Катерина – луч света в темном царстве - сочинение. Cочинение «Почему Катерина – «луч света в темном царстве»? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза».) Несколько интересных сочинений

Катерина - луч света в темном царстве - сочинение.

План

1. Драма А.Островского «Гроза ». Актуальность конфликта.

2. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы:

А) отношения с Кабанихой;

б) отношения с Тихоном;

В) отношения с Борисом.

3. «Отчего люди не летают…»

А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир - чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.

Один из критиков того времени - Николай Добролюбов - написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина - честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.

Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются - и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство - ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.

Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.

Борис - единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых - Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались - Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг - самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?

Гибель Катерины - это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там - в том девичьем мире - ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины - это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов , впечатленный пьесами Островского, написал статью «Темное царство», в которой заявил, что основной питательной средой для этого темного мира является человеческая кротость и невежественность. Но обязательно в скором времени наступят лучшие времена. Добролюбов вопрошает: «Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” В том же 1859 году Островский написал новую пьесу «Гроза».

Пьеса стала художественной иллюстрацией тезиса Добролюбов о «темном царстве». В своем новом произведении Островский рассматривает проблему освобождения человека от оков купеческого уклада жизни. По сути, город Калинов символизирует собой всю Русь. В городе царят невежественность, алчность, грубость, а также деспотия, которая определяет характер отношений между богатыми и бедными, старшими и младшими, сильными и слабыми.

В пьесе много различных персонажей, большинство из которых являются или типичными представителями «темными царства», или людьми, испытывающими от них произвол и смирившимися с этим. Но центральным образом в пьесе стала Катерина , которая заметно отличается от остальных персонажей. Не зря в своей новой статье Добролюбов назвал ее “лучом света в темном царстве”. Всю свою недолгую жизнь Катерина жила ожиданием счастья. В своих воспоминаниях она любит обращаться к жизни в родительском доме, где работать ее не принуждали, а только холили и лелеяли. Религиозные книги, обряды, а также походы в церковь будили ее воображение, которое уносило ее в небеса, в царство райской жизни. Но после замужества ее живая и мечтательная натура была заперта в затхлый и душный мир купеческого быта, где царствовала деспотичная Кабаниха . Катерине такая жизнь чужда и противна, она чувствует, что ее сковали по рукам и ногам. К мужу Тихону , за которого ее отдали родители, никаких чувств у нее нет. И даже уважение в глазах Катерины заслужить он не может, так как его воля полностью подчинена своенравной матери. Но вот на счастье и беду она встречает нового в городе человека – Бориса , который своими интеллигентными, столичными повадками отличается от грубых и невежественных жителей Калинова в лучшую сторону. Но за культурными манерами скрывается безвольная, эгоистичная душа, и Борис оказывается не способен пойти на открытый конфликт с «темным царством» и увезти ее с собой. ­

Катерина же, наоборот, готова бороться за свое настоящее «я», а когда ее личность всенародно втаптывается в грязь, она пытается бороться за единственное, что у нее осталось - за свою любовь. Но в этом городе душатся на корню любые движения души. Предает ее и Борис. Раздавленной и оставшейся одной главной героине не остается другого выхода, как покончить с собой. «Темное царство» победило, и жизнь Катерины мелькнуло лишь «лучом света». Но в человеке нельзя убить желание жить достойно. Поэтому выход обязательно будет найден.

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.

А. Н. Островский написал много пьес о купечестве. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов называл их "пьесами жизни". В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового молчания. А если и появляется глухой, бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал "Темное царство". Он выложил мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление существовать достойно. Не продолжительно будет он покорен.

"Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?" - спрашивал Добролюбов. Ответом на тот самый вопрос послужила новая пьеса драматурга "Гроза".
Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названием как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение. И в пьесе гроза не только явление природы, но и ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее "лучом света в темном царстве". Чем же так отличается Катерина от других обитателей этого царства?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы такими не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но существовать по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Хотя Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она "жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле". Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства свекрови.

В доме Катерины вечно было много странниц и богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, от всего сердца верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грешок. Но Катерина в религии - "поэт" (по выражению горьковского героя). Она наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной натуры способствовали пробуждению в Катерине нездоровой чувствительности. Поэтому во час грозы, услышав проклятья полоумной барыни, она стала молиться. Когда же она увидела на стене рисунок "геенны огненной", ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Ее религиозность более того как-то оттеняет такие черты, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая родных Кабаниха вообще не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь порой позволяющим себе загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, не способным оценить истинную любовь, Катерина становится особенно привлекательной. Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет: "Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!" Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с "темным царством". Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, более того не задумывается об этом. Но так устроено "темное царство", что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грешок, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего "греха".

Гибель такой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над "темным царством", сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непро-щаемый грешок. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда". А последними ее словами были: "Друг мой! Радость моя! Прощай!"

Можно оправдывать или обвинять Катерину за ее решение, приведшее к трагическому финалу, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решимостью. Смерть ее потрясла более того таких людей> как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был реально "страшным вызовом самодурной силе". Значит, в "темном царстве" могут рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это "царство".

Сочинение по литературе на тему:

Катерина – луч света в темном царстве.

А.Н. Островский – выдающийся драматург, написавший большое количество произведений. В большинстве своем – пьес. Все они посвящены теме купечества и дворянства. В них он описывал современное общество: невежественное и покорное. Причем эти определения адресованы двум абсолютно противоположным сторонам. Как, например, в драме «Гроза», которой я посвящаю свой рассказ.

Надо сказать, что герои в пьесе разделились на две половины. Одна половина – «темное царство», вторая – Катерина. На первый взгляд, первая половина имеет значительный перевес, но я думаю, что это не так. Катерина – герой крайне сложный, в отличие от невеж и невежд, окружающих именье Кабанихи. Но чем же она именно отличается от своего окружения?

Думаю, что все дело в ее идеализации мира и восприятия всего, что произошло с ней после замужества. Но ведь идеалов не бывает! Ни в чем и никогда! Я считаю, что Катерина была человеком неподготовленным. Ведь и она воспитывалась в купеческой семье. Но та жизнь сильно отличалась от жизни настоящей, той, которая проходила в доме Кабанихи. Здесь она столкнулась с ложью, ненавистью и несправедливостью.

Сама Катерина говорила, что жила дома, как птичка, и не тужила ни о чем, но после того, как вышла замуж, безуспешно билась о стену непонимания свекрови.

В родительском доме всегда было много приближенных к церкви. Это и сделало Катерину религиозной и духовной. С детства знала, что такое грех и как не привести к нему. На мой взгляд, излишняя религиозность сделала её чувствительной и ранимой. Катерина также умела слушать: и полезные вещи, и даже бред полусумасшедшей барыни.

Дома Катерина мечтала о настоящей любви, о взаимопонимании. Ведь она хотела быть мужниной женой. Но, к сожалению, судьба не предоставила ей возможности найти ее. По законам современности она была выдана замуж за совершенно незнакомого ей человека. По сравнению с Диким и Кабанихой ее муж (Тихон) оказался бесхарактерным человеком.

Она не теряет надежды обрести настоящую любовь. И все поступки, которые совершает впоследствии, она совершает во имя любви. И даже вступает в неравную схватку с «темным царством».

Можно ли сказать, что эта война проиграна? Думаю, что нет. Ведь Катерина смогла сохранить нравственность, волю и разум. Она не поддалась натиску общества Кабанихи. Конечно, самоубийство – самый страшный грех, и я ни в коем случае ее не оправдываю. Но в данном случае это был единственный выход.

Катерину можно считать «лучом света», ведь она была единственным человеком, который хотел если не искоренить, то хотя бы попытаться изменить общество домостроя. Я считаю, что своей непокорностью она смогла «осветлить» это «темное царство».

Парфенов К.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные