Культуры славян (склавинов и антов) V-VII вв. Пражская культура Расселение склавинских племён

Пражская культура - раннесредневековая археологическая культура (V — VII веков н. э.), протянувшаяся длинной полосой по Центральной и Восточной Европе (от верхней Эльбы до среднего Днепра). На юге доходит до Среднего Дуная. Название культура получила по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной чешским археологом И. Борковским в 1930-е годы близ Праги с аналогиями в Польше и Германии. Но культура была выделена позже – уже после войны. Считается первой достоверной культурой славян. На Украине локальным вариантом этой культуры является культура Корчак (в Житомирской области). Чтобы придать всей общности русское звучание, некоторые исследователи называют всю ее пражско-корчакской культурой (Prague-Korchak Culture ).

По соседству с пражской культурой были открыты еще три очень похожих – с юга полосой по лесостепям (от низовий Дуная до Верхнего Донца – пеньковская , а к востоку (по восточному притоку Днепра Десне и поее притоку Сейму) – колочинская , а с северо-запада (от Одера до Вислы) – суковско-дзедицкая . Очевидно, тоже славянские.

Первоначальное ядро пражской культуры — территория Чехии, Словакии, южной Польши и северо-западной Украины, а самые ранние ее поселения (еще IV века) предполагают на левом притоке Днепра Припяти (Южная Белоруссия). Затем ареал её расширился на север Польши, восточную Германию, значительную часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. В этих районах она смешивалась с местными культурами и тут возникали ее локальные варианты, а исторически это отражалось в сообщениях византийских историков о выходе славян к Дунаю в границах Византийской империи.

Соседями всех этих славянских культур были с севера культуры балтских народностей, занимавшие тогда огромное пространство от Балтики до района Москвы: прусски-ятвяжские, лето-литовские, тушемлинская культура Белоруссии, мощинская культура междуречья Сожи и Оки (балтская народность галинды, летописная голядь).

С юго-запада соседями славян в V — VI вв. были германские народности (лангобарды, гепиды и др.), жившие тогда по Дунаю и Южнее Карпат. Затем туда прибыли авары (летописные обры), кочевой народ, под властью которого славяне вторглись на Балканы, на Нижний Дунай, в границы Византийской империи.

Хорошо прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними, исторически засвидетельствованными славянскими культурами. В восточной части ареала в конце VII века пражскую культуру сменяет культура Луки Райковецкой , просуществовавшая до конца IX века, а на востоке (на месте колочинской культуры ) – роменско-борщевская (или, как раньше писали, роменско-боршевская) того же времени.

Носители пражской культуры жили в неукреплённых поселениях, от которых по берегам рек и иных водоёмов остались археологические памятники - селища, в основном небольшого размера (на 8 - 20 хозяйств). По современным меркам это небольшая деревенька. Поселки обычно расположены группами, на расстояниях от полукилометра до трех километров друг от друга. Жилища – это полуземлянки с печами-каменками и перекрытием, покоящимся на срубе или на столбовой конструкции.

Погребальный обряд был полиритуальным. Покойников хоронили кремированными на стороне с прахом в урнах (поля погребальных урн, как в предшествующую эпоху), но также и в грунтовых бескурганных могильниках с трупоположениями и, реже, в курганах с кремацией.

Хозяйство носителей пражской культуры строилось прежде всего на земледелии и скотоводстве. Земледелие было пашенным на лошадях и волах с помощью рала с железным наконечником и просто деревянного. Сеяли пшеницу, ячмень, рожь и овес. Разводили крупный рогатый скот и лошадей, свиней, овец, а также кур.

Из железа изготовлялись наральники, серпы, косы, ножи, шилья, долота, топоры, из оружия – наконечники копий, дротиков и стрел.

Пражская керамика – лепная. Гончарный круг, распространенный в предшествующую эпоху (в пшеворской культуре), был утрачен и забыт в сумятице и бедствиях Великого переселения народов (IV — VII вв). В отличие от предшествующей черняховской культуры посуда очень однообразна. Высокие слабо профилированные горшки с коротким венчиком имеют наибольшее расширение в верхней трети высоты. Иногда встречаются сковородки, а мисок, ваз и кувшинов нет. Коричневатая поверхность сосудов сглаженная. Орнаментации почти не бывает, лишь изредка делаются косые насечки у венчика.

Вообще культура, откровенно говоря, скудная. Нет в погребениях металлического оружия рукопашного боя, нет фибул, пряжек – всё это было в обилии у предшествующих культур. С этой культурой в историю вступил второй эшелон варварских культур Европы, бывший до поры до времени вне связи с мировыми центрами цивилизации – Грецей и Римом, и возраставший на землях трудных для земледелия.

Как у всех славянских народностей средневековья важную деталь женского головного убора составляли височные кольца. Для пражско-корчакской культуры характерна их особая разновилность — височные кольца с эсовидными окончаниями (эсоконечные ) - проволочные кольца, у которых один конец завит в виде латинской буквы S. Носились такие кольца на налобной ленточной повязке или же на головном уборе.

Сопоставление с письменными источниками имеет в виду прежде всего готских и византийских авторов VI века – это Иордан, Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий Стратег. Учитываются, конечно, и более поздние византийские авторы. По византийским и готским источникам, древних славян ко времени открытия пражской культуры представляли как три группы: склавины, анты и венеды. Венедов ассоциировали с пражской культурой, антов – с пеньковской, а склавинов – с суковско-дзедицкой культурами. В. В. Седов предпочел связать памятники восточной части пражской культуры с летописными дулебами. Другие связывают их с хорватами и склавенами.

В середине VI века по степям Северного Причерноморья проходила миграция воинственных кочевых аваров с востока на запад, пострадали и народности пражской культуры. По летописи, авары «примучили» дулебов и установили свою власть над славянами. В источниках Х века сообщается, что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию и там воевала с аварами. Но были и обратные передвижения. Древнерусские летописи рассказывают о связях кривичей (полочан), древлян, полян и дреговичей с племенами белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI — VII веках на территорию Белоруссии.

Падение могущества аварского каганата в Паннонии (Венгрия) в конце VII века под натиском славян, а позже и франков, образование государства Само (в Паннонии) и Великой Болгарии (в Причерноморье) совпало с перестройкой славянского общества повсеместно – и с концом пражской и родственных ей культур.

Происхождение пражской культуры неясно. Появлялись разные гипотезы археологов – то, что пражская культура является продолжением зарубинецкой на Украине (П. Н. Третьяков), то, что она происходит от миграции пшеворской культуры из Польши (польские археологи), или родственна черняховской (В. В. Седов), то, что возникла на основе киевской (догородской) культуры (Е. В. Максимов), а один археолог высказался за ее преемственность от культуры штрихованной керамики Белорусии (Д. А. Мачинский).



План:

    Введение
  • 1 Генетические связи
  • 2 География
  • 3 Культура
  • 4 Хозяйство
  • 5 Этническая принадлежность
  • Примечания
    Литература

Введение

Пражско-корчакская культура в V-VI вв. на фоне других славянских и балтийских культур.

Пражская культура - археологическая культура древних славян (V-VII вв.), в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской [ ] . В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пражско-корчакской (Prague-Korchak Culture).


1. Генетические связи

Имеют место предположения известных археологов о том что пражско-корчакская культура является продолжением зарубинецкой культуры (Г. Лебедев), и является родственной черняховской (Седов В. В.) и киевской культурам (Максимов Е. В.) .

Распад пражской культуры, совпал хронологически с распадом соседнего Аварского каганата, и появлением государства Великая Болгария в Причерноморье.

Прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними славянскими культурами. В конце VII века пражская культура, в восточной части ареала, сменяется культурой Лука-Райковецкой, просуществовавшей до конца IX века .


2. География

Первоначально пражская культура была распространена на территории южной Польши, Чехословакии и северо-западной Украины (Шумское городище). Позднее ареал её расширился в северную часть Польши, восточные районы Германии, Белоруссию (выделяются две группы - полесская и верхнедвинская), среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению пражской культуры с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. По другим версиям исток Пражской культуры следует искать в бассейне реки Припять (Южная Белоруссия), где следы культуры датируются IV веком


3. Культура

Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения - селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас. Изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями. Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее (Пшеворская культура), но была утеряна в связи с великим переселением народов.


4. Хозяйство

земледелие, скотоводтво.

5. Этническая принадлежность

Седов В. В., идентифицирует памятники пражской культуры с раннесредневековой, славянской племенной группой дулебов. . Средневековые византийские источники ассоциируют эти территории с хорватами . В 565-567 годах через территорию пражской культуры проходила миграция аваров. Согласно источников X века, говорится что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию, вступив в противостояние с аварами. Древнерусские летописи рассказывают об этнической связи племен кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках .


Примечания

  1. Г.Лебедев , ВЕРНЁМСЯ К НАЧАЛУ - www.oldru.ru/lebedev.htm
  2. 1 2 Седов В. В. , Древнерусская народность Дулебы - www.xpomo.com/rusograd/sedov1/sedov5.html
  3. Максимов Е. В. , МИГРАЦИИ В ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН - janaberestova.narod.ru/maksimov.html
  4. Ювелирный убор древних славян - www.old-jewellery.nw.ru/praga.htm
  5. Славяне и скандинавы создавали Русь вместе - www.blotter.ru/news/article0637C/default.asp
  6. Происхождение и расселение хорватов в раннем средневековье - www.protobulgarians.com/Russian translations/Istoriya na belite haarvati.htm
  7. Белорусы - be.sci-lib.com/article010346.html - статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  8. Соловьев С.М. , История России с древнейших времен. - www.spsl.nsc.ru/history/solov/main/solv01p3.htm
  9. ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУ - www.krotov.info/acts/12/pvl/lavr01.htm

Литература

  • Русанова И. П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. - М ., 1973.
  • Седов В. В. Славяне в раннем средневековье - lib.crimea.ua/avt.lan/student/book5/. - М ., 1995. - С. 7-39. - ISBN 5-87059-021-3
  • Борковский И. Staroslovanská keramika ve Strědni Evropě. - Praha, 1940.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 11:12:50
Похожие рефераты:

древнеславянская археологическая культура 6-7 вв. н. э. Названа по характерной лепной керамике т. н. пражского типа (см. рис. ), выделенной И. Борковским (1939) из раннесредневековых памятников, раскопанных близ Праги. Представлена неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, и грунтовыми бескурганными могильниками с трупосожжениями в урнах. Первоначально П. к. была распространена на территории южной Польши, Чехословакии, северо-западной Украины. Позднее ареал её расширился в северную часть Польши, восточные районы ГДР, южную Белоруссию, среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению П. к. с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов. Прослеживается преемственная связь П. к. с более поздними славянскими культурами.

Лит.: Русанова И. П., Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом, М., 1973; Borkovský I., Staroslovanská keramika ve Strědni Evropě, Praha, 1940; Hasegawa J., Z badań nad wczesnośredniowieczna keramika zachodniosłowiańska, Łódź, 1973.

И. П. Русанова.

  • - Это четвертая из пяти параллельных улиц Купчина, названных 16 января 1964 года по столицам социалистических стран Восточной Европы. Она проходит от улицы Фучика до проспекта Славы...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - наиболее примитивная культура обработки камня, когда для получения сотрого края камень раскалывался обычно просто пополам, без дополнительной доработки. Возникла около 2,7, исчез около 1 миллиона лет назад...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - умеренно засоленная и копченая ветчина весом 2,5-3 кг, очень подходящий продукт для приготовления горячих блюд из ветчины. Ее можно запечь в хлебном тесте...

    Кулинарный словарь

  • - Период в политической жизни Чехословакии, начавшийся после того, как в январе 1968 г. Александр Дубчек возглавил партию...

    Политология. Словарь.

  • Русская энциклопедия

  • - см. Пражская академия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Шестая Всероссийская конференция РСДРП...
  • - наступательная операция войск 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов 6-11 мая по уничтожению немецко-фашистской группировки на территории Чехословакии во время Великой Отечественной войны 1941-45...

    Большая Советская энциклопедия

  • - состоялась 5‒17 января 1912 в Праге. Присутствовали с решающим голосом представители свыше 20 партийных организаций от крупных центров рабочего движения в России...

    Большая Советская энциклопедия

  • - "" - период демократических преобразований в Чехословакии в 1968...
  • - древних славян в Центр. Европе; названа по характерной керамике, впервые обнаруженной близ Праги. Селища с остатками полуземлянок и грунтовые могильники с трупосожжениями. Хозяйство: скотоводство, земледелие...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 6-11.5.1945, во время Великой Отечественной войны...

    Большой энциклопедический словарь

  • - см. структурализм...

    Словарь лингвистических терминов

  • - бит-культу/ра,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - Пр"ажская весн"...

    Русский орфографический словарь

  • - Возникла во второй половине 20-х гг. ХХ в. Создатели теории – Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон. ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Пражская культура" в книгах

ПРАЖСКАЯ ВЕНЕЦИЯ

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

ПРАЖСКАЯ ВЕНЕЦИЯ Подвластные прежнему навыку, дома опираются на воду. Всё, как в Венеции. Я поверить готова. Но где же, Венеция, твоя гондола? Где же, Венеция, гондольеры твои? Где их гортанные песни любви? Где баркаролы старинные звуки? Где итальянок прекрасные

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА

Из книги Косыгин автора Андриянов Виктор Иванович

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА Они борются за ясные для них целиВесна в Праге, по-моему, самая лучшая пора. Уже не коптят печи, к которым всю зиму грузчики таскали мешки с брикетами бурого угля. Распустилась сирень - «шерик» по-чешски. Загадочно воркуют горлицы. И еще далека душная жара,

«Пражская дефенестрация»

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

«Пражская дефенестрация» В XVII веке Богемия играла роль первостепенной важности в поддержании политического и религиозного равновесия в Европе. Со своими присоединенными провинциями Силезией и Моравией Богемское королевство входило в состав Священной Римской империи.

Пражская операция

Из книги Маршал Варенцов. Путь к вершинам славы и долгое забвение автора Рипенко Юрий Борисович

Пражская операция В первых числах мая в Чехии вспыхнуло восстание. С особенной силой оно разгорелось в Праге. В Чехословакии была сосредоточена под командованием генерал-фельдмаршала Шернера группа армий «Центр» (до пятидесяти полнокровных дивизий и шесть боевых групп,

Пражская фантазия

Из книги Праздничная выпечка в мультиварке автора Вайник А. Г.

ПРАЖСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ

Из книги Ленин в Италии, Чехословакии, Польше автора Московский Павел Владимирович

ПРАЖСКАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ 18 января 1912 года начала свою работу VI Всероссийская конференция РСДРП. Открыл ее Владимир Ильич Ленин.Огромная работа легла на плечи Владимира Ильича в эти дни: он председательствовал на заседаниях, выступал по нескольку раз в день, писал проекты

Пражская разня

Из книги «Нарадзіўся я ліцьвінам…»: Тадэвуш Касцюшка автора Емяльянчык Уладзімір

Пражская разня Начальнікам узброеных сілаў 12 кастрычніка 1794 года Найвышэйшая Рада прызначыла замест Касцюшкі яго земляка Тамаша Ваўжэцкага, аднак ні аўтарытэт, ні вайсковыя здольнасці не давалі яму магчымасці параўнацца з Касцюшкам. 4 лістапада войскі пад

Пражская операция

Из книги Полководец автора Карпов Владимир Васильевич

Пражская операция Перед тем как покончить жизнь самоубийством, Гитлер, причинивший так много бед и страданий своему народу, пытался все-таки еще спасти фашистскую Германию и в своем политическом завещании передал власть новому правительству Германии во главе с

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА Горящий танк на улице ПрагиЧехословакия была последним государством, освобожденным от фашистской Германии. Спустя год после победы на выборах, в 1946 г. коммунисты набрали 40 % голосов и затем сформировали кабинет министров. В 1948 г. Чехословакия была

ПРАЖСКАЯ ЭВАКУАЦИЯ

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ПРАЖСКАЯ ЭВАКУАЦИЯ По мере приближения боевой группы Вейдингера к Праге на ее пути стали все чаще встречаться баррикады, и наконец было получено известие о том, что она отрезана от основных сил полка. Группа Вей-дингера поступила в непосредственное подчинение

«Пражская весна»

Из книги Большая ничья. СССР от Победы до распада автора Попов Василий Петрович

«Пражская весна» Большинство историков рассматривали «пражскую весну» как поворотный пункт в политике Брежнева, после чего началась эра консерваторов. «Пражской весной» принято называть события в Чехословакии в 1967–1968 гг., когда нараставшее недовольство населения

ПРАЖСКАЯ УЛИЦА

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ПРАЖСКАЯ УЛИЦА Это четвертая из пяти параллельных улиц Купчина, названных 16 января 1964 года по столицам социалистических стран Восточной Европы. Она проходит от улицы Фучика до проспекта Славы. С 1918 года Прага – столица Чехословакии, а после разделения страны в 1993 году –

Пражская Лорета

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Пражская Лорета Pra?sk? Loreta Адрес: Лоретанская площадь, 7. Как добраться: метро «Hradcanska», «Malostranska». Трамваи 22, 25, остановка - «Keplerova». Лоретой, или святой хижиной, называется небольшая постройка внутри комплекса. Легенда рассказывает, что хижина, в которой в Назарете жила Дева

Пражская культура

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Культура См. также «Искусство и художник», «Массовая культура», «Политика и культура» Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан* Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио* Культура есть

На основе Черняховской (III-IV вв., готы) и Пшеворской культур сложились славянские культуры:
- Пражско-корчакская культура . IV-VII вв. правобережная Украина до верхней Эльбы, на юге – до среднего и нижнего Придунавья. Словене, склавины, венеды .
- IV - нач. VIII в. Молдавия и Украина. Анты . В дальнейшем слились с славянами.
В IV в. н.э. на основе черняховских древностей (III-IV вв., готы) Поднестровья создаются раннесредневековые памятники пражско-корчакского типа.

ПРАЖСКАЯ КУЛЬТУРА

IV-VII вв.
Чехия, Польша, Украина
Склавины

Исток Пражской культуры находился в бассейне реки Припять (Южная Белоруссия), где следы культуры датируются IV веком.

Пра́жская культу́ра - археологическая культура древних славян (V-VII вв.), распространённая в Центральной и Восточной Европе (от Эльбы до Дуная и среднего Днепра). В некоторых работах эта культура объединяется с корчакской и называется пра́жско-корча́кской (Prague-Korchak Culture).
Название культура получила по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской культуры.

Имеют место предположения известных археологов о том, что пражско-корчакская культура является продолжением зарубинецкой культуры (Г.С. Лебедев), является продолжением пшеворской (И.П. Русанова) и является родственной черняховской (В.В. Седов) или киевской культурам (Е.В. Максимов). Обсуждалась также её возможная преемственность с культурой штрихованной керамики (Д.А. Мачинский).
Распад пражской культуры хронологически совпал с распадом соседнего Аварского каганата и появлением государства Великая Болгария в Причерноморье.
Прослеживается преемственная связь пражской культуры с более поздними славянскими культурами. В конце VII века пражская культура в восточной части своего ареала сменяется Лука-Райковецкой культурой, просуществовавшей до кон. IX в.

Первоначально пражская культура была распространена на территории южной Польши, Чехословакии и северо-западной Украины (Шумское городище). Позднее ареал её охватил также северную часть Польши, восточные районы Германии, Белоруссию (где выделяются две группы - полесская и верхнедвинская), среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению пражской культуры с местными (более ранними) культурами и возникновению локальных вариантов. Высказываются предположения, что наиболее ранние поселения пражской культуры, датируемые IV в., следует искать в бассейне реки Припять (Южная Белоруссия).

Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения - селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас; изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Для поселений пражской культуры характерны жилища-полуземлянки с печами-каменками.
Погребальные памятники пражской культуры представлены полями погребальных урн, грунтовыми бескурганными могильниками с трупоположениями и, реже, курганными могильниками с трупосожжениями.
Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее (пшеворская культура), но была утеряна в связи с Великим переселением народов.
Как и для других славянских племён, для племён, входивших в пражско-корчакскую группировку, характерно ношение височных колец как важной детали женского головного убора. При этом этническим маркером племён пражско-корчакской группировки являются эсоконечные височные кольца - проволочные (или дротовые) кольца различного диаметра, у которых один конец завит в виде латинской буквы S. Носились такие кольца на висках одной или обеих частей головы, а прикреплялись, как правило, к налобной ленточной повязке или же к головному убору.

Основу хозяйственной деятельности племён пражской культуры составляли земледелие и животноводство. Земледелие было пашенным; для вспашки применялись рала (с железными наконечниками и без таковых), а в качестве тягловой силы выступали лошади и волы. Среди используемых зерновых культур преобладали пшеница, ячмень, рожь и овёс. В качестве сельскохозяйственных животных разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, кур.

В. В. Седов идентифицирует памятники пражской культуры в восточной части её ареала с раннесредневековой славянской племенной группой дулебов. Средневековые византийские источники ассоциируют эти территории с хорватами, склавенами. В 565-567 гг. через территорию пражской культуры проходила миграция аваров. На основании источников X века говорится, что часть хорватов переселилась в первой пол. VII в. в Далмацию, вступив в противостояние с аварами. Древнерусские летописи рассказывают об этнической связи племён кривичей (полочан), древлян, полян (днепровских) и дреговичей с осевшими на территории Белоруссии племенами белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII вв.

Склавины (склавены, греч. Σκλάβήνοι, лат. Sclaueni) - название, которое использовали византийские авторы для описания славян, независимо от их племенных названий. Со временем (V-VI вв.) произошло сужение значения слова[источник?], и склавинами стали обозначать славянские племена, жившие между Днестром, Дунаем и Тисой на территории современных Румынии, Молдовы, части Украины и Венгрии, в отличие от обитавших в бассейне Днепра антов.
Название склавинов впервые упоминается в IV в. в работе богослова Кесария Назианзина. Также его использует Иордан в своей Хронике, и Прокопий Кесарийский. Иордан писал, что славянские народы приходят от одного предка и в настоящее время (VI в.) упоминаются под тремя именами: венетов, антов и склавинов. С нач. VI в. греческие летописцы всё чаще упоминают склавинов из-за увеличения их давления на Балканском полуострове. В VII в. о склавинах «называемых венедами» упоминает Фредегар Схоластик, повествуя о создании государства Само.

Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.
Прокопий Кесарийский отмечает, что «у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы», в «Стратегиконе» Псевдо-Маврикия говорится, что анты и склавины «ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы». В то же время при всём сходстве византийцы по неизвестным причинам различали два народа и даже их представителей на службе империи.

Первые рейды склавинов на Византийскую империю, осуществлявшиеся совместно с антами, происходили во время правления императора Юстиниана I. В 540 г. склавины вместе с протобулгарскими кутигурами пришли к воротам Константинополя. В 549 г. совершили самостоятельные экспедиции, в ходе которых разорили Иллирию и Фракию, а также достигли берегов Эгейского моря. В следующем году огромное количество склавинов, которого никогда раньше не видели греки, вторглись в Далмацию и Фракию, в первый раз оставшись в пределах империи на зиму. Посланная на них весной 551 г. византийская армия потерпела сокрушительное поражение при Адрианополе. В 558 г. анты и склавины приняли участие в Великом вторжения кутигуров, достигнув византийского Константинополя и через Фермопилы вглубь Греции. В то время, многие группы склавинов поселились в пределах империи в качестве союзников, поступив на службу императорской армии.
В своей книге «Тайная история» Прокопий Кесарийский так описывает вторжение варварских племен (в числе них и склавинов) в Восточную римскую империю (Византию) во времена василевса (императора) Юстиниана I:
«Поэтому ни одного места, ни одной горы, ни одной пещеры, ни чего-либо другого на римской земле не осталось неразграбленным, причем многим местам случалось подвергнуться разграблению не менее пяти раз. Впрочем об этом и о том, что было совершено мидийцами, сарацинами, склавинами, антами и другими варварами мною рассказано в предшествующих книгах». Прокопий Кесарийский «Тайная история», ч. 10-11, гл. XI.

В союзе с аварами

На долгое время прекращению самостоятельных набегов склавинов на Византию послужило появление в Европе авар. Между 558 и 560 гг. они завоевали булгарских кутигуров и утигуров, а также антов. В 561 г. они осели рядом с дакийскими склавинами, жившими к северу от нижнего Дуная и подчинили их себе. Аварское владычество над дакийскими склавинами, однако, не было твердым. Использовав перемещение авар в 567 г. в Паннонию, склавины отказался платить дань аварам. По приказу своего лидера Добреты были убиты послы кагана авар, которые требовали уплаты дани. Примерно в 578 г., как сообщают греческие летописцы, 100 000 перешли Дунай и вторглись в Грецию. Император Тиберий II заключил союз с аварами, а каган Баян вторгся в Дакию, чтобы отомстить за смерть послов.
Около 574 г. авары помогли склавинам завоевать земли Паннонии, а также некоторые земли низов Савы и середины Дуная. В 579 склавинские строители построили переправу через Саву, что позволило аварам в последующие годы осадить и захватить Сирмий (582). Дакийские склавины самостоятельно вторглись между 579 и 583 гг. на Балканский полуостров, а затем в течение четырёх лет жили на нём совершенно свободно и без страха, как в своей собственной стране. Византия заключила союз с антами, который заставил склавинов частично вернуться в Дакию и вновь примириться с аварами. В результате этого было усилено аваро-славянское давление на Византию. В 584 г. в руки авар попали крепости Виминациум, Августа и Сингидунум. Между 584 г. и 586 г. склавины вместе с аварами дважды осаждали Фессалонику.

Захват Балкан

В 591 г. император Маврикий закончил войну с Персией и переместил армии на европейские земли, после чего в союзе с антами сместил склавинов за Дунай. В ответ на это, в 593 г. или 595 г. авары вторглись на Балканы. Император вёл переговоры с франками по поводу антиаварского альянса, что сковало аварские силы на Западе. Это позволило осуществить план генерала Приска в 596 г. и провести успешную кампанию в Дакии на склавинских землях. После очередного аварского набега в 598 г., спустя год генерал Приск перенес военные действия в регион Тиса и Тимиша, в самое сердце аварского каганата. После одиннадцати лет борьбы в 602 г. императорская армия перешла Дунай и двинулась в области проживания склавинов. Однако, когда император приказал оставаться в болотистой местности вдоль Дуная в зимнее время, его армии подняли мятеж и отправились в Константинополь и посадили на императорский трон своего лидера - центуриона Фоку. В империи началась гражданская война, а затем многолетняя война с Персией. В период между 609 и 615 гг. склавины завладели почти всем Балканским полуостровом. Защищались в области Фессалоники и несколько городов на побережье морей Чёрного, Эгейского, Ионического и Адриатического. Римское и греческое население полуострова защищали свои неприступные города или подверглись ассимиляции. Некоторые покинули плодородные долины, которые теперь были заняты славянами и укрылись в горах, расположенных внутри Балканского полуострова. Оставив сельское хозяйство и торговлю, они занялись примитивным скотоводством, но все ещё сохраняли свои романские языки. Романские пастыри среди народа называли славян валахами. Помимо римских валахов в горах было в основном албанское население - выжившие остатки нероманизированных иллирийских и фракийских народов, которые в будущем участвовали в создании албанского народа.

Положение склавинских племен на Балканах

После оккупации полуострова склавины разделились на несколько племенных союзов.
- Место будущих болгарских дунайских племен занимали северцы и «Семь родов» ().
- В западной Болгарии в долине Тимоку жили тимочане.
- На западной границе, в долине Южная Моравия, с ними поселились моравы.
- В Вардарской Македонии и на озёрах Охридским и Преспанским поселились верзиты.
- В Западных Родопах - смоляне.
- За Струмой - струмяне.
- На полуострове Халкидики - ринхины.
- В западной части равнины Фесалонской жили драговиты и сагудаты.
- В Фессалии - велегезиты.
- В Эпире - ваюниты.
- На Пелопоннесе, в Лаконии, в Тайгете жили эзериты и милинги.

Ок. 625 г. славяне появились на берегах Эгейского моря. Кроме того дакийских склавин на Балканах поселились, вероятно, также и некоторые анты, на что указывают названия племен, таких как северцы или смоляне (вероятно, фракция племен северян и смолян). Вполне возможно, что в то время как приток славян в областях современной Болгарии, Македонии и Греции, некоторые группы паннонских склавин поселились одновременно в Далмации, в районе Солина захваченном в 614 г. аварами.

Дальнейшая история склавинов

В 626 г. склавины приняли участие в подготовленной аварами и персами осаде Константинополя. На Константинополь с запада шла армия аваров, склавинов, кутигуров и гепидов, а с востока, из Азии - армия персов. Так как персы не имели флота, решающим фактором операции было решение перевозить в славянских лодках персидское войско. 10 августа склавинская флотилия лодок т. н. однодревок попыталась прорваться на другую сторону, однако, был разбита греческим флотом. После поражения славяне покинули лагерь персов, а персидское войско ушло к себе. Это был конец склавино-аварского союза. В каганате произошло восстание славян, началась гражданская война, после которой авары долгое время пребывали в упадке.
Племена склавинов Балканского полуострова не объединялись в более крупные союзы, лишь изредка вступая в межплеменные союзнические отношения. Ок. 670 г. главой такого соединения становится вождь Пребад (Пребундус) правитель племени ринхинов известных в Салониках. Пребад был заключен в тюрьму по приказу императора во время его пребывания в Салониках и был казнен в 674 г. Он наладил отношения ринхинов, струмян и сагудатов осадил Фессалоники, присоединил к осаждавшим драговитов, а велегезиты встали на сторону греков. Перед решающей атакой на Солунь струмяне отступили от города и план провалился, но три года спустя была предпринята вторая попытка получить Солуники. Это было последнее совместное наступление склавинов.
В 680 г. в земли будущей дунайской Болгарии вслед за отступающей армией Византии вторглась армия булгар Аспаруха. Племена северцев и «Семь родов», частично вытесняются Аспарухом, а затем заключают союз с протобулгарами. Со временем булгары были полностью ассимилированы славянами, и сформировали вместе единый народ, что привело к появлению болгарского народа.
В Македонии и Греции перешли в наступление византийские императоры. В серии военных походов (658, 688, 804 гг.) склавинов обязали платить дань и кормить военных. Огромная масса славян были переселена в Азию, а на их место императоры завезли греческих, армянских и сирийских колонистов. В девятом веке правители склавинов вместо родных титулов приняли имперские, а подчиненные им племена приняли крещение. В девятом веке область Македония стала объектом византийско-болгарского соперничества. В конце концов, Вардарскую Македонию и Албанию контролировал около половины девятого века болгарский хан Пресиан сделав из них провинции: Кутмичевице, включавшая Албанию и земли Брсяковской Македонии, а также Струмице, включавшую восточную Вардарскую Македонию.
Русский летописец Нестор дал одни из самых ранних свидетельств присутствия славян в современной Польше в хронике, написанной примерно в 1113 г. - «Повесть временных лет». Все западные славяне, живущие в области Варты (поляне), нижнего Одера (лютичи) и средней Вислы (мазовшане) и нижней Вислы (поморяне) происходят от народа ляхов (лехитов), которые были вынуждены переехать из района Дуная.
Полный фрагмент хроники Нестора, в переводе на польский гласит:
«Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне».

Расселение склавинских племён

Славянские племена на территории нынешней Македонии: Верзиты, Струмяне и Драговиты.
- Славянские племена на территории нынешней Греции: Велегезиты, Эзериты и Милинги.
- Славянские племена на территории нынешней Сербии, Боснии и Черногории: Браничевцы, Тимочане и Белые сербы.
- Славянские племена на территории нынешней Хорватии: Шокцы, Гадчане, Ляхи и Белые хорваты.
- Славянские племена на территории нынешней Болгарии: Семь родов, Смоляне и Северяне.

Князья склавинов

- Добрета (ок. 567 - ок. 579)
Венеды стали общей этнической основой для формирования южных и западных славян - склавинов, которые расселились от Балкан до Вислы, и антов - предков восточных славян, которые заселили территорию между Днестром и Северским Донцом.
Добрета возглавлял племена склавинов, живших на Нижнем Дунае и на территории бывшей римской провинции Паннония ок. 570 г. Его имя в греческих источниках выступает как Даврит (греч. Δαυρέντιος, Δαυρίτας). Власть князя на подчиненные племена была ограничена советом «военачальников». Склавины и анты на тот момент находились под давлением аваров.
Византийский историк Менандр Протектор писал, что аварский каган Баян послал посольство, требуя от Добреты и его славян принять сюзеренитет Аварского каганата и уплатить ему дань, зная, что славяне накопили огромные богатства после неоднократных нападений на византийские провинции на Балканах. Добрета ответил: «Родился ли на свете … человек, который бы подчинил себе нашу силу? Не другие нашей землёй, а мы чужой привыкли обладать…».
Около 578 г. Баян организовал военную кампанию против склавинов. Число аваров, как указано в греческих летописях, было 100 000. Они пересекли Дунай и вторглись на территорию Византийской империи. Император Тиберий II заключил союз с аварами и направил их против склавинов. После этого каган Баян вступил с большим войском на территорию Славин в Дакии.
- Мусокий - вождь дакийских славян (склавинов) в кон. VI в.
Главу союза нескольких славянских объединений Мусокия византийские историки Феофилакт Симокатта и следующий ему Феофан Исповедник наделяют титулом рикс. Предположительно центр его владений находился в районе реки Яломицы (между Карпатами и рекой Серетом).
В 593 г. Мусокий потерпел поражение и был пленён византийским стратигом Приском, совершившим большой поход в земли придунайских славян. Незадолго до этого Приск разорил земли другого славянского вождя - Ардагаста.
Феофилакт Симокатта отмечает, что оба славянских правителя были в дружеских отношениях и после поражения Ардагаста от Византийской армии Мусокий даже попытался оказать ему военную помощь. В плен он попал в результате предательства.
Имя славянского вождя, записанное в оригинале как Μουσοκιος пытаются читать как Музок или Мусок.
- Ардагаст (греч. Αρδαγαστος) - вождь одного из объединений дунайских славян (предположительно, склавинов) в VI в., земли которых находились на левом берегу реки Дунай в районе современной Румынии.
В 584 г. у Ардагаст, подстрекаемый каганом авар Баяном I, с большим войском славян напал на балканские провинции Византии. Он разорил все земли вплоть до Длинных стен, окружавших Константинополь, но был разбит византийским полководцем Коментиолом и отступил к Дунаю. В 585 г. опять разорил придунайские земли Византии, захватил большую добычу, однако около Адрианополя (совр. Эдирне в Турции) вновь был разбит Коментиолом. Славяне, бросив добычу, отступили за Дунай.
В 593 г. подвластные Ардагасту славяне напали на византийскую Фракию. В ответ византийский стратиг Приск с большим войском переправился через Дунай и неожиданно атаковал владения Ардагаста. Ардагасту удалось бежать, но его земли были разорены, множество славян попало в плен и было отправлено в Византию. После этих событий сведения об Ардагасте исчезают.
- Хацон - вождь драговитов, командовавший войском, осаждавшей Салоники в 616 г.
В 610 г. племена склавинов воспользовались ослаблением Византии и перешли Дунай, после чего в течение следующих нескольких лет вместе с аварами разоряли Греческий полуостров, вытесняли местное население в греческие горные районы в центре полуострова и на острова Эгейского моря.
В 616 г. Хацон во главе племен сагудатов, драговитов, ринхинов, велегезитов, ваюнитов и верзитов стоял под стенами Салоники. По свидетельству «Чудес святого Димитрия Солунского», склавины были настолько уверены в своей победе, что пришли со своими семьями и пожитками, ожидая, что город падёт и они будут жить в нём. Осаждающие разбили лагеря со своими предметами быта с востока, севера и запада, а чтобы отрезать город от моря они построили огромное количество лодок, построенных по славянскому образцу (цельное бревно, из которого она и выдалбливалась). В ходе боя греки взяли Хацона в плен и казнили его. После смерти своего вождя склавины отступили от Салоников. Это была третья по счету склавинская осада этого города.
- Пребад .

КОРЧАКСКАЯ КУЛЬТУРА

Древляне

Корчакская культура - славянская культура, располагавшаяся на территории Украины в Житомирской обл.
Ряд исследователей рассматривают её как локальный вариант Пражской культуры.
В V-VII вв. на широких пространствах от Эльбы и Дуная до Среднего Поднепровья существовали поселения, в археологии называемые культурой Прага-Корчак. В некоторых работах Пражская культура объединяется с корчакской (древляне) и называется пражско-корчакской (Prague-Korchak Culture).
Она считается первой достоверно славянской, поскольку доказана её связь с последующими "историческими" культурами Восточной Европы, определённо принадлежавшими славянам.
Названа по характерной лепной керамике, впервые обнаруженной близ Праги чешским археологом И. Борковским. Исследователь отметил, что подобная глиняная посуда известна также на территории Польши и Германии, и предложил именовать её пражской, полагая при этом, что она развивалась автохтонно из керамики культуры погребальных урн и кельтской.
Первоначально пражская культура была распространена на территории южной Польши, Чехии и Словакии и северо-западной Украины (Шумское городище). Позднее ареал её расширился в северную часть Польши, восточные районы Германии, южную Белоруссию, среднюю часть Правобережной Украины, Молдавию и Румынию. Это привело к смешению пражской культуры с местными, более ранними культурами и возникновению локальных вариантов.

Культура

Основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения - селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных терасс. Изредка находились и на открытых местах плато. Селища имели в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств.
Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями.
Основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга.
Хозяйство - земледелие и скотоводство.

В 530-х гг. славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 г. лангобардов из Моравии в Италию. В VI в. пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско- корчакской (склавинской) и пеньковской культур - проникают в VI в. в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотештикындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков. В царствование Юстиниана (527-565 гг.) на восточно-европейскую авансцену выходит новый персонаж-славяне. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта)главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534 г. Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 г. и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». В 547-548 гг. два славянских отряда, форсировав Дунай, опустошили земли вплоть до побережья Адриатического моря. В 558-559 гг. огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константиополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах. "Вначале они не щадили ни возраста, ни пола...- пишет современник событий Прокопий Кесарийский,- так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребёнными телами". В 584 г. славяне впервые осаждают Фессалоники. В это время сообщается о переселении сотен тысяч славян в разорённую и обезлюдевшую Фракию.
По данным археологии тогда же началось проникновение пражско-корчакской керамики на территорию Хорватии, а в сербское подунавье - ещё раньше. Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения - носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской культур - проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
680 год : VI Вселенский Константинопольский собор «на VI Вселенском Константинопольском соборе заседали и подписали этот собор славянские епископы».
В кон. VII в. пражская культура сменяется культурой Лука-Райковецкой (древляне), просуществовавшей до кон. IХ в.

ЛУКА-РАЙКОВЕЦКАЯ КУЛЬТУРА

VII-IХ вв.
Древляне


Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах.
Древляне - славянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи.
- Памятники лука-райковецкой культуры имеют следующие признаки: Доминирующий тип поселений - неукрепленные селища, население которых занималось сельским хозяйством, для IХ в. характерно появление городищ, имевших ремесленно-торговый и административный характер.
- Керамика соответствует пражско-корчакской по состав материала, обжигу, способу формовки и ассортименту форм. От указанной культуры отличается наличием орнаментации - защипов или насечек по краю венчика, ямочным, неровным волнистым или линейным орнаментом. В ходе развития культуры происходит изменение сосудов от слабопрофилированных к имеющим большую профилировку, от высоких сосудов более низким и широким. Изначально керамика носит лепной характер. С IХ века появляются сначала лепные сосуды с обточенным на гончарном круге верхом, а затем и сосуды, целиком изготовленные на круге.
- Основной тип погребений - грунтовые могильники. С VIII века увеличивается доля курганных погребений, в IХ -Х вв. вытеснивших грунтовые захоронения. Курганы содержат одиночные погребения.
Украшения , характерные для памятников лука-райковецкой культуры, включают в себя проволочные височные кольца, миниатюрные антропоморфные фибулы, подковообразные фибулы, литые трехрогие подвески-лунницы, серьги-лунницы с гроздевидной подвеской, украшенные псевдозернью и имеющие, как считается, западнославянское происхождение, подвески-бубенчики, пластинчатые, литые браслеты и браслеты выполненные из граненой проволоки, перстни, железные пряжки, стеклянные бусы и пронизки.

Период самостоятельности

Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; ножество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень; в позднейшую пору центр этот, по видимому, перешёл в город Вручий (Овруч).

Подчинение Киеву

По сказанию летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань. В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились не без упорной борьбы. По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил еще большую дань. В 945 г. при попытке киевского князя Игоря собрать повторную дань с древлян те возмутились и убили князя. Вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове Игоря, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. После этого Ольга вместе с малолетним сыном Игоря Святославом пошла войной на древлян, разгромив их.
Вдове Игоря, Ольге, удалось окончательно подчинить древлян, в 946 г. они вошли в состав Киевской Руси.
Святослав Игоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Святой, раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава, который был убит Святополк Окаянным. Со времени Ярослава Древлянская земля входит в состав Киевского княжества. (IV - нач. VIII вв. анты)««« Купить книгу »»»

Copyright © 2015 Любовь безусловная



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные