Когда было плохо читала псалтирь. Храм святителя николая, архиепископа мир ликийских, чудотворца, г.советский хмао-югра тюменская обл

Занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», - говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.

Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно. Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.

Иерей Владимир Шлыков объясняет, почему это нужно:

«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».

Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения , в . По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.

Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».

Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй
(12 раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)

Господи, помилуй. (3 раза)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

Молитвы о здравии и упокоении на Славах:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя ), родителей моих (имена ), сродников (имена ), начальников, наставников, благодетелей (имена ) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена ) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.]

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй » читается 40 раз.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

Те, кто давно воцерковлены, без Псалтири не могут. Но не так легко даётся верующим путь к книге! Новокрещёные смотрят на Псалтирь со страхом: и это всё надо читать?! Где найти силы, время… желание, наконец?… Затем, по мере воцерковления, люди начинают интересоваться Псалтирью, пробуют читать… И вот тут практически каждого настигает искушение: чтение Псалтири оставляют. После многих лет хождения в храм, возвращаются к Псалтири… Начинают пробовать вновь читать, как положено – всю Псалтирь за неделю. Поначалу отмечают палочками, как Робинзон Крузо дни на острове, сколько раз прочли… Доходят до 40 – очень тяжек путь! Бывает, что не раз ещё Псалтирь перестают читать, потом снова возвращаются к ней… Наконец, когда прочтение книги перевалит за 40 раз, вдруг начинают ощущать в Псалтири сладость, покой, умиротворение, защиту… Псалтирь изгоняет страх и смятение в душе, Псалтирь даёт силы пережить трудные ситуации. Псалтирь, вычитанная враз, без перерыва за несколько часов, одолевает беду, приносит победу… И уже никто не помечает палочками прочитанные 20 кафисм: те, кто навыкли в чтении Псалтири, уже не представляют себе жизнь без этой книги; им палочки не нужны – читают всегда, всю жизнь, бессчётное количество раз.. Скорее солнце не взойдёт, чем оставит христианин Псалтирь!
Что же является камнем преткновения в Псалтири для тех, кто только начинает её читать? В чём искушение? Человек пугается жестокости. В недоумении приходит мирянин к батюшке: объясните, Христа ради, почему так жестоки Псалмы? Чего уж не прочтёшь! И пусть дети будут сиротами, а жена вдова, и младенцев разобьём о камень… Батюшки говорят, что во всём нужно видеть духовный смысл. То есть, то, что видишь своими глазами в книге — это совсем не то, что ты видишь… Ну, разбитые младенцы, это не младенцы, а грехи в своём зачатке… И так далее…
Новоначальные как-то не очень воспринимают: откуда берутся такие витиеватые объяснения? Ведь сказано же предельно ясно! Можно, конечно, 136 или 108 псалом как-то красиво объяснить, придумать, взять с потолка. Но ведь из текста видно же, о чём на самом деле идёт речь! И Псалтирь оставляют. Зачем читать такую жестокую книгу? И зачем именно она введена в ход православного богослужения?
Такие сложные моменты в книгах Ветхого завета за историю человечества не раз истолковывались превратно и породили много ересей. В принципе, манихейство берёт своё начало отсюда же – из превратного толкования малопонятных текстов. Что говорил основоположник манихейства Мани? В двух словах: было два равных первоначала – Добро и Зло. Они извечно борются друг с другом. А человек – заложник этой борьбы.
Православие учит нас иной картине мира: начало всему – Бог. Бог не имеет в себе зла. Зла вообще нет. То, что мы называем злом – это искажённое добро. Зло – это искажённое восприятие. Наши прародители не имели откровенного злого намерения, когда нарушили заповедь Божью. Они лишь по-своему, неверно оценили ситуацию… и получили зло! В человечестве вечно борются истинное и ложное восприятие событий. И в каждом из нас, при самых добрых намерениях, порою прорастает такое зло, что становится страшно от самих себя!
Вот самые простые примеры… Муж решил ходить в храм, а жена не собирается ходить по улице в косыночке, не перестаёт краситься… и вообще ей нравятся мини-юбки. Намерения у мужа самые добрые: пусть жена выглядит нормально! Но как отвратительны скандалы, которые он устроит дома! И уже жалко заплаканную жену, а не мужа! Или ребёнок не учит уроки. А вы его хотите во что бы то ни стало заставить их выучить и не приносить домой «двойку». Но дитя оказалось строптиво. И что в конце концов слышат соседи? Ну, что-то типа такого: я тебя породила, я тебя и убью! Мы извергнем из себя уйму бранных слов! И где наш православный облик? Что же с нами произошло? А то и произошло: мы хотели добра, но в погоне за добром, кое должно случиться немедленно, по нашему желанию и во что бы то ни стало, мы исказили добро. Добро начало размахивать кулаками, ремнём, хворостиной. И мы получили явное зло. Хотя можно, конечно, оправдать и его: если не наказывать, то вырастет плохим человеком… А в душе — … на душе гадко.
А кому не знакома ситуация, когда мы просили нашего близкого: не делай так! Но он не послушал. И случилась беда. И вот мы обличаем его: «Я тебе говорил(а) этого не делать? Вот теперь пожинай!» Но если мы прислушаемся к себе, заглянем в себя, мы почувствуем отвращение от самого себя: я ведь явно злорадствую! Как приятно чувствовать себя правым! Как приятно возвыситься над тем, кто уже и без нас унижен! Чехов писал, что человеку нужно всю жизнь выдавливать из себя раба по капле. Это не так сложно. Куда тяжелее из себя по капле выдавливать гордость! Зло ведь без гордости не стоит! Там, где проросло в нас зло, были посажены семечки гордости.
При чём тут Псалтирь, спросите вы? А при том, что в Псалтири – весь человек. Там все человеческие чувства. И добрые, и злые, и величественные, и низменные… Это вопль человека к Богу. Немецкий философ Ницше говорил о том, что «человеческое слишком человеческое». Что это значит? Человек утерял божественное величие. Он сильно приземлил себя. В нём появилось слишком много недобрых чувств. Даже там, где мы близки к истине и добру, есть опасность, что мы всё перепортим. Человек ощущает себя праведным перед людьми и Богом. Может, он действительно абсолютно прав. Но сколько зла может проснуться в нашей душе, когда нас неправедно, лживо укорят! Такая буря грянет в нашей душе, что самим в себя заглянуть страшно. Да, есть исповедь. Покаешься, поплачешь, но бывает так, что легче не становится. Отчего? На исповеди сказали: каюсь в гневе, ярости, брани, несправедливых обвинениях. Да с кем не бывает? Но вы и только вы знаете, как вам было мерзко осознавать, что это – вы: вот такой… яростно орущий своему родному ребёнку: «Я тебя прибью, скотина такая!» При этом, когда мы слышим, на улице подобные излияния, мы почти всегда родителей осудим: как кричит на ребёнка! Но после собственной гневной эскапады нам так противно от самих себя: и это я?! – вопрошаем мы себя…
В Псалтири весь человек перед Богом. Вот какой уж есть: со всеми гадкими и величественными сторонами души. И когда мы читаем: «да облекутся оболгающие меня в срамоту…», «да не будет ему заступника», — мы вспоминаем себя в минуты падения.
Но в Псалтири есть главное: как бы ни вознёсся человек ввысь душою и как бы низко не пал в проклятиях – человек уповает только на Бога! Пусть порою он и Бога представляет неверно: Бог «шумен от вина»…Но псалмопевец любит Господа. И только к Нему очи его! И вот это конечное устремление — оно человека спасает. Без Бога я – ничто, – это есть конечная истина. Бог – последняя инстанция для человека. И человек, который только что клял своих врагов и желал им лютой смерти, уже и сам повержен к ногам Бога с одной молитвой: «Твой есмь аз… призри на мя и помилуй мя»… «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»…
Пронеслась буря в нашей душе. А в Боге мы обрели покой. И вспоминается: совлеки с себя ветхого человека… Новое вино в новые мехи. Новый человек – божий человек. Он старается изо всех сил не пустить в себя зло. Читаем Псалтирь в обиде – плачем, просим вместе с авторами псалмов покарать наших обидчиков… Читаем далее – и расходятся тучи в нашей душе, и мы способны спокойно пережить обиду, уповая, что Господь Сам всё управит. Вот в этом сила Псалтири: человек в ней — без прикрас. Читая строки Псалтири, мы видим, сколько может (из абсолютно добрых намерений!) вырасти в нас зла! И мы становимся мудрее, осторожнее, спокойнее. Но как бы мы ни пали низко, мы видим по псалмам: человек может восстать, воспарить ввысь. Псалмопевец поднял себя – и мы поднимемся! Нет и не может быть никаких двух начал в мире, ибо зло – отвратительно. Есть только Бог. А зло – изуродованное нами добро.
Тогда становится понятен принцип исихастов: кто слишком настаивает, что он прав – не прав. Приходит на ум и другое изречение: Ницше… далёк он от православия со своим «сверхчеловеком»… далёк от истины. Но истина посещала и его. И там, где он прав, почему бы не послушать? Так вот Ницше говорил: «Кто сражается с чудовищем, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». (Ницше. По ту сторону добра и зла. Минск, 2005, Харвест) Вдумайтесь! Всегда, когда вы правы и боретесь со злом, напоминайте себе эти слова!
Слова сии вспоминаются всякий раз, когда сталкиваешься с православными, очень озабоченными, какой-нибудь борьбой: против паспортов, СНИЛС, денежных карточек, ИНН… Давайте прислушаемся к себе; к тому, как мы говорим о людях: «Да это же быдло! Стадо баранов! Их будут резать, а они будут молчать»… Это о тех, кто паспорт имеет и в армии служит, кто закончил институт или университет… А почему, собственно говоря, мы так говорим о людях, трудами которых пользуемся? Представьте себе жизнь в России, если бы враз исчезли все полицейские, военные, спецназ, инженеры, медики и прочие люди с высшим образованием. Как бы мы тогда жили?! Если мы считаем себя правыми, а других видим погибающими и наследующими только ад, то, по вере христианской, мы с величайшим добром и слезами на глазах должны молиться о спасении погибающих. Но говорить: «Да так им и надо, быдлу!» — это не христианский взгляд на ближних, не православный. В нас, пышущих праведным гневом, новый человек куда-то уходит в глубину, а на поверхности оказывается человек ветхий… вот тот, который кричал Богу: «Да будет трапеза их пред ними в сеть… и ярость гнева Твоего да постигнет их… да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый…»
Но это поправимо. Дай Бог, чтобы и мы, вслед за псалмопевцем, сказали смиренно: «Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце моё смятеся внутрь мене…»
О чём надлежит помнить? Жизнь на земле жестока. Увы! Жестокость порождает в душе жестокость. Не устояв, впав в «праведный гнев», мы отравим себе душу злом. И выльем это зло на ближнего. Мы отравляем ядом зла сердце противника. И это наш грех! Не уберегли себя и толкнули в бездну тех, с кем нас свёл Господь. Слишком страшно, всю жизнь яростно воюя за Божью правду, прийти в ад, потому что на нашу озлобленную душу даже нам самим в конце концов станет страшно смотреть.
Псалтирь лечит. Читая чужие излияния яростных слёз, мы проходим эту беду и выбираемся на свет Божий. Пожар обошёл нас стороной, не тронув по-настоящему душу. Мы пережили своё огорчение на чужих чувствах и в чужих словах… и через них же обрели покой: «Твой есмь аз, спаси мя…» Вот потому так ценна Псалтирь. Это лекарство, которое лечит и очищает душу. И когда нам страшно читать: разобью младенцев о камень, — это слава Богу, что страшно. Но пора призадуматься: а не похож ли и я в своих чувствах? И вот к чему мы приходим? А к тому, что говорил нам батюшка, а мы не поверили: речь не о младенцах, а о зачатках греха, которые мы должны разбить о камень и не дать им гнездиться в нашей душе. То есть, читая псалмы, мы прошли весь круг: мы восприняли слова буквально, ужаснулись, стали искать в своей душе подобные злые настроения, ужаснулись им тоже и постарались их искоренить. И вышли на то, о чём нам говорили: искорени грехи в зачатке! Почему же не восприняли слова священника сразу? Это трудно. Но потом приходит понимание, что подобные объяснения псалмов не взяты с потолка! Они имеют под собою чужой опыт. И в следующий раз надлежит не отметать слова священника, а призадуматься над ними. Вы всё равно рано или поздно выйдете на этот опыт чужих обобщений: вы станете под воздействием святой книги искать в себе зло и будете его искоренять, и просить у Бога прощения, и умиротворитесь. Грех убит в зачатке. Вы ни на кого ещё не выплеснули его. Почувствовав бурю внутри души – уединились с книгой… и спасли себя и ближних от бесовской брани.
Каков бы ни был ход ваших размышлений, вы придёте к одному выводу: Псалтирь спасает! И слава Богу, что у нас есть эта дивная книга, по которой мы можем отслеживать все движения и порывы души и вовремя исправить своё сердце!
Просматривая иконы царя Давида, я нашёл в интернете два очень контрастных изображения. На одном – певец поёт, и вы видите всю мятежную его душу, пережившую много горя: здесь и враги, и воспоминания о собственных бедах, и ангелы… А другая – мирная пастораль. В душе – тишина и Божья благость. Полагаю, что в этих двух, столь разных по характеру иконах, вся наша жизнь, весь путь человеческий: через бурю и борьбу – к тишине, покою, умиротворению.

Немало православных прихожан Сарова читают книгу Псалтирь в двадцатках, в группах по 20 человек. Каждый прочитывает в день одну из 20 кафизм, которая перемежается молитвами о здравии, упокоении и молитвой по соглашению. Люди изо дня в день читают псалмы, по многу лет. Мы решили провести небольшой опрос, чтобы выяснить, почему они стали читать Псалтирь и за что любят эту книгу?

Алла:

Когда я пришла в храм, то начала изучение церковнославянского языка с чтения Псалтири. Вначале я каждый псалом читала, наверное, минут по 20, половина слов была непонятна. Пришлось даже купить словарь. А потом мне предложили читать Псалтирь в двадцатке, и теперь без этого уже не могу. Чувствую ответственность перед другими людьми, которые молятся вместе со мною.

В псалмах очень много мудрости. Но чтобы их понимать, надо знать Ветхий Завет, без этого теряется половина смысла. Вначале некоторые псалмы вызывали у меня недоумение и даже раздражение, например, «блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс.136:8). А потом я узнала, что это означает страсти человека, которые надо уничтожать в зародыше. Изучаю толкования, смотрю передачи на ТК «Союз», и каждый раз открывается какой-то новый, глубинный смысл. Но особенно меня трогает 50-й псалом, это настоящий крик души псалмопевца царя Давида, который борется со своими страстями.

Игорь:

Начал читать Псалтирь в 2003 году, когда шло восстановление храма во имя прп. Серафима Саровского. Мы болели за это дело всей душой. Почему продолжаю читать? Самому тяжело понуждать себя на молитву, а в коллективе легче. От чтения псалмов что-то внутри остается. Какие-то фразы всплывают в сознании, ты уже мыслишь этими образами. Самый близкий - покаянный 50-й псалом. А в Великий пост - «На реках Вавилонских…» Еще люблю Шестопсалмие, неслучайно из 150-ти псалмов именно эти были отобраны для вечернего богослужения. Я их наизусть не учил, но когда их читают в храме, ловлю себя на том, что следующую строчку уже знаю. Можно сказать, уже сроднился с Псалтирью.

Наталия:

Читаю Псалтирь уже 16 лет. Отец Герман дал нам молитву по соглашению о том, чтобы Церкви вернули храм прп. Серафима Саровского, где был драмтеатр. А когда это произошло, мы продолжили чтение Псалтири уже с другой молитвой по соглашению.

Чтение Псалтири дисциплинирует. Если бы не ответственность перед людьми, иногда бы могла и пропустить, полениться. Я стараюсь прочитывать ежедневно по главе из Евангелия и посланий апостолов. Последнее мне дается с трудом. А язык Псалтири как-то легко ложится на душу.

Мария:

Сына бросила девушка, которую он очень любил. Я сильно тревожилась за него, чтобы он не совершил какой-нибудь необратимый поступок, места себе не находила, а помочь ничем не могла. Сын учился далеко от дома, но я сердцем чувствовала, как ему плохо. Отец Герман Здоров посоветовал читать Псалтирь. Сначала я ничего не понимала, но постепенно втянулась, у меня как будто пелена с глаз упала. Чтение псалмов очень утешило. Кроме того, я стала лучше понимать богослужение, узнавая в нем знакомые слова. А сын пережил эту утрату, не озлобился, простил и сделал правильные выводы на будущее. Он взял ответственность за случившееся на себя, а это - единственный путь что-то изменить в своей судьбе.

Нина:

Более десяти лет читаю Псалтирь в двадцатке. Меня позвали прихожане, и я согласилась. А теперь если не прочитаю положенную кафизму, то на душе тревожно, уже не могу без этого. Когда приезжаю на огород, читаю наизусть 90-й псалом, а иначе дела не идут, все из рук валится. Вспоминаю этот и еще 50-й псалом во всяком месте, когда случаются какие-то проблемы. И, бывает, разрешаются сложные ситуации.

Лидия:

По благословению ныне покойного отца Германа читаю псалмы. 17 лет назад у меня умер муж, и я в этом нашла утешение. Стало на душе спокойнее, увереннее. Всю свою жизнь я была верующей, это у меня с детства, а мне уже 78 лет. Я родилась в 1937 году в Первомайске. Мы жили в голоде и холоде, но все время с молитвой. Пешком ходили в храм с. Каменный Брод в Мордовии, который не закрывался, изредка ездили в храм в г. Темников. Старались причаститься сами, причастить детей и внуков. А уж как я обрадовалась, когда открыли храм в Сарове!

У меня есть старая-престарая Псалтирь на церковнославянском языке, как я ее люблю! Сначала клала рядом Псалтирь на русском языке и заглядывала, если что-то непонятно. А теперь читаю легко. Многие слова помню наизусть: «Господь прибежище мое и Cпаситель мой, - кого убоюся?»

Наталия:

Все получилось неожиданно. Лет шесть тому назад на Дальней пустынке ко мне подошла девушка и предложила читать Псалтирь в двадцатке, потому что у них как раз не хватало одного человека. А у меня мама умерла, было тяжело на душе. Я вспомнила рассказ, как во время войны люди на оккупированной немцами территории читали Неусыпаемую Псалтирь и сохранили свой храм и жизнь священника. И я согласилась, хотя тогда думала, что Псалтирь читают только по покойникам. А оказалось, что это - книга, на которой построено богослужение. Для меня Псалтирь - стержень и опора в жизни. Все псалмы люблю, читаю на одном дыхании...

Свт. Афанасий Великий пишет: «По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышления, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы
_____

Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие - здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы - за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь - отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.

Схиархимандрит Иоанникий
_____________________________

Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

Рассказ сельского священника
______________________________
Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось.

Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.

Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!".

Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998.
___________________________________

"Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас". Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших - это великая помощь!

Старица схимонахиня Антония
________________________________

Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

На жалобы батюшка отвечал:

Читай Псалтирь!

Батюшка, в семье большие ссоры.

Читай Псалтирь.

Батюшка, на работе неприятности.

Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается.

Иероним (Санаксарский)
________________________________

Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость - слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
__________________________________________

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ

"Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия - Рязанская подвижница - советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом. Блаженная Полюшка говорила: "Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день - тот будет ездить среди колдунов как на танке" - вот такое образное выражение. Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, - то есть демоны насилуют этого человека, - то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом. Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки - имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири"...

иерей Андрей Углов

***********************-************
После молитвы "Отче наш" читать Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Строка поиска: 40 день

Найдено записей : 25

Ирина

Ирина! В церковной практике существует традиция поминовения усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщины. Такого понятия, как «двадцатый день» нет. Ваш батюшка сказал о самом главном, что сейчас необходимо усопшему – о церковной молитве. Святые отцы считают поминание за Литургией наибольшей помощью умершим христианам. "Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. ... душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним. О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе», - пишет св. Иоанн (Максимович). Таким образом, сейчас главное – молиться за Вашего родственника и подавать милостыню за него, а не устраивать поминальные трапезы для родственников и знакомых. Чтение Псалтири тоже похвальное желание.

иерей Владимир Шлыков

Доброго здоровья, батюшка! Вопрос насчет чтения Псалтыри. Если я хочу просто для себя читать по 1 псалму в день, надо ли читать молитвы до и после чтения псалма? И в каких случаях, и какие молитвы читаются? Вопрос насчет милостыни. Если я подаю милостыню не от чистого сердца, а ради будущей участи моей души, засчитывается ли такая милостыня?

Алексий

Алексей, при чтении Псалтири читаются молитвы только один раз - перед началом чтения (молитвы указаны в псалтири). Каждый раз их читать не нужно. Как прочитали полностью Псалтирь, так опять заново нужно читать молитвы. После чтения кафизмы читаются молитвы только по усопшим, о здравии эти молитвы не читаются. Давать милостыню очень полезно для нас же самих: «Милостыня спасает от смерти и покрывает множество грехов». Подавать милостыню от чистого сердца может далеко не каждый, и это нужно в себе тоже воспитывать. Очень хорошо, что Вы вообще подаете, и это тоже полезно и засчитывается как благое дело: «Всякое даяние да будет благо».

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер, батюшки! Скажите, пожалуйста, когда прочитываешь одну кафизму в день, какие молитвы надо читать после нее? Сзади псалтири есть молитвы, читаемые после прочтения одной кафизмы, но я так понимаю, это для тех, кто больше одной кафизмы читает, и после каждой произносит эти молитвы, потом после каждой третьей, сзади еще есть молитвы соответствующие. В общем, как заканчивать чтение Псалтири, если читаю только по одной кафизме в день?

Елена

Елена, Псалтирь можно читать как по усопшим, так и по живым, или просто для себя. Молитвы в конце кафизмы читаются, только когда мы читаем за упокой чей то души, в других случаях эти молитвы не читаются. После кафизмы молитесь своими словами как сможете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Я уверена, что на моем муже порча, поможет ли заказ неусыпаемой Псалтыри от этого? Где в Москве можно заказать?

Анна

"Порча"? А кто поставил такой диагноз вашему мужу?! Не могли бы Вы объяснить, что с ним происходит: пьет, болеет, грешит? Вот тогда и будем рассуждать, что делать. А то у нас много добровольных грехов списывают на "порчу" от злых людей, чтобы самим за себя не отвечать. А Псалтырь читайте сами, можете заказать сорокоусты в храмах.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день, святой отец, хотел уточнить, при каких обстоятельствах читать 108 псалом?

Максим

протоиерей Максим Хижий

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли писать записку о здравии человека, который занимается колдовством, черной магией, когда желаешь искренне помочь этому человеку встать на путь Божий? Нам знакомая матушка посоветовала заказывать таким людям Неусыпаемую псалтырь о здравии. Скажите, пожалуйста правильно ли это? Заранее благодарна.

Марина

Марина, если этот человек Вам не родственник, тогда не дерзайте за него молиться – не нужно. За таких людей не все могут молиться. Спасайте свою душу, этого будет достаточно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Спасибо большое игумену Никону (Головко) за ответ на мой предыдущий вопрос, очень помогли. Подскажите, пожалуйста, мой отец упокоился 18 июля, 40-ой день приходится на 26 августа, понедельник. Это будет Успенский пост. Можно ли приготовить поминальную пищу с растительным маслом, или всё-таки придерживаться сухоедения? Просто мы в растерянности, что можно приготовить без масла? И еще, после его ухода я каждый день читаю по кафизме, молюсь за него, заказала в храмах сорокоусты на год, а всё равно огромная тревога. Каждый день переживаю за него и с волнением жду 40-й день. Умер он без покаяния и причащения. Может, ему очень плохо? Может, я ещё что-то не сделала? Заранее благодарю за ответ.

р.б. Наталия

Да, Наталья, на масле приготовить пищу можно. Что касается сухоядения, то этот устав прописан преимущественно для монастырей, а в миру возможны некоторые послабления. За отца продолжайте молиться так, как молитесь, и старайтесь чаще подавать поминание в храме. Вы все делаете правильно, делаете все, что можете, так положитесь на милость Божию - Господь ведь милосерден. Бог да упокоит его душу в селениях праведных!

игумен Никон (Головко)

Добрый день. Нашла у бабушки (она умерла) книги 1900 года выпуска, Псалтырь, состояние довольно плохое. Посоветуйте, пожалуйста, как правильно с ними поступить, может, отнести в храм? И второй вопрос: в доме бабушке уже никто не живет 4 года, иконы висят. Правильно ли это, или их нужно забрать к себе в дом?

Мария

Мария, старинный Псалтырь, если Вам он не нужен, можно отнести в церковь, его поместят в библиотеку. Иконы должны быть в каждой православной семье. Если Вы не живете в том доме, то иконы можно забрать себе.

иеромонах Викторин (Асеев)

8 августа будет год, как я похоронила сына, я каждое воскресенье подаю записки за упокой, заказываю панихиду или литию, сорокоусты. Что я могу еще сделать для моего сыночка в годовщину смерти? Хочется как-то по особому помолиться в этот день. Подскажите адрес, где можно заказать вечное поминовение или неусыпаемую Псалтирь? Храни Вас Господи!

Наталья

Наталья, Вам надо подать записку о упокоении на Литургию, которая будет совершаться 8 августа, и, конечно, молиться за этой службой и самой. После службы нужно совершить панихиду, а также дома устроить поминальную трапезу. Для этой трапезы, кроме обычных блюд, Вы можете приготовить кутью, которую нужно будет принести в храм, на панихиду, чтобы священник благословил ее. Из всего прочего, что Вы перечислили, лучше всего подать записку о упокоении на год. В отношении так называемого "вечного" поминания должен Вас разочаровать - такая треба не имеет благословения священноначалия, принимать ее в храмах не должны, а если где-то это и делается, то по неведению. Что касается неусыпаемой Псалтири, то ее читают в крупных монастырях, в частности, в Сретенском монастыре в Москве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня умерла бабушка, 24 июля будет 40 дней, собираемся заказать в Храме панихиду. Но нам сказали, что нужно еще пригласить домой женщину, которая будет всю ночь читать Псалтырь (все знакомые почему-то называют таких женщин монашками, несмотря на то, что они живут в миру и постиг не совершали). Очень хочется все сделать правильно, подскажите, пожалуйста, нужно ли приглашать такую женщину? И еще один вопрос: мы думали, что поминать и заказывать панихиду нужно на 40-й день, а все говорят, что накануне 40-го дня, т.е. На 39-й. Так ли это? Заранее большое спасибо за ответы!

Юлия

Нет, Юлия, делать это совсем необязательно, а что касается Псалтири, то читать ее должны вы – близкие родственники, и не по ночам, а по несколько кафизм днем после утреннего молитвенного правила. Панихиду и поминки надо совершить в 40 день, но в некоторых храмах принято заказывать требы накануне, чтобы утром служащий священник уже знал, что и когда ему надо совершать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! После смерти мамы прошло 40 дней. Месяц сама Псалтирь не читала, плохо себя очень чувствовала, только молилась об упокоении души ее и заказывала в храмах молебны и сорокоусты. Теперь сама хочу молиться за маму. Псалтырь читать тяжело, душа сжимается и наполняется каким-то страхом. А вот акафист по единоумершему читаю и плачу, и легче становится. Сколько читать его можно? Есть какие-то ограничения? Спасибо.

Татьяна

Татьяна, читать акафист за единоумершего можно столько, сколько у Вас хватит сил. Мы молимся о усопших постоянно, каждый день поминая их на утренних молитвах, подавая записки на церковное богослужение, соответственно, молитва о них не прекращается никогда. Но если есть желание почитать что-то сверх того минимума, который мы исполняем, это очень хорошо, и делать это можно столько, сколько есть у Вас произволения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно читать Псалтырь по усопшим: по одной кафизме каждый день? Но ведь их всего 20, а дней 40.

елена

Елена, очень хорошо читать Псалтирь по усопшим в течение сорока дней. Можно читать и более одной кафизмы в день – сколько угодно, сколько по силам. Когда прочитывается весь Псалтирь, его читают снова, и так все сорок дней. И после сорока дней можно, по желанию, читать Псалтирь каждый день, хотя бы по одной кафизме в таком же порядке – закончился Псалтирь, читайте снова.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я начала читать Псалтирь, по одной кафизме в день, дошла до 17 кафизмы, и не знаю, что делать, читать ее или нет, т. к. мои родители и родственники, за которых я молюсь, умерли давно. И еще один вопрос: как правильно читать Псалтирь, на каких Славах какие читать молитвы, а то, может, я неправильно читаю. Буду ждать ответ. Большое спасибо.

Валентина

Валентина, если Вы читаете псалтирь полностью, весь подряд, то и 17 кафизму тоже нужно читать в обычном порядке. После каждой славы молитвы не читаются. Молитвы о упокоении читаются только в конце каждой кафизмы, они есть в конце каждой кафизмы. Можно читать Псалтирь одновременно и о здравии, и о упокоении: в таком случае, после первых двух слав поминаются имена о здравии, после третий славы читаются молитвы, которые там указаны в конце кафизмы, и поминаются имена о упокоении. Если читать Псалтирь только о упокоении, то кафизма прочитывается сразу полностью, и после третьей славы читаются молитвы и поминаются имена усопших, и не имеет значения, когда умер человек, недавно или давно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Я в день читаю по две, а иногда по четыре кафизмы. Не знаю, с чего начинать утром чтение Псалтыря и что читать перед началом следующей кафизмы? После СЛАВА что нужно читать?

Наталья

Наталья, Вы можете начинать чтение Псалтири словами "Приидите, поклонимся", а заканчивать Трисвятым по Отче наш и молитвой, положенной по кафизме.

игумен Никон (Головко)

Ирина

Ирина, Псалтирь по усопшему читается обычно весь подряд. Перед началом чтения Псалтири читаются молитвы предначинательные: Царю Небесный, Трисвятое по Отче Наш. После каждой кафизмы есть молитвы, их нужно читать, они как раз для упокоения читаются, и так читается весь псалтирь. Дома земной поклон делать, конечно, можно, и даже нужно. На пасху и в Светлую седмицу по церковному уставу чтение Псалтири отменяется, мы в эти дни Псалтирь не читаем. На Пасху усопшие тоже получают отраду. В церкви установлен день для поминовения усопших, он называется Радоница. Он совершается всегда во второй вторник после Пасхи. На кладбище нужно ходить на Радоницу а не Пасху.

иеромонах Викторин (Асеев)

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные