О смерти, погребении и поминовении усопших. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище? Какая душа не проходит мытарств после смерти

Количество записей: 105

Здравствуйте, батюшка! Не противоречит ли православным канонам тот факт, что на могиле православного человека при установке памятника и оградки, рабочие вытащили дубовый крест, положили его на могилу, залили бетоном и положили сверху тротуарную плитку. (В верхнем углу установленного памятника есть небольшой православный крест).

Геннадий

Геннадий, мы, православные, должны жить и умереть по-православному, и хоронить нужно строго по-христиански. Самое главное на православной могиле – это, конечно же, КРЕСТ. Крест должен быть не нарисованным, а именно стоять во весь свой рост. Скажите, зачем вообще усопшему памятник, если он ставится вместо креста? Это неправильно. Крест не следовало бы вынимать из могилы. Крест - это наша надежда, наше упование. А что такое памятник - это бездушная глыба мрамора, которую, к сожалению, сейчас многие ставят вместо Креста. Крест на могиле православного христианина должен быть обязательно, и не лежать а стоять!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! В какие часы необходимо быть на кладбище на 40-ой день или это не имеет значения

Андрей

Андрей, самое главное - это наша молитва за усопших. Необходимо соблюсти 40-й день, а в какие часы мы придем - не имеет значения. Из практики скажу, что удобнее всего приходить до обеда. Повторяю, это для удобства, и только. Когда мы приходим с утра, то у нас остается много времени, и во время обеда можем помянуть усопшего за столом, и потом еще останется время поделать какие-то свои дела.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Когда отпевали мою мамочку, в руках у нее была икона. Что мне с ней делать? Спасибо.

Людмила

Людмила, икона - это Святой образ Божией Матери, и мы должны иконы хранить дома (сделать красный уголок) и молиться на иконы. То, что икона была в руках у покойной - ничего страшного. Икона - это Святыня, а любая Святыня - только благо для человека.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, в самое ближайшее время когда можно пожениться (расписаться в ЗАГСе) и совершить венчание? Знаю, начинается пост, в течение поста нельзя? А в мае? Говорят, надо жениться на Красную Горку. Правда ли это? Прошу дать совет, а то мы никак не можем определиться с датой росписи в ЗАГСе, свадебного торжества, венчания... И все ли надо совершить в один день?

марина

Действительно, постом не венчают. Венчаться на "Красную горку" не обязательно (тем более, что обычно в этот день много венчаний), просто это самый первый день, когда начинают венчать после поста. Хотя, наверное в этом году на "Красную горку" будет немного народа – не любят люди венчаться в мае, хотя это и обыкновенное суеверие. Расписываться и венчаться в один день необязательно, хотя так проще чисто организационно.

диакон Илия Кокин

Скажите, пожалуйста, батюшка, почему в наших церквах не разрешается сидеть? Что бы изменилось? Ведь не секрет, что на службу ходит много пожилых и больных людей, которым стоять очень тяжело, а помолиться сходить хочется. Как быть?

Анна

Да разрешается сидеть, Анна, какая в этом проблема? Просто люди сами стесняются, да и подвиг хотят сугубый понести, помолиться стоя. Ну, и в некоторых храмах, что правда, то правда, нет скамеек, но те, кому действительно нужно, приходят со своими складными стульчиками.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Спасибо Вам за Ваши ответы - чтение ответов-вопросов значительно снижает мою безграмотность. Вопрос такой - я проживаю в Казани, в следующем году у нас в городе планируют открыть крематорий. Город большой, мест на кладбище мало. Каково отношение РПЦ к кремированию? Допустимо ли это? Или все-таки православным необходимо избегать этой процедуры в сторону обычного погребения? Спасибо!

Алексей

Алексей, мы люди православные, и должны всегда придерживаться православных древних традиций. "Из праха взят, и в прах возвратишься", говорит нам Священное Писание. Отпевание и погребение - это молитва Богу и предание земле - "из земли взят, и в землю возвратишься, а дух к Богу пойдет", и ни о какой кремации и речи нет. Мы, православные, должны придерживаться погребения, а не кремации, хотя кремация и не считается грехом. Официально церковь не запрещает кремацию Однако это не наша традиция, не православная, это все пришло с Запада.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, для чего необходим траур по усопшему? Откуда появилась такая традиция? Ведь люди, близкие ушедшего человека, истязают себя изнутри скорбью, плачем. У многих начинаются проблемы с сердечно-сосудистой системой, повышается давление, появляется уныние. Почему нельзя вспоминать человека с приятными чувствами, пожеланием доброты в небесах? Объясните пожалуйста, зачем эта душераздирающая традиция?

Алексей

Алексей, это хороший вопрос. Вот на Афоне монахи радуются, когда кто-то из братии умирает. Казалось бы, странно, ан нет, просто они уверены, что человек действительно спасется, и поэтому, зачем скорбеть? Вот и задумаешься невольно о причинах траура. Либо это скорбь о вечной погибели твоего близкого человека, ушедшего из жизни не готовым к вечности – но тогда надо скорее браться за молитву, а не убиваться в рыданиях, не терять на это время. Либо это скорбь по личной утрате, нам с человеком было хорошо и комфортно, а теперь его нет – но опять же это как-то эгоистично. Других причин я, честно говоря, и сам не вижу, и в любом случае в трауре есть много языческого, я уж не говорю про такой траур, когда нанимают специальных плакальщиц и совершают какие-то странные ритуалы – это вообще напоминает античные мистерии.

игумен Никон (Головко)

Спаси Господи! Можно ли ставить фотографию усопшего на полку, над которой висят иконы и стоит лампадка? И еще вопрос: я читала утренние и вечерние правила по молитвослову, а сейчас скачала перевод на русский язык и начала читать по листочку. Не согрешаю ли я, и надо ли мне брать благословение на это?

Наталья

Наталия, мы молимся на иконы на Святых, которые прославлены Богом и церковью. Ставить фотографию рядом с иконами нехорошо. Фотографии наших близких должны находиться в соответствующих местах (коробочке, альбоме), или если уж так хочется - то можно повесить на стенку или в сервант поставить, но не рядом с иконами. Молитвы читайте, как раньше читали, по Молитвослову, ничего не меняйте.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый вечер. Меня зовут Виктория. Мне нужна Ваша помощь. Накануне нас с мужем попросили обвенчать пару молодых. Невеста приходится мне двоюродной сестрой. Мои родители венчали родителей невесты. В каких случаях мы можем отказаться от венчания их? Я верю, что отказ от того, чтобы стать крестными родителями - это грех. Мы не в состоянии на данный момент венчать молодых. Мы с мужем поженились полгода назад и сами живем на съемной квартире, и еще остался долг отдать от свадьбы. Причем, за все это время я не видела особого почета и уважения от них к своим родителям, как к крестным их, а наоборот, насмешки и высокомерие. Поэтому не хотим их венчать, т. к. им это нужно лишь для галочки. Тем более, я понимаю всю ответственность взятых на себя обязательств, если согласимся венчать. А обратились к нам лишь потому, что в их кругу нет больше венчанных пар. А так мы не хотим венчать. И еще один вопрос - как получить благословение на зачатие ребеночка? Мы 3 месяца назад потеряли ребеночка на раннем сроке, 5 недель, и очень переживали. Теперь с Божьим благословением хотим снова попробовать. Жду ответа. Спасибо Вам.

Виктория

Виктория, искать каких-либо особых причин на то, чтобы отказаться быть свидетелем на венчании, не нужно, это дело добровольное. Если Вы не хотите участвовать в их венчании, так и не участвуйте – это не грех, это свободная воля человека. Вот молитва о рождении ребенка, читайте ее каждый день. "Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь".

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у дедушки выпадает 40 дней на 18 марта 2013 г. Когда нам можно организовать поминки по усопшему и что можно готовить?

Анна

Анна, для усопших самое главное - не стол, а молитва. 40-ой день очень важен для усопшего, в этот день совершается частный суд над душой, решается, куда ее поместить, в рай или в ад, и поэтому самое главное - это наша молитва. Обязательно нужно заказать панихиду в этот день и самим помолиться. Хорошо бы в этот день посетить кладбище. 18 марта делать поминальную трапезе НЕЛЬЗЯ, так как это начало Великого (строгого) поста. Поминальную трапезу можно сделать 17 марта, на масленицу. Мясо в этот день (17 марта) тоже уже нельзя есть. Можно все продукты, но без мяса.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Мне из Иерусалима привезли 33 свечи, могу ли я их зажечь дома, а потом дать родным и друзьям, чтобы они тоже зажгли их у себя? И что потом делать со свечами? Или их нужно разделить и раздать? Спасибо!

Татьяна

Татьяна, поступите следующим образом: либо подарите их друзьям, по штучке, либо оставьте себе, чтобы зажигать их на молитве дома.

игумен Никон (Головко)

Уважаемый отец Сергий, большое спасибо Вам за доброе слово, надежду и веру. Если можно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: покойному на могилу и дома у фотографии цветов ставят обязательно четное количество? Если Службу на Пасху смотреть по телевизору и молиться - это что-то значит, это можно? И последний вопрос. У моей подруги, она верующая, есть бабушка, которая видит, например, жив человек или нет, если он пропал, ворует ли подчиненный на работе, сложатся ли отношения с мужчиной и т. д. Денег никогда не берет и чужих не принимает, а если кому из близких поможет, потом плохо себя чувствует. Удивительно, но всегда говорит чистую правду и никогда не ошибается, она еще и лечит немного. Я всегда знала, что это считается грехом, но подруга уверяет, что это у бабушки дар от Бога, что она получила разрешение и благословение в церкви. Скажите, пожалуйста, такое возможно? Большое спасибо за внимание и терпение, заранее благодарна за ответ.

Елена

Елена, традиционно кладут четное количество цветов. Если ошибетесь, не беспокойтесь, это никак не повредит никому. Молиться можно всегда, и если нет возможности пойти в храм, можно благоговейно посмотреть трансляцию по телевизору. Но, заменив храм трансляцией без серьезной причины, Вы окрадете себя. "Разрешение и благословение" - это сказки. Избегайте общения с такими "бабушками". Просто так плохо себя не чувствуют. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка. Подскажите, пожалуйста, можно ли делать венчальные кольца из платины? И правдивы ли суеверия о кольцах? Спаси Господи.

Наталия

Кольца из платины делать можно, а любое суеверие – ложно. Даже в рифму ответил.

диакон Илия Кокин

Доброго дня! Скажите, пожалуйста, есть ли очередность или разница, кому вначале ставить свечу - за мертвых, а потом перейти и ставить за живых?

Всегда принято сначала молится о здравии, потом о упокоении. В алтаре на Литургии молитва за живых о здравии всегда идет первой, потом уже мы поминаем о упокоении. И я думаю, в отношении свечей надо придерживаться такого же правила - сначала ставить о здравии, потом о упокоении. Во всех молитвословиях также сначала мы молимся о здравии, потом об усопших.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Насколько часто зажигают лампаду? Благодарю!

юлия

Юлия, Лампады в доме обычно зажигают, когда мы молимся, в церковные праздники, в воскресные дни, бывает, что просто хочется зажечь лампаду – конечно, можно зажечь лампаду просто так. Можно сказать, что лампаду можно зажигать в любое время, когда Вам захочется.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, что необходимо выполнить для того, чтобы подготовиться к Великому посту? Я слышал, что перед его началом следуют какие-то особые недели. Заранее благодарен. Дмитрий.

Дмитрий

Дмитрий, нужно просто прожить это приготовительное время вместе с Церковью, как, собственно, и всегда - жить Церковью и быть ее членом. А суть приготовительных недель заключается в постепенной подготовке к посту - и морально, через назидательные примеры покаяния, бывшие в истории человечества, и, в том числе, физически, через постепенный отказ от скоромной пищи, мяса, затем молока, и, наконец, полный переход на пищу постную. Эта тема отражена в одном из разделов "Видеокурса" на нашем сайте.

Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога

АВТОР СТАТЬИ

Игумен Федор (Яблоков)

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

- Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших - своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно - это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

- А на кладбищах возлагать венки правильно?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл - почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

- Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись - все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова - это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник - вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, - это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы - символ искусственного существования, а не живой жизни.

- А может, это пластмассовое наваждение на могилах - следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек - бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

- Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой - это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего - в храме, затем - на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть - это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение - это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание - в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

- Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

Могила - место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

- Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии - это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного - от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез - привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

- Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище - ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

Если понять, что могила - это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть - не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

- Когда принято посещать кладбище?

Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

- Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

- А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков - откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения - это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры - придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

- А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

Эпитафия - это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии - призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

- Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

- Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон - есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

Для многих шикарные похоронные атрибуты - возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют - еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

- Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники - это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

- Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами - это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

Начнем с того, что иконку кладут в гроб только православному, прошедшему через обряд крещения. Когда человеку приходит время покидать этот грешный мир, его следует подготовить к длинному пути в Царствие Небесное. Для начала тело омывается и заворачивается в полотно, на котором принято изображать распятие. Это считается символом того, что умерший был верующим и с радостью вручает свою душу Богу.

Помимо этого, следует позаботиться о приобретении в церкви специально погребального набора. Все его предметы должны быть использованы при проведении церемонии прощания. Также в гроб принято сложить, помимо означенного набора, вещи, которыми усопший часто пользовался. Это могут быть средства личной гигиены или предметы, которыми он очень дорожил.

В некоторых местах принято обеспечивать усопшего в последнюю дорогу продуктами питания и даже напитками, в том числе и алкогольными. Представители церкви такой подход не одобряют, но все-таки право принятия решения о том, поступать ли таким образом или нет, принадлежит самим родственникам.

Если усопший покончил жизнь самоубийством, был замечен в колдовстве или просто не был крещен, то его не отпевают и в гроб не кладут иконку — в этом случае кладут осиновый крест, ладан и пасхальный крест.

Некоторые люди сомневаются, можно ли одевать усопшему нательный крестик. Если человек всю свою жизнь прожил с верой в Бога, то крестик обязательно должен быть при нем и в его последнем пути.

Икона должна обязательно присутствовать в гробу. Если хоронят мужчину, то кладут, как правило, лик Спасителя, а женщинам - икону Матери Божия. Но это не является незыблемым правилом. В гроб может быт положена икона того святого, которого усопший больше всего чтил при жизни или образ именного святого. Иногда практикуется использование иконы того святого в чей день происходят похороны.

С какой целью это делается? Душе, в ее длинном пути в Царствие Небесное, нужен сопровождающий, так вот тот святой, которого положат усопшему в левую руку и будет выполнять эту роль.

Иногда икона, которую положили к умершему, после его отпевания до момента закрытия крышки достается. И в этом нет ничего предосудительного. Такую иконку можно держать у себя дома. Дальше по жизни в дни поминовения усопшего она достается и перед ней зажигается лампада или свечка.

Икона может быть как оставлена в гробу, так и вытащена из него — главное, чтобы на протяжении всего отпевания она находилась рядом с усопшим. В этом случае она без проблем покинет тело и отправится в мир иной к своим предкам, а родственники до конца своих дней сохранят в сердце светлую память о близком для них человеке.

Так как же будет поступить правильно?

На этот вопрос есть два варианта ответа:

  1. Формальный.
  2. Неформальный.

Формально в руки усопшему положено вкладывать не икону, а крест. Икона же кладется рядом с телом, чтобы в процессе прощания перед закрытием гроба, родственники могли ее поцеловать после «последнего целования» в венчик, закрепленный на лбу почившего в Бозе. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а может быть отдана в храм.

Неформально на наш взгляд уже сама такая постановка вопроса является неправильной. Правильно будет так, как захотят сделать родственники, ведь покойному, а тем более Богу совершенно неважно положена та или иная вещь в гроб или нет.

При совершении вселенских родительских суббот, на утрене (которую многие почему-то считаю не очень важной, отдавая предпочтение панихиде) читается закон Божий. В нем мы обращаемся к Спасителю с просьбой помянуть всех почивших мирно и умерших любыми другими способами:

  • Сгоревших.
  • Утонувших.
  • Удавленных «плинфой» (кирпичом).
  • Укушенных гадами.
  • Растерзанных лесными зверями.
  • Убиенных прочими стихиями.

Главным мотивом всех обращений является просьба помянуть и простить все прегрешения, совершены ли они были вольно или по независимым от человека обстоятельствам.

Нигде нет даже малейшего намека на то, насколько важно соблюдать правильность обряда захоронения. Иногда преподобные игумены на смертном одре говорили, чтобы братия тело их стащили в болотную трясину и бросили там. Говорилось это не ради красного словца и не для того, чтобы произвести впечатление, а потому они были полны осознания того, насколько суетно все земное и преходящее.

Рождение православного человека, как и его смерть всецело зависит от воли Господа. В сознании христиан смерть всегда ассоциируется с болью, страданием, страхом перед неизвестностью. Считается, что смерть возникла в результате грехов, которые совершали прародители, и чтобы зло не стало вечным, смерть телесную. Молитвы родных помогают душам умерших в их небесных мытарствах. Также, существуют некоторые христианские традиции, связанные с последними проводами умерших в загробный мир. Главное место отпевания и проводов покойника – это кладбище.

Священники полагают, что главным украшением является икона на кладбище . Размещают ее на надгробном кресте над фотографией усопшего.

Главная икона на кладбище, к которой обращены все молитвы – икона Спасителя. Именно эту главную икону несли перед гробом с покойником в древние времена верующие христиане. Главным атрибутом во время отпевания покойника, также, является православная икона. Сегодня купить икону на кладбище, для того, чтобы достойно и правильно проводить в последний путь умершего родственника, можно в любом в интернет-магазине. Также купить православные иконы на кладбище можно в ритуальной лавке.

Лучшие иконы для кладбища

В наши дни существует много кладбищ в России, на территории которых построены церкви или часовни, на чьих воротах красуются святые иконы. Одним из таки является Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость, расположенный на Калитниковском кладбище в честь. Богородичная Тихвинская икона — на кладбище Алексеевском в городе Москве. Эту чудотворную икону царь Алексей Михайлович подарил в день освящения храма в 1673 году. В Санкт-Петербурге церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери открыта для молитв всех православных граждан, которые приезжают помолиться за своих умерших родных этой иконе на кладбище Красненьском.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге Смоленского кладбища. В московском храме Живоначальной Троицы можно поклониться раз в году привезенной из Парижа иконе с частицей Тернового венца Спасителя на Пятницком кладбище. В кладбищенских храмах по всей России существует множество православных икон, которые не только помогают прихожанам, но и которым молятся о душах усопших христиан, помогая родным и близким смириться с болью утраты. Христианские иконы на кладбищах России отрывают окно в иной мир – благодатной тишины, сокровенной молитвы и тихой печали.

В.Г. Перов. Сцена на могиле. 1859

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче – почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешел в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека – от Бога, к Богу и уходит.

Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда – здесь никто остаться не может.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Если зеркало возбуждает заботу о внешности, отвлекает внимание от молитвы о усопшем, то его можно закрыть.

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

Что положено употреблять в пищу на поминках?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. На поминках вкушают особую пищу – кутью (рис с мёдом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

К сожалению, укоренился дурной обычай поминать за этим столом усопшего вином и водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

Как помочь усопшему?

Облегчить наказание умершего грешника вполне возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

Что читать по усопшему на Пасхальной неделе?

На Пасхальной неделе по усопшему не следует читать Псалтирь, а заменить её чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия, даже и у гроба мирянина.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

А когда надо ходатайствовать за подсудимого – до суда или после него? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за неё: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим до сорокового дня, а не после него.

Для чего нужна смерть тела?

Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды, люди-звери Нероны и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про неё говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Для чего совершается поминовение усопших?

Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остаётся лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников вплоть до их полного оправдания.

Какое поминовение усопших является самым важным?

Самое важное поминовение – проскомидия, ибо вынутые из просфоры частички за усопших погружаются в Кровь Христову и этой великой жертвой очищаются грехи.

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

Согласно учению Православной Церкви, в третий день после кончины душа проходит страшный путь воздушных мытарств, где злые духи истязают её во всех греховных делах, словах и помышлениях. Этот путь труден и прискорбен даже для праведника. В этот день Церковь молится о душе, чтобы по грехам своим она не была низведена в место мучения.

В девятый день после кончины душа предстаёт на поклонение Богу. В это время Церковь молится о почившем, прося причислить его к девяти ликам ангельским.

В сороковой день душа в последний раз является к Богу для поклонения и получения от Него определённого места, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подав записки на Литургию и (или) панихиду – более короткую заупокойную службу.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается. Можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники ещё дальше отстоят от неё после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещёному?

Некрещёных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умер ли вне Церкви – не были её членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся (обычно читают канон) святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства перед Богом и веря в силу его заступления. Подобное поминовение усопших, по смирению и послушанию Церкви перенесённое на нашу домашнюю молитву, будет намного ценнее в очах Божиих и отраднее для самих усопших, чем совершённое в храме, но с нарушением Церковного Устава.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также сорокоуст, панихиду.

Молятся ли за нас усопшие?

Мёртвые уже не молятся, а требуют молитв и забот об их душах от живых. Но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда молитва поминовения обращается на пользу души поминающего.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

По младенцам не надо служить панихид – достаточно поминать их на проскомидии. Панихиды служат о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва. Так как у младенцев нет сознательных грехов, то при их погребении просят не о прощении грехов, а об упокоении.

Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.

Единсгвенное исключение – когда самоубийство совершено в состоянии невменяемости (психическое заболевание). Но в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы (в частности, его отпевание), должна решать церковная власть в лице епархиального архиерея.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но лучше это делать с благословения духовника.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Можно, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трёх храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. Сорокоуст можно заказать в нескольких храмах, монастырях. Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

Можно заказать панихиду, но надо и отпеть заочно.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Что такое родительская суббота?

В определённые дни года Церковь творит поминовение всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная Литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой Литургии бывают и общие панихиды. В родительские субботы христиане так же, стараются посещать места захоронений своих усопших.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим днём празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2,3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться.

Какие ещё есть дни поминовений усопших?

Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошёл во ад проповедовать победу над смертью и извёл оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября).

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой.

В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно, за милостыню прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

Что такое канун?

Канун (или канунник) – это специальный стол, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Как садовник знает, когда вызрел плод (ибо никуда не годен как недозрелый, так и перезрелый плод), так и Бог знает наилучшее время перехода человеческой души в вечность. Душа должна проявиться в добре или во зле подобно фотографии в проявителе. Благодаря этому химическому реактиву на одном фото видно омрачённое лицо, а другое с течением жизни проявляет красоту души, становится ликом. Такое фото ставят на почётное место и любуются им. С проявителем можно сравнить и жизнь, в течение которой своими делами каждый «проявляется» в сторону добра или зла, спасения или погибели.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

От воздушных мытарств бывает избавлена только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Это верно не для всех. Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, причащался в Великом посту – тот действительно сподобляется блаженной жизни в вечности.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Особое поминовение усопших совершают в 3-й, 9-й, 40-й день, а далее в годовщины смерти и в дни тезоименитства (именины). Молитва будет действеннее, если поминающий в эти дни сам причастится Тела и Крови Христовых.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определённое место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

Можно ли кремировать усопших?

Тело усопшего желательно предать земле. Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно.

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Как можно веселиться на свадьбе, если недавно умерла мать? Лучше перенести свадьбу на время после годовщины смерти матери. Ведь выйдя замуж, дочь будет занята проблемами своей семьи, а самый близкий человек – усопшая мать – останется без её молитвенной помощи. Не надо забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва за усопших близких – долг каждого православного христианина.

Что делать, если снится умерший человек?

Это означает, что его душа просит молитвы. Если бы разверзлась бездна, в которой находятся души усопших, то открылась бы трогательная картина их безмолвной мольбы к живым – мольбы о том, чтобы помогли им молитвами. Поэтому надо пойти в храм и подать записки о поминовении, лучше на длительный срок.

Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храм записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Не следует есть или пить на кладбище. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» – пережиток язычества и не поддерживается православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать её нищему или голодному.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные