Кто такой шариков из собачьего сердца. Образ и характеристика шарикова собачье сердце булгакова сочинение. Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых - может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем?
В начале повести мы видим Шарика - бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла.
Исповедь Шарика печальна: «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь, и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас». Это было умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни. Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый.
Неслучайно автор включает в повествование краткую характеристику этого персонажа. В дневнике Борменталя читаем: «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам».
Речь Шарикова после операции пестрит вульгарными выражениями («В очередь, сукины дети, в очередь», «подлец»). Внешне он так же неприятен: «Человек маленького роста и небритой наружности… с мутноватыми глазками», «На шее у него был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой».
Все попытки привить Шарикову хотя бы первичные навыки культурного поведения и общения дают отрицательный результат. Зато влияние домкома Швондера, который не отягощает «нового человека» никакими культурными программами, кроме революционной - кто был ничем, тот станет всем, - очень эффективно. Это его словами говорит Шариков: «Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить… Каждый имеет своё право».
Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским.
Шариков почуял, что на профессора можно давить, заявлять право на имя, на документы, жилплощадь. А на каком основании? На основании новой идеологии, провозгласившей главенство пролетариата, - в большей степени людей недалёких, не знающих, что делать с полученной властью. Шариков - гиперболизированное, изуродованное отражение «трудового элемента».
Парадоксально выглядит ситуация, когда Шариков гордо отстаивал своё гражданское право иметь имя и документы, а мгновение спустя, устроив в квартире потоп из-за кошки, испугался, как жалкое животное.
Швондер борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, высокомерие к культуре: «Хочу мять цветы - и буду, хочу мочиться мимо унитаза - моё право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров - потесню кого-нибудь и сделаю». Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».
В Шарикове с каждым днём растет фантастическая наглость. Он неуважительно обращается с профессором, фамильярно называл его «папашей». Для него не существует такого понятия, как чувство собственного достоинства. Этот человек считает, что профессор обязан его обеспечивать. В конце концов, Шариков стал опасен для жизни. Преображенский решает исправить свою ошибку: Шариков снова становится добрым, безобидным псом Шариком. Его монологом заканчивается произведение: «Прописался я здесь…».
Шарик-рассказчик, безусловно, стоит на более низкой ступени, чем профессор Преображенский и Борменталь, но его уровень развития гораздо выше Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в произведении подчёркивает драматическое положение человека, стоящего перед выбором - либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. Шариков, возможно, не имел такого выбора. Он - человек «искусственный», имеющий наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества, и только от человека зависело, какой путь он изберёт.

Из обыкновенного пса-дворняги формируется невежественный и опасный хам Шариков, наследующий от Клима Чугункина (донора) не только гипофиз, но и несимпатичную наружность, дурные привычки и склонность к алкоголизму. Автор показывает, как постепенно, «обработанный» председателем домкома Швондером, Полиграф Полиграфович (такое имя он выбрал себе) все больше требований предъявляет к профессору Преображевскому, становится угрозой для всего дома.

Первые слова, которые произносит человеко-пес — это вульгарная ругань и лексикон кабака. Став человеком, он следует привычкам и вкусам трижды судимого завсегдатая пивных Клима Чугункина играет на балалайке, одевается с вопиющей безвкусицей («ядовито-небесного цвета» галстук, лаковые штиблеты с белыми гетрами). Возможно, Шариков так и остался бы в рамках дурных привычек, не представляя особой опасности, если бы не Швондер. Поддерживаемый председателем домкома, Полиграф Полиграфевич начинает предъявлять непомерные требования. На справедливые замечания он огрызается: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». Шариков причисляет себя к трудовому элементу. Театр для него — это «контрреволюция одна». Эскалация безобразий, учиняемых Шариковым, растет. Он уже требует, чтобы его называли по имени и отчеству, приносит из жилтоварищества бумаги на жилплощадь в шестнадцать аршин, на эту жилплощадь Приводит подозрительных личностей, оказавшихся воришками, а затем и невесту. Терпение Преображенского и Борменталя иссякает, но как только Шариков почувствовал угрозу, он становится опасным. Пропав на несколько дней, он появляется в новом виде. «На нем была кожаная куртка с чужого плеча», В бумаге; которую Шариков предъявил профессору, значилось, что он «состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ». Надев кожаную куртку, Шариков обретает себя «по специальности», он ощутил власть и грубо ею пользуется. Вдохновленный Швондером, он сочиняет донос на профессора и его ассистента, обзаводится револьвером и направляет его в конечном итоге на Борменталя, подписав себе смертный приговор. Перенеся обратную операцию, пес, конечно же, ничего не помнит и вполне доволен своей судьбой.

Эксперимент не удался, сам профессор понимает, что в своих научных поисках зашел слишком далеко. Научный интерес не оправдывает чудовищных результатов, полученных в состязании с Творцом. Обращает на себя внимание сцена самой операции: Булгаков усиливает натурализм и физиологичность описания, вызывая чувство отвращения к происходящему. В азарте и волнении «творцы» новой человеческой единицы сами теряют человеческие качества.

Понятно, почему Булгакова волновала тогда проблема подобных научных творений: на его глазах совершался более чудовищный по своим масштабам и результатам социальный эксперимент, задуманный и осуществленный политическими авантюристами — революция и ее последствия. Создавался новый тип человека — гомо советикус, в котором писатель-сатирик увидел прежде всего Шарикова.

Рассмотрим образ Шарикова из повести "Собачье сердце". Булгаков в этом произведении не просто рассказывает о проведенном противоестественном эксперименте. Михаил Афанасьевич описывает новый тип человека, который появился отнюдь не в лаборатории ученого, а в советской действительности послереволюционных лет. Аллегорией этого типа выступает образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Сюжетную основу произведения составляют взаимоотношения между крупным ученым и Шариковым, искусственно созданным из собаки человеком.

Оценка жизни псом Шариком

Первая часть этой повести строится во многом на внутреннем монологе бродячего полуголодного пса. Он оценивает уличную жизнь по-своему, дает характеристику характеров, нравов, быта Москвы времен нэпа со множеством чайных, магазинов, трактиров на Мясницкой с приказчиками, ненавидящими собак. Шарик способен ценить ласку и добро, сочувствовать. Он, как это ни странно, хорошо понимает социальное устройство новой страны. Шарик новоявленных хозяев жизни осуждает, а про Преображенского, старого интеллигента из Москвы, знает, что он не будет "пинать ногой" голодного пса.

Осуществление эксперимента Преображенского

В жизни этой собаки происходит счастливая, по ее мнению, случайность - ее забирает к себе в роскошную квартиру профессор. В ней есть все, даже несколько "лишних комнат". Однако пес профессору нужен не для забавы. Он хочет осуществить фантастический эксперимент: собака должна будет после пересадки некоторой части превратиться в человека. Если Фаустом, создающим в пробирке человека, становится Преображенский, то его вторым отцом, давшим Шарику свой гипофиз, является Чугункин Клим Петрович. Булгаков очень коротко дает характеристику этого человека. Его профессия - игра по трактирам на балалайке. Он плохо сложен, Печень в результате употребления алкоголя расширена. Чунугкин умер в пивной от удара ножом в сердце. Существо, появившееся после операции, унаследовало сущность своего второго отца. Шариков агрессивен, чванлив, нагл.

Полиграф Полиграфович Шариков

Михаил Афанасьевич создал яркий образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Этот герой лишен представлений о культуре, о том, как следует вести себя с другими людьми. Через некоторое время назревает конфликт между творением и творцом, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, именующим себя "гомункулус", и Преображенским. Трагедия заключается в том, что "человек", едва выучившийся ходить, находит надежных союзников в своей жизни. Они подводят революционную теоретическую основу под все его поступки. Один из них - Швондер. Шариков узнает от этого героя о том, какие у него, пролетария, имеются привилегии по сравнению с Преображенским, профессором. Кроме того, он начинает понимать, что давший ему вторую жизнь ученый - классовый враг.

Поведение Шарикова

Дополним образ Шарикова в повести Булгакова "Собачье сердце" еще несколькими штрихами. Этот герой четко осознает главное кредо новоявленных хозяев жизни: воруй, грабь, растаскивай созданное другими, а главное - стремись к уравниловке. И пес, некогда благодарный Преображенскому, уже не хочет мириться с тем, что профессор поселился "один в семи комнатах". Шариков приносит бумагу, согласно которой ему следует выделить в квартире площадь в 16 кв. м. Полиграфу чужды мораль, стыд, совесть. Отсутствуют у него все другие кроме злобы, ненависти, подлости. Он распоясывается все больше и больше с каждым днем. Полиграф Полиграфович бесчинствует, ворует, пьет, пристает к женщинам. Таков образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Звездный час Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Новая работа становится для Шарикова его звездным часом. Бывшая бездомная собака делает головокружительный прыжок. Она превращается в заведующего подотделом по очистке Москвы от бездомных животных. Неудивителен такой выбор Шариковым профессии: подобные им всегда хотят уничтожить своих же. Однако на достигнутом Полиграф не останавливается. Новые детали дополняют образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое описание дальнейших его деяний следующее.

История с машинисткой, обратное превращение

Шариков появляется через некоторое время в квартире Преображенского с молодой девушкой и говорит, что расписывается с ней. Это машинистка из его подотдела. Шариков заявляет, что нужно будет выселить Борменталя. В конце концов выясняется, что он эту девушку обманул, сочинил множество историй о себе. Последнее, что делает Шариков, доносит на Преображенского. Чародею-профессору из интересующей нас повести удается превратить человека обратно в собаку. Хорошо, что Преображенский осознал, что природа насилия над собой не терпит.

Шариковы в реальной жизни

В реальной жизни, увы, шариковы намного более живучи. Наглые, самоуверенные, не сомневающиеся в том, что им все дозволено, эти полуграмотные люмпены довели до глубокого кризиса нашу страну. Это не удивительно: насилие над ходом исторических событий, пренебрежение законами развития общества породить могло лишь Шариковых. Полиграф в повести превратился вновь в собаку. Но в жизни ему удалось пройти длинный и, как казалось ему и внушалось другим, славный путь. Он травил людей в 30-50-е годы, как по роду службы когда-то бездомных животных. Он пронес через всю свою жизнь подозрительность и собачью злость, заменив ими собачью верность, ставшую ненужной. Этот герой, вступив в разумную жизнь, так и остался на уровне инстинктов. И он хотел изменить страну, мир, вселенную для того, чтобы было проще удовлетворить эти звериные инстинкты. Все эти идеи проводит в создавший образ Шарикова в повести "Собачье сердце".

Человек или животное: что отличает шариковых от других людей?

Шариков гордится низким происхождением, своей необразованностью. Вообще, он гордится всем низким, что есть в нем, поскольку лишь это высоко его поднимает над теми, кто выделяется разумом, духом. Подобных Преображенскому людей нужно втоптать в грязь для того, чтобы Шариков мог возвыситься над ними. Шариковы внешне не отличаются ничем от других людей, однако нелюдская их сущность выжидает подходящего момента. Когда он наступает, такие существа превращаются в монстров, ждущих первой возможности для того, чтобы ухватить свою добычу. Таково их истинное лицо. Шариковы готовы предать своих. У них все святое и высокое превращается в свою противоположность, когда они прикасаются к нему. Страшнее всего, что таким людям удалось добиться немалой власти. Придя к ней, нелюдь стремится всех вокруг расчеловечить, чтобы легче стало управлять стадом. Все человеческие чувства у них вытесняет

Шариковы сегодня

Нельзя не обратиться к современности, анализируя образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое сочинение по произведению должно содержать в заключительной части несколько слов о сегодняшних шариковых. Дело в том, что после революции в нашей стране созданы были все условия для того, чтобы возникло большое количество подобных людей. Очень способствует этому тоталитарная система. Они проникли во все области общественной жизни, живут они и сейчас среди нас. Шариковы способны существовать, несмотря ни на что. Главная угроза человечеству сегодня - собачье сердце вместе с человеческим разумом. Поэтому написанная в начале прошлого века повесть и в наши дни остается актуальной. Она является предупреждением будущим поколениям. Кажется порой, что Россия за это время стала другой. Но образ мышления, стереотипы, ни за 10, ни за 20 лет не изменятся. Не одно поколение сменится, прежде чем из нашей жизни исчезнут шариковы, а люди станут другими, лишенными звериных инстинктов.

Итак, мы рассмотрели образ Шарикова в повести "Собачье сердце". Краткое содержание произведения поможет вам поближе познакомиться с этим героем. А прочитав оригинал повести, вы откроете для себя некоторые детали этого образа, опущенные нами. Образ Шарикова в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" - большое художественное достижение Михаила Афанасьевича, как и все произведение в целом.

Собачье сердце. Собачье сердце представляет собой одну интересную историю о сложной операции профессора Преображенского по пересадке человеческого мозга собаке. Ее результатом стало появление нового человека Шарикова, чей образ и характеристику мы рассмотрим в нашем .

Образ Шарикова

Раскрывая тему Шарикова и останавливаясь на образе нового человека, хочется сначала вспомнить, каким Шариков был до превращения. В этом нам поможет сравнительная характеристика пса Шарика и получившегося из него образа человека Шарикова.

Так кем был и в кого превратился пес?
В начале повести Булгакова перед нами предстает бездомный пес. Он добрый, и не представляет опасности для окружающих. Как и любого животного, у Шарика имеются обычные желания. Псу хочется ласки, тепла, еды и укромного местечка, где бы он мог зализывать раны. И вот в судьбе бездомной собаки появляется профессор Преображенский, который подарил ему совершенно новую жизнь, проведя экспериментальную операцию по пересадке гипофиза, взятого у умершего вора, алкоголика и рецидивиста. И читатель перед собой видит образ нового человека, которому дали имя и фамилию Полиграф Полиграфович Шариков.

Лабораторное существо превращается в гражданина Шарикова. Шариков был маленького роста, с жесткими волосами, маленькой головой, язвительной усмешкой и небольшими ногами. Голос Шарикова был глуховат, а походка развалистой. Несмотря на свою внешность и неумение одеваться, Шариков был доволен собой, и в то же время ненавидел своего создателя, который постоянно норовил научить манерам безродного пса. В общем, характер у него был скверный, о чем свидетельствует характеристика и образ персонажа Шарикова.


В начале и в самом конце романа Полиграф Полиграфович Шариков – это добрый и безобидный пес. Однако после неудачного эксперимента профессора Преображенского на свет является чудовищный гомункул Шариков.

Этот герой является своеобразным олицетворением антиразумного общества, которое не имеет стойких представлений о моральных ценностях, отказывается от опыта предыдущих поколений, не признает традиций и исторической мудрости. С помощью операции профессору удалось превратить «милейшего пса» в некое подобие человека, пересадив собаке человеческий гипофиз. Вот только поведение Шарикова отнюдь не напоминает поведение разумного человека. Так называемый «незаконнорожденный сын» профессора играет на балалайке, ругается и сквернословит, бросает окурки на пол, спит в кухне на полатях, подкарауливает ночью Зинку, ворует, ведет себя неприлично, пишет доносы на своего же «папашу» и даже угрожает ему.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Перед профессором стоит непростая задача – из этого существа с «мертвой душой» сделать интеллигентного человека. Всего за два месяца Шариков проделывает огромный путь от абсолютного «ничего» к значительному «всему». Заручившись поддержкой власти, как представитель «трудового элемента», Шариков получает паспорт и устраивается на приличную, руководящую должность. Полиграф Полиграфович теперь заведует подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Теперь это полезный член общества, которого можно использовать в борьбе с классовыми врагами, ведь они мешают Шарикову жить в согласии с его, хоть и человеческим, но ужасно «паршивым» сердцем. Поступки «гражданина» Шарикова наполнены такой аморальностью, цинизмом и бездушием, что профессору ничего не остается, кроме как уничтожить результаты своего эксперимента. Он проводит еще одну операцию и все возвращается к своему начальному положению: грубиян Шариков снова превращается в ласкового Шарика.

Обновлено: 2012-08-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные