2 800 надписей на скалах близ реки Ишуй протяженностью в километр. Впервые буддизм в Китае был представлен именно в этих местах во времена правления Восточной династии Хань. (China Photos/Getty Images)


2) Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами. В регионе Ангкор существует более 1000 храмов, которые варьируются от невзрачный груды кирпича и щебня разбросанных среди рисовых полей, до великолепного Ангкор Ват, который считается крупнейшим в мире единым религиозным памятником. Многие из храмов в Ангкоре были восстановлены. Ежегодно их посещают более миллионна туристов. (Voishmel/AFP - Getty Images)


3) Одна из частей археологического объекта Аль-Хиджр - также известного как Мадаин-Салих. Этот комплекс, расположенный в северных районах Саудовской Аравии был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 июля 2008. Комплекс включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н.э), а также систему гидротехнических сооружений, приуроченных к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли. Также имеется около 50 надписей в скалах, относящихся к донабатейскому периоду. (Hassan Ammar/AFP - Getty Images)


4) Водопады "Garganta del Diablo" («Горло Дьявола» расположены на территории Национального парка Игуасу в аргентинской провинции Мисьонес. В зависимости от уровня воды в реке Игуасу, в парке имеется от 160 до 260 водопадов, а также свыше 2000 разновидностей растений и 400 видов птиц. Национальный парк Игуасу был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Christian Rizzi/AFP - Getty Images)


5) Загадочный Стоунхендж каменное мегалитическое сооружение, состоящее из 150 огромных камней, и расположенное на Солсберийской равнине в английском графстве Уилтшир. Этот древний памятник, как полагают, был построен в 3000 г. до н.э. Стоунхендж был включен ЮНЕСКО в список Мирового Наследия в 1986 году. (Matt Cardy/Getty Images)


6) Туристы прогуливаются у павильона Бафанг в Летнем дворце, знаменитом классическом имперском саду в Пекине. Летний дворец, построенный в 1750 году был разрушен в 1860 году и восстановлен в 1886 году. Он был включен в Список всемирного наследия в 1998 году. (China Photos/Getty Images)


7) Статуя Свободы на закате в Нью-Йорке. "Леди Свобода", которую подарила США Франция, стоит у входа в гавань Нью-Йорка. Она была внесена в Список всемирного наследия в 1984 году. (Seth Wenig/AP)


8) "Solitario George" (Одинокий Джордж), последняя живая гигантская черепаха этого вида, родившаяся на острове Пинта, живет в Национальном парке Галапагос в Эквадоре. Ей сейчас приблизительно 60-90 лет. Галапагосские острова были изначально включены в Список всемирного наследия в 1978 году, но в 2007 были отмечены, как находящиеся под угрозой году. (Rodrigo Buendia/AFP - Getty Images)


9) Люди катаются на коньках на льду каналов в районе мельниц Киндердайк, внесенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и расположенного близ Роттердама. В Киндердайке расположена крупнейшая в Нидерландах коллекция исторических мельниц, кроме того, этот регион является одной из главных достопримечательностей в Южной Голландии. (Peter Dejong/AP)


10) Вид на ледник Перито-Морено расположенный в национальном парке Лос-Гласиарес, на юго-востоке аргентинской провинции Санта-Круз. Это место было внесено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1981 году. Ледник является одним из наиболее интересных туристических объектов в аргентинской части Патагонии и 3-м по величине ледником в мире после Антарктиды и Гренландии. (Daniel Garcia/AFP - Getty Images)


11)Террасированные сады в северном израильском городе Хайфа окружают златоглавую Усыпальницу Баба, основателя веры бахаи. Тут расположен всемирный административный и духовный центр религии бахаи, число исповедующих которую во всем мире менее шести миллионов. Это место было объявлено объектом мирового наследия ЮНЕСКО 8 июля 2008. (David Silverman/Getty Images)


12) Аэрофотосъемка площади Св. Петра в Ватикане. По данным веб-сайта Всемирного наследия, в пределах этого небольшого государства находится уникальная коллекция художественных и архитектурных шедевров. Ватикан был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Giulio Napolitano/AFP - Getty Images)


13) Красочные подводные сцены Большого Барьерного Рифа в Австралии. В этой процветающей экосистеме находится самая большая в мире коллекция коралловых рифов, в том числе 400 видов кораллов и 1500 видов рыб. Большой Барьерный Риф был включен в Список всемирного наследия в 1981 году. (AFP - Getty Images)


14) Верблюды отдыхают в древнем городе Петра перед главным памятником Иордании, Аль-Хазне или казначейством, представляющем собой гробницу набатейского царя, вырезанную из песчаника. Этот город, расположенный между Красным и Мертвым морями, находится на пересечении путей из Аравии, Египта, Сирии и Финикии. Петра внесена в список всемирного наследия в 1985 году. (Thomas Coex/AFP - Getty Images)


15) Сиднейский Оперный Театр - одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Сиднейский Оперный театр внесен в программу Всемирного наследия в 2007 году. (Torsten Blackwood/AFP - Getty Images)


16) Наскальные рисунки, сделанные людьми племени Сан в Драконовых горах, расположенных на востоке Южной Африки. Люди племени Сан жили в районе Дракенсберг тысячи лет, пока не были уничтожены в ходе столкновений с зулусами и белыми поселенцами. Они оставили после себя невероятные наскальные рисунки в Драконовых горах, которые были внесены ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 2000 году. (Alexander Joe/AFP - Getty Images)


17) Общий вид на город Шибам, расположенный на востоке Йемена в провинции Хадрамаут. Шибам славится своей ни с чем не сравнимой архитектурой, которая включена в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все дома тут построены из глиняных кирпичей, примерно 500 домов можно считать многоэтажными, так как они имеют 5-11 этажей. Шибам часто называют «старейшим городом небоскрёбов в мире» или «Пустынным Манхэттаном», это также древнейший пример городского планирования, основанного на принципе вертикального строительства. (Khaled Fazaa/AFP - Getty Images)


18) Гондолы у берега Большого канала в Венеции. На фоне видна церковь Сан-Джорджо Маджоре. Островная Венеция - морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Венеция внесена ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 1987 году. (AP)


19) Некоторые из 390 брошенных огромных статуй из спрессованного вулканического пепла (моаи на языке рапа-нуи) у подножия вулкана Рано Рараку на острове Пасхи, в 3700 км от побережья Чили. Национальный парк Рапа-Нуи включен в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1995 года. (Martin Bernetti/AFP - Getty Images)


20) Посетители идут вдоль Великой Китайской стены в районе Симатай, к северо-востоку от Пекина. Этот крупнейший памятник архитектуры был построена в качестве одного из четырех главных стратегических опорных пунктов с целью обороны от вторжения племен с севера. Великая стена протяженностью 8851,8 км является одним из крупнейших когда-либо завершенных строительных проектов. Она была включен в Список всемирного наследия в 1987 году. (Frederic J. Brown/AFP - Getty Images)


21) Храм в Хампи, вблизи южно-индийского города Хоспет, к северу от Бангалора. Хампи расположен посреди руин Виджаянагара - бывшей столицы Виджаянагарской империи. Хампи и ее памятники были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. (Dibyangshu Sarkar/AFP - Getty Images)


22) Тибетский паломник вращает молитвенные мельницы на территории дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Дворец Потала – это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, который был основной резиденцией Далай-Ламы. Cегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Goh Chai Hin/AFP - Getty Images)


23) Цитадель инков Мачу-Пикчу в перуанском городе Куско. Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. (Eitan Abramovich/AFP - Getty Images)


24) Буддийская пагода Компон-дайто на горе Коя, в провинции Вакаяма, Япония. Гора Коя, расположенная к востоку от г. Осака, была внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. В 819 тут первым поселился буддийский монах Кукай, основатель школы сингон, ответвления японского буддизма. (Everett Kennedy Brown/EPA)


25) Тибетские женщины ходят вокруг Ступы Бодхнатх в Катманду - одной из самых древних и почитаемых буддийских святынь. На гранях венчающей его башни изображены "глаза Будды", инкрустированные слоновой костью. Долина Катманду высотой около 1300 м - горная долина и историческая область Непала. Тут имеется множество буддистских и индуистских храмов от ступы Боднатх до крохотных уличных алтарей в стенах домов. Местные жители говорят что в Долине Катманду живёт 10 миллионов Богов. Долина Катманду была внесена в Список всемирного наследия в 1979 году. (Paula Bronstein/Getty Images)


26) Птица пролетает над Тадж-Махалом – мавзолеем-мечетью, находящийся в индийском городе Агра. Он был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Тадж Махал был внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1983 году. Архитектурное чудо также было названо одним из "Новых семи чудес света" в 2007 году. (Tauseef Mustafa/AFP - Getty Images)


27) Расположенный в северо-восточной части Уэльса, 18-километровый акведук Понткисиллте – подвиг гражданского строительства времен промышленной революции, строительство которого было завершено в первые годы 19-го века. Спустя более чем 200 лет после своего открытия всё ещё используется и является одним из наиболее загруженных участков канальной сети Великобритании, пропуская около 15 000 лодок в год. В 2009 году акведук Понткисилте был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «веха в истории гражданской инженерии эпохи промышленной революции». (Christopher Furlong/Getty Images)


28) Стадо лосей пасется на лугах Йеллоустонского национального парка. На фоне видна гора Холмс, слева, и гора Доум. В Йеллоустонском национальном парке, который занимает почти 900 тыс. гектар, находится более 10 тысяч гейзеров и термальных источников. Парк был включен в программу Всемирного наследия в 1978 году. (Kevork Djansezian/AP)


29) Кубинцы едут на старом автомобиле по набережной "Малекон" в Гаване. ЮНЕСКО внесло Старую Гавану и ее фортификации в Список всемирного наследия в 1982 году. Хотя Гавана расширилась, и ее население составляет более 2-х млн. человек, ее старый центр сохраняет интересную смесь памятников в стиле барокко и неоклассицизма и однородных ансамблей частных домов с аркадами, балконами, воротами из кованого железа и внутренними двориками. (Javier Galeano/AP)

Чувашское книжное издательство - ровесник республики - образовано вскоре после провозглашения Чувашской автономной области 12 ноября 1920 г. как отделение Госиздата РСФСР (Чувашгиз). Уже в первые годы своей деятельности молодое предприятие наметило осуществление такого масштабного проекта, как издание 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарина, произведений русских и мировых классиков в переводе на чувашский язык. Были приняты меры по увеличению выпуска учебников и общественно-политической литературы.

Ныне Чувашское книжное издательство - многопрофильное предприятие, выпускающее художественную, детскую, учебно-педагогическую, справочную, научно-популярную, краеведческую и другую литературу на чувашском, русском, английском и других языках. Издательство также обеспечивает учебно-методической литературой образовательные учреждения Чувашии и чувашской диаспоры, ведет комплектование книжных фондов библиотек, занимается реализацией издательской продукции в розницу (в своей структуре имеет сеть магазинов «Книжные новинки»).

По ассортименту изданий и динамике производства продукции Чувашское книжное издательство имеет достойные показатели в России. В рейтинге региональных издательств по числу наград, полученных в основных книжных конкурсах, чувашские книгоиздатели занимают лидирующее положение. Около сорока книг удостоено дипломов различных престижных конкурсов - «Искусство книги», «Лучшая книга года», «Малая Родина», «Наше культурное наследие», Национального конкурса «Книга года» и др.

С 1996 г. Чувашское книжное издательство является членом Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ).

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря 15 марта этого года уже стал поводом для мрачных конспирологических теорий. Скупая официальная информация, согласно которой «серьёзных повреждений здание не получило» и «колокола не пострадали», не стыкуется с мнением специалистов. Официальное заключение о причинах пожара в Новодевичьем монастыре будет сделано на основании экспертизы, которую проводят в МЧС. Однако уже сейчас ясно: обычная версия о чьей-то халатности никого не устроит.

Новодевичья колокольня, как и вся обитель, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с церковью Вознесения в Коломенском и Московским Кремлём. В последний раз Новодевичий монастырь горел перед смертью Ивана Грозного в марте 1584 года. А монастырскую колокольню последний раз ремонтировали в 1998 году, перед дефолтом: тогда во время урагана с неё упал крест. Сейчас многие тоже усматривают в произошедшем пожаре тайный смысл: видят в этом символ грядущего кризиса. Информация, которую удалось собрать «Нашей Версии», наводит и на более приземлённые мысли.

О чём молчат колокола

Предварительная причина возгорания на колокольне Новодевичьего монастыря была названа почти сразу: неосторожное обращение с огнём. Но в компании «Стройкомплект», которая проводила реставрацию, заявили: все работы на загоревшейся колокольне были завершены за 12 часов до начала пожара.

Вторая нестыковка в этой истории касается того, что именно и в какой степени пострадало в результате пожара. Подрядчики сразу же бодро отрапортовали: «Серьёзных повреждений здание не получило – возгорание коснулось в основном конструкции временных лесов. Деформировались и повреждены конструкции креста, подкрестного яблока и конуса». Сообщение, опубликованное на сайте Министерства культуры РФ, не менее оптимистично: «Сгорели строительные леса, проникновения огня внутрь колокольни не было, поэтому, вероятнее всего, корпус колокольни не пострадал за исключением копоти от возгорания». Заместитель министра культуры России Григорий Пирумов заверил: «Серьёзного ущерба монастырю не нанесено». Позвонив в экскурсионное бюро Новодевичьего монастыря, я узнала, что «колокола во время пожара не расплавились, внешний вид монастыря не пострадал, он не закрывался после пожара, экскурсии не прекращались».

Однако есть и иные оценки масштабов пожара. Так, архитектор Константин Михайлов настроен скептически: «Меня решительно не устраивают победные реляции, что всё в порядке. В течение нескольких часов колокольня подвергалась воздействию огня, потом – воды. В каком состоянии после этого каменная кладка? Не потрескалась ли она? В каком состоянии конструктив верхних ярусов? В каком состоянии балка с деревянными элементами, на которой висит древний колокол? Что стало с самим колоколом? Как это всё сказалось на белокаменных колоннах, наличниках, резных гребешках?»

Ответа на эти вопросы на сегодняшний день никто так и не дал…

Видно, как сильно расплавился купол

Сразу после того, как был потушен пожар, эксперты утверждали, что колокольня практически не пострадала. Но уже днём невооружённым глазом было видно, как сильно расплавился купол. Его главная ценность – уникальный подбор колоколов. Один из них (400-тонный) был создан на личные деньги царевны Софьи. Материал, из которого отлиты купола, может плавиться даже при невысокой температуре. Сейчас нет никаких доказательств того, что они уцелели при пожаре.

По теме

В ЮНЕСКО оценили предложение внести российские традиции празднования Нового года в список нематериального культурного наследия человечества. Россия этого сделать не сможет из-за того, что не ратифицировала соответствующую конвенцию.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков также склонен сомневаться в том, что колокола не повреждены. Вот что он рассказал «Нашей Версии»: «Звонари сейчас высказываются осторожно: дескать, ущерб не столь велик. Температура, при которой плавится бронза, – 1200 градусов по Цельсию. Но даже при меньшей температуре меняется химический состав этого металла. Как изменится после этого звук колокола, предсказать трудно. Конечно, оценить это должен профессиональный звонарь. Но захочет ли он об этом рассказать?»

Старший звонарь соборов Московского Кремля Игорь Коновалов считает: «Если под воздействием сильного огня колокол «потёк», то в некоторых случаях восстановить его невозможно». Если эти опасения подтвердятся, значит, погибнет целый пласт в истории России…

Так или иначе, Новодевичий монастырь, большинство служб в котором проводит предстоятель РПЦ патриарх Кирилл , может надолго остаться без колокольного звона. Искусствоведы опасаются, что пожар навсегда погубил колокола XVI века. Дело в том, что они уникальны, как, например, скрипка Страдивари. Восстановить их невозможно.

Как сэкономить на реставрации?

Версия о неосторожном обращении с огнём отпала сразу: по информации представителя компании «Стройкомплект», проводящей реставрацию, тепловые пушки на момент возгорания были полностью обесточены. Вслед за этим в недрах правоохранительных органов заговорили о том, что пожар в Новодевичьем монастыре могли устроить охотники за сусальным золотом, забравшиеся на строительные леса. «По куполу колокольни производились позолотные работы. У нас же есть, к сожалению, люди, у которых при слове «золото»» мозг отключается. И уже не важно – ювелирное, сусальное или самоварное», – сообщил источник в правоохранительных органах города.

В движении «Архнадзор» выдвинули свою версию произошедшего. «В цивилизованных странах деревянные леса при реставрации культурного объекта такого значения давно уже никто не использует, – пояснил «Нашей Версии» координатор этого движения Сергей Клычков. – Недавно был в Италии – не видел деревянных лесов вообще. Сейчас в ходу металлические леса. Если их нет – берут металлический каркас со специальной пропиткой, чтобы они не были горючими. На мой взгляд, использование допотопных деревянных лесов при реставрации памятника культуры мирового значения – это больше, чем халатность. Леса были смонтированы с полным нарушением технологии, в результате они начали гореть массово. Почему, когда ремонтировали ВДНХ, использовали металлические леса по современной технологии? Почему реставрацию уникального исторического памятника, объекта ЮНЕСКО, доверили подрядчику без проверки его технологий, не оценив риски? Где были МЧС, Департамент культурного наследия? Почему они возникли только после пожара? Есть и ещё один нюанс. Сейчас высококлассных реставраторов с опытом мало, стоят они дорого, вместо них часто используют некачественный труд малоквалифицированных рабочих, потому что всё поражено коррупцией. Я вот с ужасом смотрю на реставрацию Спасской башни и мучаюсь вопросом: а застрахована ли она от пожара?»

Пожары в кризис участились

Из комментария представителя «Архнадзора» вытекает ещё одна версия, которая пока что официально не фигурирует нигде. Скорее всего её не озвучит в своём экспертном заключении МЧС, не упомянет Департамент культурного наследия Минкультуры, не вспомнят и в Московской патриархии.

Напомним, реставрационные работы колокольни Новодевичьего монастыря начались в 2014 году. Соответствующее распоряжение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву дал президент России Владимир Путин. Предполагалось разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика монастыря. В прошлом году на проектирование и строительные работы Министерством культуры был выделен 1 млрд рублей, в 2015-м планировалось выделить 2 млрд, в 2016-м – 1,5 млрд, а в первом полугодии 2017-го –

0,8 млрд рублей. В общей сложности около 5,3 млрд рублей. Но ввиду кризиса суммы начали уменьшаться.

Вот как описывает ситуацию протодиакон Андрей Кураев: «На дальнейшую реставрацию Новодевичьего монастыря Министерство культуры РФ выделило сейчас почти 800 млн рублей. На эти средства планируется отремонтировать стены и башни женского монастыря, Певческие палаты, Лопухинские палаты, Погребовые палаты и Ирининские палаты». До пожара документация выглядела иначе. «Закупка производится на основании организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на 2015 год (пункт 58. Сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности)», – говорится в конкурсной документации. Но осенью 2014-го выходит редактура этого же постановления. Статья 58 сокращается на 140 миллионов. Протодиакон Андрей Кураев комментирует это так: «Удивляет лёгкость финансового манёвра – в середине финансового года сотни миллионов можно вот так легко перебросить с одних объектов на другие, причём вовсе не аварийно-пострадавшие от пожара. Неоднократно сообщалось, что сгорели в Новодевичьем только строительные леса и повреждён лишь купол колокольни, ни башни, ни стены никак не пострадали. Похоже, что пожар – не более чем повод для этой финансовой операции».

Безусловно, пока это только предположение. Но снимать его со счетов не стоит. Причину пожара, конечно же, установят, обвинив кого-то в очередной раз в халатности. Но проблема останется: теперь даже объект Всемирного культурного наследия, находящийся в ведении Московской патриархии, – больше не святыня, а просто предмет бизнеса.

Новодевичий монастырь основал в XVI веке Василий III в память о взятии Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы. Это завершило формирование единого и независимого Московского государства. На протяжении всего существования монастырь играл огромную роль в истории страны. Например, в смутные времена монастырь был убежищем для царственных персон, а в XVII веке там была заточена царевна Софья. В 1812 году отступавшие из Москвы французы хотели взорвать монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, которые подвели в погреб.


В 2010 году завершается срок действия правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, установленных постановлением СовМина СССР в 1982 году. В 2011 году должна вступить в полную силу новая редакция закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ". Чиновники озаботились разработкой нового закона задолго до этой даты - еще в конце 90-х годов ХХ века, и, если бы не забюрократизированность процесса, растянувшая эту работу на полтора десятилетия, новый закон уже мог успешно работать. Однако до сих пор не принят последний из необходимых для этого подзаконных актов - о порядке аттестации экспертов. Отсутствие данного акта уже много лет не позволяет субъектам РФ обновлять реестры, исключая из них физически утраченные памятники и включая вновь выявленные. По мнению экспертов, нерешённые на федеральном уровне вопросы влияют на деятельность по сохранению объектов культурного наследия и несут в себе реальную угрозу выпадения объектов культурного наследия за пределы правового поля - то есть их утрату. Эти годы не прошли даром для многих потенциальных памятников культуры, которые оказались весьма подвластны времени, в отличие от незыблемой неспешности чиновников.

Есть в Чебоксарах на улице Сеспеля "Дом Зелейщикова" - памятник федерального значения, ценный образец гражданского зодчества XVIII века. Точнее - его фундамент, обильно поросший кустами. Дом был разобран в 70-х гг ХХ века в процессе подготовки зоны затопления, а фундамент перезаложен на новом месте. В 90-х гг были предприняты попытки по восстановлению памятника, успехом, впрочем, не увенчавшиеся: возродить его за счет средств бюджета оказалось просто немыслимо. Правда, за счёт внебюджетных средств удалось разработать проект реставрации. Но здание-памятник, хотя и "виртуальный" - объект федеральной собственности, а значит, отчуждение подобного государственного имущества запрещалось и воссоздание объекта за счёт средств состоятельного инвестора, естественно, с условием приватизации строения, было невозможным. Оттого-то в конце 90-х годов подготовили документы для исключения "Дома Зелейщикова" из перечня памятников истории и культуры, охраняемых государством. Но именно в это время деятельность по включению и исключению памятников из реестра прекратилась.

"Все стали ждать выхода нового закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", - пояснил ситуацию директор Государственного центра по охране культурного наследия Николай Муратов. - "Наверху" сразу предупредили, что заявки пока присылать не нужно, что "пока закон не вышел, по старой схеме исключаться объекты не будут". Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вышел в 2002 году. Работа по его подготовке была проведена на основе мировой практики, но у закона был огромный минус. Он подразумевал наличие большого количества подзаконных актов. На федеральном уровне предполагалось издание Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В этом важнейшем подзаконном акте должен быть конкретизирован перечень документов, необходимых для формирования и ведения реестра, определены их формы. Должна быть утверждения и форма паспорта объекта культурного наследия, являющегося обязательным документом, представляемым в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Также разрабатывались важнейшие документы, связанные с проведением историко-культурной экспертизы объектов и другие. Работа над этими актами протянулась ещё на несколько лет.

За годы ожидания закона в Урмарском районе сгорела церковь Тихвинской Божией Матери (1882 г.), в Мариинско-Посадском районе ураган уничтожил ветряную мельницу (1911 г.), в Алатыре из-за подвижек грунта пришло в аварийное состояние построенное во второй половине XIX века здание трактира. Стояло оно, наклоненным подобно Пизанской башне, и оставшиеся фрагменты здания были разобраны, как представлявшие опасность для жизни и здоровья людей. Подвижки грунта возле реки Сура превратили в руины и комплекс зданий Алатырской Свято-Духовой пустыни.

"А Крестовоздвиженской церкви (Чебоксары) нет аж с конца 1970-х гг, - продолжил этот список Николай Муратов. - Её разобрали в связи с подготовкой зоны водохранилища, а колокольня, оказавшаяся над водой после заполнения водохранилища, была взорвана в 1980 году. Из оставшихся фрагментов храм должны были восстановить на новом месте, возле церкви Михаила Архангела. Но, во-первых, там - на склоне - восстановить невозможно из-за оползней, а во-вторых, тогда не предполагали, что храм Михаила Архангела вновь будет действующим. Он с 1996 года используется епархиальным духовным училищем, и поэтому новый храм на территории действующего храма уже никак не поставишь... Крестовозвиженская церковь до сих пор числится в списке памятников истории и культуры. Более того, объект в качестве федерального имущества числится у нас на балансе".

Исключению из реестра подлежат не только физически утраченные памятники. На объектах, входящих в реестр, постоянно ведётся работа по их обследованию, изучаются архивные данные, уточняется историко-культурная ценность. С течением времени изменились оценки некоторых событий, и, соответственно, некоторых объектов. Так, по мнению специалистов, без должного основания в свое время в список памятников регионального значения было внесено здание телеграфа и гостиницы "Чувашия" в Чебоксарах. Рекомендовано к исключению из реестра и здание противотуберкулезного санатория (с. Чуварлеи, Алатырский район), долгое время считавшееся домом, где останавливался Клим Ворошилов. Было выявлено, что знаменитый нарком останавливался в ином доме, когда-то входившем в комплекс строений санатория, но ныне утраченном.

Или - давно дожидается своего часа невзрачное здание по улице Композиторов Воробьевых, 5а в самом центре Чебоксар, напротив здания, где располагается Национальный конгресс. В ходе исследований установлено что строение, считавшееся памятником эпохи конструктивизма, историко-культурной ценности вообще не имеет, и изначально был всего лишь трансформаторной будкой. Здание было куплено ООО "Тупик" в надежде, что вот-вот препоны снимут и оно будет исключено из списка памятников, что позволит разобрать ветхие конструкции и возвести достойное строение. Но время идет, а по документам - это все еще памятник, а значит, никаких манипуляций, кроме реставрации, в нём производить нельзя, иначе грозит уголовная ответственность. Дело зашло в тупик не только потому, что по иронии судьбы у новых владельцев здания такое название, но и потому, что, собственно, на полную катушку новый закон не работает до сих пор.

Летом 2009 года в г. Выкса Нижегородской области прошло совещание Росохранкультуры по проблемам, связанным с выполнением законодательства об охране объектов культурного наследия. Представители всех регионов в один голос заявляли, что надо немедленно принимать меры, потому что в регионах масса памятников либо утраченных, физически не существующих, либо объектов, ценность которых не подтвердилась, но которые все еще числятся в реестре. Тогда Росохранкультура пошла навстречу, пообещав, несмотря на то, что пока не увидело свет "Положение об историко-культурной экспертизе", провести-таки списание по старой схеме. Было предложено срочно подготовить документы на исключаемые объекты. Чувашия представила документы на 21 объект. Пока они рассматривались, положение о культурной экспертной комиссии вышло. И дело встало в очередной раз: из Росохранкультуры пришел ответ, что исключать объекты без проведения историко-культурной запрещено. Как говорится, "смотри выше".

"Так вот, чтобы исключить памятник истории культуры из реестра должно быть положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, - комментирует Николай Муратов. - Казалось бы, ничего страшного нет, мало ли мы создавали комиссий? Но теперь есть один нюанс: эксперты должны быть аттестованы на федеральном уровне. Что это такое, пока никто не знает. Есть и такой момент: государственная историко-культурной экспертиза будет проводиться на платной основе. Что это значит? Это значит, например, что хозяин объекта по ул. Композиторов Воробьевых, 5а, желающий, чтобы объект исключили из реестра, должен написать заявление и оплатить работу экспертов. Это очень странно. Представляете, какая мина подкладывается?"

Ещё в начале 2000 года был составлен список из 37 объектов, рекомендованных на включение в реестр, но ожидание нового закона застопорило процедуру принятия вновь выявленных памятников под охрану государства на несколько лет. При отсутствии нормативно-правовых актов и методических документов, в частности, порядка определения предмета охраны, границ территории памятника, невозможно обеспечить сохранность объекта культурного наследия при его приватизации или передаче в пользование, считают эксперты. Например, в доме по ул. Дзержинского, построенном по проекту известнейшего архитектора Ивана Ведянина, новые владельцы здания взяли и срубили парапеты с балясинами на крыше. И наказать нельзя, потому что дом - даже еще не памятник. Причём его нет даже в списке выявленных. Чтобы памятник считался выявленным, ему надо пройти определенную процедуру, после чего объект выносится на рассмотрение ко включению в реестр. Здесь вновь возникают вопросы нормативно-правовой базы, ныне не решённые.

"У нас уже за длительное время "межзаконья" набралось более 100 объектов, достойных быть памятниками, - отметил Николай Муратов. Добрая половина из них - памятники археологии. Это выявленные в последние годы древние стоянки различных эпох в районах республики. Но немало и памятников архитектуры. Например, здание Чебоксарской городской администрации, к нашему стыду, до сих пор не памятник. Как и аналогичное ему здание - на углу ул. Ленинградской и пл. Республики. Здания построены в 50-е годы известнейшим чувашским архитектором Феофаном Сергеевым. Если уж эти здания - не памятники, то, что ж тогда памятники? Как случилось такое - неясно. Наверное, потому, что по документам памятником числится средняя часть - "выпадающее" здание, расположенное между ними, (это памятник истории, связанный с эвакогоспиталем) - но чисто формально памятником считали все три здания. Среди кандидатов на попадание в реестр памятников и несколько жилых домов г. Чебоксары, в частности по ул. Текстильщиков и на пл. Победы, играющие особую роль в формировании архитектурной панорамы, железнодорожный мост (начало ХХ в. (Канашский район), памятник матери Т.Н. Николаевой (Моргаушский район), несколько храмов".

Он отметил, что культурное наследие охраняется и сохраняется в строгом соответствии с законом 73 - ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В соответствии со своим статусом памятники получают федеральные или региональные дотации на ремонт, реставрацию и восстановление. Вопрос только в том, когда дойдет очередь и сколько выделят денег. Так что спасение памятника истории и культуры в некоторых случаях может прийти только в лице местного инвестора.

Возможно, эта причина стала одной из решающих в принятии решения о передаче объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к федеральному имуществу, в собственность субъекта. В Чувашии этот вопрос решен по семи объектам. Среди них - "Дом Зелейщикова", о котором сказано выше.

"Сейчас, я думаю, новый хозяин - Минимущество Чувашии - наверняка решит вопрос воссоздания памятника с новым собственником и потенциальным инвестором, - считает Николай Муратов. - Появилась надежда и на завершение работ в неподалёку расположенной Соляной конторе, памятнике XVIII века. За счет бюджета пока cмогли возвести только коробку. Объект не эксплуатируется потому, что нет никаких сетей - тепла, воды, электричества, и подводить их в том районе неоткуда".

Но закон, каким бы прекрасным он ни был, - всегда палка о двух концах. Передача скажется положительно на двух, переданных теперь в собственность республики объектах. Но пяти памятникам это выходит боком. Может оказаться без финансовой поддержки со стороны федеральных органов дом купца Федора Ефремова, где расположился отдел русского и зарубежного искусства Чувашского государственного художественного музея, дом купца Николая Ефремова, ныне здание Национального конгресса. Впрочем, в последнем успели выполнить значительный объём работ на выделенные раннее средства, но остался нереализованным проект восстановления старинного каменного парапета с вазонами. Сейчас вызывает тревогу и судьба дома математика Николая Лобачевского в Козловке. На этот год подана заявка на научно-проектные работы и на первоочередную реставрацию. Там надо доводить интерьеры, надо выяснить первоначальный облик русских печей, находившихся в доме, так как есть информация, что они были изразцовыми.

Осталось без серьёзной финансовой поддержки здание Чебоксарского художественного училища - Дом Соловцова, XVIII век. На нём в течение последних лет за счёт федеральных средств ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы. В 2008 году за счёт средств, выделенных из бюджета Чувашии, разрабатывался проект по восстановлению снесённого в 1816 году мансардного этажа. Проектировщик решил проверить, выдержат ли фундаменты и выкопал шурф во дворе, там забурлила вода. Оказалось, что здание всё это время подмывалось. Осенью 2008 были проведены противоаварийные работы, усилен фундамент. Благодаря этому удалось избежать масштабных разрушений. В 2009 году на выделенные из федерального бюджета средства был заменён пришедший в ветхое состояние керамический пол, осуществлена реставрация части помещений. На 2010 год была подана заявка на 20 млн рублей на выполнение полной реставрации фасадов. Но в итоге средства на реставрацию выделены не были.

Попутно Муратов отметил, что управляющий Чебоксарско-Чувашской епархией митрополит Варнава категорически отказался принимать в собственность епархии здания-памятники федерального значения, относящиеся к собственности России, а таких объектов в Чувашии - 20. Позиция владыки обусловлена перспективой прекращения финансирования работ в храмах и монастырях из федерального бюджета.

"К слову, на объекты, включенные в 2010 году в перечень реставрируемых за счёт федеральных средств памятников, от нас затребовали документы, подтверждающие их федеральную собственность. Таким образом, имеется реальная угроза того, что федеральные деньги на возрождение памятников федерального значения, ставших объектами собственности Чувашии, могут быть больше не выделены, - объясняет ситуацию Николай Муратов. - Тревога в связи с перспективой прекращения федерального финансирования таких объектов прозвучала ещё на съезде органов охраны памятников в Казани в 2007 году. Но тогда было заявлено, что переход объекта из федеральной собственности в собственность субъекта ни в коей мере не повлияет на дальнейшее федеральное финансирование, что решающее значение здесь имеет историко-культурная ценность объекта для России. Теперь, исходя из современной нормативно-правовой базы, если смотреть строго на букву закона, то можно быть уверенным, что ни рубля не дадут. Но мы будем искать варианты решения".

Информационный партнер.

Поиск в тексте

Действующий

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Государственным Советом

Чувашской Республики

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) направлен на сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Чувашской Республики.

{Преамбула в редакции , от 30 июля 2013 г. N 45}

Статья 1. Государственная охрана объектов культурного наследия

В целях настоящего Закона под государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее - объекты культурного наследия) понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Статья 2. Полномочия Государственного Совета Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям Государственного Совета Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся принятие законов Чувашской Республики, контроль за их исполнением и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 3. Полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

{Наименование статьи 3 в редакции }

К полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

1) владение, пользование и распоряжение объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

{Пункт 1 в редакции }

2) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) разработка и реализация государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

{Пункт 3 1 в редакции

{Пункт 4 признан утратившим силу }

5) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;

{Пункт 5 в редакции Законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 30 июля 2013 г. N 45}

6) принятие решения о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом;

{Пункт 6 в редакции , от 30 июля 2013 г. N 45}

7) обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), об исключении из реестра объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, а также объекта культурного наследия местного (муниципального) значения по согласованию с органом местного самоуправления;

{Пункт 7 в редакции законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 7 октября 2008 г. N 52, от 30 июля 2013 г. N 45}

8) формирование перечня не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики;

{Пункт 8 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

9) установление льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в государственной собственности Чувашской Республики объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению, предусмотренные статьями 40-45 Федерального закона, и обеспечившим выполнение этих работ в соответствии с Федеральным законом;

{Пункт 9 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

10) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы (далее - историко-культурная экспертиза), касающейся объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

{Пункт 10 в редакции }

11) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

12) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о порядке организации историко-культурного заповедника федерального значения, находящегося на территории Чувашской Республики, о его границах и режиме содержания;

121) утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;

{Пункт 121 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

122) утверждение границ зон охраны объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;

{Пункт 122 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

123) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Чувашской Республики (далее - исторические поселения регионального (республиканского) значения), предмета охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, границ территории исторического поселения регионального (республиканского) значения;

{Пункт 123 дополнен Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

13) иные полномочия, отнесенные к его компетенции, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 31. Полномочия органа исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - республиканский орган охраны объектов культурного наследия) относятся:

1) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия;

{Пункт 1 в редакции }

2) государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

3) осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и рекомендуемых для включения в реестр;

4) осуществление мониторинга данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр, в пределах своей компетенции;

5) выдача собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, паспорта объекта культурного наследия в пределах своей компетенции;

6) предоставление физическим и юридическим лицам информации, содержащейся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в реестр;

7) организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Кабинета Министров Чувашской Республики или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом;

8) выдача предписаний на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона, а также выдача разрешений на возобновление приостановленных работ;

9) выдача предписаний на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, а также выдача разрешений на возобновление приостановленных работ;

10) обращение в суд с иском, предусмотренным пунктом 1 статьи 54 Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленного объекта культурного наследия;

11) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в Чувашской Республике в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

{Наименование статьи 4 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

Полномочия органов местного самоуправления в Чувашской Республике в области охраны объектов культурного наследия определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 5. Меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

{Наименование статьи 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно или через республиканский орган охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, государственной охране объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

{Часть 1 в редакции Законов Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 , от 30 июля 2013 г. N 45}

В соответствии с Федеральным законом Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно или через республиканский орган охраны объектов культурного наследия осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета следующие полномочия:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

{пункт 1 части 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года N 10 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике" приостановлена до 1 января 2016 года Законом Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

2) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 Федерального закона, за исключением:

ведения реестра;

{Абзац 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

организации и проведения историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия;

{абзац третий в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;

выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

{Часть 2 дополнена Законом Чувашской Республики от 4 февраля 2008 г. N 7 }

В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, республиканский орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

{Абзац 9 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим способом, по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

{Абзац 10 дополнен Законом Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 6. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также за счет иных поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Размеры финансирования государственных программ Чувашской Республики (подпрограмм государственных программ Чувашской Республики) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия устанавливаются законом о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

{Абзац второй в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 , от 26 декабря 2013 г. N 97}

Статья 7. Принятие решения о включении объектов культурного наследия в реестр

{Наименование в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

1. Объекты культурного наследия включаются в реестр в порядке, установленном Федеральным законом.

{Часть 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

2. Решение о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения в реестр принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления.

3. Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр республиканский орган охраны объектов культурного наследия представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики документы в соответствии с Федеральным законом.

4. Ведение реестра осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 8. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

1. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия.

2. Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения, учитывается в реестре как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

3. Объект культурного наследия местного (муниципального) значения, отвечающий требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения, по представлению органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, может быть рекомендован республиканским органом охраны объектов культурного наследия для включения в реестр как объект культурного наследия регионального (республиканского) значения на основании заключения историко-культурной экспертизы.

4. Объект культурного наследия регионального (республиканского) значения, отвечающий требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения, может быть рекомендован Кабинетом Министров Чувашской Республики для включения в реестр как объект культурного наследия федерального значения.

Кабинет Министров Чувашской Республики направляет в федеральный орган охраны объектов культурного наследия представление о включении объекта культурного наследия регионального (республиканского) значения в реестр объектов культурного наследия федерального значения по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко-культурной экспертизы.

5. Сведения об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения направляются республиканским органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

{Часть 5 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 9. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

На объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском и чувашском языках.

Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, производится по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

{Абзац 3 дополнен Законом Чувашской Республики от 2 июня 2006 г. N 23 }

Статья 10. Зоны охраны объектов культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия Кабинетом Министров Чувашской Республики:

по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения;

по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления, - в отношении объектов культурного наследия регионального (республиканского) и местного (муниципального) значения.

{Абзац 3 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Статья 11. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий

Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

{Статья 11 в редакции Законов Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 , от 30 июля 2013 г. N 45}

Статья 12. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия движение транспортных средств в границах территорий исторических поселений, объектов культурного наследия и зонах их охраны ограничивается или запрещается.

2. Решение об ограничении или запрещении движения транспортных средств в границах территорий исторических поселений, объектов культурного наследия или в зонах их охраны принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами местного самоуправления.

Статья 13. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ в соответствии с проектной документацией, согласованной с республиканским органом охраны объектов культурного наследия, при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 91 Федерального закона, объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

{Часть 2 в редакции Закона Чувашской Республики от 26 декабря 2013 г. N 97 }

3. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 131. Проведение археологических полевых работ

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся в порядке, установленном Федеральным законом.

2. В соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в республиканский орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

3. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия в соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом республиканский орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

4. В случае, если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), в соответствии с Федеральным законом физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях республиканский орган охраны объектов культурного наследия."

Статья 14. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики по предложению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органами местного самоуправления, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.

Статья 15. Организация историко-культурного заповедника и определение его границы

1. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального (республиканского) значения, его граница и режим содержания устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органами местного самоуправления, на территории которых располагается данный заповедник.

2. Граница историко-культурного заповедника регионального (республиканского) значения определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 151. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении регионального (республиканского) значения

1. В отношении населенного пункта или его части, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, может быть принято решение о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения.

2. Перечень исторических поселений регионального (республиканского) значения, предмет охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, границы территории исторического поселения регионального (республиканского) значения утверждаются Кабинетом Министров Чувашской Республики по представлению республиканского органа охраны объектов культурного наследия и при наличии согласования с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится историческое поселение регионального (республиканского) значения.

3. Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, подлежат согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные в порядке, предусмотренном статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации , применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения (далее - проекты правил землепользования и застройки), в соответствии с частью 81 указанной статьи подлежат согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Предметом согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального (республиканского) значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения.

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия в течение 30 рабочих дней со дня поступления проекта правил землепользования и застройки рассматривает его на соответствие утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального (республиканского) значения, согласовывает либо отказывает в согласовании, о чем принимает решение, которое в течение пяти рабочих дней направляет в орган местного самоуправления, представивший проект правил землепользования и застройки.

Статья 16. Предоставление в пользование объекта культурного наследия

Предоставление в пользование объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по управлению имуществом по согласованию с республиканским органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 16.1. Оформление охранных обязательств, собственника объекта культурного наследия и охранных обязательств пользователя объектом культурного наследия

Республиканский орган охраны объектов культурного наследия в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, оформляет: ;

охранные обязательства собственника объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения;

охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и объектов культурного наследия регионального (республиканского) значения.

Статья 17. Условия использования объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики

{Наименование в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, земельные участки или водные объекты, в пределах которых располагается объект археологического наследия, могут использоваться в хозяйственных и иных практических целях, если это не наносит ущерба сохранности объекта и не нарушает его историко-культурной ценности, не наносит вреда окружающей историко-культурной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

Решение о возможности использования объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, принимает республиканский орган охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

{Часть 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 30 июля 2013 г. N 45 }

2. При определении возможного использования объекта культурного наследия, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, учитываются требования Федерального закона, а также:

{Абзац 1 в редакции Закона Чувашской Республики от 7 октября 2008 г. N 52 }

соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению;

сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьера объекта культурного наследия;

строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия в соответствии с требованиями органов охраны объектов культурного наследия.

{Часть 2 в редакции



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные