Красотою мир спасется. Красота спасет мир. Смотреть что такое "Красота спасет мир" в других словарях

В Кронштадте начались факультативные занятия для педагогов и воспитателей "Воспитание на социокультурном опыте", которые ведет заведующая кафедрой истории педагогики Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования, профессор, доктор философских наук Марина Владимировна Захарченко. Она - автор свыше 60 статей и 3 монографий "Традиции в истории" (2002), "Христианство: духовная традиция в истории и культуре" (2002), "Образование и культура в перспективе традиций" (2007). Мы встретились с ней, чтобы подробнее узнать об этом курсе, о том, что нового в государственной политике в области образования, какой тип личности создает современная школа, какую роль играет традиция в образовании.

- Марина Владимировна, в чем задача курса, который начался 15 февраля?

Мы пригласили учителей школ и дошкольных учреждений Кронштадта, чтобы познакомить их с некоторыми новейшими тенденциями в системе образования России. В частности с теми, которые вызваны к жизни изменениями в новой редакции Закона об образовании, в котором появилась новые категории "духовно-нравственное развитие личности", "формирование духовно-нравственной личности". Второй важный момент - исполнение приоритетов доктрины образования, принятой в 2000 году, как план до 2025 года.

В ныне действующей доктрине существует следующая позиция: "Стратегические цели образования связаны со стратегическими целями развития страны". И далее эти цели перечисляются: преодоление социально-экономического и духовного кризиса; достижение высокого качества жизни народа; сохранение статуса России как великой державы в области культуры, образования и высоких технологий; обеспечение высокого социально-экономического и духовного развития.

Наш курс должен помочь педагогам понять педагогические методы, посредством которых можно реализовывать программы по духовно-нравственному просвещению. В других регионах России накоплено много опыта, мы хотим его изучать и осмысливать.

- Как Вы оцениваете состояние дел в духовно-нравственном воспитании молодежи?

Только что я приехала из Тюмени, где проходили Рождественские образовательные чтения (вслед за известными Международными Рождественскими чтениями в Москве). Что же там обсуждалось? Главной проблемой нашего общественного сознания сегодня является связь между категорией "духовное развитие" или "духовно-нравственное воспитание" и содержанием религиозной традиции. Ведь кто-то отождествляет духовно-нравственное воспитание с религиозным, кто-то - противопоставляет. Я полагаю, что отождествлять духовное воспитание с религиозным неправильно. Но и если будем игнорировать религиозную традицию, никакого духовного воспитания не получится.

- И что Вы предлагаете?

- Наша программа "Воспитание на социокультурном опыте" связана, на мой взгляд, с очень удачным решением, найденным в образовании, а именно - с программой "Истоки". Эта программа работает уже во многих регионах России, а начинали ее разрабатывать в Вологде. В "Истоках" очень хорошо реализована идея возвращения духовной традиции России в сферу образования.

Давайте вернемся к доктрине образования и вдумаемся в такую категорию, как "преодоление духовного кризиса". Попытаемся соотнести ее с целями образования. В доктрине цель образования определена как обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение и развитие отечественной культуры. Размышляя об этом, мы никак не можем пройти мимо того факта, что в 20-м веке в нашей культуре произошел серьезный разрыв с традицией. Причем нельзя сказать, что этот разрыв произошел естественным путем. Он произошел путем жестокого насилия не только революции, но и выполнением триединой задачи - индустриализации, коллективизации и культурной революции. В основном, мы знаем про политическую и социальную революцию. Но была еще и революция общественного сознания.

- Но в советское время говорили о хорошем, например, "семья - ячейка общества"?

- Да, но строили ее на других основаниях. В прошлом государство выполняло задачу построения общества без Бога. Поэтому само понятие духовности то исчезало, то появлялось. И связано оно было больше с представлениями о способностях человека творить произведения искусства, к примеру, музыку, живопись или наслаждаться ими. Понятие духовности отождествлялось с понятием вдохновения. Тем не менее, когда мы говорим о "высоком", мы употребляем слова, смысл которых раскрыт в религиозной традиции - добро, любовь, красота, истина, милосердие, служение...

- Кого же сегодня воспитывает школа?

- Проблематика воспитания сегодня как следует не осмыслена, и в определенной степени продолжает модели советского времени. Но живем мы уже в другое время.

Сегодня учителя жалуются, что они не могут больше воспитывать, потому что "за окном" дети сталкиваются с другим миром. И это является главной проблемой - противоречие ценностей в школе и "за окном". Отрицательную роль играет и телевизор. Сегодня образование не справляется с задачей воспитания личности.

Сердцевина личности - совесть. Сравним определение совести в словарях Даля и Ожегова. У Ожегова: "совесть - это соответствие поведения человека нормам, принятым в обществе". В советское время совесть означала: быть как все. Размышлений о природе добра и зла, о борьбе добра и зла в метафизическом смысле не было. К примеру, "Преступление и наказание" Достоевского, затрагивающее эту тему, трактовалось больше в социальном плане.

А понятие греха вообще было исключено из программ. Если оно появлялось, то снабжалось примечанием - "устар." (устаревшее). А у Даля: "совесть - тайник души человека, глубоко личностное чувство, невольная любовь к добру, стремление к истине и правде, стремление избегать зла". Здесь человек ставится выше любых общественных конвенций, что вполне соотносится с евангельским благовестием, когда одна человеческая душа дороже, чем весь мир.

Школа должна воспитывать волю к жизни на родной земле, пробуждать совесть как основу жизни. К сожалению, эта задача осознанно не ставится в современной школе. Отсюда и результат.

- А Церковь как раз пробуждает совесть.

- Возвращение к традиции означает возвращение к тому типу личности, который строил нашу культуру, нашу цивилизацию. Современной школе этот тип личности не известен. А вот в Церкви о нем знают. Поэтому сегодня важно отнестись к церковному опыту внимательно. И это, увы, один из камней преткновения.

В обращении к опыту Церкви нет никакого нарушения Конституции, так как оно не означает принуждение к исповеданию веры, определенной религии. Об этом очень красиво сказал философ Хомяков: "Церковь зовет свободных, и она хочет только свободных". Принудить к исполнению веры вообще нельзя, как нельзя заставить полюбить. Замуж выйти можно заставить, а полюбить - нет. Церковный опыт - более тысячи лет опыта нашего народа - разве можно это продолжать игнорировать? Мы уже пытались его игнорировать на протяжении 70 лет, и в итоге получили взрыв, последствия которого преодолеваем до сих пор.

Интересна статистика. В исследовании И.П. Рязанцева "Социология и религия" (МГУ) говорится, что у нас в России церковных православных людей - 8%, определяющих себя как православные - 55%, положительно относящихся к Русской Православной Церкви - 33%, отрицательно - только 4%. Я считаю, что 96% населения имеют полное право знать то, к чему они относятся положительно.

- Скажите, пожалуйста, были ли в истории России времена, когда система образования не имела недостатков, времена, которые другими словами можно назвать эталоном?

- Система образования всегда имеет недостатки, как вообще все в нашей жизни. Вопрос на самом деле в том, выполняет ли система образования свою цивилизационную миссию.

Периоды, когда система российского образования ее выполняла, были. Были успешные решения в 19-м веке, благодаря чему мы имеем образцы расцвета национального самосознания в пушкинский период и в начале ХХ века. Были успешные образцы и в советский период. Благодаря успехам в советское время, мы справились с некоторыми задачами технологической модернизации.

- Что такое православная цивилизация?

- Сегодня никто не будет спорить, что идет процесс глобализации. Этот процесс обладает рядом признаков: интенсификация общения на бытовом уровне; распространение одинаковых технологий (которые формируются и на Западе, и на Востоке); интенсификация взаимодействия культур; миграция рабочей силы и так далее.

Но очень хитро выносится за скобки одна тема: глобализация раскалывает людей на два типа - успешных и не успешных. Жизненной целью становится умение "успеть вскочить в уходящий поезд". Создается ситуация соперничества за место под солнцем, за комфорт жизни и прочее.

Серьезные аналитики заметили, что процесс глобализации имеет интересную направленность - универсальная цивилизация, которая по идее должна быть целью глобализации, не формируется.

После разрушения мировой системы противостояния двух супердержав, одной из которых были мы, формируется цивилизационная структура мира. Страны начинают объединяться в некоторые крупные сообщества по культурно-историческому признаку. И определяются категорией религиозной традиции. Говорят: западноевропейская цивилизация, исламская цивилизация, православная цивилизация, дальневосточная цивилизация.

Оказывается, мир интенсивного общения не приводит к сглаживанию различий. Сегодня, когда Европа принимает огромное количество мигрантов из исламского мира, да и Россия тоже, мы видим, что они не ассимилируются. Более того, не хотят этого делать.

Внутри исламской цивилизации действует мощный механизм, когда мусульмане в другой стране продолжают продвигать свою культурную стратегию.

А мы упорно продолжаем изучать не культуру России, а культуру противления. Мы продолжаем игнорировать правду о своей культуре. Ведь на самом деле Достоевский сказал, что не просто красота, а красота Христова спасет мир! Вот так, выкинули одно слово и перевернули тем самым все с ног на голову.

Поэтому я не побоюсь сказать: сегодня в образовании мы как раз постоянно нарушаем Конституцию, когда под видом светскости навязываем либо атеистическую, либо либеральную идеологию. А по Конституции у нас плюрализм идеологий.

И наша задача не сформировать какую-то доморощенную идеологию на псевдоправославной почве и навязать ее в качестве обязательной. Это будет совершенно неверно! Мы говорим о том, что мы должны вернуться к отечественной традиции, мы обязаны знать хотя бы основы православной культуры, которая формировала культуру нашей цивилизации на протяжении многих веков.
Беседовала Ольга СПЕШИЛОВА
Фото автора
Впервые опубликовано в газете "Кронштадтский вестник" N 6 от 15 февраля 2008 года

Пьем чай на махонькой кухне. За окном грохочут трамваи, по-черному дымят огромные трубы. Дом Достоевских -- на одной из самых непрестижных питерских улиц -- маршала Говорова. Тут рядом -- три завода: Кировский, "Красный химик", "Красный октябрь". Можно сказать, что правнук Федора Михайловича -- Дмитрий ДОСТОЕВСКИЙ живет в петербургских трущобах, в современном их варианте. Впрочем, человек он неприхотливый и относится к этому спокойно.


- Дмитрий Андреевич, по какой линии вы являетесь правнуком Федора Михайловича?

Мой дед, Федор Федорович, -- сын писателя. У него ведь только двое из четырех детей прожили взрослую жизнь: Люба и Федя (Соня умерла в младенчестве, младший Алеша -- в пять лет). Люба в 1913 году уехала за границу и сюда уже не вернулась. Детей у нее не было. А вот Федор Федорович почти всю жизнь прожил в Симферополе, имел двоих сыновей. Старший в 16 лет умер. Младший, Андрей (мой отец), 1906 года рождения, поступил в Новочеркасский институт, но его выгнали оттуда за дворянское происхождение и за то, что отказался снимать студенческую тужурку и фуражку. Чтобы закончить образование, приехал в Петербург к племяннику Федора Михайловича -- Андрею Андреевичу Достоевскому. Человек удивительный! Помогал Анне Григорьевне во всем: бегал по ее поручениям, решал издательские проблемы. В 66 лет его арестовали и послали копать Беломорканал. Через полгода он умер... Детей у него не было.

Отец закончил в Петербурге Политехнический институт, стал инженером по лесоустройству. Всю Отечественную прошел. Воевал в танковых войсках, в разведке. Два раза был ранен. Рассказывал, что всю войну носил в вещмешке бюстик Федора Михайловича. Как талисман...

Отец с матерью и после смерти Андрея Андреевича остались в его квартире. Здесь в 1936 году родилась моя сестренка Татьяна, а в 1945-м -- я.

- Где находилась квартира Андрея Андреевича?

В самом центре, от которого измеряются все расстояния Петербурга. На улице, которая упоминается у Гоголя в "Ревизоре" ("Напишу своему другу в Почтамтскую улицу")... Андрей Андреевич был действительным статским советником и квартиру имел большую, просторную. А после революции она превратилась в коммуналку. Семья Достоевских была "уплотнена" в одну комнату над аркой, с окном во двор. Окно было полукруглое. Такое же, какое все, наверное, помнят по рисункам Добужинского к "Белым ночам"... Ну а в 1967 году, на волне столетия Ленина, все комнаты над арками признали нежилыми, и нас расселили.

- Что вы испытываете от сознания того, что вы правнук великого писателя?

Долгое время было тяжело. На меня как-то по-другому, внимательно смотрели... Сейчас подобный комплекс испытывает мой сын, Алексей.

- А в школе Достоевского проходили?

Его как раз ввели в программу, когда я учился в старших классах. Но он был для меня просто в ряду тех писателей, которых "проходят". Немного позже, лет в 18, прочитал "Преступление и наказание". Воспринял роман болезненно. Казалось, герои какие-то странные, неправильно живут, не о том думают. Но с возрастом, конечно, отношение менялось.

- Кто вы по специальности?

Сейчас имею собственный транспорт -- грузовой автобусик, которым зарабатываю на хлеб насущный. Из пункта А в пункт Б вожу что-нибудь... В молодости из принципа отказался от высшего образования. Это было, наверное, самой большой ошибкой. Сейчас жалею, а тогда тянуло приобрести различный опыт, казалось важным "узнать жизнь". После армии "набирал" рабочие профессии. Был алмазчиком, например. Это человек, который на корундовом круге наносит на хрусталь так называемые алмазные грани. Надо долго учиться, иметь точную руку. Мне нравились сложные рисунки, где много поворотов, разных граней... Если бы не стеклянная пыль, от которой стал кашлять, не ушел бы. К тому же, однажды разорвался круг, я поранился и потом просто не мог уже набирать на станке нужную скорость. Был электриком по высоковольтным установкам, монтером по высокочастотной связи, мастером в радиоателье, водителем трамвая...

- Чем привлекла работа водителя?

Вы уже заметили, наверное, что дом, где я живу, стоит напротив трампарка Кировского района. С кем-то разговорился... Между прочим, хорошая профессия. Мой самый любимый маршрут был -- 34-й, потому что проходил через весь центр. Вечерами любил интересоваться обстановкой на вторых этажах петербургских домов: сиденье у водителя достаточно высокое, почти на том же уровне. И я знал, например, где красивая старинная люстра висит. Мне надо было обязательно, проезжая, взглянуть на нее, "поздороваться". Ловил какие-то особые уголки города, которые постоянно появлялись в определенном ракурсе. Выезжаю из-за угла и знаю, что сейчас картина развернется вот такая... Даже иногда чуть притормаживал -- смотрел. Немало удовольствия доставляли какие-то уличные сценки, наблюдения за людьми... Работал довольно долго, но уволился после того, как однажды отказали тормоза и я чуть не разбился.

- Сначала -- круг, потом -- тормоза. Уходили, потому что после этих случаев преследовал страх?

Нет, это не страх. Просто надо обращать внимание на какие-то знаки, предостережения в жизни.

- Похожи ли вы характером на прадеда?

Мы все после Федора Михайловича особенно не отличаемся от него. Очень импульсивные, раздражительные. Иногда мрачноватые и ревнивые. Тяжелый характер, неровный.

- А чем не похожи?

У меня, например, напрочь отсутствует стремление к писательству. А в характере... Не настолько суров, мнителен, подозрителен. Я, наверное, все-таки более оптимистичен. Стараюсь больше радоваться светлым сторонам жизни... Но у Федора Михайловича ноша была другая.

- Унаследовали ли вы его страсть игрока?

Да, бесспорно. Между прочим, как и Федор Михайлович, играл в Висбадене.

- Ну и как?

Выиграл! У меня была небольшая сумма денег, но получил с нее довольно много. Директор казино даже воскликнул: "Дас ист унмеглих (это невозможно)!" Принес книгу почетных гостей, и я расписался там после чешского президента Вацлава Гавела. Кстати, пролистав эту книгу, обнаружил подпись Юрия Гагарина.

- Значит, вам везет больше, чем прадеду?

Да, но я играл по системе Достоевского! Любой может взять с полки роман "Игрок" и найти. Там есть такое место. Я просто никогда никому не говорю, где именно. Прочитайте, подумайте -- найдете. Я вот выписал и с этой бумажкой сидел и ставил фишки.

- Тогда почему же сам Достоевский проигрывал?

Он выигрывал. Но - только в первую половину дня. Потом не мог остановиться, удержаться в рамках своей теории. Заводился, бросал все расчеты и шел на риск. А игра по его системе требует холодного ума и выдержки.

- У вас есть эти качества?

Нет. Просто у меня не было возможности долго там сидеть. Вовремя увели.

- Вы уже обмолвились, что с возрастом отношение к Федору Михайловичу менялось. Когда и почему вы начали им заниматься?

Знаете, в 42 года я вдруг переменился. (Кстати, именно в этом возрасте и мой отец, Андрей Федорович, всерьез взялся за изучение Достоевского.) Чем дольше жил, тем больше задавался вопросами, ощущая какую-то двойственность, неопределенность. А он, писатель Достоевский, объяснял мне многое во мне самом... Потом стал замечать в статьях, докладах о личности Федора Михайловича, о его характере и поступках то, что казалось неверным, поверхностным или неправильно понятым. Испытывал душевную боль. Дергался, не мог сформулировать, найти аргументы. Надо было ведь не просто сказать свое слово, но и обосновать его... Многое и в Федоре Михайловиче, и в Анне Григорьевне, и в их детях раскрылось именно потому, что они мне близки. Какие-то отголоски есть и во мне, что-то видится более рельефно, чем другим. Я выступал на Достоевских чтениях с докладами об Анне Григорьевне, о Любе, Феде (кстати, пытался найти его могилу, но безуспешно).

У меня есть собственная теория насчет эпилепсии Достоевского. Думаю, эта болезнь была им "создана". Он был расположен к нервическим, как раньше говорили, припадкам -- это да. Но специалисты утверждают, что эпилепсия должна сказаться в каком-то поколении, а ее до сих пор ни у кого из потомков не было. Есть невротический склад характера, но не эпилепсия. Видимо, в какой-то из нервических моментов он чувствовал нечто такое, что тянуло ощутить это снова. Он же писал, что многое готов отдать за секунду такого состояния... Никто не занимался взаимосвязью припадков и тем, что было написано после. А ведь после всегда был пик творчества... Кто знает, на какое острие он выводил свое состояние, чтобы писать?

Я не профессионал, не достоевед и не имею, может быть, на то права, но хочу глубже понять и что-то сказать о "Братьях Карамазовых". Меня также интересуют некоторые темы в творчестве Достоевского. Например, детская тема. И собственные дети Федора Михайловича, и дети в его произведениях. Удивительно, но ведь слова "воспитание" он не признавал. В письмах писал не "воспитывай", а "веди". В одном из писем из Старой Руссы Анна Григорьевна пожаловалась на Федю: мол, увидел проходивших мимо дома странников и пошел за ними -- не могла его остановить. Ушел далеко, вернулся поздно, и как это скверно, что он не слушается маму. Но Федор Михайлович (он был тогда в Германии) ответил, что это прекрасный поступок! Значит, Федя растет самостоятельным в своих решениях человеком. Кстати, он предвидел будущий характер сына.

- Своего тоже так воспитывали?

Не "по Достоевскому", конечно. Но у меня возникало постоянное желание дать ему полную свободу. Он развился свободно, стал самим собой и не соответствует мне. А я уже в какой-то степени пожилой человек и хочу, чтобы в нем было больше моего. Начинаю раздражаться, ругаться, а потом думаю: "Господи, да что же это я делаю-то?.." Ему сейчас 19. Учится в Педагогическом университете на филологическом, занимается английским. Надеюсь, станет переводчиком художественной литературы. По-моему, у него есть склонность к этому.

- Помните, какая цитата была в моде в начале перестройки? О слезинке ребенка. Как теперь с этой слезинкой и Федором Михайловичем вообще?

Мы давно растеряли эту тревогу. Что тут скажешь?.. Кстати, вот Горбачев цитировал Достоевского -- и "сработало"! Музею Достоевского в Кузнечном переулке деньги стали давать, какие-то дотации. А вот Ельцин теперь его не цитирует -- и опять все про музей забыли.

- Зато теперь в моде другая цитата из Достоевского. Про красоту, которая спасет мир.

Когда в последнее время слышу, как треплют эту фразу, через меня просто электрический ток проходит! Уже до того дошли, что ею конкурсы красоты комментируют. Мол, кто-то когда-то сказал, что красота... Да не то он имел в виду! И в этом легко убедиться, если чуть-чуть серьезнее отнестись к его произведениям. Красота подвига Христова спасет мир! То есть христианский, а не утилитарный, бытовой смысл этого слова.

- Вы принимали активное участие в борьбе за возвращение верующим Владимирской церкви у Кузнечного рынка, других храмов. Вы всегда были верующим человеком?

Как ни странно, нет. Это один из результатов системы, в которой я рос. Конечно, когда стал задумываться о Боге, о Христе, чувствовал, что все не так просто, как говорят вокруг. А потом, когда уже серьезно и основательно стал читать Достоевского, пришел к вере. Но крестился только семь лет назад в Старой Руссе -- вместе со всей семьей. В Геориевской церкви, где Федор Михайлович был прихожанином, когда они жили там.

- Находили ли в романах Достоевского какие-то ошибки, неточности?

Федор Михайлович настолько проживал жизнь своих героев, что иногда даже начинал сомневаться: выдуманы ли они? Случалось, останавливался на улице как вкопанный, показывая на проходящего мимо человека: "Вот идет Раскольников!" А с другой стороны, иногда забывал, что его герои делали раньше, и просил Анну Григорьевну прочитать предыдущие главы. В одном из романов я встретил ошибку: второстепенный персонаж, который вроде бы уже умер, вдруг возникает снова. По-видимому, Анна Григорьевна не отследила.

- Вы часто бываете в музее-квартире Достоевского в Кузнечном переулке. Вам он нравится?

Не совсем. Вот в Старой Руссе -- такое впечатление, будто хозяева только-только вышли и сейчас вернутся. А здесь какая-то мемориальная безжизненность: нет деталей. С другой стороны, этот музей мне очень дорог. Ведь почти вся мебель -- из моего детства, из нашего дома на Почтамтской. И я даже не воспринимаю эту обстановку как музейную. Вот подхожу к этому шкафчику и вспоминаю, что когда-то пострадал от него: бегал по комнате и сильно ударился...

- Досталось ли вам хоть что-нибудь по наследству от Федора Михайловича?

Нет. Ничего. Анна Григорьевна завещала Евангелие Достоевского сыну Феде. Ему же передала все авторские права на издание книг до 1937 года. В 18-м она умерла от голода в Крыму, а возвращавшегося с ее похорон в Москву Федора чекисты высадили из поезда, отобрали письма, документы, Евангелие, а потом все это с большой помпой отправили в исторический музей... Все, что еще оставалось у моего отца, в 30-х годах забрали.

- Стало какой-то расхожей фразой: "Петербург Достоевского". А памятника Федору Михайловичу здесь нет. Скажите, в каком уголке города вы бы его поставили?

В ограде Владимирской церкви. Он был прихожанином этого храма. А еще тут небольшой скверик, который связан с одним эпизодом. Как-то Федор Михайлович присел на скамейку. Рядом играл мальчик. Наполнил песком формочку и вывалил кулич прямо ему на колени, на пальто. Надо было идти куда-то по делу, а он боялся встать, потому что кулич развалится. Хотя дело, конечно, и не в куличе вовсе. Так и сидел, разговаривая с мальчишкой, пока тот не убежал...

Говорят, что по-настоящему великие люди велики во всем. На первый взгляд подобное утверждение кажется каким-то неправильным. Но если подумать о том, сколько крылатых фраз было придумано именно писателями, которые прославились как лучшие мастера пера, все становится понятно.

Некоторые люди даже не задумываются о том, откуда именно произошло то или иное выражение. Ведь зачастую крылатые фразы насколько прочно входят в жизнь людей, что те попросту забывают, чьи они, кем и когда они были придуманы.

В статье мы рассмотрим выражение, которое уже давным-давно стало крылатым. Более того, даже некоторым иностранцам оно хорошо знакомо. Автором этого выражения является знаменитый писатель. Рассмотрим полную цитату «Красота спасет мир».

Прежде чем поговорить о том, почему данная фраза стала крылатой, и какое значение в нее было вложено, познакомимся с биографией человека, ставшего ее автором. Родился Федор Михайлович 11 ноября 1821 года.

Отцом его был священник, который служил в приходской церкви. Мать была дочерью купца. Однако, несмотря на то, что у матери было состояние, семья жила достаточно бедно. Отец Достоевского считал, что деньги приносят с собой зло. И поэтому он с детства приучал детей к порядочности и скромной жизни.

Поскольку отец будущего писателя был священником, совершенно не трудно предположить, что именно он привил своим детям любовь к Господу Богу. В частности, этой любовью отличался и Федор Михайлович Достоевский. В своих произведениях он не раз упоминает о религии.

Как только Достоевский немного подрос, отец определил его в пансионат. Там он проходил обучение вдали от дома, а после без особых трудностей поступил в Инженерное училище.

Учась в училище, молодой человек оказался полностью во власти любви к литературе. Осознав это, юноша отказался от намерения овладеть каким-либо ремеслом и вступил в ряды писателей.

Именно это решение в дальнейшем и послужило причиной серьезных проблем, которые стали настоящим испытанием для Достоевского. Слова, написанные им, достигли не только сердец читателей. На него обратил внимание двор. И по решению монарха он был вынужден отправиться в ссылку.

Обратите внимание! Целых четыре года молодой человек находился на каторге.

Из-под пера писателя вышло множество произведений. И все они нашли отклик в сердцах не только его современников. Сейчас творения этого автора продолжают волновать и будоражить мысли.

Ведь в них он поднимает весьма важные вопросы. И на некоторые из них до сих пор не удалось найти ответ. Наиболее известными произведениями, которые написал Достоевский, считаются:

  • «Преступление и наказание»;
  • «Бесы»;
  • «Братья Карамазовы»;
  • «Белые ночи»;
  • «Идиот».

Спасение мира


«Красота спасет мир» — это выражение принадлежит одному из героев вышеупомянутого произведения под названием «Идиот».
Но кто сказал его? Ипполит, болеющий чахоткой. Это второстепенный персонаж, который дословно произносит данную фразу, желая уточнить, действительно ли князь Мышкин употреблял такое странное выражение.

Примечательно, что сам герой, которому собственно Ипполит и приписывает данное выражение, его никогда не использовал. Только однажды он употребил слово спасение, когда его спросили о том, действительно ли Настасья Филипповна является доброй женщиной: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!».

И хотя фраза была сказана книжным героем, нетрудно предположить, что именно над этим размышлял сам автор произведения. Если рассматривать данную фразу в контексте произведения, то необходимо сделать одно уточнение. В книге говорится не только о внешней красоте. Примером выступает приятная во всех отношениях Настасья Филипповна. Но ее красота больше внешняя. Князь Мышкин, в свою очередь, предстает в роли образчика внутренней красоты. И именно о силе этой внутренней красоты в большей степени говорится в книге.

Когда Достоевский работал над этим творением, он вел переписку с Аполлоном Майковым, который являлся не только поэтом, но и известным цензором. В ней Федор Михайлович упоминал, что желает воссоздать определенный образ. Это был образ прекрасного человека. Автор в деталях прописал его.

Этот образ на себя примерил именно князь. В своем черновике Достоевский даже сделал пометку. В ней упоминалось о двух образцах красоты. Таким образом, можно сделать вывод, что утверждение о разной красоте Мышкина и его возлюбленной, является правдивым.

Обратите внимание и на характер этой записи. Эта мысль является своеобразным утверждением. Однако, у любого человека, который прочитал произведение «Идиот», возникнет вполне закономерный вопрос: действительно ли это было утверждение? Ведь если вспомнить содержание книги, то становится понятно, что ни внутренняя, ни внешняя красота в итоге не смогли спасти не то что мир, а даже нескольких человек. Более того, некоторые люди после прочтение и вовсе начинали задаваться вопросом, а не погубила ли она этих героев?

Князь Мышкин: доброта и глупость

Второй по важности вопрос: что погубило Мышкина? Поскольку ответ на него является показателем того, насколько красив человек. Необходимо отметить, что найти правильный ответ на этот вопрос действительно непросто. В некоторых случаях добродетель князя граничит с настоящей глупостью.

Почему же некоторые считают князя именно глупым? Разумеется, не из-за его нелепых поступков. Причиной тому излишняя доброта и чуткость. Ведь в конечном итоге его положительные качества стали причиной той трагедии, которая с ним произошла.

Мужчина пытался видеть во всем только хорошее. Красотой он мог даже оправдать некоторые недостатки. Возможно, именно поэтому он считает Настасью Филипповну по-настоящему красивым человеком. Однако, с этим многие могут поспорить.

Чья красота могла спасти героев?

Чья красота могла спасти героев? Это третий вопрос, который задают себе читатели, закончив чтение книги. Ведь кажется, что именно ответ на него может позволить понять, в чем была причина трагедии. Но, как оказалось, причиной описанной в книге трагедии стала именно красота. Причем в двух проявлениях.

Как было написано выше, красота Настасьи Филипповны была внешней. И в большей степени именно она погубила женщину. Поскольку красотой всегда хочется обладать. И в мире жестоких и властных мужчин быть красивой попросту опасно.

Но тогда возникает закономерный вопрос: почему мир или хотя бы жизни главных героев не были спасены внутренней красотой Мышкина? Совершенная внутренняя красота, которая в действительности является абсолютной добродетелью, стала причиной «слепоты» князя. Он отказывался понимать, насколько опасна тьма в душе других людей. Для него они все были прекрасны. Но главная глупость его была в том, чтобы жалеть даже своих обидчиков. Именно это в итоге и превратило его в абсолютно беспомощного и глупого человека.

Важные слова Терентьева

Примечательно, что вопрос, кому принадлежит фраза, является определяющим. Но в данном случае речь идет именно о персонаже книги, а не об ее авторе. Ведь фраза, которая в действительности является определяющей для произведения, была произнесена именно второстепенным персонажем.

Более того, он отличался огромной глупостью и слишком узко мыслил. Он часто высмеивал князя, считая его низким человеком, коим на самом деле являлся сам.

На первом месте для Терентьева находятся отнюдь не чувства. Мужчину больше всего интересуют деньги. Ради благосостояния он готов на многое. Внешность и положение тоже важны для него. Но он готов даже на эти важные «атрибуты» человека закрыть глаза. Ведь если есть деньги, то все остальное неважно.

Важно! Именно в этом и символичность того, что именно Ипполит произносит данную фразу, которая впоследствии стала крылатой.

Этот персонаж в действительности оказывается неспособен оценить не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Хотя последняя для него является важной. Но он не в состоянии оценить по достоинству красоту женщины, если она небогата. И поэтому ему кажется невозможным то, что мир спасется только из-за чьей-то красоты.

Возможно, когда-нибудь красота действительно сыграет решающую роль в спасении мира. Но это произойдет в будущем. А сейчас важной задачей каждого человека является сохранение этой красоты. Важно быть не просто прекрасным человеком, но и являться образом мудрости и добродетели. Ведь на примере князя Мышкина стало понятно, что доброта, полная сочувствия, без мудрости может стать причиной бед.

Полезное видео

Подведем итоги

Крайне важно помнить о том, что доброта, которая становится безграничной, способна даже погубить человека. Поскольку он оказывается не в состоянии вовремя разглядеть ту угрозу, которая исходит от другого индивидуума. Возможно, именно это и пытался донести до читателей величайший писатель Достоевский. Он показал, насколько опасной может быть вера в нечто абсолютное. И вера Мышкина в праведную любовь к Настасье Филипповне стала для него фатальной ошибкой.

Вконтакте

Красота спасет мир

Красота спасет мир
Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений - он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа - создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом - добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), - это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).
Разумеется, в одночасье это не произойдет - нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
Да, хороша, - проговорила она, наконец, - очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? - обратилась она вдруг к князю.
Да... такую... - отвечал князь с некоторым усилием.
То есть именно такую?
Именно такую.
За что?
В этом лице... страдания много... - проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
Вы, впрочем, может быть, бредите, - решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».
Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное - это сим-
вол морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. - Сост.) убьет...»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Красота спасет мир" в других словарях:

    - (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота… … Русская история

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

    Худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии

    Эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия

    Фёдор Михайлович , рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… … Философская энциклопедия

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) … Философская энциклопедия

    Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

    Валентина Сазонова Сазонова Валентина Григорьевна Дата рождения: 19 марта 1955(1955 03 19) Место рождения: Червоне … Википедия

Книги

  • Красота спасет мир 4 класс Альбом художественных задач по изобразительному искусству , Ашикова С.. Альбом художественных задач «Красота спасет мир» входит в УМК «Изобразительное искусство. 4 класс». Он расширяет и углубляет материал учебника для 4 класса (автор С. Г. Ашикова).. Содержание…
  • Красота спасет мир. Альбом художественных задач по изобразительному искусству. 4 класс. ФГОС , Ашикова Светлана Геннадьевна. Основная задача альбома художественных задач Красота спасёт мир, 4 класс, помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна…
Миф о красоте подобен мифу о взрослении: кто-то живёт им (или ради него), кто-то - прямо в нём, отчасти реализованном, но при этом гонится за большим, а кто-то со стороны видит в цели этой погони всего лишь иллюзию - совокупность переживаемых категорий мысли, в силу их образности принимаемых людьми за подлинную действительность. Хотя почему «всего лишь миф» - если это продукт массового сознания, если он символически выражен в элементах окружающего мира, если он может выступать инструментом манипулирования объектами желания сильными (экономически и политически) мира сего?
Миф представляет собой смысловую повествовательную структуру, объясняющую происхождение явлений окружающего социального мира и ценностных ориентиров. Так, в древнегреческом обществе мифы примитивно объясняли людям природные явления и мироустройство с точки зрения расположения, настроения богов. Мифы вырастают из архетипов, то есть примитивных коллективных представлений, в случае с Древней Грецией - это идея выражена в антропоморфизме сил природы. Здесь важно отметить, что люди не воспринимали существование богов времени, грома, виноделия именно как миф; миф виден лишь со стороны, в сопоставлении с реальным миром (относительно объективном, потому что объективное - это тоже понятие дискурсивное): так, развив научное мышление и начав объяснять всё с помощью логики, физики, биологии и прочих наук, люди поняли, что воля Кроноса, Зевса, Диониса не влияет на миропорядок (тем более, социальный порядок) - однако люди не освободились от влияния мифов и по сей день. Более того, мифотворчество и сегодня активно применяется в качестве посредника социальной коммуникации, инструмента легитимации власти и манипуляции массовым сознанием. Одним из наиболее широко распространённых современных мифов, проникнувшим, пожалуй, если не во все, то в подавляющее большинство сфер жизни, является миф о красоте.

Испокон веков в обществе бытует элементарное представление о том, что красота является гендерной особенностью женщин, хотя дискурс красоты касался и мужской половины человечества, о чём свидетельствуют разнообразие женской и мужской моды в разные исторические эпохи, равенство полов в распределении ресурсов поддержания красоты (лечебной и декоративной косметики, масел и парфюмерии, занятий спортом и посещения бань) в древних цивилизациях, и современная индустрия даже сугубо мужских товаров не игнорирует их эстетический аспект. Такая область научной философской дисциплины, как эстетика, зародившаяся в античную эпоху, направлена на изучение форм прекрасного как одной из важнейших категорий общественного сознания, иными словами, дискурс о красоте занимает немаловажное место в общественном сознании.

Итак, миф о красоте поддерживается всеми сферами общественной жизни. В первую очередь, это сфера бизнеса, использующая различные инструменты и методы по продвижению товара, представляя его как красивый или способствующий конструированию «красивого образа». Так, реклама, распространяя идеальный образ (а это тоже миф или, по Веберу, «идеальный тип», то есть недостижимая утопия и, вероятно, потому столь желанная), имидж товара в качестве «нормативной» модели, стимулирует спрос на определённый материализованный и символизированный образ. В дискурсе современного западного общества в качестве красивого мифологизируется следование моде в потреблении определённого образа жизни (говоря «красивая жизнь», подразумевают не только высшую должность в крупной престижной фирме, но и соответствующий образ потребления и стиль организации жизни) и материальных предметов; путешествия, косметические и иные услуги, занятия спортом во имя поддержания худобы (уже даже не стройности); коммуникация и власть, знания и определённый тип мышления, навязанный культурой капиталистического общества. И реклама способствует потреблению различных товаров и услуг для достижения и поддержания этого мифа о ценности красивого образа. Кстати, некоторые общественные нормы находят своё отражения в материальных элементах окружающей среды: в узких проходах между турникетами в метро (я недавно видела, как очень тучный мужчина еле прошёл там боком), в слишком высоких для некоторых людей барных стойках, в конструкции тренажёров (в мой спортивный зал ходит низкорослый человек, который на беговой дорожке еле дотягивается до кнопок управления) и автомобилей.

Сфера искусства вовлечена в изображение, конструирование и воспроизводство красоты и гармонии. Кинематограф способствует не только распространению, но и конструированию мифа о красоте. Главные герои диснеевских и многих других мультфильмов - молодые, стройные, привлекательные девушки, наделённые некоторым особенным качеством (добродушием, великолепным голосом, популярностью среди противоположного пола, взаимной любовью к животным, хозяйственностью, волшебной силой) - без которых они были бы посредственными и незаметными в массе себе подобных. По Жижеку, «лживый голливудский марксизм» активно навязывает в качестве «идеального типа» героя, ведущего богемный образ жизни, зарабатывающего кучу денег и при этом лицемерно проповедующего левые идеи, презирающего пассивность масс, любящего вставить в подходящий момент яркую фразу (которая обязательно станет афоризмом) и преуспевающего в любовных похождениях. И реальным «пассивным массам» ничего не остаётся, кроме как «заглотить наживку» и слепо поддаться принудительной силе идеологии и общественным нормам (вроде «одеваясь как попало, ты показываешь не только неуважение к себе, но и к другим людям, которые встретят тебя на своём пути»). Живопись менее способствует созданию дискурса красоты: напротив, это довольно обособленный и самоценный жанр искусства, который сам скорее подвержен давлению со стороны общественности. Примером может послужить общественный скандал вокруг появления картины Эдуарда Мане «Олимпия» (1863 года) в силу: манеры письма, пренебрегшей традиции этого изобразительного жанра; символического имени героини, ассоциировавшегося тогда с публичными женщинами, что подкрепляется цветком в волосах в качестве афродизиака и изображением чернокожей служанки, держащей цветы как дар от «поклонника». Кроме того, на примере отношения к живописи можно проиллюстрировать факт трансформации представлений о красоте: изображения «аппетитных форм» женщин, которые ранее казались идеалом красоты, сегодня не воспринимаются в категориях эстетики и эротики, максимум - миловидности. Интересно, что если на Западе представления о полноте как символе достатка, здоровья и плодородия (а потому красоты) изжили себя, то во многих восточных странах (Индия, Непал и арабские страны) до сих пор ценят женщин именно дородной внешности, крупного телосложения.

Эдуард Мане «Олимпия» (1863 год)

Не могу не заметить противоречия между двумя основными задачами искусства и литературы: с одной стороны, мифологическая сторона искусства направлена на достижение гармонии, баланса, равновесия с миром (в силу устранения информационной и мировоззренческой неопределённости), с другой - благодаря мифологическому образу, создаваемому в искусстве, человек удовлетворяет потребность «уйти» от реальности. Вероятно, предполагается, что человек, «сбегая» от себя или «сбегая» от повседневности - познаёт и свою внутреннюю сущность (и конструирует внешний образ), и свои коммуникативные взаимодействия с окружающим, прежде всего, социальным, миром. Среди наиболее распространённых мифов, способствующих самопрезентации и налаживанию социальной коммуникации, можно выделить следующие:
· Миф о волшебном предмете, способном изменить ход привычных событий, выступая, например, лифтом социальной мобильности. Так, благодаря чудесной находке волшебной лампы Аладдин, происходивший из низшего общественного слоя, становится принцем (правда, не без труда).
· Миф о благородном герое, побеждающего злого героя, присутствует в огромном количестве сказок по всему миру, в высоком искусстве, в кинематографе, рекламе. Причём обязательно, чтобы внешний облик героев соответствовал их образам протагониста и антагониста: главный герой сказки Шарля Перро «Красавица и Чудовище», превращённый в ужасного минотавра за нанесённую волшебнице обиду, смог снять с себя чары и превратиться в прекрасного принца снова лишь благодаря победе в его сердце добрых чувств над плохими. Пример с принцессой Фионой из мультфильма «Шрек» (мораль: «Не родись красивым, а найди себе такого же урода, как ты сам») является исключением жертвы красоте в пользу красоты душевной, благородных чувств.
· Миф о превращении благородных качеств (в данном дискурсе это красота) в ресурсы социального успеха: так, девушки, не обременённые интеллектом, преуспевают в модельном бизнесе. Последнее время на телеэкранах и в глянцевых журналах всё большее распространение находят фотографии «красоток», чьи совершенно пустые глаза симулируют наличие хоть каких-то мыслей в голове. По Бодрийяру, симулякром называется сокрытие чего-то отсутствующего; в нашем же случае симулякром является выражение мыслей на лице сегодняшних моделей, застывших с каменными лицами, зачастую в образе чем-то напуганных растрёпанных нерях (о, мода, куда несешься ты!).
· Миф о «новом начале»: рекламные кампании фитнес-клубов и магазинов одежды предлагают начать «новую жизнь» не с понедельника, а с себя (то есть не ждать чуда, а сделать первый шаг для достижения цели - красоты, например, купив новое платье или абонемент в бассейн, чтобы в это платье «влезть»). Конструированию образа нового себя способствуют стилисты и имиджмейкеры (дающие заодно советы по приобретению других «необходимых» товаров и услуг для подкрепления нового имиджа), мастера тату и парикмахеры, а также фотографы, способные за пару часов штамповки однообразных снимков запечатлеть человека особенно красивым (то есть заранее подготовленным к фотосессии). Моментальное запечатлевание себя нашло широкое распространение в массовом феномене селфи-дурочек в социальной сети Instagram. Ах, как субъективно, ах, как ненаучно. И даже здесь придать особый шарм повседневному виду можно благодаря встроенным в телефоны (или покупаемым за символическую цену) фильтрам, приложениям и стикерам. Так, феномен селфи способствует восприятию жизни как смене впечатлений, воплощённых в моментальных снимках.
· Миф о добром и всемогущем «властителе», которым может выступать «эксперт» или «право имеющий». В качестве таких «экспертов» можно назвать врачей, практикующих в различных отраслях медицины, так или иначе связанных с созданием красоты и поддержанием её (здесь я подразумеваю, в частности, практикующих медицину не в традиционном её понимании: пластических хирургов, косметологов, стоматологов).
· Миф о фортуне: гадкого утёнка по имени Лесли Хорнби случайное стечение обстоятельств свело с парикмахером Найджелом Дэвисом, который разглядел в ней потенциал. В результате тощая девушка небольшого роста во времена, когда в моде были пышные формы, стала всемирно известной моделью Твигги, чьё имя стало брендом, а миллионы девушек начали худеть до измождения (Ранее я писала, что совпадения являются лишь частью жизненной «программы», то есть встреча была скорее предписана жизненными колеями молодых людей. Подробней об индивидуальной жизненной колее можно прочитать в статье "Жилищный вопрос, или Кот в социальном пространстве": ).

· Миф о скрытых способностях говорит сам за себя. Будет безыскусно, если я приведу пример из тех же диснеевских мультфильмов, ибо он будет чересчур наивным. Вот пример неочевидный: несколько лет назад вышел малобюджетный фильм «СчастливоСпасибоЕщёПожалуйста». Герой Джоша Рэднора (в главной роли) встречает девушку. Она джазовая певица. Герой до последнего тянул, боялся услышать её исполнение. Боялся, что, если она посредственна, если у неё никудышный голос, если он в ней разочаруется - всё (то есть первое романтическое впечатление о девушке) полетит к чертям. Потому что о таких вещах врать не стоит. Не помню, как этот сюжет развивался (в фильме несколько историй, в которых, скорее, завязка важна), но кончилось всё тем, что главный герой, переступив через собственные предубеждения, страхи и стереотипы (может, скрывающиеся за этими словами эгоизм, гордость и высокомерие, кто знает), пошёл в бар или кафе, где выступала девушка. Он увидел, как она подошла к микрофону, изящная, красиво одетая, ухоженная (она его не сразу заметила - в зале темно, а на сцене прожектор светит обычно прямо в глаза артистам). Блики в камере режиссёра от попадающего света; начинает играть музыка (или сначала безмолвие - не так уж важно; всё равно всё внимание героя, слушателей, зрителей фильма приковано к девушке), героиня открывает рот - и герой замирает от восхищения. Он понимает, что окончательно и бесповоротно влюблён в эту девушку. Она замечает его, прощает мысленно все обиды, продолжает петь. Титры.
· Миф «всё будет хорошо»: в эпоху русско-французских войн против Наполеона погибли сотни тысяч человек, но роман «Война и Мир» кончается на счастливой ноте начала новой жизни и крепкой семьи. Интересно, что одним из рабочих названий романа было «Всё хорошо, что хорошо кончается».
· Миф о встрече порядочной Женщиной достойного Мужчины - он часто связан с другими мифами. Так устроено, что «крайней» из десяти девчонок, среди которых надо каким-то образом «распределить» девять ребят, традиционно оказывается наименее красивая. Зато умная и потому способная сделать карьеру, опираясь на свои таланты.

Любопытная сюжетная находка: в одном аниме два главных героя создавали мангу (это массовая форма японского литературного и изобразительного искусства с богатой историей, разнообразием жанров, тематик и целевых читательских аудиторий), и одна из написанных/нарисованных ими историй происходила в мире, где всё оценивается властью, знаниями и красотой. Я не помню, как выглядит этот мир, потому опишу его, опираясь на воображение. Обладая властью, человек может позволить себе молодое и здоровое тело, красивых женщин, престижное образование, право вмешательства в научные технологии и любые другие сферы жизни (достаточно вспомнить гангстера Джаббу Хатта из вселенной «Звёздных Войн» Джорджа Лукаса). Красивым людям за различные услуги платят информацией и, например, продажные женщины могут выменять семейные тайны и секреты об изменах влиятельных политиков и бизнесменов на ту же красоту - то есть получить доступ к фитнес-клубам, салонам красоты и модным магазинам, находящимся во власти этих политиков и бизнесменов (в качестве примера могу привести героя вселенной «Игры престолов» Петира Бейлиша, казначея в королевском Малом совете, имеющего несколько борделей и множество полезных знакомств). Умному человеку не составляет труда, соблазнив красивую женщину, выведать тайны сильных мира сего - то есть тоже одновременно разнообразить коллекцию своих знаний, эстетизировать собственную жизнь и, пусть грязным способом, но подняться по карьерной лестнице, а то и «заработать» место в государственном или административном аппарате (так, Джеймс Бонд, используя гибкий ум, с лёгкостью может, очаровав женщину влиятельного человека, выведать слабое место в любой засекреченной информации и неприступной крепости). На мой взгляд, хоть это и игра воображения, но такая модель реально существовала и существует до сих пор в нашем обществе - иными словами, красота выступает одним из важнейших ресурсов и жизненных благ (или средств и целей) человеческой цивилизации.

И ещё слово об искусстве. Устойчивое выражение «красота спасёт мир» - это искажённая ироничная фраза Ипполита Терентьева, героя романа Достоевского «Идиот»: «Красотою мир спасётся». Любопытно, что Ипполит повторил эту фразу за князем Мышкиным, переврав изначальный смысл, вложенный князем в слово «красота» - совокупность положительных нравственных качеств человека. Достоевский не ошибся - ошибаются интерпретаторы: мир и правда нуждается в красоте, то только в красоте внутреннего мира человека. Причём каждого человека.

Иными словами, красота и есть миф, и субъективное понимание красоты является лишь индивидуализированным представлением, навязанным обществом. В отличие от такой красоты, на мой взгляд (который тоже сформирован под воздействием различных занимаемых мной социокультурных полей), красота внутренняя мифом не является. Всё это сказано к тому, что вы не станете красивыми внешне (физически и социально), пока деньги, время и силы не станут ресурсом для потребления фитнес-клубов и спа-центров, диетических продуктов и соответствующих медицинских препаратов, утягивающих колготок и белья с push -up объёмом, спортивной одежды и декоративной косметики, услуг пластической хирургии и косметологии. Если говорить у же, вы не станете красивыми, пока окружающие вас люди не будут воспринимать вас красивыми, то есть пока вы не будете представлять себя другим как красивых. Что важнее - вы не станете красивыми, пока сами себя не почувствуете красивыми.

И да, в отличие от этого, взрослыми вы никогда не станете.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные