Николай Добронравов: биография, личная жизнь. Николай Добронравов: биография, личная жизнь, дети, жена, семья Биография александры пахмутовой есть ли дети

Жизнь ее дочери будет связана с музыкой — к такому выводу пришла мама Саши, Мария Пахмутова, когда той было всего 3 года. В их доме стояло пианино, на котором иногда играл отец семейства, Николай Пахмутов. Однажды, вернувшись домой из кино, Мария услышала, как на пианино кто-то наигрывает мелодии из фильма. Это могла делать только трехлетняя Саша, но как?!

Чтобы достать до клавиш, девочке приходилось ставить стопку книг на стульчик, но остановить ее тягу к музицированию такие мелочи уже не могли. В 5 лет Саша Пахмутова написала свою первую пьесу для пианино, и только через два года родители привели ее в музыкальную школу. В ней она проучилась до начала войны.

Юный композитор

Поселок Бекетовка, где жили Пахмутовы, находился недалеко от Сталинграда. Жестокие бои подходили все ближе и ближе к городу. Семья эвакуировалась в Казахстан, и больше в провинцию Саша не вернулась. 14-летней девочкой она приехала в Москву, чтобы продолжить обучение музыке.

Пахмутову приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где, помимо основной учебы, она еще посещала кружок юных композиторов. К образованию девушка всегда относилась очень серьезно: понимала, что одного лишь таланта для успешной работы мало. Сколько композиторов ежегодно выпускаются из консерватории — и сколько из них действительно успешны?

«В жизни все происходит в движении. Может быть, есть композиторы, поэты, которые сидят в своих домах на берегу реки и творят — я такого не видела ни разу. Поэтому нужно что-то сделать — только успеваешь заметить, что это не очень получилось, или, кажется, что-то получилось», — скажет Пахмутова через много лет в интервью.

Дуэт

Николай Добронравов и Александра Пахмутова Деятельная натура, трудолюбие и интерес к профессии заставляли Пахмутову пробовать себя в совершенно разных жанрах. Серьезные произведения для оркестра, музыка для мультфильмов, эстрадные песни — она не боялась любой работы, и выполняла ее неизменно талантливо.

Своего будущего мужа и лучшего компаньона в творчестве она встретила в момент очередного эксперимента. В 1956 году она писала музыку для программ Всесоюзного радио «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!», а он читал в них свои стихи. Познакомившись, Пахмутова и Добронравов сразу же записали первую совместную песню — «Лодочка моторная». А уже через три месяца, 6 августа, отправились в ЗАГС.

«Как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало», — вспоминала Пахмутова день их свадьбы.

Медовый месяц прошел сказочно: Абхазия, Черное море, лунная дорожка. Они столько мечтали и планировали! Едва вернувшись в Москву, принялись за работу. Творческий союз Пахмутовой и Добронравова стал на советской эстраде знаком качества. А власть именно им поручала все важнейшие госзаказы — к юбилеям Победы, Олимпийским играм.

За работу они брались с удовольствием. Под песню «До свидания, Москва», звучавшую на церемонии закрытия Олимпиады-80, плакал весь мир. Пахмутова и Добронравов сумели создать настоящий гимн важнейших соревнований планеты. Но их отношения с советской властью всегда оставались сугубо рабочими.

Несмотря на бесконечные уговоры, ультиматумы и даже прямые помехи в работе, супруги так и не вступили в КПСС.

«В коммунистической идеологии одни кидались за идеи в огонь, другие прятались за их спинами и возводили себе чужими руками роскошные дачи. Как раз те люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию», — объяснила однажды Пахмутова свою позицию в интервью «Аргументам и Фактам».

В одном направлении

РИА Новости/Лев Иванов Так и не став родителями, свою бесконечную нежность они целиком потратили друг на друга. «Главное — смотреть не друг на друга, а в одном направлении», — цитирует Экзюпери Николай Добронравов, когда их спрашивают о секрете крепкого брака.

«Мы просто стараемся не принципиальничать», — чуть менее романтично отвечает сама Пахмутова.

Их невероятная способность дарить любовь однажды даже спасла другой крепкий союз — Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Их романтические отношения завязались, когда Синявская была замужем за другим мужчиной и однажды, после какой-то ссоры, передумала с ним разводиться ради Магомаева.


Узнав об этом Пахмутова и Добронравов написали для них две песни: «Мелодию» для Магомаева и «Прощай, любимый» для Синявской. Они произвели на влюбленных такое впечатление, что пара снова воссоединилась. В интервью Магомаев и Синявская называли эти песни своими «музыкальными талисманами».

Единственное, чего не подарила Александре Пахмутовой судьба — это возможность стать матерью. За долгие годы брака они с Добронравовым так и не стали родителями, но зато написали десятки хороших детских песен для маленьких слушателей.

И сейчас, когда обоим уже далеко за 80, Александра Пахмутова и Николай Добронравов все равно полны творческих планов и не перестают писать песни. «Чем же еще заниматься композитору и поэту?»

Николай Добронравов сумел плотно вплести в свою биографию и карьеру, и личную жизнь, объединившись в тандеме с Александрой Пахмутовой, но поэт так и не получил главного счастья – возможности воспитывать детей. Причины такого поворота событий навсегда останутся тайной. Единственное наследие артиста, которое останется в истории – его стихи, многие из которых прославились на весь СССР.

https://youtu.be/a1X0tDibb_g

Детство и становление в творчестве

Николай Николаевич Добронравов родился в Ленинграде – 22 ноября 1928. В начале Великой Отечественной войны, когда город был подвержен наступлению немцев, его вместе с остальными детьми отправили в Нижний Новгород. А затем вместе с родителями Николай переехал в Малаховку в 1942, где окончил среднюю школу с отличием, получив золотую медаль. Несмотря на то, что будущему поэту-песеннику пророчили другую жизнь, он не захотел сворачивать с пути, намеченного еще в школьные годы.

Первым учебным заведением, где Николай Николаевич получил высшее образование, стала школа-студия МХАТ при Московском государственном театре им. Горького. Но, желая быть не только артистом, выступающим на сцене с стихами и песнями собственного сочинения, но и педагогом, Добронравов решил получить второе высшее.

Николай Добронравов в молодости

Следующим местом, где обучался известный в будущем артист, стал Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина, который он закончил за два года, в 1952.

Известность Добронравов получил еще в студенческие годы. Переживший страшную войну, унесшую жизни миллионов, Николай старался передать потомкам духовную атмосферу военных лет. В своих песнях он отображал не только чувства мужчин, ушедших на войну, но и боль матерей, не дождавшихся возвращения своих сыновей.

Он передавал отчаянную отвагу народа, жившего в осаде и терпящего лишения и голод ради свободы своей страны, тот невероятный героизм, который был проявлен не только мужчинами, но и женщинами, воспитывавших своих детей в городах, куда не дотянулись лапы немецко-фашистских захватчиков.

Театральная и литературная деятельность

Николай Добронравов – не только поэт, чья увлекательная биография, личная жизнь и дети постоянно на слуху у любителей музыки, но и известный в театральной среде артист. С начала 50-х годов известный поэт-песенник решил попробовать себя в новой роли. Поступив на службу при Московском театре юного зрителя (ТЮЗ), он начал принимать активное участие в театральной жизни. Николай Добронравов выступал в ведущих постановках известных сценаристов на протяжении десяти лет. Его талант привлекал внимание зрителей и критиков, которые по достоинству оценили многогранность выдающегося артиста.


Николай Добронравов: фото

Известный в современном мире деятель культуры, многократно награжденный за свои труды, он привлек внимание таких же известных в сфере музыки композиторов и поэтов. Долгое время Николай Добронравов, чья биография, личная жизнь и дети интересуют поклонников, работал в соавторстве с гениальным Сергеем Гребенниковым. Вместе они создали необыкновенно чувственные композиции.

Время, когда Добронравов работал в соавторстве с Гребенниковым – это период, посвященный литературному творчеству. Вместе артисты писали сказки на тематику нового года, создавали гениальные и увлекательные инсценировки. Огромным вложением в театральный мир союза двух талантливых людей было создание оригинальных пьес для детского и музыкального радиовещания.


С Муслимом Магомаевым

Немаловажную роль для развития культурной жизни подрастающего поколения два гения песен и литературы вложили в кукольный театр, написав ряд пьес, которые показывали не только в заведениях Москвы и советского Санкт-Петербурга, но и в других городах СССР.

В современных театрах Российской Федерации до сих пор идут спектакли, написанные в соавторском союзе Добронравова и Гребенникова.

Становление как поэта

В середине 60-х, Николай Николаевич решил уйти из театра, решив воплощать свои идеи в области литературы. В 1970 Добронравова приняли в Союз писателей СССР, где он смог реализовать свой творческий потенциал в полном объеме. Активно работая в области культуры и литературы, артист стал известным и узнаваемым автором.

Его поэтические сборники, воспевающие идеологию СССР и советской жизни, стали издаваться крупными тиражами в ведущих типографиях страны. Столичные издательства опубликовали несколько его поэтических сборников, таких как «Созвездие Гагарина», «Таежные костры», «Вечная тревога» и еще несколько книг.

М. Добронравов известный поэт

У поэта-песенника появилось множество поклонников на территории СССР, которые с нетерпением ждали новых сборников. Каждый тираж, выходящий под фамилией Добронравов, раскупался с невероятной скоростью. И даже теперь, в современной России, книги со стихотворениями Николая Николаевича пользуются большой популярностью. Литературный деятель продолжает публиковать новые сборники, высказывая широкой публики свои идеи и мысли, мечты и видение современной России.

Музыкальная семья

Биография Николая Добронравова неизменно переплетается с его музой, женой и соавтором его музыкальных произведений – Александрой Пахмутовой, которая подарила ему счастливую личную жизнь, но для которой под запретом слово «дети».

Они познакомились на радиостанции, где Николай Добронравов выступал в роли поэта-песенника, а талантливая композитор была приглашена, чтобы написать мелодию к его произведениям.


Николай Добронравов и Александра Пахмутова

Встретившись, молодые люди поняли, что живут на одной волне, которая зовется музыка. Вместе они создали около четырехсот музыкальных произведений, известны не только в РФ, но и в других странах мира.

Очень часто поклонники артиста интересуются, почему Николай Добронравов, чья удивительная биография и личная жизнь тесно переплетены друг с другом, так никогда и не стал отцом, а дети, которые были в планах у супругов, не родились. Артист улыбается, и в его глазах отображается грусть, и старается уйти от ответа, которого у него нет. А тот, который имеется, должен остаться тайной для обширной публики поклонников артиста.

Возможно, отсутствие в жизни артистов детей, стало причиной того, что они всецело погрузились в творчество. В своих песнях, написанных вместе с супругой, поэт-песенник Николай Добронравов отобразил все то хорошее и доброе, что дал ему советский союз. Он передал не только военный дух Великой Отечественной войны, но и атмосферу таких эпохальных событий в истории современной РФ, как полет Юрия Гагарина в космос и проведение олимпиады в Сочи.

Изменял жене с музыкой

За свои таланты и умение чувствовать Родину, облекая любовь в слова, поэт-песенник Николай Добронравов был удостоен звания «Лауреат государственной премии» в 1982. При советском союзе артист получил множество наград и достойных званий, став известным на всю могущую и огромную СССР.

Немаловажную роль в творчестве Добронравова сыграл композитор Микаэл Леонович Таривердиев, вместе с которым артист создал множество песен и романсов.


У Добронравова и Пахмутовой нет своих детей

Также Николай Николаевич работал с такими мэтрами музыки, как композитор Аркадий Островский, азербайджанский эстрадный певец и композитор Полад Бюльбюль-оглы и многими другими известными деятелями музыкального искусства.

  1. «Надежда» впервые была исполнена артистом ТЮЗа Юрием Пузыревым. Спустя месяц песня зазвучала на всех радиостанциях СССР гениальным Иосифом Кобзоном. «Надежда», в исполнении Анны Герман транслировалась на всех радиостанциях СССР с 1973 и приобрела огромную популярность среди советской молодежи. Позже ее стала исполнять Эдита Пьеха, вышедшая на сцену с песней-талисманом космонавтов. Ведь каждый раз, отправляясь в космос, его исследователи слушали «Надежду», веря, что это принесет им удачу и поспособствует благополучному возвращению домой.
  2. «Беловежская пуща» осуществила мечты директора заповедника в Белоруссии в 1975. Он давно мечтал о том, что какой-нибудь восторженный красотой природы поэт, напишет про известный на весь СССР заповедник песню. В дальнейшем она появилась в репертуаре Бэллы , а также ансамбля «Песняры», став одной из популярных песен в Белоруссии.
  3. «Трус не играет в хоккей» не единственная спортивная песня. Впервые ее исполнил Эдуард Хиль в 1968. Затем она появилась в репертуаре многих известных в музыкальной среде исполнителей. Популярный в те времена вид спорта привлек внимание к песне поклонников хоккея. Когда СССР выигрывала матч с другими странами мира, она обязательно звучала на трибунах огромного зала.
  4. «До свидания, Москва», вышедшая в 1980, была заказана для Олимпиады за несколько месяцев до открытия Игр при подготовке к их проведению в Лос-Анджелесе. Но к тому моменту, как песня была практически закончена под названием «До свидания, Москва – здравствуй, Лос-Анджелес!», во внешнем мире разразилось страшное событие, перечеркнувшее все планы СССР. Началась война на территории Афганистана и поездка спортсменов советского союза в Америку отменилась. Поэтому Добронравов и Пахмутова написали песню-прощание с Олимпиадой, которая звучала в дни открытия и закрытия олимпийских игр.
  5. «Орлята учатся летать» была написана для лагеря «Орленок», где побывало множество счастливых ребятишек. С 1965 песня стала гимном детей, отдыхающих в прекрасном месте. Она отображала мечты и надежды подрастающего поколения. Под нее в лагере поднимали флаг и проводили традиционные марши. Вместе с этой песней в «Орленке» звучала песня «Звездопад», которую Пахмутова и Добронравов подарили лагерю.

Николай Добронравов сегодня

Дети в биографии Николая Добронравова и Александры Пахмутовой всегда стояли на первом месте, и были непрерывно связаны с их личной жизнью и биографией. Но своих, родных и любимых детей у семейной пары так и не появилось.

Поклонники творчества музыкальной пары предполагают, что причиной этому послужило бесплодие одного из супругов.

https://youtu.be/cUXFejJk5Lk

Имя: Николай Добронравов (Nikolay Dobronravov)

Возраст: 90 лет

Место рождения: Санкт-Петербург

Рост: Вес:

Деятельность: поэт, актер

Семейное положение: женат на Александра Пахмутова

Николай Добронравов - биография

Николай Добронравов - поэт, писавший всю свою жизнь песни, известен тем, что его стихи, благодаря не звёздной жене, стали востребованы в советское время и по нынешний день.

Детство, семья

Николай родился в Ленинграде в семье интеллигентов. Бабушка по отцу очень много времени уделяла воспитанию внука. Благодаря этой женщине, Николай часто бывал в театре, ходил на оперу и балет, смотрел кукольные спектакли, а повзрослев, стал посещать драматические спектакли. Теперь стало понятно, кто написал первую страницу творческой биографии будущего поэта. В школе Добронравову повезло с учителем, благодаря чему он полюбил литературу. А в десятилетнем возрасте он выучил наизусть всё «Горе от ума», чем очень напугал свою бабушку.

Когда началась война, вся семья переехала в Горький (Нижний Новгород), а позже переселилась в подмосковную Малаховку. Там он окончил десять классов с красным аттестатом. После окончания школы Николай стоял перед выбором, куда поступать. Выпускник планировал своё поступление в педагогический или литературный институт, но подал документы в Школу - студию МХАТ. Успешно отучился в выбранном заведении и поступил на службу в ТЮЗ столицы. Добронравов начинает писать первые тексты.

Начало творческого пути

В самом начале своей актёрской карьеры Добронравов в союзе с товарищем по цеху Сергеем Гребенниковым пишет маленькие пьесы, которые были востребованы в кукольном театре, а их следующее совместное произведение полюбилось многим театрам юного зрителя. Молодой актёр снимается в фильмах. Их не было в его биографии много, но тема спорта и колхозная тема им были раскрыты неплохо. Но вскоре бывший выпускник театрального вуза понял, что литература становится для него главнее всего. Николай принимает решение поступить в педагогический институт и получить профессию учителя литературы.


Николай становится на несколько шагов ближе к поэзии. Так как Добронравов прежде всего актёр, он часто бывал в роли чтеца детских стихов и пьес. Однажды его попросили сочинить стихи к одной из детских песенок. Композитором этой песенной композиции являлась юная начинающая композитор Александра Пахмутова . Всё получилось, песенка про моторную лодочку имела успех.

Николай окончательно решил оставить театр и заняться поэтическим творчеством. Самое трудное было для поэта сочинять стихи на готовую музыку, хорошо, когда и стихи и их музыкальное сопровождение рождаются одновременно. Пара двух талантливых людей стала работать вместе. Это был не просто творческий союз, молодые люди решили пожениться.

Период славы и признания


Добронравов вместе с Александрой Пахмутовой создали много интересных песен, которые стали настоящими песнями на все времена. Сколько прошло лет с того момента, как произошло появление песни «Как молоды мы были», а после триумфального её исполнения Александром Градским , новые молодые звёзды эстрады и кино до сих пор представляют её на многих концертах. И такая же биография есть у всех песен, которые были созданы знаменитым семейным дуэтом. Авторов любили многие певцы, такие как Иосиф Кобзон , Муслим Магомаев .


Они с удовольствием включали в свои концертные программы очередные шедевры, которые предлагали им супруги Добронравов и Пахмутова. Но это не означает, что стихи Николая Николаевича были только востребованы его женой. Другие композиторы охотно писали музыку к поэтическим строчкам Добронравова. Таривердиев и Мартынов, Островский и Бабаджанян писали музыку, и эти песни тоже становились шлягерами. Более полусотни песен вышло из-под пера поэта. Некоторые фразы из известных его песен стали крылатыми. Это несколько символично с тем фактом, что Добронравов и Грибоедов создали произведения для афоризмов последующим поколениям читателей, слушателей и зрителей.

Личная жизнь

Николай Добронравов, встретив первый раз маленькую хрупкую девушку, сразу полюбил её всем сердцем. Он недолго размышлял, через три месяца знакомства, гуляний под луной и ухаживаний он сделал предложение. Александра согласилась, и молодые люди создали семью. Свадьба была не пышной, обычной по тем временам. На медовый месяц молодожёны уехали в Абхазию. Потом началась их совместная плодотворная работа над песенными шедеврами. Кроме этого, они активно сотрудничают с Москонцертом и много гастролируют.


Александра играла на рояле, Николай читал свои стихи. Везде их ждали тёплые и гостеприимные встречи поклонников. Сейчас супруги находятся в преклонном возрасте, но их любовь до сих пор жива. Это заметно по их взглядам, по нежному отношению друг к другу. И пусть у них нет детей, они дарят теплоту своих отношений не только себе, но и всем, кто их окружает. У супругов много настоящих друзей и почитателей их таланта. Самой главной женщиной для Николая Добронравова является его жена Александра Николаевна Пахмутова, она его муза, его вдохновительница.
Автор биографии: Natsh

Герой Социалистического труда, народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин городов Москвы, Волгограда, Луганска, Братска

Музыка Александры Пахмутовой стала, если образно выразиться, музыкальным сопровождением, саунд-треком к многосерийному документальному фильму о жизни нашей страны. Ее песни на слуху и на устах поколений; они звучали на «стройках века», собраниях, парадах, концертах, школьных балах и сельских танцплощадках. Даже заказные, политизированные ее произведения столь талантливы, что существуют вне любой пропаганды. А еще есть симфонии, оратории, концерты, музыка к любимым всеми фильмам. Сложилось устойчивое словосочетание - «феномен Пахмутовой». Последовательно отмечая все исторические события, ее песни с честью и признанием пережили «оттепель» 1960-х, «развитой социализм», эксперименты перестройки. И теперь, когда, казалось бы, закончилась романтизированная и воспетая ею эпоха, они продолжают жить, восхищать слушателей самого разного возраста и социального уровня.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка. Отец - Пахмутов Николай Андрианович (1902–1983), мать - Пахмутова (Кувшинникова) Мария Амплиевна (1897–1978). Супруг - Добронравов Николай Николаевич (1928 г. рожд.), поэт, лауреат Государственной премии СССР.

Детство Александры прошло в поселке Бекетовка на Волге, в 18 километрах от Сталинграда (ныне - Волгоград), с почти деревенским бытом: куры, сено, огород. Еще свежи были в памяти родителей ужасы смутного времени гражданской войны. Дед, Андриан Виссарионович, помощник командира полка, был зарублен белоказаками в 1921 году. Много позже его соратник написал о Пахмутовой, тогда уже известном композиторе: «...она молодец... внучка стоит своего так трагически погибшего деда».

Мать в неполные 20 лет осталась вдовой с двумя детьми, но справилась с бедой, самоучкой стала парикмахером, вышла замуж за Николая Андриановича. Он работал на электростанции и был многогранно талантлив: писал маслом, играл на домре, балалайке, пианино; в местном клубе организовал оркестр народных инструментов и чудом добыл пианино, на котором профессионально таперствовал, озвучивая немые фильмы, аккомпанировал «синеблузникам», исполнял Шопена, Бетховена, Чайковского.

Музыкальная одержимость отца, его вечернее музицирование оказали огромное влияние на девочку. Классическая музыка, популярные и народные песни, русские романсы - самые светлые впечатления Алиного детства. Она и помнит-то себя с первых попыток в три с половиной года подобрать на пианино услышанные в кино мотивы; а первая композиция, навеянная родным двором, - «Петухи поют» написана ею в 5 лет. Удивительно, но детские нотные записи уцелели.

Решено было дочь серьезно учить. «Благодаря маме, - рассказывает Александра Николаевна, - моя учеба, моя судьба стали самым главным в семье, в которой было еще трое детей постарше (Михаил, Зоя, Людмила)». Аля в 7 лет поступила в общеобразовательную школу в Бекетовке и в музыкальную - в Сталинграде, куда ездила с мамой три раза в неделю на поезде, что отнимало много сил. «Сейчас я понимаю внутреннее состояние родителей, - продолжает Александра Николаевна. - Они боялись, что я не смогу получить настоящего музыкального образования и жизнь у меня сложится, как у отца, который мог бы стать и пианистом, и живописцем, у него были для этого все данные, но он так и остался самодеятельным музыкантом и художником».

Уже через полгода в переполненном клубе, на вечере памяти Ленина, Николай Андрианович и его 8-летняя дочь Александра исполнили на рояле в четыре руки первую часть симфонии соль-минор Моцарта. Кстати, через 38 лет удостоенная многих почестей композитор Пахмутова повторила эту музыку в зальцбургском доме-музее композитора, на его клавикорде, и записала в книге посетителей: «Когда люди будут жить на других планетах, то и там будет звучать Моцарт».

В 1941 году Аля окончила 4-й класс музыкальной школы и получила направление в интернат при Ленинградской консерватории. Утром 22 июня на городской олимпиаде детской художественной самодеятельности она отыграла вальс и прелюдию собственного сочинения. Сразу вслед за этим кто-то выбежал на сцену: «Война!!».

Дальше были бомбежки, пожары, эвакуация - мучительный месячный переезд в Караганду. «Мы увидели немецкий бомбардировщик... он стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели, как он горел...», - вспоминает Александра Николаевна. Потом шли пешком в стылый осенний Темир-Тау. Начались жизнь в бараках на берегу речки Нуры, голод, зима, детские игры в войну, сбор и отправка на фронт посылок со сбереженными от школьных завтраков и высушенными на сухари булочками, самовязанными варежками и носками. Пианино не было. По счастью, вместе с бекетовским клубным имуществом привезли аккордеон, который девочка легко освоила.

Весной 1943 года семья вернулась домой, в хаос и неустроенность. Только что закончились бои, Сталинград лежал в развалинах, многие жили в землянках; погибла любимая учительница музыки. Аля много пела для солдат под аккордеон популярные песни тех лет (и первые собственные, на стихи Иосифа Уткина - «Если будешь ранен, милый, на войне» и «Если я не вернусь, дорогая...»). Болезненно ощущалась необходимость учиться дальше, но Ленинград стал недоступен. Отец взял ее с собой в командировку, чтобы показать в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Завуч Екатерина Мамоли и педагог Теодор Гутман прослушали Алю и определили ее в 6-й класс: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстает от своих сверстников по технической подвижности [сказались два года без фортепиано], но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Алю приютили жившие в коммуналке на Большой Бронной друзья детства Пахмутовых, семья Спициных. Нарком электростанций, услышав историю дожидавшейся отца в коридоре наркомата девочки, выделил ей пропуск в ведомственную столовую (он хранится в семье до сих пор), талоны на костюм и пальто. А рабочие продовольственные карточки высшей категории дети получали в ЦМШ.

Город жил с затемнением, буржуйками, противотанковыми ежами на окраинах. Музыкальные домашние задания Аля делала в школе до начала уроков, поспевая туда пешком рано утром, пока еще не ходил трамвай. Носила бурки, сшитые мамой из шинели, штопаные кофточки. И была счастлива. В школе преподавали легендарные музыканты, профессора Московской консерватории: Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Давид Ойстрах, Лев Оборин, Святослав Кнушевицкий. Александр Гольденвейзер рассказывал о встречах со Львом Толстым, Чайковским, Рахманиновым, Юрий Шапорин - о знакомстве с Блоком. Школьников приобщали к музыкальным событиям: играл на органе Александр Гедике; Сергей Прокофьев дирижировал своей Пятой симфонией; итальянский дирижер Карло Цекки репетировал с оркестром оперу Россини; Ойстрах вместе с румынским скрипачом, дирижером и композитором Джордже Энеску играл концерт для двух скрипок Баха; Энеску управлял исполнением Четвертой симфонии Чайковского... Однажды Аля играла для венгерского композитора и музыковеда Золтана Кодая. Еще она вспоминает:

«Моих товарищей и меня Дмитрий Борисович Кабалевский приглашал к себе домой послушать музыку, поиграть... это просто свалилось неслыханное счастье, судьба... было такое время, когда были живы великие музыканты... И они возились с нами. Они нас учили...».

Режиссер Вера Строева без лишнего умиления перед «вундеркиндами» запечатлела в скромной ленте («Юные музыканты», 1945) лучших учеников ЦМШ, и среди них - Пахмутову, игравшую скерцо из своей сонатины для фортепиано. А первая публикация о ней, с фото за роялем, появилась в 1946-м в «Московском комсомольце».

Александра окончила школу с отличием как пианистка в 1948 году. Классный руководитель Дмитрий Сухопрудский напутствовал ее в письме: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... мы можем гордиться тобою». Она должна была поступить на фортепианный факультет консерватории. Но задолго до окончания школы преподаватель Ираида Васильева показала композиции своей ученицы директору консерватории и художественному руководителю ЦМШ Виссариону Шебалину, усмотревшему в них незаурядность.

Девочку приняли в школьную факультативную группу по сочинению, которую курировал этот выдающийся педагог. «Он считал, что в композиторском хозяйстве должен быть абсолютный порядок во всех деталях вплоть до самых незначительных штрихов и оттенков, - вспоминает Александра Николаевна, - презирал поверхностное отношение к делу... Его глазами мы смотрели на партитуры великих мастеров, где нет места случайности и небрежности...». В итоге заниматься она стала на теоретико-композиторском факультете у Шебалина.

В консерватории Александра зарекомендовала себя как автор разноплановый: написала «Русскую сюиту» и «Концерт для трубы с оркестром», но уделила особое внимание сочинению песен. «Шебалин умел понимать индивидуальность учеников, а это божий дар (ведь никто не знает, как заниматься с композиторами), - замечает Александра Николаевна в интервью «Московскому комсомольцу» (09.11.2009). - И никакого разделения по жанрам. В первую очередь - да, писала академическую музыку. Впрочем, уже тогда в диплом вошла моя «Походная кавалерийская». [ст. Юлии Друниной, 1953]».

Вот строчки из документов экзаменационной комиссии: «Александра Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично». Представлены: Кантата на стихи А. Твардовского «Василий Тёркин»; Симфоническая сюита; «Походная кавалерийская» - массовая песня». В журнале «Смена» появилась статья Шебалина с отзывом: «Александра Пахмутова - талантливый музыкант. Ее сочинения радуют яркостью, свежестью, русским национальным колоритом... я верю в ее дальнейшие успехи».

В аспирантуре написана диссертация «Партитура оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Но на вопрос (в том же интервью МК) - почему она не осталась «в лоне классической музыки», Александра Николаевна отвечает: «Почему? Да просто… понимаете, вот окончила я консерваторию, аспирантуру, а в стране такое время началось! Яркое время! Это и разоблачение культа Сталина, «оттепель», полет в космос, сибирские стройки замечательные, небывалый подъем! Обнаружился огромный интерес к песне как к жанру. К тому же... вы знаете, можно написать очень хороший квартет, его, может быть, похвалят в Малом зале консерватории. И все. А если успех у песни - то успех шумный, сразу на всю страну! Если бы у меня не было песен, вы бы мне и не позвонили, правда?» - смеется Пахмутова.

Появились ее первые популярные песни, одна из которых - «Лодочка моторная» (стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова, 1956) положила начало знаковому союзу композитора с поэтом Николаем Добронравовым. Александра познакомилась с ним весной 1956-го на Всесоюзном радио, где он читал свои стихи в детских передачах. Глава музыкальной редакции Ида Горенштейн сказала: «Начинаются летние каникулы. Ну напишите про это какую-нибудь песенку!» «На этой лодочке мы и отправились в плавание по жизни», - улыбается Николай Николаевич. «6 августа была жуткая жара, - вспоминает Александра Николаевна. - Но как только мы подъехали к загсу, полил дождь. Говорят, это к счастью! Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сшили мне костюм - такой красивый, розовый».

Этот трепетный, идиллический, детский взгляд на мир они перенесли во все совместные песни, и даже в «главные», посвященные Ленину, Октябрю, комсомолу.

Родион Щедрин как-то сказал о творениях супругов: «Им Бог фонариком посветил...». А Добронравов часто в интервью вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить - это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это направление за всю совместную жизнь ни разу их не подвело.

К снятой Фёдором Филипповым в 1958 году картине «По ту сторону» Пахмутова написала музыку и пять песен на стихи Льва Ошанина, в том числе эпохальную «Песню о тревожной молодости». «Первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной... Две индивидуальности сталкиваются впервые - непременно будет яркая вспышка». Так писал об этом успехе Евгений Долматовский в книге «50 твоих песен».

В 1961–1962 годах создана музыка к фильму Юрия Чулюкина «Девчата», песня из которого - «Старый клён» на стихи Михаила Матусовского тоже сделалась невероятно популярной.

С 1962 года Пахмутова много ездила в творческие командировки по стране вместе с соавторами - мужем и Сергеем Гребенниковым. Посетили Усть-Илим, Братскую ГЭС, воинские и флотские части. В Братске ей вручили «наряд на работу»: «Фамилия: Пахмутова. Профессия: композитор. Задание: написать песню, достойную наших ребят». Ответом стал цикл из 13 достойных песен («Таежные звезды», 1962–1963, стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре» и другие).

Она живо откликалась на все ключевые события, однако при этом в своей «песенной публицистике» органично уходила от штампов, делая главный акцент на общечеловеческих ценностях. Писала точные восхищенные песни о профессионалах своего дела - спортсменах, летчиках, строителях, геологах, космонавтах. Ее гражданская лирика проникала под кожу и вызывала слезы - весь мир плакал, когда улетал олимпийский Мишка на стадионе в Лужниках в 1980-м.

А еще были пронзительные песни о войне и любви. Невероятно, но некоторые из этих шедевров сначала имели трудную историю.

В фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе» Пахмутова сначала отказывалась писать для «тетки, приехавшей в Москву мясом торговать», но сразу согласилась после просмотра видеоряда с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым («Нежность», стихи Н. Добронравова, 1965). Иосиф Кобзон первоначально не захотел петь «Надежду» (стихи Н. Добронравова, 1974), сочтя ее «женской». Изысканно и проникновенно спела ее Анна Герман.

Евгений Светланов в своей статье восторгается пахмутовской способностью создавать в каждой песне «мелодическую изюминку», которая «сразу ложится на сердце, надолго остается в сознании. Мало кто может так быстро завоевать слушателя, как это удается Пахмутовой».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего, - соглашается Александра Николаевна. - Но талант еще не гарант. Как будет воплощен замысел песни, развито ее тематическое зерно, сделана партитура, запись в студии - все это не последние вопросы, и из всего этого тоже складывается образ».

А это слова Михаила Плетнёва, пианиста, дирижера, композитора: «Музыка Пахмутовой - ...простая? Но прост Шуберт, прост Григ. Далеко не всякий автор симфонии может написать песню. Задача композитора - уловить физиономию времени. Ярче и лучше нее это не сделал, по-моему, никто. А сколько за внешней простотой внутренней композиторской культуры! Для меня Пахмутова не менее, если не более интересна, чем, например, «Битлз»: богаче фантазия, совершеннее форма».

Она обладает неисчерпаемой любознательностью и готовностью впитывать новое: в официальном «олимпийском» фильме «О спорт, ты - мир!» написала виртуозное соло для эстрадного ударника; в фильме «Полынь - трава горькая» использовала сочетание электронного звука с русскими народными инструментами и сама с наслаждением играла на синтезаторе. «Учиться нужно не только у тех, кто старше тебя. Обязательно надо учиться у тех, кто моложе; они идут вперед смелее и в некоторых аспектах искусства могут оказаться впереди», - подтверждает Пахмутова.

Она создала огромное количество произведений: симфонические «Русская сюита» (1952), Концерт для трубы с оркестром (1955), Концерт для оркестра (1971), Концерт для ансамбля колоколов и оркестра «Ave Vita» (1989), скерцо для оркестра «Веселые смычки» (2009) и симфоническую поэму «Птица-тройка» (2009); увертюры «Юность» (1957), «Русский праздник» (1967) и «Веселые девчата» (1954); «Динамо-марш» (1965); балет «Озаренность» (1973); кантаты «Василий Тёркин» (1953), «Красные следопыты» (1962), «Отрядные песни» (1972) и «Прекрасная, как молодость, страна» (1977).

Написала музыку к спектаклям «Великие голодранцы» (1970), «Неизвестный солдат» (1971), «Сказ о гранитном памятнике» (1973), «Нина» (1975), «Город Мир» (1983), «Волшебный апельсин» (1990); радиопостановкам: «Противная сторона» (1955), «У самого синего моря» (1956), «Не проходите мимо» (1956) и «Педагогическая поэма» (1958); фильмам «Экран жизни» (1955), «За рулем автомобиля» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «По ту сторону» (1958), «Девчата» (1961), «Яблоко раздора» (1962), «Жили-были старик со старухой» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Закрытие сезона» (1974), «Камни говорят» (1975), «Начальник стройки» (1976), «Моя любовь на третьем курсе» (1976), «Рожденная революцией» (1976), «Баллада о спорте» (1980), «О спорт, ты - мир!» (1981), «Полынь - трава горькая» (1982), «Товарищ ЧТЗ» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Облака нашего детства» (1990), «Сын за отца» (1995), «Великая Победа. Народная память» (2004).

Около 40 из почти 400 песен вошли в 7 песенных циклов, среди которых «Обнимая небо» (1965–1966, стихи Н. Добронравова: «Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты»; стихи С. Гребенникова, Н. Добронравова: «Нежность»); «Созвездье Гагарина» (1970–1971, стихи Н. Добронравова: «Запевала звездных дорог», «Знаете, каким он парнем был» и другие).

Вехами времени стали песни на стихи Добронравова: «Орлята учатся летать» (1965), «Мелодия» (1973), «И вновь продолжается бой» (1974), «Нам не жить друг без друга» (1974), «Белоруссия» (1975), «Беловежская пуща» (1975), «Как молоды мы были» (1976), «Команда молодости нашей» (1979), «До свиданья, Москва!» (прощальная песня Олимпиады-80), «Виноградная лоза» (1988), «Остаюсь» (1991), в его соавторстве с Гребенниковым: «Куба - любовь моя» (1962), «Трус не играет в хоккей» (1968) и десятки других; «Ненаглядный мой» (стихи Риммы Казаковой, 1970); «Горячий снег» (стихи Михаила Львова, 1974), а также на стихи Юрия Визбора, Андрея Вознесенского, Расула Гамзатова, Инны Гофф, Евгения Долматовского, Николая Заболоцкого, Марка Лисянского, Роберта Рождественского и других больших поэтов. Исполнители - выдающиеся певцы и актеры: Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Александр Градский, Юрий Гуляев, Людмила Гурченко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Сергей Лемешев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Нонна Мордюкова, Георг Отс, Эдита Пьеха, София Ротару, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль и другие; прославленные коллективы - Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого, Детский хор Гостелерадио под руководством Виктора Попова, а также ВИА «Верасы», «Добры молодцы», «Песняры», «Пламя», «Самоцветы» и «Сябры», группы Стаса Намина, «Living Sound» (Англия) и другие.

В альбоме «Звездопад» (2002) группы «Гражданская оборона» (ее лидер Егор Летов был страстным противником официальной культуры) замечательно звучат пахмутовские песни. Тогда же в Санкт-Петербурге состоялся совместный концерт композитора и бельгийского гитариста Франсиса Гойи, приуроченный к выпуску его альбома «Посвящение Александре Пахмутовой». А апологет тяжелого рока, популярная немецкая группа «Раммштайн» иногда заканчивает концерты мощным исполнением пахмутовской «Песни о тревожной молодости» на русском языке.

С 1960 года выпущено множество дисков, среди которых: «Советские композиторы - Армии: песни Александры Пахмутовой» (1971), «Любовь моя - спорт» (1980), «Птица счастья» (1981), «Шанс» (1990), компакт-дисков «Симфонические произведения» (1995), «Как молоды мы были» (1995), «Зарево любви» (1996), «Александра Пахмутова. 100 любимых песен» (2009), «Никто не забыт. Песни Александры Пахмутовой» (2010). В США вышел компакт-диск Лайзы Верзелла «Труба XX века» с Концертом для трубы с оркестром (2000). Изданы нотные сборники: «Песни тревожной молодости» (1963), «Чьи песни ты поешь» (1965), «Звездопад» (1972), «Солнце любви твоей» (1990), «Вираж» (1990), «Звездопад» (2001), «Земля моя златая» (на стихи С. Есенина, 2001) и многие другие.

Много лет Пахмутова была председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров; секретарем правления Союза композиторов СССР (1968–1991) и России (1973–1995); депутатом Моссовета (1969–1973); депутатом Верховного Совета РСФСР (1980–1990); избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1968 года более 20 лет возглавляла жюри Международного конкурса песни «Красная гвоздика».

А.Н. Пахмутова - народная артистка СССР (1984) и РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1971), Герой Социалистического Труда (за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность, 1990).

Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Среди ее наград - ордена Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени, Франциска Скорины (Белоруссия).

Лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2015), премий: Ленинского комсомола (1966), «Российский национальный Олимп» в номинации «Выдающийся деятель культуры» (2004), Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства (2004), Межгосударственной премии «Звезды Содружества» (2009). Обладает титулом «Живая легенда» от Российской национальной премии «Овация», «Золотым диском» фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».

Почетный гражданин Москвы, Волгограда, Братска и Луганска.

Ее именем названа и зарегистрирована в Планетном центре в Цинциннати (США) малая планета - астероид Pakhmutova №1889.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные