Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Разноцветная бабочка» (4 класс). А.П. Платонов Разноцветная бабочка конспект урока мнению может определить главную

Разделы: Начальная школа

На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.

На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?

Цель:

  • создать условия для достижения понимания текста легенды “Разноцветная бабочка” на смысловом уровне;
  • развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства;
  • воспитывать нравственные качества – уважение и любовь к матери, доброту, отзывчивость, внимание к окружающим.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.

2. Работа с текстом во время чтения.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.

а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.

С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.

Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?

Ответы учащихся.

Понравилось ли вам произведение Платонова? Чем?

Что особенно запомнилось?

Обобщение.

б) Чтение заключительной части произведения по ролям.

Используется прием “Отличный ответ”:

Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.

Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?

Обсуждение ответов.

3. Работа с произведением после чтения.

а) Определение жанра произведения.

Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?

Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ...

Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.

(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).

Почему же это легенда?

Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.

Работа со словарем.

Найдите значение слова “предание”.

(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).

А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?

Обобщение ответов учащихся.

б) составление характеристик главных героев легенды.

Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)

Сейчас мы составим кластер о главных героях.

Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.

Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.

Работа выполняется на больших листах.

Обсуждение выполненной работы. Обобщение.

в) составление ассоциативной карты.

Есть ли в легенде еще герои?

Вернемся к названию легенды.

На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.

Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?

От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.

Как вы понимаете значение слова “судьба”.

Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.

Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)

Как изменилась их жизнь?

На доске заполняется ассоциативная карта: под словом “судьба” - мама ждет, Тимоша разрушает горы, идет к маме.

От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.

А что такое мечта?

Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.

К чему стремится мама? Тимоша?

На доске запись: под словом “мечта” - мама: встретить сына, Тимоша: поймать бабочку, дойти до мамы.

У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).

Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.

Что такое материнская любовь?

Обсуждение.

Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру...”.

Что значит мама для вас?

Обсуждение.

4. Выполнение творческой работы – на листах нарисовать бабочку, написать: мама - ...

5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.

ДЗ – закончить творческую работу.

Литература:

  1. Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2-5 классов (Программа развивающего обучения). – Изд-во “Пеленг”, г. Томск, 1993.
  2. Материалы сайта “Первое сентября”

Презентация,тестовое домашнее задание,дополнительные видеоматериалы.

Просмотр содержимого документа
«тестовое дом.задание»

ТЕСТОВОЕ ДОМ.ЗАДАНИЕ.

А.П. Платонов «Разноцветная бабочка»

    Определи жанр произведения. Докажи свою точку.

_______

    На какой территории России происходят действия произведения?

___________________________________________

    Где работала Анисья до пенсии? Что она думала о своей жизни?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Назови имя главного героя?

___________________________________________

    После каких событий мальчик сказал следующие слова: «Я нечаянно, - сказал он. Зачем вы все от меня умираете?»

__________________________________________________________________________________________________________________________

    По какой причине Тимоша не вернулся домой?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    По какой причине Тимоша ослеп?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Что помогло Тимоше остаться живым и пробиться сквозь гору?

______________________________________________________________________________________

    Сколько лет ждала мать Тимошу?

___________________________________________

    Каким образом Тимоша вновь стал маленьким?

__________________________________________________________________________________________________________________________

    Восстанови последовательность событий.

    Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

    Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы всё дыхание её жизни перешло к сыну и чтобы любовь её стала его силой и жизнью.

    Бабочка поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал за ней, чтобы ещё раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

    Он сел под каменной стеною горы и стал карябать её ногтями.

    Дедушка Ульян приходил раз в год в гости к Анисье

    "А я звезду схвачу! - подумал Тимоша. - Звезда ещё лучше, а бабочки мне теперь не надо".

    Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся наего голос, и ловить разноцветных бабочек.

    Старая мать вздохнула последним счастливым дыханием, оставила сына и умерла.

_________________________________________________________

    Какой вывод в этой легенде? Чему она учит?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Сочини синквейн.

Просмотр содержимого презентации
«притча гл.мысль»

Урок чтения по произведению

А. П. Платонова

«Разноцветная бабочка».

ГБОУ,Школа № 590,.Юхова Е.Е.




Названием легенды является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку:

На цветок пахучий Сел цветок летучий.

Какой бывает бабочка?

Легенда – это поэтический рассказ о каком-то событии.








Бабочка явилась причиной ухода сына из дома.

За ней, как за своей мечтой ушел Тимоша.





Выберите утверждение, которое по вашему

мнению может определить главную

мысль легенды:

А - о разлуке мамы с сыном Б - о вечной материнской любви В - о мечте, которая увела сына от матери Г - о прозрении сына, оценившего силу

материнской любви



Р. Гамзатов Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее.

Л и т е р а т у р н о е ч т е н и е. 3 к л а с с. Г а р м о н и я.
Т е м а: А. Платонов. «Разноцветная бабочка». Легенда
Ц е л

бабочка», с понятием «легенда», раскрыть его смысл. Работать над техникой
ь: познакомиться с произведением А. Платонова «Разноцветная
чтения. Развивать речь, внимание, воображение, умение работать с текстом.
Совершенствовать навык чтения.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
«ПТИЦА­ПРАВДА». Испанская сказка.
Учитель читает начало предложения, ученики находят и зачитывают
продолжение.
2. Выборочное чтение.
Выразительное чтение понравившегося эпизода.
– Какой эпизод из сказки «Птица­Правда» вам хотелось бы прочитать еще
раз? Почему? Что вас тронуло в сказке «Птица­Правда»?
– Прочитайте понравившийся эпизод выразительно.
После прочтения проводится анализ выразительного чтения.
­ Что значит прочитать произведение выразительно?
­ Кто справился лучше с этой задачей?
­ На что нужно обратить внимание?
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока.
– Кто написал следующее произведение?
Платонов – это псевдоним (вымышленная фамилия) писателя. Эта
фамилия образована от имени его отца – Платон. Это показывает, что
отец много значил в жизни писателя. Андрей Платонович был старшим
сыном в семье, где было десять детей. С тринадцати лет он начал

работать, чтобы помочь отцу прокормить семью. В годы войны Андрей
Платонов был военным корреспондентом газеты «Красная звезда». Писал
Платонов и для детей, и для взрослых.
б). Выставка книг А. Платонова.
2. Чтение легенды.
Начинает учитель, а продолжают учащиеся по абзацам (с. 117–125
до слов: «И вдруг он услышал голос матери…»).
Какие чувства и мысли вызвала у вас эта легенда?
– Что вам больше всего запомнилось из легенды?
3. Физкультминутка.
4. Анализ содержания.
1) Кто является главным героем легенды? Где жила старуха Анисья?

2) Почему никто не знал, сколько ей лет?
3) По какому поводу произошла ссора между Анисьей и дедом Ульяном?
Почему старуха прогнала из своего дома Ульяна? Какие слова были сказаны
ею?
4) Для чего Тимоша – сын Анисьи – убегал каждый день в горы?
5) Почему бабочки, пойманные Тимошей, больше не летали? Зачитайте.
6) Зачем Тимоша ловил бабочек?
7) Кем, согласно местным поверьям, была проложена тропинка к небу?
Подтвердите словами из текста.
8) Какую бабочку увидел Тимоша однажды, возвращаясь поздно вечером
домой? Почему Тимоша думал, что эта бабочка была недоброй?
5. Словесное рисование.
– Каким вы себе представляете Тимошу? Какие слова текста могут помочь
вам в составлении «портрета» мальчика? «Нарисуйте» словами Тимошу.
– Какими вы представляете себе бабочек, которых ловил Тимоша?
6. Игра «Я – художник!».
– А теперь, используя не только слова, но и карандаши, нарисуйте по своему
представлению мальчика Тимошу и бабочек, которых он ловил в горах.
7. Выставка работ.
По окончании выполнения рисунков проводится выставка работ.
IV. Подведение итогов урока.
– Что такое легенда? Какие легенды вы уже читали? Какой особенностью
обладают легенды?
– Можете ли вы предположить, как будут развиваться события этой легенды
дальше?
V. Домашнее задание:
Выразительно читать легенду «Разноцветная бабочка» (с. 117–125),
постарайтесь придумать свою версию ее продолжения.

Тема: А. Платонов «Разноцветная бабочка»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД 1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок.. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

Актуализация знаний.

Отгадайте загадку;

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка».

Легенда это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.

А. П. Платонов (1899-1951)

А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Словарная работа. Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

    Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.

    Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.

    Ветхая – дряхлая.

Работа в рабочих тетрадях

Антонимы:

гнаться - стоять, дремать - бодрствовать, прильнуть - отпрянуть

синонимы:

гнаться - мчаться, догонять, нестись

дремать, спать, почивать, клевать носом

прильнуть - прижаться, прислониться

Краткий пересказ, заглавие первой части

1. Работа над первой частью


- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама?

Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,

Ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Чтение. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!)

Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)


- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.


З. Чтение. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Чтение. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.


5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

«Синквейн» (Работа в группах)

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

6. Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл.

Главная мысль легенды : любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия.

Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по вашему мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

- Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание с.4-15, пересказ понравившейся части, с.5, № 6(р.т.)

План-конспект урока литературы

Тема – А.П. Платонов «Разноцветная бабочка». Своеобразие произведения.

Урок проводится в 6 «А» классе

Тип – урок ознакомления с новым материалом, по изучению художественного текста

Вид - классический

Цели: дать краткие сведения о жизни А.П.Платонова; способствовать усвоению содержания; формирование беглого и выразительного чтения; развивать навык работы с информацией, умение работать в парах; развивать способы мыслительной деятельности; воспитывать чувство долга перед родными и близкими; воспитывать чувство любви ко всему, что окружает человека.

Оборудование: портрет А.П. Платонова, текст произведения, карточки-справочники с новой информацией «Какие бывают бабочки», определение «притчи», «слободы»), коллекция бабочек.

Ход урока

    Психологическая установка

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Платонова. Названием этого произведения является словосочетание главным словом, которого будет, имя существительное его вы узнаете, отгадав загадку: На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"? (насекомое порхает, летает).

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

И произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся, так и называется – «Разноцветная бабочка»

Судя по названию, о чём будет произведение? (О красивой бабочке)

После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.

(Запись в тетради числа и темы урока). На парте у каждого лежат листы – справочники, они будут нашими помощниками на уроке.

2.Рассмотрение определения притчи

Прочитайте лексическое значение слова "притча" на ваших карточках-справочниках. "Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ".

- А можно ли наш рассказ назвать притчей, что в нем поучительного? Ответим на этот вопрос в конце урока, после знакомства с произведением.

3. Слово учителя о А.П. Платонове

Прежде чем знакомится с произведением, давайте познакомимся с автором (портрет писателя представлен на доске).

А.П.Платонов (1899-1951) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.

А что такое слобода, обратимся к нашим помощникам – справочникам. Слобода - вид поселений в России. Первые упоминания о слободе относятся к XI в. В XII - 1-й пол. XVI в. слободы - отдельные поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители которых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда название “слобода” – свобода, то есть «свободное поселение»).

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Платонов – псевдоним, настоящая фамилия Климентов. Псевдонимом стало имя отца – Платон, который был слесарем. Андрей Платонович - старший сын, где было десять детей. Уже с 13 лет ему пришлось разделить заботы отца о семье. Мальчик начал рано работать, чтоб помочь отцу прокормить семью. Ещё подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах. Платонов - участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт. В 1927 году переезжает в Москву, где выходит первый сборник рассказов. Во время войны был специальным корреспондентом газеты "Красная звезда", находился на фронтах Отечественной войны. Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем. В его произведениях нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас. Писал Платонов и для детей, и для взрослых . Каждая книга писателя дарила радость и счастье новых открытий. (Какие произведения вам уже известны? Сказки: “Неизвестный цветок ”, “Безручка”, рассказ “Никита”)

4. Получение новой информации, продвижение от знания "старого" к "новому".

Какие бывают бабочки? (обратимся к нашим справочникам) "Бабочки бывают более 140 тысяч видов. Разделяются на более чем 100семейств. Самыми мелкими бабочками являются разнообразные моли и мешочницы (размах крыльев 1-2см), самая крупная - южноамериканская совка агриппа, с размахом крыльев в 30см. Крылья покрыты чешуйками, содержащими разнообразные пигменты. Они образуют на крыльях бабочек яркий и сложный рисунок. Одним из наиболее красивых бабочек мира считаются орнитоптеры, живущие в Новой Гвинее".

Расскажите что нового вы узнали о бабочках? (обращение к коллекции бабочек)

5. Беседа и выборочное чтение

(Учащиеся озаглавливают части в парах и записывают названия в тетради)

Приступаем к рассмотрению текста рассказа и посмотрим, какие же бабочки встречаются в нем?

1. Работа над первой частью .
- Где жили Тимоша с мамой? (
На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- для чего он убегал из дома? (
Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (
Горевал от того что бабочка не летает).
- Что говорила и советовала мама? Прочитайте.

(-
Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
-
Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте. (- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;). Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность. Д етство на берегу моря.
- Как вы думаете, что будет дальше? (Прогнозы детей).

2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой?
(Упала капля росы на былинку)
Какой вывод сделал Тимоша?
(Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча?
(С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
-
Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая?
(не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (
Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке?
(Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки?
(Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть? Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
- Как вы думаете, что будет дальше?

Физкультминутка

А сейчас физкультминутка, представили все себя бабочками.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша?
(На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?

- Почему он больше не ловил бабочек?
(Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери
? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте.
(Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце:
< Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)

- Как жила все это время мать?
(В ожидании сына, считала время,смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
- Как можно озаглавить 3 часть?
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
- Что будет дальше? Как будут развиваться события?

4. Работа над четвертой частью.
- Как произошла встреча?
(Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына?
(Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери?
(да, голос матери забыть нельзя) Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать?
(Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте.
(Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви?
(Жизнь ее любовью перешла к сыну)

Как озаглавим 4 часть? Материнская вечная любовь. Долгожданная встреча.

6. Итоги урока

Сверим с нашими первыми предположениями. Что произведение о красивой бабочке?

Как вы думаете, о чём хотел сказать нам писатель (О разлуке матери с сыном, О призрачной мечте, которая уводит сына от матери, О материнской вечной любви, О прозрении сына, оценившего силу любви матери)

- Итак, вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Можно ли рассказ «Разноцветная бабочка» назвать притчей, чему он учит?

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь. Только она даёт силу каждому из нас.

7. Домашнее задание (на выбор)

1) напишите сочинение-миниатюру о том, что случилось с Тимошей.
2) подготовить пересказ встречи сына с матерью (от лица сына или матери).

Высказывания, стихи о матери.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные