Образ медицинского работника в художественной литературе. Эссе образ медработника в русской литературе. Рекомендованный список диссертаций

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давным-давно, в те времена, когда профессию психиатра еще не придумали, литература играла роль врачевателя душ. С помощью книг люди могли разобраться в себе и найти решение проблем. Однако современные исследователи с подозрением смотрят на героев наших любимых произведений: многим из них смело можно ставить серьезный диагноз.

сайт решил разобраться, какими ментальными недугами страдали герои популярных произведений. Для этого мы перелопатили горы медицинской литературы - оказывается, врачи до сих пор изучают болезни на примере персонажей из книг.

История болезни: Молодая дворянка Офелия медленно сходит с ума. Девушка начинает говорить загадками и напевает бессмысленные песни. На психическое здоровье Офелии повлияли сразу 3 события: смерть отца, навязчивые требования брата, который буквально помешан на целомудрии сестры, и предательство Гамлета, который велит девушке идти в монастырь и вообще ведет себя крайне резко.

История болезни: Родители Эдварда Рочестера женили его на Берте Мейсон ради титула и денег. Однако родственники женщины скрыли семейную склонность к безумию. За пару лет из симпатичной женщины Берта превратилась в буйнопомешанное чудовище: она нападала на мужа и даже пыталась сжечь дом. В книге Берта Рочестер предстает антагонистом главной героини Джейн Эйр.

Предполагаемый диагноз - болезнь Гентингтона. Неврологи из Нью-Йорка внимательно изучили роман Шарлотты Бронте и пришли к выводу , что Берта Рочестер страдала генетическим заболеванием нервной системы.

При этом недуге нервные клетки мозга разрушаются, что ведет к медленному распаду личности. В викторианской Англии у Берты не было шансов: душевнобольных пациентов и за людей-то не считали. Эта болезнь до сих пор неизлечима, однако ее прогрессирование можно замедлить.

История болезни: Золушка живет с токсичной мачехой и сестрами, которые только и делают, что издеваются над девушкой. Однако героиня не прилагает никаких усилий, чтобы уйти из дома или хотя бы дать отпор распоясавшимся женщинам.

Предполагаемый диагноз - бессознательный страх независимости. Сегодня психологи называют это состояние «комплексом Золушки» . В надежде завоевать любовь и уважение близких людей Золушка терпит неудобства, но не желает брать ответственность за свою жизнь. Она предпочитает надеяться, что вмешаются третьи силы (фея-крестная, принц) и спасут ее.

История болезни: Холмс не умеет вести диалог, а разговоры с ним больше напоминают нудные лекции. Знания детектива глубоки, но интересуется он только очень узкими областями. Он отстранен, хладнокровен и ни с кем не дружит . К тому же Шерлок подвержен частым перепадам настроения и пытается бороться с ними с помощью наркотиков.

История болезни: Медсестра Энни Уилкс живет совсем одна, и единственная радость в ее жизни - чтение романов писателя Пола Шелдона. Однажды Энни спасает мужчину, который попал в автоаварию. Выясняется, что мужчина и есть любимый писатель Энни. Женщина сначала восхищается Шелдоном, а потом мгновенно сходит с ума и устраивает писателю персональный ад .

История болезни: Таинственный революционер V борется с тоталитарным режимом. V никогда не показывает своего лица и применяет весьма спорные методы борьбы: он не задумываясь убивает людей и устраивает теракты.

Предполагаемый диагноз - ПТСР и частичная амнезия. Из сюжета комикса становится ясно, что V - ветеран и в прошлом пережил травмирующие события. Однако V загнал воспоминания в глубину своего подсознания и теперь испытывает только агрессию и жажду мести. Он не отдает себе отчета, что его мотивы глубоко эгоистичны, и прикрывается светлыми идеями.

История болезни: «Добрая» волшебница Глинда обрушивает дом на свою соперницу. А потом прилюдно насмехается над Злой Ведьмой Запада, которая оплакивает свою сестру, да еще и забирает у несчастной единственную память о родственнице - красные башмаки.

Предполагаемый диагноз - садистическое расстройство личности. Для лиц с таким расстройством характерно не только отсутствие жалости к жертвам, но и феномен «обратной эмпатии» (мучитель специально вызывает ужас у жертвы). К тому же садисты отлично умеют манипулировать людьми, чтобы добиться своей цели: Глинда без раздумий заставляет Элли и ее друзей рисковать своей жизнью и не стесняясь упивается унижением врагов.

История болезни: Скарлетт нуждается в постоянном внимании со стороны, ведет себя провокационно, чтобы получить выгоду, использует мужчин в своих целях, драматизирует любое событие и плохо контролирует гнев.

История болезни: Герцог Йоркский (будущий король Великобритании Георг VI) решает лечить заикание, которым страдает с детства. Врачи не могли помочь Георгу, и спас его человек, которого все считали шарлатаном. Лайонел Лог разглядел психологические корни болезни.

Предполагаемый диагноз - хроническая тревожность. Видимо, в детстве у будущего короля произошла травмирующая ситуация, которая запустила патологический процесс. Удивительно, но врачи стали

В предложенном для анализа тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает актуальную во все времена проблему преданности человека своей профессии.

Рассуждая над данной проблемой, автор приводит в пример случай из биографии Самуила Яковлевича Марашака. Сивоконь отмечает, что поэт оставался верным своему делу до конца жизни. Сергей Иванович подчёркивает, что тогда, когда “врачи боролись даже не за дни, а за часы жизни” Маршака, он нашёл в себе силы позвонить главному редактору журнала, чтобы внести поправки в журнале. Сивоконь акцентирует наше внимание на том, что Маршак не мог поступить иначе и подвести “миллион читателей”, ведь они ждали журнал. Этот звонок, по словам Бориса Полевого-главного редактора, звучал как приказ. Это свидетельствует о том, что Самуил Яковлевич был непоколебим в своём решение довести работу до конца.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что человек должен быть преданным своей профессии всю жизнь. Если человек выбрал сферу своей деятельности, он должен качественно выполнять работу, чтобы потом вдохновлять на это других людей.

В литературных произведениях приведено множество примеров по этой проблеме. Вспомним рассказ А.П.Чехова “Попрыгунья”. Главный герой-доктор Дымов всю жизнь был верным своей профессии. Он работал на износ для того, чтобы быть полезным людям. Умер врач геройской смертью. Желая помочь мальчику, болевшего дифтеритом, Дымов высасывает дифтеритные плёнки через трубку. Он не обязан был этого делать, но поступить иначе он не мог. Мальчика удалось спасти именно благодаря доктору Дымову. Это яркий пример того, что человек, преданный своей профессии, не задумываясь, может пожертвовать жизнью ради своего долга.

Нельзя не упомянуть о Лидии Михайловне из рассказа Распутина “Уроки французского. Учительница Володи, войдя в его тяжёлое финансовое положение хотела помочь ученику материально. Столкнувшись с гордостью мальчика, учительница идёт на профессиональное преступление-она садиться играть с ним в азартную игру на деньги и проигрывает во благо. Такая помощь оборачивается для Лидии Михайловны увольнением из школы. Мальчик никем не приходился учительнице, но она решилась помочь ему. Ведь учитель не обязательно должен только преподавать в школе, он наставляет на жизненный путь, помогает ученикам в трудных жизненных ситуациях. Именно поэтому Лидия Михайловна так поступила, она не могла иначе.

В заключение ещё раз скажу, что когда человек выбрал себе профессию, очень важно оставаться преданным ей до конца, ведь именно тогда можно достичь успеха и по-настоящему принести пользу людям.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

    презентация , добавлен 24.03.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

    доклад , добавлен 23.11.2006

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни". Публицистический и художественный стиль этюда.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

В произведениях советской литературы образ врача раскрывается главным образом через его отношение к труду и больному, через конфликт между новатором и традицией, учителем и учеником, между теми, кто стремится любой ценой спасти человека, помочь больному, и людьми, использующими медицину как средство достижения материального благополучия. Великолепные образы самоотверженных врачей, преданных своему делу, врачей по призванию созданы Ю. Германом, В. Кавериным, А. Корнейчуком, Юлием Крелиным, В. Аксеновым, А. Коптяевой,…. Их произведения хорошо известны, многие экранизированы.
Советская литература 50-60-х годов очень часто идеализировала врачей, что вызывало возражения у самих медиков. Они призывали писателей, журналистов больше писать о будничной стороне деятельности врачей, а не только о благородных и героических поступках.
В настоящее время идеализация уступает место более сложному подходу. Поясним это на примере повести Ю. Крелина «Хирург». Её герой – хирург Мишкин. На работе его уважают за чело-вечность, подлинную интеллигентность. Он – совесть коллектива. Мишкина ценят за высокий профессионализм. «На нем вся хирургия в районе держится», - говорит главный врач. Мишкин безотказен и абсолютно бескорыстен, чужд всякой суеты. Несмотря на житейскую неустроенность, он счастлив. Его цель – лечить, спасать людей. Труд для него – главная жизненная потребность. И все-таки врач Мишкин – не схема, а живой человек, с которым автор не всегда согласен.… Так, автор не скрывает, что мышление его героя ограничено рамками практической хирургии. Он не придает особого значения теории, не стремится довести до конца начатое исследование.
Интересный образ рисует в повести «Приговор» Владимир Солоухин. Академик Б.П. Петров – ученый старой школы, крупный хирург, глубоко интеллигентный человек. Автор восхищается чуткостью Петрова, его умением поддержать больного. Писатель замечает, что у многих врачей, с которыми он столкнулся, не хватало терпения для подробного расспроса больного. С этим он связывает проблему запоздалой постановки диагноза. Не все суждения писателя бесспорны, о чем говорилось при обсуждении его произведения медицинской общественностью, но они интересны. Например, заслуживает внимания разговор об отрицательных эмоциях, постоянно угнетающих человека, или «цейтноте» даже непродолжительном, но пагубном для здоровья. Наблюдения В.А. Солоухина во многом совпадают с мыслями других писателей.
Хочется обратить внимание и на записки хирурга Федора Углова «Под белой мантией». Это – не художественное произведение. Автор рассказывает о представителях советской медицины В.П. Демихове, В.К. Калзине, А.А. Смородинцеве, И.М. Великанове, М.П. Чумакове, В.Н. Шамове, С.Т. Зацепине и др. Главная идея записок – утверждение идеала врача-творца, революционера в науке, бескорыстного борца за здоровье человека и резкая критика так называемого «делового стиля», администрирования, карьеризма. Ф. Углов заостряет внимание на проблеме руководящих кадров здравоохранения, от которых во многом зависит совершенствование медико-санитарного обслуживания населения в нашей стране. Говорит он и о состоянии хирургии за рубежом, в частности о профилактике хирургических заболеваний. Написанные страстно, правдиво, записки Углова созвучны и «Призванию» В.В. Кованова и прозе В.А. Солоухина. К произведениям этого ряда примыкают книги Н.М. Амосова «Мысли и сердце», «Книга о счастье и несчастьях», раскрывающие внутренний мир крупного ученого-медика.
Образы врачей запечатлены и в произведениях изобразительного искусства в виде портретов выдающихся и многих безвестных медиков. Их писали Рембранд, Ф. Гальс, Голбейн, Веронезе, Эль Греко, Гойя, Давид, И.Е. Репин, Ван-Гог, М.В. Нестеров и др. Благодаря этому сохранились имена многих известных и малоизвестных врачей, а также их облик в различные исторические периоды. Образы медиков раскрываются также в полотнах на тему «Врач и больной», принадлежащих кисти таких голландских художников, как Я. Стен, Г. Лоу, Андриан ванн Остаде, Г. Терборх, Питер де Гох и др., оставивших нам жанровые сцены из жизни врачей. Обычные их персонажи – больной и врач в кабинете, установленном атрибутами врачевания. Как правило, врач щупает пульс у пациента или рассматривает склянку с мочой. В лучших произведениях этой серии раскрываются взаимоотношения между больным и врачом. Этой теме посвящали свои полотна многие отечественные живописцы. Их картины дают зримое представление об условиях работы врачей и особенностях медико-санитарного обслуживания в мирное время и на полях сражений.
В книгах Е.И. Лихтенштейна «Пособие по медицинской деонтологии» (Киев, 1974) и «Пом-нить о больном» (Киев, 1978) проблемы медицинской деонтологии рассматриваются на материале произведений Л.Н. Толстого, Г. Флобера, А.П. Чехова, О. Генри, С. Моэма и других классиков отечественной и зарубежной литературы. Автор отмечает, что в развитии медицинской деонтологии как науки классическое искусство сыграло большую и еще не в полной мере осознанную и оцененную роль.
В советской литературе проблемы медицинской деонтологии привлекают все большее внимание. В.А. Солоухин обращается к такому явлению, как лечение по протекции. В.М. Шукшин («Змеиный яд»), Ю. Крелин, Виктория Токарева («Плохое настроение») возмущаются проявлениями бюрократизма, равнодушия, хамства со стороны некоторых врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В периодической печати получила освещение и пресловутая проблема «подарков». Анализ этих публикаций показывает, что советские литераторы расширили традиционное представление о сфере этико-деонтологических проблем медицины, включив в него и отношение к пациенту вспомогательного персонала – работников регистратуры, гардероба и т.д. Выходит, что не только театр начинается с вешалки…
О взаимоотношениях внутри медицинских коллективов рассказывают Ю. Крелин, Н.М. Амо-сов, Ф. Г. Углов, В.В. Кованов, Н.В. Эльштейн. И.А. Шамов, Л.Д. Хунданов, Ан. Софронов. Их раз-мышления интересно сопоставить с суждениями, например, Рене Лерища («Воспоминания о моей минувшей жизни»), М.Л. Гросса («Доктора») и Мадлен Риффо («Больница как она есть»)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Образ врача в российской художественной литературе

Выполнила:

Шевченко Галина

Врачи - представители одной из сложнейших профессий. В их руках находится жизнь человека. Наиболее ярко сущность профессии врача раскрывается в произведениях классической литературы. Писатели разных эпох нередко делали героями своих произведений врачей. Более того, немало талантливейших писателей пришло в литературу из медицины: Чехов, Вересаев, Булгаков. Литературу и медицину сближает глубочайший интерес к человеческой личности, поскольку именно неравнодушное отношение к человеку определяет истинного писателя и истинного врача. С древнейших времен главная заповедь врача - «не навреди».

Образ-профессия врача в русской классике имеет повышенную смысловую нагрузку, даже когда появляется в произведении мимолетно, в коротком эпизоде. Вспомним произведение Астафьева «Людочка». В одном из эпизодов мы встречаемся с парнем, умирающим в больнице. Паренёк простудился на лесосеке, и на виске у него появился фурункул. Неопытная фельдшерица отругала его за то, что обращается по пустякам, брезгливо помяла пальцами гнойник, а через день она же сопровождала парня, впавшего в беспамятство, в районную больницу. Возможно, при осмотре фельдшерица сама спровоцировала прорыв гнойника, и тот начал оказывать свое разрушительное действие.

В медицине такое явление носит название «ятрогения» - негативное воздействие медицинского работника на пациента, приводящее к неблагоприятным последствиям.

Для сравнения мне хочется привести рассказ Булгакова «Полотенце с петухом». В провинциальной больнице после медицинского университета оказался молодой врач. Его беспокоит отсутствие профессионального опыта, однако он ругает себя за свой страх, ведь медицинский персонал больницы не должен сомневаться в его врачебной состоятельности. Он испытывает настоящее потрясение, когда на операционном столе оказывается умирающая девушка с раздробленной ногой. Он никогда не проводил ампутаций, но помочь девушке больше некому. Несмотря на то, что герою рассказа не чужды человеческие слабости, как и любому из нас, все личные переживания все личные переживания отступают перед сознанием врачебного долга. Именно благодаря этому он спасает человеческую жизнь.

На мой взгляд, наиболее полно судьбу доктора, со всеми ее жизненными перипетиями и неурядицами, с поисками собственного "я", мы можем найти в произведениях А.П. Чехова («Палата №6», «Случай из практики», «Ионыч» и др.).

М.А. Булгакова можно назвать продолжателем сложившейся в русской литературе традиции, которую условно можно обозначить как «писатель-врач». Писатель такого типа не просто изображает профессиональную деятельность врача, он обращается к духовной стороне исцеления.

В "Записках юного врача" Булгаков проводит вполне традиционную для русской литературы параллель между понятиями "врач" и "человек", пытаясь показать нам, что одно без другого не мыслимо. Также в рассказах булгаковского цикла нашли отражение основные черты данной ситуации: одиночество доктора, его существование вне истории, вне семьи, указание на его близость к иностранцам (фамилия врача - Бомгард, его лучшие «друзья» - книги немца Додерляйна, его предшественник, о котором он вспоминает с благодарностью, тоже немец - Леопольд Леопольдович). Молодой врач в ходе своей профессиональной деятельности оказывается у грани жизни и смерти, выполняет функции целителя не только тела, но и души.

Особенности цикла "Записки юного врача" в том, что нам предоставляется уникальная возможность проследить за профессиональным ростом врача. «Юный» врач, совершая вместе с больным путь от смерти к жизни, обретает не только новые знания, но и новый статус в обществе.

В этой связи особенно интересным представляется образ доктора Вернера из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который является отчасти романтическим и отчасти реалистическим героем. С одной стороны, «он скептик и материалист, как все почти медики», а с другой - «неровности его черепа поразили бы любого френолога странным сплетением противоположных наклонностей», а «молодежь прозвала его Мефистофелем». В этом персонаже одинаково легко обнаружить как демонические черты, так и его необыкновенную человечность и даже наивность. Например, Вернер прекрасно разбирался в людях, в свойствах их характера, но «никогда не умел воспользоваться своим знанием», «насмехался над своими больными», но «плакал над умирающим солдатом».

Этот персонаж указал направление, в котором развивался образ врача в русской литературе, от доктора Крупова А.И. Герцена до Базарова И.С. Тургенева.

Известный образ врача второй половины 19 века - образ студента-медика Базарова из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Как я считаю, этот образ сильно отличается от образа доктора Крупова. Принадлежность Базарова к врачам не имеет такого глубоко символического значения, как у Герцена. Профессия Базарова на протяжении романа остается как бы на периферии, на первый же план выходят его уверенность в собственном знании жизни и людей, на деле же - его полная неспособность разрешить даже собственные житейские и мировоззренческие противоречия, он плохо знает и плохо разбирается даже в себе, поэтому многие его мысли, чувства, поступки оказываются такими неожиданными для него самого.

Однако тема связи болезней и устройства общества не обойдена стороной и в этом произведении. Склонный к упрощениям Базаров говорит: «Нравственные болезни... от безобразного состояния общества. Исправьте общество - и болезней не будет». Многие высказывания Базарова звучат достаточно смело, однако это скорее намеки на поступки, чем сама деятельность. литература персонаж повесть

Врачи являются героями многих литературных произведений. Это обусловлено тем, что значение здоровья человека в нашей жизни огромно. Соответственно велика роль целителя страждущих. Литература является художественным переосмыслением реальных жизненных ситуаций. Как говорил М.М. Жванецкий: «Любая история болезни - это уже сюжет». Я не стану углубляться в глубокую древность, хотя произведения литературы о врачевателях можно найти ещё в древнеегипетских папирусах. Русская классическая литература очень богата произведениями, где главным героем является врач. Среди самих русских литераторов велика доля врачей (А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, Владимир Даль, В.П. Аксёнов и др.).

Наверное, это явление можно объяснить тем, что не каждый мыслитель - врач, но каждый врач - мыслитель.

Герцен в повести "Скуки ради" говорит о "патрократии", об утопическом управлении обществом врачами, называя их "генерал врачебной империи". Это вполне "серьезная" утопия - "государство врачей", ведь и герой повести иронию отвергает: "Смейтесь сколько угодно... Но до пришествия царства врачебного далеко, а лечить приходится беспрерывно". Герой повести не обычный врач, а социалист, гуманист по убеждениям ("Я по профессии за лечение, а не за убийство"), как и сам Герцен.

Как мы видим, литератор хочет, чтобы врач занялся более широким поприщем: из него получится мудрый управитель мира, в нем заложены мечты о великодушном царе-отце этого мира. Утопичность этого персонажа в повести "Скуки ради" очевидна, хотя и очень светлая для Герцена.

Проанализировав данные произведения, прочитанные мною ранее, я выявила качества, которыми должен обладать настоящий врач: самоотверженность, преданность делу, гуманность. Необходимо быть настоящим профессионалом, ответственно относиться к работе, иначе последствия могут оказаться трагическими. В любых условиях для врача главное - спасать человеческую жизнь, преодолевая усталость и страх. Именно об этом - великие слова клятвы Гиппократа.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Обучение А.П. Чехова на медицинском факультете, работа в земской больнице. Мелиховский период его жизни. Совмещение врачебного и писательского дела. Анализ писателем состояния здоровья своих друзей. Вересаевский тип врача. Темы произведений В. Вересаева.

    презентация , добавлен 02.12.2016

    Образ тела как составляющая часть образа персонажа в литературном произведении. Развитие портретной характеристики персонажа в художественной литературе. Особенности представления внешности героев и образа тела в рассказах и повестях М.А. Булгакова.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Сновидение как прием раскрытия личности персонажа в русской художественной литературе. Символизм и трактовка снов героев в произведениях "Евгений Онегин" А. Пушкина, "Преступление и наказание" Ф. Достоевского, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова.

    реферат , добавлен 07.06.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Автобиографичность цикла рассказов "Записки юного врача". Особенности цикла "Записки юного врача", а также проведение параллелей между автором и главным героем (прототипом писателя), черты их сходства и различия. Земский врач в произведениях М. Булгакова.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    "Благополучные" и "неблагополучные" семьи в русской литературе. Дворянская семья и ее различные социокультурные модификации в русской классической литературе. Анализ проблем материнского и отцовского воспитания в произведениях русских писателей.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Понятие образа в литературе, философии, эстетике. Специфика литературного образа, его характерные черты и структура на примере образа Базарова из произведения Тургенева "Отцы и дети", его противопоставление и сопоставление другим героям данного романа.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2013

    Общая характеристика жанра прозаической миниатюры, его место в художественной литературе. Анализ миниатюры Ю. Бондарева и В. Астафьева: проблематика, тематика, структурно-жанровые типы. Особенности проведения факультатива по литературе в старших классах.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные