Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства. «Знатоки живописи» непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию для детей старшей группы Живопись для детей старшей группы

Программное содержание:

Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;

В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;

Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;

Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;

Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.

Оборудование:

фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.

Предыдущая работа:

рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Дети становятся в круг

Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.

Дети:

Доброе утро!

Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.

Доброе утро!

Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!

Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?

Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)

Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)

Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)

Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?

Дети: этот жанр называется портрет.

Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)

Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).

Чем отличаются эти женщины?

Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).

Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»

Я знаю, что вы очень любите своих мам!

Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.

А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.

Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)

Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».

Давайте немного разогреем руки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)

Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.

Хорошо и ровно сели!

Карандаш в руку взяли!

Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)

Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)

Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)

Остановились! Начали рисовать.

(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)

Окончание. Рефлексия

Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)

Молодцы!

Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЖИВОПИСЬ И ФАНТАЗИЯ




Подготовительная группа или старшая группа
Цель развлечения:
1)Закрепление знаний о жанрах живописи
2) Знакомство с нетрадиционными материалами и способами работы
Предварительная работа с детьми:
Знакомство с жанрами живописи
ГЕРОИ:
Старик Хоттабыч, Настенька, Живопись, Фантазия, домовенок Кузька
ОБОРУДОВАНИЕ: Нетрадиционные материалы: гуашь, копирка,зубные щетки, простые карандаши, косметика, расчески, шерстяные нитки, пшено и тарелочки пластиковые, блины и сгущенка, альбомные листы, штампики и трафареты, ванночки с мыльно-гуашевым раствором и трубочки, соль, клей ПВА……. (Все располагается в зале на столиках и мольбертах) На отдельном журнальном столике – вазы с кисточками.
В музыкальном зале - мольберты, натюрморты, висят картины –
(все, как в настоящей мастерской художника.) Столики, ведерки с водой, губки, влажные салфетки (руки вытирать). Экран.
ВИДЕОРЯД: жанры живописи и видеозагадки на экране
МУЗЫКА: восточная музыка, русская народная музыка, запись птичьих голосов.
ХОД ПРАЗДНИКА:
ВЕДУЩАЯ (фея ЖИВОПИСИ)
Здравствуйте, мои юные друзья! Разрешите представиться: я – фея Живописи. Посмотрите, что я с собой принесла: это бумага, палитра, краски, кисточки. Знаете ли вы, для чего они нужны? (ответы детей) Я сейчас это проверю!
Прошу вас, проходите, усаживайтесь поудобнее, я приготовила для вас виртуальное путешествие по моему царству-государству. Смотрите и запоминайте.
СВЕТ выключается и в темноте дети рассматривают портреты, пейзажи, натюрморты знаменитых русских живописцев. (5-6 минут, по 3-4 произведения каждого жанра)
В это время кто-то незаметно забирает кисточки.
Наша небольшая экскурсия подошла к концу. А я сейчас проверю, что вы запомнили!
Видеовопросы – по жанрам живописи
Используя уже другие репродукции. Дети находят по принципу «третий лишний» портреты, пейзажи и натюрморты.
СВЕТ зажигается, и Живопись обнаруживает пропажу кисточек.
ЖИВОПИСЬ: - Что это такое, где мои кисточки? Я же хотела сегодня вместе с вами столько картин интересных нарисовать! А тут такое... Нет, без моей сестрички не обойтись…
Давайте попросим ее прийти! Мою сестру зовут Фантазия. Она нам непременно поможет!
Дети вместе с ведущей произносят заклинание
Ветры буйные летите
Фею в гости позовите
К нам, фантазия, явись
И на сцене покажись!
ФАНТАЗИЯ:
-Здравствуй, милая сестрица
Что случилось,мастерица
Вижу гости в нашем зале..
Для чего меня позвали?
ЖИВОПИСЬ:
-Ах, у нас беда случилась.
Здесь пропажа приключилась-
Нету кисти ни одной.
Мы послали за тобой.
Срочно просим подсказать
Чем мы будем рисовать?
-ФАНТАЗИЯ : А вы что, думаете, что только кисточками можно рисовать? Вы, друзья, заблуждаетесь! Давным-давно наши предки делали краски сами из глины и угля и рисовали на стенах пещер с помощью кусочков мха и обычных деревянных палочек с размочаленными концами. А еще они набирали краску в рот и разбрызгивали ее вокруг своей ладошки. Так получались первые «подписи» под рисунками. А как вы думаете, ребята, чем еще можно рисовать?
Соком ягод можно? А овощами какими – нибудь? А косметикой на лице – это ведь тоже живопись! Боди – арт называется!
Звучит восточная музыка
Появляется старик Хоттабыч.
Старик ХОТТАБЫЧ --: Здравствуйте, дорогие мои, селям алейкум! Уважьте старого заслуженного волшебника, помогите Хоттабычу! Просьба у меня к вам одна... Мне на днях три тысячи триста лет исполняется. Хотел я в гости друзей – волшебников позвать, слетать к ним то есть.
-ФАНТАЗИЯ: - Дедушка, а у вас телефона нет?
Старик ХОТТАБЫЧ: Телефона – шмарофона? Кто такой? Скороход? Не знаю, не видел. А вот мой коврик-то любимый - ах! Старый стал мой коврик, летает плохо. Совсем, можно сказать, и не летает. Два раза подал уже! Кошмар-апа! Шишка набил! Нарисуйте мне, дорогие мои детки, новый коврик, а?
--ФАНТАЗИЯ :Присаживайтесь, уважаемый с Хоттабыч! У Вас беда и у нас проблемы. Краски на месте, а вот кисточки пропали. Но Вы не расстраивайтесь! Я, кажется, знаю, как можно нарисовать коврик без кисточек. (Живопись и Фантазия делит всех участников на небольшие группы) Работают все дети. Продолжает звучать восточная музыка
1 вариант – дети рисуют коврик с помощью простого карандаша и копирки
2 вариант – живопись пальчиками.
3 вариант – с помощью штампиков из пробок или резинок
4 вариант – с помощью пульверизатора с краской и набора трафаретов
5 вариант – отпечатывание (при складывании пополам)
6 вариант – аппликация клеящей пленкой
7 вариант-аппликация настриженными нитками или мелкой цветной бумагой
8 вариант – пастель на цветной бумаге
Старик Хоттабыч(рассматривает работы ребят)Вай, какие коврики, один другого лучше! Этот – самый быстрый будет, наверное, а это – самый надежный. На этом только в гости летать. Ой, алмазы моего сердца, у меня на душе – птицы поют (запись голов птиц), рахат-лукум, шербет тает. Кланяюсь вам за ваши добродетели, уважили старика. Рахмат!
Звучат голоса птиц (Хоттабыч уходит, приплясывая от восторга)
Звучит русская народная музыка
Появляется Настенька,(кланяется)
НАСТЕНЬКА
-Здравствуйте, люди добрые, мастеровитые!
ЖИВОПИСЬ:
Здравствуй, Настенька! Что случилось, что приключилось, милая?
НАСТЕНЬКА
Ох, и не знаю, с чего начать… Помогите мне, нарисуйте цветочек аленький. Я рисунок этот дам своему батюшке. Он скоро в путь – дорогу собирается в заморские страны чужедальние. Посмотрит на рисунок и найдет там для меня самый дорогой подарок.
ФАНТАЗИЯ: Я знаю, как нам можно нарисовать цветочек сказочный. Для этого нужны сказочные способы.
(Живопись и Фантазия делят детей на несколько групп) во время работы звучит русская народная музыка
1 вариант-раздувание клякс(трубочки и тушь)
2 вариант- штампики из морковки или яблока(гуашь)
3 вариант – зубная паста(с алыми прожилками)
4 вариант –шерстяные нитки и гуашь
5 вариант – клей и цветные салфетки
6 вариант- клей и цветные полоски.
7 вариант- губная помада
8 вариант- лак для ногтей.
НАСТЕНЬКА: (рассматривает рисунки, благодарит юных художников)
Ой, вы молодцы да девицы! Как меня вы позабавили, как порадовали творчеством! Побегу я к родну батюшке, он уж скоро в путь-дороженьку в страны дальние отправится. Покажу ему рисуночки, знаю, все ему понравятся! Звучит русская народная музыка или песня
Из- за занавеса слышится кашель и чихание.
Появляется –КУЗЬКА (сморкается в платок – полотенце) Прячет его к карман. Сердится, хмурит брови, делает вид, что уходит.
КУЗЬКА: Устал я прятаться за шторкой. Холодно там! От окна дует! И скучно еще! Вы почему кисточки не ищите? Я их зачем спрятал? Я с вами поиграть хотел! А вы….(отворачивается)
ЖИВОПИСЬ :Так это твои проделки, проказник!?
КУЗЬКА: - Мои, а то чьи же? (гордо)
ФАНТАЗИЯ: - Кузя, да мы на тебя совсем-совсем и не обижаемся. Правда, ребята? Мы тебя простили, потому что за это время все научились фантазировать и рисовать без кисточек.
КУЗЬКА: - .Зря я старался! (машет рукой, уходит)
ФАНТАЗИЯ: Кузя, а ты куда пошел невесел, буйну голову повесил? Обиделся на ребят что ли? За то, что мы не стали кисточек искать?
-КУЗЬКА: Я не обиделся, я проголодался! И вообще я есть пошел. Только мне эта каша надоела! И блины тоже.. Хочется чего-нибудь такого...(чешет голову)
ФАНТАЗИЯ: Какого? Необычного? Можем устроить! Хочешь, ребята сделают твой съедобный портрет, а ты потом сам себя съешь!?
КУЗЬКА (щупает себя с испугом) Как это?
ЖИВОПИСЬ: - Очень просто. Садись и смотри!
Раздаются плоские тарелочки и дети выкладывают на каждой портрет веселого лохматого человечка.
1 вариант- виноградинки и кусочки огурца
2 вариант- блин и сгущенка(ложечкой)или из банки струйкой
3 вариант – манная каша и варенье
4 вариант – кусочки яблока и мороженая брусника
5 вариант- семечки чищеные и орешки
6 вариант -рисовая каша и изюм
7 вариант – горошница и зеленый горошек
КУЗЬКА: Ах, как красиво, ах, как, наверное, вкусно! Только я что-то есть совсем расхотел! Чудеса да и только! Давайте, мы это все вместе с вами съедим, а?
ФАНТАЗИЯ: Я предлагаю все, что вы сегодня изобразили оформить в рамочки и сделать выставку
ЖИВОПИСЬ: Правильно! Я на эту выставку обязательно приду. А вы, ребята, оставайтесь такими же выдумщиками и фантазерами. Это вам в жизни обязательно пригодится! До свидания!
Звучи веселая музыка.Кузька танцует вместе с детьми.
Праздник завершается.

Ольга Ильясова
НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»

Тема: «В стране Живописи»

Цель:

1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)

2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.

4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".

5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным

6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.

Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.

Предварительная работа:

Рассматривание картин разных видов живописи.

Составление описательных рассказов по картинам.

Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,

Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.

Ход ОД

Приветствие Логоритмика Железнова

Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».

Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).

Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).

Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.

Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.

Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?

Произведения живописи.

Давайте вспомним, что такое живопись?

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.

Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.

(Читает стихотворение ребенок)

Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.

О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?

Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Конечно с помощью красок.

Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)

Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.

Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)

Найдите самый вкусный натюрморт.

Самый веселый натюрморт?

Самый необычный?

Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)

Кто обычно изображен на портрете?

Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

На что похож портрет? (На фотографию).

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?

Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?

Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)

Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)

Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.

Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)

Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.

Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.

Евгений Чарушин - художник- анималист

Я рисую акварелью

Белку под мохнатой елью.

Скачет рыжая малютка

По сухой опавшей хвое.

Я прошу: «Ну хоть минутку

Посиди-ка ты в покое!

Чтоб я смог нарисовать

Твой чудесный пышный хвостик,

Чтоб сумел я передать

Быстрый глаз и влажный носик».

Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.

Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.

И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.

Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.

На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.

Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.

Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.

Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.

Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).

Итог занятия

Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?

Добрые слова не лень

Говорить нам целый день,

Всем гостям на прощание скажем.

Конспект занятия - путешествия в старшей группе по знакомству детей с изобразительным искусством.
«Путешествие по Королевству изобразительного искусства».

Составила: воспитатель МДУ детский сад № 228 Сизова Ольга Вадимовна

Программное содержание:

1. Гармонически развивать каждого ребенка на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства при помощи аудиовизуальных средств. Развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию.

2. Формировать художественный вкус.

3. Воспитывать нравственные начала через восприятие изобразительного искусства, через произведения изобразительного искусства, имеющие эстетические общечеловеческие ценности.

4. Воспитывать начало музейной культуры как части общей культуры человека, бережное и благоговейное отношение к произведениям

искусства, к музейным памятникам, осознание взаимосвязи культуры

внешней и внутренней.

5. Знакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства:

скульптура - скульптура малых форм;

жанры - сказочно-былинный портрет; в живописи - натюрморт, пейзаж, бытовая картина.

Подготовительная работа:

Занятие познавательного характера, беседы об основных видах профильных музеев.

Рассматривание тематических альбомов о художниках, фотографий,

иллюстрации, дидактические игры.

Материал к занятию:

1. Ширма, оформленная как дворец, мольберты для заданий.

2. Домик для персонажа. Незнайка-кукла.

3. Атрибуты для задания.

4. Скульптуры м/ф.

фарфор (медвежонок, оленёнок, жеребенок, собачки, белка, зайчонок, телёнок, зебра, слон, девочка, вытирающая тарелку, девушка с чайником).

дерево (медведь).

мрамор (сова).

стекло (мышь, гусеница, дракон, гусеница в яблоке).

5. Кроссворд.

6. Портреты художников.

7. Мозаика по жанрам.

8. Рамы и багет.

Музыкальное оформление : Г. Гладков

Веселая дискотека.

Ход занятия:

В: Ребята, вы любите приключения?

Д: Да, конечно, мы любим!

В: Вот и я очень люблю и хочу пригласить вас отправиться со мной в увлекательное путешествие!

Д: А куда, куда мы поедем?

В: Я уже говорила вам, что со дня на день жду письма от одной очень важной персоны.

Д: Да, говорили, а пришло письмо.

В: Письмо я получила, вот оно. Прислала его нам королева Кисточка. Она приглашает нас в путешествие по своему королевству Изобразительное искусство. Согласны?

В: Но дорога нелегка, нужно много знать и, возможно, нас в дороге ждут приключения и неожиданности, а может и волшебные превращения. Не испугаетесь?

Д: Нет, мы ничего не боимся.

В: Чтобы дойти до королевства, надо знать дорогу. А что помогает путешественнику не сбиться с дороги?

Д: Компас и карта.

В: Правильно. Есть у меня такая карта, а компасом будет вот это перо Жар-Птицы. Хорошо взять в путь и веселую мелодию. (Звучит мелодия).

В: Давайте развернём карту и поглядим. Здесь указан маршрут по которому мы должны идти, и первым кого мы видим?

Д: Незнайка и его домик.

В: Правильно, а вот и перо-компас показывает направление (Звучит мелодия, дети идут к домику Незнайки).

Д: Тут конверт.

В: Посмотрим, что в нем (открывает, читает):

«Незнайка идет в гости к художнику Тюбику на урок рисования. Он собрал мольберт. Что лишнее положил Незнайка?» Дети выполняют задание, помогают Незнайке навести порядок в мольберте.

В: Молодцы, все правильно. Давайте посмотрим на карту и продолжим путь. Здесь написано » Аллея художников», и перо-компас показывает, куда идти. (Звучит музыка. Дети идут ко второму пункту своего путешествия).

Д: Здесь тоже конверт. Конверт оранжевого цвета.

В: Давайте-ка откроем и поглядим. Читает:

» Волшебница Чернильда перемешала все книги. Художники расстроены. Они не могут разобраться в своих иллюстрациях и просят им в этом помочь».

В: Ну, этому несчастью мы сумеем помочь.

Д: Да, мы разберем книги.

В: Давайте, возьмите по книжке и кладите туда, где стоит фотография

художника-иллюстратора.

(Дети раскладывают иллюстрации).

В: Вот, просто молодцы! Нам пора в дорогу. Взгляните на карту. Нам нужно на улицу Скульпторов, вот и перо показывает туда. (Звучит музыка).

Д: Опять конверт. Желтого цвета.

В: Прочитаем?

В: » Кто такие скульптуры?

Что вы знаете о скульптуре?

Составьте маленький рассказ о медвежонке.» (Выслушивает ответы детей).

В: Художник может передать тревогу, испуг своего героя с помощью выразительного жеста. А вы не хотите придумать историю про медвежонка? Медвежонок остался в большом лесу без мамы-медведицы, малыш-медвежонок, в нерешительности переступает с лапы на лапу и напряженно думает, как ему поступить - идти вперед или нет?

Так с помощью движения скульптор сумел передать характер своего героя, его настроение, тревогу и нерешительность.

В: А нам опять пора в путь, и перо показывает, что с улицы Скульпторов мы попадаем с вами в Жанровые переулки. (Звучит музыка).

В: Знаете, ребята, в Жанровых переулках очень легко заблудиться. А чтобы этого не случилось, мы должны вспомнить, какие бывают жанры? Стихи? И мозаика? Поговорим и поиграем.

Д: Это переулок Пейзажный. (Дети выполняют задание и читают стихи).

В: Вот и вышли мы с вами из переулков и не заблудились. Поглядим на

карту. Что вы видите?

Д: Художника Тюбика и кроссворд.

В: Значит идем к художнику Тюбику. (Звучит музыка).

Д: Здесь конверт голубого цвета.

В: Откроем и прочитаем.

» Ребята, мы находимся в гостях у художника Тюбика. Все предметы, которыми он пользуется, всем хорошо знакомы. Назовите их, и вы узнаете, как называется комната, где работает Тюбик«.

В: Что, поиграем в «Поле чудес?»

(Дети и воспитатель выполняют задание).

А нас зовет карта, поглядим, куда нам идти дальше. (Звучит музыка).

В: Вот и пришли. Что за чудеса - рама есть, мольберт есть, а картины нет?

Может это проделки злой Чернильды?

Д: Есть конверт синего цвета. (Читает текст в конверте):

Волшебница Чернильда залила чернилами картину Васнецова «Три богатыря». Богатыри просят о помощи. Их надо вернуть в картину.

В: Как же это сделать? Разве что самим поиграть в богатырей. Ведь для чего-то лежат здесь богатырские доспехи и ждут добрые кони. (Дети делают предположения, обмениваются мнениями).

Д: Мы согласны.

В: Вспоминайте сюжет картины. Что за жанр? А теперь распределите, кто будет кто. (Звучит музыка).

Вот так картина получилась, настоящая живая картина. Ребята, поглядите на мольберт. Чары злой Чернильды пропали. Богатыри вернулись на свое место. Вот, что значит быть смелыми и решительными. Давайте скажем богатырям «До свидания» и обратимся к карте. Что вы видите?

Д: Дворец, замок, большой дом.

В: Мы совсем близко от дворца Королевы Кисточки. Но на нашем пути еще

один дворец. Там живет принцесса Цветана. Давайте поспешим туда.

(Звучит музыка).

Д: Конверт фиолетовый.

В: Откроем, посмотрим. (Читает):

«Злая волшебница Чернильда, пролетая над дворцом принцессы Цветаны, засыпала песком цветные тропинки, которые ведут к дворцу. Помогите Цветане освободить тропинки от песка, вспомнив волшебную фразу. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр.

В: Принцессе Цветане нужна наша помощь. Вспомните, как звучит фраза.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

В: Вот и появились дорожки-тропинки.

(Звучит музыка Королевы Кисточки, из дворца выходит Королева Кисточка). К.К. : Много ли вы узнали нового?

К.К. : А знаете ли вы, что больше всего на свете любят дети?

Д: Мороженое, пирожные, мультики, кукол, гулять, рисовать, конфеты.

К.К. : Много всего любят дети. Я хочу подарить вам краски и волшебные

конфеты, которые называются «Фантазия». Скушаете их и нарисуете

прекрасные рисунки. Опустите их в большой конверт и пришлете ко мне во

дворец, а мой дворец называется домом для муз, а где живут музы?

Д: В музее.

К.К. : Музыка, муза, музей… Какие красивые слова. Ну что ж, мои друзья, вам пора возвращаться, а я буду ждать ваших рисунков. До свидания. (Звучит музыка).

В: Вот и закончилось наше путешествие, и хоть все мы знаем, что это была игра, но игра очень интересная. Спасибо вам, дети. Спасибо гостям.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства».
Автор: Сизова Ольга Вадимовна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 228
Месторасположение: г. Ярославль, Ярославская область

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные