Кто написал батальоны просят огня. «Замысел создания повести «Батальоны просят огня. «Батальоны просят огня»


«Книги о войне воздействуют на нашу память»

Юрий Бондарев

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области. В 1931 году Бондаревы переехали в Москву. В 1941 г. Юрий вместе с тысячами юных москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где он окончил 10-й класс.

Летом 1942 года Юрия Бондарева направили на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Ю. Бондарев был зачислен командиром миномётного расчёта 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошёл длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Его фронтовой путь отмечен орденами и медалями, среди них есть и боевые награды.

После войны Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького в Москве. В 1949 году начал печататься. В 1951 году избран членом Союза писателей СССР. Первый сборник его рассказов – «На большой реке» вышел в 1953 году. Очень скоро Ю.В. Бондарев стал одним из самых печатающихся авторов. Произведения Бондарева переведены более чем на 70 языков. По его произведениям сняты художественные фильмы.

Юрий Васильевич Бондарев живёт и работает в Москве.

Юрий Бондарев всё своё творчество посвятил тяготам войны, судьбам, опалённым её горячим дыханием, героизму солдат и офицеров, высокой ценой оплативших Победу.


«Батальоны просят огня» – повесть Юрия Бондарева, действие которой разворачивается на Украине в 1943 году. Впервые опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1957 г. «Батальоны…» – второе по счёту произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души и осмысление философских проблем.

Это так же самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: «Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!» – а была только голая правда о войне. Впервые здесь был поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.

В основе сюжета – важный этап Великой Отечественной войны, форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года, а именно события на Букринском плацдарме южнее г. Киева.

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка, южнее города Днепрова (вымышленное название) для последующего развития наступления дивизии – так была поставлена боевая задача.

Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме, завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Ерошина и капитана Ермакова.

Таков был план…

Смотрите фильм «Батальоны просят огня» (1985), снятый по повести Юрия Бондарева (реж. В. Чеботарёв, А. Боголюбов).

Цитата из повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня»:

«…Эта маленькая полоса земли на правом берегу Днепра, напротив острова, называлась в сводках дивизии плацдармом, больше того – трамплином, необходимым для развёртывания дальнейшего наступления. Кроме того, в донесениях из штаба дивизии Иверзева неоднократно сообщалось, что плацдарм этот прочно и героически держится, перечислялось количество немецких контратак, количество подбитых танков и орудий, число убитых гитлеровских солдат и офицеров и доводилось до сведения высшего командования, что наши войска концентрируются и группируются в районе острова на узкой, но всёвремя расширяемой полосе правобережья и готовятся нанести удар. С конца прошлой ночи наступило неожиданное затишье, а известно, что в состоянии даже неустойчивой обороны высшие штабы требуют донесений более подробных, чем в период наступления, и в сообщениях из дивизии всё выглядело на плацдарме, естественно, планомернее…».



Книги рельефно-точечного шрифта

Бондарев, Ю. В. Выбор [Шрифт Брайля]: роман / Ю. В. Бондарев. – М. : Просвещение, 1982. – 6 кн. – С изд.: М.: Мол. гвардия, 1982.

Бондарев, Ю. В. Горячий снег [Шрифт Брайля] : роман / Ю. В. Бондарев. – М. : Просвещение,1973. – 6 кн. – С изд.: М.: Сов. писатель, 1971.

Бондарев, Ю. В. Повести [Шрифт Брайля] / Ю. В. Бондарев. – М. : Просвещение, 1975. – 6 кн.

Бондарев, Ю. В. Тишина [Шрифт Брайля] : роман / Ю. В. Бондарев. – М. : МедиаЛаб, 2010. – 6кн. – С изд.: М.: Советская Россия, 1980.

«Говорящие» книги на кассетах

Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня [Звукозапись] : повесть / Ю. В. Бондарев. – М. : «Логос» ВОС, 1993. – 3 мфк., (10 час.27 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1984.

Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня. Последние залпы [Звукозапись] : повесть / Ю. В. Бондарев. – Мн. : Звукотэкс, 2007. – 11 мфк., (15 час.24 мин.) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Современник, 1984.

Бондарев, Ю. В. Берег [Звукозапись] : роман / Ю. В. Бондарев. – М. : «Логос» ВОС, 1994. – 5 мфк., (18 час.10 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1985.

Бондарев, Ю. В. Горячий снег [Звукозапись] : роман / Ю. В. Бондарев. – М. : «Логос» ВОС,1993. – 5 мфк., (17 час.21 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Худож. лит., 1984.

Бондарев, Ю. В. Юность командиров [Звукозапись]. – М. : «Логос» ВОС, 1998. – 4 мфк., (16 час.15 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Воениздат, 1980.

Аудиокниги на флеш-картах

Богомолов, В. О. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» [Электронный ресурс] : роман / В. О. Богомолов; читает М. Росляков. Берег: роман / читает В. Герасимов; Последние залпы: повесть / читает Е. Кочергин; Юность командиров: повесть / Ю. Бондарев; читает Е. Кочергин. – М. : «Логос» ВОС, 2014. – 1 фк., (79 час.11 мин.).

Бондарев, Ю. В. Батальоны просят огня: повесть [Электронный ресурс] . Горячий снег: роман / Ю.В. Бондарев; читает Ю. Заборовский. Альпийская баллада: повесть / В. В. Быков; читает Н. Савицкий. Вам привет от бабы Леры... ; Дом, который построил Дед; Не стреляйте в белых лебедей; Скобелев, или Есть только миг: романы и повесть / Б. Л. Васильев; читает Н. Дородная. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2011. – 1 фк., (80 час.35 мин.).

Юрий Васильевич Бондарев

Батальоны просят огня

Бомбежка длилась минут сорок. В черном до зенита небе, неуклюже выстраиваясь, с тугим гулом уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое пульсировало в клубящейся мгле.

Все горело, рвалось, трещало на путях, и там, где еще недавно стояла за пакгаузом старая закопченная водокачка, теперь среди рельсов дымилась гора обугленных кирпичей; клочья горячего пепла опадали в нагретом воздухе.

Полковник Гуляев, морщась от звона в ушах, осторожно потер обожженную шею, потом вылез на край канавы и сипло крикнул:

– Жорка! А ну где ты там? Быстро ко мне!

Жорка Витьковский, шофер и адъютант Гуляева, гибкой независимой походкой вышел из пристанционного садика, грызя яблоко. Его мальчишеское наглое лицо было спокойно, немецкий автомат небрежно перекинут через плечо, из широких голенищ в разные стороны торчали запасные пенальные магазины.

Он опустился возле Гуляева на корточки, с аппетитным треском разгрызая яблоко, весело улыбнулся пухлыми губами.

– Вот бродяги! – сказал он, взглянув в мутное небо, и добавил невинно: – Съешьте антоновку, товарищ полковник, не обедали ведь…

Это легкомысленное спокойствие мальчишки, вид пылающих вагонов, боль в обожженной шее и это яблоко в руке Жорки внезапно вызвали в Гуляеве злое раздражение.

– Воспользовался уже? Трофеев набрал? – Полковник оттолкнул руку адъютанта и хмуро встал, отряхивая пепел с погон. – А ну разыщи коменданта станции! Где он, черт бы его!..

Жорка вздохнул и, придерживая автомат, не спеша двинулся вдоль станционного забора.

– Бегом! – крикнул полковник.

То, что горело сейчас на этой приднепровской станции, лопалось, взрывалось и малиновыми молниями вылетало из вагонов, и то, что было покрыто на платформах тлеющими чехлами, – все это значилось словно бы собственностью Гуляева, все это прибыло в армию и должно было поступить в дивизию, в его полк, и поддерживать в готовящемся прорыве. Все гибло, пропадало в огне, обугливалось, стреляло без цели после более чем получасовой бомбежки.

«Бестолочь, глупцы! – гневно думал Гуляев о коменданте станции и начальнике тыла дивизии, грузно шагая по битому стеклу к вокзалу. – Под суд сукиных сынов мало! Обоих!» На станции уже стали появляться люди: навстречу бежали солдаты с потными лицами, танкисты в запорошенных пылью шлемах, в грязных комбинезонах. Все подавленно озирали дымный горизонт, и щуплый низенький танкист-лейтенант, ненужно хватаясь за кобуру, метался меж ними по платформе, орал срывающимся голосом:

– Тащи бревна! К танкам! К танкам!..

И, наткнувшись растерянным взглядом на Гуляева, только покривился тонким ртом.

Впереди, метрах в пятидесяти от перрона, под прикрытием каменных стен чудом уцелевшего вокзала, стояла группа офицеров, доносились приглушенные голоса. В середине этой толпы на голову выделялся высоким ростом командир дивизии Иверзев, молодой, румяный полковник, в распахнутом стального цвета плаще, с новыми полевыми погонами. Одна щека его была краснее другой, синие глаза источали холодное презрение и злость.

– Вы погубили все! Па-адлец! Вы понимаете, что вы наделали? В-вы!.. Пон-нимаете?..

Он коротко, неловко поднял руку, и стоявший возле человек, как бы в ожидании удара, невольно вскинул кверху голову – полковник Гуляев увидел белое, дрожавшее дряблыми складками лицо пожилого майора, начальника тыла дивизии, его опухшие от бессонной ночи веки, седые взлохмаченные волосы. Бросились в глаза неопрятный, мешковатый китель, висевший на округлых плечах, нечистый подворотничок, грязь, прилипшая к помятому майорскому погону; запасник, по-видимому работавший до войны хозяйственником, «папаша и дачник»… Втянув голову в плечи, начальник тыла дивизии тупо смотрел Иверзеву в грудь.

– Почему не разгрузили эшелон? Вы понимаете, что вы наделали? Чем дивизия будет стрелять по немцам? Почему не разгрузили?..

– Товарищ полковник… Я не успел…

– Ма-алчите! Немцы успели!

Иверзев шагнул к майору, и тот снова вскинул мягкий подбородок, уголки губ его мелко задергались, в бессилии он плакал; офицеры, стоявшие рядом, отводили глаза.

В ближних вагонах рвались снаряды; один, видимо бронебойный, жестко фырча, врезался в каменную боковую стену вокзала. Посыпалась штукатурка, кусками полетела к ногам офицеров. Но никто не двинулся с места, лишь глядели на Иверзева: плотный румянец залил его другую щеку.

Гуляев, оправляя китель, подошел с готовностью; но этот несдержанный гнев командира дивизии, это усталое, измученное лицо начальника тыла сейчас уже неприятно было видеть ему. Он недовольно нахмурился, косясь на пылающие вагоны, проговорил глухим голосом:

– Пока мы не потеряли все, товарищ полковник, необходимо расцепить и рассредоточить вагоны. Где же вы были, любезный? – невольно поддаваясь презрительному тону Иверзева, обратился Гуляев к начальнику тыла дивизии, оглядывая его с тем болезненно-сострадательным выражением, с каким глядят на мучимое животное.

Майор, безучастно опустив голову, молчал; седые слипшиеся волосы его топорщились на висках неопрятными косичками.

– Действуйте! Дей-ствуй-те! В-вы, растяпа тыла! – крикнул Иверзев с бешенством. – Марш! Товарищи офицеры, всем за работу! Полковник Гуляев, разгрузка боеприпасов под вашу ответственность!

– Слушаюсь, – ответил Гуляев.

Иверзев понимал, что это глуховатое «слушаюсь» еще ничего не решает, и, едва сдерживая себя, перевел внимание на коменданта станции – сухощавого, узкоплечего подполковника, замкнуто курившего у ограды вокзала, – и добавил тише:

– А вы, товарищ подполковник, ответите перед командующим армией за все сразу!..

Подполковник не ответил, и, не ожидая ответа, Иверзев повернулся – офицеры расступились перед ним – и крупными шагами пошел к «виллису» в сопровождении молоденького, тоже как бы рассерженного адъютанта, щеголевато затянутого в новые ремни.

«Уедет в дивизию», – подумал Гуляев без осуждения, но с некоторой неприязнью, потому что по опыту своей долгой службы в армии хорошо знал, что в любых обстоятельствах высшее начальство вольно возлагать ответственность на подчиненных офицеров. Он знал это и по самому себе и поэтому не осуждал Иверзева. Неприязнь же объяснялась главным образом тем, что Иверзев назначил ответственным именно его, безотказного работягу фронта, как он иногда называл себя, а не кого другого.

– Товарищи офицеры, прошу ко мне!

Юрий Васильевич Бондарев

«Батальоны просят огня»

Повесть Ю.Бондарева переносит нас во времена Великой Отечественной Войны в переломный ее момент 1943 года. Был дан приказ батальонам капитана Максимова и майора Бульбанюка создать видимость наступления советских войск к югу от города Днепров. Пока в этом направлении шло сражение, командование стягивало главные силы севернее города для главного удара по фашистским укреплениям.

Батальоны должен был поддерживать дивизионный артполк, но в последний момент его перебросили к северу. Рядовым и офицерам пришлось сражаться с захватчиками без артиллеристской поддержки огнем. Обыкновенные люди, они проявляли находчивость и мужество.

И на войне есть место любви. Кондратьев и Ермаков влюблены в Шурочку. Но кого она предпочтет, когда вокруг льется кровь? Ей льстит внимание офицеров, которые в сложных условиях проявляют мужество и самоотверженность.

Переправа через Днепр – практически невыполнимое задание. Под постоянным обстрелом фашистов, крепко укрепившихся на другом берегу, солдаты и головы поднять не могут. Переправить надо не только людей, но и лошадей, фураж, боеприпасы и два артиллерийских орудия. Падая на мокрый речной песок при каждой вспышке сигнальных ракет, солдаты строили плоты, готовились к наступлению. Незаметно переправиться не удалось. Потери были большими, но батальоны смогли высадиться на другом берегу Днестра.

После переправы надо занять два поселка, укрепиться и удерживать позиции, пока основные войска готовятся к главному удару. Поредевшие батальоны ведут тяжелые бои до последнего человека. Обещанная помощь из дивизии так и не пришла. Этого не было в планах командования.

Остались в живых всего несколько человек из двух батальонов и двух артиллерийских расчетов. Ермаков обвиняет Иверзева, командующего дивизией, в гибели людей. А в это время основные войска успешно переправились через реку и начали наступление севернее города Днепров.

Сочинения

Повесть Бондарева "Батальоны просят огня" Проблемы повести Великая отечественная война в повести Бондарева «Батальоны просят огня» Тема войны в повести Ю. Бондарева «Батальоны просят огня»

Ю. Бондарев – повесть «Батальоны просят огня». В по­вести «Батальоны просят огня» писатель показывает, какой нечеловеческой ценой досталась нам победа. В центре пове­ствования – судьба двух батальонов. Два батальона под ко­мандованием майора Бульбанюка и капитана Максимова должны были форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Золотушино и в районе лесничества для последую­щего развития наступления дивизии. Батальонам был дан приказ завязать бой, затем подать сигнал дивизии – «просим огня». После чего дивизионная артиллерия должна была на­нести удар по противнику. Для поддержки же батальонов во время боя были выделены два орудия под командованием ка­питана Ермакова и батарея лейтенанта Жарова.

Однако в ходе боевых действий планы командования из­менились. Дивизии, которая должна была поддерживать ба­тальоны огнем, приказано сняться с боевых позиций, соеди­ниться с другой дивизией. В результате командир дивизии полковник Иверзев отзывает все полки, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Батальоны подают сигнал о поддержке огнем, но она не при­ходит. Капитан Ермаков соединяется с батальоном Бульбанюка, получившего тяжелое ранение. Вместе со старшим лей­тенантом Орловым Ермаков берет на себя командование ба­тальоном. Вскоре все понимают, что батальон обречен. Орлов и часть бойцов погибают. Ермаков выводит из окружения сво­их людей, оставшихся в живых.

Во второй части повести мы видим ряд превосходно вы­писанных батальных сцен, перемежающихся с анализом ду­шевного состояния персонажей. «Я пытался из различных ощущений героев повести создать картину боя, – замечает автор. – Показать, как с разным настроением и в самый от­ветственный момент испытания мужества дрались и умирали люди». И писатель смог достичь своей цели. Вот Орлов отда­ет приказ пулеметчику чаще менять позицию, он кричит, го­лос его срывается, потом сам ложится за противотанковое ру­жье, трижды промахивается, возвращает солдата, пытающе­гося вылезти из окопов. Вот из трофейного пулемета уничто­жает немецкую пехоту Жора Витьковский, на помощь остаткам батальона спешит молоденький лейтенант Ерошин, но погибает под авиабомбежкой.

Капитан Ермаков винит себя в гибели своих бойцов: «Я командовал батальоном – и остался один. Да разве это не смерть? Так зачем же я еще живу, когда все погибли?» Также Ермаков считает виноватым в гибели батальона полковника Иверзева, командира дивизии. И он обвиняет в гибели людей комдива. Иверзев в романе думает о судьбе всей операции, Ермаков – о конкретных людях. Таким образом, Ю. Бонда­рев затрагивает в повести важнейшую социальную и нрав­ственную проблему – соотношение норм права и морали. И на этот вопрос у автора нет однозначного ответа. Он как бы приглашает читателя к размышлению.

Оба этих образа (капитана Ермакова и комдива Иверзева) выписаны в повести крупным планом. Капитан Ермаков – мужественный человек, решительный, прямолинейный, прак­тически не склонный к рефлексии. Он бросает обвинение в лицо комдиву, не думая о последствиях. Так велит ему посту­пить совесть, понятие об офицерской чести. И он подвергает­ся аресту. Потом его освобождают, представляют к награде. Однако и образ полковника Иверзева в повести достаточно сложен. На первый взгляд он кажется резким, жестким чело­веком. Это автор передает уже в самом портрете героя. «Пол­ковник Иверзев, румяный, светловолосый, с синими холод­ными глазами, одетый в прекрасно сшитый стального цвета китель, твердо и жестко посмотрел на Бориса и сочным голо­сом сказал: Опаздываете, капитан Ермаков!.

Слушая комдива, Ермаков обратил внимание на его руку, сжатую в кулачок, и подумал, что «кулачок этот беспощадно силен, властолюбив, неподатлив…» Комдив Иверзев знает, что прав, поскольку разгадал замысел врага и сорвал его. Но ког­да он остается наедине с собой, то это сознание собственной правоты не спасает его от мучительных дум, укоров совести. Проводив Гуляева и Ермакова, он, «бледный, словно обрюзг­ший сразу», ходит по комнате, «сжимая за спиной дрожащие пальцы». «Щемящая, почти физическая боль» не оставляет его. Чувства, мысли Ермакова ему понятны. «За этим офице­ром стояла своя правда, правда ответственности за гибель батальона, за ним же, Иверзевым, стояла еще большая прав­да – ответственности за всю дивизию». В финале романа Иверзев поднимает солдат в атаку, получает ранение в руку, потом он просит представить к награде погибших и остав­шихся в живых бойцов, в том числе и капитана Ермакова.

Таким образом, в повести определился подход Ю. Бонда­рева к изображению человека на войне, восприятию ее изнут­ри: глазами, умом, сердцем бойца, стреляющего из автомата. Это человек, проходящий, по выражению автора, «проверку на человечность через испытание огнем». Через это испыта­ние проходят все персонажи повести, война становится про­веркой нравственных качеств человека.

Здесь искали:

  • батальоны просят огня краткое содержание
  • бондарев батальоны просят огня краткое содержание
  • батальоны просят огня краткое содержание по главам
В главных
ролях Оператор

Элизбар Караваев
Роман Веселер

Композитор Кинокомпания Длительность Страна Год IMDb Выход фильма ««Батальоны просят огня»»

«Батальоны просят огня» - телевизионный сериал по одноимённой повести Юрия Бондарева . Фильм снят к 40-летию победы в Великой Отечественной войне .

Фильм полностью, лишь с незначительными отличиями, отображает содержание повести, в отличие от предыдущей версии - второй серии киноэпопеи «Освобождение» («Прорыв») 1969 года , которая была снята по той же повести и частично повторяет сюжет.

Известен тот факт, что большинство сцен сражения снимались вблизи села Малополовецкое , Фастовский район , Украина , где на берегах реки Собот строили целые съёмочные платформы.

Основа сюжета фильма - важный этап Великой Отечественной войны , форсирование советскими войсками Днепра в ходе летне-осенней кампании 1943 года .

Два батальона 85-го стрелкового полка под командованием майоров Бульбанюка и Максимова должны форсировать Днепр, создать плацдарм в районе деревни Новомихайловка , южнее города Днепрова (вымышленное название) для последующего развития наступления дивизии (так была поставлена боевая задача). Батальонам был отдан приказ: укрепившись на плацдарме , завязав бой, подать сигнал дивизии «просим огня», после чего вся дивизионная артиллерия должна была дать удар по противнику. Для поддержки батальонов в момент переправы и завязывания боя были выделены два орудия из артполка и два расчёта артиллеристов с ними, под командованием лейтенанта Ерошина и капитана Ермакова, который до ранения командовал батареей стрелкового полка полковника Гуляева. Таков был план. Однако перед наступлением дивизия осталась без боеприпасов: по вине руководства тыла эшелоны не разгрузили за короткую летнюю ночь, и немцы разбомбили их. Командование меняет план наступления, приказывая данной дивизии сняться с занимаемых позиций и переместиться севернее Днепрова, где, соединившись с другой дивизией, которая понесла большие потери в недавних боях, атаковать город с севера. А вступившим в бой батальонам приказано не отступать, теперь их действия должны нести отвлекающий характер. Командир дивизии полковник Иверзев, боясь ослушаться приказа высшего командования, в срочном порядке отзывает все полки, в том числе и артиллерию, оставляя батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. Такова суровая правда войны: лень и халатность одних оплачивается кровью других. Для поддержки батальонов на правом берегу остается лишь два орудия той самой батареи, которой ранее командовал Ермаков, а после его ранения командиром стал старший лейтенант Кондратьев. Приказ этой батерее поддержать батальоны приходит поздно, когда оба батальона оказываются в окружении. За это время они уже несколько раз подавали сигнал с просьбой огня, но огня не было. С первых же минут боя прерывается связь с батальонами. Поэтому у Кондратьева даже нет точных сведений о местоположении батальонов, для того, чтобы открыть огонь. Вся батарея терпеливо ждёт приказа командира полка Гуляева, как только будут получены координаты от связистов. Тем временем батальоны окружены, немцы стягивают в район Новомихайловки всё больше и больше сил. Орудия, приданные батальонам, разбиты, лейтенант Ерошин гибнет, а капитан Ермаков с остатками артиллеристов приходит на КП батальона Бульбанюка, готовый командовать любым из подразделений пехоты. Командир батальона Бульбанюк тяжело ранен, начальник штаба Орлов и капитан Ермаков вдвоём берут на себя командование батальоном. Когда становится очевидно, что поддержки огнём не будет и помощи ждать неоткуда, оба командира и раненый Бульбанюк понимают, что батальон обречён. Тогда Ермаков приказывает ординарцу полковника Гуляева Жорке пройти по всем траншеям и сказать солдатам, что час назад началось долгожданное наступление дивизии. Ермаков пошёл на эту ложь, чтобы сохранить в солдатах последнюю надежду, с надеждой легче умирать. Орлов с группой бойцов отходит на фланг обороны, чтобы попытаться отразить атаку немецких танков на позицию батальона, но танки всё же прорываются, Орлов и все, кто с ним был, погибают. И тогда Ермаков принимает решение с остатками людей (человек 20 от всего батальона!) прорываться из окружения назад к Днепру. К этому моменту Бульбанюк, понимая, что его батальон погибнет, а его ранение смертельно, застрелился. Тем временем командир батареи Кондратьев, устав ждать приказа, просит полковника Гуляева разрешить открыть огонь по старым координатам батальонов. Гуляев поначалу не разрешает, прекрасно отдавая себе отчёт, что в случае, если координаты изменились, огонь батареи может накрыть своих. Но в то же время и он и Конратьев понимают, что дальнейшее промедление может стоить жизни последним оставшимся в живых бойцам батальонов. Кондратьев готов взять на себя ответсвенность за ошибку и открыть огонь без приказа. В последний момент Гуляев всё-таки отдаёт этот приказ. Батарея стреляет по старым координатам и таким образом помогает батальону Максимова. От батальона Бульбанюка в результате остаётся всего четверо солдат и капитан Ермаков, который всё-таки вывел этих последних выживших из окружения. Сразу после возвращения в полк Ермаков является к полковнику Гуляеву, который уже не надеялся увидеть его живым, и требует доставить его к командиру дивизии Иверзеву. Приехав к комдиву, Ермаков в лицо ему говорит всё, что думает о нём, бросившем два батальона на смерть, называет его «сухарём», которого больше не может «считать человеком и офицером». За оскорбление старшего по званию Ермакова арестовали. Но под трибунал он не попал. После успешного взятия Днепрова полковник Иверзев, который в этом бою лично водил людей в атаку и на себе испытал, что такое командовать батальоном, простил Ермакова и даже внёс его в список представленных к наградам, как и погибших Бульбанюка и Орлова (посмертно). В конце фильма Ермаков возвращается из-под ареста и на переправе встречает свою любимую женщину - медсестру Шуру из батареи Кондратьева. (Сама батарея, открыв огонь в тот день для поддержки батальонов, обнаружила себя перед противником и была разгромлена немецкими танками, сам Кондратьев ранен и отправлен в госпиталь). Финальная сцена: Ермаков и Шура, молча обнявшись, идут по мосту через Днепр.

В ролях

  • Александр Збруев - командир батареи капитан Ермаков
  • Олег Ефремов - командир полка полковник Гуляев
  • Александр Галибин - командир батареи старший лейтенант Кондратьев
  • Вадим Спиридонов - командир дивизии полковник Иверзев
  • Игорь Скляр - ординарец Гуляева старшина Витьковский
  • Николай Караченцов - старший лейтенант Орлов
  • Елена Попова - медсестра Шура
  • Владимир Кашпур - командир батальона майор Бульбанюк
  • Вячеслав Баранов - лейтенант Ерошин
  • Борислав Брондуков - старшина Цыгичко
  • Александр Феклистов - сержант Елютин
  • Александр Абрамов - рядовой Скляр
  • Вадим Андреев - рядовой Деревянко
  • Владимир Скляров - рядовой Бобков
  • Евгений Пашин - рядовой Лузанчиков
  • Александр Панкратов-Чёрный - майор-интендант
  • Юрий Дубровин - начальник железнодорожной станции майор Перов
  • Геннадий Фролов - полковник Алексеев
  • Виктор Чеботарёв - майор Денисов
  • Михаил Мокеев - лейтенант Катков
  • Геннадий Корольков - подполковник Семынин
  • Лариса Бобенко - хозяйка хаты
  • Людмила Стоянова - Лидия Андреевна Иверзева, жена полковника Иверзева
  • Лесь Сердюк - пулеметчик
  • Владимир Талашко - Стрельцов

Съёмочная группа

  • Режиссёры: Владимир Чеботарев , Александр Боголюбов
  • Авторы сценария: Юрий Бондарев , Александр Боголюбов
  • Операторы: Элизбар Караваев, Роман Веселер
  • Художники-постановщики: Николай Саушин, Анатолий Бурдо
  • Композитор: Андрей Петров
  • Текст песен: Михаил Матусовский
  • Исполнение песен: Николай Караченцов
  • Звукорежиссёр: Марк Бронштейн
  • Монтаж: Евгения Андреева
  • Военный консультант: Кириллов Анатолий Иванович, генерал-лейтенант т/в

Отличия от повести

  • В повести Бондарева лейтенант Ерошин имеет фамилию Прошин
  • В фильме командир орудия батареи Кондратьева Елютин - художник, который постоянно что-то рисует, тайно влюблен в медсестру Шуру, и перед смертью ей в этом признается. В книге Елютин - часовой мастер, который все время ремонтирует часы, и он является только наводчиком при орудии. А командир орудия - сержант Кравчук, которого в фильме нет, и именно он любит Шуру и признается ей в этом в аналогичной ситуации.
  • В фильме добавлен эпизод: раненого Елютина (Кравчука) переправляют на плоту через Днепр, перед отплытием рядовой Лузанчиков отдает солдатам на плоту папку с рисунками Елютина, во время переправы в плот ударяет немецкий снаряд - прямое попадание и ни Елютина, ни даже его рисунков, больше нет. Тем и ужасна война. В повести о дальнейшей судьбе Кравчука ничего не известно, а Елютин погибает возле орудия.
  • В первоначальном варианте повести, Ермаков был отдан под суд военного трибунала с вытекающими последствиями, но позже, Бондарев изменил окончание повести на более счастливый вариант. Именно окончательный вариант повести и лёг в основу фильма.

Ссылки

  • «Батальоны просят огня» бесплатный онлайн просмотр в «Золотой коллекции Мосфильма» на сайте «mosfilm.ru»


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные