Образ праведницы матрены в рассказе матренин двор. Cочинение ««Матренин двор» А. И. Образ праведницы. Жизненная основа притчи. К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души – а жизнь спасти не получилось

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор”

I. Значение слова “праведник”.

II. Жизнь или житие?

1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность

Человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась

Сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил.

Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, “не гналась за обзаводом…

Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…” Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, “вспахать на себе сохою” – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину “вязаночку серую”. Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: “…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала!

И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”.

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю (“Вечную память”, как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…

Ушла Матрена, “не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…” И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: “совсем не обрядно”, горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти “строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних”, искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить Ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все?

Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Образ праведница ярко приведен в рассказе “Матренин двор”. Действие происходят в советское время на станции “Торфопродукт”. Обстановка достаточно хмурая: “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся”. Среди этой серости мы […]...
  2. 1. Солженицын – летописец советской эпохи. 2. “Матренин двор” – прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего. В его произведениях нет призыва к […]...
  3. Образ праведницы и трагизм ее судьбы Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна. Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными […]...
  4. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]...
  5. “Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. А. И. Солженицын Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своем жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться […]...
  6. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]...
  7. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  8. В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие. А. Солженицын, “Матренин двор” Начнем с отрицания. […]...
  9. Исследование русского характера – вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 – начала 60-х годов. В рассказе “Матренин двор” (1959) автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди […]...
  10. Исходное название рассказа “Матренин двор” – “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А. П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т. е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не […]...
  11. В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре­ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер­рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, […]...
  12. Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрену считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот […]...
  13. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  14. ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа […]...
  15. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость. Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить […]...
  16. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году и опубликованный в “Новом мире” в 1963-м Одно из первых произведений, раскрывших […]...
  17. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”. Отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Действие происходит […]...
  18. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет по себе ничего, кроме архивов. С. Дали Дали как-то сказал: “Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме” (“Десять наставлений тому, кто хочет стать художником”). Думаю, оспорить трудно. […]...
  19. КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА “МАТРЕНИН ДВОР” Вокруг имени Александра Исаевича Солженицына всегда много эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий. Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из “зубров” литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим и рассказ […]...
  20. Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе “Матренин двор” Многие произведения А. И. Солженицына повествуют об истории России. Через них он пытался передать правду о жизненных нравах, условиях быта народа, и описать целый период советского времени. Невозможно оставаться равнодушным, читая его рассказы. Одним из таких произведений является “Матренин двор” – рассказ, который был назван “основополагающей […]...
  21. Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно […]...
  22. “Какова Россия А. И. Солженицына?” Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе “Матренин двор”. Герой рассказа хочет “затесаться и затеряться в самой нут­ряной России – если такая где-то была, жила”. После многих лет, проведенных в заключении, рассказчик хочет внутренней тишины. Важным условием […]...
  23. “Не стоит село без праведника” – таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки. Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному […]...
  24. Матрена – одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…”. Героиня перенесла много […]...
  25. Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность – это подвижничество, духовный подвиг. Но […]...
  26. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба […]...
  27. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части […]...
  28. В 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […]...
  29. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]...
  30. “Матренин двор” – рассказ А. И. Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”. Изменения были направлены на то, […]...
  31. Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните, что рассказчик – это Персонифицированный повествователь, ведущий рассказ от первого лица и наделенный собственной речевой манерой. Поясните, что рассказчик А. И. Солженицына после неудачного поселения […]...
  32. Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына – он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось “годиков на десять”. То есть пришлось отсидеть ни за что – как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях. Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке – подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку “в […]...
  33. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]...
  34. В произведении “Матренин Двор” А. Солженицын описывает жизнь одной женщины, которая мудра и трудолюбива, но, к сожалению, очень одинока. Матрена, так зовется эта женщина, очень отзывчива. Этим пользуются люди, но никто никогда не пытался ей помочь. И это не может не удручать читателя. Название произведения “Матренин двор” можно истолковать по-разному. Читатель сам для себя определит, […]...
  35. История создания Рассказ “Матренин двор” был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – “Не стоит село без праведника” (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала “Новый мир”, где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и […]...
  36. В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее […]...
  37. Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ “Матренин двор”. В центре повествования – судьба деревенской женщины. Понятие “село” для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно […]...
  38. Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и […]...
  39. Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его […]...

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Формирование нравственных ориентиров учащихся;

Приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится , Вложить душу ,

Души не чаять , Душа нараспашку Жить душа в душу .

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
  3. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
  4. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. (Почему?)
  5. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Кошка из жалости была Матреной подобрана

Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи .

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе -- мелкую, а мне -- с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца.

Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --

начальству, да кто при начальстве,

Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

Жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

  1. Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

  1. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

- чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

  1. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей.

  1. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Но в тот же день началась метель

- внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

- кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. (Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

  1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
  2. Особенности речи - «дуэль, разведка, картонный суп)
  3. Ее отношение к людям.
  4. К богатству
  5. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

- По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

- Люди злы, они погрязли в грехах

- Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

  1. Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
  2. Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
  3. Что общего в этих произведениях?
  4. Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
  5. Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З


Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор».

В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги - Матрена. Матрена - честная и добрая женщина. Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены - Фаддей ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них, быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью. Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены - труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя. Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

Матрену убила чужая корысть и алчность - вечная разрушительница жизни и человечности, которая делает жертвами всех.

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)

Литература

К юбилею А. Солженицына. Матренин двор: свет сохраненной души – а жизнь спасти не получилось

«Матренин двор» — один из первых рассказов Солженицына, опубликованных в журнале «Новый мир» в 1963 году, спустя четыре года после написания. Это произведение, написанное предельно просто и достоверно, — моментальная социологическая фотография, портрет общества, которое пережило две войны и вынуждено героически сражаться за жизнь до сих пор (действие рассказа происходит в 1956 году, спустя одиннадцать лет после Победы и три года после смерти Сталина).

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива. Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда. Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново). Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России. На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)... И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат... а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.

Что взять для проработки?

Портрет безбытности . Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут. Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется. Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет. Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника . Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное. Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова. А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»... «Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала... ни рубля. Потому что пенсии ей не платили... А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров. Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор. Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали. Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше. Точные и образные детали — конек Солженицына-художника. Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «...пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание...

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом. Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами. Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре... почему... а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал. К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения. Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А. И. Солженицына; учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить учащихся мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг нас.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.

Ни вся земля наша.А. И. Солженицын

I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

II. Аналитическая беседа.

1) Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…)

2) Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

3) Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

4) Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

(Доказательства учащихся: Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души).

5) Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»).

6) А цель урока? (Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником). Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель урока.

III. Учитель.

Мы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, коФторые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально – художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы. 1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.

IV. Жизнь и творчество (Сообщение 4-х учащихся)

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.

V. Учитель. А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году. произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию. Итак, тема урока вами определена.

VI. Аналитическая беседа.

1) Кто же из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Достоевский).Н.С. Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры…»

2) Как изображена в рассказе религиозность героини? (Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). : «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».

3) Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене? (Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.

4) О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу?

5) Какие художественные детали создают картину быта Матрены? (Текст. Неравнодушна к красоте – фикусы).

6) Понаблюдаем за речью героини.(Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши – как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст, стр.37)

7) Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему? (В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).

8) Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей (. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

9) Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

10) Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

11) А какой мы видим героиню в работе? (Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек).

12) Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена? Что общего у этих героинь? (Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».

13) А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной? (Текст, стр.35)

VII. Работа в группах.

1-я группа – мир тальновцев 2-я группа – образ автора 3-я группа – роль художественных деталей 4-я группа – роль пейзажей Эксперты

VIII. Развитие речи. Рассказ учащихся по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матренин двор» - «Линия судьбы Матрены Григорьевой».

Учитель: 1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей? (Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

2) Как заканчивается судьба Мартены? (Трагически).

3) Кто виноват в смерти героини? (Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

Учитель: Лучше всего о своей героине сказал автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

IX. Мини – сочинение: Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные