Музейный урок "Как жили люди в старину". Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки Одежда в России в X-XVII вв

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя образовательная школа

Калачеевского района, Воронежской области.

Смотр этнографических музеев и экспозиций,

посвященный Году Культуры.

Как жили люди в старину

(музейный урок по истории для учащихся 4-5-х классов).

Разработала:

Блощицына Елена Петровна,

учитель истории

МКОУ Поселковая СОШ

Калачеевский район,

Воронежская область.

Воронеж

2014

Тема: Как жили люди в старину.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью людей в старину.

Задачи урока: развивать интерес к родной истории и умение пользоваться музейными экспонатами; развивать творческие способности детей.

Методы и приемы: погружение в прошлое, путешествие по страницам истории родного края, демонстрация экспонатов краеведческого музея, беседа, наглядный (выставки).

Оборудование: за неделю руководитель музея дает задание – подготовить пословицы о труде и загадки об овощах к музейному уроку; экран; проектор; компьютер; карта путешествия; пирог и чай; наглядности-карточки с овощами; мешочки с крупами: гороховая, гречневая, пшено, овес; презентация «Как жили люди в старину»; конверт с домашним заданием и картинки – раскраски «Женский костюм Севера и Юга России»; раздаточный материал «Русская народная одежда», «Интерьер русской избы», «Крестьянская мебель», «Конструкция и декор народного быта»; карточки оценки полученных знаний; фильм «Женский народный костюм»; экспонаты музея: мебель, утварь крестьянской избы, женский и мужской народные костюмы, самовар и т.д.

План урока:

1.Русская изба: интерьер и утварь.

2.Занятия людей.

3.Кухня наших предков.

4.Игра «Отгадайте где, какая крупа».

5.Игра «Овощи, что лишнее?».

6.Какую одежду носили. Просмотр фильма «Женский народный костюм».

7.Закрепление «Вопросы – ответы».

8.Творческое домашнее задание.

9.Чаепитие.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Занятие учениками своих рабочих мест. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Руководитель музея знакомит учащихся с целями и задачами урока. Обращает их внимание на карту путешествия.

2.Актуализация.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности учащегося.

Учитель: - Ребята, прежде чем мы начнем наше путешествие давайте вспомним. В 4 классе у вас есть такой предмет «Окружающий мир». На этих уроках в разделе V «Страницы истории Отечества» вы уже знакомились с жизнью древних славян. Давайте вспомним и ответим на вопросы по этой теме:

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день был полон трудовых забот, их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, ры боловами.)

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль.)

- Кто такие бортники? (Они собирали мед диких пчел.)

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили, многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.)

Как д ревние славяне выбирали место для жилья? (Место выбира ли безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

Учитель: - Молодцы!

3.Изучение нового материала рассказ с элементами беседы, просмотр презентации.

Учитель: - Но, что это? К нам идут гости!

Девушка 1, одетая в народном костюме Севера России: - Здравствуйте всем! Мир вашему дому! Мир вам, дети дорогие, мы явились в добрый час. Встречу теплую такую мы готовили для вас.

Девушка 2, одетая в народном костюме Юга России: - Добрый день, гости званые и желанные! Детки малые разудалые! А пришли мы к вам рассказать о старине.

Девушка 1: -Как жилось людям.

Девушка 2: - Что они ели и пили.

Девушка 1: - Да, что люди носили.

Девушка 2: - А, вы, слушайте да запоминайте, а потом с нами поиграйте. Хорошо!

Девушка 1: - Ну, что вы готовы отправиться в путешествие в прошлое? (Ответ детей).

Сейчас мы с вами отправимся в дом русича, который жил много лет назад.

В то время даже 2-х этажные дома были большой редкостью - их строили только самые богатые люди. Итак, попробуем представить дом русича в древности

Слайд №2,3 – «изба», русская печь.

Раньше не говорили «дом», а говорили «изба» - теплая половина дома с печью. Печь занимала большую часть избы. При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду. На ней сушили
травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением.

По диагонали от печи в избе находился Красный угол.

Слайд №4 – «Красный угол».

Это было самое святое место - в нем помещались иконы. Каждый вошедший в дом должен был перекреститься на них.

Слайд №5,6 –мебель и утварь.

Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Под лавками стояли сундуки и рундуки (приделанный к стене ящик без дверей и стекол), где хранили разное добро.

Д евушка 2: - Давайте посмотрим, какой утварью пользовались в старину, то есть какими предметами, принадлежностями, нужными в хозяйстве. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.

Нет на свете мудреца, как Ивана - хитреца;

Сел на конь и поехал в огонь. (Чугун и ухват).

(Объясняет и показывает).

Загадаю еще я вам загадку:

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга).

(Объясняет и показывает).

Следующая загадка:

Никогда не ест, А только пьет.

А как зашумит - всех приманит. (Самовар).

(Объясняет и показывает).

Молодцы, дети!

Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см. с ручкой; стиральная доска). Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать). Гладили также с помощью утюга. Утюги были чугунные и угольные. (Показывает и объясняет). Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках.

Слайд №7 - станок.

Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами.

Слайд №8,9,10 - веретено, прялка, лапти.

Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. Вот посмотрите веретено - буквально означает «вертящаяся палочка». А вот
прялка. (Показ экспонатов музея).

Лапти. Их плели из лыка, отсюда и выражение «ободрали как липку». Также плели их из коры дуба, ивы, бересты.

Слайд №11,12,13 - занятия.

Мужчины ловили рыбу, охотились, занимались земледелием, бортничеством, различными ремеслами.

Девушка 1: - Давайте познакомимся с кухней наших предков!

Слайд №14 – что ели?

Обедали в полдень. Испокон хлеб на Руси был главным продуктом питания. Есть даже пословицы: «Хлеб - всему голова», «Как хлеба да квас, так все у нас» и т. д. Готовили все без соли. К каждому празднику пекли пироги. Само
слово пирог происходит от слова «пир».

Без каши на Руси не проходило ни одного дня. «Каша - мать наша» - говорили на Руси. В древности у славян был обычай, есть кашу с бывшими врагами при заключении мира - отсюда пословица, которую зачастую употребляют и сегодня. «С ними каши не сваришь». Готовили кашу из круп.
Крупа – засыпа - отсюда «засыпать», дробленая крупа называлась «варгеня», из нее можно было приготовить наскоро - отсюда глагол - «сварганить». Сделать, приготовить что-то наскоро, быстро.

Слайд №15 – игра.

На Руси варили каши из ячменя, проса, овса, гречихи. Отгадайте где, какая крупа – Игра (в мешочках насыпана разная крупа, ребята должны отгадать, что это за крупа и как называется каша, которая готовится из этой крупы).

Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые - маковым или ореховым. Бедные - льняным, конопляным.

Слайд №16 – как ели?

Еду ставили на стол в большом горшке. Черпали ложками по очереди, а хозяин следил, чтобы кто-нибудь не ел «вприхлебку», то есть, не откусив хлеба, и гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Твердую пищу брали руками, а жидкую – ложками. Ели деревянными ложками (показ экспонатов: горшки, миски, ложки).

Отец следил, чтобы никто не нарушал порядок за столом. Если это происходило, то он бил по лбу ложкой.

Слайд №17 – овощи.

А самым распространенным овощем была репа. Тогда не знали картофеля. Готовить репу было просто, отсюда и пошла известная пословица. «Проше пареной репы». Еще ели капусту, огурцы, свеклу, морковь. Особенно любили лук и чеснок, которыми лечились.

Слайд №18,19 – игра.

Игра «Овощи. Что лишнее?» (Дети раскладывают карточки с овощами, которые употребляли в пищу в старину. Потом отвечают на вопрос: Что здесь лишнее и чего не хватает?)

Любили наши предки рыбу, а мясо ели редко - только в мясоед. К числу любимых блюд можно отнести кисель, который варили из ржаной муки, из гороха, но чаще всего из овсяной муки. Кисели раньше были не сладкими и густыми, их можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком или маслом. В Москве сохранились Кисельные переулки, там жили люди, варившие кисель на продажу.

Из напитков самыми распространенными были квас, морс, мед, сбитень. Сбитень пили горячим вместо чая, он готовился из различных трав. У каждой хозяйки был свой рецепт. А чай русичам был неведом. Он появился 300-350
лет назад. Сначала он был привезен из Монголии, потом из Китая - родины чая. Он был очень дорог и простым людям недоступен.

Ужинали в 6 часов вечера, когда солнце клонилось за горизонт. Спать ложились с заходом солнца. А на утро с восходом солнца все начиналось сначала.

Ребята, а вы приготовили наше задание?

(Дети рассказывают пословицы о труде и загадывают загадки об овощах).

Девушка 2: -А какую одежду тогда носили?

Слайд №20 - одежда.

(Рассказ об одежде. Женский и мужской народный костюм Севера и Юга. Работа с раздаточным материалом.)

Чем пристальней изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Композиция ансамбля русского народного костюма строится по- разному в традиционных нарядах Севера и Юга России.

Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее
цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров, применение
шелковых, золотых, серебряных ниток). Самой нарядной была одежда из
красной ткани. Понятия "красный" и "красивый" были в народном
представлении однозначны.

В женской одежде северных и южных областей больше различий, а в
мужской - наоборот, больше общего.

Мужской костюм.

Он состоял из рубахи - косоворотки с невысокой стойкой или без нее и
нешироких штанов из холста. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Вышивка с очеталась со вставками из ткани друг ого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.

Мужская обувь - сапоги или лапти с онучами и оборами.

Девушка 1: Женский костюм.

Женский народный костюм был многослоен. Его основными элементами были рубаха, передник, или завеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Самой декоративной и богато украшенной частью русского женского костюма был передник. Он был орнаментирован вышивкой, ткаными узорами, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными
лентами. Край передника оформлялся зубцами, белым и цветным кружевом,
бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Женский костюм русского Севера часто называют "сарафанным
комплексом". Гладкий темный фон сарафана помогал еще ярче звучать
многоузорчатой и многокрасочной вышивке рубах и передников. Сарафан
со швом посередине переда, отделанный узорчатыми лентами, кружевом,
вертикальным рядом медных пуговиц, был наиболее распространенным. В северном костюме преобладал сарафан, а в южном - поневы. В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохранились епанечки и душегреи, стеганные на вате с рукавами.

Костюм южных губерний представлял собой «поневный комплекс». Основу его составляет понева – домотканая клетчатая юбка. Она укреплялась на талии. Полы ее не сходятся, и в просвете видна рубаха. Позднее прореху стали закрывать полотнищем другой материи – прошвой. Праздничная понева богато украшалась вышивкой, узорчатой тесьмой, вставками из кумача, кружевом, блестками. Часто поверх поневы и передника надевали нагрудник. Он отделывался тканью или плетеной тесьмой по горловине, борту и низу изделия.

Просмотр фильма «Женский народный костюм».

4.Подведение итогов.

Девушка 2: -На славу мы сегодня потрудились.

Девушка 1: - А все ли вы запомнили? Давайте проверим.

Вот наши вопросы: - Что считали в старину самым теплым и главным в доме? (Печь).

Девушка 2: -Что находилось в Красном углу? (Иконы, стол).

Девушка 1: -Какими вещами пользовались наши предки? (Перечисление).

Девушка 2: -Что ели в старину? (Перечисление).

Девушка 1: -Отгадайте, кто из нас в костюме Севера, а кто Юга России. (Ответ).

5.Домашнее задание.

Девушка 2: - Молодцы, ребята! Вот вам от нас задание. С первым вы справились. (Разрисовать женский народный костюм Севера и Юга России).

Девушка 1: - До свидания, нам пора.

Девушка 2: - Да новых встреч.

(Уходят).

Учитель: - Ну, что понравилось вам наше путешествие в старину и наши гости? (Ответ).

6.Рефлексия.

- Оцените себя, как вы сегодня работали на уроке. Раскрасьте облачко цветом, которым вы оцените свою работу на уроке.

Желтый цвет

Зеленый цвет - еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь.

(Дети сдают карточки учителю).

Учитель: - А теперь прошу всех отведать чай с пирогом. (Режет пирог и раздает его присутствующим, пьют чай).

Приложение.

Карта путешествия.

Карточка оценки полученных знаний.

Желтый цвет - все понял, могу идти дальше.

Зеленый цвет - еще ошибаюсь.

Красный цвет - стоп! Мне нужна помощь

Инструкция

Во времена, предшествовавшие монголо-татарскому игу, женщина на Руси еще пользовалась определенной свободой. Позднее отношение к ней претерпело резкие изменения. Азиатские захватчики подали русским людям далеко не лучший пример, наложив на их жизнь отпечаток грубости. В середине 16 века был создан знаменитый «Домострой» - свод правил и наставлений, которым подчинялся весь жизненный и семейный уклад. По сути, домострой сделал женщину домашней рабыней, обязав ее во всем угождать и беспрекословно подчиняться отцу или мужу.

В крестьянских семьях девочку считали бесполезным существом уже с самого рождения. Дело в том, что когда рождался мальчик, крестьянская община выделяла на него дополнительный земельный надел. На девочку не полагалась, поэтому она редко была желанным ребенком. Грамоте девочек практически не учили. Поскольку роль женщины ограничивалась ведением домашнего хозяйства, считалось, что образование для нее совершенно излишне. Зато на ее плечи ложилась вся тяжесть домашней работы. Если у нее не хватало сил, чтобы справиться со всеми своими обязанностями, домострой предписывал различные наказания, включая физические.

О том, насколько естественным в русских семьях считалось рукоприкладство, говорит и известная пословица: «Бьет – значит, любит». Рассказывали даже такую историю. Один из обосновавшихся на Руси немцев женился на русской девушке. Через некоторое время он обнаружил, что молодая жена постоянно и часто . В ответ на его расспросы, женщина сказала: «Ты меня не любишь». Муж, очень нежно относившийся к супруге, был очень удивлен и долго не мог ничего понять. Оказалось, жена была совершенно уверена в том, что любящие мужья должны бить своих жен.

В христианской традиции было распространено отношение к женщине как к объекту греха и соблазна. Поэтому девушек из знатных семей взаперти держали в теремах. Даже царице не было позволено показываться народу, а выезжать разрешалось только в закрытой повозке. Самыми несчастными из русских были царевны. По сути, они обрекались на одиночество и вечные слезы и молитвы в своих теремах. Замуж за подданных их не выдавали, так как подобный брак считался неравным, а чтобы стать женой иностранного государя, необходимо было принять его веру (хотя такие браки иногда все же случались).

Девушек из дворянских и крестьянских семей выдавали замуж, не спрашивая их согласия. Часто невеста до самой свадьбы не была со своим женихом. В костюме замужней женщины из любого сословия также существовали строгие ограничения. К примеру, волосы должны были быть полностью скрыты головным убором. Открыть их - считалось страшным позором и грехом. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься». Интересно, что простые крестьянки жили гораздо свободнее дворянок. По хозяйственным делам они могли совершенно беспрепятственно выходить из дома. Зато их уделом был тяжелый, непосильный труд.

Положение женщин из дворянских и купеческих семей изменилось с приходом к власти Петра I. Познакомившись с европейскими традициями, царь запретил держать женщин взаперти и даже обязал посещать балы и собрания. В результате, почти весь 18 век прошел под знаком женщин-правительниц.

Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.

До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.

Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.

Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…

В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.

Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.

Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.

Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?

Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.

Лидия Дмитрюхина
НОД «Как жили люди на Руси»

Цель : воспитание уважительного отношения к прошлому России.

Задачи :

Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины;

Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющих ее;

Закреплять представление об устройстве русской избы, о народном костюме;

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной форме;

Развивать мышление детей, учить сравнивать, делать выводы;

Развивать историческую память детей, познавательные способности;

Способствовать развитию речи детей;

Воспитывать в детях положительное отношение и уважение к славной жизни наших предков, желание стать наследниками их традиций.

Словарная работа : изба, русская печь, рубаха, порты, кокошник, лапти, наличники, прялка.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Демонстрационный материал : иллюстрации о Родине; иллюстрации русских народных сказок; иллюстрации с избами, русскими народными костюмами; оборудование для проведения опыта; предметы для быта крестьянской семьи : посуда (глиняная, деревянная, диски с русской народной музыкой.

Предварительная работа : посещение мини-музея русской избы; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек; рисование, лепка на тему народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома) ; дидактические игры : «Чудо узоры» , «Одень куклу» и другие.

Подвижные игры : Русская народная игра «Яша» , «У медведя во бору» , «Пирог» и другие.

образовательной деятельности

Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите поскорее, занимайте все места.

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь

(дети садятся на стульчики)

Наша беседа сегодня посвящена дорогой для каждого человека теме. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о нашей Родине.

Ребята, давайте вместе с вами ответим на вопрос : «Что такое Родина?»

(показ слайдов и ответы детей)

Родина - это русские леса, поля, моря и реки

Родина – это место, где живут наши родные и близкие люди : мама, папа, бабушка, дедушка

Родина – это место, где стоит наш детский сад.

Родина – это наша страна Россия, в которой мы родились и живем.

Воспитатель. Молодцы ребята. Родина – это наша страна Россия. А в старину нашу страну называли ласково Русь – матушка.

Родина на древнерусском языке – это семья. Внимание, приготовьте пальчики, начинается игра.

Пальчиковая игра «Родина»

У меня есть огромная семья :

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое –

Это все мое, родное.

Всех люблю на свете я –

Это – Родина моя!

А как называли людей, которые жили на Руси ? (русичи )

А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину ? А хотите узнать?

Так слушайте :

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Мы сейчас живем в удивительное время. Нас окружает большой мир наполненный событиями. А ведь все начиналось с древности. В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки избы.

Как вы думаете, где нужно было строить избу? (возле реки)

Какие еще были необходимы условия для постройки дома?

(дома строили возле леса)

Воспитатель. Правильно ребята. В лесистых местах, по берегам реки озер селились, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть» Как вы понимаете эту пословицу?

(в лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыть дикий мед)

Как вы думаете, из чего строили избы на Руси ? (из бревен)

А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

(много лесов и это самый доступный материал)

Воспитатель. Да, русские избы строились из бревен, потому, что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда тепло, а летом, в жару и зной было прохладно и свежо. Каждый хозяин старался выстроить избу понаряднее. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

Как украшали окна?

Чем украшали крыльцо?

Воспитатель. Строили избу единовременно до 20 человек. «Чем больше рук, тем легче труд» . Избу строили без гвоздей, только с помощью топора. «Не бравшись за топор, избы не срубишь» . За один световой день плотники могли построить избу. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили : «Делу время, а потехе час» .

Вот сейчас и мы с вами поиграем в народную игру «Яша» .

Игра «Яша»

Теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадку :

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка» . Что было главным в избе?

(Главной была печь)

Воспитатель. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание : она занимает почти пол избы. В старину говорили «Печи нет – жизни нет»

Почему так говорили?

(Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать)

Как еще в старину про печку говорили?

Ребенок. Русской печи нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель. С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

Дидактическая игра «Вспомни сказку»

Воспитатель. Молодцы ребята, все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи.

Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен : взрослый и детский. А одевались люди по-особому . Кто расскажет, какую одежду носили на Руси ?

(В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти)

Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси . Ее носили все : и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи носились широкие : мужские – короткие, женские – длинные. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой.

Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил.

Ребята, а вы знаете, из чего в давние времена шили одежду?

(Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна)

Расскажите, ребята, как получали такие полотна?

(Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно – серую холстину)

Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили?

(Ответы детей)

Воспитатель. В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корней дуба и липы. Не верите? А сейчас сами убедитесь. Будите красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (Розовый и желтый) . Как вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху) .

Молодцы, ребята. А еще в старину любили водить хороводы, давайте мы с вами позабавимся.

Русский хоровод «Заинька»

Воспитатель. Всю одежду на Руси женщины шили сами и только в городах князьям и боярам шили одежду специально обученные люди .

Как они назывались? (портные)

Одежду на Руси берегли , не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше портные назывались по- разному, в зависимости от того, что они шили.

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра с мячом «Кем я буду»

Если я шью шубу – значит я шубник, а если шью кафтан – то я кафтанник

(шапошник, рукавичник, сарафанник, сорочник, душегрейник, телогрейник)

Молодцы ребята! Вот вы и узнали, во что одевался русский народ в старину.

Русский народ всегда славился гостеприимством. А какие поговорки вы об этом знаете?

Что есть в печи, все на стол мечи».

Не красна изба углами, а красна пирогами».

Умей гостей звать, умей угощать.

Воспитатель. Гостей угощали пирогами да блинами, гости ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили.

Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А что узнали вы о жизни людей на Руси ?

Что было главным в избе?

Какую одежду носили на Руси ?

Чем красили полотна для одежды?

Воспитатель. Очень хорошо. Много нового мы сегодня узнали о жизни людей на Руси . И в игры играли, и хороводы водили, и полотно красили. А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 1 р. П. Татищево

Татищевского муниципального района

Саратовской области»

___________________ /Т. А. Куприй /

исследовательско-творческий проект

Как жили люди

Воспитатели

Подготовительной к школе группы «Солнышко»

Галина Васильевна Трифонова

Светлана Анатольевна Обухова

Татищево. - 2011 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель проекта:

  1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на гендерное воспитание.
  2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
  5. Провести конкурс среди родителей «Русская изба» (изготовление макета русской избы) .

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети
  • родители

Сроки реализации

январь - май

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Изба и ее устройство.

Занимаясь в кружке «Мастерилка», мы всегда рассматриваем убранство «русской избы» - там проходят наши занятия.

Нам интересно узнать все:

Как жили русские люди раньше?

Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

Мы стали искать ответы на все свои вопросы: спрашивали у воспитателей, родителей, рассматривали иллюстрации в книгах о старинном быте русского народа, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

2.2 Быт крестьян .

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

2.3 Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку.

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

Таким образом, в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники. Да «красны девицы» - умелицы - рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Мастернилка» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Конспект занятия «Русская изба» Приложение № 1
  2. Конспект занятия «Эх, лапти мои, лапти липовые…» Приложение № 2
  3. Конспект занятия по рисованию на тему «Козлик» Приложение № 3
  4. Конспект занятия « Как люди жили на Руси » Приложение № 4
  5. "Как люди жили на Руси" - Слайд - Презентация Приложение № 5



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные