Любовь к природе вывод. Теоретические аспекты формирования любви к родной природе. С чего начинается любовь к родной земле

«Человек жаждет, находит и принимает красоту без всяких условий, а потому только, что она - красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна, и что на нее можно купить» (Ф. М. Достоевский) .

В школе на уроке литературы каждый хоть раз писал сочинение на тему «Любовь к природе». Тема настолько абстрактная, что не каждый способен выразить словами то, что чувствует. Как это? Ведь «чувствовать что-то» можно к другому человеку или, например, к домашнему питомцу, но природа... Люди настолько привыкли к техническим чудесам современного мира, что порой не замечают окружающей их красоты: в том же звёздном небе, лесопарковой зоне или в перекатах

Человечество занято открытием новых изобретений для улучшения жизни, любовь к природе отходит на второй, а то и на третий план. Более того, это высокое чувство смешивается с банальной тягой человека находиться на природе.

Что есть что?

В чём подтекст? Ведь на первый взгляд оба понятия значат одно и то же: человек любит природу. Нет. В случае, когда он любит бывать на природе, мы говорим о его желании выехать за город на выходные или праздники, искупаться, сделать шашлыки, подышать свежим воздухом и побыть в тишине после городской духоты и шума. Здесь лишь желание человека сменить обстановку хотя бы на день. Отдохнуть. Лишним доказательством отсутствия искренних чувств к природе служит то, что, отдохнув, человек не побрезгует оставить под каким-нибудь особенно красивым кустом пакет с мусором.

Любовь к природе подразумевает единение человеческой души и натуральной красоты. Мы говорим о любви, лёжа на лесной поляне и глядя на медленно плывущие облака, когда в голове нет ни одной мысли, а на душе полное умиротворение. Об этом чувстве можно сказать, когда стук дождевых капель по карнизу не раздражает, а приносит покой и убаюкивает, стирая все невзгоды из памяти. Любовь к родной природе - это ехать несколько дней в поезде по стране и невольно любоваться сменяющимися за окном вагона лесами, полями, холмами. При этом ни разу не поймать себя на том, что тебе скучно.

Любить природу - значит, замечать красоту в её мелочах, не думая о полезности и выгодности. Природа - это бескорыстие и чистота помыслов.

Природа в литературе

Литературное сочинение на тему «Любовь к природе» подразумевает наличие в нём примеров из художественных произведений. Именно в них мы видим неприкрытую красоту природы, выраженную могучим авторским слогом.

Взять, к примеру, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина. Повесть о деревне посреди Ангары, которую должны затопить, чтобы построить Население острова делится на две группы: старики и молодёжь. Первые настолько «сжились» с островом, что не хотят и не могут покинуть родной край. Дарья Пинигина, отказавшись переехать с сыном в город, белит свою избу, хотя понимает, что она будет сожжена санитарами. Её сосед, покинув остров, умирает в городе, поэтому его жена вернулась обратно в Матёру.

Любовь к природе, любовь к Родине движет поступками стариков. Распутин в своём повествовании не прибегает к точным определениям, свою любовь к природе этого края он передаёт абстрактными описаниями, но это не мешает нам, читателям, нарисовать в голове образ маленькой деревушки, отделившейся от всего мира. Природа у Распутина живая. Есть Хозяин Острова - воплощение его природы, его жителей и их предков, захороненных в этой земле. Есть огромное дерево - царский листвень, который санитары так и не смогли сжечь. Любовь к природе в головах стариков сделала её настоящим живым персонажем, которого невозможно сломить.

Внуки, вразрез старикам, легко покидают родные края, надеясь на лучшую жизнь в городе. В них нет и капли того, что сидит в душе каждого пожилого жителя. Они без сожаления сознают, что деревню сотрут с лица Земли, не верят в Хозяина, не видят в листвене могущества. Для них это лишь сказки о несуществующем волшебстве.

Истинное значение

«Прощание с Матёрой» - не просто повесть о несправедливой участи деревни. Тема любви к природе переплетается в ней с идеей противостояния традиций и современности, что нередко встречается и в нашей жизни.

Человечество пользуется дарами природы, воспринимая их как должное. Природа у человека - не предмет восхищения, а источник дохода. Развитие предпринимательства уничтожает в человеке чувство прекрасного, рождая жажду наживы. Ведь даже имея большие деньги и возможность отдыхать за границей, человек не станет восхищаться природой, ибо по нынешним меркам это скучно и не нужно.

Живая система

Мы перестали понимать, что природа - единая отлаженная живая система. Использование её в столь корыстных целях рано или поздно обернётся против нас. Вспомните, сколько жертв и разрушений бывает после цунами, урагана, землетрясения... Природа умеет убивать не хуже людей.

В этой битве современность проигрывает, а вывод один: любовь человека к природе не должна быть наигранной. Выезжать на природу - ещё не значит любить её душой и сердцем. Отдыхать на природе - не истинное проявление чувства.

Полюбите!

Прививать это чувство надо начинать с малого возраста. Глубокая к природе - первый шаг в постижении столь абстрактного понятия. Детское чувство - это видеть в облаке фокусника, достающего из шляпы кролика; бежать по белому одуванчиковому полю и смеяться, когда пушинки щекочут нос и щёки; понимать, что выкинутая мимо урны бумажка или бутылка может нанести большой вред природе.

Кто первый заревёт, когда увидит мёртвого голубя? Ребёнок. А почему? Птичку жалко! Ему не важно, что эти голуби на каждом шагу, ему сейчас жалко вот этого бездыханного. Ребёнок даже не сможет объяснить, почему жалко. Он не сможет сформулировать, что птица могла ещё долго прожить, выходить потомство. Ему по факту жалко голубя. В этот момент ребёнок любит его, словно знал всю жизнь. Взрослый просто пройдёт мимо, кинув брезгливый взгляд в сторону несчастной птицы.

Дети могут искренне любить, если им показать, как правильно.

Выражение чувства в охране

Любовь к природе - это созидание. Донести пустую бутылку до мусорного бака, забрать пакеты с остатками еды и одноразовой посудой с собой из леса - это под силу каждому. Без должного обращения со стороны человека природа погибнет, а без неё станет невозможным и наше существование.

Конечно, отдельно взятый человек не спасёт ее от гибели. Это должно стать массовым явлением. На уровне государства возможна помощь в решении глобальных проблем: парникового эффекта, разрастания загрязнения атмосферы и мирового океана и т. д. Но всё большое начинается с малого.

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха .

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

Как меняется картина природы в течение дня?

Как рождается утро?

О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

Согласны ли вы с ним?

Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы,сложив крылышки,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки,каждого цветочка,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов.Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.

Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой. В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Лирический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:

Распахни мне объятья твои,

Густолистный, развесистый лес.

Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».

Темы стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Валентина Вильчинская
Проект «Чему учит нас природа»

Аннотация

В высказываниях древних и современных мудрецов мы часто встречаем совет: «Учись у природы». Что имеется в виду? Может, это – поэтическое преувеличение? Как можно учиться у людей, мы можем себе представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Разве может свежий горный воздух, наполненной праной, дать нам ещё что – то, кроме здоровья и жизненности? Прогуливаясь среди деревьев, созерцая течение реки, наблюдая смену времён года, можем ли мы получит новые знания? Как и чему может научить нас природа?

У природы человек научился всему, что умеет, множество идей преобразования окружающей действительности, ее изменения, подчерпнуто человеком именно из самой же природы. Человек сам как часть природы, изменяет и преобразует ее.

Во время подготовки проекта ребёнок имел возможность удовлетворить свою любознательность, что позволило расширить представление о том, как можно учиться у природы. Самостоятельно обобщать полученные представления и делать выводы.

В работе определена цель: выяснить чему учит нас природа.

Выдвинута гипотеза: дети, получив знания об экологических явлениях и поведении животных, будут бережнее к ним относиться.

При работе над проектом были использованы методы исследования:

Теоретические

Анализ литературы.

Сравнение и наблюдения.

Эмпирические

Наблюдение.

Практические

Изготовление буклетов

Вывод: Из данной работы можно сделать вывод, что познавательно - исследовательская деятельность позволяет расширить представление об окружающем мире, помочь, детям с раннего возраста, понять, что они - часть природы, учит обобщать полученные представления и делать выводы.

Введение.

Чему нас учит природа

Нас солнце учит не жалеть,

Река - на месте не сидеть,

Звезда - гореть, земля - искать,

Простор небес - с земли взлетать.

Дожди нас учат чистоте,

Цветы - любви, закат - мечте,

Сопротивленью - паруса,

Прощенью - мамины глаза.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира НатановичаОрлова:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

Как можно научиться у людей, я себе могу представить без особых затруднений, но как можно учиться у природы? Чему она может нас научить? Я решил выяснить, чему же всё-таки мы можем научиться у природы.

Цель работы: выяснить, чему мы можем научиться у природы.

Объектом изучения стала природа.

Предметом исследования стали природные явления и повадки животных.

Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:

1. Изучение явлений природы, жизнь и повадки животных;

2. Освоение представлений и понятий о живой и неживой природе;

3. Умение находитьответ, на волнующий вопрос, используя разнообразные источники.

4. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

Описание работы.

Здравствуйте. Меня зовут Разумов Владислав. Я хожу в детский сад «Ягодка» в подготовительную группу.

Однажды Валентина Михайловна нам прочитала стихотворение поэта Владимира Натановича Орлова: «Чему учит нас природа». И мне стало интересно, а чему мы ещё можем научиться у природы. Я беседовал с воспитателем, с мамой читали энциклопедии, искали информацию в интернете. И сегодня я хочу рассказать о том, что я узнал. Надеюсь, вам тоже будет интересно, как и мне.

Перед нами изображено дерево. Оно стоит неподвижно.

Терпит всё: ветер и стужу, дождь и снег. Обрежут ветку, оно ничего не говорит. Дерево по своей природе очень терпеливое. У него можно научиться терпению.

Чему учит нас собака? Собака – внимательный наблюдатель, удивительно тонко чувствующий самые разные эмоции и намерения людей. Попав в новый коллектив, собака нуждается в некотором времени, чтобы понять, как распределены здесь роли, кто вожак, кто кормилец, кто будет с ней играть и гулять. И только сориентировавшись в системе отношений между людьми, собака устанавливает свои особые отношения с каждым из членов коллектива в отдельности. Её такту и способности налаживать контакт с людьми зависимости от их индивидуальных особенностей и предпочтений стоит поучиться.

Когда мы видим собаку, мы видим, полную верность во взгляде. Почему собак любят? Потому что они верные животные.

Если сравнить собак и волков, то волки неверные, хотя похожи на собак. Когда мы смотрим в глаза волка (например в зоопарке, то у него взгляд напряжённый, подозрительный, у него нет никого, кому бы он верил. Хотя внешне они похожи с собакой. Собаки верные,поэтому находятся рядом с человеком. У собаки можно научиться верности.

Обратите внимание на кошку. Кошка знает, чего хочет, и безошибочно выбирает то, что ей, в самом деле, подходит лучше всего. Именно поэтому многие склонны считать её холодной и эгоистичной. Но это неверно: кошка – очень чувствительное животное, а её привязанность к хозяину, пусть и не такая очевидная, как у собаки, делает её верным другом, готовым поддержать и успокоить посредством нежных прикосновений. Она всё время расслаблена. Это значит, что в жизни надо научиться всё принимать так как кошка:быть расслабленным и спокойным. Кошка даёт нам прекрасный урок того, как можно соблюдать баланс между собственными интересами и потребностями окружающих. Кошка ненавязчива в общении, она тщательно дозирует знаки своей любви и сама решает, что ей делать.

Те, кто разводит пчёл, знает насколько это удивительное насекомое, они знают, что нельзя ставить улей слишком далеко от цветов. Она просто износит свои крылья и умрёт в дороге и поэтому улья ставят поближе, чтобы пчёлы летали не так далеко. Чтобы не сильно уставали, потому что пчёлы сами себя беречь не будут. Они будут до последнего жить для этого улья. Пчела не живёт для себя. У пчелы можно научиться коллективному мышлению. Глядя на пчёл мы понимаем, что в коллективе надо делать всё вместе.

Наблюдая, как паук плетёт паутину, человек научился плести сети.

Если дельфин находит раненого дельфина, он помогает ему оставаться на плаву. Дельфины учат нас не бросать друг друга в беде.

Слоны никогда не бросают пожилых. Слоны учат уважать старших.

Некоторые растения и моллюски подсказали человеку, как делать капканы: моллюски захлопывают свои раковины, а растения – свои створки, когда в них попадает пища.

Наблюдая, как хамелеон, тщательно прицелившись, выстреливает в добычу своим длинным липким языком, человек придумал гарпун.

Когти, клыки и клювы – орудия охоты животных – стали примером для изготовления наконечников стрел и копий.

Змеи и скорпионы убивают свою жертву ядом – это подсказано человеку, как пользоваться отравленным оружием.

Даже такой приём охоты, как засада, людям подсказали животные. Понаблюдайте за кошкой, как терпеливо она может сидеть, притаившись и наблюдая, не потеряли ли бдительность воробьи. Так же подкарауливают добычу крупные кошки – пантеры, леопарды, рыси и ягуары.

Особыми учителями людей были волки. В их охоте строго распределены все роли: одни затаиваются в засаде, другие загоняют добычу. В такой охоте уже требуется разум. Может быть поэтому древние люди особенно почитали умных, смелых и сильных животных: медведей, волков, тигров.

Заканчивая своё выступление, я хочу рассказать ещё о 4 вещах, которым животные могут нас научить:

Кормление и забота о здоровье своего питомца учит нас ответственности.

Животные либо любят нас, либо нет. Я думаю, что животные способны любить. И учат нас этому.

Забота о животном учит нас терпению.

Попробуйте кинуть мячик собаке, или поиграйте верёвкой со своей кошкой и вы поймёте, что удовольствие можно получать и от мелочей.

А ещё я понял, что мы должны делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Такой закон природы. И мы должны жить по этому закону.

Заключение

Работая над своим проектом я узнал, что человек с древности учился у природы. Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. А главное – учиться у неё всю жизнь, и тогда нас ждёт много новых открытий.

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, - писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом - это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа - одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам - взрослым.

«Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»

Сообщение для педагогов

«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. «Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, - писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут

цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки, моря загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды животных и растений. Людям стало не хватать чистой воды, т.к. реки и озера из-за вырубки лесов пересыхают, их загрязняют химическими веществами, промышленными и бытовыми отходами.

Каждый из нас должен беречь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на берегах рек, на лесных полянках. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте леса, озера и не разрешайте это делать знакомым, не травите и не губите рыбу. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей Родины.

О том, как научиться любить и беречь родную природу ребёнок может получить первые знания ещё в дошкольном детстве. С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой. Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. Пение птиц, журчание ручья, плеск воды в реке, шелест травы, окраска, форма и запах цветов и плодов, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому.

Ребёнок должен знать, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно. Необходимо обращать внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учить детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот

величайший подарок, который нам дарит матушка природа. Зимой обращайте внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С.Есенина:

Доступно объясняйте детям, что зимой деревья спят, и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело - укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы, и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу. Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не

только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось, и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц - это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание. Научите детей правильно вести себя в природе, не причиняя вреда всему живому, что их окружает.

Не оставляйте мусор на местах своего отдыха!

Беречь и любить природу помогают экологические сказки. Их очень любят слушать любознательные малыши. Они задают множество вопросов, и необходимо вместе находить на них ответы.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию её мира, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Мы и природа – одна большая семья. Научим детей видеть красоту родной природы, воспитаем бережное отношение к ней, и ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает - и наше воспитание не пройдёт даром. И тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.


Как зарождается в нашей душе чувство любви к Родине? Оно возникает в процессе общения человека с природой, когда мы открываем её неброскую красоту.

Эти картины всегда привлекали внимание наших художников и писателей, которые умели открывать «прекрасное в обыденном», понимали всю неповторимость русских пейзажей. Одним из них был К. Паустовский. Природа всегда была в центре его внимания. Он ездил по разным странам и свои впечатления вкладывал в лучшие произведения. Одно из них – повесть «Мещерская сторона». В ней писатель изображает красоту русской природы с её тихой, гармоничной; немного печальной жизнью.

Вся повесть состоит из пятнадцати кратких глав, каждая из которых – это маленькое произведение.

Они не соединены общим сюжетом, но в них присутствует один герой – рассказчик. Это странствующий любитель путешествий, проходящий по нетронутым уголкам и дебрям красивейшей, но дикой русской природы. В повести автор демонстрирует нам новый взгляд на жизнь: стремиться всеми силами к гармонии с живым, не забывая о его существовании. Мы видим его попытку разрешить, преодолеть все противоречия между человеком и окружающим миром.

В повести Паустовский создаёт прекрасные картины скромной, но такой притягательной природы! И как только он этого добивается? Автор использует волшебную колоритную палитру, необыкновенные образы для сравнения и необычные эпитеты. Например, «лиловые колокольчики на полянах», а озеро в повести блестит, словно «чёрное, косо поставленное зеркало», макушки деревьев золотит закат «старинной позолотой», «голубым хрусталём загорается на заре Венера».

Вот только кроме разнообразия колорита, писатель обращает внимание читателя и на звучание, которыми, насыщает места, описываемой им природы. И вот используются приёмы олицетворения. У Паустовского Мещерский край и звенит, и поёт самыми разнообразными голосами, и шумит.


Очень привлекательна в Мещере и тишина, когда колокольчик заблудившейся телушки слышится одинокому страннику, даже за сотни метров…

Так же, автор рассказывает о том, что Мещерский край – это местность необыкновенных ароматов леса и луга. Руки пахнут «дымом и брусникой», а банька - «яблоками, чисты вымытыми полами», плодовый сад пахнет не только яблоками, но и «дождём». В тот миг, когда рассказчик уплывает н лодке, в туманное утро, то всё это остаётся позади. А что впереди у путника? «Пустынный сентябрьский день», «затерянность в этом огородном мире… листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Постепенно более чётко выступает в произведении лик рассказчика. Мы понимаем, что это добродушный, понимающие всё живое вокруг, любящий природу человек. Он интересуется не только людьми, но и теми событиями, которые происходят с ними. Писатель окружает его множеством самых различных персонажей: пастухов, паромщиков, сторожей и лесников. Все они самые обыкновенные, простые люди, но в каждом из них есть какая-то интересная, яркая, запоминающаяся особенность. Весьма интересно описан автором образ деда-корзинщика, звать которого Степаном, но его многие называют просто «Борода на жердях». Дед приютил девочку, которая заблудилась в лесу и он же, рассказал путнику историю прошлых событий Мещерского края. Край – богат талантливыми людьми! К примеру, село Солотча – вотчина гравёра Пожалостина, и таких знаменитых художников, как Архипов и Малявин и скульптора Голубкина. Здесь же повстречался путешественник с тётей Есенина.

Событийный план произведения представлен историей похода на Поганое озеро и ситуацией с незадачливым московским рыболовом. В первом сюжете путешественники чуть не потеряли своего друга, писателя Гайдара. Он отправился один искать озеро, со странным названием – Поганое. Однако вскоре его отыскали. Гайдара отправился искать путешественник. У которого имелся компас. Рассказывая читателю о незадачливом москвиче, любителе-рыболове, автор придаёт повествованию оттенок юмора. Комичный образ героя оказывает читателю человека, совершенно не приспособленного к жизни в лесу. Д и для отдыха на природе, так же … Неловкий и неуклюжий, он лишает своих товарищей завтрака, нечаянно наступив на приготовленную яичницу, а потом ещё и опрокинув кувшин, наполненный молоком. Рыба у него не клюёт. Когда же ему удается, всё-таки её выудить, щука ударяет горе-рыбака хвостом.

Итак, в повести Паустовский воссоздаёт неповторимый чистый мир, природы нетронутой человеком, первозданной. Он говорит о том, как чудесна эта простая земля.


Таким образом, общение с природой определяет душевную цельность человека, рождает в нашей душе чувство Родины.

Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на Земле в красоте!

И.Северянин

Воспитание любви к родной природе - одно из важнейших направлений патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Задача учителя - развить важную грань общей культуры - интерес к родной природе, любовь к ней.

Это чувство - одно из проявлений любви к родине, и воспитание его во многом зависит от учителя литературы, потому что именно он знакомит ребят с поэтическим образом Родины.

Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, художникам, композиторам, создавшим незабываемые картины родных лесов, полей, морей и гор.

К.Г.Паустовский замечал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Помогая человеку почувствовать красоту природы, русская литература дает ему «самую чистую радость» - любовь к родине. Значит, задача школы - формировать эстетическое чувство, научить детей постигать любовь к природе через язык художественных произведений, выражать в сочинениях, искать для этого выражения наиболее точные слова и их сочетания. Так воспитание должно сливаться с учебой.

Природа сложна. Чтобы ребята могли воспринимать ее красоту по-настоящему, нужно их специально к этому готовить и упражнять, иначе они останутся глухи к природе. Учитель должен воспитывать воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постигать тайны цвета, освещения, звука, формы. Программы и учебники по литературе дают учителю возможность систематически заниматься описанием природы на уроках.

В упражнениях учебников, методических пособий для 5,6 классов много текстов, темой которых является описание природы, - отрывки из произведений И.Бунина, А.Яшина, В.Пескова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Б.Пастернака.

Хорошо, что для воспитания любви к родной природе отобраны не только отрывки из произведений писателей, но предлагается и работа с репродукциями картин известных художников, а также с музыкальными произведениями.

При выполнении творческих работ (сочинение по картине, творческий диктант по картине и т.п.) ребятам помогают пейзажи художников, музыка известных композиторов. Большинство из них провели свое детство на природе, которая формировала их личность и миросозерцание, а впоследствии нашла отражение в музыке, в полотнах.

Одного из величайших музыкантов - Сергея Васильевича Рахманинова - дала Новгородская земля - край лесной, речной и озерный. Образы природы запечатлены во многих произведениях Рахманинова. Фантазия композитора «Утес» навеяна чеховским рассказом «В пути», в музыке звучит мотив утеса, напев тучки (эпиграфом фантазии -служат начальные строки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ночевала тучка золотая на груди утеса -великана»).

А кантата «Весна» написана на стихотворение Н.А.Некрасова «Зеленый шум», здесь слышится радостный гомон весны: серебристые переливы флейты, скрипки.

Ну а какие мысли может нести, будить пейзаж?

Известный художник И.И.Левитан считал, что природа - не фон, ее роль значительнее. Художник любил природу всей душой, и ему хотелось, чтобы чувства эти разделились. Именно о нем сказал большой художник и мудрый человек К.Ф.Юон: «Левитан - великий поэт природы» Многие пейзажи Левитана навеяны стихотворениями поэтов. Стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева помогали художнику выявить возникающий сперва неясно образ будущей работы, определиться.

У Левитана есть картина, названием которой стали начальные слова известного стихотворения И.И.Козлова:

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он...

Так и кажется, что слышишь колокольный звон, глядя на эту картину.

Таким образом, воспитывая у учащихся любовь к родному краю, к природе, умение беречь и охранять ее, учитель утверждает в сознании детей идеи патриотизма.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные