Кто такой лидер? Лидер - это кто? Психология лидерства. Лидер команды

Давайте попробуем выяснить, кто такой лидер ? На эту тему можно услышать и увидеть немало дискуссий, лидерство даже в какой-то степени является модным трендом, многие люди хотят стать лидерами, поскольку это несет в себе немало положительных моментов, способствует и достижению поставленных целей. Все это не спроста: у лидеров действительно намного больше шансов прийти к успеху, достичь большего, чем среднестатистический человек. И вот, чтобы им стать, нужно для начала хорошо понимать, кто такой лидер – об этом и пойдет речь далее.

Чтобы дать точное понятие лидера, для начала я хочу рассмотреть распространенные мифы и заблуждения о лидерстве.

Я заметил, что очень часто понятие “лидер” приравнивают к понятию “руководитель”. То есть, руководителя уже априори считают лидером. Но в действительности, это не обязательно так. Не каждого руководителя можно называть лидером, а не каждый лидер является руководителем. Понятие лидерства и понятие руководства – это разные понятия, и не нужно их путать. В идеале, конечно, руководитель должен стремиться быть лидером, но по факту далеко не всегда так получается.

Если почитать о том, кто такой лидер, в различных методичках, книгах по лидерству и на других сайтах, то там образ лидера часто представлен в виде бесстрашного героя, который ведет за собой толпу и первым рвется в бой. Но фактически, это наверное, какая-то крайность в лидерстве, которая, конечно же, имеет место, но лидеров такого типа единицы среди миллионов, и не факт, что нужно стремиться быть именно таким (такие лидеры, кстати, как правило, очень нехорошо заканчивали).

Так кто же такой лидер в более привычном и приземленном понимании?

Лидер – это человек, обладающий , и пользующийся высоким доверием в коллективе. Это человек, которому другие члены группы готовы делегировать принятие решений за весь коллектив, от имени коллектива.

Таким образом, лидер не обязательно может быть руководителем, но зато он обязательно будет представлять интересы рабочего коллектива перед руководителем.

Также лидер – это не какой-то супермен, это самый обычный человек, который не обязательно должен быть физически сильным и бесстрашным, и даже очень умным, но зато он обязательно должен обладать высокой степенью самодисциплины, быть эмоционально стойким, а главное – уметь и нести за них ответственность. То есть, лидер должен быть сильным духом, морально, вот без этого качества стать лидером будет непросто.

Лидер не обязательно должен постоянно стоять впереди всех и командовать (есть и такой стереотип). Он не обязательно должен быть “звездой” всех новостей, всюду “светиться”, всегда быть в центре событий и внимания. Лидер может проявлять свои лидерские качества только тогда, когда это необходимо, а в остальное время жить совершенно обычной жизнью, ничем не отличающейся от жизни других людей.

Типы лидерства.

Давайте рассмотрим основные типы лидерства. Психологи выделяют несколько классификаций лидеров по разным параметрам.

Типы лидерства по характеру проявления:

  1. Производственный лидер – человек, проявляющие лидерские качества в рабочем коллективе. Как правило, это профессионал с хорошим опытом и отменным уровнем знаний, высокой трудоспособностью, всегда , в общем, пример для подражания. Лидера всегда уважают в коллективе, ему доверяют, но при этом он не обязательно является руководителем, часто он может занимать какую-то промежуточную должность или даже вообще быть рядовым сотрудником.
  2. Эмоциональный лидер – тип лидерства, основанный на умении создать в коллективе эмоциональный комфорт и благоприятную, дружественную, располагающую атмосферу. Например, если мы говорим о лидере в семье, то здесь как раз и идет речь об эмоциональном лидерстве. В то же время, эмоциональный лидер может быть и в рабочем коллективе, но его лидерство уже будет основано не на профессионализме, а на его душевных качествах. Часто такими лидерами становятся “массовики-затейники”, про них часто любят говорить “душа компании”.
  3. Ситуативный лидер – человек, никогда не являющийся лидером, а проявивший лидерство внезапно, в какой-то сложившейся ситуации. Такое тоже иногда бывает. То есть, человек, взявший на себя ответственность в определенных обстоятельствах, обычно требующих незамедлительной реакции. Например, спасающий тонущего, и т.п.

Типы лидерства по отношению к коллективу:

  1. Авторитарный лидер – это человек, чье лидерство основано на силе и власти, которой он нередко сам себя и наделяет. Авторитарного лидера часто не любят в коллективе, боятся, поскольку он принимает решения без учета их мнения и практикует различные системы наказаний. Его подчиненные обычно работают неохотно, но старательно, из-за страха быть наказанными, поэтому демонстрируют высокие показатели деятельности. Авторитарное лидерство часто раздуто искусственно, но при этом оно очень сильное.
  2. Демократичный лидер – это человек, реально заслуживший доверие и уважение со стороны коллектива, как правило, коллектив и выдвигает его лидером. Демократичный лидер всегда интересуется мнением коллектива и отстаивает его интересы. Подчиненные такого лидера всегда стремятся качественно выполнить свою работу, не потому что иначе их отругают и накажут, а потому что действительно хотят этого. Демократичное лидерство считается более предпочтительным типом лидерства, чем авторитарное.

Ну и теперь, чтобы хорошо запомнить, кто такой лидер, подведем краткий итог всему вышесказанному.

Лидер – это обязательно:

  • Человек, обладающий харизмой в той или иной степени;
  • Человек, умеющий принимать решения и брать на себя ответственность, в т.ч. и за других людей;
  • Человек, сильный духом.

Лидер – это не обязательно:

  • Руководитель;
  • Публичный человек;
  • Человек, обладающий выдающимися способностями.

Теперь вы имеете представление о том, кто такой лидер. В заключение хочу дать ссылку еще на одну статью, в которой я более подробно рассматривал, какие качества в себе нужно развивать, чтобы стать лидером: .

Не забудьте подписаться на наши официальные сообщества в соцсетях, чтобы удобно отслеживать выход новых статей на сайте . До новых встреч!

это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип Л. связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. В рамках веберовской традиции исследования Л. выделяется три типа Л., соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В рамках исследования Л. в малых группах различают формальное и неформальное Л. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном Л. выстраиваются по двум типам: руководитель - подчиненные или лидер - последователи. Эти типы Л. либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное Л., предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы Л. могут оказаться эффективными в разной степени. Относительно природы Л. в социологии существует несколько точек зрения. Одной из наиболее ранних была «теория черт», исходящая из необходимости определенных качеств для осуществления роли лидера. Причем набор этих качеств оказывался различным у разных авторов и практически бесконечным. «Ситуационная теория» исходит из определяющей роли тех конкретных условий, в которых действует лидер. Современные подходы пытаются объединить достижения обеих теорий. Они концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свой авторитет, вдохновить последователей йа активные действия по достижению целей.

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

52. Лидер. Лидерство. Виды лидерства.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

По характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

По направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

Виды лидерства:

Формальное– это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

Неформальное– это процесс влияния лидера на людей при помощи своих способностей, авторитета, доверия, умения и других ресурсов.

Лидер может быть одновременно и формальным (официальным) руководителем группы.

3.1 Основные теории лидерства

Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств; поведенческий подход; ситуационный подход .

Подход с позиции личных качеств . Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств. Однако, комплексный обзор исследований в области лидерства подвел к выводу, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Несмотря на сотни проведенных исследований, единого мнения о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера, сформулировано не было.

Поведенческий подход . Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения (манеры поведения с подчиненными в континууме от автократичного до либерального стиля). Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому при описании этого подхода анализируется понятие «стиль руководства» (манера поведения руководителя) и рассматриваются такие важные категории управления, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу, и стиль, ориентированный на человека.

Ситуационный подход . Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Виды лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:

1. Деловое лидерство . Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство . Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство . Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера :

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

· лидеров-вдохновителей , разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

· лидеров-исполнителей , организаторов выполнения уже заданной программы;

· лидеров , являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

Авторитарный . Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

Демократический . Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный(Либеральный) . Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

По характеру деятельности различают:

· универсальный тип , т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;

· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой . Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Понятия «лидер» и «лидерство»

Понятие «лидер» и содержание лидерства

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

Дадим определение понятию «лидер». Лидер - это человек, который построил себя сам, т.е. сэлф-мэйд (бизнес, жизнь, англ. - self-made). Быть лидером нигде не научат - чтобы стать лидером, не надо заканчивать институтов или курсы. Лидерами просто становятся, если у человека есть желание, кто-то, заметив это желание, поощряет его, и дает возможность самореализации, следовательно, потенциальный лидер сможет реализовать свои способности.

Лидер (от англ. leader -- ведущий, первый, идущий впереди) -- лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся признанным авторитетом и обладающее влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Брайан О`Нейл дает свое определение лидерству: лидерство - это оказание влияния на людей таким образом, чтобы они достигали результатов, демонстрируя при этом стандарты и качество работы выше своего обычного уровня.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь -- вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление -- подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

В отличие от руководителя, которого назначают целенаправленно, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае его назначают «сверху» или избирают, таким образом, он приобретает официальный статус руководителя. Неформальный лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психологических и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием неформальный лидер воздействует на поведение людей и может составить оппозицию формальному руководителю.

Если руководитель группы и ее лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счете, определяется уровнем группового развития.

Важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные