Обозначает инь и янь. Что означает инь-янь, и как этот символ сочетается с диалектикой гегеля. Значение инь-янь тату

Основой древней мудрости Китая и Японии была концепция, согласно которой каждая вещь, ситуация, чувство и т. д. двузначны, обладают двумя полюсами и имеют свою противоположность: день — ночь, война — мир, мужчина — женщина…

ИНЬ — это Женское начало. Расширение, внешнее, восходящее, пространство, сладкое, фиолетовый, легкий, электрон, вода, кислород, растения (особенно салаты), симпатическая нервная система. Слишком много инь ведет к зябкости и страхам, особенно быть на людях, к мазохизму.

ЯН — это Мужское начало. Сжатие, внутреннее, нисходящее, время, соленое, красный, тяжелый, огонь, протон, водород, углерод, животные (особенно хищные), парасимпатическая нервная система. Слишком много ян ведет к агрессивности, вплоть до жестокости, садизма.

Эти понятия являются основой философии фэн-шуй. В китайской философии инь и ян — это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. Фэн-шуй активно пользуется этими понятиями, стремится поддержать баланс инь и ян в каждом доме, в каждой местности.

Инь — это темнота, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость и холод, неизменный порядок. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь, например, мягкая мебель, подушки, встроенные шкафы, ковры, а также затхлый воздух и неприятный запах. Ян — это свет, громкий звук, движение, прямые линии, тепло и сухость, приятный аромат. К ян относится высокая, легко передвигающаяся мебель, вертикальный рисунок обоев или гардин, яркое освещение.

Чтобы чувствовать себя спокойно, комфортно, безопасно в том или ином помещении, например, в собственной квартире, необходимо поддерживать в ней баланс инь и ян. Небольшое смещение в одну из сторон допускается, однако присутствие другой должно быть ощутимым, достаточным.

Все вы наверняка не раз видели символ «инь-ян», символ созидательного единства противоположностей во Вселенной. Его изображают в виде круга, образа бесконечности, разделенного волнистой линией на две половины — темную и светлую. Симметрично расположенные внутри круга две точки — светлая на темном фоне и темная на светлом — говорили о том, что каждая из двух великих сил Вселенной несет в себе зародыш противоположного начала. Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы.

Темное и светлое поля, обозначающие соответственно инь и ян, симметричны, но эта симметрия не статична. Она предполагает постоянное движение по кругу — когда одно из двух начал достигает своего пика, оно уже готово отступить: «Ян, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом инь. Инь, достигнув пика своего развития, отступает перед лицом ян» (Лао-цзы).

В старинных китайских книгах нередко встречается это символическое изображение, но не в форме черно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде сплетающихся белого тигра и зеленого дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон — ян, Восток, мужское начало. Самих животных человек не видит, но ему доступно увидеть их материальное воплощение в очертаниях, форме гор и иных возвышенностей. Древние считали, что строить дом нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.

Инь Ян – мужское и женское… О том, что все вещи, окружающие нас, и даже мы сами несём в себе мужское и женское начала инь и ян, сейчас даже стыдно не знать. Вся наша безграничная Вселенная состоит из двух этих сильных энергий, которые просто не смогут существовать друг без друга, они всегда должны взаимодействовать.

Допустим, пространство, которое находится внутри чашки – это инь, но она не может существовать без самой чашки, а значит, чашка – это ян. Чёрный кофе, налитый в эту чашку – спокойная иньская энергия, а вот тепло, которое отдаёт кофе – это активная янская энергия.

О слиянии этих начал, об их взаимном переливании и перетекании друг в друга, о важности учитывать этот факт в решении жизненных и внутренних проблем говорят эзотерики, любители китайской философии фэн-шуй и психологи.

Причём тот, кто хорошо разбирается в значении этого символа, знает, что это не просто мужское и женское начала, философия инь ян гораздо шире и глубже. Эту древнекитайскую философскую концепцию применяют во многих сферах нашей жизни, от медицины до музыки.

Как учит философия инь ян, сверхзадача для человека, желающего постичь и понять загадки окружающего мира и самого себя – это научиться контролировать и правильно использовать энергии инь ян, чтобы прийти к настоящей гармонии с собой и Вселенной.

Инь – это женское начало, это лунная, тёмная сторона, это интуиция, мягкость, мудрость. Инь в определённой концентрации нужна каждому человеку, чтобы развивать в себе творческие способности, проявлять эмоции, ощущать и чувствовать малейшие изменения внутри себя и вокруг.

Инь – это наше внутреннее «я», к которому мы часто не прислушиваемся, о котором не заботимся, что приводит к дисгармонии. Пассивная женская энергия символизирует хаос, тот, что существовал до появления всего материального.

Инь в поисках гармонии стремится к противоположному ян. Поэтому женщине советуют усиливать свою женственность, мягкость, природную сущность. Тогда мужчину притянет к ней, как магнитом. Специалисты, глубоко изучающие этот вопрос, скептически относятся к такому заявлению, противоречащему закону Дао.

Инь – это всегда покой в противовес активности ян. Поэтому истинная женщина несёт внутри себя спокойствие. Когда женский покой сталкивается с мужской активностью, то сливаясь, эти две энергии выравниваются, приходят к балансу. Это объясняет гармонию в некоторых парах, которые кажутся нам идеальными, а отношения между ними непостижимыми.

Никто не сможет научить женщину быть женственной, всё уже есть внутри неё, инь в себе надо уметь чувствовать. Как только женщина начнёт пробуждать в себе женские начала, значит, она начнёт действовать, а это дело энергии ян. В итоге опять никакой гармонии.

Ян мужское начало

Горячая, напористая, активная энергия ян воплощает в реальную жизнь иньские «задумки». Логика, интеллект, здравый смысл, жизненное направление – всё это присуще энергии мужской.

Ян – это светлая сторона, это ясность, чёткость, доминирование. Если инь – это луна, то ян – это солнце. Застывшая и спокойная энергия инь провоцирует сильную энергию ян на действия, на внешние проявления.

Важно, чтобы во всех своих проявлениях инь и янь не противоречили друг другу, а наоборот дополняли.

История символа инь ян

Китайцы увидели символ инь янь у буддистов и перенесли его в свою философию. А произошло это событие в первом-третьем веках нашей эры. Чёрно-белое изображение инь и ян изначально имитировало гору. С одной стороны гора освещена солнцем, а другая сторона возвышенности находится в тени, то есть затемнена. Как известно, солнце меняет своё положение, и та часть горы что была тёмной, под влиянием солнца становится светлой и наоборот. Таким образом, буквально всё в жизни проходит свой цикл.

Символ понимался как противоборство плохого и хорошего, доброго и злого, вредного и полезного. Однако, знатоки, разбирающиеся в даосизме, говорят, что понимать символ нужно через призму противоположностей именно в природе. К морали и нравственности это никак не относится.

Значение символа и философская концепция

Символ инь янь – это круг, разделённый на две равные половины, похожие на капельки или рыбки. Одна сторона ровного круга чёрная, а другая белая, но в каждой капле есть по точке: внутри тёмной половины есть белая точка, а на светлой половине – чёрная точка.

Сам круг – это наша Вселенная, а она бесконечна. Внутри этой Вселенной живут, взаимодействуют и дополняют друг друга две энергии – инь и ян, мужское и женское начала. Они разные, но способны проникнуть друг в друга – об этом говорят точки внутри каждой половины. О том, что между этими половинами нет чёткой границы, говорит волнистая линия, которая их разделяет.

Если смотреть на этот символ, то создастся впечатление, что изображение внутри круга-Вселенной движется, половины плавно перетекают одна в другую, энергии сливаются и снова разъединяются, и так бесконечно. Благодаря подобным метаморфозам и существует Вселенная.

Теория даосской философии, описанная в «Книге перемен» заключается в том, что всё во Вселенной движется, меняется, проникает друг в друга, одно не существует без другого, несмотря на противоположность. Общение эти двух энергий рождает стихии. Их всего пять: дерево, земля, огонь, вода, металл, из них появляется материя.

Силы инь и янь в обычной жизни

Куда ни посмотри, мы везде увидим присутствие, проявление, взаимодействие инь и ян. Это касается природных и бытовых проявлений, а также внутреннего состояния человека, его духовной наполненности.

Инь – это молчание, темнота, холод, смерть, пассивность. Ян – это лёгкость, действие, жизнь. Но буквально во всём есть как инь, так и янь. Другое дело, что одна энергия может быть выражена сильнее другой, а задачей человека является сбалансировать эти стихии.

То есть, если представить, что на одну чашу весов вы положили инь, а на другую янь, важно, чтобы не было перевеса, весы должны находиться в равновесии, в этом случае мы обретаем гармонию. Гармоничное проявление инь и янь должно быть в нашей внутренней сути, в нашей квартире, в том, что мы делаем и даже в том, что мы едим.

Как говорят психологи, склонные воспринимать действительность, опираясь на даосское течение, говорят, что люди, в которых преобладает ЯН , достаточно агрессивны, напористы, пытаются многое взять от жизни, это яркие, энергичные натуры.

Если же в человеке больше ИНЬского , то он обычно бывает ленивым, часто грустит и скучает, нередко находится в депрессии. Эти люди очень спокойные, творческие, у них хорошо развита интуиция.

Если обе энергии привести в равновесие , то уровень жизни станет намного качественнее. Тут важно разобраться в самом себе. Человек, понявший что такое инь и ян, начинает смотреть на окружающую действительность по-другому, он становится очень наблюдательным и видит, как одно может повлиять на другое.

Некоторые люди склонные рассматривать проявление инь и янь только в отношениях между мужчиной и женщиной. Это не совсем правильно, но если рассматривать этот вопрос с разных ракурсов, то вот как проявляется ян и инь в любви: эти энергии должны дополнять друг друга и уравновешивать.

Например, если женщина слишком яркая, шумная, инициативная, много говорит, громко смеётся, демонстративно себя ведёт, значит в ней много янского. Если она не способна найти баланс внутри себя, то для того, чтобы у женщины сложились гармоничные отношения с мужчиной, избранник должен нести в себе много иньского, то есть быть спокойным, холодным. Если же с такой женщиной мужчина будет стремиться доминировать, командовать, проявлять янскую энергию, то получит от избранницы её инь – замкнутость и депрессию.

Во время родов женщина тратит много энергии, давая появиться на свет новой жизни. В этом процессе в основном участвует энергия ян. После родов внутри матери остаётся много инь, что помогает женщине заботиться о малыше, проявлять доброту.

Если вы сядете на диету и будете питаться, например, только овощами или белками, то вы по умолчанию нарушите баланс Вселенной, а, значит, не достигнете результатов или будете достигать их очень долго и в упорной борьбе с самим собой.

Талисманы Инь Янь

Если человек решил носить талисман или оберег в виде чёрно-белого кругу, то он должен хорошо понимать смысл инь и ян. Без этого понимания талисман не будет работать, а он должен помогать своему обладателю поддерживать и уравновешивать внутри себя эти две энергии, чтобы находиться в гармонии с собой и окружающим миром. То есть человек должен определённым образом настроиться на свою вещицу, чтобы между ними установилась связь.

Маги и эзотерики советуют подержать свой талисман под водой прежде, чем пустить его в своё биополе. Энергетика у инь янского талисмана должна быть только ваша, иначе символ не будет работать на вас.

Говорят, что со своим талисманом необходимо разговаривать и делиться всем, что тревожит. Так вы активируйте свой оберег, свой знак Инь Янь

Значение тату Инь Янь

Татуировку в виде этого загадочного символа может нанести как мужчина, так и женщина. Желание иметь на теле этот знак говорит о том, что человек находится в поисках гармонии, стремится наполнить пространство вокруг себя смыслом. Говорят, что людям, которые постоянно сомневаются, не могут прийти к согласию с собой, такой значок на теле поможет разобраться в жизни, изменить её к лучшему.

Девушки уверены, что выйдя из тату-салона с иньянским изображением, они тут же найдут спутника жизни. Специалисты советуют скрыть такую эмблему-татуировку от глаз посторонних людей. Поэтому наносить изображение лучше на живот, грудь, позвоночник, хотя это дело каждого. Главное, чтобы тату-салон был легальным и с хорошими мастерами, иначе вместо гармонии, можно приобрести болезни.

Если учесть, что Дао – это путь, то суть даосского учения – это поиск и нахождение своего жизненного предназначения. Это означает, что обретая его и следуя ему, человек и находит ту самую гармонию, то самое равновесие энергий инь и ян. Проживая чужие жизни, находясь в погоне за славой и деньгами, мы ведём себя деструктивно, неправильно, а значит, ни о какой гармонии не может быть и речи. По мнению мудрецов, человек должен жить просто, а запутанность отнимает Дао. Прислушивайтесь к себе, и тогда вы поймёте, где начинается ваше Ян и кончается ваше Инь.

Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.

Здоровое тело основывается на состоянии совершенного равновесия между Инь и Ян, а такжеПяти базовых элементов.

Восточная медицина – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины, заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое «ясновидение», которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.

Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и матери­альный, и духовный мир как единство двух про­тивоположных и одновременно взаимозависи­мых сил.

Инь и Ян - это противоположности, образу­ющие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.

Основные свойства Инь и Ян

ИНЬ ЯН
Женское начало Мужское начало
Материя Энергия
Пассивность Активность
Конец Начало
Земля Небо
Низ Верх
Ночь День
Зима Лето
Влажность Сухость
Мягкость Твердость
Горизонталь Вертикаль
Сжатие Расширение
Притяжение Отталкивание

Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно перехо­дит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движе­ние сменяется покоем, а покой - движением.

Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.

Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, пред­ставляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.

Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женско­го или мужского, темного или светлого, доброго или злого.

В женщине обязательно есть и мужские каче­ства, а в мужчине - женские. И в белом, и в чер­ном всегда есть серые тона.

Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь пло­хие последствия.

Проявления Инь и Ян в теле человека

ИНЬ ЯН

Передняя сторона Задняя сторона

Левая сторона Правая сторона

Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища

Ноги Руки

Плотные органы Полые органы

Сгибание Разгибание

Покой Движение

Вдох Выдох

Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями мате­риального и духовного мира.

Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.

Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холо­дом - это Ян.

Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека

ИНЬ Ян

Интуиция Интеллект

Созерцание Реагирование

Спокойствие Возбужденность

Интровертность Экстравертность

Пессимизм Оптимизм

Консервативность Прогрессивность

Молчаливость Разговорчивость

Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.

Знак отражает, каким образом противополож­ности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.

Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания ки­тайская медицина относит к Инь и Ян.

Заболевания, характерные для Инь и Ян

ИНЬ ЯН

Хронические заболевания Острые заболевания

Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств

Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания

Отек Воспаление, лихорадка

Паралич Судороги

Понос Запор

Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли

Распространенная боль Локализованная боль

Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль

Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении

Жизненная энергия Ци

Ци - это китайское название жизненной энер­гии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.

Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаружи­вается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».

Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и ме­дитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лече­ния болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.

Для более глубокого понимания нам потребу­ются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вы­зывает такие симптомы Ян, как воспаление, ост­рая боль и лихорадка.

Сю означает истощение или недостаток энер­гии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хро­ническая боль и отеки.

С помощью упражнений для меридианов, опи­санных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равно­весие в различных меридианах и соответствую­щих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвига­ется старость.

Меридианы и Органы китайской медицины

Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно по­чувствовать этот поток энергии, называют точка­ми акупунктуры.

Традиционная китайская медицина рассмат­ривает меридианы как сеть, связывающую внут­реннее и внешнее: внутренние органы и поверх­ность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль верти­кальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.

Западные врачи сравнивают китайскую систе­му меридианов человеческого организма с систе­мой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.

Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внут­ренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с боль­шими реками Китая, омывающими землю.

Понятие меридиана выражено китайским ие­роглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридиа­нов входят меридианы двенадцати Органов, назы­ваемые двенадцатью постоянными каналами.

Каждый из двенадцати меридианов связан с оп­ределенным Органом и соединяет его с другими Органами.

Двенадцать меридианов образуют пары. Каж­дый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.

Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинаково­го уровня потока энергии в Сдвоенных меридиа­нах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следова­тельно, и в соответствующем Органе.

Хорошее функционирование меридианов и со­судов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что ки­тайская традиция не разделяет тело и душу.

Китайская медицина утверждает, что в допол­нение к чисто физическим функциям каждый ор­ган обладает эмоциональной, ментальной и духов­ной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетиче­ском поле. Поэтому внутренние органы рассмат­риваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образова­ния с определенными физиологическими функ­циями. Каждый орган влияет на личность в це­лом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.

Поскольку внутренние органы рассматривают­ся не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические оп­ределения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.

Чтобы избежать путаницы, все названия органов в их китайском понимании на­писаны с большой буквы. Например, органы, ко­торые в западной медицине называются желуд­ком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считает­ся главной задачей Желудка. А то, что в китай­ской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную желе­зу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заклю­чается в общей защите организма.

Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян.

Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функ­ций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.

Органы Ян называются Фу, что означает по­лый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных ве­ществ и выделение шлаков. К органам Фу отно­сятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель.

Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообраще­ния, пищеварительной и мочеполовой систем.

А. А. Маслов

Инь и ян: хаос и порядок

Маслов А.А. Китай: Укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз.

М.: Алетейа, 2003, с. 29-36.

Концепция инь и ян - двух противоположных и взаимодополняющих начал -пронизывает все в китайской культурной традиции, от системы управлениягосударством и отношений между людьми до правил питания и саморегуляции. Она же распространяется и на весьма сложную систему взаимоотношений между человеком и духовным миром. Изображение символа инь-ян (насамом деле он не древний и возник достаточно поздно) как темного и светлогополукругов стало едва ли не визитной карточкой всей восточноазиатской культуры, и его можно обнаружить на обложках западных книг по диетологии, здоровому образу жизни, философии, религии Китая.

Инь-ян стали настолько тесно ассоциироваться с «китайской тематикой», что воспринимаются как некие имплицитно присущие ей начала. Концепция инь и ян как нельзя более точно передает восприятие китайцами как внешнего мира, так и мира внутри себя. Однако не стоит это принимать примитивно и упрощенно.
29

Прежде всего, нужно развеять устоявшийся миф о сущности инь и ян: в китайской культуре они никогда не были «закреплены» за некими парами противоположностей, как принято считать в популярных сочинениях. Это значит, что инь-ян отнюдь не равнялись темному-светлому, мужскому-женскому, солнцу-луне и т. д., причем эта ошибка уже неоднократно критиковалась специалистами. Тем не менее, такую примитивную трактовку можно встретить и в современной китайской литературе, и на уровне обиходных представлений китайцев. Таким образом, истинная суть инь-ян - столь, казалось бы, многократно изложенная - осталась сокрытой. Нам же представляется, что само понимание «сокровенного» в китайской культуре невозможно без правильного осознания инь-ян,

Принцип инь и ян распространяется далеко за рамки столь упрощенного взгляда, он живет на уровне восприятия духовного мира, взаимоотношений человека и общества, китайца и «варвара»-иностранца. Даже в политике Китай - одна из немногих стран, которая по всем договорам неизменно требует «дуйдэн» - паритета взаимоотношений, мер и шагов.

Концепция инь-ян означала наличие перворазделения вообще, которое знаменует собой собственно порождение всего материального и духовного мира. Несложно понять, что создание культуры для Китая - это, прежде всего, упорядочивание сущностей, прекращение действия хаоса.

Восприятие мира китайцами всегда ситуативно и никогда не постоянно, т. е. мир постоянно трансформируется, а поэтому ничто не существует воистину и до конца, ничто не является истинным по своей природе и изначально. Собственно мотив истинности, которая может быть дана только как постоянная трансформация, и есть основа мистического представления инь-ян.

Сама ситуативность восприятия порождает мысль о постоянном переходе противоположностей друг в друга, поэтому инь-ян не равняются биному женское-мужское, а пары мужское-женское, пустое-наполненное являются лишь следствием такого бинарного типа мышления.

Первоначально инь и ян означали соответственно теневой и солнечный склоны горы (такое понимание можно, в частности, встретить в «И цзине») - и эта символика как нельзя лучше отражала суть этих двух начал. С одной стороны, они представляют лишь разные стороны одной горы, не сводимые друг к другу, но и не отличающиеся друг от друга, с другой стороны, их качественное различие обуславливается не внутренней природой самого склона, а некоей третьей силой - солнцем, которое поочередно освещает оба склона.
30

Для магического пространства ни инь, ни ян, равно как удача или несчастье, не бывают абсолютными - это лишь стороны одного явления, и разделение их на «добрую» и «злую» части жизни происходит лишь на обыденном уровне, в сознании непосвященного человека. Даос, например, прекрасно осознает, что «лишь только в Поднебесной узнали, что красивое - красиво, тотчас появилось и уродство. Как только все узнали, что добро - это добро, тотчас появилось и зло. Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. Сложное и простое создают друг друга» («Дао дэ цзин», § 2). Мистический закон «парного рождения» (шуан шэн) запускает бесконечное колесо взаимопорождений, которое можно остановить, лишь избежав перворазделения вообще. Мотив бесконечного «кольца», где все части равны друг другу, обыгрывается и в «Дао дэ цзине», где говорится, что «до» и «после» следуют друг за другом, то есть в мистическом мире нет никакого разделения на «начало» и «конец». В сущности, это есть абсолютное воплощение Дао, которое в равной степени «распростерто и влево и вправо» («Дао дэ цзин», § 34).

По отдельности эти качества не существуют, поскольку в этом случае вещь/явление (у) вычленяется из мирового потока и созвучие мира нарушается, ей присваивается некое «имя» (мин), в то время как истинное Дао «безымянно».

Сакральное пространство бытия в Китае находится в абсолютном бинарном равновесии инь-ян, что проявляется даже на уровне обиходных поверий. Например, если в доме кто-то умер, то вскоре в нем случится какое-то счастливое событие, в случае же рождения ребенка счастье и удача могут какое-то время обходить дом стороной. Более того, считается, что удача посетит прежде всего тех, кто помогал обряжать или омывать усопшего или активно готовил похоронную церемонию. Это считается вознаграждением со стороны души умершего (гиэнь) всем тем, кто пришел на похороны.

Формально инь и ян считаются абсолютно равноценными друг другу, и именно так они трактуются на обиходном уровне. А вот реалии китайского оккультизма показывают, что абсолютного равенства между инь и ян не существует.

В мистической закрытой традиции инь считалось более ценным и высоким. Именно оно и было обобщающей метафорой всего потаенного, сокрытого, тайного, что так высоко ценилось в Китае. Именно начало инь, например, «изображалось» на китайских пейзажах за нарисованными горами-водами или орхидеями. Именно инь как главенствующее и всеобъемлющее, но постоянно сокрытое начало стояло за всей мощью имперского декора.

Понять столь большое значение инь несложно - по сути, сам путъ-Дао был не чем иным, как воплощением инь. Дао обладает всеми чертами инь и пи одной чертой ян. Прежде всего, оно «сокрыто», «неясно», «туманно». Оно обладает и чисто женскими функциями - порождает все явления и вещи этого мира. Оно вечно ускользает, его нельзя ни ощутить, ни выразить. Дао во многих древних трактатах оказывается синонимично воде - ее податливости, отсутствию постоянной формы:
31

Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
(« Дао дэ цзин» , § 62)

Познав мужское, сохраняй и женское,
становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной, -
тогда постоянная Благодать не покинет тебя
. (« Дао дэ цзин» , § 28)

Традиция сокрытости и неупорядоченности, неоформленности инь присутствует и в концепции благодатной энергии дэ. Именно полнота дэ и отличает истинных мастеров и великих правителей, императоров от других людей. Тем не менее, все несет в себе часть благодати-дэ. Но Благодати не божественной, как манифестации Высшего Бога, но абсолютно самодостаточной и самополной энергии. Она выступает как энергия бесконечно «потаенная» (сюань) и «утонченная» (мяо), из-за чего и не замечается непосвященными. Более того, всякая истинная благодатная энергия - сокрытая, и в другом качестве она даже не может существовать.

Тем не менее, «скрытая благодать» повсюду, как жизненный флюид, омывает и напитывает весь мир. Это же проявляется и в концепции наполненности душами или духами (линь) всего мира. Души умерших, например, несутся в потоках воды и ожидают того момента, когда смогут соединиться с потоками крови живых существ, для того чтобы потом возродиться. Они оживают в неких Желтых водах (хуан шуй) - потоках, образуемых весной растаявшими снегами.

Начало инь здесь поразительным образом выступает и как сокрытое вместилище невидимых и неупорядоченных духов, представляющих мир мертвых, и одновременно как начало, дарующее жизнь и существование вообще, подобно пути-Дао.

Обратим внимание, что вода в китайской традиции, очевидно, ассоциировалась с плодородием (как и у большинства народов), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное - и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка,также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», - говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов,записанные в VI -V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение.
32

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь какподатливому и дающему рождение. Вообще, как мы уже говорили, в древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего быласимволом живительного семени безотносительно мужского или женского начала - думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку».

Совсем по-иному обстоит дело в светской традиции, к которой, кстати, могли относиться и многие вещи, внешне похожие на некую «тайность». Здесь начало ян, наоборот, оценивалось выше. Иногда это объясняют патриархальной ориентацией общества, где мужчина, т. е. выразитель начала ян, играл основную роль. Известны даже ритуалы, благодаря которым женщина (т. е. инь) могла перейти на уровень мужчины (т. е. ян) и тем самым улучшить свой статус. В основном такие ритуалы были связаны с различными «превращениями» менструальной крови, которая в этот момент считалась воплощенной энергией инь, В одном из таких ритуалов, в частности, сын символически выпивал менструальную кровь матери и тем самым поднимал ее на статус мужчины. Одновременно он сам усиливал свою энергетику через прием в себя этого «тайного» начала, т. е. инь. Не случайно императоры династий Мин и Цин специально приказывали собирать менструальные выделения молодых девушек - из них делались пилюли долголетия, которые также заметно повышали
мужскую энергию.

Небесные духи и сам высший дух древности шан-ди представлялись как высший момент упорядочивания, абсолютная гармония и порядок. Это - начало ян, и именно они помогают душе после смерти человека сохранить свою
индивидуальность, за счет чего к ней могут в дальнейшем обращаться потомки.
33

Эти черты перешли и на представителя шан-ди на земле - императора, Сына Неба. Этому гармонизирующему и упорядочивающему воздействию противостоит и одновременно его дополняет мир начала инь, представленный духами типа гуй, знаменующими собой хаос, неструктурированную массу и энтропию, вредоносность и разрушение. Более того, сами духи и шан-ди могут представлять собой не некие мистические сущности, а лишь метафору вечного столкновения неструктурированной массы (духи гуй в том числе и в чистилище) с четкой структурой и иерархией, представленной добрыми небесными духами шэнь. Такая странная структура осознания мира как чередования хаоса-порядка даже позволила некоторым исследователям говорить о наличии некой единой метафоры восприятия мира, и с этим трудно не согласиться. Представления о духах, о сложной небесной иерархии в конечном счете являлись не только объектами веры, но метафорой имперско-иерархического единства: хаос и порядок в эзотерическом мире всегда имеют свое точное отражение в мире посюстороннем.

Инь - это очевидный первозданный хаос, это обращение человека к самому истоку (точнее, до-истоку) собственного возникновения. Хаос в даосской мысли, равно как и во всех мистических школах, носит позитивно-креативный характер, поскольку символизирует нерасчлененность и единство мира. Он - знак не столько рождения мира, сколько потенциально заложенной в нем возможности рождения чего угодно без четкого определения его сути. Это возможность всего и потенция ко всему в ее абсолютной аморфности и неопределенности. Его метафорой выступают понятия «изначальный ком», «гулкая пустота пещеры», «беспредельное» (у-и,зи), «прежденебесное» (сянъ тянь). Это та обитель, не имеющая форм и границ, где слиты воедино знание и незнание, рождение и смерть, бытие и небытие.

Вся имперская культура - воплощенное ян - противостоит символике «изначального кома». Она призвана разделять и «раздавать имена», и почти параноидальная тяга китайских древних мудрецов и современных политиков к упорядочиванию и созданию четких ценностных иерархий есть не более чем попытка воплотить принцип превалирования ян над инь. Одновременно это и принцип светской культуры - здесь ян главенствует над инь, в то время как в мистической парадигме инь является единственно возможным исходом противостояния и взаимодополнения инь и ян.

Мистические же культы, воплотившиеся в даосизме и в некоторых народных ритуалах, наоборот отдавали приоритет инь, учитывая, что и само Дао выступает как инь - оно податливо, невидимо, его аллегория - податливая вода, что не имеет формы, лощина, женское лоно. Таким образом, мистические учения отнюдь не ставили знака равенства между инь и ян, но очевидно своими концепциями «сокровенно-потаенного», «изумительно-запрятанного» стремились обратить человека к началу инь. Здесь как раз

культивировался приоритет хаоса как изначального, нерасчлененного состояния над порядком как чем-то застывшим, ригидным, приближающимся к смерти. Приход к предрожденной нерасчленности проявляется, в частности, в мифе о нерожденном младенце. Так, Лао-цзы сравнивает себя с младенцем, «который еще не научился улыбаться», который «не проявляет признаков жизни». Примечательно, что это - один из редчайших пассажей, где Лао-цзы в трактате «Дао дэ цзин» говорит от первого лица, здесь слышна речь посвященного проповедника и наставника.

В конечном счете это «тяготение к инь» породило кажущийся маргинализм даосской и лежащей в его основе мистической культуры. Она всячески избегала проявлений ян, практиковала экстатические культы, элиминирующие порядок и гармонию, проповедуемые имперским официозом. Здесь практиковались многочисленные сексуальные культы, не признаваемые официальными властями. В частности; поклонялись духам-гуй, ассоциировавшимся с инь и вредоносностью вообще, могилам убитых разбойников и падших женщин, исполнялись ритуалы вызывания духов, бесед с ними, путешествия в мир мертвых.

Расхожий тезис о мистическом «переходе инь в ян» (инь ян цзяо) имел в китайском фольклоре вполне реальное, хотя и весьма необычное преломление. Он, прежде всего, затрагивал возможность трансформации самого человека, точнее, самой характерной его черты - смены пола. В китайских магических историях нередко обсуждаются моменты перехода женщины в мужчину и наоборот. Смена пола могла выполняться различными магическими методами, например приемом чудесных пилюль или при помощи даосов или бродячих магов.

Частично это объясняется все тем же исключительным оккультным магизмом, шаманистскими архетипами, жившими в сознании китайцев и проступающими в фольклоре. Перемена облика вообще является распространенной частью оккультных ритуалов, поскольку вступление в запредельный мир характеризуется общей трансформацией внешнего облика адепта, - это подчеркивает принципиальное отличие мира духов от мира людей. И именно это подразумевает в ряде случаев временное перерождение человека в ином образе и облике, в том числе и переход мужчины в женское божество.

Так, одна история из даосского сборника рассказывает о женщине, которая после долгого отсутствия мужчины при помощи магических средств сумела перевоплотиться в мужчину, осеменить себя, а затем уже, вновь в качестве женщины, родить ребенка.
35

Более того, в китайской традиции такие чудесные трансформации имели и дидактический подтекст: здесь даже волшебство использовалось с прагматической целью служения предкам. Девушка долгое время сожалела, что не родилась юношей, ибо лишь юноша может в полной мере совершать все ритуальные обряды по усопшим предкам, и прежде всего по отцу. Мучимая тем, что не способна в полной мере воплотить идеал сыновней почтительности (сяо), однажды ночью во сне она увидела духа, который вскрыл ей живот и что-то вложил в него. Когда она пробудилась ото сна, оказалось, что она превратилась в мужчину. В общем, в подобных историях вполне мог бы черпать свое вдохновение 3. Фрейд, однако вообще мотив перевоплощения, смены пола имеет здесь не только психологический, но и религиозно-шаманистский аспект. Безусловно, китайский фольклор даже новейшего времени обнажает самые глубинные аспекты человеческой психики и демонстрирует то, что в западной традиции, освященной христианскими нормами, тщательно вымарывалось.

Таким образом, композиция инь-ян оказалась универсальной схемой чередования событий, чаще всего воспринимаемой как абсолютный порядок и абсолютный хаос, причем именно хаос и начало инь оказывались атрибутами мистической культуры Китая. Все истинное, связанное с инь, становилось поэтому запрятанным и сокрытым и представлялось в этом мире через символы, числовую и цветовую магию. И, как следствие, пришло осознание существования некоей магической схемы бытия, равной абсолютному небытию, которую и надо вычислить.

Б.Л. Рифтин

Рифтин Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира. Т.1., М., 1991, с. 547.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии темное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян) всегда выступали в парном сочетании. Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян, первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т.п.

К числу древнейших подобных парных символов относятся раковины-каури (женское начало - инь) и нефрит (мужское начало -ян). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчеркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллосообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю - инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причем кульминацией этого считается полное слияние неба и земли.

Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях и т.п.

А.И.Пигалев, Д.В.Евдокимцев

Пигалев А.И., Евдокимцев Д.В. Ян и Инь .

История философии. Энциклопедия. Минск, 2002, с. 1347-1348.

ЯН и ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Ян) и пассивный, или женский, принцип (Инь). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Ян, а темная - означает Инь; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Ян и Инь, взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Ян и Инь описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. Инь (Земля) и Ян (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки" - япон.). Взаимодействие Инь и Ян продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга Инь и Ян. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") - неизбывного источника. Ян выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; Инь - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Ян- и Инь-"подсистемы". Ян-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается Инь-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Ян-влияния) способны деструктивно влиять на Инь-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Ян и Инь - всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория Инь и Ян зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э.

В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ Инь и Ян приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "Инь-Ян"-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

Вся Вселенная состоит из двух энергий, мужской и женской. Так считали древние китайцы. Они верили, что эти силы постоянно взаимодействуют, дополняют друг друга, проявляются в большей или меньшей степени. Их символами стали "инь" и "ян", изображённые в паре, как знак гармонии двух противоположностей.

Женская энергия

Женское начало и мужское начало есть в каждом живом существе. Одно из них всегда доминирует и вытесняет оппонента, поэтому для человека важно научиться балансировать между двумя полюсами, живущими внутри. Женская энергия - это интуиция, наше внутреннее "Я". Она влияет на восприятие мира, творческие способности, эмоции, ощущения. Это начало помогает контактировать с источником высшей Мудрости. Оно всегда пассивное, часто пытается заполнить пустоту, разливаясь, как вода, лабиринтами сущности.

Символом женской энергии является "инь" - тёмная сторона. Воплощает в себе первоначальный хаос, царивший до возникновения пространства, времени и материи. Это сила, пытающаяся все сжать в единую чёрную дыру, она поглощает энергию, не давая ей возродиться. Как и все в этом мире, "инь" тянется к противоположному - "яну". Мужское и женское начало сопоставляются как положительное и отрицательное, жара и холод, небо и земля, солнце и луна, день и ночь, свет и мрак.

Мужская энергия

В отличие от женской, она активная, даже агрессивная. Ей присущи действия: воплощение "инь" в реальность, его материализация. Мужская энергия - это не внутренние чувства, фантазии и мечты. Она отвечает за мышление, интеллект, речь, логику. Помогает нам действовать в окружающем мире, приспосабливаться к обществу и среде обитания.

Её символ - "ян". Обозначает горячую энергию, что вырывается изнутри и стремится к небу. Обладает качествами "мужских" первоэлементов Воздуха и Огня, тогда как "инь" - Воды и Земли. Женское начало и мужское начало всегда диаметрально разные. Если второе сужает, то первое всегда стремится к расширению, пропитывая собой всё живое на Земле. "инь" - космическая энергия, без взаимодействия с "ян" её воплощение и материализация в мире была бы невозможной. Этот процесс называется творчеством, задатки которого живут в каждом человеке. Гармония мужского и женского начала - шанс проявить свои таланты и развить способности.

Взаимодействие

Гармонизация мужского и женского начала - логичный процесс, ведь ещё издавна люди говорили, что две противоположности неизменно тянутся друг к другу. Как же это проявляется в нашей обыденной жизни? Лучший пример - анализ этапов творчества.

Всё начинается с импульса, фантазии, интуитивного видения. Например, художник мысленно представляет образ будущей картины, он знает, что это неизменно будет пейзаж. Что же это: "ян" или "инь"? Женское или мужское начало? Безусловно, это тёмная энергия матушки-земли, которая заполняет собой всё воображение и подталкивает к действию.

Мастер реагирует на полученную информацию и переносит её на холст - это уже мужское начало. Оно помогает детализировать образы, определить их месторасположение, форму, цвет и ракурс. Без взаимодействия "инь" и "ян" не было бы готового продукта в виде картины. Подавление мужской энергии приводит к тому, что идея остаётся только в нашей голове и не может материализоваться. Если же недостаточно развито женское начало, у человека наблюдаются отсутствие фантазии, бесполезный поиск музы.

Роли

Исходя их всего вышеописанного, их распределение нам понятно. Женская энергия - это руководство к действию, мужская - сам поступок и его результат. При этом отсутствие одной половинки делает жизнь неполноценной, односторонней. Женское начало и мужское начало неразлучны. Их слияние, распределение их ролей 50 на 50 - та идеальная формула, к которой должен стремиться каждый.

Человек - существо однополое. Мы рождаемся женщинами или мужчинами, пытаясь полностью следовать критериям, навязанным обществом и стереотипами. То есть, если вы девушка, то обязательно должны быть плаксивой, чувствительной и нежной. Когда вы парень, то ваш долг - обладать мужеством, твёрдостью, целеустремлённостью, аналитическим логикой. Конечно, наша половая принадлежность влияет на характер и способ жизни: в середине преобладает то, что заложено от природы. Наше задание - максимально активизировать вторую, "чужую" половинку и пытаться интегрировать её возможности в нашу обыденную жизнь.

Мужское и женское начало: символ

Его изображают в виде замкнутого круга. Это означает, что на земле всё бесконечно. Две половинки, поделённые на равные части, закрашены в чёрный и Такой контраст подчёркивает их противоположность и равенство одновременно. Круг разбит не сплошной чертой, а волнистой, что создаёт иллюзию проникновения друг в друга женского и мужского. Смотря на символ, понимаешь, что два элемента влияют друг на друга и взаимодействуют. Это показано с помощью глаз: у чёрного женского начала он белый, у светлого мужского - тёмный. Получается, что "ян" смотрит на мир глазами "инь" и наоборот.

Неразрывная связь противоположностей, её цикличность, не имеющая грани - это несут сквозь века мужское и женское начало. Символ - знак того, что всё во Вселенной создано из двух разных половинок, которые только вместе составляют единое целое. В зависимости от того, в каком состоянии они пребывают - мира или борьбы, человек живёт в гармонии или в конфликте со своим внутренним миром.

История символа

Предполагается, что изначально изображение "инь" и "ян" имитировало вид горы, которая с одной стороны освещена, другая же её половина находится в тени. Такое положение вещей не может продолжаться вечно: Солнце двигается по траектории - соответственно и две стороны горы меняют свои краски. Подразумевалось, что в мире все циклично.

Древние китайцы позаимствовали изображение у буддистов. Точная дата неизвестна, но историки говорят, что случилось это в I-III веках нашей эры. Именно тогда в учении даосизм возникло понятие "мандала" - женское и мужское начало. Картинки, изображающие их взаимодействие, сначала были нарисованы в виде рыбок.

Интересно, но со временем в Поднебесной знаку присвоили и другие значения: например, борьбу зла и добра, соотношение вредного и полезного - всего, что находится на диаметрально противоположных полюсах. Хотя исследователи утверждают, что символ демонстрирует именно природные противоположности, а не нравственные или моральные.

Элементы

Их всего пять. Слияние мужского и женского начала "порождает" огонь, воду, воздух, землю и металл. Это пять фаз существования и его трансформации. Данные сначала возникают, затем развиваются, достигают пика и умирают, при этом не исчезают бесследно, а всего лишь перерождаются в другой элемент. Так происходит бесконечно. Это намёк на существование реинкарнации: может прийти в этот мир в виде животного, растения или другого человека. В перерождение китайцы не верили. Но так как знак им одолжили буддисты, то учение про реинкарнацию постепенно перекочевало из Индии в Поднебесную.

Интересно, но "инь" и "ян" используются даже в медицине. В основе китайской, тибетской и японской наук лежит баланс в организме человека. Его нарушение может привести к болезням и смерти, душевным страданиям и психическим расстройствам. Восстановить равновесие поможет специальная диета и медитация. Женское и мужское начало при этом уравновешиваются, и это приводит к исцелению. Восточная медицина лечит не физические симптомы, а духовные очаги возникновения болезни.

Притяжение

Так как мужское и женское начало присутствуют в каждом из нас в разных пропорциях, то первоначально мы ищем то, чего нам не хватает. Если доминирует "инь", мы тянемся к партнёру с сильным "ян", и наоборот. Пока человек не сбалансирует свои две половинки, на него будут обращать внимание только люди определённого типа характера, способа жизни и даже внешности. Посмотрите на своего партнёра и вы увидите, чего не хватает лично вам.

Если представительница прекрасной половины человечества подружилась с "женщиной" внутри себя, то она становится мудрее. Девушка понимает, что уступить - не признать поражение, а вечное сопротивление не является победой. Мужчина же, наладив контакт со своим "ян", убеждается: источник мужества не в насилии, а в открытом выражении чувств. Пробуждение мягких качеств в представителях сильного пола и твёрдых в их дамах - залог гармоничных отношений, вечной любви и привязанности. Когда женское начало и мужское начало меняются местами, мы лучше понимаем противоположный пол.

Энергообмен

Он очень важен в жизни каждого человека. Люди должны понимать, что нельзя только получать и не давать ничего взамен. Даже если вам упала на голову очередная халява, помните, что за неё рано или поздно придётся заплатить. Часто самым дорогим и важным для вас. Если нарушен принцип энергообмена, человек становится потребителем, теряет уважение, дружбу и успех.

К сожалению, таких людей больше, чем создателей, которые, наоборот, делятся с окружающим миром всем, что имеют, не требуя ничего взамен. И это тоже плохо. Потому что только сбалансировав принцип "даю-беру", мы обретаем себя. Знаки мужского и женского начала, "инь" и "ян", доносят до нас, что только установив связь между половинками энергий, мы достигаем равновесия. В обыденной жизни оно проявляется в таких качествах характера, как уверенность в себе, оптимизм, стремление развиваться и совершенствоваться, познавать мир и людей вокруг себя. Такой человек по-настоящему счастлив и успешен.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные