Казнь на гильотине. Для всех и обо всем

В 18-19 в.в. применялись жестокие методы казни: сожжение на костре, повешение, четвертование. Только аристократов и богатых людей казнили более «почётным» способом - отсечением головы мечом или топором.

Но такие виды казни (топором или мечом), которые предполагали быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию.

Хороший доктор Гильотен придумал казнь на гильотине

Доктор Гильотен (Жозеф Игнас Гильотен) родился в 1738 году. Будучи избран в Учредительное собрание, он в декабре 1789 года внёс в собрание предложение о том, чтобы смертная казнь всегда производилась одним и тем же способом - именно через обезглавливание, и притом посредством машины.

Считалось, что подобная машина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время. Так как такой механизм обеспечивал бы мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача.

25 апреля 1792 года, после удачных опытов над трупами, в Париже, на Гревской площади, была произведена первая казнь новой машиной - гильотиной.

Обезглавливание при помощи гильотины было распространённой механизированной формой казни, изобретённой незадолго до французской революции. После того как голова была отсечена, палач поднимал её и показывал толпе. Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом.

Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог в последний миг перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу.

Жива ли голова после отсечения на гильотине?

В 1793 году после казни Шарлотты Корде, которая зарезала одного из лидеров Французской революции Жан-Поля Марата, по свидетельству очевидцев, палач, взяв отрезанную голову за волосы, глумливо отхлестал ее по щекам. К огромному изумлению зрителей лицо Шарлотты покраснело, а его черты скривились в гримасе негодования.

Так был составлен первый документальный отчет очевидцев о том, что отрубленная гильотиной голова человека способна сохранять сознание. Но подобное наблюдение было далеко не последним.

В отличие от рук и ног в голове находится мозг, мысленный центр, способный сознательно управлять движениями мускулов. При отсечении головы, в принципе, никакой травмы мозгу не наносится, таким образом он способен функционировать, пока недостаток кислорода не приведет к потере сознания и смерти.

отрывок из кинофильма «Белое солнце пустыни»

По воспоминаниям очевидцев, английский король Карл I и королева Анна Болейн после казни от руки палача шевелили губами, пытаясь что-то сказать.

Категорически выступая против использования гильотины, немецкий ученый Зоммеринг ссылался на многочисленные записи врачей о том, что лица казненных искривлялись от боли, когда доктора пальцами касались среза позвоночного канала.

Самое знаменитое из такого рода свидетельств принадлежит перу доктора Борьё, который обследовал голову казненного преступника Анри Лангиля. Врач пишет, что в течение 25-30 секунд после декапитации он дважды звал Лангиля по имени, и тот каждый раз открывал глаза и устремлял свой взор на Борьё.

Юдифь и олоферн караваджо

Сама казнь гильотиной занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей.

В Германии рубка гильотиной (нем. Fallbeil) использовалась с 17-18 веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. Параллельно, на некоторых землях Германии практиковалось и обезглавливание при помощи топора, окончательно отмененное лишь в 1936 году. В отличие от французских образцов 19-20 веков, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела металлические вертикальные стойки и лебёдку для подъёма ножа.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была произведена в Марселе, в период правления Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года. Казнённого арабского происхождения звали Хамида Джандуби. Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.

доктор Гильотен

«Целью изобретения было создание безболезненного и быстрого метода казни.» — Жозеф Игнас Гильотен

Вам также будет интересно:

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и отправьте нажатием Ctrl+Enter. Если вам понравился этот материал, поделитесь со своими друзьями.

Под конец жизни человек, носивший «чудовищное», по его собственному мнению, имя Гильотен, обратился к властям наполеоновской Франции с просьбой переменить одноименное название страшного приспособления для казни, но его просьба была отклонена. Тогда дворянин Жозеф Игнас Гильотен, мысленно попросив прощения у своих предков, задумался над тем, каким образом избавиться от некогда добропорядочного и почтенного родового имени…

Доподлинно неизвестно, удалось ли ему это осуществить, но потомки Гильотена навсегда исчезли из поля зрения историков.

Жозеф Игнас Гильотен родился 28 мая 1738 года в провинциальном городке Сэнт в семье не самого преуспевающего адвоката. И тем не менее с младых ногтей впитал некое особое чувство справедливости, переданное ему отцом, ни за какие деньги не соглашавшимся защищать обвиняемых, если он не был уверен в их невиновности. Жозеф Игнас якобы сам уговорил родителя отдать его на воспитание к отцам иезуитам, предполагая облачиться в сутану священнослужителя до конца своих дней. Неизвестно, что отвратило молодого Гильотена от этой почтенной миссии, но в определенный срок он неожиданно даже для самого себя оказался студентом медицины сначала в Реймсе, а потом в Парижском университете, который и закончил с выдающимися результатами в 1768 году. Вскоре его лекции по анатомии и физиологии не могли вместить всех желающих: портреты и отрывочные воспоминания рисуют молодого доктора маленьким, ладно скроенным человеком с изящными манерами, обладающим редкостным даром красноречия, в глазах которого светилась некая восторженность.

Жозеф Игнас Гильотен

Joseph-Ignace Guillotin

День рождения: 28.05.1738 года
Место рождения: Сэнт, Франция
Год смерти: 1814
Гражданство: Франция

Можно только удивляться тому, сколь радикально изменились взгляды того, кто некогда претендовал на роль служителя церкви. Как лекции Гильотена, так и его внутренние убеждения обнаруживали в нем законченного материалиста. Еще не были забыты великие врачи прошлого, такие как Парацельс, Агриппа Неттесгеймский или отец и сын ван Гельмонт, еще трудно было отрешиться от представлений о мире как о живом организме. Однако молодой ученый Гильотен уже ставил под сомнение утверждение Парацельса о том, что «натура, космос и все его данности - единое великое целое, организм, где все вещи согласуются меж собой и нет ничего мертвого. Жизнь - это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе - угасание какой-либо данности, есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

Все это, по мнению Гильотена, было чистой воды идеализмом, несовместимым с модными, рвущимися к господству новыми материалистическими убеждениями века Просвещения. Он, как это и полагалось молодым естественникам его времени, несравнимо больше восхищался своими знакомыми - Вольтером, Руссо, Дидро, Гольбахом, Ламерти. Со своей медицинской кафедры Гильотен с легким сердем повторял новое заклинание эпохи: опыт, экперимент - экперимент, опыт. Ведь человек - это прежде всего механизм, он состоит из винтиков и гаечек, их надо только научиться подкручивать - и все будет в порядке. Собственно, мысли сии принадлежали Ламерти - в своем труде «Человек-машина» великий просветитель утверждал весьма узнаваемые и сегодня идеи о том, что человек есть не что иное, как сложно организованная материя. Те же, кто считает, будто мышление предполагает существование бестелесной души, - дураки, идеалисты и шарлатаны. Кто когда-нибудь видел и трогал эту душу? Так называемая «душа» прекращает существование тотчас после смерти тела. И это - очевидно, просто и наглядно.

А потому вполне естественно, что врачи парижской медицинской Академии, к которой принадлежал и Гильотен, столь дружно возмутились, когда в феврале 1778 года в столице объявился австрийский врачеватель Франц Антон Месмер, широко известный тем, что открыл магнетический флюид и первым применил для лечения гипноз. Месмер, разрабатывавший идеи своего учителя ван Гельмонта, эмпирическим путем открыл механизм психического внушения, однако посчитал, что в организме целителя циркулирует особая жидкость - «магнетический флюид», через который на больного действуют небесные тела. Он был убежден, что одаренные целители могут пассами передавать эти флюиды другим людям и таким образом излечивать их.

…10 октября 1789 года члены Учредительного собрания долго шумели и не хотели расходиться с заседания. Мсье Гильотен внес на обсуждение важнейший закон, касающийся смертной казни во Франции. Он стоял перед законодателями торжественный, воодушевленный и говорил, говорил. Основная его мысль заключалась в том, что смертная казнь тоже должна быть демократизирована. Если до сих пор во Франции способ наказания зависел от благородства происхождения - преступников из простонародья обычно вешали, сжигали или четвертовали, и лишь дворян удостаивали чести обезглавливания мечом, - то теперь эту безобразную ситуацию следует в корне изменить. Гильотен на секунду запнулся и заглянул в свои записи.

Чтобы быть достаточно убедительным сегодня, я провел немало времени в беседах с мсье Шарлем Сансоном…
При упоминании этого имени в зале мгновенно наступила немая тишина, словно все одновременно внезапно лишились дара речи. Шарль Анри Сансон был потомственным палачом города Парижа. Семья Сансонов удерживала, так сказать, монополию на это занятие с 1688 по 1847 год. Должность передавалась в семействе Сансонов от отца к сыну, а если рождалась девочка, то палачом обречен был стать ее будущий муж (если, конечно, таковой находился). Впрочем, эта работа была весьма и весьма высокооплачиваемой и требовала совершенно исключительного мастерства, поэтому своему «искусству» палач начинал обучать сына, едва тому исполнялось четырнадцать.

Гильотен, в самом деле, частенько захаживал в дом мсье Сансона на улицу Шато д`О, где они беседовали и нередко музицировали дуэтом: Гильотен неплохо играл на клавесине, а Сансон - на скрипке. Во время разговоров Гильотен заинтересованно расспрашивал Сансона о трудностях его работы. Надо сказать, что Сансону редко доводилось делиться своими заботами и чаяниями с приличным человеком, поэтому долго тянуть его за язык не приходилось. Так Гильотен узнал о традиционных приемах милосердия людей этой профессии. Когда, например, осужденного возводят на костер, то палач обычно подставляет багор с острым концом для перемешивания соломы, точно напротив сердца жертвы - чтобы смерть настигла его до того, как огонь с мучительным замедленным смаком начнет пожирать его тело. Что же касается колесования, этой невиданной по жестокости пытки, то тут Сансон признался, что палач, всегда имеющий в доме яд в виде крошечных пилюль, как правило, находит возможность незаметно подсунуть его несчастному в перерывах между пытками.

Итак, - продолжал Гильотен в зловещей тишине зала, - я предлагаю не просто унифицировать способ смертной казни, ведь даже такой привилегированный метод умерщвления, как обезглавливание мечом, тоже имеет свои недостатки. «Завершить дело при помощи меча можно лишь при соблюдении трех важнейших условий: исправности инструмента, ловкости исполнителя и абсолютного спокойствия приговоренного, - продолжал цитировать Сансона депутат Гильотен, - кроме того, меч нужно выправлять и точить после каждого удара, иначе быстрое достижение цели при публичной казни становится проблематичным (бывали случаи, что отрубить голову удавалось едва ли не с десятой попытки). Если же казнить придется сразу нескольких, то времени на заточку нет, а значит, нужны запасы «инвентаря» - но и это не выход, поскольку осужденные, вынужденные наблюдать за гибелью предшественников, оскальзываясь в лужах крови, часто теряют присутствие духа и тогда палачу с подручными приходится работать, как мясникам на бойне…»
- Хватит об этом! Наслушались! - вдруг нервно взметнулся чей-то голос, и собрание внезапно заволновалось - присутствующие зашипели, засвистели, зашикали.
- У меня есть кардинальное решение этой ужасной проблемы, - выкрикнул он, перебивая шум.

И четким, ясным голосом, как на лекции, сообщил присутствующим, что он разработал чертеж механизма, который позволит мгновенно и безболезненно отделять голову от туловища осужденного. Он повторил - мгновенно и абсолютно безболезненно. И торжествующе затряс в воздухе какими-то бумагами.

На том историческом заседании постановили рассмотреть, исследовать и уточнить проект «чудодейственного» механизма. Им помимо Гильотена вплотную занялись еще три человека - лейб-медик короля хирург Антуан Луи, немецкий инженер Тобиас Шмидт и палач Шарль Анри Сансон.

…Задумывая облагодетельствовать человечество, доктор Гильотен тщательно изучил те примитивные механические конструкции, которые использовались для лишения жизни когда-либо ранее в других странах. За образец он взял древнее приспособление, используемое, например, в Англии с конца XII по середину XVII века, - плаху и что-то вроде топора на веревке… Нечто подобное существовало в Средние века и в Италии, и в Германии. Ну а затем - с головой ушел в разработку и усовершенствование своего «детища».

Историческая справка: есть мнение, что что гильотину изобрели НЕ во Франции . На самом деле гильотина из Галифакса, графство Йоркшир. «Виселица из Галифакса» состояла их двух пятиметровых деревянных столбов, между которыми находилось железное лезвие, которое закреплялось на перекладине, заполненной свинцом. Управлялось данное лезвие с помощью веревки и вОрота. Оригиналы документов свидетельствуют, что при помощи данного приспособления в период с 1286 по 1650 год казнили по крайней мере пятьдесят три человека. Средневековый город Галифакс жил благодаря торговле сукном. Громадные нарезы дорогой материи сушились на рамах из дерева около мельниц. При этом, в городе стало процветать воровство, которое стало для него большой проблемой и торговцам было нужно эффектное средство устрашения. Это и устройство наподобие его, под названием «The Maiden» или «Шотландская Дева», вполне возможно, могли вдохновить французов, чтобы позаимствовать основную идею и дать ей собственное название.

Весной 1792 года Гильотен в сопровождении Антуана Луи и Шарля Сансона приехал к Людовику в Версаль - обсудить готовый проект механизма казни. Несмотря на нависшую над монархией угрозу, король продолжал считать себя главой нации, и его одобрение получить было необходимо. Версальский дворец был почти пуст, гулок, и Людовик XVI, обычно окруженный шумной, оживленной свитой, выглядел в нем до нелепого одиноким и потерянным. Гильотен заметно волновался. Но король сделал только одно-единственное меланхоличное, но поразившее всех замечание: «К чему полукруглая форма лезвия? - спросил он. - Разве у всех одинаковые шеи?» После чего, рассеянно присев к столу, собственноручно заменил на чертеже полукруглое лезвие на косое (позднее Гильотен внес важнейшую поправку: лезвие должно падать на шею осужденного точно под углом 45 градусов). Как бы то ни было, но изобретение Людовик принял.

А в апреле все того же 1792-го Гильотен уже суетился на Гревской площади, где устанавливали первое приспособление для обезглавливания. Вокруг собралась огромная толпа зевак.
- Ишь, какая красавица, эта мадам Гильотина! - сострил какой-то нахал.

Так, от одного злого языка к другому, в Париже прочно утвердилось слово «гильотина».

Историческая справка: Позже предложение Гильотена было переработано доктором Антуаном Луи, который служил секретарем в Академии хирургии, и именно по его чертежам в 1792 году сделали первую гильотину, которой дали название «Луизон» или «Луизетта».А еще в народе ее стали ласкательно называть «луизетткой».

Гильотен и Сансон позаботились о том, чтобы опробовать изобретение сначала на животных, а потом на трупах - и, надо сказать, работало оно отменно, подобно часам, требуя при этом минимального человеческого участия.

Конвент наконец принял «Закон о смертной казни и способах приведения ее в исполнение», и отныне, за что и ратовал Гильотен, смертная казнь игнорировала сословные различия, став для всех одной, а именно - «мадам Гильотиной».

Общий вес этой машины составлял 579 кг, топор же весил более 39,9 кг. Процесс отсечения головы занимал в общей сложности сотую долю секунды, что являлось предметом особой гордости медиков - Гильотена и Антуана Луи: они не сомневались, что жертвы не страдают. Однако «потомственный» палач Сансон (в одной частной беседе) попытался разуверить доктора Гильотена в его приятном заблуждении, утверждая, что он доподлинно знает, что после отсечения головы жертва в течение нескольких минут все еще продолжает сохранять сознание и эти страшные минуты сопровождаются не поддающейся описанию болью в отсеченной части шеи.
- Откуда у вас эти сведения? - недоумевал Гильотен. - Это абсолютно противоречит науке.

Сансон же в глубине души скептически относился к новой науке: в недрах его много чего на своем веку повидавшего семейства хранились всякие предания - его отцу, деду и братьям не раз доводилось иметь дело и с ведьмами, и с колдунами, и с чернокнижниками - они всякого успевали порассказать палачам перед казнью. А потому он позволил себе усомниться в гуманности передовой технологии. Но Гильотен смотрел на палача с сожалением и не без ужаса, думая, что, скорее всего, Сансон переживает из-за того, что отныне будет лишен работы, так как приводить в действие механизм Гильотена сможет кто угодно.

Кстати, казнь на гильотине вовсе не такое простое дело, как кажется. Мало того, что человека надо правильно закрепить на качающейся доске (а ведь далеко не все покорно дают себя привязать!) и зажать его шею досками. Ассистент палача должен был в момент перед казнью ухватить голову казнимого и вытянуть ее вперед, чтобы под лезвие попала именно шея, а не затылок, — при этом лезвие падало всего в 2-5 см от пальцев ассистента. И таки да — сомнения в мгновенности смерти имели основания. По свидетельствам того же палача, отрубленные головы часто еще довольно долго (от секунд до минуты) двигали глазами и шевелили губами.

А пока доктор Жозеф Игнас Гильотен в одночасье превратился в модного светского человека и был всюду нарасхват. Когда-то он мечтал о славе - и вот она пришла. Его изобретение обсуждалось и в королевских покоях, и в гостиных самых видных аристократов, его поздравляли, пожимали руки, одобряли. Он же улыбался хоть и скромно, но как человек, знающий себе цену. Изобретенная им машина стала одним из главных действующих лиц в грандиозном драматическом спектакле, происходящем вокруг.В Париже, да и не только, производили брошки и печати для конвертов в виде гильотинок. Столичные кулинары тоже не остались в стороне: маленькую машину искусно выпекали к праздничному столу. Последним и самым актуальным криком моды стали духи «Парфюм де Гильотин» - их автор остался истории неизвестен.

Впервые доктор Гильотен сообразил, что творится что-то неладное, когда Конвент, заменивший Национальное собрание, с перевесом в один голос вынес смертный приговор как «изменнику революции» … самому королю, в нарушение своей же действующей Конституции, согласно которой монарх оставался лицом неприкосновенным. Когда Гильотену доставили торжественное приглашение участвовать 21 января 1793 года в спектакле «соития мадам Гильотины с королем Франции», он лишился чувств. А первое, что он узнал, придя в себя, - это то, что революционный народ пожелал перенести придуманную им машину с Гревской - на площадь под окна королевского дворца, которая отныне будет именоваться площадью Революции.

Есть свидетельства, что ночью, накануне казни короля, Гильотен в первый раз за много лет извлек из потайных кладовок изображение Богоматери и не смыкая глаз молился до рассвета… Его слуги даже решили, что хозяин лишился рассудка.

…Король был единственным из всех французов, кому милостиво даровали две привилегии - ехать на казнь в приличествующем его сану экипаже (а не в предназначенной для этого повозке) и прибыть на эшафот в сопровождении священника. Раздался грохот барабанов. Гильотен продолжал стоять с закрытыми глазами, а в его сознании, словно во сне, возникала цифра «20» - ему, как никому другому, было известно, что именно на счет 20 лезвие машины падало до своего предела…

Я умираю за счастье Франции, - словно в тумане донеслись до него последние слова Людовика.
«Двадцать», - судорожно выдохнул Гильотен и, упав на колени и больше уже не контролируя себя, стал исступленно молиться. Никто не обращал на него внимания. Толпа заколыхалась, и кровожадное «ура» огласило бледное рассветное небо.

Несколько месяцев после казни короля доктора Гильотена никто не видел. Да и до него ли тогда было? Кто-то был уверен, что он неизвестно от чего умер, кто-то утверждал, что сбежал за границу. В любом случае, достоверных сведений об этом периоде его жизни нет.

Каких только узников она за последние годы не повидала! Революция, как это обычно бывает, давно принялась пожирать сама себя: казнили легендарных деятелей революции Бриссо и Верньо - последний еще не так давно председательствовал в Национальном собрании. Потом ее стены почтили аристократы - да в каком количестве! Был гильотинирован герцог Орлеанский, тот самый, который подал голос за смерть короля, затем слетела голова графа Ларока, графа де Лэгля, а вместе с ним - Агнессы Розалии Ларошфуко, принцессы де Ламбаль… Казнили ученого, которым Гильотен всегда так восхищался, - Лавуазье, не изыскав возможности отложить приведение приговора в исполнение ни на один день, чтобы дать тому возможность записать научное открытие. Казнили недавних революционных вожаков - Дантона и Демулена.

Гильотен, терзаемый чудовищными душевными муками, считал себя виновным в смерти каждого из этих людей. Зловещее предсказание Месмера сбылось: по ночам ему являлись их отрубленные головы, он же вымаливал у них прощение, произнося в свой адрес страстные оправдательные речи - он ведь хотел как лучше… Он абсолютно искренне обещал самому себе, что, когда придет и его час, он, взойдя на эшафот, повинится перед народом, публично плюнет на «мадам Гильотину» и предаст ее проклятию. Так ему легче будет умереть…

Но судьба не допустила близкого знакомства доктора Гильотена с «мадам Гильотиной». Доподлинно известно, что после казни Робеспьера, состоявшейся 28 июля 1794 года, Жозеф Гильотен оказался на свободе. Он скрылся в глухой провинции и в столице показывался чрезвычайно редко. Говорили, что он обратился в прилежного христианина и до последних дней жизни вымаливал у Господа прощения за свои грехи. Его имя всплыло в документах еще раз в связи с тем, что он выступил сторонником прогрессивной в начале XIX века идеи вакцинации против оспы.

…Жозеф Игнас Гильотен дожил до 1814 года и умер от карбункула на плече. Возможно, в последние годы он не раз вспоминал, как во времена своей юности дерзал спорить с Парацельсом о том, что живые «механизмы» мертвы. Какой, должно быть, это казалось ему глупостью! Тем более что придуманный им механизм оказался живее живых…

«Подарок» доктора Гильотена служил человечеству еще долго. Позднее подсчитали, что во времена Французской революции было гильотинировано более 15 тысяч человек. Гильотина во Франции была упразднена лишь в 1981 году – вместе с отменой смертной казни. Последняя же казнь с помощью «мадам Гильотины» состоялась в октябре 1977 года в Марселе: так казнили убийцу Намида Джадуби. В Европе гильотина тоже применялась, хотя в Швеции, например, ее использовали только один раз - в 1910 году.

Впрочем, одной только Францией история гильотины не исчерпывается. Ее применяли как орудие казни в Италии (до 1870 года), в Швеции (правда, всего лишь один раз – в 1910 году). Подлинный «ренессанс» гильотина пережила в нацистской Германии: с 1933 по 1945 год в «Третьем рейхе» таким способом было обезглавлено около 40 тысяч человек. Формально казни на гильотине предавали за уголовные преступления, фактически же уголовным преступлением считалось любое сопротивление нацистскому режиму…

Как ни странно, после крушения «Третьего рейха» гильотинирование продолжало применяться в ГДР. Лишь в 1966 году его заменили на расстрел, поскольку единственная гильотина сломалась.

Мы никогда не узнаем, как отнеслась совсем нематериальная душа доктора Гильотена к столь чудовищному долгожительству его «сверхгуманной» машины. Хотя куда благими намерениями выложена дорога, неоднократно

Ну и в завершение. У Тургенева есть весьма любопытный рассказ «Казнь Тропмана», где описывается казнь на гильотине. Почитайте – не пожалеете!

http://vlasti.net/news/90020

http://www.samoeinteresnoe.com/

Напомню вам еще, кто мечтал и что из этого вышло или кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Если вы не уверены, что хотите видеть эту казнь, то лучше дальше не читайте.
Люди обычно гордятся, когда их имя остается в веках, являясь своеобразным пропуском в историю. Но это не тот случай - под конец своей жизни этот человек пробовал обратиться к властям наполеоновской Франции с просьбой о переименовании приспособления, которому было даровано его имя. Но, не вышло…

Тезка гильотины

.
Его звали Жозеф Игнас Гильотен, и ровно 221 год назад, 25 апреля 1792 года, на Гревской площади Парижа было проведена первая казнь с использованием механизма, названного его именем. Он, конечно же, его не изобретал - подобные устройства пытались использовать ранее и в Шотландии, и в Великобритании, в Италии, Швейцарии и т.д. А Гильотен являлся лишь лоббистом идеи усовершенствованного доктором Антуаном Луи и немецким механиком Томасом Шмидтом механизма для приведения в исполнение смертной казни путём отсечения головы.
В то время во Франции не существовало равенства всех перед смертной казнью, и в зависимости от преступления и социального положения существовало несколько её видов. Цареубийц и отцеубийц казнили через четвертование. Убийц и воров вешали. Виновных в убийстве с отягчающими обстоятельствами и разбое колесовали. Еретиков, поджигателей и содомитов отправляли на костер. Фальшивомонетчиков опускали в кипящее масло. А дворянской привилегией была казнь через отсечение головы топором или мечом.

Два основных типа французской гильотины. Слева: модель 1792 года, справа: модель 1872 года системы Берже

.
Доктор Гильотен полагал, что если смертной казни нельзя избежать (а он был её противником), то казнь должна быть для всех одинакова и как можно менее болезненна. Выступая в Национальной Ассамблее (нижняя палата парламента Франции) 10 октября 1789 во время дебатов о смертной казни он утверждал: «При помощи моей машины можно отрубить голову в мгновение ока, и приговоренный этого даже не почувствует».
И потом дополнил: «Он успеет почувствовать лишь прохладное дыхание на своей шее» . Последнее поэтическое сравнение вызвало тогда легкий смех в зале, но во времена Великой Французской революции значительной части собравшимся там депутатов будет уже не до смеха - они на собственной шее смогут узнать правдивы ли эти слова.
А первое её применение парижанам не понравилось - они были разочарованы краткостью шоу. Но через год после этого во Франции началась Эпоха Террора и быстрота казни на гильотине стала искупаться частотой её использования и громкостью имен казненных.

Публичная казнь на гильотине в 1897 году

.
В Рунете из статьи в статью дублируется байка, что приговоренному к гильотине в последнее утро объявляли средневековые ритуальные слова: «Мужайтесь…. (следовало имя)! Час искупления настал!» Всё это чушь собачья - на самом деле всё происходило более буднично, гораздо проще и было полностью регламентировано тюремной инструкцией.
Подготовка к казни начиналась в 2.30. последними приготовлениями и проверкой палачом исправности гильотины, на что отводился час. Всё дальнейшее происходило в течении получаса.
В 3.30. директор тюрьмы, судья, префект полиции, адвокат приговоренного, писарь, священник и надзиратели входили в камеру осужденного, который не знал о предстоящей казни. Директор тюрьмы будил заключенного и объявлял: «Ваше помилование отклонено. Вставайте. Готовьтесь к смерти».
Заключенному давали время одеться, умыться и оправить естественные надобности. Затем директор тюрьмы его спрашивал: «Не хотите ли Вы что-нибудь рассказать? Господин судья здесь чтобы Вас выслушать». Затем предлагалось: «Если Вы хотите остаться наедине со священником, то мы на несколько минут выйдем» .
После этого заключенному стригли волосы на затылке и переодевали в белую рубашку без стоячего воротника. И предоставляли возможность написать последнее письмо своей семье (или кому угодно), предложив рюмку рома или бокал вина, и сигарету.

Непубличная казнь на гильотине в 1905 году

После чего в 4.00 приговоренный, поддерживаемый под руки двумя конвоирами, в кандалах и наручниках, скованных сзади, мелкими шажками шел к месту казни (инструкция предписывала, что путь от камеры к гильотине должен был быть как можно прямее и короче). В случае холодной погоды на его плечи набрасывалась куртка.
Французская легенда (а у французов тоже есть свои байки) гласит, что священник шел впереди процессии и размахивал перед лицом приговоренного распятием, чтобы тот до последнего момента не увидел гильотины.
На месте казни осужденного уже поджидал палач с подручным, конвоиры укладывали приговоренного на лежак и фиксировали голову. Палач отпускал блокировку, горизонтальный нож падал, и голова отлетала в корзину.
Обезглавленное тело быстро спихивали в глубокий ящик с опилками, куда потом перемещалась и голова. Если тело было востребовано семьей для захоронения, то оно перекладывалось в гроб и передавалось родственникам. Если же нет - передавалось в судебно-медицинскую лабораторию.
Сама казнь происходила очень быстро, и очень жутко в своей обыденности. Повторяю: если вы не уверены, что хотите её видеть, то лучше не смотрить.

Это кадры любительской киносъемки, сделанные в 4 часа 50 минут 17 июня 1939 года из окна квартиры жилого дома, прилегающего к тюрьме Сан-Пьер в Версале. Отснятый материал запечатлел последнюю публичную казнь во Франции на гильотине. Обезглавленный - Эжен Вейдман, серийный убийца шести человек.
Она состоялась с задержкой на 45 минут - по разговорам для того чтобы рассвело, и фотографы смогли получше её запечатлеть. А через несколько часов «Пари-Суар» вышла с целой страницей фотографий с места казни. Возник большой скандал, и президент Альберт Лебрен запретил публичное проведение смертной казни во Франции - с тех пор и до её самой отмены, она проводилась во внутреннем тюремном дворике.

После смерти Гильотена в 1814 году его семья уже официально обратилась к правительству с прошением о переименовании гильотины, и получив отказ, сменила свою фамилию. На какую именно - неизвестно (французское законодательство требует в таких случаях сохранение тайны).
Сам Гильотен умер от карбункула на левом плече, но слух, будто он был казнен на изобретенном им механизме, не лишён основания - во времена Великой французской революции, в 1793 году, в Лионе, на гильотине был казнен его однофамилец.
А Виктор Гюго потом напишет о нём и Колумбе: «Есть несчастные люди: один не может прикрепить своё имя на своё открытие, другой не может стереть своё имя со своего изобретения»

Казнь с использованием гильотины называется гильотинированием .

Главной деталью гильотины для отрубания головы является тяжёлое (40-100 кг) косое лезвие (жаргонное название - «барашек»), свободно движущееся вдоль вертикальных направляющих. Лезвие поднимали на высоту 2-3 метра верёвкой, где оно удерживалось защёлкой. Осужденного клали на горизонтальную скамейку, фиксировали его на скамейке ремнями и шею закрепляли двумя досками с выемкой, нижняя из которых была неподвижной, а верхняя перемещалась вертикально в пазах. После чего рычажным механизмом открывалась защёлка, удерживающая лезвие, и оно падало с большой скоростью, обезглавливая жертву.

История [ | ]

Использовать гильотину предложил в 1791 году врач и член Национальной Ассамблеи Жозефа Гильотен . Эта машина не была изобретением ни доктора Гильотена, ни его учителя, доктора Антуана Луи ; известно, что подобное орудие употреблялось до того в Шотландии и Ирландии , где называлось Шотландской девой . Гильотину во Франции тоже называли Девой и даже Мебелью Правосудия. Итальянское орудие смерти, описанное Дюма в «Графе Монте-Кристо », называлось mandaia . Хотя подобные устройства пытались использовать и раньше в Великобритании , Италии и Швейцарии , именно устройство, созданное во Франции , с косым лезвием, стало стандартным орудием смертной казни.

В то время применялись жестокие методы казни: сожжение на костре , повешение , четвертование . Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем распространённые в то время (другие виды казни, предполагавшие быструю смерть осуждённого, при недостаточной квалификации палача часто вызывали длительную агонию; гильотина же обеспечивает мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача). Кроме того, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, что подчёркивало равенство граждан перед законом .

Портрет доктора Гильотена.

Обезглавливание гильотиной. Французская революция [ | ]

В повести Виктора Гюго «Последний день приговорённого к смерти » приведён дневник заключённого, коему по закону предстоит быть гильотинированным. В предисловии к повести, добавленном уже к следующему изданию, Гюго выступает яростным противником смертной казни через гильотину и призывает к замене её пожизненным заключением. Исчезло повешение, четвертование, сожжение - пришёл черёд и гильотины, считал Гюго.

С 1870-х годов и до отмены смертной казни во Франции используется усовершенствованная гильотина системы Берже. Она разборная для транспортировки к месту казни и устанавливается непосредственно на земле, обычно перед воротами тюрьмы, эшафот больше не используется. Сама казнь занимает считанные секунды, обезглавленное тело мгновенно сталкивалось подручными палача в подготовленный глубокий ящик с крышкой. В этот же период упраздняются должности региональных палачей. Палач, его ассистенты и гильотина теперь базируются в Париже и выезжают на места для совершения казней.

В Париже с 1851 по 1899 год приговоренные содержались в тюрьме Ля-Рокет (La Roquette), перед воротами которой и происходили казни. В последующий период местом казней стала площадь перед тюрьмой Санте. В 1932 году перед тюрьмой Санте был казнён Павел Горгулов , русский эмигрант, автор произведений, которые подписывал Павел Бред, за убийство президента республики Поля Думера . Через семь лет, 17 июня 1939 года , в 4 часа 50 минут в Версале перед тюрьмой Сан-Пьер отсекли голову немцу Ойгену Вейдману , убийце семи человек. Это была последняя публичная казнь во Франции: из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни на территории тюрьмы при закрытых дверях.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной была произведена в Марселе, в период правления Жискара д’Эстена , 10 сентября 1977 года . Казнённого тунисского происхождения звали Хамида Джандуби . Это была последняя смертная казнь в Западной Европе.

В Германии [ | ]

В Германии гильотина (нем. Fallbeil ) использовалась с XVII-XVIII веков и была стандартным видом смертной казни в ФРГ (вплоть до её отмены в 1949 году) и в ГДР (до её замены расстрелом в 1966 году) . Параллельно в некоторых землях Германии практиковалось и обезглавливание при помощи топора, окончательно отменённое лишь в 1936 году. В отличие от французских образцов XIX-XX веков, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела металлические вертикальные стойки и лебёдку для подъёма более тяжёлого ножа.

В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам. По оценкам, около 40 тысяч человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами. Это число включает в себя борцов Сопротивления в самой Германии и оккупированных ею странах. Поскольку борцы Сопротивления не принадлежали к регулярной армии, они считались обычными преступниками и во многих случаях отвозились в Германию и гильотинировались. Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу.

Известные гильотинированные личности:

В Италии [ | ]

Франция, Марсель

10 сентября 1977 года в Марселе был казнен тунисский эмигрант Хамид Джандуби, осужденный за убийство; он стал последним преступником, казненным на гильотине.

Гильотина как устройство для осуществлении смертной казни документально известна с XIII века, когда она использовалась в Ирландии, Шотландии и Англии, особенно во времена республики Оливера Кромвеля, а также в Италии и Швейцарии.

Во время французской революции гильотина указом Национального собрания Франции была введена 20 марта 1792 года в качестве единственного инструмента исполнение смертных наказаний независимо от социального статуса осужденного к смертной казни. Идею этого закона подал в 1790 году врач и революционер Жозеф-Игнаций Гильотен, сам будучи противником смертной казни, он считал гильотинирование более гуманным средством казни, чем повешение, отсечение головы или расстрел. Через два года по проекту военного хирурга Антуана Луи был построен французский вариант подобного устройства, его испытали его на трупах, и 25 апреля 1792 года в Париже на Гревской площади на нем казнили первого человека - обычного вора Николя Пеллетье. Публика, привычная со времен средневековья к "изысканным" пыткам, была разочарована скоростью казни.

Впоследствии гильотину, как вскоре стали называть это устройство, перевезли на площадь Революции (ныне Площадь Согласия), где за годы Французской революции было казнено более 10 000 человек, включая бывших короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту. Гильотинированы были и деятели Французской революции - Жорж Дантон, Робеспьер, Луи Сен-Жюст, Демулен. В противовсе распространенному мнению сам Жозеф Гильотена не был казнен на гильотине, а умер естественным образом.

В 1868 году гильотина была усовершенствована - она стала разборной и транспортировалась к месту казни, как правило, на площадь перед воротами тюрьмы. Примерно в это же время были отменены должности региональных палачей, а главный, парижский палач с ассистентами в случае необходимости стал выезжать в различные города страны.

В Германии, которая ввела гильотинирование в 1803 году, казни на гильотине продолжались до 1949 года, а в Германской Демократической республике - до 1960 года. Швейцария отказалась от использования гильотины в 1940 году. Последняя публичная казнь на гильотине во Франции была проведена в 1939 году, а последняя казнь на гильотине вообще - 10 сентября 1977 года. Это была и последняя смертная казнь в Западной Европе.

В 1981 году Франция отменила смертный приговор, как форму наказания, автоматически отказавшись и от гильотины как средства казни человека.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные