Классный час (4 класс) на тему: Классный час "Экология души. О чистоте речи". От экологии природы - к экологии души

1

1 Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Статья посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе. Показано, что проблема экологии охватывает не только привычные биологические рамки, но и касается человеческой личности. В работе дан краткий анализ представлений некоторых известных философов, психологов, педагогов о внутреннем мире человека, а по сути, об экологии его души. В статье указывается, что решение проблемы сохранения чистоты души связывается с организацией воспитания и образования на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в образовательных организациях. Подчеркивается, что важно создать систему духовно-нравственного воспитания с соблюдением принципа взаимодействия детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов в реализации работы этой системы, анализируется роль семьи, педагога в решении обозначенной проблемы. Рассматриваются формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми, родителями, педагогами.

экология души

образование

духовно-нравственные ценности

духовно-нравственное воспитание

система духовно-нравственного воспитания

образовательная организация

православная культура

дошкольник

школьник

1. Акутина С.П. Пути преодоления духовно-нравственного кризиса в образовании // Приволжский научный вестник. – 2014. - № 12-4 (40). – С. 8-11.

2. Гармаев А. Нравственная психология и педагогика. Свет Православия. - Макариев-Решемская Обитель, 1999.

3. Кулагина Я.М., Федосеева Н.В. Значение роли отца в процессе становления личности ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - № 39-2. –

4. Левкина Е.В. Пути совершенствования гражданского воспитания будущих педагогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 88. – С. 193–198.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Москва: Издательство МГУ, 1981.

6. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Приветствия участникам Глинских чтений 28-29 июля 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// magister.msk.ru›library/Alexy/alexy688.htm.

7. Россова Ю.И Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. - № 2. – С. 101 - 108.

8. Россова Ю.И. Властная мать как аномальный вид родительской любви // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. - № 34-2. – С. 36-40.

9. Россова Ю.И. Влияние неблагополучного семейного воспитания на развитие детского невроза // Гуманитарные научные исследования. – 2015. - № 5-1 (45). – С. 70-73.

10. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребёнок» // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 76-86.

11. Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды СГА. – 2010. - № 10. – С. 101 - 113.

12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Москва: Педагогика, 1973.

13. Сборник мыслей, изречений, афоризмов. Сост. Н.Я.Хоромин. - Москва: ГИТИС, 1993.

14. Св. Иоанн Кронштадтский - О воспитании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// semyaivera.ru›…sv-ioann-kronshtadtskiy…vospitanii.

Данная работа подготовлена в рамках работы над проектом «Православная педагогика: от науки к практике», который был разработан профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики Арзамасского филиала ННГУ. Проект победил в международном конкурсе «Православная инициатива - 2015» и связан с разработкой идей духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций и внедрением их в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это свидетельствует о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.

Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от загрязнений. Человек может выступать творцом и хранителем, но может являться также и разрушителем своей души. А последствия этих разрушений, загрязнений собственной экологии очевидны и известны - наркомания, алкоголизм, преступность, эгоцентризм, снижение роли коллектива, отчуждение детей и родителей, нарастание психологического дискомфорта, снижение ценности образования, отсутствие интересного досуга, пропаганда с экранов телевидения сцен агрессии, насилия и ненависти, распространение культа силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения, бездуховность, уход в Интернет и т.д.

О внимании к внутреннему миру человека, о всматривании в человеческую душу, а по сути дела, об экологии души говорили многие философы, психологи, педагоги.

Например, известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн понимал, что существует не только зависимость личности от условий жизни и обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. По мнению ученого, судьба личности определяется ее собственным судом над собой, ее самоопределением. Самоопределение, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, - это свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации .

Другой известный психолог, педагог А.Н. Леонтьев подчеркивал, что каждый жизненный этап должен характеризоваться тем, что человек будет что-то утверждать в себе, а от чего-то освобождаться. В процессе самоопределения, с точки зрения ученого, должно происходить глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, в результате которого будет формироваться избирательное отношение к миру и осуществляться выбор тех деятельностей, которые личность делает своими .

Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии И. Кант видел счастливое душевное состояние в спокойствии духа, то есть чистой совести, что зависит от отсутствия чувства вины и глубокого осознания ничтожества земных благ, и всегда веселом сердце, что является, по мнению, ученого, даром природы .

Проповедник, духовный писатель И. Кронштадтский отмечал, что в воспитании опасно развивать только ум, гораздо важнее развивать чувства, сердце. «Сердце - жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни», - пишет святой .

Выдающийся педагог-просветитель конца XIX - начала XX веков, известный как создатель «новой педагогики» В.П. Вахтеров, уделяя значительное внимание в своих трудах проблемам воспитания, говорил о важности воспитания «нравственного чувства». Он подчеркивал, что у детей имеются как здоровые наклонности, так и дурные, которые необходимо искоренять с самого детства. Ученый затронул и проблему связи экологии природы с экологией души. В. П. Вахтеров указывал на «противоестественность» школ конца XIX в., поскольку в них, по его мнению, забывалось всякое живое естественное чувство природы, прерывалась умственная связь с ней, а результатом этого являлось притупление всех человеческих чувств, что создавало серьезные препятствия для гармоничного развития. Вражда с природой влечет за собой людские болезни и страдания, она же приводит к существенным, коренным аномалиям в жизни общества, - считал педагог .

Экология связана с чистотой и естественностью, а значит, и со здоровьем. Экология души - это сохранение чистоты души, а значит и душевного здоровья, это эффективный путь к укреплению духовного иммунитета человека. Как же сохранить, а не разрушить свою душу, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования, в том, чтобы дать правильное образование сердцу человека. Воспитание должно быть душесозидательным и строиться на основе духовно-нравственных ценностей как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания как отдельной личности, так и общества в целом.

Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Задача просвещения и духовно-нравственного воспитания должна пронизывать собой и подчинять себе всю нашу образовательную систему. В ее основе необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к образованию одного лишь ума наших учащихся, но развитие в них внутренних сил благочестия, формирования цельной и целомудренной, нравственной личности, осознающей свой долг перед Отечеством и ближними. Наша цель - воспитание молодежи на основе неизменных духовных и нравственных ценностей» .

Возможность сохранения как самой личности, так и всего общества, в современной социокультурной ситуации связывается именно с духовно-нравственным образованием, а также с возвращением традиций Православия, которые очень долгое время были определяющими в воспитании подрастающего поколения. В условиях поиска путей духовного возрождения России особенно актуальным и значимым становится формирование духовно-нравственных ценностей, обращение к опыту православной педагогики и внедрение ее идей в педагогический процесс образовательных организаций.

В настоящее время в системе образования начинают решаться вопросы духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования в качестве предметной области выделен раздел «Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленный на воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. С 2012 года в общеобразовательных организациях стал обязательным для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», одним из модулей которого является «Основы православной культура». Таким образом, решение проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится важной задачей политики современного образования и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В условиях важности и значимости формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения необходима четко продуманная система духовно-нравственного воспитания и образования , в реализации которого равнозначными субъектами должны стать воспитанники дошкольных образовательных организаций, учащиеся общеобразовательных организаций, родители, педагоги, различные социальные институты.

Важными направлениями реализации системы по духовно-нравственному воспитанию должны стать определение целей, задач, принципов этой работы, разработка содержания данной проблемы, развитие и обогащение методической базы, определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, повышение квалификации педагогов в вопросах духовно-нравственного развития детей, включение в процесс решения проблемы различных социальных институтов (образования, семьи, государственных и общественных организаций) и Русской Православной Церкви, поскольку решить эффективно в полном объеме обозначенную проблему возможно только совместными усилиями.

  • Целями и задачами в решении обозначенных вопросов могут выступать следующие: изучить и проанализировать психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста, проводить постоянный мониторинг сформированности духовно-нравственной сферы детей; способствовать обогащению содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы в системе дошкольного и школьного образования с учетом идей духовно-нравственного воспитания; повышать духовно-нравственную культуру родителей воспитанников и учащихся, расширять их знания о проблемах воспитания подрастающего поколения; формировать у учащихся старшего школьного возраста представления о духовно ориентированной семье; повышать духовно-нравственный уровень педагогического коллектива через приобщение к духовным традициям.

Безусловно, начинать работу по оздоровлению души, а значит и по очищению ее экологии, необходимо в дошкольных образовательных организациях. Дошкольный возраст является благодатным для духовно-нравственного развития детей, поскольку именно в этот период закладываются основы человеческой личности, ее духовные, нравственные и культурные ценности. В это время вырабатываются ориентиры, связанные с установкой ребенка - служить или потреблять в жизни, созидать или разрушать. В решении обозначенных задач важно обеспечить преемственность в системе «детский сад - школа». В школе также необходимо создать единое образовательно-воспитательное пространство, основанное на духовно-нравственных ценностях и традициях национальной культуры.

Формами и методами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию могут быть: разработка цикла занятий (для дошкольников), уроков (для школьников), внеклассных мероприятий, направленных на обогащение духовного опыта ребенка; проведение цикла православных праздников с совместным участием детей, родителей, педагогов; подготовка и проведение музейных уроков; организация мероприятий гражданско-патриотической направленности (циклов развивающих занятий, праздников, тематических вечеров, литературно-музыкальных композиций, экскурсий); посещение театров, выставок, музеев; организация продуктивной деятельности детей, их участие в мастер-классах, творческих мастерских c изготовлением и вручением сувениров родным, ветеранам, пожилым людям; организация выставок детского творчества, конкурсов работ, конкурсов семейного творчества; организация клубной и кружковой работы; выпуск газеты, в которой будут отражены результаты работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и т.д.

Важной сферой духовно-нравственного становления личности растущего человека является семья. Важно сделать семью субъектом образовательно-воспитательного процесса, поскольку ребенок является носителем традиций своей семьи и на всю последующую жизнь сохраняет приобретенное им в детстве. Родители должны стать постоянными участниками духовно-нравственной деятельности детского сада и школы, поскольку именно в таком тесном симбиозе семьи и образовательной организации можно эффективно и плодотворно решать обозначенные задачи.

Родители и дети могут принимать совместное участие в различных мероприятиях (занятиях, праздниках, фестивалях, выставках, творческих мастерских, конкурсах, акциях и др.). Также важно организовать работу родительского университета «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей», который может объединить ряд мероприятий для родителей (родительские лектории, семинары, беседы, издание буклетов), цель которых - повышение духовно-нравственной культуры родителей дошкольников и школьников, а также развитие их компетентности в вопросах духовно-нравственного становления детей. В ходе организации такой работы родителей важно познакомить с основами православной педагогики и психологии, формировать у них представления о духовно ориентированной семье, о формах традиционного православного семейного уклада, возрождать традиции православного семейного воспитания. Также необходимо родителей знакомить и с ошибками семейного воспитания, с формами родительской любви, которые выступают в аномальном виде, что, естественно, несовместимо с христианским устроением семьи .

Необходимо подчеркнуть, что для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. А. Гармаев подчеркивает, что, если воспитатель или школьный педагог не несут в себе резервов нравственной красоты, не руководствуются в своих действиях и в сокровенных движениях души тем, о чем говорят и чему учат своих подопечных, то подлинное нравственное воздействие и воспитание невозможно . Важно также развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей .

С целью повышения духовной культуры педагога и подготовки их к работе с подрастающим поколением по вопросам духовно-нравственного воспитания целесообразно в образовательной организации проводить методические объединения, серии обучающих семинаров по организации и проведению православных праздников и занятий на православную тематику, научно-методические семинары с совместным участием педагогов, родителей, научных сотрудников, администрации города, общественности.

Таким образом, видим, что в вопросах экологии души отдельного человека и духовного оздоровления общества необходимо соблюдение принципа интеграции усилий дошкольников, школьников, педагогов, родителей. Также в системе духовно-нравственного воспитания важна взаимосвязь с разными социальными институтами, общественностью. Необходимо формировать основы взаимодействия образовательной организации с Русской Православной Церковью, обозначить и активизировать формы участия Церкви в процессе духовно-нравственного воспитания как воцерковленной, так и нецерковной части детей и молодежи.

Таким образом, для оздоровления и очищения души растущего человека, а значит и сохранения ее экологии, необходима продуманная система духовно-нравственного воспитания с четким определением целей и задач, обогащением содержания современного образования, форм, методов работы, с вовлечением широкого круга субъектов образовательного процесса в решение проблемы духовного взросления - детей, педагогов, семьи, общественности, различных социальных институтов.

Библиографическая ссылка

Россова Ю.И. ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ ДУШИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23777 (дата обращения: 14.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Светлана Стукалова
Статья «Экология природы как экология души человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья на тему :

«Экология природы , как экология души человека »

Подготовила :

музыкальный руководитель

Стукалова С. А.

Есть одна планета

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нет!

(Я. Аким)

Читая стихотворение нашего соотечественника детского поэта Якова Акима «Наша планета» невольно переносишься в далёкое детство, где попадаешь в волшебный сад с бабочками и ландышами, босиком по зелёной траве бежишь к речке и наблюдаешь, как с травинки на травинку перелетают стрекозы, как тёплым летним деньком собираешь землянику в лесу. «Берегите свою планету» - просит нас автор, но в детстве мало кто задумывается, что её может не стать , что природа , как и человек , может испытывать боль, страх, огорчение. По истечению многих лет человек приходит к осознанию того, что хочет изменить мир вокруг себя – начни с самого себя! Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда мы поймем, что мы дети нашей Планеты, и принося вред природе , люди наносят вред себе и своим детям, только тогда появиться любовь на Земле ко всему живому, и человеческая душа будет на высоте. Но к этому нужно идти, иногда всю человеческую жизнь . Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах, насколько прекрасен и удивителен наш мир.

С самого раннего детства взрослые стараются научить детей основным понятиям и природным явлениям , и фактам : как правильно вести себя вне дома, как «общаться» с животными и заботиться о природе . В детском саду и школе воспитание происходит посредством :

- литературы : «Кто не любит природу , тот не любит человека » (Ф. Достоевский, «Охранять природу – значит охранять родину» (М. Пришвин, «Для того, чтобы жить – человеку нужно солнце , свобода и маленький цветок.» (Г. Х. Андерсен, «Никогда не поздно посадить деревце : пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения» (К. Паустовский.) ;

- музыки : «Весенняя песня» (Ф. Мендельсон, концерт «Весна» из цикла «Времена года» (А. Вивальди, «Утро» (Э. Григ, «Песня жаворонка» из «Детского альбома» (П. Чайковский, «Жаворонок» (М. Глинка, «Осенняя песня» (октябрь) из цикла «Времена года» (П. Чайковский) ;

- кинематографа : «Паровозик из Ромашкова» , «Мальчик и Земля» , «Улыбка природы » , «Будь здоров зелёный лес» , «Почти невыдуманная история» , «Книга джунглей» , «Против природы » , «Самый близкий друг» .

Данные произведения помогают нам прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу окружающий нас мир – мир природы и животных .

Уже в детском саду для детей вводится такое понятие, как понятие – экология , рассказывают о животных, знакомят с растениями. Для подростков это понятие связано с защитой нашей планеты от загрязнения, борьбой за чистоту воздуха и воды.

Гармония. баланс. целостность. согласованность. как часто в современном мире мы сталкиваемся с этими понятиями и неосознанно относим их к здоровой счастливой жизни человека . А ведь с древних времен человек стремился к духовности и нравственности и жил по законам природы . Не зря говорят, что гармония души связана с гармонией природы . Мир не стоит на месте, постоянно развивается, но мы забываем о простых законах нашей природы . Чётко передает фраза Бернард Шоу : «Мы научились летать в небе как птицы, мы научились плавать в океане как рыбы, теперь осталось жить на Земле, как человек »

Загрязнение заводами, выхлопы автомобилей, опасные выбросы, химикаты, все это последствия деятельности человека и это же всё неблагоприятно действует на экологию нашей планеты . Чтобы защитить и сберечь нашу природу нужно развивать в ребенке от рождения и до понятия, как правильно относиться к окружающему вокруг себя. К сожалению, проходит очень много времени для того, чтобы душа человека выросла и поняла , что жить на чистой планете, значит прожить долгую и здоровую жизнь.

Мы, взрослые ответственны за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы детский сад, школа, детская литература, музыка пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Мы должны помочь детям найти правильный путь к современной жизни, развивать чувство ответственности за свое здоровье и благополучие.

Именно сейчас нельзя забывать о том, что когда человек передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость, накопленную веками, этим он изменяет душу ребёнка, ведь душа будет расти вместе с ребенком, а щедрая, добрая, ласковая душа не допустит разрушение нашей планеты. Мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания природы .

«Поведение человека в природе – это зеркало его души »

(К. Зелинский) .

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери

Что такое экология души?

    Мне кажется что экологией души прежде всего это то чувство чистоты в своей душе приобретнное от того что ты не обманываешь не делаешь какие либо противозаконные действия и благоприятно относишься к другим людям.

    Если ты не делаешь всего этого то экология твоей души будит загризнена.

    Сейчас мы попробуем объединить их для одного из вариантов из многочисленных определений для каждого из них.

    Например возьмем такие определения:

    Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы

    Душа - это Внутренний, психический мир человека.

    И вот в результате объединения этих определений можно вывести совокупное определение: =Экология души - это внутренний, психический мир человека изучающая взаимоотношения живой и неживой природы для науки=)))

    Можно проанализировав и просуммировав остальные варианты определений экологии и души дать огромное количество определений и вывести также и свои определения экологии души.

    если простым языком говорить это внутринний мир человека своего рода гармония души и тела

    Это такой новомодный термин, которым оперируют личности не достаточно знающие родной язук...

    Экология души - это в первую очередь, поддержание своего психического равновесия. Душа наша подобна саду: что будем сажать, то и вырастет. Если садить сорняки в виде обид, разочарований - то и вырастет соответствующее. А если стараться поддерживать чистоту, контролировать негатив - все будет замечательно) Ну, по крайней мере, это мое мнение

    ну во-первых, для большинства собственная душа - некое абстрактное понятие, гораздо более далекое, чем Африка, Антарктида, Луна или Марс.

    На самом деле все чувства, которые мы переживаем, - не наши: это - чувства души.

    Боль, радость, интерес, восприятие музыки и зрительных образов - это результат работы души.

    Сама личность, наше Я , бездушна, и у многих душа спит беспробудным сном.

    У детей личность неразвита, и ребенок - открытая душа.

    Душа не выносит отрицательных эмоций и насилия.

    Душа не выносит раздельности и отчужденности.

    Душа боится страшного, безобразного и темного, всех злых сил.

    Душа любит любовь, свет и творчество.

    Имеется ввиду, что человек должен содержать а чистоте не только тело, но и душу: чистые помыслы, хорошие поступки, нет зависти, нет злости, полная гармония и душевное спокойствие...

    У многих людей экология души очень засорена обидами, завистью, злостью и интригами, поэтому это стихийная свалка всех человеческих недостатков. А для людей с чистой душой - это место где живут мечты, надежды и любовь.

    Для меня лично - экология души - это борьба со своими грехами , страстями. Человек, состоящий из тела и души требует своего: тело для тела, душа для души. Почему так часто паршиво на душе? Потому, что нарушена экология души.

    Поглядите, что происходит с природой, когда ее экология нарушена до нельзя! Она гибнет. Тоже происходит с душой, изначально живой. Она гибнет, если не стремиться обрести чистоту. Это процесс трудоемкий, но зато чистота души - это то, ради чего стоит жить. Многие святые стали святыми, благодаря тому, что навели в своей душе порядок и экология их души была восстановлена. Оказывается, это возможно.

За последние четыре десятилетия мир достиг большего технического прогресса, чем за всю известную нам историю человечества в прошлом. Ученые открыли множество законов, управляющих природой. И чем больше они узнают о тайнах природы, тем больше восхищаются совершенством вселенной. Теперь уже многие заявляют, что вселенная не могла возникнуть случайно, но должна была быть воплощением замысла Высшей Силы.

В природе существует совершенное равновесие. Наш мир, окружающая среда и сама природа образуют живую взаимозависимую систему. Если наша точка зрения верна, то мы не увидим в этой системе ни границ, ни двойственности. Тогда и сама жизнь видится как единое целое. Это живая, сознательная сущность, созданная руками Творца и оживленная дыханием Его жизни.

Совершенному равновесию природы, поддерживающему жизнь на нашей планете в течение миллионов лет, угрожают те же самые технические достижения, которые преобразили современный мир. Средства массовой информации ежедневно сообщают о новых угрозах окружающей среде. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, земля, дающая нам пищу, все больше и больше загрязняются. Сама атмосфера, защищающая Землю, находится в опасности. Забота об экологии не связана с какой-то одной страной, или частью света. Эта проблема глобальна.

Забота об экологии стала одной из основных проблем мира. Исследовав этимологию слова «экология», мы обнаружим, что оно происходит от греческого слова «oikos», что означает «дом» или «местожительство», и слова «ology», что означает «изучение чего-либо». Таким образом, слово «экология» первоначально означало «изучение нашего дома или местожительства». Сегодня, когда мы размышляем об изучении нашего местожительства, мысль невольно устремляется к Земле и Матери природе. Изучение вышеупомянутого может быть разделено на четыре части: понимание циклов природы, осознание последствий загрязнения, изучение методов восстановления первозданной красоты природы и внедрение в практику методов сохранения ее чистоты. Иными словами — это следующие четыре раздела: циклы природы, загрязнение, восстановление и сохранение природы.

Существует еще одно значение слова «экология». Святые и мистики говорят о нашем доме или месте жительства, имея в виду физическое тело, созданное самим Творцом. В этом доме живет душа. Священные писания говорят о том, что человек обязан поддерживать и сохранять чистоту и великолепие души и места ее обитания. К сожалению, мы в значительной степени игнорируем духовную сторону и жертвуем ее чистотой ради этого преходящего мира.

Мне хотелось бы рассмотреть «экологию души». Изучение как внешней, так и внутренней экологии состоит из тех же четырех разделов. Существуют фундаментальные законы и циклы, которые имеют отношение как к природе, так и к духу. Можно увидеть, как загрязнение влияет на нас внутренне, и какой эффект оно оказывает на окружающий мир. Мы можем научиться восстанавливать первоначальную красоту природы и собственной души. Мы можем также ввести в практику методы сохранения своей духовной чистоты.

Все формы жизни образуют единую гармоничную мозаику. В основе существования лежат фундаментальные законы и циклы. Примером совершенной взаимосвязи является жизненный цикл природы. Испаряясь, вода превращается в водяные пары. Все нечистоты и минералы в процессе превращения выпадают в осадок. Водяные пары образуют облака, которые разносятся ветром в разных направлениях. Встречаясь с прохладными воздушными массами, вода конденсируется в водяные капли, выпадающие на землю в виде дождя или снега и питающие жизнь. С незапамятных времен этот цикл поддерживал жизнь на Земле, перенося влагу из богатых водой океанов на землю, для того, чтобы люди и животные имели в достатке питьевую воду, а растения могли расти.

Несмотря на все наши достижения, мы пока не создали технологии, аналогичной способу, которым зеленые растения превращают солнечный свет, углекислый газ и воду в пищу и кислород. Благодаря этому простому процессу, Земля получает свежий запас кислорода, необходимого для всех форм жизни, а также неистощимый запас продуктов питания.

В природе все совершенно. Даже смерть способствует возникновению жизни. Когда растения и животные умирают, их разложившиеся останки превращаются в удобрения для сельскохозяйственных культур. Через миллионы лет разложившиеся вещества превращаются в каменный уголь, используемый для производства электроэнергии. Экологическая система, созданная Богом на Земле, настолько уникальна, что наша планета стала единственно обитаемой в нашей солнечной системе.

Наряду с прочими природными циклами, такими как водный, растительный, цикл каменного топлива, существует и цикл души. Путешествие началось с сотворения вселенных и продолжается до сих пор.

Священные писания рассказывают, что вначале Бог был совершенно один. Он был Океаном Всеблаженного Сознания. Затем из одного Он решил стать множеством. Эта мысль вызвала вибрацию, в результате которой возникло два принципа: Свет и Звук. Различные священные писания называют Свет и Звук по-разному. Слово, или Наам, и является выраженной Силой Бога. Именно Ею были созданы различные планы существования: чисто духовный Сач Кханд, духовно-материальные области надпричинного плана, причинный и астральный планы, а также материальный мир на физическом плане. Та же Божественная Сила создала людей и все другие формы жизни, и Ею же обеспечивается симметрия и гармония существования вселенной, так как именно Она удерживает планеты на орбитах и звезды в небесах.

Душа — искра созидательного принципа, живительная сила внутри нас. До тех пор, пока душа обитает в теле, тело живет. Лишь только душа оставляет тело, человек умирает. Создавая вселенные, Бог отделил от Себя души, чтобы населить миры. С этого и начался процесс трансмиграции. С незапамятных времен душа обитает на различных планах творения, переходя из одной формы жизни в другую. Как только существование в одной форме жизни заканчивается, душа переходит в другую. Душа трансмигрирует подобно растению, умирающему зимой, чтобы снова ожить весной. С окончанием одной жизни душа начинает новую, в новой форме. Душа, будучи искрой бессмертного Творца, никогда не умирает. Она лишь переходит из одной жизни в другую.

Отделяя от Себя души, Всевышний предусмотрел и путь, по которому те смогли бы к Нему вернуться. Возвращение возможно через поток Наама, или Слова. Однако План творения предопределяет, что душа не помнит своего прежнего существования до тех пор, пока не достигнет определенной ступени духовной эволюции. Если бы мы помнили каждое предыдущее рождение, то жизнь была бы слишком усложнена воспоминаниями о прежних связях, и было бы трудно функционировать в рамках отношений, существующих сейчас. Мы искали бы родителей, супругов и детей, с которыми были связаны в прошлых жизнях. Поэтому, когда душа входит в новую форму, она прикрыта облаком забвения. Забыта ею и собственная сущность, то, что душа — это капля Божья. Переходя от рождения к рождению, душа, не ведая о своем истинном происхождении, отождествляет себя с умом и телом. Вместо того, чтобы искать путь назад к своему Источнику, она тянется к мирским соблазнам.

Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам или нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность, душа, похоронена под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение этой жизни и использовать свой величайший потенциал.

Загрязнение


Загрязнение — это еще один из аспектов внутренней и внешней экологии. Подобно воздуху и воде, душа обладает внутренней красотой. Она тождественна Богу. Один из святых сказал: «Бог — это любовь, и наша душа, являющая собой ту же сущность, что и Бог, — это тоже любовь. Поэтому путь назад к Богу тоже лежит через любовь».

Миллионы лет на Земле был свежий воздух и чистая вода. Однако наша эксплуатация планеты привела к истощению природных ресурсов. Мы загрязнили воздух, воду и почву, разрушаем озоновый слой Земли, уничтожаем флору и фауну. Подобным же образом наша ненасытная потребность потворствовать своим чувствам оскверняет естественную чистоту души.

Многие считают, что мозг — это место, где находится интеллект. Однако мозг — лишь инструмент, подобный сложному компьютеру, через который душа общается с внешним миром и получает из него впечатления. Оператором, управляющим телом и умом, является душа. Именно она должна бы контролировать как ум, так и тело, однако, в действительности, сейчас все наоборот. Сейчас ум контролирует душу, бьющуюся в сетях впечатлений окружающего мира.

То, что мы видим и слышим, обоняем и осязаем, все впечатления окружающего мира отвлекают наше внимание, являющееся внешним выражением души. Как результат, внимание отвлечено вовне через девять дверей окружающего мира: два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних органа. Ум, любитель удовольствий, увлек наше внимание в физический мир, и мы забыли свою истинную сущность.

Мы проводим жизнь в чувственных мирских удовольствиях, считая, что целью ее является накопление материальных благ, богатства, собственности, связей, создание себе имени и известности, а также обретение власти. Однако мы забываем, что ни одно из перечисленных благ не сопровождает нас, когда мы умираем. Они нереальны, как мираж в пустыне. Мы покидаем мир точно так же, как и приходим в него, как души, чуждые всего материального.

Многие осознают это слишком поздно. Мирские желания и чувственные удовольствия оседают на чистую душу, как пыль. Приходя в этот мир несчетное количество раз, душа настолько загрязняется впечатлениями от него, что становится совершенно неузнаваемой. Однако, некоторые счастливые души пробуждаются. Они осознают духовное значение жизни. Врожденное стремление к бессмертию ведет их к раскрытию тайны жизни и смерти. Если возникают вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идем?» — значит искра духовности уже зажглась, и мы не сможем успокоиться, пока не найдем ответа. Искренняя мольба исходит из самых глубин нашего существа, и мы молим Всевышнего прийти к нам на помощь.

Возрождение былого великолепия души

Еще одним аспектом рассматриваемого нами предмета является восстановление красоты души. Экологи, работающие над тем, чтобы очистить загрязненные воздух и воду, и освобождающие животных, попавших в нефтяные капканы — это истинные герои нашего времени в борьбе с загрязнением окружающей среды. Но в нашем мире существуют и экологи души. Они имеют полное представление о первозданной красоте души и загрязнителях, покрывающих ее слоями грязи. Они ищут тех, кто пытается найти истину, но попал в ловушку мирских желаний, и стараются их освободить.

Эти Божественные экологи чаще известны как святые и мистики, пророки и духовные учителя, приходившие к нам испокон веков. Сами они чисты и свободны от всего, что загрязняет душу, и способны освободить других. Они освободили собственные души от ограничений физического тела и вознеслись к Творцу в чистом Божественном потоке.

Святые и мистики слышат мольбы душ, стремящихся к свободе. Они могут показать нам нашу истинную сущность. Они учат нас проводить самоанализ, чтобы отделить собственное «я» или душу от наслоений ума, материи и иллюзии, ее покрывающих, и делают это с помощью медитации.

Сохранение естественной красоты души
Очередной аспект внутренней и внешней экологии — это сохранение естественной красоты души. Получив прямой контакт с внутренним Светом и Звуком, мы понимаем, что мы не тело, а душа. Понимаем мы также и то, что внутри нас существует Высшая Реальность. С этого начинается путешествие в нашу Истинную Обитель.

Духовные адепты учат нас тем практикам, которые помогут нам очиститься от вековой грязи. Существуют два фактора, ускоряющие этот процесс: очищающая Вода Наама и этичная жизнь.
Овладев методом медитации и получив контакт с Божественным Светом и Звуком, необходимо каждый день заниматься внутренними упражнениями. Необходимо выделить время для общения со Светом и Звуком внутри. Чем больше мы слушаем, как звучит внутренний Свет, тем больше Он очищает душу, смывая с нее впечатления окружающего мира.

Вторым фактором, помогающим нам на пути духовного прогресса, учителя считают этичную жизнь. Для того, чтобы достичь прогресса во внутреннем духовном путешествии, нам необходимо преодолеть в себе гнев, чувственные влечения, жадность, привязанность и эго. Это и есть пять загрязнителей, оскверняющих душу. Они отвлекают наше внимание на окружающий мир. Проанализировав эти пять отрицательных качеств, мы увидим, что они обусловлены стремлением к преходящим мирским удовольствиям. Например, мы сердимся, если что-то мешает нам достичь желаемого. Чувственные влечения вызваны стремлением к чувственному удовольствию. Причиной жадности является неутолимое желание приобретения собственности, богатства, власти, имени и славы. Добившись своего, мы привязываемся к приобретенному и забываем о духовных ценностях и своей духовной природе. Основой эго является гордость преходящими достижениями: богатством, мирскими знаниями и властью.

Для того, чтобы избавиться от этих пяти отрицательных качеств, необходимо ежедневно анализировать свои мысли, слова и поступки. Это даст реалистическую картину того, что именно оскверняет душу. После этого можно принять решение не совершать подобных ошибок в будущем.
Святые придают большое значение этичной жизни и считают ее основной ступенью на пути духовного развития. Сант Кирпал Сингх Джи обычно говорил, что стать человеком в истинном смысле слова трудно, однако, достигнув этого, относительно легко найти Бога. Необходимо ни что иное, как полная трансформация жизни.

Для того, чтобы наша планета, с ее взаимозависимыми экологическими системами смогла уцелеть, нам следует научиться жить в гармонии со всем мирозданием. Для меня экология означает следующее: если мы загрязняем свой мир, то это показывает, что нам ни до кого нет дела. Если бы мы заботились о своей семье или о своем соседе, то не стали бы загрязнять окружающую среду и усложнять жизнь другим людям. Проблема экологии могла бы быть решена в целом, если бы мы, люди, осознали, что каждое существо, живущее на Земле, есть воплощенная душа. Если только мы поймем, что душа, подобная нашей, живет в каждом существе, растение это или животное, и что все души имеют один Источник — Сверхдушу или Бога, тогда мы будем видеть Божественный Свет в каждом живом существе, любить его и заботиться о нем. Что же такое любовь в действительности? Любовь — это подлинная забота о ком-то. Любовь — это не только физическое влечение. Настоящая Божественная любовь, любовь в истинном смысле слова, предполагает заботу о тех, кого мы любим. И если мы действительно о ком-то заботимся, то мы не захотим усложнять его жизнь. Если все мы в этом мире начнем думать об окружающих, как о братьях и сестрах, имеющих то же Божественное происхождение, что и мы, мы не станем делать ничего такого, что могло бы повредить другим людям. Мы постараемся прожить жизнь так, чтобы не загрязнить окружающую среду, в которой живут другие люди. Соединившись с Божественным Светом и Звуком, мы начинаем видеть этот Свет во всех существах, мы начинаем верить в братство людей и в происхождение всего от Бога. По достижении этого состояния изменится вся наша жизнь, что, в свою очередь, отразится на нашем обществе, стране и поможет миру в целом.

Таким образом, необходимо развить в себе уважение к окружающей среде, не игнорируя прав даже мельчайших насекомых. Экологи сознательно не хотят что-либо менять в окружающей природе, ибо это нарушит баланс природы. Аналогично, достигнув определенной степени духовного развития, мы начинаем жить очень чутко. Мы стараемся не ранить чувств других, обращаясь с теми, кто входит с нами в контакт, любовно и мягко. Развивая в себе положительные качества и продолжая медитировать на Святом Слове, мы обнаружим, что все наши недостатки и прочая грязь, покрывавшая душу, отпадет, и она засияет первозданной чистотой.

Убежденные экологи считают своим долгом работать ради сохранения окружающей среды. Они хотят сделать все возможное для того, чтобы жить в гармонии с природой. Те, кто познают себя и приходят к Богу, тоже приобретают чувство ответственности. Само по себе духовное развитие не является самоцелью. Развивается глубокая любовь ко всему творению. Начинаешь видеть Божественную руку за каждой былинкой. Уважение и любовь к жизни проявляются в бескорыстном служении.

Те, кто познает Бога, не оставляют этот мир, чтобы провести жизнь в уединении и медитации, так как у них развивается врожденное желание служить своим собратьям и всей жизни. Такая точка зрения может оказаться сюрпризом для многих людей, живущих на Западе и считающих, что духовность — это отрицание жизни и предназначена лишь для отшельников и монахов. Сант Даршан Сингх называл такой подход негативным мистицизмом. Именно он впервые употребил выражение «позитивный мистицизм». Смысл науки заключается в том, что в то время, как мы работаем над своим духовным развитием, мы продолжаем выполнять обязанности по отношению к семье, обществу, стране и миру, и стараемся делать это наилучшим образом. Мы честно зарабатываем себе на жизнь, чтобы обеспечить себя и семью, а также помочь нуждающимся. Наша религия остается той же, к которой мы принадлежим по рождению, однако, живем мы в соответствии с ее истинной целью — познать себя и прийти к Богу. Мы заботимся о своих семьях и стараемся сделать все, чтобы дети получили самое лучшее образование. Мы стремимся достичь максимума в обоих мирах и преуспеть во всех своих начинаниях. Однако, живя и работая в этом мире, мы постоянно помним о своей духовной цели.

Так давайте же посвятим свое время духовным упражнениям, чтобы восстановить врожденную, данную нам Богом, красоту. Добившись этого, мы обретем особое, неповторимое излучение, которое почувствует каждый, кто войдет с нами в контакт. Мы будем орошать любовью каждое живое существо и всю нашу планету.

Восстановив экологическое здоровье собственной души, мы будем очищать и возрождать все творение. И тогда этот мир вернется к Божественному состоянию блаженства и экстаза, ради которого мы и были созданы.

Позвольте мне закончить отрывком из поэмы «Мольба души», написанной Сант Даршаном Сингхом:

Мы только капли одного фонтана Божественной красы,

Мы только волки Реки Любви Великой.

Мы разные цвети в Саду Творца.

Мы собрались в одной Долине Света.

Мы, на Земле живущие, принадлежим к одной семье,

Ведь Бог один, и все мы Его дети.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подумайте, какова Ваша точка зрения на экологию. Постарайтесь внести в свою ежедневную жизнь нечто такое, что поможет развитию экологии.
Подумайте об экологии души. Что именно загрязняет душу? Составьте план действий с учетом этой главы, который даст Вам возможность избавиться от загрязнителей.

Сант Раджиндер



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные