Легенда о докторе фаусте краткое содержание. Великие мистики в реалиях: доктор Фауст. Фауст в России

Так, прожолжая тему,

Решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и

По совместительству чернокнижнику Фаусту.

Иоганн Фауст (примерно 1480-1540)

Доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии,

Легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на

Протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений

Европейской литературы

Михаил Врубель.

Полет Фауста и Мефистофеля

Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия



Легенда

О докторе Фаусте, ученом-чернокнижнике, продавшем душу дьяволу,

Возникла в Германии в XVI веке.Иоганн Фауст -личность историческая.

С1507 по 1540 год его имя неоднократно встречается в различных

Документах.В 1909 году Фауст упоминается в числе студентов философского

Приходно-расходной книге епископа Бамбергского отмечается: "Назначено и

Пожаловано философу доктору Фаусту 10 гульденов за составление

Гороскопа".

Фауст и Вагнер замечают пуделя (воплощение Мефистофеля).


Тем на менее конкретных биографических данных о Фаусте

Очень мало. Существует предположение, что он был так называемым

"бродячим школяром", то есть одним из представителей средневековой

Интеллигенции, получивших университетское образование, но не имевших

Постоянной службы и переезжавших из города в город в поисках временного

Заработка.Фауст прославился как знаток оккультных наук, предсказатель и

Составитель гороскопов.


Рембрандт, гравюра "Фауст"


Легенда

О том, что Фауст продал душу дьяволу, возникла еще при его жизни. Сам

Фауст не опровергал этих слухов, а, напротив, поддерживал. Один из

Современников Фауста, знавший его лично врач Иоганн Вир, пишет: "Есть у

Меня один знакомый, борода у него черная, лицо темноватое,

Свидетельствующее о меланхолической конструкции (вследствие болезни

Селезенки).

Иллюстрация Л.Д. Гончарова


Когда он как-то

Повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: "До того ты похож на моего

Куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных

Когтей". Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и

Обычно называл куманьком.Реальность сделки с дьяволом в то время ни у

Кого не вызывала сомнений. Другой знакомый Фауста, ученый-богослов

Иоганн Гаст, писал: "Были у него собака и конь, которые, полагаю, были

Бесами, ибо могли выполнять все, что угодно. Слыхал я от людей, что

Собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду".


Фауст

Скончался в 1540 году. В одной из исторических хроник, написанных

Спустя двадцать семь лет после его смерти, говорится: "Этот Фауст за

Свою жизнь совершил так много чудесных дел, что их хватило бы на

Сочинения целого трактата, но в конце концов нечистый все же удушил

Его".И при жизни Фауста, и после его смерти в народе ходило множестве

Рассказов о нем. Они бытовали как в устной, так и в письменной форме,

Причем эти записи считались заметками самого Фауста.В1587 году во

Франкфурте-на- Майне книгоиздатель Иоганн Шпис выпустил книгу под

Названием "История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и

Чернокнижнике", в подзаголовке которой указывалось: "Большей частью

Извлечено из его собственных посмертных сочинений".

Итак...Образ

Легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического

Прототипа. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея

Легенды о докторе Фаусте - жажда познания, для удовлетворения которой

Ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться

Приверженный науке", и "окрылился он, как орел, захотел постигнуть все

Глубины неба и земли". Для этого Фауст заключил союз с дьяволом, и тот

Приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен

Был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы.

Фауст и Мефистофеь. Художник Э. Делакруа.

«Народная книга»

Титульная

Страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера

В волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы

Одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся

Плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста

Быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. В 1587 в

Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка

Легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia

Von Dr. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und

Schwartzkünstler etc.» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике

И чернокнижнике). В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к

Различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др.) и отнесенные в

Ней к Фаусту. Источником книги помимо устных сказаний служили

Современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога

Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und

Erinnerung von Zauberey», 1585; книга И. Вира, ученика Агриппы

Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. перевод 1567, и

Нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого

Знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть

И изучить все основания неба и земли». «В его отпадении сказывается не

Что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем

Титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и

Хотели воевать против бога, или похожая на злого ангела, который

Противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и

Тщеславный»). Заключительная глава книги повествует о «страшном и

Ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы, и душа его идет в ад.

Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Эти черты

Заметно усилены в издании 1589.

Фауст и Мефистофель

Фауст у Кайе

В 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.


Фауст

Читает лекции о Гомере в Эрфуртском университете, по просьбе студентов

Вызывает тени героев классической древности и пр. Пристрастие

Гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь

Похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Однако, несмотря на стремление

Все же овеян известным героизмом; в его лице находит свое отражение вся

Эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом

Неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против

Средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев.




Фауст у Марло

Народной

Книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер

Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка

Легенды. Его трагедия «The tragical history of the life and death of

Doctor Faustus» (изд. в 1604, 4-е изд., 1616) (Трагическая история

Доктора Фауста, русский перевод К. Д. Бальмонта, Москва, 1912, ранее в

Жаждой знания, богатства и мощи. Марло усиливает героические черты

Легенды, превращая Фауста в носителя героических элементов европейского

Ренессанса. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и

Комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, -

Финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных

Порывов.


Фауст у Видмана

Народная

Книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о

Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc.), вышедшего в Гамбурге в

1598. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и

Клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Для него история

О Фаусте в первую очередь - повествование об «ужасных и отвратительных

Грехах и проступках» прославленного чернокнижника; свое изложение

Легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и

Превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему

«поучению и предостережению».




Фауст в XVIII в.

По стопам Видмана пошёл Пфицер (Pfitzer), выпустивший в 1674 свою обработку народной книги о Фаусте.


Исключительную

Популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII

В. в среде писателей период «бури и натиска» [Лессинг - фрагменты

Неосуществленной пьесы, Мюллер-живописец - трагедия «Fausts Leben

Dramatisiert» (Жизнь Фауста, 1778), Клингер - роман «Fausts Leben,

Thaten und Höllenfahrt» (Жизнь, деяния и гибель Фауста, 1791, русский

Перев. А. Лютера, Москва, 1913), Гёте - трагедия «Фауст» (1774-1831),

Русский перевод Н. Холодковского (1878), А. Фета (1882-1883), В.

Брюсова (1928) и др.]. Писателей-штюрмеров Фауст привлекает своим

Дерзновенным титанизмом, своим бунтарским посягательством на

Традиционные нормы. Под их пером он приобретает черты «бурного гения»,

Попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего

Мира. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её

Иррациональный элемент. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают

Тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка

(например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол

Феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность

Господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и



«Фауст» Гёте

Наиболее

Мощного своего художественного выражения тема о Фаусте достигает в

Трагедии Гёте. В трагедии со значительной рельефностью отразилась вся

Многогранность Гёте, вся глубина его литературных, философских и

Научных исканий: его борьба за реалистическое мировоззрение, его

Гуманизм и пр.


Если в «Прафаусте»

(1774-1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением

Пролога «На небе» (написан 1797, изд. 1808) она усваивает грандиозные

Очертания своего рода гуманистической мистерии, все многочисленные

Эпизоды которой объединены единством художественного замысла. Фауст

Вырастает в колоссальную фигуру. Он - символ возможностей и судеб

Человечества. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и

Гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил

Человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.

Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных»

Ступеней. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир»

Эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности

Все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом

Не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий

Творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания.

Трагедия пронизана пафосом творчества. Здесь нет ничего застывшего,

Незыблемого, здесь все - движение, развитие, непрестанное «нарастание»,

Могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких

Ступенях.


Этом отношении знаменателен самый образ Фауста - неутомимого искателя

«верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой;

Отличительной чертой характера Фауста является «недовольство»

(Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.

Фауст погубил Гретхен, так как он отрастил себе орлиные крылья и они

Влекут его за пределы душной бюргерской горницы; он не замыкает себя и

В мире искусства и совершенной красоты, ибо царство классической Елены

Оказывается в итоге всего лишь эстетической видимостью.

Фауст жаждет

Великого дела, осязаемого и плодотворного, и он кончает свою жизнь

Вождем свободного народа, который на свободной земле строит свое

Благополучие, отвоевывая у природы право на счастье. Ад теряет над

Фаустом свою силу. Неутомимо деятельный Фауст, нашедший «верный путь»,

Удостаивается космического апофеоза. Так под пером Гёте старинная

Легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Следует

Отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период

Стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично

Отражали успехи капиталистического прогресса. Однако величие Гёте в

Том, что он уже видел темные стороны новых общественных отношений и в

Своей поэме пытался возвыситься над ними.


Ary Scheffer (1798-1858)

Фауст и Маргарита в саду, 1846

Фрэнк Кадоган Купер "Фауст" - Маргарита, одержимая злым духом в соборе

Образ Фауста в эпоху романтизма

Начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал

Романтиков. Фауст - странствующий шарлатан XVI в. - выступает в романе

Арнима «Die Kronenwächter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Легенду о

Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. перев.

И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835-1836,

Русский перев. А. Анютина [А. В. Луначарского], СПБ, 1904, то же, пер.

Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне ["Фауст" (поэма, назначенная для танцев,

«Der Doctor Faust». Ein Tanzpoem…, 1851) и др.]. Ленау, автор наиболее

Значительной после Гёте разработки темы о Фаусте, изображает Фауста

Двойственным, колеблющимся, обреченным бунтарем.

Фауст и Маргарита. Э. Делакруа.


Тщетно

Мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой

Происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего

Скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Дух отрицания и сомнения

Торжествует над бунтарем, порывы которого оказываются бескрылыми и

Никчемными. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической

Концепции легенды. В условиях зрелого капитализма тема о Фаусте в её

Ренессансно-гуманистической трактовке не могла уже получить

Полноценного воплощения. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной

Культуры, и не случайно в конце XIX и XX вв. мы не имеем значительных в

Художественном отношении обработок легенды о Фаусте.



Татьяна Фёдорова «Фауст и Мефистофель» 1994г

Фауст в России

России легенде о Фаусте отдал дань А. С. Пушкин в своей замечательной

«Сцене из Фауста». С отзвуками гётевского «Фауста» мы встречаемся в

«Дон-Жуане» А. К. Толстого (пролог, фаустовские черты Дон-Жуана,

Томящегося над разгадкой жизни - прямые реминисценции из Гёте) и в

Рассказе в письмах «Фауст» И. С. Тургенева.



Фауст у Луначарского

XX в. наиболее интересное развитие темы о Фаусте дал А. В. Луначарский

В своей драме для чтения «Фауст и город» (написано в 1908, 1916, изд.

Наркомпроса, П., в 1918). Исходя из заключительных сцен второй части

Гётевской трагедии, Луначарский рисует Фауста просвещенным монархом,

Господствующим над страной, отвоеванной им у моря. Однако опекаемый

Фаустом народ уже созрел для освобождения от уз самовластия, происходит

Революционный переворот, и Фауст приветствует происшедшее, видя в нём

Осуществление своих давних мечтаний о свободном народе на свободной

Земле. В пьесе отражено предчувствие социального переворота, начала

Новой исторической эры. Мотивы фаустовской легенды привлекали В. Я.

Брюсова, оставившего полный перевод «Фауста» Гёте (ч. 1 напечатана в

1928), повесть «Огненный ангел» (1907-1908), а также стихотворение

«Klassische Walpurgisnacht» (1920





Фауст Александры Жумайловой-Дмитровской


Феона-Доктор Фауст

КНИГА ИОВА. Уильям Блейк.

Художник И. Тишбейн. Портрет И.В. Гете.




Буккер Игорь 13.06.2019 в 14:33

Имя доктора Фауста слышали все. Ставший культовым героем литературы еще в XVI в еке, он навеки остался в памяти потомков. Вот только реальный человек по имени Фауст имеет мало общего со своим прославленным образом, да и о нем мало что доподлинно известно.

По достоверным источникам, Иоганн Георг Фауст (Johann Georg Faust), или Георг Фауст, родился около 1480 года в Книттлингене, а скончался в 1540 (1541) году в городе Штауфен-им-Брайсгау (Staufen im Breisgau) или около него. Вся его жизнь прошла приблизительно в одном географическом месте - немецкой земле Баден-Вюртемберг. Фауст совмещал в себе сопряженные таланты алхимика, мага, целителя, астролога и предсказателя.

Если вы случайно увидите на прилавке книжного магазина пухлый том, посвященный биографии Фауста, - не верьте глазам своим. Нет, вас не водят за нос: в той гипотетической книжке может быть подробно изложены повседневная жизнь в конце XV - первой половине XVI столетия, литературный и художественный образ Фауста и много еще чего интересного. В фолианте не будет биографии Фауста, поскольку даже полнейшая и скрупулезная биография вполне уместится на нескольких листках формата А4 и при этом далеко не все написанное на них будет правдой.

Как заметил современный немецкий историк литературы Гюнтер Махаль (Günther Mahal), "дебри из вопросительных знаков окружают историческую фигуру Фауста".

Во всех свидетельствах современников о Фаусте, его величают Георг, или Йорг (Jörg). Имя Иоганн впервые всплывает через два десятилетия после смерти алхимика. Знахаря и целителя, Фауста в конце прошлого века назвали бы в России экстрасенсом. В отличие от Кашпировского или Чумака, Фауст не имел громадной телевизионной аудитории, зато его имя преодолело границы не только Германии, но и Европы и осталось в памяти потомков.

В отличие от семи древнегреческих городов, которые вели между собой спор, как о месте рождения великого Гомера, лишь три немецких местечка претендуют быть колыбелью знаменитого Фауста: уже названный выше Книттлинген, Хельмштадт около Гейдельберга и упоминаемое только в предании местечко Рода в Тюрингии. Победу одержал Книттлинген, в котором сегодня существует Музей Фауста и его архив. Собственно говоря, победитель определился благодаря сохранившемуся до наших дней документу о приобретении магом недвижимости в здешних краях. Он датирован 1542 годом.

К сожалению, до настоящего времени уцелела только копия этого документа, сделанная карандашом Карлом Вайзертом (Karl Weisert) в 1934 году. Оригинал сгорел во время Второй мировой войны. Подлинность архивного документа, написанного от руки школьным учителем, официально заверена подписью с печатью тогдашнего бургомистра города Ленера от 3 марта 1934 года. Кроме этой бумаги, сохранилось свидетельство Иоаганна Манлиуса. В письме к своему учителю, написанном в 1563 году, он упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, которого назвал "выгребной ямой, полной чертей", (Scheißhaus vieler Teufel) .

Учителем этого свидетеля был знаменитый теолог и реформатор, сподвижник Лютера, прозванный Учителем Германии (Praeceptor Germaniae) гуманист Филипп Меланхтон. А Фауста он именовал принятым во времена Ренессанса латинизированным псевдонимом Фаустус, что в переводе означало "счастливец".

По прошествии стольких веков весьма трудно судить о том, кем на самом деле был упомянутый Фауст. Некоторые видели в нем обманщика, шарлатана и авантюриста, а другие - философа, алхимика, предсказателя, хироманта и целителя. В некоторых источниках о Фаусте оскорбительно отзываются как о "бродяге, пустом болтуне и босяке-обманщике". По всей видимости, речь шла о бродячем фокуснике.

К слову стоит заметить, что и в наши дни некоторые люди негативно настроены по отношению к экстрасенсам (при этом они не приближались к ним даже на пушечный выстрел), другие были осторожны из зависти к их успехам и т.д. Вдобавок, до 1506 года нет ни единого документа, в котором бы освещалась деятельность доктора Фауста.

В одном из писем нашего героя аттестуют следующими словами: "Магистр Георг Сабелликус Фауст-младший (Georg Sabellicus Faust der Jüngere) - кладезь для некромантов, астролог, второй из магов, хиромант, аэромант, пиромант, второй из гидромантов". Возможно, это пример успешного "пиара" волхва, выдававшего себя за специалиста по чтению линий на руке, по облакам, туману и полету птиц (ауспиции), а также могущего предсказывать и гадать по огню, воде и дыму.

В библиотеке Ватикана сохранилось письмо бенедиктинского аббата из Вюрцбурга Иоганна Тритемия (Iohannes Trithemius), отправленное им 20 августа 1507 года математику и придворному астрологу в Гейдельберге Иоганну Фирдунгу (Johann(es) Virdung, 1463-1535), в котором каббалист Тритемий описывает шашни Фауста с мальчиками. По словам этого ученого человека, когда педофилу Фаусту стало грозить разоблачение его гомосексуальных пристрастий, он скрылся. Великим содомитом и некромантом называли доктора Фауста в документах, которые хранятся в архивах города Нюрнберга.

По словам аббата Тритемия, Фауст похвалялся таким знанием всех наук и такой памятью, что если бы все труды Платона и Аристотеля и вся их философия были начисто забыты, то он, "как новый Ездра Иудейский, по памяти полностью восстановил бы их даже в более изящном виде". А также, как не раз говорил Фауст, он "берется в любое время и сколько угодно раз совершить все то, что совершил Спаситель", сообщает Тритемий.

Неизвестно, был ли Тритемий посвященным, но некоторые утверждали, что он предсказал церковный раскол за два года до появления Лютера, английский переводчик его произведений объявил в 1647 году о пожаре в Лондоне, который опустошит столицу этого острова спустя 19 лет.

Натурфилософ Иоганн Тритемий, учениками которого были небезызвестные Агриппа Неттесгеймский и Теофраст Парацельс, довольно пренебрежительно отзывался о Фаусте и его способностях, что невольно заставляет задуматься, а не зависть ли водила его пером и не возводит ли он напраслину на собрата по ремеслу.

Однако гораздо больше рассказывали о других способностях мага и волшебника, которые напоминали скорее цирковые трюки, нежели игривые похождения с мальчиками. Во время очередной здравицы в честь собутыльника, Фауст в харчевне проглотил мальчишку-прислужника, перелившего вино через край кружки. А будучи однажды на ярмарке, Фауст накрыл своим плащом корзину с куриными яйцами, и из нее тут же вылупились цыплята. В "Лейпцигской хронике" Фогеля записано: "В народе ходят слухи, будто однажды, когда погребщикам в Ауэрбаховском винном погребе никак не удавалось выкатить непочатую бочку с вином, знаменитый чернокнижник доктор Фауст сел на нее верхом и силою его чар бочка сама поскакала на улицу".

В 1520 году Фауст составил гороскоп рождения влиятельному Бамбергскому архиепископу-курфюрсту Георгу III. Нужно отметить, это знак немалого признания заслуг чародея, так как Его высокопреосвященство был одним из наивысших церковных иерархов в немецкоязычных странах. "Также Х гульденов дадено и послано доктору фаустусу философу", - именно так строчными буквами педантично засвидетельствовал камердинер архиепископа-курфюрста. Десять гульденов по тем временам были княжеской платой.

В начале XVI века по городам Германии разъезжал некий ученый человек по имени Иоганн Фауст, который выдавал себя за всесведущего доктора. О нем говорили, что на самом деле он чернокнижник, чародей, алхимик, астролог, короче, дьявол. Фауст не отрицал этого, похвалялся тем, что для него открыты все тайны природы. Он якобы может из свинца делать золото, вылечивать любые болезни, по звездам определять судьбу человека, а главное, знает секрет изготовления эликсира бессмертия.

В реальности Фауст после учебы в университете не хотел заниматься лечебной практикой. Пользуясь невежеством и доверчивостью богатых людей, он выуживал золото из их кошельков. Фауст был образованным шарлатаном, и о нем распространилась слава как о великом чудодее.

Постепенно сложились легенды о необыкновенном докторе, волшебнике и маге, который якобы вступил в сговор с дьяволом, продал ему свою душу и за это получил бессмертие. Иоганн Вольфганг Гёте, хорошо знавший историю «доктора», написал на эту тему поэму-трагедию, которую назвал «Фауст».

След реального доктора Фауста затерялся в европейской истории. Никто толком не знал, что с ним произошло, куда он делся. Хотя известна дата его смерти, 1540 год, многие считали, что он не умер, а действительно попал под власть дьявола, целиком подчинился ему и выполнял все его поручения. Он жил в преисподней, но иногда принимал человеческий облик и вылетал оттуда. У него длинный черный плащ, на голове шляпа с полями и страусиными перьями. У него густая черная борода и очень живые глаза. Если кто посмотрит в них, то начнет подчиняться его воле и станет его слугой. Доктора Фауста не раз видели верхом на лошади, рядом с ним бежала собака. Считалось, что его животные - бывшие люди, ставшие бесами, которые могли превращаться в кого угодно.

Но все эти фантастические рассказы отнюдь не пугали, а, наоборот, делали образ доктора Фауста привлекательным. Многие жители Германии, особенно из числа зажиточных, искали встречи с ним. Некоторые влиятельные курфюрсты, феодалы готовы были платить немалые деньги, чтобы принять его у себя дома, послушать его рассказы о потустороннем мире, о бессмертии, посмотреть его опыты.

В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга Иоганна Шписа, в которой он изложил сведенные воедино многие легенды об Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, которого описал как безбожника, неправедного человека, опасного для людей.

Согласно записям Шписа, доктор Фауст чрезмерно увлекся познанием окружающего мира. Он большую часть времени проводил в своей лаборатории, где ставил разные магические опыты. Но многие загадки природы разгадать так и не сумел. Он был очень раздосадован. Именно жажда познания и собственное бессилие привели к тому, что ради открытия разных секретов, постижения тайн небес и земли он согласился продать свою душу дьяволу.

Едва он подумал о сговоре с нечистой силой, как перед ним тотчас появился странный человек не от мира сего. В коротком плаще, с хитрой улыбкой и едва заметными в волосах рогами. Это был дух зла Мефистофель.

Между ними завязался оживленный разговор. Фауст хотел знать об окружающем мире все, его интересовал круговорот в природе, устройство Вселенной. Ему хотелось знать смысл восхода солнца, его заката, смысл смены дня и ночи, появления звезд на небе. Мефистофель старался удовлетворить любознательность доктора, но и ему не хватало познаний. Тогда он предложил Фаусту самому заняться исследованием. С этой целью Мефистофель отдал ему волшебную повозку, запряженную двумя драконами, на которой Фауст мог подняться наверх, к небесам, и оттуда обозреть Вселенную и всю землю. А после возвращения он и Фауст могли бы вместе проехать по всей земле и посмотреть другие страны и города.

Они заключили договор, и каждый занялся своим делом. Поднявшись над землей, Фауст убедился, что солнце, которое с земли кажется размером с золотой талер, на самом деле гораздо больше земли. И приближаться к нему опасно. Спустившись на землю, он вместе с Мефистофелем отправился в поездку по разным странам и городам.

Как-то раз Фауст повстречал торговца свиньями и решил обмануть его. Напустив на торговца свои колдовские чары, он продал ему вязанку соломы, которую тот принял за породистую свинью и заплатил золотом.

В другой раз Фауст столкнулся на дороге с крестьянином, который вез на продажу сено. Между ними возникла перебранка, никто не хотел уступать другому дорогу. Тогда Фауст пригрозил крестьянину немедленной страшной карой, сказал, что съест его вместе с лошадью, если тот не уберется с дороги. Крестьянин не испугался и сказал, пусть только попробует. И тут Фауст открыл рот, который стал расширяться и расширяться. В него могла бы поместиться не одна повозка.

Крестьянин в ужасе побежал за помощью, встретил бургомистра и рассказал ему об увиденном. Когда вместе со стражей они прибежали на место, то повозка крестьянина с лошадью, с сеном, как и прежде, стояла на дороге. Фауста рядом конечно было. Крестьянин стал оправдываться, приводил в свидетели Бога, говорил, что это Фауст его околдовал. Его надо поймать и прилюдно наказать.

По другой легенде, Фауст называется профессором Лейпцигского университета. Профессор демонстрировал студентам разные фокусы, вместе с ними пировал, пил вино и продолжал удивлять их своими необыкновенными чудесами.

Для пиршеств был избран винный подвальчик владельца Ауэрбаха, который и сегодня существует в Лейпциге и называется Ауэрбахс-келлер. В нем доктор Фауст демонстрировал свои магические силы. Он заставлял бочку с вином скакать по ступенькам. Эта же бочка сама наполняла бокалы студентов вином. Фауст пригласил в погребок обезьян, которые танцевали на полу и на столах столь уморительно, что некоторые студенты падали на пол от смеха, глядя на их ужимки.

В этом же погребке Фауст рассказал студентам историю Троянской войны и по их просьбе вызвал образ Елены Прекрасной. Девушка была настолько хороша, что профессор сам влюбился в нее, сделал
своей женой, и она родила ему сына. В этот погребок наведывался и Мефистофель. Из этого погребка сам Фауст на бочке выскочил на улицу.

С приближением смерти легендарный Фауст стал задумываться о смысле собственной жизни, о своей связи с дьяволом. Он начал понимать, что приобретенные им знания мало что ему дали, за них он заплатил слишком дорогую цену, потеряв свою душу. Он раскаивался в содеянном и сожалел о своей погубленной душе. Мефистофель ему ответил, что Фауст сам виноват во всем, и неожиданно исчез. Ночью на дом Фауста налетела буря, в комнатах раздалось шипение змей. Наутро Фауста нашли мертвым.


Легенда о докторе Фаусте

Легенда о докторе Фаусте

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Книга эта имеет задачу проследить по историческим документам и памятникам художественной литературы становление и развитие немецкой народной легенды о докторе Фаусте, которая в творческой переработке Гете получила мировое идейное и художественное значение как сюжетная основа величайшего произведения классической немецкой литературы.

"Наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев, говорил А. М. Горький, - созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, далее - доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, черта и даже смерть, - все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в творческой работе действительности, в борьбе за обновление жизни" {"Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года". М. Горький. Собр. соч. в 30 томах, т. 27. М., 1953, стр. 698.}. "_Подлинное искусство обладает правом преувеличивать_", - подчеркивает Горький, поэтому "Геркулесы, Прометеи, Дон-Кихоты, Фаусты - не "плоды фантазии", а вполне закономерное и необходимое поэтическое преувеличение реальных фактов" {"Литературные забавы", II, 1935. - Там же, стр. 255.}.

Легенда о Фаусте сложилась вокруг исторической личности, поразившей народное воображение, личности, носившей отпечаток великих прогрессивных движений человеческой мысли своего времени, Возрождения и Реформации, отражавшей, однако, эти идейные движения во всей их реальной исторической противоречивости, в разной степени характерной даже для передовых людей той эпохи. Поэтому явления эти преломляются и в легендарном образе Фауста сквозь искажающую призму средневекового миросозерцания.

На личность исторического Фауста, человека эпохи Возрождения; наслоились представления легенды, отражающей средневековые верования и суеверия, фольклор "чернокнижника", уходящий своими корнями во времена раннего христианства и обогащавшийся на протяжении своего более чем тысячелетнего развития новыми идейными тенденциями и художественными мотивами. Наряду с народными элементами в этой легенде наличествуют значительные книжные наслоения средневекового богословия и демонологии и средневековой церковной "учености".

Коллективное творчество народных масс на разных ступенях развития предания вступает в сложное взаимодействие с индивидуальным художественным творчеством. Рядом с неумелой компиляцией благочестивого лютеранина, автора народной книги о Фаусте, получившей каноническое значение первого письменного источника, в этом процессе участвовала творческая инициатива гениального поэта и драматурга Марло, одного из самых передовых и ярких представителей культуры Ренессанса и театрального творчества эпохи Шекспира. Его драматическая интерпретация народной легенды, впервые обнаружившая скрытые в образе Фауста черты человека эпохи Возрождения, попав в Германию, на родину сказания, вместе с театром "английских комедиантов", снова проходит здесь через сложный процесс национального освоения и переработки коллективного народного характера в сценариях и сценических импровизациях немецких бродячих театральных трупп XVII-XVIII вв. и в демократическом жанре исполнявшихся на городских ярмарках и в деревенских трактирах народных кукольных комедий. Лессинг и Гете подымают это создание театрального фольклора на высоты классической немецкой литературы как наиболее типичное выражение ее идеологических устремлений и ее национального характера.

Материал, собранный в этой книге, состоит из исторических документов, представляющих единственные свидетельства о становлении и распространении устного предания, и их художественных произведений, отражающих последовательные этапы этого процесса. Раздел I содержит свидетельства об историческом Фаусте и о сложении легенды в показаниях его современников и их ближайших потомков (XVI век). Раздел II посвящен народной книге Шписа (1587) и наиболее существенным к ней дополнениям. Раздел III заключает свидетельства и материалы о постановке пьесы "Доктор Фауст" на подмостках немецких бродячих комедиантов и в народном кукольном театре (XVII-XIX вв.). В разделе IV напечатаны переводы трех наиболее ранних и традиционных по своему содержанию комедий, В разделе V собраны первые литературные обработки легенды, существенные для ее истории: трагедия Марло, представляющая решающее звено в драматическом переоформлении и идейном истолковании народной легенды; критическая статья Лессинга и фрагменты его "Фауста", которые впервые вводят эту легенду в обиход немецкой классической литературы. Примечания к каждому разделу содержат краткую библиографию, филологический и реальный комментарий.

Основные линии развития легенды от ее отдаленного зарождения до вступления в немецкую литературу XVIII века намечены редактором в заключительной статье.

Художественные произведения переведены в настоящем издании впервые (за исключением "Фауста" Марло, который дается в новом, более точном переводе). Печатаемые документы цитировались в русской научной литературе лишь в небольшой части, в кратких извлечениях или пересказах.

Сердечную благодарность я хотел бы принести тем учреждениям и лицам, которые оказали мне помощь в работе: Ленинградской государственной Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, Библиотеке Берлинского университета им. Вильгельма Гумбольдта, директору литературных музеев в Веймаре Хельмуту Хольцхауеру - за предоставление фотокопий нужных мне материалов и книг; директору библиотеки Музея Гете в Веймаре Гансу Хеннингу - за ценные консультации.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ

Перевод С.А. Акулянц

Человек, о котором ты мне пишешь, этот Георгий Сабелликус {1}, имеющий 1507 дерзость называть себя главой некромантов, - бродяга, пустослов и мошенник. Его следовало бы высечь розгами, дабы впредь он не осмеливался публично учить нечестивым и враждебным святой церкви делам.

Ибо о чем ином свидетельствуют звания, которые он себе присваивает, как не о невежестве и безумии его. Поистине они показывают, что он глупец, а не философ.

Так, он придумал себе подходящее на его взгляд звание: "Магистр Георгий Сабелликус, Фауст младший, кладезь некромантии, астролог, преуспевающий маг, хиромант, аэромант, пиромант и преуспевающий гидромант". Посуди сам, сколь глуп и дерзок этот человек! Не безумие ли столь самонадеянно называть себя кладезем некромантии? Тому, кто ничего не смыслит в настоящих науках, более приличествовало бы именоваться невеждой, чем магистром. Ничтожество его мне давно известно. Когда я несколько времени тому назад {2} возвращался из Бранденбургской марки, я столкнулся с этим человеком близ города Гельнгаузена {3}, и там на постоялом дворе мне много рассказывали о вздорных делах, совершенных им с превеликой дерзостью. Сам же он, прослышав о моем приезде, тотчас съехал с постоялого двора, и никто не сумел убедить его встретиться со мной.

(По материалам В. Ермакова)

Среди литературных персонажей он, безусловно, один из самых колоритных, загадочных и привлекательных. Легенда о неутомимом искателе истины, отдавшем за нее душу Дьяволу, питала творчество Марло, Гете, Томаса Манна и многих других драматургов, художников, писателей. Но, как и всякая легенда, она имела вполне реальные корни. Достоверно известно, что доктор Фауст действительно жил в Германии в первой половине XVI в. Точнее - был он жителем Вюртемберга, так как единого Германского государства в то время не было на политической карте мира.

Исторический Фауст родился в Книттлингене близ Маульбронна. Он происходил из хорошего дворянского рода. В гербовнике XVI в. есть герб юриста Фауста: на голубом фоне - сжатый кулак, а на щите - орел в короне, распустивший крылья. В самом Маульбронне много лет спустя в целости и сохранности пребывала «башня Фауста», где он занимался наукой и магией и которую местные жители любили показывать заезжим туристам.

В молодости Фауст стал странствующим студентом. Это была весьма многочисленная категория молодых людей: бросивших занятия в университете добровольно или провалившихся на экзамене. В разных странах их называли вагантами, схоластиками, школярами, эрратиками. Они путешествовали, веселились, музицировали, подшучивали (далеко не всегда безобидно) над обывателями, зарабатывали на жизнь продажей чудодейственных эликсиров и лечением болезней. Странствующие студенты любили пустить пыль в глаза и всемерно преувеличивали свою образованность. Они хвастались, что познали особую науку, которая называлась «магия салютарис». Ее якобы преподавал сам Сатана в недрах Венусберга, т.е. горы Венеры. Один из писателей того времени даже утверждал, что гора Венеры находится во Франции, только он не скажет, возле какого города, дабы студенты туда не ездили. На этой горе якобы был чудесный камень, встав на который человек делался невидимым и проваливался под землю, прямо в аудиторию, где за профессорской кафедрой восседал сам Дьявол. Он читал тут медицину, юриспруденцию и богословие, но не дозволял слушателям записывать его лекции.

Странствующий студент Фауст, как и его собратья, лечил травами, порошками, кореньями и настойками. Он показал себя весьма искусным медиком. И везде сопровождал его забавный черный пудель. Молва утверждала, что под видом собаки скрывался сам Сатана и именно благодаря его советам деятельность Фауста была столь успешной. Рассказывали еще, что странствующий студент творил чудеса, а будучи в Венеции, сделал себе крылья и пытался летать по небу, но Дьявол на него за Странствующий студент Фауст такую наглость рассердился и чуть показал себя искусным врачевателем не погубил. Закрепилась за Фаустом и репутация чернокнижника, ибо часто заставали его за чтением старинных книг с непонятными значками и формулами.

Судя по тому, что наш герой в конце концов удостоился докторской степени, он, очевидно, со временем избавился от легкомыслия молодости. Но конец исторического Фауста печален. Однажды он пришел в деревенскую гостиницу в очень мрачном расположении духа. Просидев весь вечер в таверне, сказал хозяину: «Не пугайтесь, если ночью будет шум». Действительно, ночью из его комнаты раздавались странные звуки и нечто похожее на крики о помощи.

Наутро из комнаты никто не вышел. Когда взломали дверь, то нашли Фауста со свернутой шеей. Еще при нем якобы была найдена собственноручно написанная история жизни, где недоставало только конца. Этот конец позднее дописали ученики доктора. Что произошло в действительности, мы вряд ли когданибудь узнаем. Ясно одно: доктор Фауст умер насильственной смертью.

Вот, собственно, и все, что известно о реальном Фаусте. Но легенда об ученом стала передаваться из уст в уста, обрастая присочиненными подробностями. И в 1587 г. некто Шпис издал в городе Франкфурте-на-Майне книгу, озаглавленную по обычаю того времени весьма длинно: «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого колдуна и чернокнижника, как он записал душу свою Дьяволу на определенное время, что он за это время видел и сам совершил, пока не получил заслуженной мзды. Составлена на основании оставшихся после него писаний для ужасающего и отвращающего примера всем высокомерным, лукавомудрствуюшим и безбожным людям».

По этой версии Фауст был сыном крестьянина и родился в городке Роде близ Веймара. В Вюртемберге у него был богатый родственник, который взял его к себе и отдал в школу для обучения богословию. Юный Фауст показал себя очень способным и прилежным учеником: он выдержал выпускной экзамен и был признан лучшим из 17 одноклассников. Фауст рано возгордился и из-за высокомерия забросил Библию. Он попал в дурное общество, заинтересовался оккультными науками и отправился в Краковский университет, где стал изучать магию (в то время Краковский университет считался центром оккультных наук). Фауст стал астрологом, математиком, богословом. Но чем больше он узнавал, тем больше возникало перед ним новых тайн, которые никто не мог помочь ему раскрыть. Дни и ночи Фауст просиживал над книгами, сосредоточенно размышлял, но истины мироздания не желали ему открываться. И тогда им овладело искушение прибегнуть к помощи Дьявола.

Темной ночью Фауст отправился в густой лес близ Вюртемберга. Он встал на перекрестке, от которого в четыре стороны расходились дороги, и очертил мелом несколько кругов. Затем произнес магическое заклинание. Дьявол услышал вызов, но решил по первому зову не являться. Вместо этого он устроил небольшое представление, чтобы вволю потешиться над испугом заклинателя.

Внезапно поднялась буря, засверкали молнии, под громовые раскаты появилась толпа хохочущих чертей. Вблизи мелового круга раздался оглушительный выстрел, блеснула полоса света и зазвучала волшебная музыка. Запели невидимые певцы, закружились в танцах воздушные создания, из тьмы появились бойцы с пиками и саблями. Фаусту стало жутко, но он не отступил от своего намерения и произнес второе, более сильное заклинание. Теперь откуда-то появился дракон и стал летать над кругами. И тогда Фауст произнес третье заклинание. Дракон жалобно завыл, в этот момент на землю упала большая звезда и превратилась в огненный шар. Любой здравомыслящий человек бросился бы бежать, чтобы не быть испепеленным огнем, но Фауст повторил заклинание. С небес низвергся огненный поток и исчез где-то в недрах, засветилось шесть огоньков, превратившихся вдруг в огненного человека. Этот человек сначала молча ходил вокруг Фауста, затем принял облик седого монаха и спросил глухим голосом: «Чего тебе от меня надо?» «Посети меня в моем доме, в двенадцать часов ночи», - ответил Фауст. Вызванный дух согласился.

В полночь он посетил Фауста на его городской квартире и выслушал ученого. Иоганн предлагал после смерти отдать Дьяволу свою душу за то, что при жизни тот будет ему служить и расскажет обо всем, что Фауст пожелает исследовать. Дух отвечал, что принять эти условия не в его власти: ему сперва нужно испросить разрешения у своего господина.

На следующую ночь дух явился снова и сообщил, что Люцифер разрешил принять предложение Фауста. Фауст выдвинул такие условия: 1) он, Фауст, получит ловкость, форму и образ духа; 2) дух будет делать все, что ему, Фаусту, желательно; 3) дух будет ему подчиняться и слушаться, как слуга; 4) во всякое время, когда только Фауст пожелает, дух будет являться у него в комнате; 5) у него в доме дух должен быть невидимым для всех; 6) дух должен являться, когда его будет требовать Фауст, в той форме, в какой будет угодно Фаусту Дух, в свою очередь, выдвинул встречные условия: 1) по истечении 24 лет Фауст отдаст себя во власть Дьявола; 2) в подтверждение этого Фауст напишет расписку своей кровью; 3) Фауст должен отречься от Христа; 4) Фауст должен сделаться врагом христианства; 5) Фауст должен избегать благочестивых людей и не позволять отвращать себя от Дьявола. В вознаграждение за это Фауст будет иметь все, что пожелает, и скоро почувствует, что сам обладает свойствами духа.

«Как зовут тебя?» - спросил Фауст духа. И услышал в ответ: «Мефистофель».

Приняв дьявольские предложения, Фауст ножом вскрыл себе вену, нацедил в котелок крови и поставил его на огонь. Потом он составил обязательство, копия с которого после смерти Фауста была найдена рядом с его истерзанным телом.

Первые годы после подписания контракта Фауст всецело отдается науке.

Он жил в Вюртемберге вместе с учеником Вагнером, тоже магом. Дьявол открыл ему все тайны неба и земли. Мефистофель являлся к Фаусту в облике францисканского монаха с колокольчиком. Он снабжал Фауста лучшей едой и напитками, воруя дорогие вина из погребов епископов и владетельных князей, обеспечивал ученого одеждой и деньгами.

Некоторое»время спустя Фауст решил жениться. Мефистофель всячески отговаривал его от этой затеи, но Фауст стоял на своем. Тогда явился сам Сатана, причем в таком ужасном облике, что Фауст в страхе бежал. Однако необоримая сила сбила его с ног и швырнула обратно в дом, где уже бушевал огонь.

Перепуганный Фауст отказался от намерения жениться, и тогда пламя погасло.

Впрочем, вскоре Сатана придумал более приятный и действенный способ, как отвратить Фауста от мечты о «семейном гнездышке»: он начал поставлять ему красавиц и развратниц. Любовные оргии понравились ученому, и он больше не заикался о женитьбе.

Познав тайны земли и неба, Фауст начал настойчиво расспрашивать Мефистофеля, что из себя представляет ад. Мефистофель нехотя объяснил: «Ад - это бесконечная зима, пламя, дрожание членов. Люди, осужденные мучиться в нем, осушили бы море, вынося в день по капле, если бы за это получили хоть малейшую надежду на прекращение пытки». Объяснения Мефистофеля не удовлетворили Фауста, и он попросил позволить увидеть ад собственными глазами.

Однажды ночью к его окну подлетел Вельзевул в виде огромного червя с креслом на спине. Фауст сел на него и отправился к большой горе, из недр которой извергается пламя. Червь с Фаустом влетел в огнедышащее отверстие, где к ним присоединились еще три червя, чтобы оберегать пассажира. Некоторое время они успешно справлялись со своей задачей, но потом появившийся неизвестно откуда разъяренный бык выбил Фауста из кресла, и он, кувыркаясь, полетел в пропасть. Вначале его подхватила старая обезьяна. Вскоре у обезьяны его вырвал дракон и увлек в водную пучину Там он вывалился из колесницы, в которую был запряжен летающий ящер, и упал на утес, нависший над объятой пламенем бездной. Подумав, что духи его оставили, отчаявшийся Фауст с криком: «О, духи, примите заслуженную жертву!» - бросился в огонь. Внезапно он оказался на берегу реки, где короли и князья непрестанно бегали от огня к воде и обратно. Тут же блуждали осужденные души.

Наутро Фауст проснулся дома, в своей постели; он не мог понять, то ли на самом деле побывал в аду, то ли все путешествие ему приснилось.

На шестнадцатом году действия договора Фауст решил путешествовать по всему свету Мефистофель предоставил ему волшебного коня, на котором можно было летать по воздуху Фауст побывал у папы в Риме, ужаснулся чревоугодию и разврату высших церковных иерархов и полетел к султану в Турцию, где в облике пророка Магомета провел шесть дней в гареме с женами правителя. Пролетая над островом Каузи, он увидел какое-то особое сияние и захотел рассмотреть все поближе. Но Мефистофель сказал, что здесь - рай и дорога туда Фаусту заказана.

На долю доктора Фауста выпало немало и других приключений. К нему льнули молодые ученики и студенты, которых доктор не столько учил, сколько развлекал и угощал. Себе же он устроил целый гарем, жемчужиной которого была сама прекрасная Елена, из-за которой разгорелась Троянская война. Она родила Фаусту сына.

Все было бы прекрасно, если бы не близился срок расплаты с Дьяволом.

Фауст погрустнел, затосковал, земные радости больше не отвлекали его от тяжелых мыслей.

Накануне рокового дня он распрощался со всеми учениками. Ночью они слышали в его комнате страшные крики: казалось, что в доме бушевала буря.

Всех охватил такой ужас, что никто не решился прийти бедному доктору на помощь. А наутро вошедшие в комнату увидели следы жестокой борьбы: разбитую мебель, стены, забрызганные кровью и мозгом, с налипшими на них клочьями волос. Тело Фауста было страшно истерзано. А рядом с ним лежала копия договора с Дьяволом и недописанная история жизни.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные