Культурное пространство российской империи. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. Международные отношения в XIX в

1) Укажите термин.
Культура (от лат. Culture – «возделывание») – это всё, что создано
человеческим трудом: технические средства и духовные ценности,
научные открытия, памятники литературы и письменности,
произведения искусства, политические теории, правовые и этические
нормы и т.д.
2) Укажите название учреждения
Это учреждение (помещение для редкостей)
основано Петром I в Петербурге в 1719 году.
Кунсткамера
3) Укажите название газеты.
С 1703 года начала регулярно издаваться первая официальная русская печатная
газета, в которой публиковалась иностранная хроника. «Ведомости»

Работа с текстом учебника и рабочими листами

Для успешного выполнения задания вам необходимо: проанализировать материал, соответствующий вашей
паре; подвести итог и дать определение терминам.
Стр. 72 – 76
Стр. 86 – 96
Стр. 97 – 100

10.

11.

12.

13.

Представьте себе, что Вы участник
Всемирного
фестиваля
молодежи
и
студентов и Вам выпала честь рассказать о
культурном
пространстве
Российской
империи XVIII века.
Что и о ком бы Вы рассказали иностранным
слушателям в первую очередь?
Аргументируйте свой ответ.

14.

15.

16.

17.

работы
Денис Иванович Фонвизин
(3 апреля 1745 г. - 12 декабря 1792 г.)
Русский писатель, драматург, публицист
Николай Михайлович Карамзин
(12 декабря 1766 г. - 3 июня 1826 г.)
Историк, крупнейший русский литератор
эпохи сентиментализма
Жанр: комедия
Год написания: 1782 г.
Жанр:
сентиментальная повесть
Год написания: 1792 г.
Жанр: комедия
Год написания: 1768 г.
Гавриил Романович Державин
(14 июля 1743 г. - 20 июля 1816 г.)
Русский поэт, сенатор,
действительный тайный советник.

18.

работа
Растре́лли Варфоломей Варфоломеевич
(Бартоломео Франческо)
(2 ноября 1843 г. - 9 июля 1902 г.)
Русский архитектор
Зимний дворец. Санкт-Петербург
Годы строительства: 1754-1762 гг.
Ме́дный вса́дник - памятник Петру I.
Его открытие состоялось 7 августа
1782 года. Памятник изготовлен из
бронзы. Название «медный»
закрепилось за ним потому, что в
XVIII-XIX веках в русском языке
слово «медь» допускалось к
употреблению в отношении бронзы.
Этье́н Мори́с Фальконе́
(1 декабря 1716 г. - 4 января 1791 г.)
Французский скульптор
Памятник Петру I. 1768-1770 годы
гранит, бронза. Высота 10,4 м
Сенатская площадь. Санкт-Петербург

19.

Опера "Ямщики на подставе" - Марш
Нажми и послушай
Фёдор Григорьевич Волков
(20 февраля 1729 г. - 15 апреля 1763 г.)
Русский актёр и театральный деятель.
Создал первый постоянный русский театр.
Считается основателем русского театра
Евстигней Ипатович Фомин
(16 августа 1761 г. - 28 апреля 1800 г.)
Русский композитор.
Прасковья Жемчугова
в роли Элианы
Евстигней Ипатович Фомин
(1747 г. - 30 марта 1804 г.)
Русский скрипач, композитор и педагог.
Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова
(1747 г. - 30 марта 1804 г.)
Русская актриса и певица.

После Петровских реформ в русской культуре утверждается приоритет светских начал. Став по существу частью государственного аппарата, Церковь утратила свою монополию в определении направлений и форм культуры, хотя ее влияние в обществе продолжало оставаться значительным. В духовную сферу России XVIII в. стали проникать идеи Просвещения, в которых центральное место отводилось просвещенному монарху, способному создать гармоничное общество, где люди в отношениях друг к другу должны руководствоваться гуманными принципами.

Просвещение и наука. В середине XVIII в. продолжилось становление светского образования, начатое при Петре I. Была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, преимущественно для дворян: Шляхетский (1731), Морской кадетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса, в которых велась подготовка к военной и придворной службе. В 1764 г. недалеко от Петербурга, в деревне Смольной по инициативе Екатерины II открылся институт благородных девиц, явившийся первым учебным заведением для женщин. Наиболее значимым событием в сфере образования стало основание в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета. В стране постепенно складывается организационно четкая структура народного просвещения. В 1786 г., согласно Уставу народных училищ, в каждом губернском городе учреждались главные народные училища с четыреклассным обучением, в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Впервые вводились единые учебные планы, предметное преподавание. Для подготовки учительских кадров в 1799 г. при Московском университете была образована учительская семинария.

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки. Выдающимся ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов (1711 - 1765), одинаково успешно работавший как в гуманитарной, так и естественно-научной сферах. Им написана "Российская грамматика", работы в области стихосложения ("Письмо о правилах российского стихотворства", "Риторика"), "Древняя российская история". Научные открытия сделаны М. В. Ломоносовым в геологии, минералогии, химии, физике. Именно он возродил утраченное в период монгольского нашествия искусство мозаики.

Взлет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек - И. И. Ползунова и И. П. Кулибина.

И. И. Ползунов (1728-1766) стал изобретателем универсальной паровой машины. Причем сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт.

И. П. Кулибин (1735-1818) долгие годы, до 1801 г., руководил механической мастерской Академии наук, его творческая мысль охватывала разные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. И. II. Кулибин разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролетом 298 м. Осуществить данный проект не удалось. И. П. Кулибин вел работы по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д.

Как это часто бывает в России, большинство изобретений не получили применения и были забыты, а изобретатели умерли в нищете.

Литература. Литература середины и второй половины XVIII в. оставалась по преимуществу дворянской и была представлена следующими тремя направлениями.

  • 1. Классицизм. Характерными чертами данного направления были пафос национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей русского классицизма был А. П. Сумароков (1717 1777) - автор множество стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга.
  • 2. Реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. прежде всего в творчестве Д. И. Фонвизина (1745-1792), в его комедиях "Бригадир" и "Недоросль".
  • 3. Сентиментализм. Приверженцы данного направления объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали путем высвобождения и совершенствования чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Общественно-политическая мысль. Представителем просветительской мысли в России был Николай Иванович Новиков (1744-1818) - крупный издатель, выпускавший сатирические журналы "Трутень" и "Живописец". Н. И. Новиков критиковал пороки, порожденные феодально-крепостнической системой, вступал в полемику с самой Екатериной II. Будучи членом масонской ложи, он тайно издавал масонские книги. В 1792 г. Н. И. Нови-

ков был арестован, а его журнально-книжное дело подверглось разорению. Однако имя его навсегда осталось в российской культуре.

Идеологом дворянства, сторонником монархии и сохранения крепостного права был Михаил Михайлович Щербатов (1733 1790) - талантливый публицист и историк. Он, однако, критиковал деятельность Екатерины II, обвинял ее в деспотизме и безнравственности. Памфлет М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России" впервые был опубликован только в 1858 г. А. И. Герценом и использован для подрыва авторитета самодержавия.

Особое место в истории общественно-политической мысли занимает Александр Николаевич Радищев (1749-1802), который в своем главном произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" не только подверг критике феодально-крепостническую систему страны, но и высказался за ее ликвидацию революционным путем. Хотя его взгляды не встретили сочувствия у современников, идеи и фигура Л. Н. Радищева были весьма почитаемы у многих поколений отечественных революционеров.

Архитектура. Архитектура России в XVIII в. получила новое развитие. До середины века господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (итал. Ьагоссо - причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшиеся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко считался В. В. Растрелли (1700-1754), по чьим проектам были возведены Смольный монастырь (1748 1762) и Зимний дворец (1754 1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки. Основоположником русского классицизма в архитектуре являлся В. И. Баженов (1737-1799). Самос знаменитое его творение - Пашков дом на Моховой в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки, бывшей имени В. И. Ленина), построенный в 1784-1786 гг.

В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В. И. Баженова М. Ф. Казаков (1738-1812), который создал много зданий, до сих пор сохранившихся в прекрасном состоянии в столице. Среди них можно назвать здание Сената (Присутственные места) в Кремле (1776-1787); старое здание Московского университета (1786-1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицинская (ныне 1-я городская клиническая) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидовых (1779-1791), в котором теперь размещается Московский государственный университет геодезии и картографии и др.

Третьим крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И. Е. Старов (1745-1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен

Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778 1790) и главное архитектурное строение его жизни - Таврический дворец (1783-1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.

Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс для развития скульптуры. Наиболее известным скульптором был Ф. И. Шубин (1740-1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М. В. Ломоносов, П. В. Румянцев, Екатерина И, Павел I и др.). Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе, автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.

Живопись. Русское изобразительное искусство во второй половине XVIII в. вступило в новый этап своего развития и характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен. Тем не менее этот период отличается, прежде всего, расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами двора: вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А. П. Антропов (1716-1795) Ф. С. Рокотов (1736-1808), Д. Г. Левицкий (1735-1822), В. Л. Боровиковский (1757-1825).

Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Шереметева И. II. Аргунов (1729 1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины И, по и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".

Родоначальником русской пейзажной живописи считается сын солдата Преображенского полка С. Ф. Щедрин (1745-1804), в полотнах которого на первое место выходит природа, определяющая содержание и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).

Театр. В Ярославле усилиями купца Ф. Г. Волкова (1729-1763) возникает первый профессиональный театр, который в 1756 г. приглашают в Петербург. Здесь специальным указом императрицы Елизаветы Петровны был создан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А. П. Сумарокова и др.).

Одновременно богатейшие русские вельможи организовали театры у себя в усадьбах, где актерами были их крепостные. Наиболее известный театр был у Шереметевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П. И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н. II. Шереметева.

Ключевые слова

ДВОРЯНСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЕТЕРОТОПИЯ / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА / ЭТИКЕТ / NOBILITY / RUSSIAN EMPIRE / CULTURAL SPACE / HETEROTOPIAS / CULTURAL SECURITY / PARALLEL CULTURAL SPACES / CULTURE / ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Алиев Растям Туктарович

Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии . Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России XVIII-XIX веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства . В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство , которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению, автор научной работы - Алиев Растям Туктарович

  • Политико-правовые основы формирования элиты российского общества XVIII - начала XX веков

    2015 / Лавицкая М. И., Мельников А. В.
  • Социальное самочувствие, стиль жизни и этикет русского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX В.

    2009 / Н.С. Фуражева
  • «Особый путь» русского дворянства в отечественной и зарубежной историографии

    2009 / Дубина В. С., Польской С. В.
  • Страницы репрессий в истории рода дворян Домогацких

    2017 / Столярова К.А.
  • 2016 / Галеев Тимур Ильдарович, Мифтахова Алия Наилевна
  • Культурно-общественные аспекты развития дворянской усадьбы XVIII века

    2019 / Горохова К.Н.
  • Провинциальная бальная культура: к вопросу об истории и понятии

    2011 / Белякова Дарья Владимировна
  • Сословное достоинство московского и западноевропейского дворянства в XVI-XVII веках

    2017 / Кутищев Александр Васильевич
  • новые сословия и социальная политика Российской империи в Казахской Степи в XIX веке

    2019 / Тулешова Улжан Жангелдыновна
  • Проблема образования русского провинциального дворянства хvііі века в оценке современников (на материалах мемуарной и художественной литературы)

    2017 / Долгова В.Н.

Parallel cultural space is a phenomenon within heterotopia. All cultural processes and phenomena, taking place there, operated by special laws and regularities. The author substantiates the fact that the nobility in Russia XVIII-XIX centuries is a special time-space with features of parallel cultural space . In particular, a comparison with other privileged strata of the population of the Russian state, the analysis of internal processes and phenomena proves this fact. Originating in the XII century, among the younger princely nobility went quite a long way in the formation of a special service estate. In the XVIII century is its final form as an aristocratic layer Russia, and the author argues that it is from this time can be observed heterogeneity of the space in which the nobility and there. His positions, access to the broad cultural, political and social benefits provide excellent conditions for the separation of the nobility in a single cultural space , which, in turn, determines the new phenomena. This fact forces us to take a fresh look at the problem in a certain culture formation development in the environment for cultural security problem and reveals the principles of heterotopic spaces functioning

Текст научной работы на тему «Дворянство в Российской империи XVIII-XIX вв. Как параллельное культурное пространство»

УДК 008"312" 24.00.00 Культурология

ДВОРЯНСТВО В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XVШ-XIX ВВ. КАК ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО1

Алиев Растям Туктарович к.и.н.

Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия

Параллельное культурное пространство представляет собой феномен в рамках гетеротопии. Все культурные процессы и явления, происходящие там, функционируют по особым законам и закономерностям. Автор статьи обосновывает тот факт, что дворянство в России ХУШ-Х1Х веков представляет собой особый хронотоп с признаками параллельного культурного пространства. В частности, сравнение с другими привилегированными слоями населения Российского государства, анализ внутренних процессов и явлений и доказывает этот факт. Зародившись ещё в XII веке в среде младшей княжеской дружины, дворянство прошло довольно длинный путь становления в особое служилое сословие. В XVIII веке происходит его окончательное оформление в виде аристократической прослойки России, и автор доказывает, что именно с этого времени можно наблюдать гетерогенность пространства, в котором дворянство и существовало. Его положение, доступ к широким культурным, политическим и социальным благам создают отличные условия для обособления дворянство в отдельное культурное пространство, которое, в свою очередь, детерминирует новые явления. Сам этот факт заставляет по новому взглянуть на проблему культурообразования в определённой среде развития, на проблему культурной безопасности и раскрывает принципы функционирования гетеротопных пространств

Ключевые слова: ДВОРЯНСТВО, РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ГЕТЕРОТОПИЯ, КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО, КУЛЬТУРА, ЭТИКЕТ

Рок 10.21515/1990-4665-124-038

Работа выполнена по проекту 15-! гетеротопии»

UDC 008"312" Culture studies

NOBILITY IN THE RUSSIAN EMPIRE OF XVIII-XIX CENTURIES AS A PARALLEL CULTURAL SPACE

Aliev Rastyam Tuktarovich Candidate in history Astrakhan state university, Astrakhan, Russia

Parallel cultural space is a phenomenon within heterotopia. All cultural processes and phenomena, taking place there, operated by special laws and regularities. The author substantiates the fact that the nobility in Russia XVIII-XIX centuries is a special time-space with features of parallel cultural space. In particular, a comparison with other privileged strata of the population of the Russian state, the analysis of internal processes and phenomena proves this fact. Originating in the XII century, among the younger princely nobility went quite a long way in the formation of a special service estate. In the XVIII century is its final form as an aristocratic layer Russia, and the author argues that it is from this time can be observed heterogeneity of the space in which the nobility and there. His positions, access to the broad cultural, political and social benefits provide excellent conditions for the separation of the nobility in a single cultural space, which, in turn, determines the new phenomena. This fact forces us to take a fresh look at the problem in a certain culture formation development in the environment for cultural security problem and reveals the principles of heterotopic spaces functioning

Keywords: NOBILITY, RUSSIAN EMPIRE, CULTURAL SPACE, HETEROTOPIAS, CULTURAL SECURITY, PARALLEL CULTURAL SPACES, CULTURE, ETIQUETTE

11172 «Культурная безопасность в условиях

http://ej .kubagro.ru/2016/10/pdf/3 8.pdf

Пространство и время для культуры - важные элементы её функционирования. Это именно те категории, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни и составляют его картину мира. Субъект может сопоставлять их с иными категориями миропонимания, выстраивая структуры различной сложности и маркируя их конкретными аксиологическими характеристиками. Любой человек постоянно и неотрывно воспринимает себя в определённом пространстве, будь то физическое (объективное) или культурное (субъективное или объективное, в зависимости от типа пространства). Время же в свою очередь влияет на формирование у человека определённых культурных ценностей.

Прежде всего, пространство определяется отношением человека, то есть субъекта, к среде его пребывания. Таким образом, «пространство может быть описано через совокупность отношений, согласно которым некий объект-пространство может быть определён в пространстве-среде» .

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что конкретно культурное пространство может быть представлено в двух состояниях, в зависимости от соотношения субъекта и самого пространства:

1. Гомогенное - пространство, в котором вещи и идеи однозначны по отношению к субъекту. Как правило, это обычная, привычная среда обитания человека: дом, работа, офис и т.д.

2. Гетерогенное или гетеротопное - пространство, где совокупность вещей по отношению к субъекту неоднородны.

Первым, кто описал подобные пространства, был известный мыслитель XX в., постструктуралист М. Фуко. Он и дал пониманию термина «гетеротопия» новый содержательный и качественный смысл . Философ условно поделил пространства на два типа:

1. «Утопии» - места, которые не имеют реальной привязки к пространству. Они выстраиваются в прямой или противоположной связи с существующими областями социума, и представляют собой «идеальный» топос, где возникает общество идеальное, но вымышленное.

2. «Антиутопии» - пространства с привязкой к реальным местам, где они формируются вместе с самим обществом. Представляют собой так называемое «пространство наоборот», где все имеющиеся типы топоса слиты в одно, отражены и перевёрнуты.

Примечательно является то, что в последнем типе нет традиционных связей ли отношений. Здесь появляются новые, которые формируются благодаря новым законам, отличающимся от традиционного общества .

Таким образом, мы можем говорить, что в том или ином общем культурном поле могут существовать совершенно разные по своим свойствам и характеристикам пространства, где похожие процессы проистекают по объективно различным законами. Примечательно и то, что они могут существовать параллельно друг другу. Исходя из этого, мы обоснованно вводим термин «параллельные культурные пространства».

В данном контексте для нас было бы важно введение в предмет исследования и такого понятия как хронотоп в качестве категории определяющей субъективное восприятие соотношения пространства и времени в культуре. «Человек не рождается с «чувством времени», его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит» . Таким образом, мы видим, что это самое чувство времени и пространства зависит от культурных норм в том или ином пространстве. Поэтому перед нами стоит важнейшая задача определения подобного параллельно существующего хронотопа с гетерогенными свойствами в русской культуре.

Начиная с XVIII в., естественно отличающимся от других слоёв российского государства, по праву можно считать дворянство. Мы не зря выделили его в качестве параллельного культурного пространства предметом нашего исследования. Ведь даже беглый взгляд на эволюцию в Российской империи этого сословия, которое является неотъемлемой частью единого культурного поля, показывает объективные различия от других социальных страт. Совершенно справедливо было бы сказать, что дворянство развивалось по своим социокультурным законам. Тем более, что начиная с XVIII в. дворянство, как отмечал известный русский культуролог и семиотик, Ю.М. Лотман, «было порождением петровской реформы» . Но это не значит, что сословие не существовало и до этого момента. «Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси» .

Эта аристократическая прослойка прошла довольно длинный путь становления. Она уже в XII в. представляет собой низшую знать, которая завязана на отношениях с князем и его хозяйством, и этим противопоставлялись боярам, родовой аристократии . Отсюда и их название, указывает на отношение этой страты к княжескому двору. Уже с XIV в. «...их ратный труд оплачивался тем, что за службу их «помещали» на землю, иначе - "верстали" деревнями и крестьянами. Но ни то ни другое не было их личной и наследственной собственностью. Переставая служить, дворянин должен был вернуть пожалованные ему земли в казну. Правда, за особые заслуги ее могли пожаловать в наследственное владение, и тогда "воинник" становился "вотчинником"» .

Таким образом, мы видим, что уже в допетровскую эпоху дворянство занимало особое место, которое указывает на гетерогенное (непостоянное) состояние самого сословия. Это подчёркивает тот факт, что дворяне в основном владели поместьями, а не наследственной вотчиной. А, следовательно, их положение целиком и полностью зависело, в отличие

от бояр, от княжеской милости. Но в тоже время, в различные периоды русской истории князья, государи и цари нуждались именно в дворянстве, которое могло выступать в качестве особой силы в виду его могущества и многочисленности. Так даже в XII в. Андрей Боголюбский при столкновении с боярами опирался на младших дружинников, «милостников» - прообраз будущего дворянства . Иван IV Грозный так же опирался на них. В частности, при нём был издан указ от 5 января 1562 года об ограничении боярских вотчинных прав, что, в свою очередь, ещё больше, чем прежде уравнивало бояр с поместным дворянством .

Именно дворянство стало движущей силой в событиях эпохи Смуты: на него опирался Борис Годунов, который начал окончательно закрепощать крестьянство в угоду служилого сословия. Лжедмитрий I в своей политике, не доверяя боярам, снова делал ставку на дворян, которые, в свою очередь, проложили ему путь к московскому престолу.

Петровская эпоха уже окончательно приравнивает в 1714 г. дворянство к боярам, стирает между ними границы, сделав, таким образом, и тех и других служилым сословием. Дальнейшие преобразования Петра превратили дворянство в то, каким представляют его люди, когда слышат само только их название.

Ю.М. Лотман, говоря о петровской эпохе, писал: «... Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия.» . Мы здесь видим кроме осознания своей исключительности и привязанности к государству ещё и особое состояние дворянства, в которое оно вошло с петровскими преобразованиями. Теперь дворянство не простое служилое сословие, оно носитель культурных, социальных, государственных и даже в некотором плане духовных ценностей той или иной эпохи. Будучи передовым сословием, дворянство со временем превращается не в просто социальный страт, а именно в параллельное культурное пространство,

развивающееся по своим законам и отличающееся от остальных сословий Российского государства. «Человек XVIII века жил как бы в двух [параллельных] измерениях: полдня, полжизни он посвящал государственной службе, время которой было точно установлено регламентом, полдня он находился вне ее» . Это как раз и породило особое состояние восприятия пространства и времени дворянством до начала XX в.

С XVIII в. в России начинают развиваться наука и образование. И дворянство в этой области также занимает особое привилегированное место, ведь доступ к образованию хоть и был у низших слоёв, но просвещённым считалось именно служилое сословие . Основными учёными, мыслителями и носителями «особых знаний» того времени были выходцы из дворянства, что в очередной раз подчёркивает его особое состояние. Этот разрыв с другими сословиями заставил его обособиться в пространство, которое, в свою очередь, детерминировало новые культурные явления и преобразовывало старые.

Одним из таковых является светский бал, который неразрывно связан именно с дворянством, и получивший в XIX в. особое распространение в Российской империи. Естественным образом корни это явление берёт с, так называемых, Ассамблей, введённых императором Петром I в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года .

Здесь стоит отметить, что жизнь молодого дворянина делилась на две стороны. С одной, он выступал в качестве человека, служащего государству - военная или статская службы. В этом контексте, дворянин -это верноподданный государя, являлся представителем своего сословия. С другой стороны, пребывание вне службы - это частная жизнь человека, полная хозяйственных и семейных забот. Такая бинарность состояния характерна для гомогенного пространства, в котором человек может пребывать довольно долгое время. Но появление балов (сначала

петровских ассамблей) и разрушила его. В них реализуется общественная жизнь дворянина, так как, во-первых, на баллах он не был ни частным лицом, ни служилым человеком; а, во-вторых, здесь реализовывался особый статус представителя привилегированного дворянина, «он был дворянином в дворянском собрании, человеком своего сословия среди своих» . Именно поэтому мы можем говорить об особом месте балов в культурном пространстве дворянства. Вспомнить хотя бы тот факт, что за проведением ассамблей при Петре I было поручено П.И. Ягужинскому: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это, хотя бы количество тостов и обязательное за ними осушение бокалов превышало все, что можно считать вероятным. Если Ягужинский после подобного обеда, став «шумен», приказывал плясать до упаду, то можно было быть уверенным, что все двери хорошо заперты и охранены и что гостям придется плясать до упаду. Ассамблеи при таком принудительном пьянстве и пляске делались тяжелой и даже опасной для здоровья повинностью» . Совершенно естественно, что непривыкшие к такому времяпрепровождению гости поначалу отказывались от участия в «ассамблеях» (поэтому их вынуждали), но проще воспринимали их молодые люди, которые впоследствии стали активными их участниками.

Ассамблеи и, в дальнейшем, балы заставляли дворян формировать вокруг себя определённый круг ценностей, важных для подобного образа жизни. Интерес к танцам, общение друг с другом, этикет - всё это создавало новый образ привилегированного сословия, заставляло его культивировать новое культурное пространство.

Конечно же, кроме бала в этом пространстве были детерминированы и другие явления. В частности, с дворянством ассоциируется дуэль, ставшая неотъемлемой частью их жизни. Стоит отметить, что русский дворянин XVШ-XIX вв. существовал в двух пространственно-временных плоскостях, регулировавших его

общественную жизнь. С одной стороны, он являлся верноподданным государя и беспрекословно подчинялся государственным приказам под страхом стыда, наказания за невыполнение. С другой, он выступал активным участником социальных отношений внутри своего сословия, которое регулировалось понятием чести. Иными словами, дворянин остро реагировал на возможные замечания со стороны других, ведь это могло отбросить тень на характеристику его службы, а, следовательно, на честь самого человека. «С этих позиций переживает известную реставрацию средневековая рыцарская этика.» . При этом дуэль является не просто регулятором отношений «оскорбляющего-оскорблённого», это ещё и подтверждение статуса дворянина, признание оскорблённого (или оскорбившего) равным. При этом стоит отметить, что дуэли, в отличие от балов, как культурные явления находились в неопределённом гетерогенном состоянии: они были популярны в дворянской среде, но к ним отрицательно относилась и официальная власть (Николай I по этому поводу изрёк: «Я ненавижу дуэли; это - варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского» ), и демократические круги XVIII-XIX вв., которые видели в них предрассудки, противоречащие естественным правам человека.

Таким образом, выявляя культурные явления и анализируя жизнь и быт дворянства XVIII - начала XX вв., мы приходим к выводу, что это служилое сословие представляет собой типичный хронотоп и параллельное по отношению к другим социальным стратам пространство. Это выражается, прежде всего, в том, что дворянство, являясь привилегированной частью населения России того времени, носило передовые ценности, у неё был доступ к просвещению, иным идеалам и т.п., формировало новое культурное поле, отличающееся даже по временным характеристикам от традиционного других сословий империи.

Литература:

1. Якушенкова О.С. Образ чужого в гетеротопных пространствах фронтира: дис. ... канд. филос. наук Астрахань. - 2014. - С. 30

3. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. С. 347.

5. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). - Санкт-Петербург. «Искусство - СПБ». - 1994. - С. 18, 22, 91, 1в5.

в. Павлов А.П. Правящая элита русского государства ЕХ-начала ХVШ вв: (очерки истории). - Дмитрий Буланин, 200в. - С. 225.

7. В. В. Богуславский В.В. Славянская энциклопедия. Том 1. Стр. 204.

8. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- С.

9. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры: Учеб.пособие для вузов по спец. "История". - Москва: Высш. шк., 1990. - С.134.

10. Костомаров Н. И.. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей (3 том). - ОЛМА Медиа Групп, 2003. - С. 90.

11. Гнилорыбов П., Зырянов В., Томчин М. Россия в эпоху Петра Великого. Путеводитель путешественника во времени. - Litres, 201в. - С. 30.

12. Соколов К.Б., Черносвитов П.Ю. Европа и Россия: ментальность и художественная культура: сравнительно-исторический анализ. - Нестор-История, 2007. - С. 24в.

1. Jakushenkova O.S. Obraz chuzhogo v geterotopnyh prostranstvah frontira: dis. ... kand. filos. nauk Astrahan". - 2014. - S. 30

2. Foucalt M. Of Other Spaces. Diacritics. 198в. Vol. 1в. №1. P. 22-27. 2в-27.

3. Uhtomskij A.A. Dominanta. SPb.: Piter, 2002. S. 347.

4. Gurevich. A.Ja. Kategorii srednevekovoj kul"tury. - 2-e izd., ispr. i dop.- M.:Iskusstvo, 1984. - S. 44

5. Lotman Ju.M. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva (XVIII-nachalo XIX veka). -Sankt-Peterburg. «Iskusstvo - SPB». - 1994. - S. 18, 22, 91, 1в5.

в. Pavlov A.P. Pravjashhaja jelita russkogo gosudarstva IH-nachala HVIII vv: (ocherki istorii). - Dmitrij Bulanin, 200в. - S. 225.

7. V. V. Boguslavskij V.V. Slavjanskaja jenciklopedija. Tom 1. Str. 204.

8. Skrynnikov R.G. Ivan Groznyj. - M.: OOO «Izdatel"stvo AST», 2001.- S. 78.

9. Zezina M. R., Koshman L. V., Shul"gin V. S. Istorija russkoj kul"tury: Ucheb.posobie dlja vuzov po spec. "Istorija". - Moskva: Vyssh. shk., 1990. - S.134.

10. Kostomarov N. I.. Russkaja istorija v zhizneopisanijah ee vazhnejshih dejatelej (3 tom). - OLMA Media Grupp, 2003. - S. 90.

11. Gnilorybov P., Zyrjanov V., Tomchin M. Rossija v jepohu Petra Velikogo. Putevoditel" puteshestvennika vo vremeni. - Litres, 201в. - S. 30.

12. Sokolov K.B., Chernosvitov P.Ju. Evropa i Rossija: mental"nost" i hudozhestvennaja kul"tura: sravnitel"no-istoricheskij analiz. - Nestor-Istorija, 2007. - S. 24в.

Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.

Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.

Периоды художественного творчества:

  1. эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
  2. эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.

Литература

Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.

Главные черты и достижения периода:

  • новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П. Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
  • активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
  • критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
  • складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

Интерес к литературному творчеству становится массовым.

Театр

Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:

  • создаются при учебных заведениях;
  • учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
  • появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).

Музыка

Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.

К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».

Архитектура

Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.

    Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.

    Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).

    Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.

Живопись

Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:

    портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;

    пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;

    историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;

    сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».

Скульптура

Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.

  • Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
  • Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.

Достижения периода

XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.

Использованная литература:

  1. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
  2. История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
  3. Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.

Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Народы России в XVIII в.

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.

Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Региональный компонент

Наш регион в XVIII в.
Российсская империя в XIX – начале XX вв. 9 класс-68ч.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Россия в эпоху реформ

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика . Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Кризис империи в начале ХХ века

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии . Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент

Наш регион в XIX в.

Всеобщая история

История Древнего мира 5 класс-68 ч.

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии . Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет . Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности . Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина : расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава : военные походы, управление империей.

Древняя Индия . Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай . Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии . Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти: Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство: Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

История средних веков 6 класс-28 ч.

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV-XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI-ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города - центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII-ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII-XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII-XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов . Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья
История Нового времени 7-8 классы-50ч(26+24)

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХV - начале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.

Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий.

Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVI-XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.

Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI-XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. 9 класс-34ч.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815-1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХв.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция - от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861-1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Новейшая история.

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900-1914 гг.

Страны Европы и США в 1900-1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900-1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910-1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья)



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные